Наконец, подчеркнем еще раз, что некорректно ставить знак равенства между познанием и присутствием и, таким образом, считать, что в рамках антиевномианской полемики были разрешены все аспекты проблемы имени Божия. Вообще, возможно говорить о двух различных подходах к проблеме имени у греческих и русских отцов. Как справедливо заметил еп. Иларион, «вся проблематика споров о природе имени между Великими Каппадокийцами и Евномием оставлена русскими богословами без внимания. Напротив, большое внимание уделяется библейскому богословию имени, которое в восточной патристике не оказало решающего влияния на формирование учения о имени Божием» 54 . Однако есть понятие, и понятие библейское, которое несомненно сближает взгляды, как первых, так и вторых: это понятие славы Божией. Только, как кажется, византийские отцы сосредоточились более на свете как откровении славы Божией, русские же – на слове как откровении той же славы. Позволительно ли, однако, считать указанные акценты равнозначными? В пользу такого мнения можно было бы выдвинуть следующие аргументы. Прежде всего, конечно, от Писания, которое часто сближает Славу Божию и имя Божие, Славу Божию и свет, напр.: Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сазал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою ( Исх 33.18–19 ). И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его и светильник его – Агнец ( Откр 21.23 ). Свт. Григорий Палама прямо говорит, что ап. Петр видел «на святой горе славу Христову – свет озаряющий, чудно сказать, даже слух, ведь они видели там светящееся облако, звучащее словами… (! – курсив и шрифт мой. – Свящ. П.)» 55 Иными словами: или надо утверждать, что в облаке нетварного фаворского света звучал тварный глас Бога 56 , или с определенностью признать, что свет и слово, суть различные образы явления той же славы Божией. Свт. Филарет, которого прот. Иоанн Мейендорф назвал «величайшим богословом XIX века» и учение которого о «славе Божией» 57 считал свидетельством постоянного пребывания богословия исихазма в восточной Церкви 58 , несомненно сближает как Славу и свет, ибо Преображение есть явление славы Божией, так и Славу и слово, ибо в храме Господь прибывает Славой или Именем Своим. С другой стороны и фа ворский свет является плодом молитвы, и явление славы Божией в освященном храме тождественно фаворскому свету 59 . 5

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

И в наше время эти слова подтверждаются. Приход Спасо-Преображенского монастыря молод в буквальном смысле. Люди среднего возраста и молодежь приезжают сюда не только на службы, но для того, чтобы помочь немногочисленной братии в трудах по благоустройству. Вечернее богослужение довольно продолжительное, около трех часов, поэтому, помолившись на службе, можно пойти потрудиться на послушании и затем снова вернуться в храм. Цельность и простота монашеского образа жизни таинственным образом влечет людей,- так начинается новая история саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Преображение Господне Праздник Преображения Господня, расположившийся в календаре посреди Успенского поста, как яркий маяк указывает христианам направление к Богу, к возможно большему («якоже можаху», см. тропарь праздника) сближению человека с Господом. Воссоединение твари со своим Творцом, созданного и любимого Богом человека со своим Создателем, во всей полноте совершилось в Боговоплощении. Иисус Христос преобразившись на Фаворской горе, накануне Своих страданий, смерти и Воскресения, приоткрыл ближайшим ученикам тайну будущего века, ту цель, ради которой «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Цель эта - скиния (совместное пребывание) Бога с человеками, Небесный Иерусалим, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (см. Апок. 21). Этот праздник имеет много богословских смыслов, но едва ли не самый главный из них - это наше личностное участие в Преображении, открывшаяся для нас возможность обОжение нашей человеческой природы. Что мы видим во Христе, и чуть позднее еще ближе для нас раскроется в Успении Пресвятой Богородицы, сможем ли мы, имея ту же человеческую природу, увидеть свет Преображения как залог всеобщего Воскресения? Фаворский свет сияет нам в этот праздник с особой силой, проникая как свет далекого маяка сквозь толщу греховного тумана. Церковь в праздник Преображения призывает в своем богослужении идти на этот свет: «Востаните ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения» (см. кондак службы Преображения).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Спаситель призывает апостолов, а в их лице и всех нас: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк.6:15 ). Вот наше дело – идти и благовествовать Царствие Божие. Когда Оно будет проповедано во всем мире, тогда и наступит конец. Христос сказал об этом так: О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк.13:32 ). Выходит, человек, «знающий» о времени Второго Пришествия, «ведает» больше, чем Ангелы и даже Сам Господь. Только вот интересно, кто ему об этом сообщил? Если не Ангелы (они не знают!), значит, демоны, больше некому… Ну а что означает фраза:… ни Сын, но только Отец ? Получается, Христос Сам не знает, когда придет? Здесь мы соприкасаемся с тонкой областью христианского богословия. Во Христе – два естества: Он – Сын Божий и при этом – Сын Человеческий. Как Сын Божий, Он знает все, и все Ему по силам, а как Сын Человеческий, Он не может поднять больше определенного веса, не может бежать быстрее гепарда, учился в детстве ходить и разговаривать. Как Сын Человеческий, Он принимает нашу немощь, нашу болезнь, наше незнание, а как Сыну Божию, Ему ведомо все. Это – тайна Боговоплощения во Христе. Но если даже Он, Сын Человеческий, не знает, кто из нас дерзнет знать? Не ваше дело… Это очень важно! Начиная вычислять времена и сроков, мы непременно сразу же скатываемся в лжедуховность, а там и до демонов. Что же тогда является нашим делом? Наше дело – ожидать. Каков будет Христос в том, Небесном Иерусалиме? Об этом свидетельствуют последние главы Апокалипсиса. Чего не увидел там апостол Иоанн Богослов, чего там нет? Там нет солнца и нет луны. Но ведь написано в Библии: И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды ( Быт.1:16 ). Почему же Небесный Иерусалим «обделен»? Потому, что светильник там, как сказано, Агнец, то есть Христос. Нужно ли было солнце на горе Фавор, если одежды Христа были светлее света? Даже одежды, а не Он Сам… Так же как ярким, солнечным днем мы не пользуемся искусственным освещением, потому что от него все равно светлее не станет, так и в Царствии Небесном, сколько бы солнц ни зажечь – светить будет Сам Христос. Это – свет не физический, это – свет благодати, свет нетварный, свет Фаворский, о котором говорил Григорий Палам 134 и все афонские исихаст 135 .

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Перед лицом Твоим горы преклонились, и перед ногами (Твоими), Христос-Солнце, – свет высокобегущего луча отступил, когда Ты благоволил принять облик смертного. Тропарь 2 Се Спас, – вопияаху Моисей и Илия учеником, на горе Фаворстей оглашаемым, – Христос, егоже древле провозвестихом сущаго Бога. См. комментарий к 3-му тропарю 4-песни канона прп. Козмы. Оглашаемым – в греч.: енихуменон, трудно переводимое слово, примерно означающее: тем, чьи уши оглашает громкий звук. Вероятно, подразумевается не восклицание пророков, а глас Божий, возгремевший из светлого облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте!» ( Мк 9, 7 ). Это – Спаситель, – взывали Моисей и Илия к слышащим глас (Божий) ученикам на горе Фаворской, – Христос, о Котором мы некогда возвестили как об истинном Боге. Тропарь 3 Неизменное естество, человеческому примешься, обильно невещественнаго Божества свет изобнажив апостолом, неизреченно воссия. Обильно – на этом месте в греческом тексте стоит емферус. Это форма родительного падежа или от прилагательного емферис – похожий, подобный, или от причастия емферон – наполняющий, носящий в себе. По контексту более подходит второй вариант. Неизменный. – Это слово часто употребляется в богословских и литургических текстах применительно к ипостасной природе Бога Сына (см. ниже). «Неизменное естество в соединении со смертным» – единая ипостась воплотившегося Бога Слова. Богочеловеческая личность Христа несказанно воссияла на Фаворе светом носимого Им в Себе бестелесного Божества. Неизменное естество, соединившееся со смертным (естеством), приоткрыв апостолам свет наполняющего (его) бестелесного Божества, несказанно воссияло. Тропарь 4 Тя, невещественное Сияние, во Отечестей славе, ученицы яко видевше воссиявша, Христе, Тебе вопияху: во свете Твоем пути наша направи. Невещественное – в греч. тексте употреблено слово аидион, вечное.Возможно, в рукописи, послужившей оригиналом для перевода, на этом месте было аилон – невещественное. Во свете Твоем пути наша направи. – С окончанием тропаря и ирмоса перекликается стих псалма 5-го: " Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради, исправи пред Собою путь мой» ( Пс 5, 9 ). Путь правды, т. е, воли Божией, и есть тот свет, под лучами которого мы дойдем до града «Иерусалима нового, сходящего от Бога с неба… Это скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет… И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его…» ( Откр 21, 2, 3–4; 23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Вдруг их разбудил необыкновенный свет. Проснувшись, они увидели, что этот свет исходит от их Учителя. Во время молитвы Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. Но Христос был не один: по правую и левую стороны от Него стояли в небесной славе два ветхозаветных праведника – Моисей и Илия, которые беседовали с Ним о Его грядущих страданиях. От такого видения учеников охватила благодатная радость, и ап. Петр, обращаясь к Христу, воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии...». Но еще слова апостола были на устах его, как вдруг учеников осенило светлое облако, и они услышали из облака голос Бога Отца, свидетельствовавшего им о Христе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Пораженные видением, ученики в ужасе пали на землю, но Иисус, подойдя к ним, сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда апостолы поднялись с земли, они увидели только своего Учителя в Его обычных одеждах. Здесь, на вершине Фаворской, Господь на мгновение приоткрыл трем апостолам не только Свое Богосыновнее достоинство, но и показал им, в чем заключается цель и смысл всего мирового бытия. Во Христе Бог нераздельно соединился с человеческой природой, а через нее и со всем космосом. Поэтому преображение Господне – это знак будущего преображения человека и всего мира. И оно непременно наступит, когда на земле окончательно будет уничтожено зло и «будет Бог все во всем» ( I Kop 15:28 ). Но пока что зло царствовало в мире. Поэтому Господь с учениками сходит с горы Фавор, чтобы спасти и преобразить лежащее во зле бесноватое человечество. Исцеление бесноватого отрока. Мф. 17:14–21; Мк. 9: 14–29; Лк. 9:37–43 Когда Господь с тремя учениками сошел с горы, Он увидел большую толпу народа, которая окружала апостолов и фарисеев, споривших о чем-то между собой. Спор был, по-видимому, острый и неприятный для учеников, но появление Господа прервало спор. Увидев Его, весь народ изумился и, подбегая, приветствовали Его. Возможно, что небесный свет, осиявший Спасителя на Фаворе, еще и теперь сиял в Его очах и отражался на всем Его теле. Христос спросил книжников, о чем они спорят с апостолами. Но книжники молчали. В это время из толпы раздался возглас: «Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня...».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Посмотрим с вами Послание к Римлянам. И найдём 9-ю главу. И вот в этой 9-й главе нам нужно . Ну вот, он приводит Исаию – 27-й стих: «А Исаия провозглашает об Израиле: “хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле”. И, как предсказал Исаия: “если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом и были бы подобны Гоморре”». Вот, что нужно сказать на эту тему. Да, вот ощущаете ли Торжество Православия? Знаете, тут я даже не знаю, как и ответить на этот вопрос. Вот вчера был у меня священник один, и он курирует одну воинскую часть, и там бывают солдаты наши из Чечни и рассказывают ужасы, какие происходят. Вот эти все ваххабиты – они дали клятву взрывать все православные храмы. Вот только Православие опять терпит гонение. Никакие . И наших солдат распинают живыми на крестах. На крестах распинают, приколачивая гвоздями, как Христа. И требуют отречения от веры. Не ругают их за то, что вот они воины – понимают прекрасно, что они подчиняются дисциплине военной и не могут не воевать идти, раз они призваны. «Отрекись от веры, отрекись от веры, а нет – вот тебе». Вот это такое вот дело. Если бы Господь не оставил небольшого остатка. Теперешняя грядущая седмица – Григория Паламы . А Григорий Палама – Фессалоникийский чудотворец. Связано это имя с учением о Фаворском свете – что из себя представлял тот свет, который исходил от Христа во время Его преображения на Фаворе, какую этот свет имел природу – материальную или Божественную? Вот здесь речь идёт о Божественных энергиях, и это настолько сложная тема, что без  и прикасаться-то к ней нельзя. И прикасаться к ней нельзя. Какой природы? Конечно, Божественной природы был этот свет, а не материальной. И вот некоторые монахи на Афоне – так называемые исихасты – говорили о своём религиозном опыте, что при определённых условиях и молитве они удостаивались видения этого Фаворского света. Им, конечно, учёные монахи, западные, – не верили, не признавали, считали это бредом, простым их воображением, потому что, если невидима человеческая мысль, тем более не может быть видимо Божество, а вы говорите, что видели нетварный Фаворский свет. Вот, поинтересуйтесь. Проповеди Григория Фессалоникийского – особенно на Преображение. Почитайте и поинтересуйтесь: Кто же был Христос во время Преображения и что увидели Апостолы?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ибо надлежит «проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» ( Лк. 24:47 ). Все народы земли причастны спасению и будут ходить во свете нового Иерусалима – святой Церкви. Об этом обновлении народов так писал апостол Павел: «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3:9–11 ). Но и приняв христианство, будучи равны перед Богом, народы, однако не теряют своей самобытности и своих особенностей. Так будет и в вечности. Все одинаковы как спасенные, как чада Божии. Но это не значит, что произойдет некое обезличивание. Как личности, так и народы, сохранят свою индивидуальность, свои особенности и самобытность. Господь говорит, что и в пакибытии будет двенадцать колен Израилевых ( Мф. 19:28 ). То есть будут там и израильтяне, и все другие народы. Различия между народами не будут бесследно стерты. Каждый народ будет там в своей красе, каждый народ принесет в небесный Иерусалим свою особую славу и честь (ст. 26). Славу и честь пророков и апостолов принесет израильский народ, славу и честь богословов и философов принесут греки, славу и честь миссионеров принесут латинские народы, славу и честь аскетов и подвижников принесут населявшие Египет... Как многогранный кристалл засияет в Божественном свете множество народов. Каждый народ играет в общем великом теле Церкви свою особую роль, отведенную ему промыслом Божиим. И это не только в этом веке, но и в будущем. Народы нового Иерусалима будут ходить во свете его . Нетварный свет Иерусалима – Христос, слава Божия. В Его свете ходят спасенные уже в этом веке. Невечерний свет Христов просвещает верующих. «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). Мир Божий проникает в мир тварный. Небо просвещает землю. Чистое сердце зрит свет Фаворский. О Фаворском свете в XIV в. произошел весьма знаменательный спор.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В русском монашестве внутреннее созерцание и духовное видение особенно характеризовало учеников и последователей святого Нила Сорского . Как в древности просияло лицо Моисея Божественным светом, когда он сошел с Синая, так в Новом Завете Бог прославил видимым светом многих Своих подвижников, взошедших в молитве на Фавор и спустившихся в долину земной жизни. Таковы были авва Памво, авва Сисой, авва Силуан, авва Арсений, преподобный Серафим Саровский и многие другие. В иконописи это отображено изображением светового венчика вокруг ликов святых. Венчик, это – не символ света, а истинный, реальный, духовный свет, исходящий от святых. «Вы – свет мира» ( Мф. 5:14 ), – сказал нам Христос. И святые стали этим светом. Но даже и не достигая таких Фаворских вершин, каждый верующий призван ходить во свете Божием, чтобы и в вечности сподобиться хождения в немеркнущем свете нового Иерусалима. О чудный свет небесного города, святой Церкви, просвети и нас, грешных и недостойных. Сподоби нас, Боже, ходить в Твоем свете! «Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!» (из тропаря Преображения). Под царями земными , которые принесут в небесный город славу и честь свою , можно буквально разуметь святых и благоверных царей, таких, как святые Константин и Елена, святой Юстиниан, святая княгиня Ольга и святой князь Владимир, которые свою земную славу и честь обратили на славу и честь Небесного Царства. С другой стороны, здесь можно разуметь всех царствовавших над грехами и страстями и принесших в небесный город к ногам Своего Царя и Бога славу и честь добрых деяний. 21 .25–26 Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет, И принесут в него славу и честь народов. Об этом пророчествовал еще Исайя: «И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их» ( Ис. 60:11 ). Ночи там не будет , так как она останется во тьме кромешной, в геенне, вне Царства пакибытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Истинный Мессия уже приходил, – скажет он народу Израиля. – Тот, кого вы превозносите и на кого надеетесь, – обманщик». Илия не побоится сказать правду. Не побоится он за правду и умереть, подобно Иоанну, пришедшему в одном с Илией духе проповедовать покаяние. А сейчас он смотрит на сияющее, подобно солнцу, лицо Христа, на одежды Его, ставшие ослепительно белыми, и будущее открывается его пророческому взору более ярко, нежели обычному человеку вспоминается прошлое. Что же это было там, на горе? Это было Царствие Божие, пришедшее в силе. Так сказал Христос перед Преображением: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9: 1). Христос, сияющий, как солнце. Люди, поклоняющиеся Ему. Слава Божия, освящающая праведников. Это и есть Царствие Божие, явленное на краткое время малому числу избранных, но ожидающее в конце веков и времен всех, кто записан в Книгу Жизни.    Один из бывших на горе в тот день – Иоанн – со временем станет зрителем еще более чудных откровений. Он увидит Небесный Иерусалим, о котором скажет, что «город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его и светильник его – Агнец» (Откр. 21: 23). Так Агнец, ставший светильником на Фаворе для пятерых избранных, станет источником света для великого множества людей, поющих: «Буди светлость Господа Бога нашего на нас!», «Во свете Твоем узрим свет», «Боже, ущедри нас, благослови нас, просвети лице Твое на нас и помилуй нас». Бывшее на Фаворе превосходит всякую цену. Это событие учит нас тому, в Кого же мы, собственно, верим, Кого называем Спасителем. Это не просто Человек и Учитель. Это – Бог пророков, Податель Закона, сладчайший Собеседник древних праведников, вечное сияние славы Отца, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного. Это Тот, Кто выше Моисея. Тот, Кому предстоит Илия. Он – Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. И будущую надежду проясняет фаворское сияние и о будущем светлом Царстве возвещает нам.

http://pravoslavie.ru/48166.html

Во время Преображения явилось световидное облако и покрыло их всех. Из облака апостолы услышали голос Бога Отца, говоривший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте». Таким образом, на Фаворе апостолы присутствовали при откровении Бога Троицы: Отца — через произнесенные слова, Сына — преобразившегося Христа и Святого Духа — в светоносном облаке. Преображение показало, как происходит встреча человека с Богом, каков способ и образ этой встречи. Способ ее всегда один — через Фаворский свет, осиявший на горе апостолов. Бог входит в наш мир и является человеку через Благодать, через нетварную энергию Божества. Чтобы встретиться с Богом, нужно, подобно апостолам, принять в себя этот свет, эту энергию, и другого пути не существует. Те, кого Православная Церковь прославляет как святых, как раз и есть люди, принявшие в себя Благодать и через это сподобившиеся встречи и родства с Богом. Встреча с Богом для чистых душ всегда есть блаженство. Преподобный Силуан говорит, что едва Благодать коснется человека, как он от радости забывает весь мир. Так было и с апостолами на Фаворе. Это видно из слов Петра. «Господи! — говорит он, — хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». От великой и неземной радости он не знал, что говорил, но хотел, если бы было возможно, чтобы время остановилось и чтобы вечно пребывать в нетварном свете со Христом. Тайна Фаворского света — это тайна Будущего века. Именно свет Благодати будет светом Царствия Христова. В книге Откровение описывается Небесный Иерусалим, город святых, и там сказано, что он не нуждается ни в солнце, ни в луне для своего освещения, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Это говорится о нетварном свете, — именно он является той Божией славой, которой будет осиян Небесный град и его святые обитатели. Таким образом, Преображение — это еще и прообраз Будущего века, блаженной вечности, где все будут сиять нетварным светом, подобно Христу, о чем и Сам Он говорит, что праведники просветятся, как солнце, в Царстве Отца их.

http://zavet.ru/b/ipavlov/023.htm

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010