Всю ли славу явил Он? О нет, далеко, далеко не всю. Славу Божию безнаказанно видеть нельзя: невозможно для человека увидеть славу Божию и остаться в живых. Господь явил только небольшую часть славы Своей — Свой Божественный свет, но и это безмерно велико. Узнал мир чрез святых апостолов, что воссиял Господь Иисус Христос светом Божественным. Узнал мир, что кроме света солнечного, света материального, существует еще иной свет — Божественный. А этого не знали ранее, ни о каком Божественном свете не помышляли. А как же надо было нам узнать о Божественном свете! Свет материальный, свет солнца дает жизнь материальную всему живому на земле. Без него невозможна никакая земная жизнь. Он все животворит. Он в этом отношении безмерно более велик, чем всякий искусственный свет, хотя бы даже электрический, который ничего не животворит. Но ведь свет солнечный животворит для жизни материальной, а кроме нее есть жизнь вечная, жизнь не материальная, а духовная. Как солнце есть источник жизни телесной, так источник жизни вечной в Господе Иисусе Христе. И этот Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, видели святые избранные апостолы на горе Фаворской. Об этом свете, о носителе его Господе Иисусе так сказал св. апостол Иоанн Богослов: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 4). Свет Христов есть истинная жизнь. В этих словах отождествляются свет и жизнь. Какую же жизнь понимать тут? Конечно, не жизнь телесную, конечно, жизнь вечную в общении с Богом. И источник этой вечной жизни, этого никогда не меркнущего света только в Господе Иисусе Христе. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). В какой тьме светит свет Христов? Во тьме греховной, во тьме внешней, которой так безмерно много. Но эта тьма, эта духовная тьма никогда, никогда не может погасить этот вечный Божественный свет, ибо «свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Вот какой свет показал Господь Иисус Христос на горе Фаворскойсвет Божественный, тот свет, который составляет подлинную и самобытную сущность только одного Бога, ибо этот свет есть одно из преславных свойств Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

В день Преображения мы вспоминаем, как на Фаворской горе Господь просиял перед Своими учениками тем нетварным, неотмирным светом, который есть Слава Божия. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мтф.17:1,2). Что же за свет излучал Господь на Фаворской горе? Вот как отвечают на этот вопрос святые учителя Церкви: «Преобразился, – говорит святой Иоанн Златоуст, – то есть приоткрыл, насколько Ему было угодно, Свое Божество и показал таинникам обитающего в Нем Бога». До сих пор ученики видели в Нем человека по имени Иисус. Божественное естество, пребывавшее в Господе с самого рождения, было невидимо. И вот на Фаворской горе Господь на несколько мгновений сделал его видимым. Несколько мгновений сиял перед ними божественный свет, подобного которому они никогда не созерцали. А правильнее сказать, несколько мгновений не свет сиял, а ученики были способны этот свет видеть. Это совсем иной свет, нежели тот, который исходил от солнца и светильников. «Господи! хорошо нам здесь быть…» – восклицает апостол Петр. Изумленный видимым и переживаемым, он предлагает сделать три кущи, чтобы поселиться здесь. Эти слова стоит понимать как выражение наивысшего восторга, чувства совершенной полноты бытия, невозможности обрести в мире ничего, более прекрасного. «Хорошо нам здесь быть…» Так хорошо, что не хочется уже никуда и никогда уходить с этой горы, хочется, чтобы это было навсегда, чтобы ничего больше в жизни не менялось, потому что лучше уже ничего не может быть. Это гораздо больше, чем восхищение невиданной доселе красотой. Свет Преображения, повторим, никогда не загорается и никогда не потухает, Он сияет вечно. Бог не меняется – меняется человек, меняется его способность видеть, слышать, понимать. По-настоящему, в полной мере, прозреем мы, когда завершится земная жизнь. А сейчас, теперь, в этой жизни? Неужели никто, кроме трех апостолов, никогда не видел Его, и их свидетельство – единственное? Нет, конечно. Церковная история говорит о многих святых, переживших подобный опыт.

http://pravmir.ru/videhom-svet-istinnyiy...

Мы, руководимые Священным Писанием, говорим, что Христос есть всегда и представляется совечным Отцу, ибо Единородный Бог есть всегда Бог, а не становится таковым через причастие или через какое-либо восхождение из низшего состояния до Божественности. И сила, и мудрость, и всякое Божественное совершенство совечно Его Божеству, так что не прибавилось к славе Его естества ничего, чего не было бы в Нем от начала. Имя же Христа мы особенно почитаем достойным Единородного от вечности... ибо исповедание этого имени заключает учение о Святой Троице, потому что в этом наименовании достойно обозначается каждое из исповедуемых нами Лиц. А чтобы не показалось, что мы говорим что-нибудь от себя, присоединим пророческие слова: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя. Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44, 7–8 ). В этих словах Писания престол указывает власть Его надо всем; жезл правоты означает нелицеприятие Его суда, елей же радования изображает силу Святого Духа, Которым помазуется Бог от Бога, то есть Единородный от Отца, поскольку возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Святитель Григорий Нисский ( 23, 182 ). «...Света от Света...» Упомянем о Свете, Который явился на земле. Свет – Отец, Свет – Сын, Свет – и Дух Святой, Свет вечный и незаходимый. Свет – Сын Божий, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, явился на земле и просветил сидящих во тьме и тени смертной. Об этом Свете написано: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» ( Мф. 4, 16 ). Этот Свет «был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1, 9 ), этот Свет блеснул лучами на горе Фаворской, когда «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» ( Мф. 17, 2 ). Увидев этот свет, Петр так обрадовался, что не хотел сойти со святой горы, а хотел там жить: «Господи! хорошо нам здесь быть», и прочее ( Мф. 17, 4 ). Он сам говорит о Себе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8, 12 ). И еще: «Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» ( Ин. 12, 46 ); «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» и далее ( Ин. 3, 19 ). К этому Свету приступили апостолы, и за Ним пошли, пошли за Ним святители, мученики, преподобные и все святые и просветились и теперь сияют, как светила, в Царствии Его. Святитель Тихон Задонский ( 104, 114–115 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия ( 2Пет. 1:16 ), – говорит свидетель Преображения св. апостол Петр в соборном Послании. Воссиял миру свет Божественный с горы Фаворской, ибо Он есть Сияние славы Отчей (см. Евр. 1:3 ). А теперь светит ли так ярко свет Христов, как светил на горе Фаворской? Увы, для многих он не светит совсем. Люди теряют веру и признаются со скорбью, что меркнет в их душе свет Христов. Он меркнет потому же, почему меркнет свет солнечный, когда свинцовые тучи заслоняют свет солнца. Он меркнет для тех, кто лишен зрения или кто, хотя и не слеп, но закрывает глаза от света, не желая видеть его. Он меркнет в душах многих впавших в отчаяние, погрязших в грехе. Он меркнет потому, что люди сами его заслоняют тьмой своих грехов. Кровавая тьма жестокостей, насилия, убийств, тьма нечестия черными, страшными тучами заслонила тихий свет святой Славы Бессмертного Отца Небесного. Заслоняет свет Христов тьма духовная – тот черный дым грехов, ненависти и вражды, который и ныне поднимается от земли. Еще пророк Исаия изрек слова, которые действенны в наше время и применимы ко всем нам: Слухом услышите и не уразумеете; и глазами смотреть будете и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Мф. 13:14–15 ; ср. Ис. 6:9–10 ). И чтобы хоть как-то достучаться до нас, людей упорных, тугоухих и плохо видящих, ко всему тому, чего нам казалось мало, прибавил Господь Иисус Христос великое чудо Своего Преображения на горе Фаворе. Ему, воссиявшему ослепительным Божественным светом, явились древние пророки Моисей и Илия и преклонились пред Ним – Творцом Закона. В страхе и трепете взирали на это чудное зрелище избранные апостолы Петр, Иаков и Иоанн. И из покрывшего их облака раздался голос Божий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте ( Мф. 17:5 ). И святые апостолы проповедали всему миру, что Господь наш Иисус Христос есть воистину Отчее Сияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Но ограничивается ли только этим учение Нового Завета о прекрасном? Конечно, нет. Потому что есть еще другая красота, более высокая, чем красота вот этой явленной нам природы. Ведь эта природа, которая настолько выше рукотворной красоты, все-таки природа падшая, это природа мира очерневшего, мира, который заражен и испорчен человеческим грехом. Но другая, еще более высокая красота существует, и Господь ее тоже показал – показал в Своей собственной славе. Наиболее очевидный и яркий пример этой красоты – это, конечно, Преображение на Фаворской горе. Мы знаем учение Григория Паламы о Фаворском свете, о том, что свет Преображения – свет реальный, это высшая реальность, которая была открыта ученикам, пребывавшим на земле. И ученики, видя эту славу Господа и святых Моисея и Илии, в то же время осознавали, что находятся на земле, в обычной обстановке. “И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии”( Мф. 17, 2–4 ). Петр говорит от полноты своего сердца, и говорит, что лучше им здесь остаться, потому что можно сделать три кущи – есть земля, есть трава, есть деревья, все для этого есть. И можно сделать три кущи и остаться здесь навсегда – в этой реальности, которая была духовной, но в то же время и материальной. Это место совершенно антипротестантское. Тут речь идет не о какой-то абстрактной духовности, а о преображенной материи. Так Господь явил ученикам высшую красоту, райскую красоту – ту, что доступна, тем не менее, познанию человека на земле, и доступна святым людям, которые могут показать ее другим. Вспомним знаменитую беседу прп. Серафима с Мотовиловым, когда прп. Серафим открывает Николаю Мотовилову этот свет, и они оба пребывают в таком преображенном мире. При этом они сидят на пеньке, на них падает снег, кругом лес – природа та же самая. И Мотовилов при этом тоже мог сказать: соорудим кущу, здесь нам так хорошо – потому что мир оставался тем же материальным миром, но преображенным, в особой красоте. И Мотовилов видел не только свет, но ощущал еще и ароматы особые. Насколько мы можем судить, он пережил нечто близкое к тому, что апостолы испытали на Фаворской горе. И это третья ступень красоты – высшая, которая Господом также открыта людям – людям избранным, но для всех, чтобы все – в том числе и мы с вами – знали, что она есть.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonoved...

Вот как люди духовной жизни воспринимали свое общение с Богом: “У Тебя источник жизни. Во свете Твоем мы видим свет” ( Пс. 35:10 ), “Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей” ( Пс. 118:105 ). В особенности часто пришествие Мессии воспринималось, как духовный свет: “Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий. На живущих в стране и тени смертной свет воссияет” ( Ис. 9:2 ). “Я – свет миру, – говорил Христос иудеям, – Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни … Еще на малое время свет есть с вами, ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме, не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте во свет, да будете сынами света” ( Иоан. 8:12, 12:35–36 ). Подобным образом любовь и добрые дела св. Иоанн Богослов называет “хождением” и “пребыванием во свете”. Однако Священное Писание иногда применяет к Богу слово “свет” не только в переносном смысле, но в таких выражениях, которые, по-видимому, говорят о самой Его природе. Приведем некоторые такие тексты. “Ты одеваешься светом, как ризой” ( Пс. 103:2 ). Ап. Иаков называет Бога “Отцом светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены” ( Иак. 1:17 ). Ап. Иоанн: “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы” ( 1Иоан. 1:5–7 ) Ап. Павел: “Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может” ( 1Тим. 6:16 ). В книге Откровения мы читаем: “Город (Новый Иерусалим) не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его … И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их” ( Откр. 21:23–24, 22:4–5 ). О природе Фаворского сияния обстоятельно писал Святой Григорий Палама , (1296–1356 гг.) которому пришлось выступить в защиту православного учения о духовном свете против ученых монахов Варлаама, Акиндина и их последователей. То была эпоха Ренессанса – возрождения язычества в области искусства, мысли и нравов. В философии стали возвращаться к языческим представлениям о Боге, как о трансцендентном Абсолюте, надмирном, неприступном и непостижимом. Опираясь на такое нехристианское представление о Боге, Варлаам и Акиндин настаивали, что на Фаворе апостолы не могли видеть Бога. Они видели обыкновенный физический свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Его современники думали, что «Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно». И в этой бессмертной проповеди Апостольской огромное значение имело живое воспоминание о виденной ими Фаворской славе, как об очевиднейшем доказательстве добровольности Искупительной Христовой Жертвы. Возносясь мысленно на Фаворскую гору, где Свет Божества облистал некогда учеников Христовых, не забудем, возлюбленные, что и мы с вами призваны быть свидетелями и хранителями Правды Божией в мире. Кто бы ты ни был: старец или юноша, сильный или немощный, простец или ученый, но если ты христианин – помни, что и ты должен быть участником великого дела Божия. А дело Божие, дело Церкви Христовой состоит в том, чтобы через века и тысячелетия пронести немеркнущий светоч Правды Божией, чтобы всем людям, жаждущим Истины, возвестить о безмерной спасающей Любви Божией, о добровольном Страдании за всех нас Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны помнить, что все мы, христиане, по слову ап. Петра, суть род избранный, призванный возвещать совершенства Господа, Призвавшего нас из тьмы язычества в чудный Свой свет. И если мы уклонимся от содействия этому великому делу, если не будем служить ему «словом, житием, любовью, верою, чистотою», то имена наши могут оказаться вычеркнутыми из Книги Жизни. Да просветит же Господь наши маловерные и малодушные сердца светом Славы Своей, возсиявшей некогда на горе Фаворской. Да наполнятся они чистой любовью к Источнику Света и Правды – к Триединому Богу, Живущему во Свете неприступном. И да свершится с нами по милости Божией то, о чем мы так часто молимся и просим Господа в молитве 1-го часа: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир! Да знаменается на нас Свет лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный...». Аминь. Читать далее Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди//Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. 11. С. 5-190. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

А если воссияем, станем навеки светлыми, станем навеки любимыми чадами Божьими, станем гражданами того нового Иерусалима, сходящего с небес, который был показан святому апостолу Иоанну Богослову в его великом Откровении на острове Патмосе. Он видел этот град Иерусалим, сказано ему было многое о нем; сказано и то, что в этом граде ночи не будет уже, «и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22, 5). Вот цель нашей жизни, вот к чему должны стремиться мы — чтобы осиял нас свет Христов присносущный, чтобы мы стали гражданами нового града Иерусалима, где вечный свет, где вечная радость, где царит святая любовь. Аминь. 19 августа 1952 г. Неделя 9 В день Преображения Господня В великой первой главе Евангелия от Иоанна читаем о Боге Слове, Господе Иисусе Христе: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 4). Какая жизнь? Есть жизнь, которую можно назвать только существованием, прозябанием, и такою жизнью живет огромное множество людей. В ней нет света, света истинного, а только слабый сумеречный свет. Есть жизнь, совсем лишенная света, жизнь, полная тьмы. В такой тьме живут все блудники, развратники, пьяницы, служащие страстям и похотям. Есть жизнь, в которой не только нет света, но тьма кровавая. Это жизнь воров, разбойников, бандитов. А в Господе Иисусе Христе была истинная жизнь, жизнь высших стремлений к добру и правде, и эта жизнь неразрывно связана с невинным светом, светом Божественным. Уже не Иоанн Богослов, а Сам Господь Иисус сказал нам: «Я Свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12). Этот невинный свет есть свет Божественный, который надо было познать людям. И в великий день своего Преображения Он показал Себя трем избранным апостолам сияющим светом Божественным, чтобы они могли свидетельствовать миру, что Он есть Отчее сияние, Тихий Свет святой славы Бессмертного Отца Небесного. Миру явлено было Его Божество в Фаворском свете, показан тот свет, который светит во тьме, и тьма не объяла его; тот свет, который освещает всякого человека, приходящего в мир. « В мире был, и мир через Него начал быть и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои его не приняли».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Подвести же итог сказанному можно аргументом от Писания, указав, что и последнее сближает понятия слова и света в интересующих нас контекстах через понятие славы Божией, например: Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою ( Исх.33:18–19 ). И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его и светильник его – Агнец. ( Откр.21:23 ). Но тогда позволительно представить себе следующее «кругообращение славы Божией» по святителю Филарету: «Бог славы желает... иметь благодатных причастников славы Своея» Глагол силы Фаворский свет (Освящение) «Именем своим Бог пребывает в храме» (Обожение) «Сияние славы Господней исполняет храм» «Внутренний свет человека проявляет себя в слове» Глагол силы пронизывает бытие и отражается в глаголе человеческом, ведь Бог есть, по мысли свт. Григория, «сущность сущего, жизнь живого, мудрость мудрого, вообще существенность и добротворная сила всего любым образом сущего, которую мыслит, сказует и к которой приобщается тварное», – и если допустимо дополнить этот ряд выражением глагол глаголющего, то именно этим в таком случае и определяется связь слова и бытия, и тогда, должно думать, имена Божии и суть обнаружение 69 в мире направленного на тварь (и с этой точки зрения, в этом смысле имеющего начало) глагола Божия как предвечной энергии Бога. В свою очередь. на дальнейшее кругообращение славы указывает уже практика исихазма, ибо если восхождение к фаворскому свету достигается через Иисусову молитву, то очевидно, что в данном случае имя Иисус «замещает» присутствие Спасителя, в Теле Которого с момента воплощения «сосредоточился» фаворский свет 70 . При этом следует заметить, что, разделяя в человеческом языке глагол Божий, имя Божие, слово Божие, мы разумеем, очевидно, одно нераздельное в Боге откровение славы Божией или действование (энергию) Бога. Наконец, на вопрос: почему всё же столь немногочисленны и неоднозначны суждения свт. Григория о слове следует напомнить, что различными по сравнению с Россией XIX в. были, прежде всего, сами исходные посылки для богословского дискурса, а стало быть, различными были и задачи, стоящие перед авторами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Свет в иконе Говоря об иконах, нужно сказать и о " светоносной благодати Христа " . Здесь нашла свое выражение концепция, содержащаяся в исихазме - учении, принятом православием: Бог непознаваем в Своей сущности. Но Бог выявляется благодатью - божественной энергией, изливаемой Им в мир, Бог изливает в мир свет. Как учил великий идеолог исихазма Григорий Палама (1296-1359), Иисус Христос есть Свет, а Его учение есть просвещение людей. Светозарность Иисуса Христа непостижима и несказанна. Он - " неизреченно сияющий " . В возможной и доступной для человека форме этот божественный свет был показан Иисусом Христом ближайшим ученикам на горе Фавор. " ...взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие " (Мф. ХУП,1-3). Фаворский свет Преображения, согласно исихазму, не был чувственным и тварным, а озаренные им апостолы сподобились нетелесного восприятия " паче-естественного света " . Свет в православии под влиянием исихазма приобрел совершенно исключительное значение и особый смысл. Все причастное к Богу пронизано божественным сиянием и светоносно. Сам же Бог в своей непостижимости и непознаваемости и по причине неприступности блеска Его сияния есть " сверхсветлая тьма " . Как показать такое даже языком символов? Как изобразить это " белое как свет сияние " в сцене Преображения? Иконописцы пытались сделать невозможное. Насколько им это удавалось, можно судить по дошедшим до нас образам " Преображения " ... Энергии Божии всколыхнули землю, и резче обозначились острые ребра иконных горок, " ...облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте " . И пали ошеломленные апостолы, прикрывая ладонями глаза. Фигура Христа источает непостижимый свет, который несет в мир благодать и духовное просвещение.

http://pravicon.com/text-23

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010