14 июня 1902 г. – постановлением Гродненского епархиального съезда выражена признательность в деле благоустроения Жировицкого училища. 15 июня 1902 г. – произведен в чин надворного советника. 30 ноября 1902 г. – удостоен архипастырского признания с благословением и выдачей похвальной грамоты за труды и усердие по церковно-школьному делу. 10 декабря 1902 г. – произведен в чин коллежского советника. 6 мая 1903 г. – награжден орденом св. Станислава 3-й степени. 5 июня 1906 г. – перемещен в Санкт-Петербург на должность младшего помощника правителя дел Учебного комитета при Святейшем Синоде. 23 марта 1907 г. – причислен к Канцелярии Святейшего Синода. 29 марта 1907 г. – допущен к участию в заседаниях Учебного комитета при Святейшем Синоде. С 15 июня 1909 г. – штатный член Учебного комитета. 6 мая 1910 г. – награжден орденом св. Владимира 4-й степени. 18 февраля 1913 г. – произведен в чин статского советника. 6 мая 1914 г. – произведен в чин действительного статского советника. 1917–1918 гг. – как член Учебного комитета принял участие в работе Священного Собора Православной Российской Церкви. 1919 г. – правитель дел фабрики «Богатырь», находившейся в селе Богородском (ныне в городской черте Москвы). 17 декабря 1919 г. – арестован по доносу коммуниста, члена партийной ячейки фабрики «Богатырь». 24 декабря 1919 г. – дело П. Ф. Полянского прекращено. Январь 1920 г. – работал в приюте для дефективных детей. Не позднее августа 1920 г. – принял монашеский постриг с наречением имени в честь свт. Петра, митрополита Киевского и всея России. Постриг совершил митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский) . Рукоположен во иеродиакона. Рукоположение совершено епископом Верейским Иларионом (Троицким) в храме св. архидиакона Евпла на Мясницкой улице. Рукоположен во иеромонаха, возведен в сан архимандрита. Настоятель Иоанно-Златоустовского монастыря в Москве. 8 октября 1920 г. – хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Тихон в Крестовом Сергиевском храме Патриаршего Троицкого подворья.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

22 ноября 1896 г. Московская духовная консистория издала указ об открытии церковноприходской школы при Троицком храме Подольска. Проект утвердили, и летом 1897 г. приступили к её строительству, в основном на средства церковного старосты, подольского купца Якова Николаевича Конаныкина. Председателем комиссии по постройке соборной церковно-приходской школы избрали священника Николая Холмогорова. Летом 1898 г. постройку школы закончили и приступили к её оборудованию. Здесь нужно отметить широкую благотворительность попечительницы школы Марии Федоровны Конаныкиной, на средства которой «школа всем снабжена и ни в чем не испытывает недостатка». 1 сентября 1898 г. занятия в школе начались. Так исполнилась давняя мечта причта и прихожан: теперь у детей из бедных семей появилась возможность получить образование. Школа стала широко известна в Московской епархии. Несколько раз в Подольске проводились съезды учителей церковноприходских школ. В послереволюционное время здание школы было реквизировано; лишь в начале 1990-х гг. его вернули Троицкому собору. Теперь в нем располагаются учебные классы воскресной школы. В этом же здании находится крестильный храм, освященный во имя священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого. В этом храме не только крестят, но и совершают богослужения для детей-инвалидов с отклонениями в развитии. 12-13 августа 1921 г. подольчане встречали у себя в городе Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина). Он совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Троицком соборе. Публикуем отрывок из письма: " Танечка, детка! [...] Приезжай на днях, теперь я все время в скиточке, все устроим для тебя... Конечно, как и всегда переживаем за наше будущее – посмотри, что кругом! А я вчера ездила в Подольск, приезжал Патриарх, праздновали Подольскую-Иерусалимскую, а у него день ангела вчера. Видела бы ты это зрелище: весь город собрался к [Троицкому] собору, люди текли рекой, и вчерашние рабочие-демонстранты, и «много знающая» молодежь – все спешили увидеть своего Патриарха и получить благословение.

http://sobory.ru/article/?object=05118

На площади между Десятинною церковью и Васильевскою в древнее время был княжеский терем, где жил сам Владимир и его потомки, великие князья Киевские, до тех пор, пока татары не напали на Киев и не разрушили его. Теперь не осталось и следов княжеского терема, куда к ласковым князьям Киевским сходились пировать бояре и русские могучие богатыри, где «князь-красно солнышко, – как говорится в древних песнях, – по горенке похаживал, русыми кудрями потряхивал, на богатырей службы наметывал». К западу от Десятинной церкви, в самой средине горы Старо-Киевской, стоит св. София Киевская, или Киево-Софийский кафедральный собор, окруженный большою каменною стеною. Большая четырехъярусная колокольня, построенная Иваном Мазепою и известная под именем триумфальной, стоит как раз против Михайловского монастыря, к западу от него, на расстоянии 200 сажен. Выйдя из колокольни внутрь двора, богомольцы видят, наконец, первопрестольный храм древних митрополитов всея России. Издали, еще с высот Печерской горы, манили их золотые главы Софийского собора. Теперь они могут пересчитать все 15 глав собора. Богомольцы обыкновенно входят в св. Софию с южной стороны и, минуя ряд придельных иконостасов, подходят к серебряной раке с мощами священномученика Макария, митрополита Киевского, и прикладываются к ним. Этот святитель был убит татарами в 1497 году в с. Скриголове (Минск, губ.), на пути из Вильны в Киев. Память св. Макария празднуется 1 мая, и в этот день, после литургии совершается крестный ход вокруг собора, при чем торжественно обносятся и самыя мощи угодника Божии 15 . Приложившись к св. мощам Макария, богомольцы вступают в самую высокую и пространную часть храма пред главным иконостасом. По другую же сторону главного престола опять идут приделы. Всех приделов в Софийском храме 17, а престолов 13. Обширность храма, высота сводов и их таинственный полумрак, священные изображения – трепетным благоговением наполняют душу стоящего в храме богомольца. Но особенно хорошо стоять в средине церкви, освещенной многими окнами, где с высоты алтарного свода смотрит на молящихся, в исполинских размерах изображенная, Пресвятая Дева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Но вскоре святому пришлось пережить искушение: положившись на собственные силы, он хотел покинуть своего наставника и в уединении начать самостоятельную подвижническую жизнь. Однако это было неугодно Богу, и Он вернул ученика к учителю: сильно поранив ногу, преподобный Серапион раскаялся в своеволии и непослушании и, приняв великую схиму, до конца своих дней, 55 лет, неотлучно пребывал с преподобным Евфросином. Списатель жития преподобного Серапиона называет его мертвецом непогребенным – так велико было его безразличие к земным благам. Ко всякой обиде он относился с исключительным смирением, всегда обвиняя себя самого, всегда сам просил прощения у своего обидчика. Преподобный чрезвычайно высоко ценил церковную молитву: он говорил, что чин двенадцати псалмов, пропетый наедине в келлии, не может равняться одному «Господи, помилуй», пропетому в храме. 8 сентября 1480 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преподобный Серапион мирно почил о Господе 90 лет от роду. Его учитель, преподобный Евфросин, предал земле его тело, которое от усердных подвигов превратилось в «кости, обтянутые кожей». Еще при жизни преподобный Серапион удостоился от Господа дара прозрения и чудотворений. И после его кончины многие удостаивались по вере своей получать от него чудесную помощь. Священномученик Арсений, митрополит Ростовский (в миру – Александр Иванович Мацеевич), родился в 1697 году во Владимире. Отец его, Иоанн Мацеевич, служил священником в Спасском храме. Александр Мацеевич окончил Владимирскую духовную школу, затем учился в Львовской и Киевской академиях. В девятнадцать лет Александр принял монашеский постриг с именем Арсений, а в двадцать пять лет был посвящен в иеромонахи. Он быстро проявил себя талантливым проповедником. Иеромонах Арсений служил в Киево-Печерской Лавре, в Черниговской и Сибирской епархиях, в Великом Устюге и в Соловецком монастыре, участвовал в четырех морских экспедициях, во время которых на карту было нанесено почти все северное побережье Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все было закончено около трех часов ночи. Утром мощи облачили и перенесли в Верхнюю лавру, где в Трапезном храме совершили Божественную литургию. Потом крестным ходом перенесли мощи в Дальние пещеры. У братии была такая радость, какая возникает после грозового дождя, пролившегося после невыносимой жары. Ощущалась уверенность, что, несмотря на разразившийся раскол, мы выстоим. Казалось, священномученик встал из гроба и пришел на помощь: ведь он тоже боролся с раскольниками и боролся из-за той же неканонической автокефалии. Более того, он, святой митрополит Киевский Владимир, был канонизирован в тот момент, когда к нам прибыл тезоименитый владыка — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. И в тот день у нас на трапезе читалась книга «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира», написанная сразу после погребения священномученика. С тех пор, помимо дня памяти 25 января (7 февраля) святителя, Церковь совершает празднование и в день обретения его мощей. Перед вечерним богослужением 26 июня мощи священномученика переносятся крестным ходом в Антониево-Феодосиевский храм лавры, именуемый Трапезным, и остаются здесь до окончания праздничной Литургии 27 июня, после чего, опять же крестным ходом, переносятся назад, в Дальние пещеры. Такое же перенесение мощей святого митрополита Владимира в Трапезный храм на время вечернего богослужения и Литургии совершается, если позволяют погодные условия, и в день памяти Современники о Патриархе Тихоне: Сб. в 2 ч. Т. 2/Сост. М. Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. с. 507-508. Киевские епархиальные ведомости. 1917. 32-33. с. 260-261. Речь митрополита Арсения, а также полное описание 85 Деяния, торжественного заседания, посвященного памяти митрополита Киевского Владимира см. Деяниия Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 г. Т. 7. М., 1999. с. 53-77. Там же. Там же. Деяния. Кн. 6. Вып. 2. с. 259-260. Поминовение митрополита Владимира//Московские церковные ведомости. 1918. 3. с. 4. Деяния… Т. 7. с. 53-54 Собрание определений и постановлений. Вып. 3. С. 55. После ареста Святейшего Патриарха Тихона в 1922 году общецерковное молитвенное поминовение «всех усопших в нынешнюю лютую годину исповедников и мучеников, была запрещена, следует оговорить, однако, что постановление о таком поминовении практиковалось, главным образом тайно, только в 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви восстановил это постановление Собора. Деяния… Т. 7. С. 58 В феврале 2013 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви уточнил решение о дате празднования Собора новомучеников и исповедников. Было установлено совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской 25 января (ст. ст.) — в случае совпадения этого числа с воскресным днем, в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (ст. ст.) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (ст. ст.) приходится на дни от четверга до субботы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6002782...

Можно предположить, что В. С. Полянский был связан по вопросам организации приходских общин с епископом Андреем (Ухтомским), работавшим в Отделе о благоустроении прихода, и через Владыку Андрея был знаком с епископом Нестором. Владыка Нестор благословил заговорщиков иконой Божией Матери «Утоли моя печали», и около 30 офицеров отправились в Тобольск выполнять свой план освобождения Царской семьи. В большевистском журнале «Революция и Церковь » упоминается обнаруженное при обыске у епископа Гермогена письмо, переданное ему через епископа Нестора от Императрицы-матери Марии Феодоровны. В письме между прочим, якобы, говорилось: «Владыка, ты носишь имя святого Гермогена, который боролся за Русь: это предзнаменование!!! Теперь настал черед тебе спасать родину: тебя знает вся Россия, призывай, громи, обличай!!! Да прославится имя твое в спасении многострадальной России»... 44 Трудно судить о подлинности этого письма, возможно, письмо было составлено самими большевиками. Попытка освобождения Царской семьи, как известно, провалилась, а память о безуспешных усилиях в деле спасения царственных мучеников всегда доставляла Владыке острое страдание. 16 февраля Святейший Патриарх Тихон сообщил Собору, что подтвердилось известие об убийстве почетного Председателя Собора священномученика митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) . 19 февраля 1918 года епископ Нестор принял участие в панихиде по убиенному митрополиту, которую совершил Патриарх с сонмом духовенства в храме Христа Спасителя. 45 28 февраля состоялось торжественное заседание Собора, посвященное памяти митрополита Владимира. Было решено «установить на вечные времена нарочитое поминовение почившего святителя 25 января [ст. ст.] в день его кончины». 46 Этот день стал днем молитвенного поминовения всех усопших новых исповедников и мучеников. Епископ Нестор был особенно близок к Патриарху в эти месяцы. Владыка писал: «С умилением вспоминаю, как я пользовался особым благоволением Святейшего Патриарха Тихона, с которым очень и очень часто сослужил Божественную литургию в различных храмах Москвы и Подмосковья. С благословения Святейшего Патриарха я многократно совершал по Москве крестные ходы с Иверской чудотворной иконой и с новоявленной Державной – Коломенской иконой Божией Матери, а также вел религиозные беседы в фабричных рабочих районах». 47 (Владыка Нестор везде оставался миссионером.) О близости молодого епископа к Патриарху говорят многочисленные факты, начиная с того что епископ Нестор, по желанию Патриарха Тихона, сопровождал последнего в Троице-Сергиеву Лавру, куда он поехал помолиться у мощей преподобного Сергия Радонежского ко дню своего поставления на первосвятительское служение. Святейший доверял епископу Нестору многие важные поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Однако только лишь отступили скорби, причина которых часто кроется в грехах человеческих, как люди снова принялись за совершение тех же грехов. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи владыка совершил молитву о всех преставившихся, затем на площадь перед собором была принесена из Преображенской церкви Смоленская икона Божией Матери и отслужен молебен, в конце которого епископ сказал: «К сожалению, едва только удаляется от нас гнев Божий, жизнь города начинает уже опять принимать тот вид, какой она имела до болезни: храмы Божии снова пустеют, площади града опять оглашаются бесчинными плясками, бесстыдными песнями» 16 . 18 октября 1892 года епископ Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского 17 . Во время прощания в крестовую церковь к владыке сошлись богомольцы со всего города, в храме собралось так много народа, что нечем было дышать. По окончании всенощного бдения владыка вышел на амвон и сказал: «Вы слышали, что я уезжаю от вас...» Плач присутствующих в этот момент заглушил его слова, и, подождав несколько минут, он продолжил: «Далек и небезопасен мой путь, тяжелые труды предстоят мне; да поможет мне Господь Бог и святая Нина – просветительница Грузии! Прошу вас: молитесь обо мне – мне это теперь всего нужнее! Я же, со своей стороны, никогда не забуду в своих молитвах моего «первенца» – паству Самарскую. Если я кого чем обидел ненамеренно делом или словом – простите меня, как и я прощаю вас! Да благословит вас Господь!» 18 И владыка до земли поклонился народу, и все присутствующие в церкви земно ему поклонились. Затем каждый с земным поклоном стал подходить под благословение. Прощание с архипастырем продолжалось в течение трех дней. В последний день владыка совершил богослужение в кафедральном соборе и в своем слове, обращаясь к пастве, сказал: «Боже мой! На мои рамена предстоит принять подвиг, под бременем которого изнемогали и сильнейшие меня! После малой ладьи, которой управлял я доселе, мне вручается управление большим морским кораблем. О, какое умение, какая опытность должна быть у кормчего, который призывается вести духовный корабль по волнам житейского моря, среди скал и подводных камней, в опасении нападения духовных разбойников!» 19

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

По окончании праздничной великой вечерни митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви, приветствовал Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви на почаевской земле. В ответном слове Митрополит Лавр, в частности, сказал: «В сей праздничный день Пятидесятницы, когда мы поем: “В соединение вся призва и согласно славим Всесвятаго Духа”, в этот благословенный час нашего общения, мне на память приходят богодухновенные слова псалмопевца и пророка Давида, содержащие глубокую вечную истину: “Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе” (Пс. 132: 1). Во время пребывания в гостеприимных пределах Украинской Православной Церкви, отмечающей ныне 15-летие Харьковского Собора, я и мои спутники могли воочию убедиться в непреходящем значении этих слов. Мы ощутили радость общения и пребывания вкупе, мы увидели, с каким духовным восторгом повсюду нас встречает полнота Украинской Православной Церкви. Возвращение в Почаев – это возвращение к нашим истокам и духовному преемству, которое мы всегда ощущали через наших святителей Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Виталия (Максименко)». В память о совместном служении Митрополит Лавр преподнес в дар братии Успенской Почаевской лавры – как знак существующих уже многие десятилетия неразрывных духовных связей лавры с Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле – образы преподобного Иова Почаевского и святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Затем был отслужен молебен в Свято-Троицком соборе монастыря. По окончании богослужения состоялась братская трапеза, после которой делегация РПЦЗ осмотрела монастырь и поклонилась его великим святыням – Почаевской иконе Божией Матери и святым мощам преподобного Иова Почаевского. Вечером делегация отбыла в Киев. 27 мая в день Святого Духа Митрополит Лавр совершил Божественную литургию в Дальних Пещерах Успенской Киево-Печерской лавры в храме, где находятся святые мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского.

http://pravoslavie.ru/779.html

26  января депутация возвратилась в Петроград, и в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения состоялось собрание под председательством митрополита Вениамина с участием протоиерея Философа. 2 февраля 1918 года в зале Общества было проведено собрание, посвященное убиенному 25 января (7 февраля) 1918 года митрополиту Киевскому и Галицкому Владимиру (Богоявленскому), и протоиерей Философ предложил избрать почетным членом Общества Патриарха Тихона. 11 марта в зале Общества открылся съезд духовенства и мирян Петроградской епархии, председателем которого единогласно был избран протоиерей Философ. Съездом, единомысленно с решениями Поместного Собора, были выработаны меры по защите святынь от поругания и постановлено: «При всех приходских храмах создаются союзы из прихожан и богомольцев, которые должны защищать святыни и церковное достояние от посягательств... В случаях нападения грабителей и  захватчиков на церковное достояние следует призывать православный народ на защиту церкви, ударяя в набат, рассылая гонцов... Все, восстающие на Святую Церковь, причиняющие поругание святой православной вере и захватывающие церковное достояние, подлежат, невзирая на лица, отлучению церковному...» Протоиерей Философ задумал тогда устроить в подклети Казанского собора подземный храм во имя священномученика Ермогена, Патриарха Московского. В  этом храме предполагалось поместить Казанский образ Божией Матери и иконы святых, имена которых носили мученически пострадавшие митрополит Владимир (Богоявленский) и протоиереи Иоанн Кочуров и Петр Скипетров, с соответствующими надписями, повествующими об их кончине, а также осколок снаряда, подобранный отцом Философом в той комнате в Кремле, где находился во время Поместного Собора митрополит Вениамин, – осколок должен был служить лампадой перед образом Казанской. В 1918 году большевистский праздник 1 мая выпал на Великую Среду и митрополит Вениамин вместе с протоиереем Философом подготовили и выпустили по сему случаю воззвание, призывающее верующих отказаться от участия в этот день в уличных шествиях и гуляниях; большевистским правительством это было расценено как контрреволюционное выступление.

http://fond.ru/kalendar/457/boris/

В Повести об огненной туче, входящей в состав Жития Прокопия Устюжского, рассказывается, что икона Благовещения, находившаяся в церкви Успения Богородицы в городе Устюге, изливала миро, которое исцеляло болящих – Власов 1988, 144–159. В Сказании о битве новгородцев с суздальцами (в разных редакциях текст Сказания входил в русские летописи и в Житие Иоанна Новгородского) рассказывается о том, как икона Богородицы, принесённая из новгородского монастыря «на Десятине» на острог, во время наступления суздальцев обратилась ликом к городу и из глаз Богородицы потекли слёзы: «сим бо образом, – говорит рассказчик, – Богородица молится Богу за спасение города» – Дмитриев 1989, 347–351. 495 Все дальнейшие примеры заимствованы мной из ВМЧ митрополита Дмитрия Ростовского ; после примера из жизни святого указывается день празднования его памяти, под которым помещается текст жития в сборнике ростовского митрополита. В Житии Николая Мирликийского рассказывается, как святому в видении Господь подал Евангелие, а Богородица возложила на рамена омофор – чудесным образом святому был указан путь будущего пастырского служения (19 декабря); в видении святителя Максима, митрополита Киевского и Владимирского, пресвятая Богородица подала ему омофор (19 декабря); на голове Епифания, будущего архиепископа Кипрского, перед посвящением в епископа чудесным образом появился венец (25 мая); апостолы Пётр и Павел возложили на Григория, архиепископа Омиритского, омофор, чем предзнаменовали ему архиерейство (1 января); на голове Нифонта, будущего епископа Кипрского, присутствующий в храме патриарх увидел венец с драгоценными камнями: Нифонт сразу был посвящён скачала в степень клирика, потом через несколько дней в диакона и пресвитера, позже был возведён и в архиерейский сан (5 января). 496 В видении к священномученику Фоке, епископу Синопскому, подлетел голубь с венком из цветов в клюве и возложил на голову блаженного. проговорив человеческим голосом: «Чаша твоя уже наполнилась, тебе подобает её выпить» (5 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010