Мистер Пальмер 733 , о котором Вы, вероятно, слыхали и знаете его объяснения римских катакомб, теперь занимается изучением памятников, относящихся к истории нашей церкви. Около 40 документов он перевел на английский язык, список которых он показывал мне, желая узнать, нет ли еще чего-нибудь особенно интересного. Особенно занимает его история патриарха Никона , которого жизнь он хотел бы изучить в подробностях и написать для публики, в образец правильных отношений церковной власти к светской. Я перечислил ему все известные мне документы, относящиеся к судьбе Никона. Сначала он хотел было иметь уже копии с них и просил меня об этом. Но обширность самих документов, затруднительность списывания и т. п. внушили ему мысль побывать в России и на месте познакомиться с памятниками. Он еще прежде обращался по этому предмету к Андрею Николаевичу, но он, по обыкновению, не дал ему. Я указал ему на нашу академическую и синодальную библиотеки, в которых он мог бы найти довольно любопытного для русской церковной истории и для истории Никона. Граф принимает в этом деле живое участие, желая дать возможность иностранцам ближе познакомиться с нашей историей. Он и мистер Пальмер просили меня обратиться к Вам с покорнейшей просьбой такого рода: если мистер Пальмер нынешним летом прибудет в Россию, получит ли он средство и возможность и доступ в те места, где можно познакомиться с рукописями, не встретит ли каких затруднений со стороны духовного начальства? Окажут ли ему нужное содействие в отыскании любопытнейших памятников и в чтении более затруднительных из них, т.е., может ли он найти человека, который бы помог ему в этом деле. Граф и мистер Пальмер поручили мне просить об этом Вас, как человека наиболее знакомого с этим делом. Граф думал сам писать об этом предмете к нашему Владыке, просит однако же Вас отнестись об этом к митрополиту и спросить позволения для м. Пальмера видеть и читать рукописи книгохранилищ, под его ведомством находящихся. Они надеются, что Вы не замедлите написать ко мне ответ, и усердно просят об этом. При сем м. Пальмер считает долгом уверить, что хотя он и католик, но никогда не намерен злоупотреблять своими сведениями о русской Церкви, а напротив, желал бы и сам узнать и других познакомить с оригинальными документами нашей церковной истории в добросовестном и толковом их изложении и переводе. Если все это устроится к общему желанию нашему, то м. Пальмер не замедлит нынешним летом прибыть в Москву в Академию и в продолжение нескольких месяцев порыться в наших книжных сокровищах. Я уверил его, что в Вас, милый братец, он найдет самого доброго, полезного и любезного руководителя. По желанию м. Пальмера я прилагаю в переводе списочек документов, какие он успел собрать относительно русской Церкви. Познакомив Вас с тем, что он имеет, он желает приобрести важнейшее из того, чего не имеет...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одновременно из Персии стали раздаваться настойчивые призывы отречься от христианства. Назревала религиозная война (Егише называет ее Армянской войной). Армяне, воодушевляемые католикосом Овсепом (Иосифом), учеником Саака Партева и Месропа Маштоца, отказываются перейти в зороастризм. В то же время армянские нахарары, призванные в Персию, вынуждены были сделать вид, что отреклись от христианства, и вернулись в Армению в сопровождении многочисленных магов. Начались народные волнения, стало собираться ополчение. Нахарары разбили свое войско на три отряда: первый отряд отправили в Атрпатакан (Атропатену), второй, под командованием спарапета Вардана Мамиконяна, – в Агванк (Кавказскую Албанию), а третий передали марзпану Васаку, который впоследствии изменил отечеству. Вардан Мамиконян вынужден был вернуться; он изгнал Васака в Сюник и, сплотив вокруг себя верных князей, весной 451 г. выступил против персов на Авараирском поле. В жестоком бою пали сам Вардан, ряд нахараров и множество воинов. Потери персов были еще более значительными. Егише утверждает: «Не было стороны, которая победила, и не было стороны, которая потерпела поражение: храбрецы выступили против храбрецов, и обе стороны потерпели поражение». Однако на следующий день армяне не смогли продолжить битву, «ибо пал в бою великий спарапет Армении и не было среди оставшихся вождя, опираясь на которого могли бы собраться оставшиеся отряды». Сопротивление армян приняло затяжной характер, а персы не были в состоянии подавить восстание. Егише считал, что в конце концов победителями вышли армяне, поскольку Иездигерт вынужден был изменить политику в Восточной Армении: армянам было дано право свободно исповедовать христианство, были отменены введенные ранее подати, уменьшен набор в царскую конницу и т.д. При этом обе стороны (и персы, и армяне) обвиняли изменника Васака, требуя его покарать (Адонц Н. Марзбан Васак перед судом историков. СПб., 1904). 213 Наибольший накал христологических дискуссий наблюдался в Восточной Армении, где основной вопрос состоял не столько в устранении разногласий между христианами, сколько в борьбе против попыток персов внедрить здесь зороастризм. Однако и западные армяне («половина армянского народа», проживавшая в западной части Великой и в Малой Армении), которым не приходилось заботиться о сохранении христианской идентичности, так же, как и другие народы Империи, принимали активнейшее участие в догматических спорах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас надмировыми силами искусственно формируется и широко рекламируется некий вызов всему христианству в мире. И перед угрозой этого вызова все течения, именующие себя «христианскими», должны объединиться. Стимулируется активное сближение православных с католиками и протестантами. И еще больше надуманных поводов получает Всемирный совет церквей. Объединение православных со всеми западно-христианскими, а, точнее, псевдохристианскими течениями, требуется, чтобы собрать всех под папу римского, что станет сокрушительным ударом по Православию и России. В русле экуменизма и «межконфессионального единства» ведут активную работу пятидесятнические СМИ. В частности, питерское радио «Теос». Туда с 1990-х годов приглашают выступать представителей всех объединений, называющих себя христианскими. В прошлом году один из ведущих этого радио Олег Шевкун, деятель с выраженной антироссийской позицией и американской подготовкой (заканчивал баптистскую семинарию в Далласе), брал интервью у посла африканского государства Руанда в России Жанны Дэ Арк Мужавамарии. Посол – протестантка. Она активно общается в России с представителями баптистских церквей. И вряд ли стоит удивляться, что в мае этого года в Руанду ездила делегация Национального антинаркотического союза во главе с Лушниковым. Делились опытом борьбы с наркоманией, выразили намерения заключить договор о сотрудничестве… До этого посол Руанды в России, которая неплохо знает русский язык и училась в московском Университете дружбы народов, посещала зимний лагерь Национального антинаркотического союза. Сейчас наблюдается тенденция к поглощению баптизма пятидесятниками. И, может быть, баптисты также готовы заимствовать у пятидесятников опыт борьбы с наркоманией. И под прикрытием этого общего дела, совместно с другими нетрадиционными религиозными направлениями и даже сектами в духе «Нью Эйдж», распространять американскую демократию и интересы сил мирового порядка по планете. Исследователи отмечают, что там, где заводится «вирус пятидесятничества», вся община становится пятидесятнической. Если православные приходы относительно устойчивы к этому «вирусу», то в отношении баптистов картина выглядит иначе.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/01/zm...

Да простит и вразумит меня Бог, если я решительно неправ: но я всерьез вижу проблемы, духовно (т. е. помимо отнюдь не духовных старых счетов и новейших политпканств) разделяющие сегодняшних православных и сегодняшних католиков — не в Filioque, не в догмате о Непорочном Зачатии и не в вопросе о точном моменте пресуществления Св. Даров, а уж скорее в области того, что о. Флоренский назвал «православным вкусом». Из всех особо непримиримых православных обличителей католицизма, которых я повидал на своем веку, самым искренним и глубоким был художник по своему дарованию, призванию и душевному складу, замечательный иконописец и богослов иконы. Он–то понимал, что говорит; но что он говорил? За каждым его словом ощущалась ревность художника, ратующего за чистоту стиля, для которого эклектизм есть скверна; ибо творчество как таковое толерантным быть не может. Дивергенция культур сказывается, конечно, и за пределами сферы собственно художественной; но дело все равно во «вкусе», в навыках поведения, в духовном такте, жесте, ритме и темпе — прежде всего, разумеется, богослужебном, но и общем, жизненном. Вспоминаю, как моя добрая русская приятельница, старше меня возрастом, неуклонно хранившая внутреннюю и внешнюю верность Православию всю свою жизнь и насмотревшаяся на русских иноков и инокинь прежнего склада, при первом моем возвращении из поездки в Рим все расспрашивала меня о католических монахинях — соблюдают ли они должную неспешность в движениях и тихость при выговаривании каждого слова? А я мямлил что–то про различие между орденами созерцательной и деятельной жизни, представляя про себя, что бы вышло, если бы одна монахиня, которая окружена шумливыми детьми, попробовала говорить особенно тихо, а другая, опекающая больных, решила двигаться исключительно медленно… Конечно, и в Православии была мать Мария — но недаром она при жизни так шокировала своих собратьев по вере даже в среде парижской диаспоры, где Православие было менее всего «бытовым». С другой стороны, в Католичестве есть бенедиктинцы, которые, надеюсь, понравились бы вышеназванной моей собеседнице; но не они определяют «имидж» Католичества в целом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Получили Вы наконец все книги от Гильфердинга? Получили ли манускрипт документа об Унии? Поздравляя Вас с новым годом, остаюсь душевно Вам преданный, Раевский. 29 декабря 1860 г. 29 Душевно уважаемый Осип Максимович! Виноват я перед Вами и крепко виноват. Представляю повинную голову и прошу только о прощении без всяких извинений. Растерялся я при своих хлопотах и не знаю теперь, как собрать и умилостивить своих знакомых. «Лексикон» Линде вышел вполне; всего 6 томов. Получивши Ваше первое письмо, я сейчас послал за 4 и 5 томом и получил их, получаю Ваше второе письмо: здесь нашел поправку (как и у меня теперь случилось, где пишите, что четыре тома уже получены Вами). Нужно было снова посылать во Львов, и теперь вместо 4-го ожидаю 6-й. Пришлю Вам их при первом случае. Благодарю Вас за присланный «Вестник» 1860 года и прошу Вас сказать мне, присылать ли Вам славянские газеты по истечении года или полугода или только ограничиться присылкой некоторых книжек. «Чтений» Вы прислали только 6 книг; последняя – 2-й том 1859 г. Новостей у нас много, но они совершенно не так зловещи, как вам представляются и представляют ваши газеты. Описывать Вам всего не достанет мне повествующу лета, но Вы будете, разумеется, читать «День», и там увидите наше положение. Хотим, хоть бы Иван Сергеевич стал на настоящую точку зрения суждений о славянских делах, а то вы всякого врага немецкому правительству считаете другом славян и не подозреваете, что они для славян еще опаснее. Заблуждаетесь, и крепко заблуждаетесь. Так запутаны здешние дела, что надобно быть на месте и видеть все, чтобы понимать их, а так по газетам на выдержку вы ничего не поймете. При отсылке «Лексикона» буду в состоянии подробнее Вам писать, а теперь прощайте. Остаюсь душевно Вам преданный, Раевский. 24 октября 1861 г. 30 Душевно уважаемый Осип Максимович! При наступившем у нас празднике тысячелетия проповеди Кирилла и Мефодия много теперь появляется о них разных мелких сочинений. Пишут все римо-католики и лютеране, пишут в духе Римской церкви. Это подало мне мысль предложить зятю моему написать критическое исследование о жизни и деяниях святых славянских проповедников, чтоб жизнью, делами и учением их, первое, доказать, что они держались Восточной церкви и сношения их с папой были только юридические, и, второе, опровергнуть все толки противников. Слышал я, что Вы что-то пишете о Кирилло-Мефодиевской литературе или занимаетесь указаниями на источники их монографий. Прошу Вас покорнейше указать нам:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/p...

— Дурачок, что ли? — спросила все та же прихожанка. Пахнуло международным скандалом. — Почему дурачок? Итальянец он. Но по ее взгляду я поняла, что для нее это примерно одно и то же. — И чего ему вздумалось нашего православного Христа встречать? — не унималась женщина. И все оставшееся время бдительно косилась в сторону Джузеппе. Вдруг правда незаконно встретит. Украдет и увезет контрабандой в свою Италию. И мы без Христа останемся. А что там Христу делать? Он даже по-итальянски не понимает. Только по-русски. «У нас спонсоры…» А дальше случилось следующее. Есть у нас на подворье болящая бабушка. Помимо разных странностей, имеется у нее одна «изюминка». Иногда она просит у ворот подворья деньги. Причем не для себя. Она собирает мелочь в старые ветхие целлофановые пакетики, которые до этого, видимо, не раз стирались, относит в храм и высыпает на поднос. — Это для Бога, — говорит она каждый раз. Была она и на той службе. Началось чтение Евангелия, а она как раз полезла в свою хозяйственную сумку за таким пакетиком с мелочью. Долго его доставала, шуршала, охала, опять шуршала. На нее шипели, ее толкали, чтобы перестала. А она шуршала и шуршала. — Ну когда это уже закончится, — думала я про себя. Наконец она достала из сумки этот злосчастный пакетик. Но от ветхости и тяжести он порвался и вся мелочь с громким звоном рухнула на пол и покатилась по храму под ногами у толпы. Я закатила глаза. Бабушка попробовала было ее собрать, но какая-то очень строгая женщина замахала на нее руками: — Да успокойся ты уже! Такая служба, а ты устроила здесь! Иди отсюда. Все равно эта твоя мелочь никому не нужна. Здесь спонсоры… Бабушка растерянно молчала, и в глазах у нее блеснули слезы. А Джузеппе вдруг взял ее руку, поцеловал, потом опустился на корточки и начал поднимать все эти монетки, ловко лавируя между ног стоящих. Он все это собрал, с улыбкой протянул бабушке, и она, с традиционным «Это для Бога», положила на поднос… Что случилось? Вроде бы ничего. Через какое-то время мы с Джузеппе и моими детьми вышли на улицу.

http://pravmir.ru/kak-katolik-v-pravosla...

Таким образом, суть идеи «единства», которой были столь вдохновляемы славянофилы и почвенники, полностью укладывается в рамки общеевропейского романтического монизма и трансценденталистического антропотеизма с оккультной западной мистикой за ними (Я.Бёме в частности). Романтическая оппозиция просветительскому и либеральному рационализму и буржуазному антропоцентризму с позиций якобы консервативного идеализма и реставрации христианства никоим образом не выходит здесь за пределы общего западноевропейского гуманизма как либерализма уже религиозного. Рационализму противопоставляется интуитивизм, но это антропоцентрический интуитивизм шеллингианского типа. Крайнему индивидуализму буржуазного сознания противопоставляется всевозможный универсализм и синтетизм, но они столь же антропоцентричны (интерсубъективны) в своем существе. О насущной необходимости Бога в человеческой жизни до славянофилов и почвенников только и говорили масоны, пиетисты-протестанты, обмирщенные католики, социал-христиане, романтики, теософы-трансценденталисты и т.д., но все это одно безбожие по сути. Соответственно, и неогностическое это «всеединство» проходит через все философско-богословские категории и отрасли. В гносеологии это указанный интуитивизм как якобы вовлеченность в познание «всей души» человека, а не одной только ее части (рассудка), чем гарантировано «схватывание» истины, проникновение «внутрь» вещей. Так, сама христианская вера трактуется Хомяковым и Киреевским как такая совокупность: «в области веры мир, подлежащий исследованию, не есть мир для человека внешний; ибо сам человек, и весь человек, всею целостью разума и воли, принадлежит к этому миру, как существенная часть его» ; «главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство, и таким образом восстановляется существенная личность человека в ее первозданной неделимости»; «отделенное от других познавательных сил, логическое мышление составляет естественный характер ума, отпадшего от своей цельности.

http://bogoslov.ru/article/4305206

При этом нужно, впрочем, заметить, что не протестанты, а католики не только первые старалась собрать и обработать накопившийся материал для нашей науки, но они же прежде, чем протестанты, достигли того метода и тех результатов, которые с пользою прилагаются еще и в настоящее время в нашей науке. Не поименовывая всех трудов, которые в более и более многочисленном количестве начинают появляться со времен реформации, остановимся на главнейших из них, особенно имевших влияние на более основательную и точную разработку нашей науки. Из века реформации нельзя не упомянуть о трудах двух католических ученых: доминиканца Сантеса Пагнино (д.см. 1541), который в своем сочинении «Isagoge ad sacras lilteras» (Lucca, 1536) первый поднял вопрос об отношении переводов к оригинальным библейским текстами – еврейскому и греческому 35 , и его товарища по ордену – Сикста Сиенского (д.см. 1599 г.), который в своей «Bibliotheca sancta» (особенно в I-й, VII-й и VIII-й книгах) представил также довольно тщательно обработанный материал для нашей науки 36 . Труд его пользовался в свое время большим уважением и между протестантами. Между произведениями протестантов этого времени заслуживает упоминания труд Маттиаса Флациуса (д.см. 1575 г.) «Clavis scripturae sacrae» 37 . Новый период развития начинается для нашей науки со второй половины прошедшего столетия, хотя подготовление началось еще ранее. С одной стороны, начавшиеся еще с начала столетия, и даже ранее, ученые исследования относительно новозаветного текста, – каковы, напр., вышеуказанные исследования Р. Симона, а также исследования английских ученых – Бриана Вальтона (д.см. 1661 г.) в его «Apparatus biblicus chronologico-mopographico-philologricus» – предисловие к изданной им так называемой Лондонской Полиглотте (1657 г.) 45 и Милля (д.см. 1707 г.) в его «Prolegomena-x ad Novum Teslamenlum» 46 , германских – Бенгеля (Иоганн Альбрехт Бенгель) (д.см. 1752 г.) 47 и Веттштейна 48 (д.см. 1754 г.) 49 , познакомили тогдашний богословский мир с критическим методом в приложении его особенно к истории текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_31190.html 06 июля 2006 Анатолий Артемов Подведены итоги Всемирного саммита религиозных лидеров Источник:  http://www.interfax-religion.ru Интерфакс-Религия В среду в Москве завершился Всемирный саммит религиозных лидеров. Даже самые непримиримые критики не могли не признать, что он стал саммитом с большой буквы, собрав беспрецедентно высоких по уровню духовных лидеров. " Президент-отель " 3-5 июля стал настоящей выставкой достижений внешней политики Русской православной церкви и ее партнеров по Межрелигиозному совету России – Центрального духовного управления мусульман России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Федерации еврейских общин России, Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России, Буддийской традиционной сангхи страны, причем не только в области межрелигиозного диалога, но и в диалоге с католиками и протестантами, властями, журналистами, бизнес-кругами. И эти достижения выглядят очень впечатляюще. С приветствием к форуму обратился президент РФ Владимир Путин, в своем выступлении подчеркнувший, что расценивает сам факт проведения саммита в Москве как еще одно признание высокой роли и многовекового опыта России в диалоге цивилизаций. " Здесь, на огромном евразийском пространстве, сложилось уникальное единство и многообразие разных религий и национальностей. Их взаимодействие сыграло системообразующую роль в развитии самой российской государственности и в укреплении ее целостности " , – отметил президент. Таким образом, Россия наглядно продемонстрировала, что способна не только вести переговоры на экономические и социальные темы в рамках " большой восьмерки " , но и собрать на своей территории ведущих духовных лидеров, обратившихся ко всему миру с четким и небанальным посланием. " Диалог и партнерство цивилизаций не должны быть просто лозунгами. Нам нужно построить такой миропорядок, который сочетал бы демократию – как способ согласования различных интересов и как участие людей в принятии решений на национальном и глобальном уровне – с уважением к нравственному чувству, образу жизни, различным правовым и политическим системам, национальным и религиозным традициям людей.

http://religare.ru/2_31190_1_21.html

Но я обращаю внимание читателей на мысль профессора Пипера и на его Христианский Музей при Берлинском Университете с тем, чтобы публика вполне оценила важность и современность подобных систематических собраний памятников христианского искусства в копиях. Счастливые начатки таких собраний в России представляют нам два Христианских Музея, один в Петербурге, при Академии Художеств, другой в Москве при Публичном Музее, при котором состоит и Общество Древнерусского искусства. Первое собрание имеет более практическое назначение, для обучения художников; второе имеет назначение более теоретическое, образовательное, предлагая публике наглядное знакомство с развитием христианских идей, выражаемым в последовательной истории памятников искусства. Если уже и на Западе, столь богатом художественными оригиналами, пришли к убеждению в необходимости систематических собраний в копиях с важнейших памятников, рассеянных повсюду, то тем необходимее такие собрания в России, христианские памятники которой не восходят далее XIb., и притом уже в позднейшем византийском стиле. Все, что сохранилось в наших церквях, ризницах, молельнях, не что иное, как случайные отрывки и позднейшие отголоски раннего христианского предания, к которому, однако, по общему убеждению, тяготеет вся наша православная старина. Чтобы элементы этого предания, рассеянные в памятниках искусства и в Византии, и Риме, и Равенне, и на Афонской Горе, и в других местах на Востоке и Западе, собрать в одно систематическое целое, нет и не может быть иного средства, как по возможности удовлетворительные копии, которые в наше время производятся отлично, благодаря фотографии и другим изобретениям. Итак, не только для общехристианского образования, но и для уразумения своих собственных православных преданий, систематический Музей в копиях есть учреждение, для Русских равно необходимое, в котором должны нераздельно сливаться их интересы национальные с основами Европейской цивилизации. Что такое собрание не может быть заменено никакой ризницей или Оружейной Палатой, я покажу на двух-трех примерах. Известно, что таинство Крещения через погружение принадлежит к обрядам первоначальным, и что поливание, принятое католиками, есть уже позднейшее отклонение. Ни одна из русских церквей или ризниц не решит этого вопроса, потому что для этого нужно иметь перед глазами снимки с древнейших изображений Крещения Иисуса Христа, начиная со времен почти царя Константина и до XII века включительно, изображений, как восточных, так и западных, рассеянных по всей Европе в мозаиках, рельефах, миниатюрах и других драгоценных памятниках, общее обозрение которых возможно только в копиях. Чтобы убедиться, что наша иконопись, за немногими исключениями не восходящая далее XVI или XV в., сохранила в себе древние предания, надобно почерпать эти предания в памятниках, оставшихся от времени до X в., конечно не в России, которая только в том столетии приняла крещеную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010