Киев в то время был полуразрушен и жить в нем было небезопасно вследствие постоянных набегов крымских и ногайских татар. Поэтому митрополит Макарий, подобно своим предшественникам, жил в Вильне, где отстаивал Православие, активно действуя против католиков. Много скорбей, трудов и забот принял на себя митрополит Макарий. В 1497 году он решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар. Послушный пастырскому долгу, митрополит Макарий смело двинулся в путь, несмотря на грозившую опасность нападения со стороны татар. И вот, как повествует летописец, 1 мая 1497 года, на шестой неделе после великого дня Пасхи, в понедельник, безбожные перекопские татары убили преосвященного митрополита Киевского и всея Руси Макария. Произошло это в селе Стригалове, на реке Вжище, недалеко от Мозыря. Спутников его — одних убили, а других увели в плен. Много зла причинили татары и окрестным жителям. Господь, заповедавший не бояться убивающих тело, прославил Своего верного служителя нетлением его тела. Оно было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 гг. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходил свет и огонь. Память его совершалась прежде в день тезоименитства (18/31 января), но с 1827 года перенесена на день его кончины. В этот день мощи его обносились вокруг Софийского собора при пении тропаря святому. Ныне святые мощи священномученика Макария покоятся в Киеве во Владимирском кафедральном соборе. Пафнутий Боровский, преподобный Преподобный Пафнутий был внуком татарина-баскака. Когда пришел на нашу землю татарский царь Батый со своим многочисленным войском, то, опустошив ее мечом и огнем, пленивши города, разрушивши церкви Божии с их святынями и посекши, как деревья или колосья, русских князей и начальников, он поставил в ней татарских властителей, называвшихся баскаками. Таким баскаком и был дед преподобного Пафнутия. Во время одного восстания русских против татар дед Пафнутия принужден был креститься и был назван Мартином. У нового Христова последователя, отличавшегося благочестием, родился сын Иоанн, который по достижении совершеннолетия женился на девице Фотинии. Иоанн и Фотиния жили в своем наследственном селе Кудинове, в верстах четырех от Боровска, уездного города Калужской губернии. От этой четы, благочестивой и нищелюбивой, и родился около 1395 года преподобный Пафнутий, названный во святом крещении Парфением. Развиваясь и возрастая телесно, Парфений вместе с тем совершенствовался и духовно. Преуспевая в изучении грамоты и особенно в чтении Божественных книг, отрок поучался и добрым нравам: кротости, незлобию, целомудрию. С ревностью подражая людям добродетельным, он стремился избегать общения с пустыми людьми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

«14 мая 2020 года в день празднования в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», на 69 году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, преставился насельник нашей обители монах Симон (Байко). …В обители отец Симон являл нам образец ревностного служения Господу и любви к ближним, которая проявлялась, в том числе, в исключительном усердии к поминовению монастырских синодиков о живых и усопших. Христос Воскресе, добрый наш собрат и труженик, отец Симон! Пасха Христова да будет для тебя вечной!» …В Троице-Сергиевой лавре умер 45-летний насельник иеромонах Модест (Панченко), у которого подтвердился коронавирус, пишет в Telegram рабочая группа при Патриархе Кирилле по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции. …14 мая 2020 года, на 49-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался протоиерей Алексий Иродов, настоятель храма священномученика Владимира, митрополита Киевского, г. Винницы, сообщает сайт Винницкой епархии . Митрополит Винницкий и Барский Варсонофий выразил соболезнования семье почившего, а также духовенству и прихожанам храма. Архиерей поблагодарил врачей, боровшихся за жизнь священника, в тяжелой форме заболевшего коронавирусной инфекцией. Владыка Варсонофий также выразил благодарность всем, кто откликнулся на просьбу епархии и перечислил деньги на лечение священнослужителя… …Утром 15 мая преставился ко Господу еще один насельник Свято-Троицкой Лавры – игумен Ферапонт (Апполонов), девятый по счету… О личном: сегодня – маленький юбилей: ровно 2 месяца назад в последний раз выходила из дома, в последний раз была в храме. И последний раз причащалась… Сегодняшний Лука: Въ mepnhiu ва­шемъ стяжите душы вашя. 16 мая Поздравляя меня сегодня с днем рождения, Оля П., моя одноклассница, рассказывает, какой ей на днях приснился сон. «Снится мне папа и говорит: «С днем рождения тебя, дочка! – А она родилась 7 мая того же года, что и я. – И протягивает мне… резиновые перчатки, аккуратные такие, с застежечкой на запястье: – Пригодятся! Сейчас время ведь такое, не знаешь, что и дарить!..»

http://azbyka.ru/parkhomenko/vesna-trevo...

Вечером, когда при нем был один ученик, он пел: «блаженны непорочны в пути, ходящие в законе Господни», а припевал заупокойные стихи. Окончив псалом, стал петь: «святых лик обрете источник жизни» и потом начал со слезами молиться Богу и Божией Матери о спасении души своей и о обители. Собрались некоторые из учеников. Блаженный начал ворочаться слева на право и шептал слова. Потом положил руки крестообразно на грудь и, вздохнув три раза, предал душу свою в руки Божии, мая 1-го 1478 г. 16 При отпевании преподобного от слез и рыданий не могли ни петь, ни канонархать, – иные даже падали под тяжестью скорби; один только Иннокентий и то с трудом мог совершать надгробное пение; а братии было тогда 85 человек. 17 Еще ученик преподобного написал службу преп. Пафнутию. 18 – Мощи его открыто почивают в приделе главного храма обители и придел сей посвящен его имени. 19 По описи 17 века, в царской моленной хранились «посох, часть клобука, башмаки и онучки Пафнутия чудотворца боровского». 20 Страдание священномученика Макария, киевского митрополита Блаж. Макарий, до посвящения своего в митрополита, был архимандритом виленского Троицкого монастыря. В 1495 г. при венчании в. князя литовского Александра с Еленою, дочерью великого князя московского Иоанна, блаж. Макарий присутствовал в сане архимандрита виленского, но уже, назывался нареченным митрополитом. В. к. Иоанн 3 желал, чтобы этот брак совершил «нареченный митрополит Макарий»: но гордость латинян хотела везде первенствовать и унижать православие: по ее настоянию, брак Александра с Еленою в костеле совершил виленский бискуп Войцех Табор: а в православном храме совершил придворный священник и духовник Елены Фома: блаженному Макарию оставалось при том быть только свидетелем и тайным молитвенником. В том же 1495 г. «собрались епископы, так говорит современная летопись, Владимирский Вассиан, луцкий Иона и поставили Макария архимандрита митрополитом Киева и всей России. А к патриарху послали старца Дионисия и диакона инока Германа за благословением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Двор Братской обители представляет собою аллею из лип и кленов. Тихо и прохладно там в знойный день. Прохладно и просторно в высоком и обширном Богоявленском храме, сооруженном Иваном Мазепой, где раздается стройное пение студентов академии, и где множество свечей горит перед ликом Братской Божией Матери. Подобно древнему граду Иерусалиму, Киев, богатый святынями внутри, окружен ими в изобилии также и со вне, по окрестностям. Пребывающие в Киеве более долгое время богомольцы обходят и окрестные св. места. За Лаврою, верстах в двух от Дальних пещер, на крутом берегу Днепра, почти над самых мостом железной дороги, красуется Выдубецкий монастырь. Название «Выдубецкий» поясняют тем, что на этом мести выплыл прибитый волною к берегу идол, низринутый св. Владимиром в Днепр с вершины Старо-Киевской горы. Многие язычники бежали по берегу реки и вопили к идолу: «выдыбай», т. е. выплывай, «наш боже!» На том месте, где потоплен идол, внук св. Владимира Всеволод Ярославич, в память победы христианства над язычеством, устроил монастырь с каменною церковью св. архистратига Михаила. Главным храмом монастыря ныне служит большая, всего еще два столетия существующая, церковь св. великомученика Георгия. В праздник Георгия, 23 апреля, здесь бывает большое стечение богомольцев. Прямо от монастырских келий можно подняться на крутую гору, покрытую лесом. С верху этой горы слышен бывает колокольный звон. Это благовест в недавно устроенной трудами и старанием о. Ионы Свято-Троицкой обители. Особой святыни Троицкий монастырь не имеет, но толпы богомольцев из Лавры направляются прямо к «батюшке», – как зовут они старца Иону, в короткое время сделавшегося известным во всех концах России, и там ждет их спасительное наставление и готовая для всех трапеза. Наконец, помолившись еще раз в Лавре, богомольцы предпринимают многотрудный обратный путь восвояси. И на всю жизнь остается в душе у них воспоминание о святых местах Киевских. И за тысячи верст от Киева, в переднем углу деревенской избы можно найти образ преподобных Антония и Феодосия Печерских и лик св. великомученицы Варвары. Эти издалека принесенные иконы в течение многих лет напоминают детям и внукам о том, что отцы и деды их некогда были у святынь Киева. Покланяюся тебе, «мати городов Русских», покланяюся тебе, «Иерусалиме земли Русской»!... 1 Произнесено в актовом зале 2-го Киевского женского духовного училища в присутствии учителей и учительниц церковно-приходских школ, явившихся для слушания педагогических курсов. 15 О св. Макарии подробно изложено в нашей брошюре: «Св. священномученик и всея России чудотворец Макарий 1-й, митрополит Киевский и Галицкий, и его время», Харьков, 1897 г., ц. 30 к. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

– О.К.) окружена морем с трех сторон, а именно с запада, где находится Керсона, город Климента…» Заметим, что в XIV–XVI веках в европейских странах название города «Kersona», то есть Херсонес, переводилось как «город Климентов». В 861 году святой равноапостольный Кирилл, до принятия схимы именовавшийся Константином Философом, шел на проповедь слова Божия в Хазарскую землю. Проходя через Херсонес, в Казачьей бухте он обрел мощи священномученика Климента. Через семь лет часть их просветители славян братья Кирилл и Мефодий перенесли в Рим и положили в Свято-Климентовской базилике, по преданию построенной на месте дома епископа-мученика и сохранившейся до сих пор как подземная часть более поздней храмовой постройки во имя того же святого. Причем встречал мощи сам папа Римский Адриан II, который принял славянские книги, освятил и положил их в церкви Санта Мариа Маджиоре. Тогда у раки святого Климента многие избавились от разных недугов. А потом в соборе святого Петра, в храме святого Андрея и церкви Сан Паоло Фуори ле мура пели над мощами святую литургию по-славянски. «Папа Адриан и весь народ римский, радуясь и ликуя, возносили великое благодарение и хвалу Богу, который спустя столь долгое время возвратил им, во дни их, святого и апостольского мужа и преемника самого главы апостолов Петра», – читаем в «Житии и перенесении (мощей) святого Климента». Неизвестно, когда и где скончались ученики святого Климента Корнилий и Фив, разделившие со своим добрым пастырем тяготы его инкерманской ссылки. Но в Х веке нетленные мощи Фива покоились в херсонесском кафедральном соборе святого апостола Петра, дошедшем до наших дней в руинах под названием «Уваровская базилика». Часть их, с благословения правящего архиерея, была перенесена святым великим князем Владимиром в Киев. Сам великий князь Киевский Владимир Святославич крестился в Херсонесе (тогда – Корсуни) в 988 году. Тогда же, по благословению и при личном участии святителя Михаила (Сирина), первого митрополита Киевского и всея Руси, честная глава святого Климента была перенесена святым равноапостольным князем и его супругой, византийской принцессой Анной, в Киев – на «благословение себе и на освящение всем людям».

http://pravoslavie.ru/757.html

Они прибыли 30 января 1914 г. в Царскосельский дворец и были представлены государю в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода Саблера. Отцы Макарий и Питирим в качестве уполномоченных Свято-Андреевского скита выразили императору благодарность за прекращение иноческой смуты на Святой Горе и поднесли ему древний образ Всемилостивого Спаса византийского письма (XV века) и другие подарки. Это была первая (и последняя) в истории обители подобная аудиенция 251 . Через несколько месяцев после начала Первой мировой войны, – 12 февраля 1915 г. в час дня священномученик Петроградский митрополит Владимир (Богоявленский) начал перед чудотворной иконой «В скорбех и печалех утешение» неусыпное моление о даровании победы русскому воинству» 252 . С тех пор молебны и панихиды совершались здесь день и ночь в течение двух с лишним лет. В феврале 1916 г. в журнале Свято-Андреевского скита «Наставления и утешения святой веры христианской» отмечалось: «В наше „безверное“ время вот уже год, как существует, и притом в самой столице России, Петрограде, также „обитель неусыпающих“, основанная по мысли митрополита Владимира (теперь Киевского). Год тому назад (12 февраля 1915 г.) Старо-Афонское подворье на углу 5-й Рождественской и Дегтярной улицы по мысли преосвященного Владимира сделалось „обителью неусыпающих“: было заведено непрестанное пение молебнов о даровании победы с чтением акафиста перед чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех утешение», а также непрестанное служение панихид об упокоении воинов, на поле брани за веру, Царя и отечество живот свой положивших» 253 . События Октябрьской революции не сразу сказались на церковной жизни подворья. Так, в октябре 1917 г. в храме Благовещения Пресвятой Богородицы и греческой посольской церкви свт. Димитрия Солунского было продано более 18 тыс. просфор, и 30 октября начальник подворья иеромонах Макарий обратился на Епархиальный свечной завод для получения новой значительной партии просфор 254 . Однако уже вскоре революционные преобразования самым непосредственным образом коснулись подворья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По возвращении в 1989 году храма монастырю, в нем появились сохранившиеся в годы гонений и новые святыни Лавры. В настоящее время над Царскими вратами древнего иконостаса находится чтимый образ Успения Божией Матери Печерской. Икона вставлена в позолоченный круг, подобно оригинальной чудотворной иконе Успения, и так же, как прежде было принято в Успенском соборе, после литургии она опускается на ремнях для благоговейного целования верующими. С внешней стороны храма, у алтарной части его, есть несколько захоронений. Так, перед апсидой с наружной храмовой иконой Воздвижения Креста Господня находится могила схиархиепископа Антония (Абашидзе). За Крестовоздвиженским храмом (с восточной стороны) расположен бывший дом блюстителя Ближних пещер, где в настоящее время находится резиденция наместника Киево-Печерской Лавры. Это здание было построено около 1787 года по проекту архитектора Алексея Яновского в стиле классицизма. Церковь Всех преподобных Печерских Церковь во имя Всех преподобных Печерских – второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание, в котором расположена церковь, было построено в 1839 году под руководством выдающегося русского военного инженера Павла Дзичканца в качестве братских келий. В 1872 году на втором этаже его была устроена и освящена церковь в честь Всех преподобных Печерских. Проект перестройки разработал военный инженер О. Ветринский. Каменная, просторная и теплая церковь еще в XIX веке стала любимой среди братии и прихожан, почему за ней и закрепилось название теплого храма. В 2002 году храм был реконструирован. Архитектурно-строительные работы возглавил инок Макарий (Гречанюк). Расписали церковь под руководством Олега Боровика ровенские иконописцы, выполнившие прежде росписи братской трапезной и храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». В нижней части свода потолка по периметру храма изображены все преподобные отцы Печерские. Работы по изготовлению резного иконостаса, двух резных клиросов, киотов, престола и жертвенника возглавил архитектор Анатолий Бугринец. В храме хранятся две чтимые в Лавре иконы – Спасителя и Божией Матери, принадлежавшие священномученику Владимиру (Богоявленскому), митрополиту Киевскому и Галицкому, почивающему ныне в Дальних пещерах. Освящение храма состоялось 21 ноября 2002 года, в день памяти Архистратига Божия Михаила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– Тяжело, тоскливо, – говорит епископ Нестор.– Тяжело то, что пришлось перенести, и не менее угнетает и то, что приходится переносить теперь: угнетает бездействие, лишение возможности работать. Пришлось оставить научные занятия, бросить на произвол судьбы коллекции с Камчатки. Скучаю по Соборной работе. Большое лишение для меня и то, что я не могу проповедовать. Уста замкнуты. Правда, мне здесь временно разрешено совершать богослужение, но живого общения с верующими я лишён. Немыслимо что-нибудь говорить теперь в моём положении подследственного арестанта. – Что вы считаете причиной ареста? – Причин нет. Я не политик, а всего только церковник, болевший душой об уничтожении Церкви и не скрывавший этого» 82 . О спасении Камчатского епископа молилась Первопрестольная. За его судьбой внимательно следил Собор, а значит, и вся Православная Россия. Знаменательным было освобождение Владыки. 12/25 марта, в понедельник, на заседании Собора митрополит Платон делал доклад с отчетом о своей поездке в Киев, в том числе и об обстоятельствах убиения священномученика Владимира, митрополита Киевского.       «В конце доклада, – читаем запись в дневнике одного очевидца, – в соборный зал вошёл отпущенный большевиками на свободу епископ Нестор, которого Священный Собор во главе с Патриархом приветствовал вставанием и пением: “Ис полла...”» 83 В ближайшее воскресенье 18/31 марта владыка Нестор сослужил Святейшему Патриарху Тихону на заупокойной Литургии в храме Московской Духовной семинарии, на которой поминались имена первых новомучеников и исповедников Российских 84 . Миссия в Омск       Летом 1918 г. епископ Нестор отправился из пленённой большевиками Москвы за линию фронта. Вот как описывает обстоятельства отъезда автор статьи из харбинской газеты 1936 г.: «Получив в марте свободу, Владыка ездил в Казань повидаться с родными. Вернувшись в Москву, он узнал, что разыскивается сов. властями за брошюру “Расстрел Московского Кремля”, и в августе выехал в Киев, где провёл время [у] гетмана Скоропадского и Петлюры. С приходом большевиков Владыка перебрался в Одессу, а оттуда в Ялту, где был духовником вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, Великого Князя Николая Николаевича и других особ Царского Дома. После эвакуации Крыма епископ Нестор выехал в Константинополь и с пароходом Добровольного флота проехал на Камчатку» 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Собор создавался архитектором О.И.Бове как композиционный центр всей городской застройки, определяющей архитектурный облик Подольска. Он, единственный среди храмов южного Подмосковья, построенных в стиле классицизма в первой половине XIX в., имеет пятиглавое завершение. С западной стороны к собору примыкает трехнефная трапезная и трехъярусная колокольня. В трапезной Успенский и Петропавловский приделы. В 1921 г. в соборе совершил всенощное бдение и Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. Адрес: 142100, Россия, Московская область, Подольск Г.О., г. Подольск, Соборная пл., д.3а. Телефон : +7 (4967) 63-71-18 , +7 (916) 501-26-30 Электронная почта: podolsksobor@gmail.com Сайт: http://sobor-podolsk.ru Подробнее... Крестильный храм священномученика Владимира, митрополита Киевского (Подольск) [ править править код ] Крестильный храм священномученика Владимира, митрополита Киевского (Подольск). Крестильный храм Троицкого кафедрального собора (Подольск) , оборудованный в двухэтажном доме причта XIX в. Дом причта в ХХ в. был занят музеем, возвращён общине Троицкого собора в начале 1990-х. Богослужения в храме совершаются согласно расписанию служб Троицкого кафедрального собора (Подольск) В настоящее время храм входит в храмовый комплекс Троицкого кафедрального собора (Подольск) Адрес: 142100, Россия, Московская область, Подольск Г.О., г. Подольск, Соборная пл., д.3. Телефон : +7 (4967) 63-71-18 , +7 (916) 501-26-30 Электронная почта: podolsksobor@gmail.com Сайт: http://vladhrpodbl.cerkov.ru Подробнее... Троицкий храм (Коледино) [ править править код ] Троицкий храм (Коледино). Ныне существующая в селе каменная Троицкая церковь была возведена Ростиславом Евграфовичем Татищевым. Хра-мозданная грамота выдана 27 июля 1815 г. Помещик умер еще до завершения строительства. Дело продолжила его дочь, Елизавета Ростиславовна. В 1822 г. она просила архиепископа Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) разрешить освящение новопостроенного храма: «.в вотчине моей, Подольского уезда в селе Коледине, церковь вместо деревянной вновь каменная во имя Живоначальной Троицы выстроена, как следует по плану и фасаду, и всем надлежащим украшением, утварью и ризницею снабжена, но оная церковь еще не освящена..»

http://azbyka.ru/palomnik/Подольский_окр...

Константинопольскому Патриархату вместе с Синодом и в согласии с Императором принадлежали следующие права по отношению к Русской Церкви: посвящение русских митрополитов, которое при расширительном толковании этого права соединялось обычно и с назначением их, чаще всего из греков. За время зависимости Русской Церкви было лишь несколько исключений из этого правила. Русские по происхождению митрополиты Иларион и Климент Смолятич были поставлены по воле русских князей и посвящены русскими епископами, но в Константинополе их митрополитами не признавали и от своих прав назначать на Русь Первоиерархов не отказывались. Назначенные по воле великих князей и родом русские митрополиты Кирилл III, святой Пётр и святой Алексий посвящались в Константинополе. Константинопольскому Престолу принадлежало также право регулирования русского церковного устройства. В Константинополе издавали грамоты об учреждении новых митрополичьих кафедр на Руси, о перенесении кафедры митрополита из одного города в другой. В 1303 году помимо Киевской митрополии была основана независимая от неё митрополия в Галиче, которая с тех пор несколько раз упразднялась и восстанавливалась вновь. В XIV веке некоторое время существовала также Киевско-Литовская митрополия наряду с Киевско-Московской. Резиденция киевских митрополитов, в зависимости от обстоятельств, складывавшихся на самой Руси, но с ведома Константинополя, переносилась несколько раз: из Переяславля в Киев, оттуда во Владимир-на-Клязьме и, наконец, в Москву. Константинопольские Патриархи требовали от митрополитов предоставления сведений о положении церковных дел на Руси и осуществляли высший надзор за их деятельностью. В патриаршей грамоте 1354 года было сказано, что Киевский митрополит должен не реже чем раз в два года являться с докладом в Константинополь или, по крайней мере, присылать своих уполномоченных. В Константинополе окончательно решались споры, возникавшие на Руси, например, о посте в среду и пятницу, если на эти дни приходятся великие праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010