С началом строительства начали поступать пожертвования для церковного устройства и украшения. Великий князь Михаил Михайлович, в честь небесного покровителя которого возводился храм, преподнес сребровызлащенные массивные священные сосуды, такого же качества Евангелие и напрестольный крест, перламутровый запрестольный крест ажурной работы, серебряное кадило. Супруг великой княгини Анастасии Михайловны великий герцог Мекленбург-Шверинский Фридрих Франц III подарил малинового бархата, шитые золотом хоругви; семь икон, писанных на кипарисе, со сребровызлащенной эмалированной лампадой и художественной работы ажурную металлическую с позолотой дверь, отделяющую алтарь от исповедальни. Великий князь Сергей Михайлович пожертвовал металлическую церковную ограду. Князь С.М. Голицын дал на главу храма позолоченный ажурный крест и две иконы старинной итальянской живописи в чудных киотах: Спасителя и Божией Матери. Ф.В. и Л.П. Чихачевы - мраморный иконостас со всеми для него иконами; прекрасную икону-картину письма знаменитого французского художника Лемотта, изображающую Божию Матерь с Предвечным, благословляющим Младенцем на руках, имеющую в молитвенной позе коленопреклоненных с правой стороны св. равноапостольного князя Владимира, слева - св. великую княгиню Ольгу, окруженных сонмом ангелов. Эта икона расположилась в новом храме над горним местом и стала его лучшим украшением. Кроме того, Ф.В. и Л.П. Чихачевы преподнесли две массивные позолоченные люстры и такие же паникадила, семь сребровызлащенных лампад, шитую золотом по малиновому бархату плащаницу, позолоченную купель, художественной работы позолоченный запрестольный крест и запрестольный образ Христа Спасителя в великолепном киоте. К.С. Сильванский дал на величину храма дорогой ковер, М.П. Арнольди - церковные облачения кованого серебра. Почетный потомственный гражданин Канн И.И. Елагин пожертвовал золотые церковные облачения, а в 1896 г. он на свои средства построит рядом с храмом колокольню с семью колоколами. Многое поступило от других русских: и воздухи, и вышитый шелком покров надгробный, канделябры, одежды на престол... Эти превосходные дары достойны подробного перечисления, кое-что уцелело в Каннах и поныне.

http://sobory.ru/article/?object=20511

20 февраля 1813 г. 25-летний граф Александр Мусин-Пушкин, находясь в летучем отряде Чернышева и командуя тремя казачьими полками, вытеснил французов из Берлина и первый оповестил жителей о том, что Пруссия заключила союз с Россией. Недолго он был комендантом Берлина и заслужил общую любовь. Позднее в Берлине утвердился русский летучий отряд под начальством полковника Тетенборна. Отдельные казаки водили по городу толпы французских пехотинцев. Можно было наблюдать картину: казак, помахивая пикой и нагайкой, гнал целый батальон французов. Вскоре прибыли в Берлин граф, Витгенштейн, затем Йорк. Берлинцы с грустью узнали, что граф Мусин-Пушкин 9(21) марта был смертельно ранен в сражении у Люненбурга. Погребен он был в Лудвиглусте, летней резиденции великих герцогов Мекленбург-Шверинских. Могила находится вблизи усыпальницы великогерцогской семьи, где на хорах устроена православная часовня. Профессор Оскар Йегер в своей «Всеобщей истории» (т. 4) пишет, что в «новейшее время некоторые из немецких писателей стараются ослабить значение России и Императора Александра в деле освобождения Германии. Но это опровергается уже самым характером движения германского народа и его подъемом духа против Наполеона, постепенно возраставшим по мере наступления русской армии к Висле, Одеру и т. д., – наступления, которое производилось безостановочно, начиная с 9 января 1813 г. (н. ст.), т. е. со дня выступления русской армии из Вильны. Не следует забывать, что подъем духа в Германии был делом частных усилий народа и, прежде всего, прусского, который в данном случае не шел рука об руку со своим правительством, а опирался именно на ту мощную русскую помощь, которая явилась для него надежною опорою в это тягостное время... Правительство прусское примкнуло к народу значительно позже, когда уже частные усилия сгруппировались и объединились около наступающей русской армии и привели к всеобщему возрастанию Германии». Он приводит вышеупомянутые слова Шерра – «одного из безпристрастных немецких историков».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Николая чудотворца в Сыворицкой мызе, ж) благовещения пресвятой Богородицы в Ропше, з) воскресенская – в Суйдовской мызе, и) св. Александра Невского на Ижоре, к) воскресения Христова, что в Здылицкой мызе, и наконец, л) деревянная св. апостолов Петра и Павла – в Келтушской мызе, освященная в 1733 году. Начало наибольшей части этих церквей нам известно. Но церкви: благовещения пресвятой Богородицы в Ропше и св. Пантелеймона в Ораниенбауме встречаются в первый раз. При этом, в документах Духовного правления не встречается причт Троицкой церкви, бывшей в Ромбове. Церковь в Стрелиной мызе впервые упоминается с наименованием Преображенской. А у церкви св. Петра митрополита на погосте было кладбище, на котором нередко погребали трупы мертвых, находимые по Петергофской дороге. К существовавшим на С.Петербургской земле монастырям прибавился новый, известный ныне под именем «Троицко-Сергиевой пустыни», что близ Стрельни. История основания этого монастыря была следующая. В 1732 году, императрица Анна Иоанновна подарила архимандриту московской Троицко-Сергиевской лавры Варлааму, во всегдашнее владение лавры, загородную дачу на берегу Финского залива, верстах в двадцати, по тогдашнему пути, от С.Петербурга, где ныне и стоит Сергиева пустынь. Дача эта, в давнее время, служила местом летнего пребывания сестры императрицы, царевны Екатерины Иоанновны, а, по выходе её в замужество, в 1716 году, за Карла Леопольда, герцога Мекленбург-Шверинского, оставалась необитаемой и теперь была приписана к Стрельнинскому дому императрицы. На ней стояло «две избы, мерой по три сажени, между ними – сени двух сажень с половиной; в сенях чулан, и иное строение ветхое, крытое дранью; к этим избам двор обнесен худым забором; от тех же изб в близости погреб с напогребицей двух сажень, ветхий же» Варлааму подарена была эта местность с постройками потому, что, при воцарении императрицы в Москве в 1730 году, он был избран её духовником, постоянно присутствовал в С.-Петербурге в качестве члена св. Синода, пользовался особым расположением своей августейшей духовной дочери и был с ней близок. Около двух лет, по совершении данной на приморскую дачу, домик царевны Екатерины Иоанновны служил для архимандрита Варлаама загородным монастырским подворьем и просто летней дачей, для отдохновения от трудов – в уединении и молитве. В 1744 году, по указному разрешению св. Синода, старец Варлаам перенес в свою дачу церковь успения пресв. Богородицы с утварью и всеми принадлежностями из дома графа Апраксина, бывшего в С.-Петербурге на Фонтанке, где теперь Апраксин рынок, и освятил её в честь св. Сергия, радонежского чудотворца. После этого, Варлаам поселил при церкви несколько человек из монашеской братии для постоянного жительства. Так получила свое начало нынешняя Троицко-Сергиева пустынь, находящаяся близ Стрельни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Я читаю очень много, особенно исторические и научные произведения, и имею несколько ученых знакомых, с которыми вместе читаю или которые дают мне книги» (стр.260). Одним из них был знаменитый Фридрих Давид Штраус, с которым Великая Герцогиня познакомилась осенью 1868 года и которого приблизила к себе, не прерывая с ним общения в течение всего времени жизни Штрауса в Дармштадте (стр.247). При всем том, справедливость требует отметить, что главный интерес Великой Герцогини сосредоточивался, все же, на книгах религиозного содержания. Издатель писем Великой Герцогини, лично ее знавший, говорил в своем послесловии к книге, что все ее столы были покрыты книгами религиозного содержания на всех языках. «Я вспоминаю, что все ее столы были покрыты книгами религиозного содержания на всех языках и что некоторые из них она одолжала мне» (стр. 419). Об этом, впрочем, свидетельствует и сама Великая Герцогиня, упоминая часто о проповедях Робертсона, какие производили на нее такое неотразимое впечатление, что она считала их наилучшими среди всех прочих, какие знала (стр. 384). Эти проповеди, какие обыкновенно читались по воскресениям вслух (стр. 103), отрывали Великую Герцогиню от повседневных забот, подчас очень тяжелых, и, наряду с прочими условиями, о которых будет сказано ниже, возносили ее душу к Богу. С впечатлением от проповеди «Безвозвратное Прошедшее» (т. II. стр. 22) Великая Герцогиня делится в письме к матери от 31 мая 1865 года и описывает его такими словами: «По воскресениям мы читаем проповеди Робертсона. Во второй части есть проповедь: «Невозвратное Прошедшее» для молодежи, такая подбодряющая, такая полезная. Людвиг (Великий Герцог Людвиг IV, супруг герцогини Алисы) читал ее мне после возвращения своего из Шверина на похороны Анны (Великая Герцогиня Мекленбург-Шверинская, сестра Людовика IV ckohчabшaяcя 16 апреля 1865 года). В самом деле, какая короткая жизнь, и как ощущаешь эту неизвестность жизни и необходимость в работе, самоотвержении, христианской любви и всяких добродетелей, к которым мы должны стремиться.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

На острове Иорданского пруда находится часовня с особо чтимой древней иконой Пресвятой Богородицы, нарицаемой Руденскою. Ежегодно 5 июля и 25 сентября совершается вокруг монастыря крестный ход. С 1892 года в память 500-летия кончины преподобного Сергия ежегодно 25-го сентября совершается обществом трезвости крестный ход в пустынь из Покровской братской церкви в Санкт-Петербурге. При пустыни двухклассная школа, инвалидный и странноприимный дом и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали c левой стороны дороги замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 архимандрит Варлаам (Высоцкий, 1665–1737), настоятель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры – царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской. Варлаам в 1735 перенес в обитель из Петербурга деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника, в котором Екатерина II узнала об отречении своего мужа. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756–1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 по углам стен появились четыре башни. В том же году монастырь, где жило около 11 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом, однако монашеская жизнь протекала по традициям лавры. В 1819 обитель была приписана к Ревельскому викариатству. Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых „Аскетических опытов“. Уже через год он соединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в 1836–1841 был священником в соседней Стрельне. Дело своего наставника продолжал в 1857–1897 архимандрит Игнатий (Малышев), который, получив художественное образование, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Он был погребен в Михайловском приделе Воскресенской церкви. Большой известностью пользовался в то время в столице и духовник братии иером. Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году. Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота. До революции в пустыни действовали храмы: Пресвятой Троицы, прп. Сергия Радонежского, Воскресения Христова, сщмч. Валериана (Зубовская), свт. Григория Богослова (Кушелевская), Покрова Пресвятой Богородицы (Кочубеевская), сщмч. Саввы Стратилата (Шишмаревская).

http://sobory.ru/article/?object=00734

50. В течение этого же промежутка времени Великий Князь был назначен Шефом 1-го Кавказского саперного батальона (1858 г.) и зачислен в списки полков: Л.-Гв. Конного (1862 г.) и Преображенского (1864 г.) и Кондукторской роты (юнкеров) Николаевского Инженерного училища (1863 г.). 52. Его Императорское Высочество Великий Князь Петр Николаевич - ныне генерал- адъютант, генерал-лейтенант, изволит числиться по гвардейской кавалерии. 64. Одно из путешествий Его Высочества (1869 г.), прекрасно иллюстрировано целым рядом талантливых акварелей и карандашных рисунков художника Н. Дмитриева-Оренбургского. Эта редкая коллекция, из которой два рисунка воспроизведены на страницах 61 и 65, ныне принадлежат Е. И. В. Великому Князю Петру Николаевичу. 65. Кроме служебных поездок, предпринимавшихся Его Высочеством во внутренние губернии России и на Кавказ, Он был также несколько раз командирован, по Высочайшему повелению, за границу, для присутствования на маневрах: в 1869 г. - в Кенигсберг, в 1872 и 1876 г.г. - в Берлин. Чтобы в дальнейшем изложении событий не возвращаться к периоду жизни и деятельности Великого Князя в бытность Его Главнокомандующим войсками Гвардии и Петербургского военного округа, заметим, что Его Высочество в течение этого времени, кроме ряда вышеупомянутых ежегодных рескриптов, был удостоен много раз изъявлением искренней признательности Государя за смотры, парады, маневры и учения в Высочайшем присутствии за труды Его, как Председателя комиссии по рассмотрению вопроса о перевооружении нашей армии, за постройку кронштадтских батарей, за отличное исполнение ежегодных чертежных работ Главного Инженерного Управления, и пр. Затем, Его Высочеству были пожалованы следующие иностранные ордена: Датский - Слона (1867 г.), Греческий - Спасителя (1867 г.), Черногорский - Князя Даниила I 1-й ст. (1868 г.), Мекленбург-Шверинский 1-й ст. (1869 г.), Германский и Прусский - Цепь Гогенцоллернскую (1872 г.), от Иерусалимского Патриарха Кирилла - орден Защитника Гроба Господня (1872 г.), Турецкий - Османие 1-й степ., украшенный бриллиантами (1872 г.), Прусский орден - Pour le merime (1872 г.), алмазами украшенный портрет Шаха Персидского (1873 г.), Саксен-Альтенбургский - Эрнестинского Герцогского Дома 1-й ст. (1873 г.), Шведский - Серафима (1875 г.), Прусский крест за 25-летнюю службу (1875 г.) и Итальянский - Благовещения (1875 г.).

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/11/...

причем старший сын от этого второго брака наследует имя и имущество умершего дяди, именуемого в этом постановлении отцом его, и является прямым продолжателем его рода» 166 . Смысл левиратного брака понятен «лишь при свете высоких исторических обетований Божиих о будущем потомстве, данных патриархам еврейского народа» 167 . Иосиф Флавий говорит о значении левиратного права: «Это постановление должно было послужить к общей пользе, так как при таких условиях роды не вымирают, имущество сохраняется в семьях, и вдовам облегчается участь тем, что они имеют возможность вступить в брак с ближайшими родственниками первых мужей своих» 168 . Зять – муж дочери; сестрин муж; золовкин муж. Зятевья – свойственники. Зятиться – «норовить в зятья, т.е. хотеть жениться» на чьей-либо дочери 169 . Золовка – «мужнина сестра» 170 . Всероссийский император Александр I (†l825) был женат на немецкой принцессе Луизе-Августе, принявшей Православие и наречённой в Миропомазании Елизаветой Алексеевной 171 . Сёстры Александра I, т.е. золовки Елизаветы Алексеевны, были замужем за европейскими государями: Александра Павловна (†1801) была замужем за эрцгероцогом Иосифом, палатином Венгерским; Елена Павловна (†1803) была замужем за герцогом Мекленбург-Шверинским Фридрихом; Мария Павловна (†1859) за Саксен-Веймарским герцогом Карлом-Фридрихом; Екатерина Павловна (†1819) была замужем за принцем Георгом Ольденбургским (†1812) 172 ; Анна Павловна (†1865) была замужем за принцем Вильгельмом Оранским 173 . В построенных ими храмах, или позднее воздвигнутых на их могилах (соответственно: Ирэм, Людвигслюст, Веймар, Вюртенберг), совершались православные Богослужения. В браке рождаются дети, так генеалогическая линия, прямое кровное родство, продолжает своё развитие по нисходящей линии. Апостол Павел говорит, что «жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие» ( 1Тим.2:15 ). Думается, что в древности эта мысль Апостола понималась несколько иначе, так как, готовясь к родам, женщине нужно было быть готовой к переходу в иной мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Рубрики Коллекции Праздник Крещения Господня в Шверине 1 мин., 20.01.2014 Поделиться 19 января 2014 года второй раз состоялись крещенские купания в немецком городе Шверине — столице земли Мекленбург-Передняя Померания. На праздник Крещения Господня в Шверин съезжаются православные верующие со всего севера Германии — для них это единственная возможность окунуться в освященных водах. После праздничной службы в новом храме святого Дмитрия Солунского, крестным ходом прихожане во главе с иереем Дионисием Идавайном отправляются к Шверинскому озеру. За процессией с интересом наблюдают местные жители, снимают крестный ход на видео, водители останавливают машины и пропускают верующих. Второй раз подряд обряд освящения вод Шверинского озера и купания снимает команда телеканала NDR. Оператор съемочной группы уже знает последовательность богослужения и вовремя успевает натянуть болотные сапоги, чтобы снимать купающихся. И пусть нет на севере Германии крещенских морозов, а есть крещенская сырость и промозглость — на радостное настроение купальщиков и прихожан они повлиять не в силах. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/prazdnik-kreshheniya-gosp...

Скачать epub pdf 94. Иван VI Антонович, император всероссийский сын Антона-Ульриха, принца брауншвейг-беверн-люнебургского, русской службы генералиссимуса (см. 35), от брака с Анной Леопольдовной, принцессой мекленбург-шверинской, дочерью царевны Екатерины Ивановны, внукой царя Ивана V Алексеевича (см. 93). Родился в С.-Петербурге 12 августа; объявлен наследником императрицы Анны, двоюродной бабки своей, 5-го, а по смертие – императором 17 октября с регентом в лице Эрнста-Иоганна Бирена, герцога курляндского, по арестовании которого в ночь на 9-е поступил в опеку матери своей, объявившей себя правительницей государства 9 ноября 1740 г.; по воцарении цесаревны Елизаветы в ночь на 25 ноября отправлен с родителями за границу, на Ригу, 2 декабря 1741 г.; оставлен в Риге и заключен с родителями в тамошней цитадели 22 апреля 1742 г.; привезен оттуда с родителями же в Динаминд 2 января 1743 г.; по прибытии всего брауншвейгского семейства из Динаминда в Раниенбург весною, особо от родителей отправлен в Холмогоры осенью 1744 г.; из Холмогор один же перевезен в Шлиссельбург в 1756 г. и здесь умер ночью на 5 июля 1764 г. Тело его, выставлявшееся на неделю в шлиссельбургском соборе «для известия и поклонения народного», отвезено в Тихвин и там предано земле у входа в холодный Успенский собор Богородицкого большого монастыря. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Епископ Корсунский Нестор совершил панихиду по великой княгине Марии Павловне Романовой Контрескевилль, 19 сентября 2011 г. Епископ Нестор совершил панихиду в храме-усыпальнице в честь равноапп. князя Владимира и Марии Магдалины в г. Контрексевиль (Contrexéville), на месте погребения великой княгини Марии Павловны Романовой, герцогини Мекленбург-Шверинской, супруги Владимира Александровича (младшего брата императора Александра III ) и ее сына Бориса Владимировича Романова. За богослужением молились Глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна, цесаревич и великий князь Георгий Михайлович, представители августейших династий Франции, Югославии, Норвегии, Австрии, Лихтенштейна и Тюрингии, мэр г. Контрескевилль г-н Арно Сальвини (Arnauld Salvini), информирует пресс-служба Корсунской епархии. По окончании панихиды, в память о великой княгине Марии Павловны был дан торжественный обед и открыта выставка фотоснимков и предметов быта принадлежавших великой княгине. После этого, епископ Нестор имел встречу с мэром г. Контрексевиль, в ходе которой было достигнуто соглашение о регулярном богослужебном использовании православного храма-часовни в г. Контрексевиль. 19 сентября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48727.html

   001    002    003    004    005   006     007