Москва. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста. Карта и ближайшие объекты Построена в 1821 (1825?) году по проекту арх. Элькинского А.Ф. как зимняя церковь Введенской единоверческой общины. Самокатная улица в то время называлась Новоблагословенной. 31 марта 1933 года была закрыта и передана " для специальных нужд " ОГПУ. В 1992 году передана Новообрядческой общине. Реставрация не завершена. Храм внесен в Реестр памятников архитектуры и градостроительного искусства федерального значения. Храмы Введения во храм Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной у Салтыкова моста на Новоблагословенной улице принадлежали Введенской единоверческой общине и были построены: Троицкий (летний) - в 1817 г., Введенский (зимний) - в 1825 г. В 1931 г. закрыты и разграблены, использовались под жилье. В 1970-1980 гг. Троицкий храм был частично реставрирован, однако в помещении размещался производственный цех. Богослужения во Введенском храме возобновлены в июле 1992 г. Источник: Построена в 1825 году как отапливаемая, зимняя церковь, в стиле ампир. Архитектор неизвестен. Церковь - хороший образец архитектуры позднего московского классицизма. Четверик здания церкви завершен пятиглавием, а с севера и юга входы оформлены картинами тосканского ордера. Храм в некотором отношении напоминает Троицкий, только меньший по объему, возможно, их проектировал один, пока неизвестный, архитектор. Архитектурный декор притвора и крыльца повторяют декоративное убранство основного объема храма. Церковь была снаружи отштукатурена, крыша покрыта железом и окрашена в зеленый цвет. Длина церкви - 38 метров, наибольшая ширина - 19 метров, высота до верха карниза - 15 метров. В церкви шестнадцать больших окон с двойными дубовыми рамами и три наружных двухстворчатых двери художественной работы. Внутри храм был расписан художественной живописью в греческом стиле и отличался, подобно Троицкой церкви, своим богатством прекрасных старинных икон. Среди них выделялся образ Похвалы Богородицы, с изображением Господа Саваофа, Духа Святого в виде голубя и Богоматери с Богомладенцем, восседающей на троне и окруженной пророками. Икона эта была написана царскими иконописцами во главе с Иваном Владимировым и Федором Козловым в 1643 году. Икона Похвалы Пресвятой Богородицы находилась в иконостасе и представляла собой соединение в одной нескольких икон четвертого яруса - случай, редко встречающийся в иконографии. Кроме этой иконы, в притворе находилась древняя икона Благовещения Пресвятой Богородицы у кладезя.

http://sobory.ru/article/?object=05193

В делах Архитектора Кн. Ухтомского, 1756 г. заведовавшего городским строением, упоминаются у шести ворот моста каменная палата над ними, где содержалось тогда более 70 человек по корчемным делам и Корчемная Канцелярия, при мосте пять отводных быков, пред моими вбиты сваи в воротах, а с восточной стороны семь контрфорсов. Тогда поручено было исправление Всесвятского моста Архитектурии Гезелю Андрею Дашкову. В 1775 году еще там находились лавки и палатки, кои, как видно из 102 прибавления к Московским Ведомостям того же года, взяты были на откуп с платежем в казну Московским первой гильдии купцом, пожалованным тогда в дворяне, Фомою Мальцовым. Ход между лавками имел деревянный навес. Рубан сообщает нам в 1782 году следующее описание мосту: «шестеро ворот каменных на конце моста у Суконной фабрики с одной стороны, а с другой у Камер-Коллежского винного двора. Они стояли с трех сторон: одни прямо против Каменного моста и Козмодемьянской улицы с двумя проездами, где ныне заступила их место часовня; другие из Каменного моста на право к Берсеневке также с двумя проездами; третье с Камерного моста к большому суконному двору с двумя же проездами. Собственно было только трое ворот; но, по причине шести сквозь их проездов, назывались »шестеро ворот». (9) Со времени существования своего в Московском мире, до наших времен, мост этот в продолжение, 168 лет неоднократно был починиваем и переделываем так что в последствии первобытный вид его изменен. Починки его в царствование Анны Ивановны Елнсаветы Петровны мало изменили прежнее расположение и палаты с лавками; в 1771 году старожили припоминают восемь каменных столбов; между ими были клетки из деревянных брусьев. Вероятно, они сделаны, вместо обрушившихся или поврежденных сводов. Но когда мост значительное потерпел повреждение в 1783 г. от весеннего напора воды, которая оторвала от боков его камни; тогда Высочайшим Указом 1784 года, Февраля 29, повелено его исправить. Для производства дел по этой постройке был учржден особый департамент (10) под ведомством Московского Главнокомандующего Графа Чернышева. Инженер Герард не находил другого средства к прочному исправлению моста, как освидетельствовать его фундамент и отвести воду Москвы реки посредством канала, а правый берег от канала до моста укрепит обрубами. За смертию Графа Чернышева план этот не приведен в исполнение. Ныне существующий отводный канал проведен Графом Брюсом, преемником Графа Чернышева, которому Москва обязана своим устроением. В это время с моста сняты деревянный помост и лавочки, (11) перила сделаны из крепкого белого камня, а быки обложены декарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

упомин. в 1390г.). Каменные вновь: Николы Неревском конце (1313), Богородицы на Прусской улице (1348 г. упомин. сгоревшею); Нерукотворенного Образа в Людином конце на Добрыни улице (1378), Симеона на Чюдинцевой улице (1392), Константина и Елены на Яневой улице (1400); возобновлены прежние каменные: Космы и Дамиана (1350, потом перестраивалась в 1375); Сорока Мученик (1356); деревянные: Лазаря в Зверинцах (1300), Георгия на Борковой улице (1302), Николы на Яковлеве улице в Неревском конце (1356), Петра в Неревском конце (1384), св. Мины в Людином конце (1385 г. упомни. сгоревшею), Алексия в Людином конце (1391 г. упоминается прежде в 1340 г.), Введения на Прусской улице (1391). Неизвестно какие: Владимира на Побережье близ Детинца, давшая название Владимирскому берегу (1331), Ипатия на Щирковой улице в Неревском конце (1396). В XV-м веке были построены на Торговой стороне, вновь каменные; Алексия Человека Божия близ Успения (1409), Андреа Первозванного на Щитной улице, в Плотницком конце (1417). Каменные вместо деревянных: Никиты в Плотницком конце (1406), Луки на Лубянце (1424); каменные вместо прежних каменных: Св. Отец на Торгу (1430), Михаила Архангела на Михайловке (1454), Илии в Славном (1455), Успения на Торгу (1458), Димитрия на Славковой улице (1463); неизвестно какая: Николы в Никольском конце за Плотницким. На Софийской в Детинце каменные вновь: Гурия, Самона и Авива у Софии, со Владычня двора, поставленная в память знамения, совершенного от иконы этих святых во храме св. Софии (1410), Петра митрополита на воротах: от Неревского конца (1416), Николы у св. Софии (1442); каменные вместо деревянных: Афанасия и Кирилла (1416), Милостивого Спаса на Воротах (1426 упоминается 1424 г.), Анастасии (1440; упоминается деревян. 1417). Вместо прежних каменных: Иоанна Златоуста (1434–1437), Петра на Воротах владычних (1438), Бориса и Геба (1441). За Детинцем, каменные вновь построенные: Архангела Гавриила на Хревковой улице (1413), Воздвижения в Людине конце (1415), Николы на Холопьей улице в Неревском конце (1417), Всех Святых на Черничиной улице в Людином конце (1418), Спаса Преображения на Розважи в Неревском конце (1421), Иоанна Милостивого на Людгощи в Неревском конце (1422); каменные вместо деревянных: Усекновения на Чюдинцевой улице (1402), Петра и Павла в Неревском конце (1406), Апостола Луки в Людином конце (1416), Николы на Яковлевой улице в Неревском конце (1417), св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Перед образом висела лампада. Внутри часовня освещалась 5-ти рожковой газовой люстрой, которая висела под выбеленным куполом. По воспоминаниям современников часовня была «изящна, богато украшена, и в солнечные дни сверкала на солнце позолотою». Она хорошо смотрелась издали, на фоне петербургского неба, являясь не только дорогим украшением не перегруженного декором моста, но и духовной доминантой. Упоминание об этой часовне встречаются в литературных произведениях. По мосту пролегал путь героя романа Достоевского - Родиона Раскольникова: «…Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как, смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов 20 до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо разглядеть даже каждое его украшение…». Это место было ему особенно знакомо… «случалось ему, может раз сто останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Здесь, оборотившись лицом к Неве, по направлению дворца, он всегда ощущал «необъяснимый холод, …духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». Все работы на часовне были выполнены с высоким качеством, однако неблагоприятные условия, в которых она находилась: атмосферные осадки, интенсивное движение на мосту и под мостом вскоре отразились на её внешнем виде и, прежде всего, на позолоте, которая быстро темнела. В таком виде часовня простояла до 1930г., когда её снесли под предлогом освобождения моста для памятника лейтенанту Шмидту. Перестройкой 1938-го года мост был окончательно изуродован. По проекту профессора Г.П. Перидерия и архит.Л.А. Носкова арочные чугунные конструкции моста были заменены прямыми, стальными балками. Приземистые овальные павильоны, в которых разместили механизмы разведения моста, внесли свою долю в общую безликую картину (не спасли их и мемориальные доски). Сейчас намечается новая реконструкция моста, однако восстановление часовни не планируется, да вряд ли она бы украсила это загубленное сооружение.

http://sobory.ru/article/?object=34910

В высшей степени вероятно, чтобы такое важное общественное здание, как палата синедриональных заседаний, было расположено на дне долины; и потому остается перенести здание Совета на площадь храма, к западным портикам его. В таком случае смысл сообщения И. Флавия будет тот, что стена, проходя к востоку от Ксиста, оканчивалась у западной галереи храма, у того самого места, где находилось здание Совета. 656 Попытка определить более точно, где именно находилось здание синедриональных заседаний, сбоку западной галереи храма, между ней и стеной, или внутри самих портиков, не приводит ни к какому результату. Поэтому приходится довольствоваться выводом, что здание Совета в древнем Иерусалиме, находилось на самой границе храмовой площади, у западных портиков, против Ксиста. Соответственно этому, можно приблизительно указать место здания Совета и на теперешней площади Харама. Исследователи согласно утверждают, что открытая в 1865 году арка, известная под именем Вильсоновской, есть часть древнего моста, который соединял северо-восточный угол Ксиста с площадью храма. Разногласие заключается только в решении вопроса, часть какого именно моста представляет собой арка Вильсона. И. Флавий упоминает только об одном мосте через Тиропеон, который он и называет мостом «над Ксистом». Новейшие же исследования открыли здесь два моста, части которых известны под именами арок Робинзона и Вильсона. Оба моста, как лежащие по своему уровню выше Ксиста, могут быть названы мостами «над Ксистом». Которую же из арок нужно отождествить с мостом Иосифа Флавия? Эберс-Гуте (Palästina in Bild und Wort. B. I. S. 80) и Шписс (Das Jerusalem des Josephus. S. 63) считают арку Вильсона началом, упоминаемого у Флавия, моста. Другие же исследователи, например, проф. Олесницкий, 657 напротив, видят остаток древнего моста «над Ксистом» в Робинзоновской арке. Первое мнение нам кажется более вероятным. Во всяком случае, βουλ Флавия было расположено с южной стороны городской стены. Если бы βουλ было к северу от первой стены, то при последней войне с римлянами, оно было бы разрушено гораздо раньше, тогда, когда была сожжена западная галере храма «до башни Иоанна, который построил ее над выходными воротами колоннады Ксиста».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIV-м веке строилось много церквей; некоторые каменные на месте деревянных; другие вновь заложены каменными. На Торговой стороне, вместо деревянных, отстроены каменные: Михаила Архангела (1302), Бориса и Глеба (1300–1308; деревянная оставалась и сгорела в 1311 г.), св. Отец 1318, на Княже дворе, т. е. на Ярославовом дворище (1310 г.) Христова (1324; дерев. упомин. сгоравшею в 1311 году), Георгия на Лубянице (1356), Прокопия (1359; упоминается сгоравшею в 1311 г.), Феодора Стратилата в Плотницком конце (1359 г. упоминается деревян. под 1329 г.), Ипатия на Рогатице (1369–1370), Спаса Преображения на Ильиной улице (1374), Дмитрия на Славковой улице (1381–1382), Рождества в Поле (1382), Климента на Иворовой улице (1386). Вновь каменные; Знаменская (1355), Иоанна у Немецкого двора (1359), Благовещенская на Михайловской улице, в Славенском конце (1362), Петра и Павла в Славном (1367), Бориса и Глеба в Плотницком конце в Запольской улице (1377), Филиппа на Нутной улице (1383), Иоанна Богослова в Радоковицах (1383). Деревянные: Димитрия на Бояне Улке (1300), Екатерины на Торгу (упомин. сгоравшею в 1311), Спаса на Лубянице (упоминается сгоравшею в 1329 г.), Никиты в Плотницком конце (1368). Сверх того, упоминается о 22 церквах, сгоревших в 1399 г. Прежде каменные вновь перестроены: Пятницы (1345), Успения (1388). На Софийской стороне: в Детинце – каменные: Владимира на Воротах, от Прусской улицы (1311), Вход в Иерусалим, близ Софии (1336), Иоанна 3латоустаго (1351); вместо деревянной, каменная Рождества Христова, на-Сенях (1362); вместо старых каменных: Покрова Пресвятыя Богородицы у Прусских ворот (1389 г., прежняя каменная упоминается в 1305 году), Бориса и Глеба (1351), деревянная Афанасия и Кирилла обетная (1390); неизвестно какая Богородицы (1351). На Софийской стороне за Детинцем: каменные вместо деревянных: Троицы в Редятине улице в Людине конце (1366), Василия на Ярышевой улице, в Людине конце (1370), Флора и Лавра на Людгоще улице в Неревском конце (1379), Константина и Елены на Ростнике улице в Неревском конце (1390), Дмитрия на Даниславле улице в Людином конце (1394 о дерев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Нижние Вязовые. Часовня в честь 300-летия дома Романовых. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Часовня. Не действует.   Архитектурный стиль: Неоклассицизм Год постройки:1913. Архитектор: А.В. Щусев Адрес: Республика Татарстан, Зеленодольский район, пгт Нижние Вязовые, улица Колхозная. Координаты: 55.815088, 48.51554 Проезд: С автодороги М-7 Москва - Уфа, не доезжая моста через Свиягу и Казани (со стороны Москвы), повернуть на развязке налево по указателю " Свияжск, СММЛЦ " (со стороны Казани - направо сразу после окончания села Исаково после моста через Свиягу). Через 5 км повернуть налево по указателю " Протопопово " , еще ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С автодороги М-7 Москва - Уфа, не доезжая моста через Свиягу и Казани (со стороны Москвы), повернуть на развязке налево по указателю " Свияжск, СММЛЦ " (со стороны Казани - направо сразу после окончания села Исаково после моста через Свиягу). Через 5 км повернуть налево по указателю " Протопопово " , еще через 5,5 км, повернув налево по направлению главной дороги, проехать через железнодорожный переезд в районе станции Свияжск. Через 1,4 км после переезда повернуть направо в первую заасфальтированную улицу (Ленина). Через 750 метров, когда дорога упрется в церковь, объехать ее слева. На следующем перекрестке через 100 метров выбрать левую дорогу, через 150 метров повернуть направо, еще через 200 метров дорога приведет к часовне. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня-мавзолей с большим подвалом-склепом(?) к 300 летию дома Романовых не достроена и потому не освящена до революции. Строилась в расчете на прибытие Николая Второго на церемонию открытия Романовского моста через Волгу. К возведению мавзолея-памятника приступили весной 1914 года. До осени выложили первый этаж, точнее, ярус из красного кирпича, вывели колонны и карнизы. Осталось построить второй ярус колокольни и завершить ее высоким шпилем. Стены по проекту предполагалось облицевать мрамором. Но тут началась первая мировая война, затем — Февральская революция 1917 года, вскоре нахлынули и октябрьские события…»

http://sobory.ru/article/?object=21489

Местные крестьяне проявляли самоволие в ловле рыбы, и с этою ловлей Монастырю было много хлопот 3796 . У Монастыря был давний, небольшой источиик дохода – пошлина за проезд по монастырскому мосту. С 1740-го года предоставлено было бесплатно ездить чрез мост ямщикам по казенной надобности с особыми проездными билетами. Но снабжение билетами оказалось непрактичным, и решено было перейти к добровольному соглашению. Монастырь был поставлен в необходимость чинить мост. Усиленный проезд с подводами, несомненно, вызывал более скорую порчу моста. Поэтому было справедливо изыскивать источник на покрытие расходов по починке моста среди заинтересовавных сторон 3797 . Доход от дороги был менее дохода с моста. В 1743-м году с 1-го по 11-е апреля оказалось собранных в ящики на мосту 8 рублей 47 копеек, а на дороге только 4 рубля 11 копеек 3798 . Сборы с моста и дороги, видимо, приносили Монастырю много хлопот и притом не покрывали расходов на необходимый ремонт. Поэтому решено было сдать доход с дороги и моста на откуп. Была сделана публикацмя. Вызов охочих людей к торгам производился таким образом. Заготовлено было 10 «билетов» или объявлений. 1 оставлен был в Главной Полициймейстерской Канцелярии, а 9 «с данным от Главной Полициймейстерской Канцелярии барабанщиком» «публикованы» в следующих местах: «у полиции, на гостином дворе, на рынке, в конной площадке, на Морском рынке, в Московской ямской, на Васильевском острову у биржи, на С.-Петербургской стороне, на Сытном рынке» 3799 . После публикаций, сбор с «мостов» – «при Невском и от Невского чрез Черную речку и по прешпективой дорог к С.-Петербурху» был сданза 355 рублей 3800 . Купец Караулов, взявший откуп, жаловался в 1745-м году, что «разных чинов люди, читая указ» о сборе денег, «имеют сумнительство и чинят великие ссоры, крики и почти драки, и многие мостового не заплатя, насильно проезжают, сверх же того многие чрез Черную речку по мосту, где и с пешеходящих берется мостовое, собравшись нарочно на роспуски человек по 5-ти и больше, проезжают, а мостовое только платят с одной лошади с роспусками, а не с числа людей, отчего чинится в сборе немалый недобор» 3801 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

...«Попытки восстановить памятник были неоднократными. Архитектор-реставратор, специалист научно-реставрационного управления РТ Марина Юрьевна Степанова разыскала подлинные чертежи часовни. Внук Щусева разрешил произвести поиски в семейном архиве. Замысел архитектора стал известен точно: удалось найти окончательный вариант чертежей Романовской часовни. Почти девяносто лет стоит на Вязовой горе этот памятник, закладка которого состоялась в день открытия моста. Построенный на пожертвования населения, мавзолей-часовня вместе с Романовским мостом на фоне волжских просторов должны были образовать захватывающий душу ансамбль...» Наместник Раифского монастыря отец Всеволод предложил создать там музей (под часовней в буквальном смысле слова откопан и очищен большой подвал), подняв архивные материалы вокруг Романовского моста. Например, в этом месте погибло много людей…и во время строительства моста, и во время известных событий гражданской войны… источник: сайт Раифского Богородицкого мужского монастыря В 1912 году Россия начала готовиться к празднованию 300-летия Императорского Дома Романовых. Не ударить лицом в грязь решила и казанская знать. Им уже удалось получить высочайшее соизволение присвоить строившемуся железнодорожному мосту через Волгу имя Романовского. Его пуск совпадал с годом царских торжеств. Возведение в ту пору красавица-моста потрясал воображение людей. Все три года его строительства казанская пресса «болела» мостом. На этом-то фоне родилась идея соорудить рядом на горе мавзолей-часовню, воплотить в святилище любовь и признательность верноподданной Казани Романовской монархии. Очередная сессия губернского земского собрания в декабре 1912 года постановила: “… соорудить часовню в селе Вязовых Свияжского уезда у императорского железнодорожного моста, на что ассигновать 5000 рублей и известить об этом казанское дворянство, городское управление и другие общественные организации, а также частных лиц, дабы, предоставить им возможность, если они того пожелают, посильным участием присоединиться к почину губернского земства, а также войти в соглашение с обществом Московско-Казанскойй ж/д”.

http://sobory.ru/article/?object=21489

14 августа, в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в музее-заповеднике «Петергоф» состоялся праздник Малого водосвятия. Сотрудники музея попытались возродить торжества, установленные во времена императрицы Елизаветы Петровны. По велению императрицы, ежегодно 1 августа (14 августа - по новому стилю), в Верхнем саду Петергофа устраивалась символическая Иордань, и совершалось освящение воды. Затем святой водой кропились знамена полков, размещавшихся в Петергофе, устраивался торжественный воинский парад и пушечный салют. На этот раз на праздник были приглашены курсанты ВМИРЭ имени Попова, Военно-транспортного университета железнодорожных войск и Кадетский корпус, который ныне квартирует в Петергофе. У фонтана «Дубовый» Верхнего сада клирики собора св. апп. Петра и Павла города Петродворца совершили чин освящения воды и окропление знамен военных учебных заведений. Был произведен салют троекратным холостым выстрелом из стрелкового оружия. Мост лейтенанта Шмидта снова стал Благовещенским. 15 августа в Петербурге после длительной реконструкции был торжественно открыт бывший мост лейтенанта Шмидта. Мост вернул себе не только исторический облик, но и исконное название - Благовещенский. В церемонии открытия приняли участие губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, губернатор Курганской области Олег Богомолов, а также внучка первого инженера моста - Станислава Кербедза. Чин освящения моста перед началом официальной сводки его пролетов совершили клирики Николо-Богоявленского морского собора во главе с протоиереем Богданом Сойко. 16 августа в особняке Румянцева на Английской набережной открылась выставка «Из истории Благовещенского моста», подготовленная Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Среди наиболее ценных ее экспонатов - первый проектный чертеж моста, закладная табличка 1845 года, фрагменты ажурной дореволюционной решетки моста, спроектированной художником Александром Брюлловым, а также модель часовни святителя Николая. Часовня, построенная на Благовещенском мосту в 1854 году по проекту архитектора Штакеншнейдера, была уничтожена большевиками в 1930 году. Сам Благовещенский мост был сооружен в 1843-50 годах. Название его происходило от находившейся неподалеку Благовещенской церкви (располагалась на Благовещенской площади, ныне - площадь Труда; уничтожена большевиками).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010