λ от Гр. Духет Сельуах †25° 8»,00 †50°40»,62 Забарех †25°59»,25 †51° 5»,02 Zabara †26° " †51° 5 " эль Бидда †25°17»,39 †51°32», 46 " Zabara» по Sprenger, § 176. 426 На карте Штилера EL-HASA – название всей области от устья Шату-ль-Араба (Тигра-Евфрата, впадающих в персидский залив под φ ­ †29°56»,31 λ ­ 48°34»,45 по Kiepert) до северо-западной границы Умана, а hsch – часть этой области под φ ­ †27°. Nöldeke, Chronik, 25. 47: Катар есть «полуостров Бахрайн», страна aâ, alCha, есть «берег страны, ныне называемой Lasâ», Хаджар – «ит Innern von Bahrain», Gesch. d. Pers., 56. 20: Хаджар – «alte Hauptstadt von Barain» [на основании этих двух выражений можно подумать, что Хаджар лежит где-либо в центре катарского полуострова]; Табари в числе 8 городов, построенных Ардаширом I, называет «in Barain Pasâ (?)-Ardašîr, d. и. die Stadt Cha», и Нёльдеке поясняет, что Хатт есть «береговая полоса Бахрайна, где лежит Qaîf и Oqair („Adjeir“)». Аль-Баладури (ср. Хр. Чт. 1899, стр. 1018), 81, пишет: «говорят, что посланник Божий отставил от должности аль-Алу, и затем [на его место] поставил над аль-Бахрайном Абана бну-Саид; а некоторые говорят, что аль-Ала был начальником над тою нахиею аль-бахрайнскою, где [лежит] аль-Катиф (ъal naiyyathin mina-’l-barayni minhâ-l-qaîfu), а Абан – над другою нахиею, где аль-Хатт (ъal naiyyathin u χr fîhâ-’l- χau)». λ от Гр. Эль-катиф †26°33», 36 †50° 0»,91 Аджейр †25°39», 73 †50°15»,13 Шпренгер, § 184, cf. § 169, говорит, что «al-Oqayr [араб, «al-ъqyr», на местном диалекте произносимое так, что европейцу слышится аль-Аджейр] лежит под φ=†25 о 40» λ ­ †50 о 15», а не у конца бухты, как на Palgrave’s map»; однако, у Штилера и в 1896 г. красуются «Adscher» на месте Аджейра и «Adscheir» у самого конца бухты Duhet Selwah, след., ок. φ=†25°8» λ ­ †50°40». 429 Sprenger, § 170. Якут, напр., пишет: «в аль-Хатте находятся города аль-Катиф, аль-Укайр и Катар». 430 Шпренгер, § 177, al-Cha ττα отождествляет с нынешним «Adhâyid» под φ=†24°30» λ ­ †51°18». – Показание аль-Баладури (выше прим. 426), что в нахию, в которой лежал аль-Хатт, не входил город аль-Катиф, благоприятно этому отождествлению: аль-Катиф лежит в расстоянии – по воздушной линии – 245,4 верст (261, 8 km.­177,0 m. pass.) на северо-запад-к-северу (NWgN, α­330°26») от Адайида.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

е., содержали стражу у восточных врат храма; если далее говорится, что уже на служение при храме и при жертвах назначены были некоторые лица: то можно думать, что книга писана тогда, когда при первом возвращении Евреев из плена сделаны были уже некоторые распоряжения относительно храма и служения при храме, но – еще малые распоряжения, так как мало лиц служебных упоминается и – не видно еще полного устройства чина служения при храме, – как об этом повествуется в книгах Ездры и Неемии. – О Селлуме, Акубе и Телмонге упоминается в книгах Ездры и Неемии, – у последнего с прибавлением, что они были во дни Неемии и Ездры священника и книгочии ( Неем.12:26 ), и если писатель книг Паралипоменон говорит, что они были даже доселе: то значит, они были современники писателю книг, а сей последний – современник Неемии и Ездре (если и не считать его пока писателем этих книг), – следовательно, жил при первом возвращении Евреев из плена. – К тому же заключению приводит родословная таблица царствующего в Иудее дома Давидова по нисходящей линии, которую через Соломона писатель доводит до своего времени. – По Еврейскому чтению, после Иехонии, – последнего пленного царя, насчитывается только три рода, – именно Федаия с двумя сыновьями, Зоровавелев и Семеем, потом Зоровавель с семью сыновьями и дочерью и, наконец, Анассия – сын Зоровавелев с двумя сыновьями. – Затем перечисляются имена других потомков Давида, между которыми – Хатт ( 1Пар.3:16–21 и дал ). Если несомненно, что Хатт – тот самый, который возвратился с Ездрою из плена около 450 г. до Р. Хр. ( Езд. 8:2 ), то последний потомок Сехании Елионай должен жить не многим позже этого времени и – отнюдь не удаляет время жизни писателя надолго по возвращении из плена и с другой стороны не показывает, чтобы этот конец родословной писан другою рукою и после уже прибавлен к книге. – По этим показаниям вообще выходит, что книги написаны в первое время по возвращении Евреев из плена Вавилонского; – но не после, – не около времен Маккавеев, как стараются доказать некоторые историки, потому что в таком случае не было бы опущено совсем из внимания дело Маккавеев, – по крайней мере, было бы упомянуто о них, и с другой стороны упомянутые древние меры и монеты не были бы упомянуты в книге, как пришедшие одни в забвение, другие в полное употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

Термин «миллет» в значении «религиозная группа» встречается в отдельных документах центрального адм. аппарата применительно к армянам и православным уже в кон. XVII в., однако прочно он вошел в общеупотребительный османский лексикон только в XIX в. До этого времени при обозначении этноконфессиональных групп, равно как и любого самоуправляемого сообщества, объединенного по социально-экономическому, этническому либо территориальному признаку, преимущественно употреблялось слово «таифа» (община). По крайней мере с XVII в. понятие «миллет» использовалось и для обозначения этнической принадлежности. Терминологическая путаница между словами «миллет» и «таифа» долгое время сохранялась даже в офиц. циркулярах стамбульской администрации. Очевидно, что спецификация термина «миллет» была связана с происходившими в XIX в. процессами модернизации османского общества, включавшими изменения в статусе этноконфессиональных меньшинств. Греческое восстание 1821-1829 гг. подорвало веру Высокой Порты в способность иерархов правосл. М. обеспечивать лояльность своей паствы по отношению к представителям власти. Усилилось и давление на Высокую Порту европейских держав, требовавших юридического обособления униат. Церквей. Модернизационные реформы Танзимата (1839-1876) и рост национально-освободительного движения в Османской империи разрушили систему М. в той форме, в которой она сложилась при Мехмеде II. В этот период османские власти официально признали существование большинства независимых Церквей в качестве отдельных М., наделив их предстоятелей соответствующими правами и обязанностями. Провозглашенное в Гюльханейском хатт-и шерифе (1839) равенство всех османских подданных нанесло 1-й удар по иерархической системе М. В 1844 г. за христианами было официально признано право смены конфессии. Высочайший указ (хатт-и хумаюн) 1856 г. провозглашал полное равенство в правах мусульман и немусульман независимо от того, к какой религ. общине они принадлежали, и реорганизацию системы М., предполагавшую участие светских лидеров в их самоуправлении. Религ. общины одна за другой стали получать признание властей и интегрироваться в общеимперскую систему. Еще в 1830 г. был признан М. армяно-католиков, включавший всех униатов. В 1848 г. аналогичный султанский фирман был издан относительно греко-католич. М., в 1850 г.- протестант. М. Развал единого греко-правосл. М. ускорило официальное признание Православных Поместных Церквей: в 1850 г.- Элладской, в 1870 г.- Болгарской, в 1879 г.- Сербской, в 1885 г.- Румынской. К началу первой мировой войны в Османской империи насчитывалось 17 М.

http://pravenc.ru/text/2563216.html

В отличие от Лондона, Петербург до получения (в ноябре 1852 г.) донесения К.М. Базили из Иерусалима (от 7/19 октября 1852 г.) не подозревал о тайной турецко-французской интриге. Тем не менее, в Зимнем дворце допускали, что османы вновь поддадутся угрозам Лавалетта и как следствие – отойдут от неукоснительного исполнения хатт-и шарифа. Вот почему вскоре из С.-Петербурга в Константинополь последовали дополнительные инструкции на имя А.П. Озерова для К. М. Базили за подписью графа Нессельроде, высочайше утвержденные императором Николаем I, посчитавшего необходимым расширить и конкретизировать полномочия генерального консула в ходе его пребывания в Иерусалиме для наблюдения за исполнением фирмана, дарованного грекам [ 22 ]. Управляющий делами константинопольской Миссии А.П. Озеров на основе полученной из Петербурга депеши вновь составил «доверительные инструкции» (правда, уже на русском языке) и направил их в Бейрут. В них особо подчеркивалась огромная ответственность, возложенная на генерального консула, статского советника К.М. Базили, оказавшегося на самом острие конфликта вокруг Святых мест с участием трех дворов. А.П. Озеров писал: «Вы, Милостивый Государь, имеете силу воспротивиться не только какому-либо пристрастному решению, но даже разбору на месте обоюдных жалоб и притязаний. Вследствие сего покорнейше прошу Ваше Высокородие не лишать себя выгод строгого и неукоснительного блюстителя установленного формальными актами порядка и, доводя с истинною отчетливостию Вашею всякий шаг Турецких приставов до сведения Миссии, оставаться в уверенности и убеждать Иерусалимское Духовенство, что оно не упустит из виду защиту с требуемым достоинством и твердостью преимуществ наших единоверцев» [ 23 ]. В то время как Афиф-бей пребывал в Египте в ожидании дополнительных инструкций, К.М. Базили направлял в Константинополь тревожную информацию о распространении в Иерусалиме слухов о возможном изменении турецкими властями смысла султанского хатт-и шарифа. Однако А.П. Озеров, успокаиваемый турецкими визирями, принял их лишь за «одну мнительность и робость восточных христиан».

http://pravoslavie.ru/5224.html

В формировании образованного болгарского духовенства велика была роль российских духовных школ, в первую очередь Киевской Духовной Академии. Борьба за церковную автокефалию Наряду с идеей политического освобождения от османского гнета среди балканских народов крепло движение за церковную независимость от Константинополя. Поскольку Константинопольские Патриархи были греческого происхождения, греки издавна оказались в привилегированном положении по сравнению с другими православными народами Османской империи. Особенно резко межнациональные противоречия начали проявляться после достижения независимости Грецией (1830), когда в значительной части греческого общества произошел всплеск националистических настроений, выразившихся в идеологии панэллинизма. Константинопольская Патриархия также была вовлечена в эти бурные процессы и стала все чаще олицетворять собой силу, тормозившую национальное возрождение других православных народов. Шло насильственное насаждение греческого языка в школьном образовании, принимались меры к вытеснению церковнославянского языка из богослужения: так, в Пловдиве при митрополите Хрисанфе (1850–1857) он был запрещен во всех храмах, кроме церкви святой Петки. Если греческое духовенство считало естественной неразрывную связь эллинизма и Православия, то для болгар подобные представления становились препятствием на пути к церковно-национальной самостоятельности. Против засилья греческого клира выступало болгарское духовенство. Борьба за церковную независимость в первой половине 20-х годов XIX века началась с выступлений за замену богослужебного языка с греческого на церковнославянский. Были предприняты попытки заменить греческое духовенство на клириков-болгар. Господство греческих владык в болгарских землях, их поведение, порой не вполне отвечавшее нормам христианской нравственности, вызывало протесты болгарского населения, требовавшего назначения архиереев из болгар. Выступления против митрополитов-греков во Враце (1820), Самокове (1829–1830) и других городах можно считать предвестниками греко-болгарской церковной распри, разгоревшейся в полную силу спустя несколько десятилетий. В конце 30-х годов XIX века в борьбу за церковную независимость включилось население крупнейшей в болгарских землях Тырновской епархии. Эта борьба, как и движение за просвещение болгар, основывалась на изданных османским правительством реформаторских актах — Гюльханейском хатт-и шерифе 1839 года и хатт-и хумаюне 1856 года. Один из идеологов и организаторов болгарского национально-освободительного движения Л. Каравелов заявлял: «Болгарский церковный вопрос не является ни иерархическим, ни экономическим, но политическим». Этот период в болгарской историографии принято характеризовать как «мирный этап» национальной революции.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Во 2-й пол. XIX в. после принятия «Общих уставов» появились неск. вспомогательных административно-судебных учреждений: помимо центральной патриаршей церковной эпитропии (комиссии), созданной еще в 1836 г. для помощи патриарху в управлении архиепископским округом и занимавшейся вопросами благоустройства храмов, соблюдения устава богослужений, церковной дисциплины и цензуры, были созданы др. эпитропии, важнейшими из которых были центральная педагогическая (1873) и архиерейских имуществ (1873). Для ревизии финансовых отчетов приходских храмов существовала Контрольная эпитропия. По-прежнему важную роль играл церковный суд, занимавшийся вопросами брака и наследства. Сохранялись основные духовные должности при патриархе: великого протосинкелла, великого архидиакона, 2-го и 3-го диакона, великого иерокирикса, великого архимандрита, великого примикирия, иеромнимона, 1-го апостолария, протопсалта, доместиков и др. Из светских должностей на 1-м месте стоял великий логофет (должность, перешедшая после взятия турками К-поля из имп. штата в патриарший), затем капукехая (уполномоченный КПЦ при Высокой Порте), а также чины различных визант. пентад (великого эконома, великого скевофилакса, великого сакеллария, великого хартофилакса, великого ритора, протонотария, протэкдика и др.). Все они получали жалованье, сумма к-рого была приблизительно определена «Общими уставами». В 80-90-х гг. XIX в. к «Общим уставам» были добавлены «Устав о мухтарах константинопольских приходов» (1880), «Устав приходского клира» (1881), «Устав приходов К-польской архиепископии» (1899), «Общий устав школ при греческих общинах» (1897). В 60-х гг. XIX в. начали осуществляться положения, заявленные в хатт-и хумаюне. Султан Абдул-Азиз (1861-1876) понимал, что для сохранения мира в империи недостаточно только провозглашения свобод и льгот. Критское восстание 1866-1869 гг. и героическая гибель защитников мон-ря Аркадиу в очередной раз показали Европе, что при новом султане коренных изменений в положении христиан не произошло. По инициативе России европ. послы сделали Высокой Порте коллективное представление касательно реализации хатт-и хумаюна на практике. В 1868 г. в Турции был учрежден гос. совет, в к-ром принимали участие и христиане; в 1870 г. опубликован закон об адм. устройстве округов, согласно к-рому в совете при местных начальниках были и представители от христиан, прежде всего епархиальные архиереи. Судопроизводство было регламентировано новыми законами в 1864-1875 гг. Кроме мусульм. судов были учреждены общие, или смешанные, суды, в к-рых рассматривались споры и уголовные дела между мусульманами и немусульманами. Членами таких судов могли быть и христиане. При этом духовные и гражданские дела неуголовного характера по-прежнему разбирались в митрополичьих и патриаршем судах по традиц. визант. правовым нормам. Греко-болгарский церковный вопрос

http://pravenc.ru/text/2057124.html

По примеру русского дипломата Емельяна Украинцева, жившего за полтора века до описываемых событий [ 14 ], Лавалетт, в нарушение Лондонской конвенции 1841 г. о закрытии проливов, прибыл в турецкую столицу на военном трехпалубном корабле «Карл Великий». Он в категорической форме потребовал, чтобы Порта либо сделала должные изменения в своем последнем еще не оглашенном фирмане, либо предоставила новые льготы католикам. С этого момента спор о Святых местах перешел из религиозной плоскости в сугубо политическую. Отныне уже решался вопрос о том, за кем сохранится преобладающее влияние на христианском Востоке: за православной Россией или за католической Францией. Султан частично выполнил данное в своем ответном письме российскому монарху обещание относительно статус-кво Палестинских святынь. Вместе с тем, чтобы султанский указ вступил в силу, как того требовали древние традиции, нужно было направить в Иерусалим специального уполномоченного для публичного оглашения фирмана в присутствии губернатора (паши), мусульманского судьи (кади), членов городского совета (меджлиса) на его заседании в полном составе с последующей регистрацией документа в иерусалимском суде (мехкеме). Без этой обязательной юридической процедуры изданный высочайший фирман формально оставался лишь на бумаге и в любой момент мог быть юридически и фактически отменен новым исходатайствованным у Порты фирманом. Это хорошо понимали на Дворцовой площади, беспокоясь по поводу заминки с исполнением султанского хатт-и шарифа. Из Зимнего дворца в Константинополь был послан сигнал недовольства: находившийся в отпуске В. П. Титов остался в Петербурге, а функции «управляющего делами» Миссии (т. е. поверенного в делах – М.Я.) стал исполнять действительный статский советник А.П. Озеров. Султан Абдул Меджид правильно понял намек «Северной Пальмиры», снизившей уровень дипломатического представительства, и поспешил назначить второго секретаря своего дивана [ 15 ] Афиф-бея (полное имя – Афиф-бей, Бейлик Кесседари, сокр. – Бейликчи – М.Я.) комиссаром, или специально уполномоченным – ad hoc – для оглашения хатт-и шарифа.

http://pravoslavie.ru/5224.html

P. The Question of the Straits. London, 1931; Драное Б. A. Черноморские проливы. М., 1948; Jelavich В. The Ottoman Empire, the Great Powers and the Straits Question, 1870–1887. Bloomington; London, 1973; Киняпина H. С. Балканы и проливы во внешней политике России в конце XIX в. М., 1994; Россия и черноморские проливы (XVIII-XX столетия). М., 1999; Лунева Ю. В. Босфор и Дарданеллы. Тайные провокации накануне Первой мировой войны (1907–1914). М., 2010. 241 Шеремет В. И. Адрианопольский мир 1829 г. и Россия. М., 1975; Муравьев Н. Н. Русские на Босфоре в 1833 г. М., 1869. 242 Новичев А. Д. Гюльханейский хатт-и шериф 1839 г. Тюркологический сборник. 1972. М., 1973; Тодорова М. Англия, Русия и танзиматът. София, 1980. 243 Жигарев С. Русская политика в восточном вопросе (ее история в XVI-XIX веках, критическая оценка и будущие задачи). Историко-юридические очерки. М., 1896. Т. 2. С. 3–5. 244 Татищев С. С. Дипломатический разрыв России с Турцией 1853 года//Исторический вестник. 1892. 1. С. 457. 246 Татищев С. С. Дипломатические беседы о внешней политике России. Год первый. 1889. СПб., 1890. С. 95. 247 Деятельность Н. П. Игнатьева в Константинополе неоднократно становилась предметом исследования: Дмитриевский А. А. Граф Н. П. Игнатьев как церковнополитический деятель на православном Востоке: по неизданным письмам его к начальнику русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину Капустину . СПб.,1909; Паренсов П. Д. Граф Н. П. Игнатьев как русский и славянский деятель//Памяти графа Игнатьева: речи, произнесенные на торжественном собрании С. -Петербургского Славянского благотворительного общества 30-го ноября 1908 года. СПб., 1909. С. 19–31; Башмаков А. А. Игнатьевская школа дипломатии//Там же. С. 32–41; Хевролина В. М. Николай Павлович Игнатьев. Российский дипломат. М., 2009; Кирил, патр. Български. Граф Н. П. Игнатиев и българският църковен въпрос: изследване и документи. София, 1958 и др. 251 См.: Митусов С. Н. Из моих воспоминаний о после Е. П. Новикове//Русская старина. 1911. Т. 146. С. 93–94. 252 Записка А. И. Нелидова в 1882 г. о занятии проливов/Предисл. В. Хвостова//Красный архив. 1931. Т. 46. С. 182. 253 Хвостов В. Проект захвата Босфора в 1896 г.//Красный архив. 931. Т. 4–5 (47–48). С. 64–67; Он же. Проблема захвата Босфора//Историк-марксист. 1930. Т. 20. С. 100–129; История дипломатии. Т. II. С. 342–343; Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVIII – начало XX в. М., 1978. С. 270–271; Киняпина Н. С. Балканы и проливы. С. 186–187.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

УАДЫНГРЗТ — Библийы ацы чиныджы цы уадынгрзт мб-лы — дала, уадындз м гуымсг — уыдон сты н абоны царды хъисын, удфон м рмдзфон уадынгрзты нгс. ДАЛА. Рагон дзуттаг далайы (Райд. 31:27) хъист конд сты, дыуу кълсы быцуыл чи нцайы, ахм хъдын флгтыл. Кълсы быцут, флгты ухсчыт, фидаргонд сты, мыр к-цй цуы, уадынгарзы уыцы свджын хайыл. Дзуттаг далай фылдр хатт цагътой лугй. УАДЫНДЗ. Рагон дзуттаг уадындз (Райд. 4:21) у лдзджы нгс. Й хуылф — тутт. Й крон — лулйы хуызн, цмй дзы уа фу кнн. Й фарсыл — хуынчъыт. Уыцы хуынчъыт нгуылдзтй ахгн-ахгнгй, мыры брзндн ис раив-баив кнн. УАДЫНДЗ — кс: УАДЫНГРЗТ ФИДЫД — Библийы дзырд фидыд нысан кны, бадзырдт аразгй-иу адм крдзиим цы ахастыты бацыдысты, уый (Райд. 14:13; 21:27; 31:44). Фидыды бындурыл барадон ахастытн ис сырзн куыд мср лгты хсн (Райд. 14:13), афт, се ’мср чи ну, уыдоним др (Райд. 21:27). цг, уд, хс-нады брзонддр къпхныл чи лууы, уый барвндонй, хрзаудыны охыл, й длдрн фидыды уагврдт ххст кнынн дтты улдай барт. Ам сиу сты дыуу фйнхуызон нысаны. Иуй, цдисмблтт чи свййы бадзырды руаджы, уыдон — лдар м рцуггаг (Райд. 26:28), паддзах м й длдр — мср не сты, уым гсг фидыд алкддр вййы разамынды хуызн — хицауы уынаффйау й длбарн (абар: усиат, фрзджынты хрзракнд мгуыртн м нд.). Иннмй та, хснады асинтыл брзонддр лууг й длдры архайды ныхм вры йхи архайд, м уыцы уавр крдзим нгом бтты с дыууйы др. Афтмй, кд амынд фидыд мбар ахастытыл не ’нцайы, уддр ын ис рстгмйы н, ф л мыггагмйы нысаниуг м алы бадзырдау ахъаз у куыд с иун, афт иннмн др. Фл фидыд фыццаджыдр у Хуыцау м Йе ’взрст ад-мы ’хсн срмагонд ахастдзиндты метафор. Райдианы чиныджы ацы дзырдй вдыстуы, Хуыцау Ной (Райд. 6:18; 9:8-17) м Авраамм (Райд. 15:18-21; 17:1-27), стй уымн й байзддаг, Израилы адмм, куыд хорз цстй ксы, уый. Хуыцауим фидыд гасй др адймаджы пайдайн у. Кд м ххст кны фидыды домнт, уд ын рардуыдзни цард (Райд. 6:18-20), црнбст (Райд. 15:18-21), байзддаг (Райд. 17:4) м бир ндр хорздзиндт. Хуыцауим табуйаг бадзырд баст у нахуыр нысанты фзындим, улфдзхстон фтким — блгъ (Райд. 6:18-21), иууылсудзинаг нывндт (Райд. 8:20), арврдыним (Райд. 9:12-13), кусарты хйттн с астуты арты взгты ахызтим (Райд. 15: 17), сунты гъдауим (Райд. 17:10-13). Фидыд бындур вры иузрдион уаг м фарнн, Хуыцауы дзырдахуырадм гсг — уырнынад м ирвзындзинадн. Библи иузрдыгдзинад арх бтты рстадим; Хуыцауим фидыдыл нувыд адймаг хуыйны рствзар, кн рстгнг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Торжественное и неожиданное появление первого русского военного корабля в водах Босфора повергло в полное смятение турок и встревожило европейских послов. Оправившись от первоначального шока от подобной дерзости России, Порта при моральной поддержке европейцев продемонстрировала поначалу непреодолимое упорство на переговорах с русским дипломатом. В конечном итоге переговоры 1699–1700 гг. в Турции завершились заключением выгодным для России Константинопольским договором 1700 г. (Креницин Н. В. Восточный вопрос на почве его истории и политики. СПб., 1900. С. 10-11). 15  Диван – орган при дворе султана, куда входили министры – визири – и другие правительственные сановники. При нем была создана специальная комиссия по выработке текста последнего фирмана, в состав которой входил второй секретарь дивана (в ранге второго визиря, или министра) Афиф-бей. 18 50) Выписка из депеши полковника Роуза графу Малмсбери из Тарабиа в Лондон от 20 ноября 1852 r. Correspondence... Р. 44. 19  В официальных дипломатических документах того времени на русском и французском языках слова: «ИМПЕРАТОРСКИЙ», «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР» и т.д. в соответствии с требованиями цензуры писались в основном заглавными буквами. 20  Копия с секретной депеши А.П. Озерова К.М. Базили от 9 августа 1852 г. за 689 (на фр. яз.). АВП РИ, ф. 161 (1), ГA V–A2, оп. 181, 1852, д. 522, л. 299–311 об. 22  Проект депеши графа К.В. Нессельроде А.П. Озерову в Константинополь. С.П., 26 августа 1852 г. «На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: “Быть по сему”», (на фр. яз.). АВП РИ, СПб ГA I-1, оп. 781, 1852, д. 462, л. 100-102 об. 26  Фуад-эфенди – автор инструкций Афиф-бею, недавно назначенный министром иностранных дел, был известен в Петербурге своими русофобскими и профранцузскими настроениями. «Архитектор» курса Порты на вынужденные уступки французской стороне в рамках хатт-и шарифа и в соответствии с торжественно данным султаном императору Николаю обещанием. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5224.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010