Москва. Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Собор Всех Святых. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Всех Святых Всехсвятского единоверческого монастыря собор В первой половине XIX в. в Москве существовало несколько общин и храмов единоверцев. В этих общинах были объединены старообрядцы, которые признавали власть Русской Православной Церкви и ее священство, но службу в храмах вели по дониконовским правилам. Как метко написал И.С. Шмелев о своей бабушке-единоверке: «Из раскола наполовину вышла». Единоверцев называли новоблагословенным согласием. Недалеко от Проломной заставы, на Новоблагословенной улице с 1800 г. находился центр единоверческой общины. Вскоре также недалеко от Проломной заставы, но уже за Камер-Коллежским валом, то есть вне города, было основано единоверческое кладбище. Оно располагалось на пересечении Проломного проезда с Владимирской дорогой, идущей от Рогожской заставы. В 1840 г. на кладбище началось строительство храма во имя Всех Святых и колокольни по проекту архитектора П.П. Буренина, освященные в 1843 г. Кладбище стало называться Всехсвятским Новоблагословенным. Храм и колокольню выстроили в новом тогда византийском стиле. В этом стиле был создан проект самого грандиозного храма Москвы – Христа Спасителя (архитектор К.А. Тон). Проект храма Христа Спасителя был высочайше утвержден за три года до начала работ над Всехсвятским храмом, и стал эталоном для многих церковных построек своего времени. Буренин взял его за основу, но несколько переработал. Всехсвятский храм имел схожую обработку стен, но был однокупольным и более вытянутых пропорций. Пятиярусная колокольня, имевшая прототипом колокольню Ивана Великого, одновременно в деталях походила на построенную К.А. Тоном колокольню Симонова монастыря. Поставили звонницу по «дониконовским правилам», в виду алтаря храма, то есть ближе к востоку. Построенный в византийском стиле, Всехсвятский храм как бы свидетельствовал о приверженности единоверцев к древним традициям и одновременно показывал, что они не чужды новых веяний и поддерживают государственную линию в церковном строительстве. Храм и колокольня стали одними из самых высоких в Москве, и, находясь среди маленьких домиков пригорода, возвышались над окрестностями и как бы показывали находившейся недалеко старообрядческой Рогожской общине преимущества единоверия.

http://sobory.ru/article/?object=38027

71 Подробные сведения о монастыре, основанном в память освобождения крестьян из крепостной зависимости, изложены мной в жизнеописании Всехсвятской игуменьи Александры, напечатанном в Моск. Епарх. Ведомостях 1873 г., 10, и отдельно. 72 К ним, в качестве попечителя, присоединился после А. К. Горбунов. Типография для издания книг, сходных со старопечатными, учреждена в Москве 31 декабря 1818 г., иждивением прихожан Троицкой единоверческой церкви, преимущественно М. Б. Сарачева. 77 На нем надпись: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви честнаго и славнаго Успения Богородицы. Священа церковь сия в лето 7157 (1649), индикта втораго, месяца апреля в 29 день, на память святых мученик, иже в Кизице, и преподобного отца нашего Мемнона чудотворца, при благоверном нам царе и великом князе Алексие Михаиловиче всея России, и при благоверном великом князе Дмитрии Алексиевиче всея России и при святейшем патриархе нашем Московском и всея России (Иосифе)». 78 На хоругвях иконы, писанные на дске, вставлены в бронзовые рамки с подвесными лопастями, шитыми золотом по малиновому бархату. 81 В статье священника Виталия Лебедева: «О рогожском кладбище и об открытом при нем единоверии и его обрядах», напечатанной в июльской кн. «Душеп. Чтения» 1868 г., подробно изложен чин единоверческой литургии, равно и всенощной. 82 Новоблагословенная церковь эта отличается богатством украшений и иконами древнего письма; ризница и утварь очень богаты. На одних воздухах 12 ф. жемчуга. В обширной холодной Троицкой церкви сплошная стенная живопись греческого вкуса; в притворе Введенской (особо построенной) церкви замечательна древняя икона Благовещения Богородицы у кладезя. 86 Эта чудотворная икона, именуемая Курскою, явилась 8 сентября 1295 г. В лесистой пустыне при корне древа, в воспоминание чего она ежегодно после Пасхи в пятницу 9 седмицы торжественно с крестным ходом переносится из Курска на место явления в Коренную пустынь (в 27 верстах от Курска) и остается там до 12 сентября, затем опять возвращается в Курский Знаменский монастырь. Историческое описание Коренной пустыни, 3 издание. Курск, 1885, стр. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Веры в Бога в нем нет и в помине, есть лишь вера в человеческий разум. Да, что-то из христианской нравственности он удерживает: «На преступление не идите никогда. Доживите до старости с чистыми руками». В революционные годы это, конечно, немало, как и забота в свое время о голодном Борментале. Но это, пожалуй, и всё, что связывает его с отцом – кафедральным протоиереем. А уж если говорить о христианской нравственности во всей ее полноте, в смысле жертвенного служения… Только что отгремела гражданская война. Страна не вылезает из эпидемий – испанки, тифа и, конечно, сифилиса. Вот где могут пригодиться познания профессора-венеролога Преображенского. Профессор Преображенский з а солидные деньги принимает «кобелирующих граждан» А чем он занимается? За солидные деньги принимает «кобелирующих граждан», говоря языком капитана Глеба Жеглова. Делает деньги на пороке и тем обеспечивает свое благосытное существование, комфортный быт и славные застолья с горячими закусками, «новоблагословенными водками» и т.д. А теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны. Церковь отвергла ересь антропоморфитов , учивших о том, что человеческое тело само по себе являет образ Божий, и тем не менее она относится к нему как к некоей святыне. «Устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2: 5), – учит нас апостол Петр – эти слова относятся не только к душе, но и к телу. «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6: 18), – взывает апостол Павел. Отношение к телу как к святыне мы ощущаем практически во всей богослужебной жизни Церкви: нас помазывают освященным елеем, тело покойного («честные мощи», по определению Требника) кадят, пред ним ставят свечи и т.д. А чем занимается профессор Преображенский? «Я вставлю вам яичники обезьяны», – говорит он 55-летней даме, у которой бурный роман с неким господином. Вот как он относится к этой святыне. И вопрос: благословил бы его отец, кафедральный протоиерей Филипп Преображенский, на такие действия – совмещение святыни человеческого тела с обезьяньими половыми органами, да еще и для блудных целей?

http://pravoslavie.ru/74964.html

Между тем Москва оставалась крупным центром старообрядческого раскола. Будучи беспощадным к какому-либо «инославию» в Православии, митрополит предпочитал действовать твердо и мудро, не только запрещением. Прежде всего, вразумлять и привлекать к Православию убеждением – так он начал «Беседы к глаголемому старообрядцу» – и в то же время стеснять их учительство. Для этого митрополит благословил восстанавливать и строить единоверческие храмы, где служили православные священники, но по дониконовским богослужебным книгам и обрядам. Были вновь отстроены единоверческие Троицкая и Введенская церкви на Новоблагословенной (Самокатной) улице в Лефортово. На территории, которую ныне занимает завод «Серп и молот», находился единоверческий женский Всехсвятский монастырь, устроенный в 1862 году с разрешения Александра II в память освобождения крестьян. В 1854 году митрополит освятил единоверческий Крестовоздвиженский храм на Преображенском кладбище, совершив и нелегкий путь, и продолжительный чин освящения, а в 1866 году по его ходатайству там был устроен единоверческий мужской Никольский монастырь. Он терпимо относился к христианам других конфессий, считая, что ответ за раскол и уклонение от догматов дадут пастыри, а не паства. Когда в 1853 году заболел католик доктор Ф.П. Гааз, с которым святитель работал в Московском тюремном комитете, и служащие пересыльной тюрьмы просили отслужить обедню о его здравии, отказа у святителя не было. Он немедленно дал разрешение, молвив: «Бог благословил молиться о всех живых», и приехал проститься с доктором в Малый Казенный переулок. «Осени себя крестным знамением, православный народ» Чудов монастырь был его любимым местом служения. А про императора Александра II говорили, что он родился в Чудовом монастыре, поскольку бывшие архиерейские палаты, в которых он появился на свет в 1818 году, находились на территории обители (будущий Малый Николаевский дворец). И крещен он был в Чудовом. Бабушка, вдовствующая императрица Мария Федоровна, при совершении таинства приложила младенца к руке чудотворца митрополита Алексия, испрашивая благословение, а ведь тогда младенец не был наследником престола, поскольку императором должен был стать его дядя Константин Павлович. И воцарение Александра II было по-своему чудом. В августе 1856 года он приехал в Москву на коронацию, и венчал его на престол митрополит Филарет. Совершив таинство, святитель обратился к государю с пророческим словом: «Молитвою любви и надежды напутствует тебя Россия. С молитвою любви и надежды приемлет тебя Церковь». В мае 1858 году по новому ходатайству митрополита император указал продолжить перевод Священного Писания.

http://pravoslavie.ru/30911.html

Я с своей стороны накупил книг, написанных против раскольников, читал их прилежно и через полгода с небольшим, убедившись совершенно в нелепости наших толков и мнений, со всем семейством перешел в Церковь православную. Многие последовали моему примеру, а иные присоединились к новоблагословенной, ради привычки к старым обрядам. – Ну я что же сталось с Марьей Петровной? спросил я. Марья Петровна, после того, как отпустила москвичей, вскоре продала дом свой и со старичками уехала в Костромскую губернию в имение мужа племянницы своей; выстроила там скиток в лесу, а теперь, говорят, перешла в единоверие. Ив. Ш. 20. Обращение моего дяди из раскола в православие В 1887-м году, на первой неделе великого поста, пришлось мне быть в Москве и посетить издавна проживающих там своих близких родственников, брата и дядю. Брат мой, как и я, давно уже оставил именуемое старообрядчество; а дядя, несмотря на свой природный ум и полную способность различать истину от лжи, все еще находился в расколе австрийской секты. Пришел я к нему вместе с братом и, после краткой беседы о наших домашних делах, завел с ним речь о старообрядчестве. Я говорил: «вот теперь, в святые дни поста, благочестивые чада церкви говеют, готовятся к исповеди и святому причастию; и ты, дядюшка, также говеешь, готовишься к исповеди; но кто же на исповеди отпустит тебе властью от Бога данной, твои согрешения»? Дядя, вместо ответа на этот вопрос, начал плакать. Я между тем продолжал: «Вот и мы с братом далеко не молоды; а ты, дядюшка, и совсем уже старик; тебе тем паче следует позаботиться о душе. А спасение души, как ты и сам хорошо знаешь, можно получить только в истинной Христовой церкви; у нас же, старообрядцев, истинной церкви не было и нет, потому что нет законных пастырей, ведущих свое начало от Христа и Его св. Апостолов». Успокоившись немного, дядя сказал: «Не знаю, племянник, что мне и делать! Я и сам большие имею сомнения о нашей церкви и иерархии; но должен сказать тебе откровенно, что на беседах слышу, как наши начетчики указывают, что и в вашей великороссийской церкви много неправильностей, которые не мало смущают меня, как например, изменение перстосложения для крестного знамения и отменения при Богослужении поучительных слов св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

   001    002    003   004