Екатерина II замыкает собою ряд этих исключительных явлений нашего во всем не упорядоченного XVIII в.: она была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории. Далее пойдут уже царствования по законному порядку и в духе установившегося обычая. Ее происхождение. Екатерина по матери принадлежала к голштейн-готторпскому княжескому роду, одному из многочисленных княжеских родов Северной Германии, а по отцу – к другому тамошнему же и еще более мелкому владетельскому роду – ангальт-цербстскому. Отец Екатерины, Христиан Август из цербст-дорнбургской линии ангальтского дома, подобно многим своим соседям, мелким северогерманским князьям, состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, а потом губернатором города Штеттина, неудачно баллотировался в курляндские герцоги и кончил свою экстерриториальную службу прусским фельдмаршалом, возведенный в это звание по протекции русской императрицы Елизаветы. В Штеттине и родилась у него (21 апреля 1729 г.) дочь Софья-Августа, наша Екатерина. Таким образом, эта принцесса соединяла в своем лице два мелких княжеских дома северо-западной Германии. Эта северо-западная Германия представляла в XVIII в. любопытный во многих отношениях уголок Европы. Здесь средневековый немецкий феодализм донашивал тогда сам себя, свои последние династические регалии и генеалогические предания. С бесконечными фамильными делениями и подразделениями, с принцами брауншвейг-люнебургскими и брауншвейг-вольфенбюттельскими, саксен-гомбургскими, саксен-кобургскими, саксен-готскими и саксен-кобург-готскими, мекленбург-шверинскими и мекленбург-стрелицкими, шлезвиг-голштейнскими, голштейн-готторпскими и готторп-эйтинскими, ангальт-дессаускими, ангальт-цербстскими и цербст-дорнбургскими это был запоздалый феодальный муравейник, суетливый и в большинстве бедный, донельзя перероднившийся и перессорившийся, копошившийся в тесной обстановке со скудным бюджетом и с воображением, охотно улетавшим за пределы тесного родного гнезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В этом Ольга была совершенно похожа на своего отца: на балу у него был несчастный вид. Нередко это приводило к возникновению забавных ситуаций. Если Императрица горела желанием покинуть Гатчину сразу после Рождества, чтобы окунуться в веселую светскую жизнь Петербурга, то Государь старался изо всех сил найти убедительные причины, чтобы отложить отъезд. На дворцовых балах Императрица была в центре внимания, в то время как Государь стоял в сторонке с хмурым и явно несчастным видом. В тех случаях, когда балы, по его мнению, слишком затягивались, Император принимался выгонять музыкантов одного за другим из бального зала. Иногда на подиуме оставался один барабанщик, боявшийся и покинуть свое место, и перестать играть. Если гости продолжали танцевать, Император вдобавок выключал еще и свет, и Государыня, вынужденная склониться перед неизбежным, изящно прощалась с гостями, мило улыбаясь: «Как мне представляется, Его Величество желает, чтобы мы расходились по домам». – Между моими родителями было так мало общего, и все же более счастливого брака нельзя было и пожелать, – возразила Великая княгиня, когда я высказал предположение, что подобное несходство в характерах могло привести к трениям в семье. – Они превосходно дополняли друг друга. Жизнь двора должна была отличаться блеском и великолепием, и Мама играла здесь свою роль без единой фальшивой ноты. Она умела быть чрезвычайно тактичной, общаясь со своей родней, а это была задача из непростых, – вздохнула Ольга Александровна. Разумеется, ее отец соединял под своей эгидой огромный клан Романовых, но даже его твердость не могла предотвратить возникновения отдельных группировок и распрей. Центром враждебных настроений был дворец его младшего брата Владимира, женившегося на принцессе Мекленбург-Шверинской, чьи подданные были крайне дружелюбно расположены к кайзеру Вильгельму II u Бисмарку. «Владимировичи» были умны, артистичны, состоятельны и честолюбивы до ненасытности. Балы, которые устраивала жена Великого князя Владимира, Великая княгиня Мария Павловна, чуть ли не затмевали своим блеском балы в Зимнем дворце. Приемы, которые давали они с супругом в своем ропшинском загородном дворце, неподалеку от Петергофа, отличались чуть ли не восточной роскошью. Оба супруга смотрели на Царскую резиденцию – Гатчину – как на помещичью усадьбу.

http://azbyka.ru/fiction/memuary-velikoj...

Невероятное множество народа протискивалось к проруби, чтобы унести домой воды или хотя бы умыться ею. Эта суета после ухода солдат продолжалась еще целый день. Я видел матерей, привозивших на санках маленьких больных детей и окроплявших их у самой проруби, но не заметил ни одного, кто бы нагишом прыгнул в воду, хотя подобное едва ли бы оказалось в этот день чем-то необычным». 235 В истории России был один эпизод, в котором фигурировали две Анны: Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна. Анна Леопольдовна, Правительница Российской империи (1740–1741), дочь герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда и Екатерины Ивановны, старшей сестры императрицы Анны Иоанновны (1730–1740); до принятия Православия – Елизавета-Екатерина-Христина. Она была привезена в Россию в 1722 году, взята на воспитание императрицей Анной, в 1739 году выдана замуж за принца Брауншвейг-Люнебургского Антона Ульриха. 5 октября 1740 года ее сын – младенец Иван, был определен императрицей Анной наследником российского престола. 17 октября 1740 года он «вступил на престол», регентом был назначен Бирон. Вскоре противники Бирона (фельдмаршал Миних и др.) свергли его и провозгласили Анну Леопольдовну Правительницей. 236 Это не понравилось дочери Петра I – Елизавете Петровне, и дальнейшие события чуть было не омрачили торжество водосвятия 1742 года, о чем пишет Кристоф Манштейн: «Царевна Елизавета, хотя и не была совсем довольна во время царствования императрицы Анны, оставалась, однако, спокойной до тех пор, пока не состоялось бракосочетание принца Антона Ульриха с принцессой Анной; тогда она сделала несколько попыток образовать свою партию, – сообщает немецкий автор. – После кончины императрицы и когда Бирон был арестован, она стала думать об этом серьезнее». 237 «Царевна твердо решилась вступить на престол, но вместо того, чтобы поспешить с исполнением, находила, постоянно предлог откладывать решительные меры еще на некоторое время, – продолжает Манштейн. – Последним ее решением было не предпринимать ничего до 6 января (по старому стилю), праздника св. Крещения , когда для всех полков, стоящих в Петербурге, бывает парад на льду реки Невы. Она хотела стать тогда во главе Преображенского полка и обратиться к нему с речью; так как она имела в нем преданных ей людей, то надеялась, что и другие не замедлят присоединиться к ним, и когда весь этот полк объявит себя на ее стороне, то остальные войска не затруднятся последовать за ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Доброта души и степень легкомыслия Анны Леопольдовны видны из того, что она в самую ночь своего низложения объявляла искреннюю радость о совершении переворота по крайней мере без кровопролития, а несколько дней спустя, на запрос от имени императрицы: какой желает милости? просила, забывая и себя, и семейство, об одном – не разлучать с ней Юлианы Менгден. Но память бывшей правительницы, как страдалицы, во всяком случае заслуживает участия. (Записки гр. Миниха, сына фельдмаршала С.-Петербург 1817 г. – О портретах Анны Леопольдовны, статья г. Куника, в Уч. Зап. Имп. Акад. Наук, по I и II отд., 1859 г. I, вып. 4. – Описи секретным бумагам до принца и принцессы брауншвейг-люнебургских относящимся, в Чтен Общ. Ист. и Древн., 1861 г. II, смесь. – С.-Пет. Вед. 1740–1741 г. – Extraits des dépêches. Berlin, 1858. – Mémoires de Manstein, 1771. – Voyage en Sibérie, par Μ. l’abbé Chappe d’Auteroche. Amsterdam, 1760 II, – Geschichte des russischen Staats, v. E. Hermann. Hamburg, 1853 IV-V. – Denkwürdigkeiten des Petersburger Hofes. Leipzig, 1845). 664 Право избирать себе наследника было предоставлено русским самодержцам известным узаконением императора Петра I, обнародованным 5 февраля 1722 года, с приложением к нему особо сочиненного на этот случай трактата, под названием «Правда воли монаршей», автор которого, новгородский архиепископ Феофан Прокопович , приводил в подкрепление царской мысли сорок семь свидетельств из священного писания, философов древних и новых, и разных других сочинений. (См. Полное Собрание Законов, изд. 1830 г., T. VI. – Правда воли монаршей, в определении наследника державы своей и пр. Москва, 1722 г., в лист, церк. буквами). 665 Карл-Леопольд, герцог мекленбург-шверинский, родился 15/26 ноября 1677 года; вступил в брак с царевной Екатериной Иоанновной 8 апреля 1716 года в Данциге, разведясь предварительно с первой своей женой, Софьей-Гедвигой, принцессой пассау-фрисландской. Человек нрава беспокойного и крайне взбалмошный, герцог был ненавидим своими подданными, обращался с ними чрезвычайно дурно и грубыми поступками удалил от себя Екатерину Иоанновну, которая в 1722 году оставила мужа и с младенцем-дочерью приехала обратно в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Императрица не желала ничего лучшего сей партии и требовала только, чтобы ее внучка имела в стокгольмском дворце православную часовню с причтом. Но, несмотря на всю свою любовь, молодой король отказался нарушить закон его страны. Зная, что Екатерина призвала патриарха 72 обручить их после бала, он, несмотря на все настояния г-на Моркова, отказался присутствовать на сей церемонии». 73 Более подробно об этом неудачном обручении излагается в книге I. de Madariaga «Russia in the Age of Catherine the Great» (London, 2002). Надежды, которые Екатерина лелеяла когда-то о замужестве ее старшей внучки Александры Павловны с молодым шведским королем Густавом-Адольфом IV, казалось, совсем исчезли после того, как регент начал переговоры о брачном союзе с принцессой Мекленбург-Шверинской, которые в ноябре 1795 года завершились публичным объявлением. Тем не менее императрица была все еще решительно настроена посредством такого брака отвратить Швецию от надежд на реванш и одновременно уменьшить угрозу для Санкт-Петербурга со стороны шведских сил. Для этого в марте 1796 года были произведены в Ливонии и русской Финляндии угрожающие передвижения войск. К концу апреля регент согласился отложить женитьбу короля до его совершеннолетия – первый шаг для отказа от мекленбургских обязательств, за которым 15/24 августа последовал и второй: молодой король вместе с дядей инкогнито прибыли в Санкт-Петербург под именами графа Хаги и графа Вазы. Великая княжна Александра очаровала Густава-Адольфа, и он вскоре объявил о своих намерениях Екатерине. Бал следовал за балом, и все видели его нежные нашептывания Александре. Тем временем начались переговоры о супружестве и русско-шведском союзе. Вопрос о праве великой княжны сохранить православное исповедание считался русской стороной решенным еще во время неудачных переговоров 1794 года. По словам Екатерины, король сначала упрямился, но 2/13 сентября заверил ее, что согласен с доводами в пользу сохранения своей будущей супругой ее прежней веры. Императрица предложила назначить обручение по православному обряду на 8/19 сентября 1796 года перед балом в Таврическом дворце.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1525 г. верховный магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбург-Ансбахский перешел в протестантизм, сложил с себя полномочия верховного магистра и объявил о секуляризации прусского подразделения ордена. Образованное тогда герц-ство Прусское стало 1-м протестант. гос-вом в Европе. Идеи Реформации нашли сторонников и в Ливонии; церковные ландсгерры и Л. о., желая избежать внутренних конфликтов, проводили политику религиозной терпимости. Реформационные настроения распространились и в Л. о., к-рый использовал Реформацию для продолжения борьбы с местными епископами. Появилась идея создания в Ливонии единого светского гос-ва при сохранении за орденом статуса государя (см.: Kreem. 2006). При этом орден пресекал попытки церковных ландсгерров провести секуляризацию в своих владениях. В 1556 г. была предпринята попытка преобразовать Рижское архиепископство в светское гос-во, окончившаяся неудачей. Поводом к конфликту между Вильгельмом Бранденбург-Ансбахским, архиеп. Рижским (1539-1561), и ливонским магистром Генрихом фон Галеном (1551-1557) послужило назначение коадъютором архиепископа Рижского герц. Христофора Мекленбург-Шверинского, который был родственником польск. кор. Сигизмунда II Августа. Гален воспринял назначение как подготовительный шаг к передаче Ливонии под власть Польши, собрал ландтаг и объявил о начале войны Л. о. с архиепископом. Действия магистра привели к расколу в ордене: он назначил своим коадъютором Иоганна Вильгельма фон Фюрстенберга ( ок. 1568), что вызвало неудовольствие претендовавшего на этот пост маршала ордена Каспара фон Мюнстера, присоединившегося к архиеп. Вильгельму Бранденбург-Ансбахскому. Летом 1556 г. войска Л. о., во главе к-рого к этому времени фактически встал Фюрстенберг, взяли в плен архиепископа и захватили мн. его владения. Это вызвало неудовольствие кор. Сигизмунда, летом 1557 г. он выдвинул к границам гос-ва Л. о. крупную армию. В мае 1557 г. Фюрстенберг под давлением кор. Сигизмунда был вынужден заключить в Позволе (ныне Пасвалис, Литва) мир с архиепископом Рижским; он признал все его права и обязался возместить ущерб, нанесенный войсками ордена владениям архиепископа. В сент. 1557 г. между Л. о. и Польшей был заключен офиц. военный наступательный и оборонительный союз.

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Вооруженный нейтралитет, или новая слава Екатерины от 1775 до 1780 года После всего, что вы прочитали о делах Екатерины, вы, наверное, удивитесь, милые читатели, увидев название этого рассказа. Вскоре после Кайнарджийского мира беспокойные Турки снова заволновались; больше всего огорчило их получение Крымом независимости, и, досадуя на потерю знаменитого полуострова, они всеми силами старались, по крайней мере, уменьшить его сближение с Россией и не хотели утверждать ханом Сагин-Гирея, избранного Крымцами с согласия покровительствовавшей им России. Чтобы предупредить опасные последствия новых раздоров, Екатерина приказала своим войскам снова приблизиться к Турецким границам, и особенно — Крыму. Граф Румянцев, снова главнокомандующий Русских войск, уже вынужден был начать военные действия, как вдруг все разногласия были прекращены самым неожиданным образом: Франция, старавшаяся прежде вредить России в ее отношениях с Турцией, вдруг стала нашей защитницей и своими доводами заставила султана вспомнить условия Кайнарджийского мира и снова подтвердить их в полной силе: независимость Крыма была признана во второй раз, и Сагин-Гирей назван ханом. Но из-за чего же произошла такая перемена в отношении к нам Франции? Оттого, что она сама стала нуждаться в помощи сильной России, оттого, что она боялась войны с Англичанами из-за возобновившихся споров о владениях в Америке. Но и кроме этих споров Англичан с Французами, в Европе происходили тогда еще другие события, отвлекшие внимание всех государств от Турок, заставлявшие многих из них желать, чтобы Россия оказала свое могущественное влияние на их дела. Каковы же были эти дела? В конце 1777 года скончался Баварский курфюрст Максимилиан, не оставив детей. Его родственники, считавшие себя наследниками, явились со всех сторон. То были: младший Баварский дом, супруга курфюрста Саксонского, герцог Мекленбург-Шверинский и герцог Пфальцский . Столько претендентов на наследство, конечно, не могли обойтись без спора.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

В 1554-1557 гг. противостояние между различными партиями в Ливонии обострилось и переросло в междоусобную войну. Поводом к раздору между Вильгельмом Бранденбург-Ансбахским, архиеп. Рижским (1539-1561), и ландмейстером Ливонского ордена Генрихом фон Галеном (ок. 1480-1557) послужило назначение коадъютором (заместителем) архиепископа Рижского герц. Христофора Мекленбург-Шверинского, который был родственником польского кор. Сигизмунда II Августа . Гален воспринял назначение как подготовительный шаг к передаче Ливонии под власть Польши, собрал ландтаг и объявил о начале войны ордена с архиепископом. Действия Галена вскоре привели к расколу внутри ордена: он назначил своим коадъютором Иоганна Вильгельма фон Фюрстенберга ( ок. 1568), что вызвало неудовольствие претендовавшего на этот пост маршала ордена Каспара фон Мюнстера, присоединившегося к архиеп. Вильгельму ( Henning. 1848. S. 216-217; ср.: Рюссов. 1879. С. 347-352). Хотя К. был сторонником союза с Польшей, он сохранил верность руководству ордена. В 1556 г. Гален отправил К. в Германию с целью найма солдат для войны с архиепископом; К. удалось нанять и переправить в Ливонию неск. отрядов. Летом 1556 г. войска ордена, во главе к-рого к этому времени фактически встал Фюрстенберг, смогли пленить архиепископа и захватить мн. его владения. Это вызвало сильное неудовольствие кор. Сигизмунда, который летом 1557 г. выдвинул к границам Ливонского ордена крупную армию. Под давлением кор. Сигизмунда Фюрстенберг в мае 1557 г. был вынужден заключить в Позволе (ныне Пасвалис, Литва) мир с архиеп. Рижским; он признал все его права и обязался возместить ущерб, нанесенный войсками ордена владениям архиепископа. Во время переговоров между Фюрстенбергом и кор. Сигизмундом К. находился в Германии, однако через своих сторонников убеждал членов ордена согласиться на компромисс; во многом благодаря его посредническим усилиям в сент. 1557 г. между Ливонским орденом и Польшей был заключен офиц. военный наступательный и оборонительный союз. Успех польск. партии способствовал усилению позиций К., представлявшего ее интересы в руководстве Ливонского ордена и находившегося в неявной оппозиции к стороннику независимости ордена Фюрстенбергу. После возвращения из Германии в нач. 1558 г. К. был назначен комтуром Феллина (ныне Вильянди, Эстония), главного военного центра Ливонского ордена; он стал 2-м после Фюрстенберга человеком в ордене и пользовался сильной поддержкой среди членов ордена ( Форстен. 1893. C. 78-79).

http://pravenc.ru/text/1684285.html

Особая статья ( article s é par é) брачного контракта, подписанного представителями Александра II (отца жениха) и великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха-Франца II (отца невесты) в Петербурге 30 июля (12 августа н. ст.) 1874 г., гарантировала, что « Son Altesse Grand - Ducale Madame la Duchesse Marie , devenue par Son mariage Grande Duchesse de Russie , ne sera g é n é e en rien dans l ’ exercice du culte Evang é lique - Luth é rien , dans lequel Elle est n é e et a é t é é lev é e ” („Её Великогерцогское Высочество государыня герцогиня Мария, став в результате своего брака Великой Княгиней Российской, не будет иметь никаких препятствий в отправлении евангелическо-лютеранской религии, в которой она родилась и была воспитана») . Определено, что Мария Павловна будет присутствовать на православных богослужениях, а дети от этого брака получат воспитание в православной вере, в соответствии с законами Российской импери и ( « ils seront é lev é s dans la r é ligion orthodoxe , conform é ment aux lois de l ’ Empire de Russie » ) (13) . Династический акт 16 августа 1874 года утверждает нижеследующие правовые положения: 1) Отречение (ни окончательное, ни условно-предварительное) члена Российского императорского дома от права на наследование престола, принадлежащего ему от рождения, может быть только добровольным и не может быть, по какой бы то ни было причине, «автоматическим». 2) Право определения круга лиц, к которым применяется действие статьи 142 (с 1906 г. - статьи 185), принадлежит исключительно царствующему императору как главе Российского императорского дома. 3) Давая разрешение на брак с иноверной особой члену Российского императорского дома, не обладающему непосредственным правом на наследование престола, глава династии может взять с него письменное обязательство исполнить определенные условия в том случае, если ему все-таки суждено будет унаследовать права и обязанности главенства в императорском доме. 4) Целью статьи 142 (с 1906 г. – статьи 185) является обеспечение православного исповедания императрицы-супруги. В связи с этим император (глава династии) может предъявить члену Российского императорского дома следующие требования: вступивший в брак с инославной особой, не принявшей православное исповедание после заключения брака, в случае перехода к нему прав престолонаследия, обязан либо обеспечить переход своей супруги в православие, либо подтвердить свое персональное добровольное отречение, которое, во всяком случае, не касается его потомства, рожденного и воспитанного в православии.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/31/...

490 Антонин вел дневник, начиная с 1832 года (РГИА. Собрание Св. Синода. Ф. 834, оп. 4, ед. хр. 1118–1132). Как следует из документов, после кончины архимандрита (24 марта 1894 г.) его личный архив привлек внимание высшего церковного и светского начальства (см. письмо С.В. Арсеньева к обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву от 3 апреля 1894 г.). Победоносцев обратился за отзывом к секретарю Императорского Православного Палестинского Общества В.Н. Хитрово , много лет знавшему Антонина. На основании полученного отзыва, обер-прокурор затребовал личные бумаги архимандрита Антонина в Св. Синод. В результате дневник поступил на хранение в библиотеку Св. Синода с указанием, будто по завещанию о. Антонина публиковать его можно не ранее, чем через 40 лет. Но в завещании Антонина дневник не упоминается и не содержится каких-либо указаний о частных письмах и бумагах. Таким образом, легенда о «завещании» печатать дневник «через 40 лет» или «50 лет» есть плод совместной заботы Хитрово и Победоносцева. 491 Вопреки предложению В.Н. Хитрово , недвижимости архимандрита Антонина остались, как были при жизни, в составе основанного им вакуфа (см. ниже в настоящем томе: часть 2, раздел 1. Наследие архимандрита Антонина (Капустина)) , что и сохранило их в качестве российской собственности до наших дней. Их нельзя было продать, как государственную собственность, как сделали с последней в 1964 г. 492 Сандрецкий (Sandretzki) Макс – многолетний врач о. Антонина, их знакомство относится к 1868 г. «Познакомился с новым доктором г. Сандрецким, немцем, говорящим по-гречески» (Дневник Антонина, 7 октября 1868). В 1872–1899 гг. возглавлял первую в Иерусалиме педиатрическую больницу, основанную и содержавшуюся на средства герцога Фридриха Мекленбург-Шверинского (посетившего Иерусалим с супругой Марией в 1872 г.). Больница с квартирой врача находилась неподалеку от Русской Духовной Миссии. 24 марта 1894 г. выписал свидетельство о смерти о. Антонина. Покончил с собой в 1899 г., похоронен на Протестантском кладбище на горе Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007