В мае 1921 г. монастырская община зарегистрировала трудовые артели: пчеловодческую и по производству кустарных и художественных изделий. Сестры изготавливали головные уборы, скатерти, постельное белье, сумки, обувь и т. д., изделия были высокого качества и предназначались на экспорт. В мае 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей из храмов О. В. м. были вывезены предметы общим весом 7 пудов 88 фунтов (150 кг), в т. ч. серебряные позолоченная дарохранительница (7 фунтов), позолоченная чаша с эмалью (3 фунта), 3 напрестольных креста (более 4 фунтов), ризы с чтимых Казанской, Тихвинской и Балыкинской икон Божией Матери, ризы с др. образов, 12 серебряных лампад (4 фунта), серебряное кадило (более 4 фунтов), а также 40 предметов с бриллиантами и др. драгоценными камнями. В нач. 20-х гг. XX в. в О. В. м. служили свящ. Всеволод Ковригин (1893 - после 1934), выпускник физико-математического фак-та С.-Петербургского ун-та, сменивший свящ. Григория Архангельского, умершего в 1920 г. от тифа, а также свящ. Павел Святитский, уездный наблюдатель церковноприходских школ, благочинный церквей Правобережного округа Орла. В 1922 г. монастырские священники отказались примкнуть к раскольнической «Живой церкви» , о. Всеволод призвал правосл. общины города «не принимать никаких новшеств». Сестры также оставались верными временно управлявшим Орловской епархией Даниилу (Троицкому) и Агапиту (Борзаковскому) . В февр.-марте 1923 г. О. В. м. был закрыт, игум. Алексия, священники П. Святитский и В. Ковригин неоднократно подвергались арестам. Большинство насельниц проживали в Орле, в основном в окрестностях мон-ря, посещали богослужения в Успенской «Новоблагословенной» ц. и в обращенной в приходскую Воскресенской ц. на Афанасьевском кладбище. В нач. 30-х гг. по большим праздникам в Воскресенском храме молились до 70 монахинь, сестры пели на клиросе. Нек-рое время общиной руководил духовник иером. Ипполит (Носик), совершавший тайные постриги. В 1932 г. игум. Алексия была выслана в г. Алма-Ату, затем проживала в Вологде, там, вероятно в 1938 г., приняла схиму с именем Евгения; в 1940 г. вновь арестована и 3 окт. 1941 г. скончалась в вологодской тюремной больнице. После 1932 г. общину возглавляла избранная сестрами мон. Кира (Нарышкина; 1882-1937), бывш. ктитор и зав. монастырской школой. В 1936-1937 гг. арестам и репрессиям подверглись более 100 бывш. насельниц, проживавших в Орле. В нояб. 1937 г. мон. Кира и прот. П. Святитский были расстреляны (см. подробнее: Мищенко. 2017. C. 619-627). С проживавшей в Орле насельницей О. В. м. старицей Верой (Логвиновой) общался И. М. Крестьянкин (впосл. архим. Иоанн ).

http://pravenc.ru/text/2581557.html

стиля в архитектуре XIX - нач. XX в. принадлежит старообрядцам Орловской губ. В 1841 г. орловские единоверцы перестроили каменную поповскую часовню в Успенскую (Новоблагословенную) единоверческую ц. Она получила формы, отдаленно напоминающие рус. посадские храмы XVI-XVII вв.: кубический центральный четверик, завершенный 4-гранной кровлей и 5 главами на 8-гранных барабанах с луковичным завершением; фасады были декорированы 3 лопатками с рельефным полуциркульным завершением. Деревянная однопрестольная Никольская ц. (1884) на старообрядческом Лутовом кладбище (возникло не позже 1-й пол. XIX в., ликвидировано во 2-й пол. ХХ в.) построена на месте старой церкви, перестроенной в 1841 г. из старообрядческой часовни (закрыта в 1929, разрушена). Начиная с 1-й трети XIX в. было перестроено и расширено большинство церквей XVIII в. Приделы переносили из трапезной в симметричные пристройки по сторонам главного храма, из-за чего сооружения становились крестообразными в плане, а в интерьере появлялся поперечный неф («трансепт»), увеличивали трапезные, возводили новые колокольни, меняли стилистику декора. В 1837-1838 гг. в Орле перестроена приходская Богоявленская ц. (70-80-е гг. XVII в.): трапезная расширена, а фасады декорированы в стиле ампир, с юж. и сев. стороны добавлены портики с 4 колоннами. Всехсвятская ц. (1808-1820) в Болхове, при к-рой в 1857 г. был организован одноименный жен. мон-рь, перестроена в 1867-1870 гг. в формах рус. стиля с использованием кокошниковых завершений окон и дверных проемов. В 1889-1891 гг. была капитально перестроена в рус. стиле Георгиевская (Сретенская) ц. на ул. Болховской в Орле: центральный 8-гранный объем получил шатровое завершение, сооружены боковые Иверский и Георгиевский приделы, а также шатровая колокольня, восьмерик надстроен шатровым куполом. В Орле и губернии работали: архит. Ф. И. Петонди (1797-1894) - с 1813 по 1834 г.; городской и епархиальный архит. Н. Т. Ефимов (проектировал кафедральный Троицкий собор (1860-1879), Троицкую церковь-усыпальницу (1845) на архиерейском подворье, Смоленскую ц.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Городец. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 24 июня 2011 года распоряжением Управляющего Религиозной организацией " Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) " архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием, имеющим пастырское попечение о Местной религиозной организации " Православный Приход церкви в честь Святаго Духа г. Городца Нижегородской области " назначен иерей Роман Смирнов. В центре Городца около здания ТЦ «Добрыня» находится старинный храм, который требует капитального ремонта. Это памятник архитектуры — православная старообрядческая Свято-Духовская Крестовоздвиженская единоверческая церковь. Об истории этого заброшенного храма, потерявшего былой вид и значимость, мы и расскажем. В Городце были очень сильны традиции раскола или старообрядчества. Более того, городецкая земля считалась одним из его центров. Официальная церковь долго боролась с отколовшейся частью паствы. В 1798 году император Павел I издал именной указ «О дозволении жительствующим в Нижегородской епархии старообрядцам дозволить просимое, Святейшему Синоду разрешить давать равномерное дозволение по другим епархиям». Затем по рекомендации московского митрополита Платона был издан указ от 27 октября 1800 года, разрешавший строительство и открытие единоверческих церквей по всей России, что облегчало переход в единоверие «незаписным старообрядцам». Главной формой примирения раскола с православной церковью в течение всего XIX века оставалось единоверие. В царствование императора Николая I единоверие получило свое дальнейшее развитие, чему способствовало строительство единоверческих церквей. Для примера, только с 1828 по 1854 год было введено 150 церквей в разных губерниях. Единоверие (другие названия — «духовская вера», «старообрядные приходы», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество») — это течение в старообрядчестве, сторонники которого сохраняли «старые обряды» (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) древнерусский бытовой уклад, но в то же время признают главенство Синода Русской православной церкви Московского Патриархата.

http://sobory.ru/article/?object=10365

1480; упразднен в 1814), Спасский в Чигасах (мужской; впервые упом. в 1483; упразднен в нач. XVII в.), Космодамианский на Вражках, Заяузский (мужской; впервые упом. в 1498; упразднен в сер. XVIII в.), Георгиевский (женский; основан в кон. XV в.; упразднен в 1813), Больничный во имя Феодора Студита и Смоленской иконы Божией Матери у Никитских ворот (мужской; основан в XV в. как женский; после 1613 мужской; упразднен в 1709), Покровский Лыщиков (?) (упом. в 1504-1578; возможно, в документах говорится не о мон-ре, а о церковном дворе), Рождества Богородицы на Голутвине (мужской; упом. в 1504), Николаевский в Драчах (мужской; упом. в 1547), Никитский (женский; основан в 1582; закрыт в 20-х гг. XX в.), Моисеевский (женский; на Тверской ул.; основан в XVI в.; упразднен в 1764), Вознесенский Варсонофиевский на Рву (женский; основан до 1612; упразднен в 1764), Мироносицкий на Никольском крестце (мужской; упом. в 1626), Знаменский на Государевом старом дворе на Варварском крестце (мужской; основан в 1629-1631; упразднен после 1923), Николо-Перервинский (мужской; основан до 1623; упразднен в 1928; с 1995 Патриаршее подворье), Крестовоздвиженский Божедомский на Ст. Божедомке (мужской; упом. с 1635; упразднен в сер. XVIII в.), Страстной иконы Богоматери (женский; основан в 1654; закрыт в 1928), Троицкий на Торжку (мужской; в 1677 приписан к новгородскому Софийскому собору), Архиерейское подворье во имя 12 апостолов при Московской Синодальной конторе с монашеской общиной (мужское; основано в 1721; упразднено в 1918), Всехсвятский единоверческий на Новоблагословенном единоверческом кладбище за Рогожской заставой (женский; основан в 1862; упразднен в 1922), Никольский единоверческий на Преображенском Валу (мужской; основан в 1866; упразднен в 1922), Казанский Головинский (женский; основан 1876 как община; с 1886 мон-рь; ок. 1929 закрыт), Князе-Владимирский Троицкий в Филимонках (женский; ныне пос. Филимонки Новомосковского адм. округа; основан в 1891; закрыт в 1926), Скорбященский (жен., основан в 1865 как приют, с 1889 мон-рь, закрыт в 1918), Куриловская община во имя равноап.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Переведен в Москву в единоверческую Троице-Введенскую церковь (ул. Новоблагословенная). Благочинный единоверческих церквей Москвы. Написал службу преподобному Серафиму Саровскому . По личному желанию Императора Николая II читал написанный им канон Преподобному на утрени в самый день прославления преп. Серафима в Сарове. Издал множество своих трудов в единоверческой типографии. Там же отпечатал Прологи в четырех томах, которые поднес Императору Николаю II во время аудиенции единоверческой депутации. Сын. о. Иоанна – Николай (впоследствии епископ Дмитровский Серафим) был ближайшим сотоварищем вл. Арсения. Протоиерей Алексий Петрович Колоколов (24.2.1836 †29.1.1902) – сын священника с. Горки Новгородской губернии. По окончании Александро-Невского духовного училища (1851) и духовной семинарии (1857) рукоположен во иереи (1858). Первоначально служил в церкви с. Хотово. Переведен в храм общины Вмч. и Победоносца Георгия в Петербурге (1.10.1872). Создал там общину сестер милосердия, богадельню, приют для детей, лечебницу, Алексеевское духовное училище. Протоиерей (2.7.1876). Умер вследствие пастырской ревности: больной провожал на кладбище духовную дочь, что ускорило его кончину. Протоиерей Александр Стефанович Юнгеров (1821 †22.12.1900) – родился в с. Аблязове Пензенской губернии в семье причетника. По окончании Саратовских духовных училища и семинарии (1842) был рукоположен во иереи (20.10.1842) и обосновался в с. Третьяки Сердобского уезда, а потом в с. Неверкине и, наконец, с. Балаково (июль 1843–23.11.1880). Более 20 лет занимался обучением на дому девочек (1846–1867). Усердный молитвенник, он отличался необыкновенной сердечной приветливостью. За старостью и болезнями по собственной просьбе был уволен заштат (1880) и определен в Чагринский женский монастырь, где, кроме прочего, занимался в женской монастырской школе. Продолжал он и общественное свое служение, принимая народ по особенному, составленному им, чину. Подробнее см. в кн.: Протоиерей Александр Стефанович Юнгеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Главные мнения, образовавшие раскол, были следующие: 1) Богослужение должно совершать по старым книгам, которые написаны или напечатаны до Никона или перепечатаны с этих 39 . 2) Почитать крест только восьмиконечный 40 . 3) Аллилуиа при богослужении петь дважды, а не трижды 41 . 4) В церковных ходах, напр., при крещении, величании и пр., ходить по солнцу, а не против солнца 42 . 5) Креститься и благословлять двумя пальцами, указательным и средним 43 . 6) Имя Спасителя произносить и писать Исус, а не Иисус 44 . 7) При совершении литургии употреблять 7, a не 5 просфор 45 . 8) Иконам поклоняться только старым или таким, которые написаны со старых в их скитах 46 . 9) Не брить бороды и усов 47 . Так как раскольники разнятся с нами не в учении евангельском, т. е. догматах веры, а в обрядах при богослужении, напр., они веруют так же, как и мы, в Св. Троицу и во Христа Спасителя, следовательно, разнятся в том, что не составляет прямого препятствия ко спасению души, то на Соборе в 1667 г. осуждены раскольники, и на них произнесено проклятие, но не за их мнимо старые обряды, а за то, что из-за этих обрядов они отделились от единства Церкви и упорно противятся ей. В 1800 г. многие из раскольников, оставив свое упорство, обратились к правительству с просьбой о дозволении им совершать богослужение по старым печатным книгам и с мнимо старыми своими обрядами, и Святейший Синод разрешил им это, и проклятие, возложенное на них, снято с них, как оставивших свое противление Церкви. Так, произошли так называемые единоверческие или новоблагословенные церкви – храмы, где обращенные раскольники имеют законных, поставленных нашими архиереями священников и богослужение с мнимо старыми своими обрядами, как то: служением литургии на 7 просфорах, хождением по солнцу, употреблением двухперстного крестного знамения и пр. Русские миссии Церковь христианская постоянно заботится о людях, непросвещенных христианской верой. С этой целью у нас в России учреждены так называемые миссии 48 . Миссии получают пособия от так называемого миссионерского общества. Центр этого общества – в Москве. Общество собирает суммы и расходует как на миссионеров, так и на новообращенных: созидает для новообращенных храмы, открывает для их детей школы и пр. И для обращения раскольников к православию или к единоверию у нас учреждены подобные миссионерскому общества, называемые по большой части братствами. Таково напр. Братство св. Петра в Москве. Приложение

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

С радостью встречал Коля Святую Пасху, стоял около отца, принимавшего поздравления. Характер у Коли был мягкий, и дети любили его, но шалуны обижали и дразнили за то, что ворот на рубашке широкий, не по шее: «Видно, нет матери, а шила нянька». Семи лет Коля тяжело заболел – камни в почках. Отец отвез его в больницу святого равноапостольного князя Владимира близ Покровской общины. Плакал отец, плакал и Коля, оказавшись на руках чужих людей. Однако вскоре камни вышли, и он вернулся домой. Учиться Колю отдали в церковное училище при единоверческой церкви. Особенно ему не давалась арифметика, из-за нее он остался на второй год. Трудно давался счет после двадцати. «Как быть, – говорил Владыка, – когда пальцев не хватало ни на руках, ни на ногах?!» Окончив приходскую школу, он перешел в Заиконоспасское училище 11 на Никольской улице. Няня будила рано. Трудно вылезать из теплой постели, а впереди долгий путь от Новоблагословенной до Никольской улицы. «Как я завидовал кошке, которая лежала у теплой печки, и ее никто не тревожил», – вспоминал Владыка. Сын единоверческого причетника из Троице-Введенской церкви был товарищем Коли; вместе шли в школу. В классе было еще два друга: Всеволод Красновский, сын священника церкви Святителя Алексия на Николо-Ямской улице, впоследствии епископ Клинский Гавриил, и Николай Кудрявцев, сын священника церкви Святителя Николая Большой Крест на Ильинке, будущий епископ Богородский Никанор, единоверческий викарий Московской епархии. До школы заходили в часовни, молясь о ниспослании помощи Божией в учении. На деньги, данные на завтрак, ставили свечи пред чтимыми образами, особенно когда предстояло отвечать. Учился Коля старательно и успешно; шалунов, которые нападали на слабых (в том числе и на него самого), не любил – те отнимали завтрак. Радостно возвращение из школы! У Ильинских ворот оживленная торговля. Тетка Татьяна на баке с горячей грибной лапшой, «грешники» 12 (гречневики) продают копейка пару. Продавцы в кафтанах с ящиком пирогов и пышек. «С рисом, яйцами, вареньем», – предлагают они мальчуганам свой товар. Что выбрать? Всего так много! Случалось, что ученики, замечтавшись, не замечали, как у них срезали ранцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Узнав об измене древнему благочестию, Гавриил Илларионович сильно прогневался. Горе усилилось еще и тем, что два других сына, Василий и Александр, тоже вскоре перешли в единоверие, переменив фамилию. Мать их, также склонная к единоверию, таила свое настроение. Не выдержал ревнитель старой веры и предал проклятию сыновей до третьего колена 5 . Нелегко пережил Иоанн проклятье отца, даже заболел. В Петербурге он женился на дочери единоверческого священника Евдокии Васильевне Сланской, мягкие и нежные черты лица которой освещались сокровенной красотой ее кроткого духа. Женившись, Иоанн Гаврилович принял духовный сан и получил место священника в Ржеве. Известно, что там у него родился сын Михаил, старший из его детей, а младенцы Константин и Ольга отошли ко Господу. С начала восьмидесятых годов он уже в Москве... В столице центр единоверия находился на Новоблагословенной улице 6 . Здесь, трудясь при Троице-Введенской церкви, отец Иоанн Звездинский вскоре заслужил огромную популярность, любовь и уважение за молитвенное истовое служение и прекрасный певучий голос. Московские богачи старообрядцы, обращенные им в единоверие, видели в нем дар небесной благодати и милости Господней к ним. Мудрое слово, подвижническая жизнь, отеческая любовь к чадам из заблудшей раскольнической среды привлекали раскольников к истинной Церкви и спасению. В Москве открылись еще три единоверческих храма. Число единоверцев быстро росло. Наставником их стал отец Иоанн Звездинский, назначенный благочинным всех московских единоверческих церквей. В трудах отец Иоанн был неутомим. Он не только принимал всех, приходивших к нему, но и сам искал заблудших, не страшась посещать городские трущобы. Смелости, мужеству и безбоязненности его изумлялись. Он же все терпел, «всем бысть вся, да всяко некия спасет» 7 по слову святого апостола Павла. Порой угрозы сыпались со всех сторон, негодование же раскольников настигало его даже дома, где часто били окна, заплевывали их, а не раз и самого отца Иоанна. Но, утвердившись в вере истинной, он оставался непреклонным.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

2 Матушка Иоанна несколько раз записывала свои воспоминания о епископе Серафиме. Разные варианты, естественно, несколько отличаются друг от друга как воспроизведенные по памяти. 6 Название улице дано было в начале XIX века, так как на ней находились церкви Новоблагословенной Троице-Введенской единоверческой общины. 12 августа 1924 г. улица переименована в Самокатную в память погибших солдат самокатного (велосипедного) запасного батальона Красной Армии. Район Лефортова. 9 Матушка Маргарита была второй игуменией единоверческого московского Всехсвятского женского монастыря со дня его основания, в 1873–1894 гг. 11 Училище принадлежало Заиконоспасскому монастырю, названному так потому, что находился за торговым иконным рядом Никольской улицы. 12 «Грешники», гречневики – обжаренные со всех сторон столбики из гречневой каши высотой вершка в два (приблизительно в 9–10см). На копеечку торговец отпускал пару гречневиков, при этом он разрезал их вдоль, поливал внутренность гречневика маслом и посыпал солью. 16 В 1902 г. группой революционно настроенных студентов МДА были напечатаны и распространены среди учащихся семинарий прокламации антиправительственного содержания с требованиями радикальных изменений общеобразовательной системы, призывами к политической борьбе за права человека «освобождению» от устоев государства, от царизма: долой самодержавие, да здравствует республика! Под влиянием подобных прокламаций в феврале – марте 1902 года произошли сильные беспорядки в Симбирской семинарии (см.: Титлинов Б.В. Молодежь и революция. Пг., 1924. С. 75). 52 Восстание названо по имени ближайшего к монастырю большого села, жители которого поддержали сопротивление монахов разграблению обители. 69 «Вредный обряд». Письмо крестьянина.//Наша правда. Еженедельная рабоче-крестьянская газета. 23. 20 мая 1923 г. С. 2. 75 Окончательно Зосимова пустынь была закрыта 23 апр./6 мая 1923 г., в день памяти вмч. Георгия Победоносца. 92 Впоследствии оправданный. этот индус приезжал на Влахернское подворье и на коленях умолял сообщить, где находится епископ Серафим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

888 Письмо заведующего VIII отделом П.А. Красикова являлось ответом на заявление Н.Д. Кузнецова от 8 августа 1918 г. в Управление делами СНК. Вместе с ответом управляющего делами СНК В.Д. Бонч-Бруевича с его резолюцией о необходимости проверки ситуации сложившейся вокруг Сретенского монастыря, переписка была возвращена в VIII отдел НКЮ (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 398. Л. 147). 891 Посылая в СНК 30 августа 1918 г. прошение игумении и монахинь Всехсвятского монастыря, Н.Д. Кузнецов в своем письме повторил основные положения, имевшиеся в прошении. Он также отметил, что «все здания монастыря построены исключительно на пожертвования самих старообрядцев, без каких бы то ни было пособий со стороны казны, и назначение здания монастыря на другие цели может произвести крайне тяжелое впечатление среди единоверцев» Н.Д. Кузнецов просил СНК признать действия отдела неправильными и разъяснить ему «необходимость в своих действиях считаться с уставами монастырской жизни» (ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 159. Л. 8–8 об.). 892 Московский Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Основан в 1862 г. на Новоблагословенном единоверческом кладбище в память освобождения крестьян от крепостного права. Располагался на Владимирской дороге, в одном километре от старообрядческого Рогожского поселка. В 1864 г. монастырь и кладбище были обнесены оградой с воротами. В 1873–1876 гг. построена церковь свт. Николая Чудотворца с верхним Покровским приделом. В 1907 г. в монастыре жили 32 монахини с игуменьей и 24 послушницы. В 1918 г. монахини вынуждены были покинуть монастырь. В 1922 г. он был окончательно закрыт, впоследствии его территория передана заводу «Серп и молот» (быв. Гужона), храмы разрушены в 1934 г. Единственное сохранившееся здание – Никольская церковь . В настоящее время лишена признаков храма, используется как офисное здание. 894 I Московский государственный университет – официальное наименование университета в 1918–1930 гг. 895 Храм святой мученицы Татианы –домовая церковь Московского университета. Впервые церковь была освящена в 1791 г. В 1812 г. храм сгорел вместе с основными зданиями университета. В 1817–1837 гг. университетским домовым храмом стала соседняя церковь храма святого Георгия на Красной горке. В 1833–1836 гг. купленная для нового здания университета усадьба Д.И. и А.И. Пашковых была перестроена: в ней расположилась университетская церковь, освящена в 1837 г. С приходом к власти большевиков, по постановлению Наркомпроса о ликвидации домовых церквей при учебных заведениях от августа 1918 г., Татианинский храм был опечатан. Прихожане боролись за признание храма приходской церковью Университетского района. 8 июля 1919 г. по постановлению СНК храм был закрыт окончательно. В здании церкви находился читальный зал юрфака, затем студенческий клуб. В 1994 г. в Татианинском храме было учреждено Патриаршее подворье. В 1995 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004