Реформы начались с провозглашением Гюль-Ханейского хатт-и-шерифа 1839 г., содержащего основные принципы, которым обязывался следовать султан, сановники и высшее духовенство Османской империи. Объявлялась необходимость принятия законов, которые бы гарантировали безопасность жизни, чести и имущества населения; провозглашалось равенство перед законом всех подданных султана независимо от вероисповедания; светские законы признавались выше воли султана, следовательно, его власть в известной мере ограничивалась; взятки объявлялись преступлением, так как всем чиновникам назначалось жалование. 2 На первый взгляд могло показаться, что провозглашенные принципы, за исключением равенства христиан и мусульман перед законом, не содержали в себе глубоких изменений в общественной жизни. На деле же они подразумевали ломку всего сложившегося уклада Османского государства. Западные державы, вдохновившие издание документа, по-разному реагировали на его появление. Англия и Франция встретили его с удовлетворением. «Английское правительство, – писал А. Д. Новичев, – видело в реформах средство, которое укрепит Турцию и превратит ее в антирусский бастион на Ближнем Востоке. В Англии считали, что осуществление провозглашенного в хатте принципа равенства мусульман и немусульман приведет к тому, что исчезнет повод для вмешательства России во внутренние дела Турции под флагом защиты единоверцев и „братьев-славян“». 3 Французская печать сравнивала указ с Декларацией прав человека. Австрийское правительство внешне приветствовало акт, но предостерегало Порту от приглашения европейских специалистов. Реакция России была однозначно отрицательной. А. П. Бутенев был застигнут врасплох. Если бы он знал о нем заранее, то мог бы убедить Порту не приглашать на его провозглашение европейских послов, и акт не имел бы международного значения. 4 В целом реформы 1830–1850-х гг. были преждевременными и встретили ожесточенное сопротивление мусульманского населения. В результате противоречия внутренней и внешней политики Османской Империи после 1839 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Вторым ранним шрифтом, происходящим из Медины, был Масх, «растянутый» стиль, который использовался на протяжении нескольких столетий. Он отличался горизонтальной формой, в нем использовался курсив, и он был до некоторой степени свободным стилем. Однако наиболее распространенным ранним шрифтом был Куфи, более известный как ал-Хатт ал-Куфи. Его название ничего не говорит о форме, оно определяет место его происхождения, а именно город Куфу в Ираке, где так высоко ценился кодекс Ибн Масуда до тех пор, пока по приказу Усмана он не был сожжен. Потребовалось некоторое время, чтобы шрифт Куфи завоевал себе место под солнцем, но после того, как это свершилось, он стал основным шрифтом на протяжении трех столетий, и много прекрасных текстов, написанных им, дошло до наших дней. Подобно шрифту Масх, он имеет растянутое горизонтальное начертание, в результате чего многие кодексы, написанные им, имеют вытянутую по горизонтали форму. Со временем в него ввели гласные буквы и диакритические знаки. Не известно ни одной копии Корана, написанного куфическим шрифтом в Мекке и Медине в первые два столетия распространения ислама, когда широко использовались шрифты ал-Маил и Масх. И тем не менее большинство сохранившихся ранних текстов Корана написано шрифтом Куфи. Еще один шрифт, происходивший из Хиджаза в Аравии, называется Насх – «вдохновенный». Прежде чем он получил широкое признание, прошло некоторое время, но после повсеместного его принятия он полностью заменил все существующие шрифты, даже Куфи, и стал считаться стандартным шрифтом при переписывании Корана. Он остается таковым и поныне, и все напечатанные или написанные от руки тексты Корана начиная с одиннадцатого столетия выполнены этим шрифтом. Он легко читается, а также позволяет применять художественную каллиграфию. Одной из самых ранних копий Корана, написанных этим шрифтом и сохранившихся с неповрежденным текстом, является известная рукопись, написанная Ибн ал-Баввабом в Багдаде в 1001 году от Р. Х. Сейчас эта рукопись хранится в Честерской библиотеке Дублина (Ирландия).

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Но почему получила область такое название, об этом мнения несколько разногласят. По мнению Гербело, это название область получила от того, что простирается по берегам двух морей, именно Персидского и Оманского. По мнению Абульфеды, это имя произошло от того, что область лежит между озером, называемом озером Ель-Ахса, и соленым морем Бахр-ель-Мелих. 412 Берег Бахрейна, а также и северная часть берега Омана просто называется «берегом», Ель-Хатт. 413 Почва этой области по местам очень плодородия и обильна финиками 414 ; однако же, большая часть этой области состоит из обширных песчаных равнин, покрытых холмами, в которых встречаются только скудные кустарники и пустынные злаки 415 ; берег покрыт весь песками, которые, поднимаясь и передвигаясь от ветра, часто засыпают внутри страны целые обширные плодородные местности, нанося много вреда жителям. В стране находится много ключей. Между ними первое место занимает Амн-Мухаммед. Этот ключ дает много горячей воды, которая по охлаждении получает сладкий и довольно приятный вкус; речка, образующаяся из этого ключа, отводится многими каналами и орошает большие пальмовые рощи 416 . В Бахрейне есть несколько городов, из которых более замечателен Ель-Хаса, который также называется Эль-Хаджар. По словам Абульфеды, он обилен финиковыми деревами, текучими водами и источниками очень горячей воды. В окрестностях много гранатов, маслин и лимонных дерев. Город окружен множеством деревень, по которым протекают две речки. Около этого города должно поместить замок Аль-Мошаккар, где жили правители Бахрейна в то время, когда эта провинция вместе с Оманом и Йеменом находилась под властью персидских царей из династии Сассанидов 417 . Другой город Катиф , лежит при Персидском заливе в центре жемчужной ловли, самой знаменитой в целом море. Этот драгоценный продукт составляет источники его богатства; доныне в нем сохранилось много древних каменных памятников с надписями. Он обведен каменными стеной и рвами. Во время приливов могут заходить сюда самые большие корабли по каналу, соединяющему город с морем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Борьба за церковную автокефалию Наряду с идеей политического освобождения от османского гнета среди балканских народов крепло движение за церковную независимость от К-поля. Поскольку К-польские Патриархи были греч. происхождения, греки издавна оказались в привилегированном положении по сравнению с др. правосл. народами Османской империи. Особенно резко межнациональные противоречия начали проявляться после достижения независимости Грецией (1830), когда в значительной части греч. общества произошел всплеск националистических настроений, выразившихся в идеологии панэллинизма. К-польская Патриархия также была вовлечена в эти бурные процессы и стала все чаще олицетворять собой силу, тормозившую национальное возрождение др. правосл. народов. Шло насильственное насаждение греч. языка в школьном образовании, принимались меры к вытеснению церковнослав. языка из богослужения: так, в Пловдиве при митр. Хрисанфе (1850-1857) он был запрещен во всех храмах, кроме ц. св. Петки. Если греч. духовенство считало естественной неразрывную связь эллинизма и Православия, то для болгар подобные представления становились препятствием на пути к церковно-национальной самостоятельности. Против засилья греч. клира выступало болг. духовенство. Борьба за церковную независимость в 1-й пол. 20-х гг. XIX в. началась с выступлений за замену богослужебного языка с греч. на церковнослав. Были предприняты попытки заменить греч. духовенство на клириков-болгар. Господство греч. владык в болг. землях, их поведение, порой не вполне отвечавшее нормам христ. нравственности, вызывали протесты болг. населения, требовавшего назначения архиереев из болгар. Выступления против митрополитов-греков во Враце (1820), Самокове (1829-1830) и др. городах можно считать предвестниками греко-болг. церковной распри, разгоревшейся в полную силу спустя неск. десятилетий. В кон. 30-х гг. XIX в. в борьбу за церковную независимость включилось население крупнейшей в болг. землях Тырновской епархии. Эта борьба, как и движение за просвещение болгар, основывалась на изданных османским правительством реформаторских актах - Гюльханейском хатт-и шерифе 1839 г.

http://pravenc.ru/text/149675.html

В ответ российский посланник в Константинополе В.П. Титов [ 6 ] в особом меморандуме на имя великого визиря резонно возразил, что права Иерусалимской православной церкви на святыни Палестины неоспоримо древнее, ибо восходят еще к Восточной Римской империи. Кроме того, ссылаясь на Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г. (по которому Россия покровительствовала православному населению Османской империи. – М. Я.), русский дипломат представил Порте полтора десятка турецких фирманов, не только подтверждавших преимущественные права Иерусалимской православной церкви на Палестинские святыни, но и сводящими на нет притязания Франции. Оказавшись меж двух огней, султан Абдул Меджид сформировал смешанную комиссию, куда вошли мусульманские и христианские богословы и ряд визирей Порты с целью изучения выдвинутых претензий и вынесения квалифицированного решения на этот счет. Вскоре стало очевидно, что, несмотря на представленные православным духовенством доводы и аргументы, большинство членов комиссии стало склоняться в пользу удовлетворения требований католиков. Тогда в дело вмешался лично Николай I, направив в сентябре 1851 г. собственноручное послание султану Абдул Меджиду, в котором выразил недоумение по поводу имевших место переговоров Порты с иностранной державой с целью осуществления некоторых изменений в существующем многовековом порядке вещей в Святых местах. Император попросил султана защитить права подданных Османской империи, сохранив статус-кво иерусалимских святынь, основанный на указах и хатт-и шарифах самого Абдул Меджида и его августейших предков [ 7 ]. Для усиления впечатления от послания посланник В.П. Титов пригрозил, что покинет Константинополь со всем штатом своей Миссии, если будет допущено малейшее отступление от статус-кво. С другой стороны, прибывший в мае 1851 г. новый французский посол Лавалетт «по секрету» сообщал османским министрам и своему британскому коллеге (занимавшему пока еще нейтральную позицию), что «его правительство ни за что не подчинится диктату России», поскольку это будет расценено как публичное унижение Франции, в особенности в условиях усиления нажима на кабинет со стороны национальных оппозиционных и европейских католических партий [ 8 ]. Французский дипломат намекал даже на свой возможный уход в отставку в случае сохранения Портой существовавшего порядка вещей. Затем Лавалетт прибегнул к более грозному внушению, заявив, что если Франция проиграет это дело, то его правительство «может направить в Средиземное море свою мощную флотилию и блокирует Дарданеллы, дабы обеспечить удовлетворительное для Парижа решение данного вопроса» [ 9 ].

http://pravoslavie.ru/5224.html

Дочь покойных Джой Рид отметила: «Мы думаем, это было чудо, прямо как они хотели». 29 июня. ПРАВМИР. В Новой Зеландии супруги, прожившие вместе 67 лет, умерли в один день с разницей в несколько часов. 94-летний Хью Нис и его 92-летняя жена Джоан скончались во сне по естественным причинам, — сообщает Вести со ссылкой на Stuff.co.nz . Родственники отмечают, что здоровье супругов в последнее время ухудшалось. Дочь покойных Джой Рид отметила: «Мы думаем, это было чудо, прямо как они хотели». Хью и Джоан Нис встретились в 1940-х годах и с тех пор редко расставались. Хатт был священником, и вместе с супругой в разное время жил в разных городах Новой Зеландии, а также в Папуа – Новой Гвинее. Джоан помогала мужу в церкви. «Они не только занимались одним делом, но и крепко любили друг друга, у них были очень близкие отношения, которые основывались на глубокой вере в Бога и уверенности в том, что брак – это на всю жизнь», – рассказала Джой Рид. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 марта, 2021 8 июля, 2020 21 августа, 2018 10 мая, 2018 7 мая, 2018 30 декабря, 2017 29 декабря, 2017 28 декабря, 2017 1 ноября, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/suprugi-prozhivshie-v-...

См. Desvergers, Arabie, p. 27. 412 См. Desvergers. Arabie, p. 27. Вюстенфельд же пишет «Название Бахрейн «два моря» произошло от того, что между воротами Ель-Ахсы и деревнями Хаджар, не далеко от Персидского залива, находится маленькое озеро, называемое Бухейра Хаджар, в три мили длины и столько же ширины, следовательно, эта страна лежит между двумя морями, отсюда это имя перенесено на всю полосу земли. Это озеро не имеет никакого стока, вода его стоит постоянно высоко и неподвижна, она солона и не годна для питья.» Wustenfeld, Bahrein und Iemama, p. 3. 413 Wüstenfeld, Bahrein und Iemama, p. 9. Отсюда получили свое название знаменитые в древности у арабов хаттические копья, так как они делились из того твердого дерева, которое привозилось из Индии в гавани Персидского залива т.е. На берег Ель-Хатт. 418 По словам Вюстенфельда, Эль-Катиф был первоначально именем земли на морском берегу, затем оно было ограничено одной деревней, которую населяла фамилия Джазима-бен-эль-Диль из колена Абд-аль-Кейса. В последствии это местечко превратилось в город, окруженный стеной и рвом, и стал главным городом Бахрейна. Wustenfeld, Bahrein und Iemama, p. 9. 419 Pline, Lib. VI, 32; Strabo. Lib XVI. p. 885; Niebuhr, Ubi sup. p. 341. Впрочем, другие с Геррою древних писателей отождествляют нынешний Катиф, о котором мы сейчас говорили. См. Desvergers. Arabie, p. 27, Chrichton, Vol. I p. 52. 430 См. Aboulfeda, Vie de Mohammed, p. 137. По словам тафсира Джалялейн, в Айле жили иудеи, их которых часть за нарушение субботы (К2:61) была превращена в обезьян и ветром низринута в море, из которого они в субботу ловили рыбу. См. См. Джалялейн, Толкование на коран 2:61. 434 Именно по свидетельству Страбона, называют море Ерифрон т.е. красным, или от цвета воды, или вследствие того, что лучи солнца, отражаясь придают ему красный вид; или от красных гор. По мнению Ктезия цвет моря зависит от того, что один источник вливает в море красноватую, насыщенную суриком воду. Агафархид же со слов некоего Бокса, перса, передаёт, что однажды табун лошадей одного перса, по имени Эриора, испуганный львицею, прибежал к морю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

11 февр. 1847 г. в Иерусалиме была учреждена РДМ. Год спустя на Св. землю приехал начальник РДМ архим. Порфирий (Успенский). Патриарх встретил его тепло и радушно, отчасти потому, что Базили «внушил патриарху, что мы будем состоять под священноначалием его» ( Порфирий (Успенский). 1896. Т. 3. С. 213). Однако забота Патриархии о РДМ носила формальный характер. Прежде всего встал вопрос о размещении РДМ. Сначала патриарх предоставил ей кельи Константино-Еленинского монастыря, которые он занимал, когда еще был архиепископом Лиддским. 16 авг. 1848 г. патриарх и Синод благословили РДМ переехать в мон-рь св. Архангелов, перестроенный для сезонного размещения паломников. Это здание было крайне неудобным, в связи с чем архим. Порфирий предложил построить для миссии особый флигель. К. обещал безвозмездно «сделать всевозможно лучшие покои для русского духовенства и отдал под них прекрасное место в своем саду» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 30). Архим. Порфирий предполагал, что за это «безвозмездное» строительство Синод РПЦ должен выплачивать Иерусалимской Патриархии по 2 тыс. р. в год в течение 6 лет. Рус. посольство в К-поле дало согласие (30 янв. 1850), но Синод РПЦ смутила сумма в 12 тыс. р. (6 окт. 1850). Весной 1852 г. Базили решился напомнить К. о постройке обещанного дома. Патриарх сослался на тур. правительство, которое якобы не позволяло расширять мон-рь. Тогда Патриархии было предложено уступить фиктивно на 15-20 лет яффскому вице-консулу Н. С. Марабути пустовавшее место к югу от мон-ря св. Архангелов и на нем возвести здание на рус. средства. Однако «интерес греческой Патриархии был не допустить РДМ до собственного помещения, потому что, пока его не было, Миссия была только гостьею Патриархии и более ничего» ( Хитрово. 2011. С. 131). Поэтому К. на словах одобрил представленный архим. Порфирием план постройки и эскиз его фасада (хотя вскоре он решил «сократить и привести их в более укромный вид»), но отказался «великодушно» от к.-л. рус. денег, «почитая членов Русской Миссии своими, а не чужими» и даже «обидевшись» на попытку российской стороны требовать от Патриархии к.-л. документа типа контракта на постройку (Там же. С. 132). В авг. 1852 г. было получено визириальное письмо из К-поля с разрешением на строительство. Но 8 окт. 1852 г. архим. Порфирий уведомил Синод РПЦ, что К., возвратившись в Иерусалим для присутствия на оглашении хатт-и-шерифа, договорился с Базили вместо строительства нового дома отремонтировать здание на противоположной мон-рю св. Архангелов стороне улицы. Оно должно было быть готово после Пасхи 1853 г. Тем не менее строительство не было завершено и к началу Крымской войны (члены РДМ покинули Св. землю в связи с войной в мае 1854). Только в 1858 г. дом, получивший наименование Порфирьевский, был использован для размещения нового состава РДМ.

http://pravenc.ru/text/1840397.html

греч. населения О. и. При этом к-польские греки-фанариоты (см. Фанар ) ощущали угрозу своему традиц. привилегированному положению, а султан и его правительство опасались сепаратизма и стремления к воссоединению с Грецией греч. населения Македонии, островов Эгейского м. и др. областей, не вошедших в состав Греческого гос-ва. Монопольные политические позиции К-польского Патриархата в отношении правосл. населения Балкан постепенно ослабевали в связи с созданием автономной Белградской (Сербской) митрополии (1832), провозглашением автокефалии Элладской Православной Церкви (1833; официально признана К-польским Патриархатом в 1850) и утратой контроля О. и. над Юж. Грецией, Сербией и Дунайскими княжествами. Централизаторская политика султана Махмуда II (1808-1839), важнейшими проявлениями к-рой стали ликвидация янычарского корпуса (1826), создание новой регулярной армии и борьба с непокорными наместниками в ряде провинций, способствовала вновь постепенной консолидации гос. власти. Но в 1831-1840 гг. султану и его правительству пришлось вести борьбу с могущественным наместником Египта Мухаммадом Али-пашой, к-рый создал сильную армию по европ. образцам и стремился подчинить себе сир. провинции О. и. В 1833 г., после серии военных поражений, султан обратился за помощью к России. Пребывание корпуса рус. войск на берегах Босфора для защиты Стамбула и Ункяр-Искелесийский договор о военном союзе между О. и. и Россией вызвал обеспокоенность Великобритании, к-рая в 1840 г. предприняла военную кампанию с целью изгнания войск Мухаммада Али из Сирии и сумела установить свое доминирующее дипломатическое влияние на Порту. Заключенная в 1838 г. англо-тур. торговая конвенция открыла рынки О. и. для потока брит. промышленных товаров. Эпоха Танзимата (1839-1876) В 1839 г. вступивший на трон султан Абдул-Меджид I (1839-1861) провозгласил Гюльханейский Хатт-и шериф, документ, ознаменовавший начало эпохи реформ в О. и., известной как Танзимат. Османское правительство взяло курс на постепенное уравнивание немусульман (христиан и иудеев) в правах с мусульманами.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Так, сообщается о восстании в районе ал-Фаллуджи некоего Абу Зий- ада ал-Муради, при подавлении которого выдвинулся ал-Джаррах б. Абдаллах ал-Хаками, игравший впоследствии не последнюю роль в военной истории Халифата. Затем в Бахрейне появился Абу Мабад ал-Кайси, против которого был послан наместник Басры ал-Хакам б. Аййуб. В Мекране власть захватили два сына ал-Аллафа, которые в 78 г. х. убили посланного туда ал-Хаджжаджем наместника. Только на следующий год удалось нанести им поражение и убить одного из братьев. Но в том же году произошло восстание в Бахрейне, в селении Таб‘ в районе ал-Хатт, возглавленное ар-Раййаном ан-Накари, к нему присоединился хариджит Маймун, пришедший из Омана. Совместно они изгнали наместника, Мухаммада б. Са‘са‘у ал-Килаби (судя по нисбе – одного из сирийских военачальников ал-Хаджжаджа). Мухаммад б. Са‘са‘у бежал из Бахрейна по морю, не дожидаясь подхода посланного ему на помощь Йазида б. Абу Кабши. Йазид разгромил повстанцев в 80/69970 г., ар-Раййан был убит, и с ним некая Джайда, несомненно, одна из предводителей восстания. 65 Эти неприятные для Халифата инциденты все же затрагивали вто­ростепенные районы. Гораздо важнее было сохранение стабильности в Хорасане и Сиджистане. Отозванный из Кирмана ал-Мухаллаб был лучшей кандидатурой для этого. Возвращать его в Кирман ал-Хадж-жадж опасался – там он мог стать слишком самостоятельным. Нужно было лишь решить, куда именно его назначить, ну и, конечно, добить­ся от него погашения задолженности по налогам. Ал-Мухаллаб в Хорасане Как уже говорилось (т. III, с. 270), Абдалмалик назначил наместником беспокойного Хорасана своего дальнего родственника Умаййу б. Абдаллаха б. Халида, который как курайшит должен был стоять над межплеменными распрями и умиротворить эту провинцию. Мешало ему то, что на его репутации темным пятном лежало позорное бегство от хариджитов Бахрейна (т. III, с. 265). Умаййе был подчинен и Сиджистан, управлять которым он отправил своего сына Абдаллаха. В 695 г. Абдаллах совершил поход на Кабулистан.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010