Старшая дочь Императора Павла I Елена, родившаяся в 1784 г., с 1799 г. стала супругой Фридриха Людвига, принца Мекленбург-Шверинского. В том же году, 20 декабря, в Шверин был отправлен настоятель церкви в Берлине священник Гавриил Данков. Высочайший указ от 5 июня 1800 г. гласил: «Священнику Данкову, находящемуся ныне при любезнейшей дочери нашей, Великой Княгине Елене Павловне, наследной принцессе Мекленбург-Шверинской, повелеваем производить по 500 ефимков в месяц». В 1803 г. Великая Княгиня Елена Павловна скончалась. Пресвитер и духовник ее Гавриил Данков в письме к государственному канцлеру графу Александру Романовичу Воронцову писал: «Его Светлость, по особенной своей любви и приверженности к блаженные памяти дражайшей супруге своей, усопшей Великой Княгине Елене Павловне, положил намерение построить маленькую русскую церковь (в Людвигслюсте) для постановления в оной гробницы блаженные Великия Княгини и чтобы при том ежегодно четыре раза в год совершаемо было в оной церкви поминовение по усопшей блаженной Великой Княгине». Согласие было дано с условием священнодействия в новой церкви, согласно духовным обрядам, ежедневно первые шесть недель. В летней резиденции Аюдвигслюсте сооружено было двухэтажное здание в великогерцогском парке в виде удлиненного четвероугольника, к которому пристроен особый мавзолей (подвергавшийся перестройке) для скончавшихся особ Мекленбург-Шверинского дома. В нижнем этаже помещены усыпальницы, во втором – православная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Из русских Великих Княгинь в усыпальнице погребены тела Елены Павловны и Анастасии Михайловны, внучки Императора Николая I, родившейся в 1860 г., с 1879 г. супруги великого герцога Фридриха Франца III. Супруги их обеих погребены там же. В 1922 г. мне довелось быть в храме-усыпальнице. Совершалась панихида по скончавшейся незадолго перед этим на юге Франции Великой Княгине Анастасии Михайловне, тело которой было перевезено в Людвигслюст. Сын покойной, великий герцог, пожелал присутствия на богослужении русских представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Главными создателями и устроителями храма были тайный советник С. И. Мережковский, действительный статский советник И. П. Калайдович, Анна Ивановна Кузнецова, А. И. Попова . В Баварии, в Брюкенау-Бад, вблизи Киссингена существовала с 22 июля 1908 г. церковь во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, устроенная стараниями и попечением барона и баронессы А.А. и М.А. Будбергов. Помещение для церкви отведено было баварским правительством, после же революции отобрано. Церковь переведена была в павильон усадьбы баронессы Будберг и в мае 1921 г. освящена архиепископом Евлогием. В Мариенбаде (Богемия) походная церковь существовала с 1880 г. и помещалась она в городском доме. Средства на постройку постоянного храма изыскали, главным образом, граф Иларион Иванович Воронцов-Дашков и его супруга. По ходатайству графа 25 000 рублей были отпущены из сумм Министерства Императорского Двора. Иконостас, получивший высшую премию на Парижской всемирной выставке 1900 г. (изделие фабрики майоликовых изделий М. С. Кузнецова и К°), приобретен был и пожертвован храму церковным старостой полковником Петром Петровичем Рыковским. Храм во имя св. равноапостольного Великого Князя Владимира освящен был 25 июня 1902 г. 24 ноября 1892 г. в Ментоне (Французская Ривьера) состоялось на берегу Средиземного моря освящение храма Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая. Церковь воздвигнута была Русским ментонским благотворительным обществом, основанным в 1880 г. и состоявшим под покровительством Великой Княгини Анастасии Михайловны, великой герцогини Мекленбург-Шверинской. Там же находился Русский дом – убежище для больных и нуждающихся соотечественников. Церковь во имя святителя Николая Чудотворца в Меране (Южный Тироль) устроена была в Русском доме имени Надежды Ивановны Бородиной, на завещанный ею Русскому благотворительному обществу капитал. Большое участие в сооружении храма приняла Великая Княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая. Церковь была освящена 3 декабря 1897 г. В Бад-Наугейме (Великое герцогство Гессен-Дармштадтское) строительный комитет, почетным председателем которого состоял епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий, председателем – житель этого курорта медицинский советник, профессор, доктор Гредель, создал временный храм в арендованной у магистрата пустовавшей старинной католической церкви св. Рейнгарда. Первая литургия в нем совершена была 11(24) июля 1905 г. Воздвигнутый позднее постоянный храм во имя святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского с 1910 г. принят был под покровительство Императрицы Александры Феодоровны и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Жизнь и труды… C. 280), с 20 марта 1879 г. в „Голосе“ начали публиковаться отчеты из Харькова по делу иностранцев, Евгении и Александра Брунст, обвинявшихся в истязании своей пятилетней дочери (Голос. 1879. 80, 82). Корреспондент „Голоса“ так передает заключение обвинительного акта, прочитанного в зале Харьковского окружного суда: „…обвиняются, во-первых, жена мекленбург-шверинского подданного Евгения Густавова Брунст, 30-ти лет, в том, что в течение времени с августа 1876 года по май 1878 года неоднократно наносила своей пятилетней дочери Эмилии побои руками, ремнем с железною пряжкою, палкою и т. п.; толкала ее лицом в испражнения; давала ей в недостаточном количестве пищу; все это время содержала ее в нечистоте и крайней неопрятности; заставляла ее спать одну и в пустой комнате, причем постелью для ребенка служил ящик, в котором, вследствие нечистоты, завелись клопы, и, во-вторых, мекленбург-шверинский подданный Александр Иванов Брунст, 35-ти лет, в том, что, проживая в одном доме с своею женою Евгенией и имея возможность предупредить вышеописанные деяния своей жены, тем не менее заведомо допустил ее к совершению таковых, т. е. преступлении, предусмотренном 14-ю, 1, 489-ю и 1, 492-ю ст. улож. о нак.“ („Мекленбург-шверинская мать“//Голос. 1879, 20 марта. Соглашаясь с адвокатом, что подобные преступления совершаются не только иностранцами, корреспондент „Голоса“ припоминает и описывает подобный факт истязания пятилетней девочки ее родителями — полковником Сангайло и его женой (Голос. 1879. 23 марта. 237 …в Архиве“, в „Старине“, что ли…— Имеются в виду журналы: „Русский архив“ (1863–1917) — историко-литературный сборник, затем ежемесячный журнал, издававшийся при Чертковской библиотеке до 1912 г. под ред. П.И.Бартенева; „Русская старина“ (1870–1918) — ежемесячное издание, выходившее под ред. М. И.Семевского и др. В библиотеке Достоевского имелись комплекты этого журнала за 1876, 1877 и 1878 гг. (см.: Гроссман Л. П. Семинарий… С. 49). И в „Русском архиве“, и в „Русской старине“ печатались материалы по истории России преимущественно XVIII–XIX bb.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Преображенская церковь (Баден-Баден) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Преображения Господня (нем. Christi-Verklärungskirche) — церковь Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей, расположенная в Баден-Бадене. Содержание История [ править править код ] Первые храмы [ править править код ] Ещё в первой половине XIX века в Баден-Бадене образовалась большая русская община. Строительство храма в Баден-Бадене было инициировано русской дипломатической миссией в Карлсруэ (глава Н. А. Столыпин) и княгиней Е. Трубецкой. В начале 1850-х годов были собраны пожертвования. Освящение церкви состоялось в 1859 году. Церковь находилась в арендуемом частном доме. В 1866 году она была перенесена в другое здание, где она находилась до 1882 года. Современный храм [ править править код ] Особый вклад в возведение отдельного храма внесла великая герцогиня Мария Максимилиановна. Её стараниями город предоставил русской общине место. Закладка храма состоялась в 12 (24) августа 1881 года. Во главе православной общины Баден-Бадена стояли дочери князя С. С. Гагарина, Варвара и Татьяна. Проект церкви был разработан архитектором И. В. Штромом. На богослужении присутствовала великая княгиня Ольга Фёдоровна, а также великие князья Георг и Александр Михайловичи и семья великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха-Франца II. Строительством руководил баденский архитектор Бельцер. Строительство храма вчерне было закончено в сентябре 1882 года. Освящение церкви в честь Преображения Господня состоялось 28 октября (9 ноября) 1882 года. В 1899 году храм посетили Николай II и Александра Фёдоровна по дороге в Дармштадт на празднование освящения церкви Марии Магдалины. С началом Первой мировой войны церковь была закрыта. Храм рассматривался как собственность противника. Позолота куполов была снята и переплавлены. Купол был покрыт жестью и покрашен в синий цвет; в таком виде церковь оставалась до 1988 года. 22 июля 1920 года был официально зарегистрирован приход православной общины Баден-Бадена. 17 июля 1921 года в храме возобновились регулярные богослужения. Церковь находилась в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Преображенская...

III. Исторический очерк 110 первоклассной Троицко-Сергиевой Приморской пустыни С.-Петербургской епархии Троицко-Сергиева первоклассная пустыня находится на 19 версте от С.-Петербурга, по правую сторону Петергофского шоссе, на возвышающемся берегу Финского залива. По левую сторону шоссе устроен монастырский хутор, а далее, в 2 верстах от обители, Сергиевская станция Петергофской железной дороги. Пустыня названа Троицкою по главному храму во имя Живоначальные Святые Троицы, Сергиевою – так как в ней есть Чудотворная икона Преподобного Сергия, во имя которого был сооружен первый деревянный храм обители; по близости к Финскому заливу она называется Приморскою – как изстари всегда именовались дачи, близь того залива находящиеся. На месте Сергиевой пустыни, в прошлом столетии, была Приморская дача царевны, Великой Княжны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна Алексеевич а, в последствии герцогини Мекленбург-Шверинския. Дача и все окружающие ее постройки были деревянные. – Церкви не было. По вступлении в 1716 году Екатерины Иоанновны в супружество, дача оставалась в придворном ведомстве и, никем не занятая, стала постепенно разрушаться. В 1732 году Императрица Анна Иоанновна подарила ее своему духовнику архимандриту Сергиевой Лавры Варлааму; 111 а в 1734 году благоволила отдать ему деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая была при загородном доме покойной матери ее, царицы Параскевы Феодоровны, на Фонтанке, близь Лештукова переулка, где теперь С.-Петербургская мещанская управа, бывшая мещанская гильдия. По перевезении той церкви на пожалованную Приморскую дачу, Варлаам, по благословению Святейшего Синода, устроил из нее храм, как настоятель Сергиевой Лавры – во имя Преподобного Сергия и освятил его 12-го мая 1735 года. Кроме того, он построил несколько деревянных келлий для монашествующих и – каменный для настоятеля флигель, а также – деревянную ограду, с небольшими башнями на каменных фундаментах, и все необходимо нужные хозяйственные здания, – обеспечив пашенными, сенокосными и лесопоросшими землями, которые приобретал покупками от соседственных владельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Такое неудобство побудило одну из постоянных жительниц Канн Александру Федоровну Скрипицыну, жену местного землевладельца Трипе, бывшего консула Франции в Москве, устроить для соотечественников на своей вилле «Александра», на шоссе Антиб, небольшую домовую церковь, св. мц. цар. Александры, освященную 23 декабря 1885. Служить в ней приезжал причт из Ниццы. На освящении присутствовала вел. кн. Анастасия Михайловна (1860–1922) со своим супругом великим герцогом Фридрихом-Францем Мекленбург-Шверинским. С 1889 богослужения на вилле сделались более регулярными, ибо Анастасия Михайловна переехала лечиться в Канны и привезла с собой причт своей церкви в Шверине. Однако, вмещавшая всего 30 человек домовая церковь оказалась очень тесной для все возраставшей русской колонии. Поскольку нужда в более обширном храме увеличивалась, прот. Григорий Евфимович Остроумов, духовник Анастасии Михайловны, обратился к вел. кн. Михаилу Михайловичу (1861–1929), женатому на внучке Пушкина и проживавшему зимой на своей вилле «Казбек», с просьбой посодействовать построению отдельного храма. Великий князь охотно откликнулся на эту просьбу, и под его председательством был образован строительный комитет, отдельные члены которого обязались в течение десяти лет вносить ежегодно по 250 франков на содержание будущей церкви. В комитет, в частности, вошли кн. С. М. Голицын, кн. Ю. Д. Урусов, К. С. Сильванский и Ф. П. Чихачев. На имя комитета Скрипицына-Трипе оформила участок земли размером около двух гектаров, расположенный в одном из лучших кварталов города, на возвышенной его части, на бульваре Нотр-Дам де Пэн. Вскоре этот участок был расширен посредством покупки дополнительной площади. Ныне его территория равняется 5,6 гектаров. В 1894 был начат сбор средств, который шел успешно — всего за два месяца было собрано 60 тыс. франков, что позволило приступить к закладке храма. 23 апреля 1894 ее совершил прот. Остроумов в присутствии вел. кн. Михаила Михайловича и его сестры — вел. кн. Анастасии Михайловны. Строителем стал местный архитектор Нуво; каменщиками пригласили итальянцев, автор проекта пока не установлен. После закладки великий князь от имени русской колонии вручил настоятелю золотой наперсный крест.

http://sobory.ru/article/?object=20511

Летом 1866 года Александр и Владимир совершили путешествие по Волге, нанеся визиты в Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострому, Казань и Нижний Новгород. Когда Владимиру доводилось путешествовать одному, он делился своими впечатлениями с отцом и старшим братом. Рост революционного терроризма в царствование Александра II, постоянная угроза жизни государя и его семьи, заставляли особенно тщательно позаботиться о будущем династии и обеспечении легитимной преемственности. У цесаревича Александра уже родились сыновья Николай (1868-1918), Александр (1869-1870) и Георгий (1871-1899). Но Александр II желал, чтобы и следующие линии императорского дома получили продолжение, готовое воспринять наследие в случае трагической гибели старшей ветви императорского дома. Настало время устроить женитьбу великого князя Владимира. Рассматривалось несколько кандидатур невесты, но, в конце концов, государственные интересы и человеческие чувства совпали в намерении заключить брак Владимира с принцессой Мекленбург-Шверинской Марией-Александриной. Мекленбургский дом – единственная германская династия славянского происхождения, происходящая от ободритского (5) великого князя Никлота и его сына Прибыслава. Будущая жена Владимира Александровича гордилась этим и даже в шутку говорила, что она – более славянка, чем сами Романовы. Но она была воспитана в протестантизме, и вопрос смены исповедания оказался для неё чрезвычайно сложен (как впоследствии и для супруги великого князя Сергия Александровича св. великой княгини Елисаветы Феодоровны и супруги св. Николая II св. императрицы Александры Феодоровны). На момент свадьбы Мария-Александрина не была готова перейти в православие и не хотела это делать формально и неискренно. Данный вопрос обсуждался в высочайшем присутствии Александра II и императрицы Марии Александровны с участием государственного секретаря князя Сергея Николаевича Урусова, министра императорского двора графа Александра Владимировича Адлерберга и министра юстиции графа Константина Ивановича Палена. Тщательно исследовав все духовные и правовые аспекты дела, государь, государыня и сановники сформировали единственно законную позицию, которая нашла воплощение в династическом акте, подписанном в день бракосочетания Владимира и Марии 16 августа 1874 года. На нем стояли подписи императора Александра II, цесаревича Александра и самого великого князя Владимира:

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/31/...

После различных перипетий строительства собора, благодаря настойчивости князя Голицына, было окончательно завершено в соответствии с оригинальной архитектурой. Он был освящен 17 декабря 1912 г. епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым), в сослужении духовенства из Парижа, Флоренции, Висбадена, Женевы, Марселя и Ментона, в присутствии князя Романовского, княгини Анастасии Мекленбург-Шверинской, а также префекта Андре Жоли и мэра Ниццы Франсуа Гуарана. Парк на территории русской церкви располагает к отдыху от суеты большого города. Первоначально планировались аллеи, но в конечном варианте предпочли высокие деревья, густые кустарники и газоны с цветами, которые создают поэтическую красоту и покой сада. Собор святителя Николая по традиции был освящен в честь небесного покровителя правящего самодержца императора Николая Второго. Император оплатил почти половину стоимости работ и обеспечил храм обширным земельным участком, который был отдан в формальную аренду церкви на 99 лет. Большой крест, олицетворяющий связь собора и Царской Семьи, был создан в память о мученически убиенных 17 июля 1918 г. - строителе собора императора Николая, его супруге и детях. На кресте изображены их святые покровители. Другой пример тесной связи с династией Романовых - Донская икона Божией Матери, в вышивке которой приняла участие сестра императора Николая II великая княгиня Ксения Александровна, проживавшая после революции в окрестностях Ниццы. Храмовые святыни: 1) Чудотворная икона святителя Николая. История иконы св. Николая Чудотворца близка и дорога сердцу каждого русского человека. Она принадлежала наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу, старшему сыну императора Александра II и при его кончине в Ницце в 1865 году находилась у его смертного одра. Позднее его мать императрица Мария Александровна отдала икону в русскую церковь на улице Лоншам, где в апреле 1865 года совершалось отпевание её сына. Когда на месте кончины Цесаревича была построена часовня в память об этом печальном и драматичном событии русской истории, икона была помещена на некоторое время на наружную часть часовни.

http://sobory.ru/article/?object=00633

«Со всех сторон запахло претендентами», как однажды выразился «День», передавший сообщение вюртембергских газет, что в некоторых кругах Берлина обсуждается проект замещения новой династией русского престола (Романовы-Гольштейн-Готорпские и Гессенские считаются скомпрометированными). Кандидатом у этих безответственных политиков, может быть, занявшихся своими полезными изысканиями под влиянием русской информации, являлся вел. герцог Мекленбург-Шверинский, как принц славянского происхождения (он был сыном вел.-кн. Анастасии Мих.). Можно отметить у некоторых политических прожектеров еще кандидатуру Константина Греческого, как православного, внука Александра I, и к тому же мужа сестры германского императора. «Нелепые» слухи отмечает и дневник ген. Будберга. Показательно, что во всех подобных комбинациях имя Николая II нигде не фигурирует; постепенно на задний план отходит и кандидатура законного наследника. Говорят даже о новой династии. Сознание это упрочивается настолько в кругах даже конституционных монархистов в России, что подобную комбинацию готовы принять и легитимисты. Ген. Казанович, посланный в Москву с Юга командованием Добровольческой армии (это было в конце мая), установил связь с влиятельными общественными кругами», которые образовали к тому времени так называемый «правый центр», имевший в виду восстановление монархии. «Правый центр» делал ставку на Германию. Вот как передает свои впечатления Казанович: о «личности своего кандидата деятеля правого центра умалчивали, а по некоторым намекам можно было предположить, что они не прочь видеть на русском престоле кого-либо из германских принцев». Вот почва, на которой возникла легенда, докатившаяся и до Тобольска и там получившая свое особое преломление. В сущности легенда не касалась низложенного монарха, а говорила лишь о тайном пункте мирного договора, по которому в России восстанавливается автократический режим. В таком контексте легенда прочно держалась в военной среде, – так передает, напр., ее в воспоминаниях ген.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Если губернское начальство узнает, как бы то ни было, о похождении В. в Посаде: оно не преминет завести о сем официальную переписку: и я вынужден буду требовать от вас объяснения. Поймут ли власти, что может быть основательное духовное рассуждение, по которому бы можно было такого человека взять, и тотчас отпустить, куда хочет? Не запишет ли благочинный письмо к В., чтобы по возможности не медлил возвратиться; и не пошлет ли чрез Рузского протоиерея, которого притом не излишне будет попросить, чтобы уведомил, находится ли В. у матери? Протоиерей человек основательный. С Амфилохием теперь я простился, сказав ему и спутнику прежде и теперь, что нужно. Надеюсь, что Амфилохий хорошо исполнит поручение: образ спутника его что-то мне говорит, чего не понимаю. Я дал Амфилохию письмо ко владыке Новогородскому. Мир вам и братии. Мая 6-го 1855. 1042 Мир вам, отец наместник, и братии. Путешествует к вам преосвященнейший Феодотий Симбирский. Будьте ему гостеприимцем вместо меня, и благословите его образом от обители и от моего смирения. Мая 9-го 1855. Да будет вам на случай ведомо, что теперь в Москве Великая Герцогиня Мекленбург Шверинская, сестра Государыни Императрицы Матери. И говорят, что она, может быть, пожелает видеть и Лавру. 1043 Мир вам, отец наместник, и братии. Празднуйте благочестно и радостно Пресвятой Троице; и да снидет на вас осенение крыл Духа Господня, яже суть посребрен 86 чистотою Божественною, низводящую и на души ваши чистоту духовную. А меня не ожидайте; и потому, что, и пришед, могу остаться бездействен, или только возмущу ваш чин моею немощью, и потому, что близко праздник Святителя Алексия, к которому обратное от вас путешествие может оказаться для меня не по силам. Помяните меня пред престолом Пресвятой Троицы и при стопах Преподобного Сергия. Мая 12-го 1855. Вчера в первый раз выехал я поклониться Божией Матери и Святителю Алексию: и переход чрез неосвещенные солнцем церковные сени был чувствителен моему, пронизанному болезнью телу, хотя я одет был толсто. 1044

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007