Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны. Приложение 1. План Вифлеемского храма (Приложение к донесению К. М. БАЗИЛИ В. П. ТИТОВУ за 45 от 22 мая 1845 г., Бейрут.) ( Получено Миссией 2 июня) (Пис: Г.Канцлеру 21 июня 246) АВП РИ, ф. Пос-во в Конст-ле, оп. 517/1, 1845, д. 738, л. 101. (рисунок и описание выполнено К. М. Базили) 2. Послание Его Блаженства Вселенскаго Патриарха к Святейшему Правительствующему Синоду, от « 29» ноября 1852 года Ad 169 – 1852. К 200/1853/ (приложение к депеше А. П. Озерова графу Нессельроде 169) («Точный перевод с греческого на русский язык») Неожиданное бедствие, постигшее Восточную Церковь и погрузившее в пучину горести Православный народ Господень, побуждает нас прибегнуть со слезами к братской помощи Святейшаго Правительствующаго Синода и испрашивать чрез Его посредство Милосердие Боговенчаннаго МОНАРХА и САМОДЕРЖЦА, которое служило убежищем спасения во всех величайших опасностях Православному народу Востока, спасенному Победоносною Рукою Православной России от преследований. Превыше всех Монарших благодеяний вписал православный народ могущественное поддержание наследственных прав его на Святейшие Места Палестины. Паписты, усиливаясь с давних лет овладеть Ими, воздвигли в последнее время тяжкое гонение на Православных, дабы похитить у них эти Святейшие Места, единственное наше утешение и славу. Православная Церковь была погружена в глубочайшую печаль, когда, по милости Божией, предстало сильное покровительство Великаго Государя, и спасло Его от опасности, потребовав от Оттоманской державы неизменнаго сохранения древних прав. Тогда умыслы Папистов сделались тщетными, и царствующий над нами Султан собственноручным Хаттишерифом (хатт-и шарифом – М. Я.) утвердил за Православными права их предков. Православный народ несколько оправился, и Блаженнейший собрат наш, Патриарх Иерусалимский, радуясь, отправился в Иерусалим, для присутствования при исполнении Султанскаго Хаттишерифа.

http://pravoslavie.ru/5222.html

Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны. Часть 3 В сентябре 1852 г. комиссар Афиф-бей прибыл в Иерусалим, где его ожидала многотысячная христианская община для исполнения султанского фирмана, дарованного Иерусалимской Православной Церкви. Получив это сообщение от своего яффского вице-консула Н. С. Марабути , К. М. Базили в сопровождении князя Гагарина отправился морем из Бейрута в Яффу. На одном корабле с ними плыли французский и австрийский консулы. По прибытии в яффский порт к российской делегации присоединился Н. С. Марабути, а в Иерусалиме – архимандрит Порфирий. У Яффских (Хевронских – М. Я.) ворот Святого града делегацию во главе с российским генеральным консулом торжественно встречал патриарх Кирилл и иерусалимская православная община. В Иерусалиме К. М. Базили настойчиво добивался от Афиф-бея исполнения фирмана с хатт-и шарифом, однако комиссар каждый раз давал уклончивые ответы, ссылаясь на ожидаемое прибытие из Константинополя турецкого инженера–архитектора Эсад-эфенди с новыми инструкциями на этот счет. Когда же инженер, посланный Портой со специальным заданием снять план обветшалого купола ротонды Воскресенского храма для последующего его ремонта, прибыл в Иерусалим, выяснилось, что никаких новых указаний для Афиф-бея он не привез, а каждое новое заседание городского совета свидетельствовало о заранее спланированном сговоре турок и французов в пользу все новых уступок католикам. На прямой вопрос К. М. Базили о том, когда же будет оглашен фирман, комиссар в присутствии губернатора Хафиз-паши и патриарха Кирилла заявил, что не имеет о нем никакого представления. Не дали никаких положительных результатов и совместные протесты русской делегации и греческого духовенства. Все полагали, что оглашение фирмана произойдет на специальном заседании меджлиса в Воскресенском храме, которое проходило следующим образом. Комиссар Афиф-бей в сопровождении местных османских эфенди (чиновников – М. Я.) встретился в Воскресенском соборе напротив Кувуклии под большим куполом ротонды с тремя Патриархами: Греческим, Армянским и Латинским, где присутствовавшим были предложены шербет, сладости и трубки за счет трех патриархатов.

http://pravoslavie.ru/5226.html

1. Православное вероисповедание на Востоке, духовенство его, церкви, имущества, а равно и духовныя заведения будут пользоваться на будущее время ненарушимо, под защитою Е. В. Султана, привилегиями и льготами, которыя им даны издревле (ав antiquo), или вновь по временам даруемы были милостию Е. В. и, на основании высоких правил правосудия, будут участвовать во всех выгодах, данных прочим христианским исповеданиям, как и иностранным посольствам при Высокой Порте, согласно конвенциям или особым распоряжениям. 2. Е. В. Султан, почитая необходимым и справедливым подтвердить и объяснить свой Высочайший фирман, облеченный Гатти-Гумайуном [хатт-и хумаюном, или хатт-и шарифом – М. Я.], от 15-й луны Ребиул-Ахира 1268 (16 Февраля 1852), Высочайшим фирманом от... повелев, сверх-того другим фирманом от числа возобновить купол храма Гроба Господня; оба сии фирмана будут буквально выполнены и в точности соблюдаемы, дабы сохранить нынешний порядок дел относительно к Святым Местам, коими владеют Православные одни, или обще с другими вероисповеданиями. Без сомнения, это обещание распространяется на все права и льготы, коими издревле пользуются Церковь и духовенство Православнаго исповедания, как в Иерусалиме, так и в окрестностях, не нарушая притом прав прочих христианских вероисповеданий. 3. В случае, если Российский Двор потребует, то в Иерусалиме, или в окрестностях, отведено будет приличное место для построения церкви, для богослужения в ней русскому духовенству, а равно для госпиталя бедных и больных богомольцев. Оба эти учреждения будут состоять под особенным надзором Российскаго Генеральнаго Консульства в Сирии и в Палестине. 4. Даны будут фирманы и надлежащия приказания кому следует, и греческим патриархам, для исполнения сих Высочайших повелений, а потом будут условлены подробности, не обозначенныя, как в фирманах, касающихся до Святых Мест, так и в настоящем сообщении. Нижеподписавшийся и проч. и проч. Сборник известий, относящихся до настоящей войны. Отдел I – Политический. Кн. I, Санкт-Петербург, 1855. С.14-16.

http://pravoslavie.ru/5222.html

Все же султан Абдул Меджид удовлетворил сначала просьбу Николая I: была распущена смешанная комиссия и сформирована новая, «более объективная», с помощью которой в конце января – начале февраля 1852 г. был подготовлен и издан долгожданный фирман, закреплявший статус-кво Святых мест и преимущественные права на них Иерусалимской православной церкви. Заинтересованные в скорейшем окончании этого беспокойного, затянувшегося на два года дела, турки торжественно вручили фирман с собственноручным султанским хатт-и шарифом [ 10 ] находившемуся в Константинополе Иерусалимскому патриарху, препроводив также в русскую Миссию соответствующую ноту и копию фирмана и личное послание Абдул Меджида на имя императора Николая I. Фирман квалифицировал притязания католиков как безосновательные и несправедливые. Вместе с тем, католики получили ключ от пещеры Рождества, который до этого находился в руках только греков и армян. Это являлось уступкой в пользу латинян, существенно нарушавшей статус-кво Святых мест, поскольку, по древним восточным традициям, обладание ключом от здания или дома фактически символизировало имущественное право на него. После издания фирмана турецкое внешнеполитическое ведомство направило французскому министру Лавалетту ноту за подписью министра иностранных дел Али-паши от 9 февраля (по новому стилю), в которой помимо содержащейся в фирмане информации сообщалось о решении Порты удовлетворить два притязания Парижа: разрешить католикам проводить богослужения внутри пещеры Гробницы Богородицы и передать им три ключа от дверей Вифлеемского собора. Что же касается купола, то некоторый отход турок от статус-кво дал основание В.П. Титову вновь возобновить попытки по возобновлению дарованного в 1841 г. Иерусалимскому патриарху Афанасию V фирмана на починку купола ротонды Анастасиса, оспариваемого католиками. Однако все, чего смог добиться русский посланник, это исходатайствовать для Иерусалимского патриарха право исключительного наблюдения за ходом ремонтных работ. При этом было объявлено, что все финансовые издержки за починку купола возьмет на себя сам султан Абдул Меджид. Следует, правда, оговориться, что и этот небольшой успех российского дипломата был тут же нейтрализован его французским коллегой, заставившим Порту заменить исключительное греческое наблюдение коллективным с участием Латинского и Армянского патриархов, а также представителей от сиро-яковитской и коптской иерусалимских общин.

http://pravoslavie.ru/5224.html

В целом следует констатировать, что Святоместное дело подразделяется на несколько фаз. В течение первой фазы (после получения османским правительством ноты французского кабинета с притязаниями на основные христианские святыни, находившиеся в руках греков) в июле 1850 - август 1851 гг. вопрос решался достаточно вяло. Решением султана при Порте была создана смешанная комиссия, которая все отчетливее демонстрировала свои профранцузские настроения. Вторая фаза (сентябрь 1851 - февраль 1852 гг.) началась сразу же после того, как в дело вмешался лично император Николай I, написавший султану Абдул Меджиду собственноручное послание с просьбой не допускать нарушения издревле заведенного порядка вещей (статус-кво) христианских святынь Палестины. В ответ на это султан распустил комиссию и сформировал новую, которая в конце января - начале февраля 1852 г. подготовила проект фирмана с хатт-и шарифом в пользу греков. Российская Миссия в Стамбуле получила соответствующую ноту с личным письмом султана на имя российского императора и приложенной к нему копией высочайшего указа. В то же время французское посольство в Константинополе получило ноту по тому же вопросу, в которой Порта сделала уступки некоторым требованиям французского кабинета. Казалось, вопрос был решен в пользу России, и оставалось лишь формально исполнить фирман, " дарованный " грекам. Март - декабрь 1852 г. - третья фаза Святоместного дела, которую можно было еще назвать " дуэлью двух императоров " . Оскорбленный в своих чувствах Луи Наполеон срочно возвратил из отпуска своего посла, который решительно потребовал от Порты отмены или же исправления фирмана. В противном случае, было заявлено, что в Средиземное море войдет французский военный флот, и тогда " все Палестинские святыни будут французскими " . Российский посланник еще до издания фирмана заявлял, что в случае отхода от смысла фирмана российская Миссия во главе с ним в полном составе покинет столицу. Обеспокоенный заминкой с исполнением фирмана, Петербург в знак неудовольствия решил понизить уровень дипломатических отношений с Портой с посланника до поверенного в делах.

http://pravoslavie.ru/5227.html

– чрезвычайный посланник и полномочный министр в Турции. 8 марта 1852 г. выехал в отпуск из Константинополя, куда более не возвращался. В июне 1854 г. был назначен «временно управлять» миссией в Штутгарте (Вюртемберге). В июле 1855 г. – декабре 1856 г. и в июле 1858 г. – июле 1865 г. – чрезвычайный посланник и полномочный министр в Вюртемберге. С 1865 г. – член Государственного совета. Дипломатический словарь. Т. 3. С. 464. 7 51) Выписка из депеши полковника Роуза графу Малмсбери из Тарабиа от 20 ноября 1852 r. Correspondence... Р. 46. 8  Выписка из депеши сэра Стратфорда Каннинга Пальмерстону из Тарабиа, 4 ноября 1851 r. Correspondence... P. 18. 9  Выписка из донесения сэра Стратфорда Каннинга Пальмерстону из Тарабиа, 4 ноября 1851 г. Correspondence… P. 18. 10  Указ, «украшенный» Хатт-и Шарифом (тур.), т.е. «Высочайшим подписом» султана Абдул Меджида, как писали в документах российского МИД. Речь идет о фирмане, во главе которого ставилась собственноручная подпись султана, хатт-и шариф, в котором обозначались тема документа и лица, ответственные за его исполнение.   11  Сборник известий... С. 7. 12 50) Выписка из депеши полковника Роуза графу Малмсбери из Тарабиа от 20 ноября 1852 r. Correspondence... P. 44. 13 41) – Выписка из депеши полковник Роуза графу Малмсбери из Тарабиа от 14 августа 1852 r. Correspondence... Р. 39. 14  Украинцев Емельян Игнатьевич (1641–1708), думный дьяк Посольского приказа. С 1681 г. ведал этим учреждением вместе с Волынским, а затем с князем Голицыным. С 1681 г. по 1689 г. участвовал в посольских делах. Осенью 1699 г. был направлен царем чрезвычайным посланником в Константинополь. Рассчитывая на внешний эффект, Петр отправил Украинцева не сухопутным, а морским путем на военном корабле, приказав ему по прибытии в Царьград бросить якорь с пушечной пальбой под стенами султанского дворца. Для подтверждения того, что корабль посланника не единственный в России, царь Петр I лично сопровождал Е.И. Украинцева до Керчи вместе с русской эскадрой. Торжественное и неожиданное появление первого русского военного корабля в водах Босфора повергло в полное смятение турок и встревожило европейских послов.

http://pravoslavie.ru/5224.html

Но затем географические названия Бахрайн, аль-Ахса (Лахса), аль-Хатт, Хагар, представляют и на картах, и в известиях арабских писателей такую чересполосицу 426 , что разобраться в них без помощи проф. Шпренгера 427 , пожалуй, и невозможно. Дело в следующем. Местность, о которой речь, состоит из узкой побережной полосы и двух оазисов. Географическое положение побережья определяется достаточно тем, что на нем лежат города аль-Катиф и Укайр 428 . Так как аль-Хатт по-арабски значит линия ligne, то арабские писатели иногда усвояют это имя названной узкой береговой полосе 429 . Однако, и по арабским известиям аль-Хатт был особый город, видимо, тот самый, который еще Птолемею был известен под именем ττα κμη 430 . В двух днях пути к юго-западу от аль-Катифа лежит малый оазис. Здесь на берегу большого соленого озера племя Кармат, сделавшееся в истории известным с 890 г. по р. Хр., построило свою столицу, называемую аль-Ахса, al-Asâ; и этот город приобрел такую славу, что по имени его не только малый оазис, но и приморскую береговую линию стали называть «аль-Ахса», или «Лахса». А соленое озеро сыграло роль в создании другого названия для той же страны: al-Barayn, ал Бахрайн, что значит оба моря, т. е. страна, лежащая между двумя морями: персидским заливом и названным соленым озером. На юго-восток от малого оазиса лежит большой оазис. Здесь, близ нынешнего города аль-Хофхуф 431 , стояла древняя столица оазиса, ас-Сафа, al-Çafâ; но обычно ее называли просто аль-Хаджар, al-Hagar, т. е. город; и это название распространилось на всю страну 432 . А «Дэрин остров», на котором собор происходит, по всей вероятности, есть остров, лежащий к западу от катарского полуострова и в настоящее время называемый Бахрайн 433 . Путь вдоль морского берега от устья Шату-ль-Араба до аль-Катифа – около 640 или 650 километров, и на этом значительном протяжении христианских церквей, по-видимому, не было. Видимо, в Бет-Катрайе и Мазун христианство проникло не по сухому пути из Майшана, а из-за моря, из собственной Персии. Одна из церквей собственно персидских была ecclesia matrix для катрайе и мазунайе, и потому эта юго-западная окраина церкви сиро-персидской была подведома митрополии ревардаширской, не прат-д-майшанской. – Конечно, Нёльдеке не ошибается, когда отпадение мазунцев от христианства объясняет как их совращение в ислам . Не был ли Эстефанос последним епископом мазунским? Во всяком случае, Яусеф, митрополит марвский, живший в 780 г. по р. Хр., был, действительно, епископ марвский, а не мазунский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В 1852 г. султан под нажимом российской дипломатии издал хатт-и-шериф, подтверждавший древние права ИПЦ на св. места. Указ должен был принять силу закона после офиц. провозглашения в Иерусалиме, для чего туда из К-поля был направлен османский чиновник Афиф-бей. На торжественную церемонию провозглашения хатт-и-шерифа в Иерусалим прибыли К. из К-поля и Базили из Бейрута. Но тур. чиновники (очевидно, не без санкции или прямого указания Высокой Порты) откладывали церемонию под разными предлогами. В качестве ответного действия К. воздерживался от участия во всех офиц. мероприятиях и даже не отправлял на них своего представителя (Донесение ген. консула К. М. Базили временному поверенному в делах миссии в К-поле А. П. Озерову//Неизвестные страницы отечественного востоковедения. М., 2004. С. 431). В дек. 1852 г. вопреки хатт-и-шерифу Высокая Порта объявила о передаче католикам ключей от Вифлеемского храма и об установлении в пещере Рождества Христова новой серебряной звезды вместо прежней, якобы украденной греками. В знак протеста патриарх демонстративно бойкотировал церемонию публичного оглашения султанских писем и возложения звезды ( Мельникова Л. В. Святые места в центре Восточного вопроса: Церковно-политический фактор как одна из причин Крымской войны//Отеч. история. 2008. 6. С. 61-73). Более того, К. вручил через доверенное лицо офиц. ноту протеста иерусалимскому губернатору Хафиз-Ахмед-паше и представителю султана Афиф-бею ( Якушев М. И. Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны//ППС. 2003. Вып. 100. С. 245-287). В устных заявлениях он обещал, что «не допустит совместного с католиками владения Вифлеемским храмом», и потребовал соблюдения справедливой очередности при богослужении в храме Гроба Господня, в пещере Рождества Христова и в Гефсиманском храме в пещере Гробницы Богородицы, чтобы армяне, католики и члены др. конфессий совершали богослужения после православных (Там же. С. 263-264). В результате тур. власти решительно пресекли попытку лат. Иерусалимского патриарха совершить торжественную рождественскую службу в базилике Рождества Христова.

http://pravenc.ru/text/1840397.html

Вначале 1847 г. константинопольскому патриарху Анфиму VI и синоду было дано султанское распоряжение о ре­форме церковного строя с таким расчетом, чтобы по­дорвать авторитет романского патриарха, этнарха и басилевса, и ограничить его исключительную do jure власть. Правитель­ство наметило и средство для достижения своей коварной цели, именно – открыть доступ мирянам в священный синод. Задача правительства облегчалась тем, что в патриархии уже заседали миряне-епитропы, выдавшие экономические дела. И вот, по требованию правительства, 13 апреля 1847 г. в патриархии были выработаны пятнадцать глав относительно реформы церковных дел, а вслед затем в священном синоде константинопольской церкви возвели три мирянина: великий логофет Николай Аристархе, са­мосский князь Константин Вогоридис и бей Иоанн Психарис. Явление – небывалое, единичное, несогласное не только с церковными канонами, но с древними параномиями ду­ховной власти в Турции, которая дотоле безраздельно de jure господствовала во внутренней жизни церкви. Разумеется, дело не могло остаться statu quo. В октябре 1848 г. в патриархии состоялся собор из 18 иерархов, который резко и опротестовал вторжение мирян в церковные дела. Протест достиг цели, – миряне вышли из состава синода, – но стоило Анфиму VI патриаршей кафедры. А затем, по­пытка Порты нарушить древние параномии патриаршей власти имела и печальное для церкви продолжение. В 1856 году турецкое правительство обнародовало пре­словутый хатт-и-хумаюн, в котором и само оно, и западноевропейское его доброжелатели лицемерно и коварно стара­лись видеть чудодейственную панацею от всех внутренних недугов и зол... Второй статьей этого узаконения требовалось, чтобы всякая христианская община пересмотрела принадлежащая ей привилегии и, в присутствии специальных советов, образованных по указу султана, обсудила под наблюдением Порты преобразования, который «требует время и успех просвещения и культуры». Каждый совет обязан был представить преобразования на усмотрение Порты. «Права власти, данные Магометом завоевателем и его преемниками патриархам и епископам христианских исповеданий, продолжает хатт-и-хумаюн, будут согласо­вываться с новым положением, которое благородные и доброжелательные мои намерения обеспечат этим общинам». После пересмотра уставов об избрании патриарха, принцип пожизненного его назначения по прежнему в точности будет применяться, но патриарх и архиерей обязаны будут приносить правительству присягу по особо выработанной формуле 8 . И вот, в апреле 1857 г. патриархия получила из Порты предписание немедленно приступать к намечен­ной в хатт-и-хумаюне церковной реформе, положив в основу совещаний, присланное в патриархию руководство о семи указаниях высокого правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

В руководстве миллетов все большую роль играли богатые и влиятельные миряне, входящие в состав формируемых адм. советов своих общин. Крымская война (1853-1856) и 2-й период Танзимата В 50-х гг. XIX в. произошло новое обострение «Восточного вопроса», кульминацией к-рого стала Крымская война. Стремление российского имп. Николая I добиться полного вывода Молдавии и Валахии из-под контроля О. и. и распространить российское влияние на Балканах также и к югу от Дуная встретило жесткое противодействие со стороны Великобритании и Франции. В результате войны, завершившейся Парижским мирным договором (1856), О. и., формально будучи в числе победителей, оказалась в еще большей политической зависимости от Великобритании и Франции, к-рые требовали углубления реформ в сфере статуса немусульман. Султанский хатт-и хумаюн 1856 г., изданный под давлением англ. и франц. дипломатии, подчеркивал равноправие мусульман и немусульман в О. и.: христианам и иудеям гарантировалась свобода вероисповедания, позволялось строить культовые сооружения и школы без особого разрешения властей в местах компактного проживания, а также поступать на гос. службу наравне с мусульманами. С 1856 г. прекратилось взимание джизьи с немусульман. При этом за освобождение их от призыва на военную службу вводился особый налог (бедел-и аскери). Введение в действие принципов хатт-и хумаюна вызвало противоречивую реакцию в османском обществе: мн. христиане восприняли дарованное султаном равноправие с мусульманами как факт признания Османским гос-вом превосходства христианства над исламом. Среди мусульм. большинства населения тем временем распространялись тревожные слухи о нежелании христиан повиноваться властям и о возможных новых интервенциях европ. держав. В 1860 г. в горном Ливане произошел Друзско-маронитский конфликт , в ходе к-рого мн. марониты погибли и стали беженцами, спасаясь от резни. На фоне этих событий отказ христиан Дамаска от выплаты налога за освобождение от военной службы стал причиной антихрист. погрома, в ходе к-рого погибло от 5 до 20 тыс.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009