Кирил Чичерин Михаил Бохин Ноября 26-го дня, 1734 года. Реэстр, что чего из дому Блаженныя памяти Ея Величества Благоверныя Государыни Царицы Праскевии Феодоровны Троицы Сергиева монастыря отцу архимандриту Варлааму отдано; Церковь с иконостасом и с царскими дверьми. Престол, жертвенник с одеждами. Антиминс. Потир, звезда, дискос, 2 тарели, 1 лжица серебреные, копие железное. Одно Евангелие. Один крест благословящей серебряный, другой деревянный. Образов местных и де Исусных больших и малых на досках 9, на меди 1, на полотне 8. Риз 3. Подризников 4. Патрахелей 3. Орарь 1. Поручей 5 пар. Четыре одежды с престола. Пояс нитяной на ремне. Покровов 4. Завес над престолом. Завес от царских дверей. Балдахин. Пелена. Ковчег жестяной, что запасные дары кладутся. Три кадила медные, чайник да ковш медные ж. Два ковша оловянные. Одно блюдо оловянное. Два подсвечника жестяных. Жестянка, что с ладаном бывает. Двенадцать Миней месячных. Шесть лампад медных. Два погона железные от окон. Пять налоев. Коробка, в которой содержатся ризы. Крылос, хоры с болясами. В хоромах: Светлиц 9. Каморок 8. Спальня с каморкою. Чуланов 3. Сеней 7. Кухня 1. Конюшня в 33-х стойлах. Сарай каретный. Погреб осыпной с напогребицею. Анбарчик маленькой. В вышеписанных церкви и в хоромах двери столярные, оконницы, печи и камины. Скрепил: секретарь Степан Ходов. Регистратор Савва Артемьев. С подлинным верно: собиратель исторических материалов для описания Троицко-Сергиевой пустыни Павел Яковлев. 110 Этот краткий очерк составлен на основании подливных документов, которые уже несколько лет собирает Павел Яковлев, готовя в них мате­риал для полной истории Сергиевой Пустыни. Очерк составлен для С.-Петербург­ского, епархиального историко–статистического комитета. 111 Кроме Императрицы Анны Иоанновны, архимандрит Варлаам был духовни­ком шести Высочайших особ, так как он с 1693–1700 г. состоял свя­щенником в Московском Рождественском соборе, что в Кремле, вверху на се­нях Великого Государя, именно: царицы Параскевы Феодоровны, царевича Алексея Петровича, государынь царевен: Екатерины Алексеевны, Наталии Алексеевны, Пара­скевы Иоановны, Екатерины Иоановны, в последствии герцогини Мекленбург-Шверинския и седьмой, государыни Екатерины первой с 1708 года, когда состоял настоятелем Переяславских монастырей – Борисоглебского и Данилова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Русский отряд не пропустил королевского курьера с этим приказом к Иорку. В это же время последний получил поддержку со стороны сейма Восточной Пруссии, который, охваченный патриотическим чувством, призвал к поголовному вооружению ландштурм и ландвер. Король начал колебаться. 15/27 февраля прибыл в Бреславль выдающийся прусский государственный деятель Штейн, с поручением от императора Александра. 16/28 февраля подписан был Калишский договор, по которому оба императора вступили в тесный союз на защиту европейской независимости. 20 февраля 1813 года двадцатипятилетний майор, граф Александр Мусин-Пушкин, находясь в летучем отряде Чернышева и командуя тремя казачьими полками, вытеснил французов из Берлина и первый оповестил жителей о том, что Пруссия заключила союз с Россией. Недолго он был комендантом Берлина и заслужил общую любовь. Позднее в Берлине утвердился русский летучий отряд под начальством полк. Тетенборна. Отдельные казаки водили по городу толпы французских пехотинцев. Можно было наблюдать картину: казак, помахивая пикой и нагайкой, гнал целый батальон французов. Вскоре прибыли в Берлин граф Витгенштейн, затем Иорк. Берлинцы с грустъю узнали, что гр. Мусин-Пушкин 9/21 марта был смертельно ранен в сражении у Люненбурга. Погребен он был в Лудвиглусте, летней резиденции великих герцогон Мекленбург-Шверинских. Могила находится вблизи усыпальницы великогерцогской семьи, где на хорах устроена православная часовня. Профессор Оскар Иегер в своей «Всеобщей истории» (т. 4) пишет, что в «новейшее время некоторые из немецких писателей стараются ослабить значение России и императора Александра в деле освобождения Германии. Но это опровергается уже самым характером движения германского народа и его подъемом духа против Наполеона, постепенно возраставшим по мере наступления русской армии к Висле, Одеру и т. д. – наступления, которое производилось безостановочно, начиная с 9 января 1813 г. (нов. ст.), т. е. со дня выступления русской армии из Вильны. Не следует забывать, что подъем духа в Германии был делом частных усилий народа и, прежде всего, прусского, который в данном случае не шел рука об руку со своим правительством, а опирался именно на ту мощную русскую помощь, которая явилась для него надежною опорою в это тягостное время... Правительство прусское примкнуло к народу значительно позже, когда уже частные усилия сгруппировались и объединились около наступающей русской армии и привели всеобщему возстанию Германии». Он приводит, вышеупомянутые слова Шерра, – «одного из безпристрастных немецких историков».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Санкт-Петербург (монастыри) Материал из Азбука паломники Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра [ править править код ] Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1. Сайт: lavra.spb.ru Петр I основал лавру в установление исторической связи между собой и героем Невской битвы. Александр Невский разбил шведов в устье Невы, а Петр I разбил и изгнал шведов с невских берегов и основал в устье Невы новую столицу России – Петербург. Основан монастырь в 1710 г. В 1723 Петр I повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. В настоящее время, по установившейся традиции, в день Перенесения мощей, 12 сентября, по окончании Литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в сопровождении духовенства крестным ходом выходит из монастыря на площадь Александра Невского на Невском проспекте. После революции, в 1922 г. монастырь лишился своей главной святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже, где находится и поныне. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены Церкви. Ежедневно перед мощами совершаются молебны, поются акафисты, звучат молитвы. Действующие храмы Александро-Невской лавры: Святыни Александро-Невской лавры: Богослужения в Александро-Невской лавре: Ежедневно совершаются ранние и поздние литургии (в 7:00 и в 10:00) и вечернее богослужение в 17:00. В воскресение литургия совершается также в 9:00 в Никольском храме и в храме преподобного Серафима Вырицкого (попеременно). С понедельника по субботу служатся братский молебен и полунощница (в 6:00). Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь [ править править код ] Пустынь основана архимандритом Варлаамом (Высоцким) в 1732г, настоятелем Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшее владение своей сестры — царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской. В 1764 монастырь отделился от лавры и стал управляться собственным архимандритом. Перед переворотом в октябре 1917 в монастыре было 7 храмов и жило около 100 человек братии, из среды которых по традиции выбирались судовые священники для русского военного флота. Со времен Екатерины Второй на кладбище хоронили умерших из знатных и родовитых семей Санкт-Петербурга: Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых и других. Здесь погребены дочери и внуки Суворова и Кутузова, канцлер Горчаков, архитекторы Штакеншнейдер и Горностаев. Кладбище считалось одним из наиболее красивых в Европе.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

Скачать epub pdf 31. Анна Леопольдовна, правительница Российской империи Родилась 7 (18) декабря 1718 г. в г. Ростоке от второго брака Карла-Леопольда, герцога мекленбург-шверинского, с царевной Екатериной Ивановной, дочерью царя Ивана V Алексеевича, племянницей императора Петра I, родной (старшей) сестрой императрицы Анны, и при святом крещении по лютеранскому обряду получила имена Елизавета-Екатерина-Христина. Привезена в Россию матерью в 1722 г.; взята на воспитание теткой-императрицей, при чем получила казенное помещение и впервые празднован при дворе официально день ее рождения в 1730 г.; приняла имя тетки с 7 декабри 1731 г.; познакомилась с приглашенным для нее в Россию женихом, принцем Антоном-Ульрихом брауншвейг-беверн-люнебургским, 12 февраля; миропомазана по обряду греко-российской церкви, наречена Анной и получила орден св. Екатерины 12 мая 1733 г.; вышла за принца Антона-Ульриха, обвенчана с ним торжественно и петербургской Казанской церкви 3 июля 1739 г.; родила своего первенца, известного несчастливца Ивана Антоновича 12 августа и, оплакав смерть императрицы-тетки 17 октября, руками фельдмаршала Миниха низложила трехнедельное регентство герцога Бирона, а сама сделалась правительницей империи в ночь на 9 ноября 1740 г.; низложена в ночь воцарения императрицы Елизаветы на 25 ноября 1741 г.; арестованная, со всем своим семейством (мужем, сыном и дочерью) отправлена за границу, но остановлена в Риге, и заключена в крепость Динаминд в 1742 г.; здесь родила еще дочь в 1743 г.; перевезена в г. Раниенбург (Рязанской губернии), где разлучен с нею для особого заточения в Шлиссельбурге, и препровождена далее, в Холмогоры (Архангельской губернии), в 1744 г.; по прибытии на место дала жизнь еще двум сыновьям, но сама умерла 7 марта I746 г. Тело ее, немедленно доставленное в Петербург, погребено и Благовещенской церкви Александро-Невской лавры 21 марта того же года. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Анна Леопольдовна, великая княгиня, правительница Российской Империи Анна Леопольдовна ( 1718 - 1746 ), великая княгиня, правительница Российской Империи при сыне, малолетнем императоре Иоанне Антоновиче в 1740-1741 гг. Родилась 7 декабря 1718 в немецком городе Росток от герцога мекленбург-шверинского Карла-Леопольда и супруги его Екатерины Иоанновны , дочери царя Иоанна V и племянницы императора Петра I . При рождении получила имя Елизавета Екатерина Христина, была крещена в протестантской церкви . Молодая Елисавета недолго оставалась при отце. Грубый, деспотичный нрав герцога принудил Екатерину Иоанновну покинуть мужа и вместе с дочерью возвратиться в Россию в 1722 году. Жила при царице Прасковье Фёдоровне , то в Москве , то в Санкт-Петербурге , то в окрестностях столиц. Родители Елисаветы едва ли особенно заботились о ее воспитании. На это воспитание, по-видимому, обращено было некоторое внимание лишь по воцарении в 1730 году младшей сестры герцогини Екатерины — Анны Иоанновны, когда снова возник вопрос о престолонаследии. Анна Иоанновна , как известно, не имела прямых наследников; для того, чтобы оставить после себя законных преемников, императрица по совету гр. Остермана, гр. Левенвольда и Феофана (Прокоповича) выразила намерение назначить наследником престола кого-либо из будущих детей молодой племянницы своей Елисаветы. Это намерение сразу придало Елисавете особенное значение при дворе. Феофану Прокоповичу поручено было наставлять ее в православной вере, а 12 мая 1733 г. Елисавета приняла православие и названа Анной в честь императрицы. Анна Иоанновна заботилась не только о духовном, но и о светском воспитании племянницы. Для этих целей она избрала ей в наставницы госпожу Адеркас — женщину умную и опытную, не оказавшую, однако, благотворного влияния на духовное развитие своей воспитанницы; есть также упоминания об учителе принцессы Геннингере. Но плохое воспитание, данное принцессе Анне, не мешало императрице думать о выдаче ее замуж. Выбор первоначально пал на маркграфа бранденбургского Карла, родственника короля прусского. Уже начались переговоры по этому делу; но встревоженный Венский двор поручил фельдмаршалу Секендорфу, находившемуся тогда в Берлине, всеми мерами воспрепятствовать успешному исходу таких переговоров. Секендорф действовал настолько удачно, что дело расстроилось, и из Вены последовало предложение выбрать в женихи принцессе Анне принца Антона Ульриха Брауншвейг-Бевернского , племянника императрицы римской. Предложение не было отвергнуто, и молодой принц приехал в Петербург в феврале 1733 года.

http://drevo-info.ru/articles/14364.html

С началом постройки церкви стали поступать в значительной мере и вещевые пожертвования для нее. Так великим князем Михаилом Михаиловичем были пожертвованы массивные сребровызлащенные священные сосуды, такой же напрестольный крест , такое же массивное Евангелие , серебряное кадило , дорогой, ажурной работы, перламутровый запрестольный крест и много других вещей. Великий герцог Мекленбург-Шверинский Фридрих-Франц III пожертвовал дорогие малинового бархата, шитые золотом хоругви ; семь прекрасной живописи на кипарисе икон со сребровызлащенной эмалированной лампадой к ним и художественной работы ажурную металлическую с позолотой дверь, отделяющую алтарь от исповедальни . Великий князь Сергий Михайлович пожертвовал металлическую церковную ограду. Князь С. М. Голицын – на главу храма прекрасный, вызлащенный, ажурный крест и две старинной итальянской живописи в чудных кивотах поставные иконы: Спасителя и Божией Матери . Ф.В. и Л.П. Чихачевы – мраморный иконостас и все иконы для него; прекрасную икону-картину, работы знаменитого французского художника Лемотта, изображающую Божию Матерь с Предвечным, благословляющим Младенцем на руках, имеющую в молитвенной позе коленопреклоненных с правой стороны святого равноапостольного князя Владимира , слева – святую великую княгиню Ольгу , окруженных сонмом ангелов. Эта икона, расположенная над горним местом, составляет самое лучшее украшение храма, обращая на себя всеобщее внимание своею художественностью. Постройку храма вел французский архитектор Нуво, под непосредственным и постоянным наблюдением протоиерея Остроумова. К половине ноября 1894 года был готов храм вместимостью на 400 человек и 22 ноября протоиереем Григорием Остроумовым в сослужении причтов Ниццкого, Ментонского и греческого Марсельского, было совершено торжественное освящение. Городской муниципалитет, в полном составе присутствовавший при освящении, в память этого события преподнес постановление о переименовании бульвара, на котором находится русский храм из «Notre Dame des Pins» в бульвар Александра III , «Boulevard Alexandre III». Со времени возведения храма здание Архангело-Михайловского храма, дома причта и прилегающей к ним территории находилось в пользовании Ассоциации святого архангела Михаила, специально созданной распоряжением Императорского дома для " сохранения имущества Российской империи " .

http://drevo-info.ru/articles/10944.html

С 1886 года он жил в г. Риге, отдавая весь свой досуг ученым богословским трудам. Состоя настоятелем церквей в Неаноле и Берлине, он неоднократно совершал богослужение в присутствии Высочайших Особ и удостоивался Высочайших подарков. Кроме того, он имел счастие преподават в 1865 году Закон Божий велякой княжне Ольге Константииовне (ныне королеве Эллинов) и великим князьям Константину и Димитрию Константнновичам. Во время пребывания его в Неаполе и Берлине, все приезжавшие русские считали своею обязанностию побывать у него. Так у него были и представители литературного и художественного мира: Гоголь, Боголюбов, Боткин, гр. Адлербергь, бар. Корф, Пирогов, Самарин и др. Также он пользовался большою популярностию и в нашей средиземно-морской эскадре, офицеры которой всегда встречали у него радушный прием. За свою службу он имел следующия награды и знаки отдичия. В 1846 году, при отправлении в Неаполь, на него был возложен золотой наперсный крест, выдаваемый из кабинета Его Императорского Величества. В 1854 г. он был награжден скуфьею; в 1857 г.-камилавкою; в 1860 г.-орденом Анны 3 ст.; в 1861 г. был возведен в сан протоиерея; в 1866 г. награжден орденом Анны 2 ст.; в 1867 году, по случаю священнослужения в присутствии Государя Императора Александра Николаевича, ему был пожалован от Его Императорского Величества золотой наперсный крест, украшенный бриллиантами и изумрудами; в 1870 году он награжден орденом св. Владимира 4 ст.; в 1874 г. – палицею; в 1877 г. – орденом св. Бладимира 3 ст. Кроме того он имел иностранные ордена; Прусский королевский орден короны 4 кл. и 3 кл. и Мекленбург-Шверинский кавалерский крест ордена Вендской короны. Литературные труды почившого, нанечатанные в различных духовных журналах, Рижских епархиальных ведомостях и изданные отдельными книжками следующие: 1) Черты догматического учения, извлеченныя из богослужебных книг православной Церкви (Христ. чтен. 1845 г.); 2) важности богослужебных книг православной Церкви в догматическом отношении (Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

12-ти летней девочкою, Императрица Александра Феодоровна в первый раз приехала в Петербург на свадьбу своей сестры, Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, и познакомилась с Наследником Цесаревичем, Николаем Александровичем, которому в то время было 16 лет. А.А.Танеева рассказывает, в своих воспоминаниях, об одном эпизоде из жизни маленькой принцессы Алисы в этот период. Наследник подарил ей, однажды, маленькую брошку. Принцесса сперва приняла ее, но потом раздумала, полагая, что не должна была принимать подарка. Не зная, как вернуть подарок, чтобы не обидеть Наследника, принцесса, на детском балу, в Аничковом Дворце, потихоньку втиснула брошку в руку Наследника, который был очень огорчен этим и подарил эту брошку своей сестре (стр. 24). С годами увлечение росло; но принцессе, нужно думать, приходилось выдерживать борьбу со своим чувством, ибо, как при Английском Дворе, так и при Гессенском, относились несочувственно к перемене религии. Об этом свидетельствует письмо Великой Герцогини Алисы от 12-го ноября 1872 года, написанное по поводу предполагавшегося брака Великого Князя Владимира Александровича с принцессою Марией Мекленбург-Шверинской: «Die Kaiserin von Rubland schrieb neulich, dab die Verbindung mit Marie von Mecklenburg ganz unmoglich ist, da sie ihren Glauben nicht wechseln will. Ich hoffe, alle anderen deutschen Prinzessinnen werden ihrem Beispiele folgen» (Alice, стр.313). Столь же определенными были точки зрения на вопрос и при Английском Дворе. Однако, к тому времени, когда принцесса Алиса сделалось невестою Наследника Цесаревича, колебаний уже не было, ибо принцесса успела уже настолько глубоко ознакомиться с Православием, что перемена религии перестала страшить ее. Вот какими словами описывает А.А.Танеева первые впечатления принцессы Алисы, по приезде ее в Россию, в качестве Цесаревны: «В это время смертельно заболел Император Александр III, и ее вызвали, как будущую Цесаревну, в Крым. Императрица с любовью вспоминала, как встретил ее Император Александр III, как он надел мундир, когда она пришла к нему, показав этим свою ласку и уважение.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Член общества Стахович писал: «Сюда приезжает ежегодно до 120 семейств православных русских; все решительно приезжают ради здоровья, большей частью страдающих, как и я, грудью». Приезжали – через Вену и Милан – в основном безнадежно больные чахоткой, которые в Ментоне и умирали. Ближайший храм в Ницце находился в двух часах езды по железной дороге. Оттуда, в 1883, в Великий пост, к больным приехал свящ. Сергий Протопопов, отслуживший в зале гостиницы «Отель де Рюсси» малую обедню. Тогда же он предложил русской колонии использовать Никольскую походную церковь вюртембергской Королевы Ольги Николаевны, недавно подаренную храму в Ницце. Церковь Королева получила от своей матери Императрицы Александры Феодоровны. «В некоторые годы церковь эта устанавливалась в Ментоне в зимнее время, большей частью в обширной комнате какой-нибудь гостиницы, но постоянного места для совершения богослужений не было». При содействии жившей на Ривьере вел. кн. Анастасии Михайловны (1860–1922), великой герцогини Мекленбург-Шверинской, которая «положила начало своим щедрым пожертвованием», делом устроения храма занялся А. И. Гарелли. Он уступил на десять лет помещение в своей вилле на холме Пиготке, «откуда был виден весь Ментон, море и итальянский берег вплоть до Бордигеры». Гарелли был грек, который 40 лет прослужил русским вице-консулом в Марселе. В Рождество 1884 домовая церковь начала действовать, бывший дипломат приступил к сбору средств на отдельный храм и сам пожертвовал для него участок земли. В том же году с просьбой о постройке православной церкви в Синод обратился т. с. граф Толстой, гофмейстер двора вел. кн. Михаила Николаевича. Одновременно «для неимущих больных» был задуман «Русский дом», где «найдут для себя приют наши соотечественники, приезжающие в Ментон для пользования здешним целебным климатом». Одним из главных деятелей по устройству церкви и Дома стал Александр Иванович Гончаров с супругой. На собранные 60 тыс. франков в начале 1892 была куплена на тогдашней окраине Ментоны четырехэтажная вилла «Клари», «в местности, защищенной от ветров и пыли». Вилла была окружена «оливковыми рощами, пространными садами и роскошной растительностью и при том несколько отдалена от моря», отчего воздух здесь был «тихим и чистым». Общество вспоможения открыло на этой вилле «Русский дом», поступивший – как и будущая церковь – под покровительство вел. кн. Анастасии Михайловны. При ее участии Общество было в 1903 преобразовано в Православное братство во имя св. вмц. Анастасии, которое тоже ставило своей целью помощь неимущим больным, ибо к этому времени русская колония стала довольно большой.

http://sobory.ru/article/?object=23492

Здесь, 12 апреля 1903, в годовщину кончины Цесаревича, храм был торжественно заложен прот. Сергием Любимовым в присутствии вел. кнн. Михаила Николаевича, Михаила Михайловича, князя Болгарского Фердинанда, вел. кн. Анастасии Михайловны Мекленбург-Шверинской, принцессы Беатрисы Саксен-Кобург-Готской, герцога Георгия Лейхтенбергского и герцогини Марии Эдинбургской, дочери Александра II. В проповеди о. Сергий сказал: «Храм обратит это место в живое молитвенное пристанище для всех наших соотечественников, приезжающих в Ниццу». Его рассчитывали возвести за четыре года. Строительные работы велись под наблюдением местных архитекторов: сперва Фомберто, затем Барбе, Жозефа Марса и Анри Стеклена, при участии каменных дел мастера Филиппо Кьятиа и гражд. инж. Икавитца. Каменными работами занимался подрядчик Бланкон, облицовкой фасада камнем – Оссель. Из-за склок в общине строительство заняло десять лет и в 1906 его пришлось приостановить вследствии нехватки средств. Ради экономии решили упростить проект – северный фасад оставить без отделки, пол вместо мозаичного сделать дубовым. И снова на помощь пришел Государь – в 1908 он выделил 700 тыс. франков, необходимых для окончания работ. Другим крупным жертвователем стал кн. Сергей Михайлович Голицын, почетный ктитор, который лично истратил 400 тыс. франков как на строительство, завершенное в 1909, так и на убранство церкви. Всего храм стоил более 1,5 млн. франков (первоначальная смета равнялась 400 тыс.), из которых три четверти было монаршим даром. Все французы и русские, участвовавшие в строительстве, были награждены русскими орденами, медалями или ценными подарками. Освящение красивой и гармоничной по стилю церкви, вмещающей 625 человек, состоялось 4 декабря 1912, накануне тезоименитства Николая II, в присутствии герцога Александра Георгиевича Лейхтенбергского и вел. кн. Анастасии Михайловны, официальных представителей власти и местного англиканского и протестантского духовенства. Его совершил викарный епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) при пении знаменитого Синодального хора из Москвы и участии духовенства из русских храмов Европы. Вся русская колония Ниццы и Ривьеры собралась на торжество. Синод постановил считать храм соборным, хотя наружные и внутренние работы, к сожалению, так и не были полностью завершены. Во главе причта был поставлен прот. Сергий Любимов, который до и после много сделал для храма и за свои труды был награжден митрою.

http://sobory.ru/article/?object=00633

   001    002   003     004    005    006    007