Постройка однопрестольной церкви, «четверик на четверике», на 400 человек шла очень быстро, и уже 22 ноября 1894 вышеупомянутый протоиерей, назначенный затем настоятелем, освятил здание при сослужении духовенства из русских храмов в Ницце и Ментоне и греческого в Марселе. Церковь, стоившая 80 тыс франков, была посвящена чуду в Хонех Архангела Михаила, который был небесным покровителем Августейшего храмоздателя. Городские власти, присутствовавшие на освящении в полном составе, в память об этом событии постановили переименовать улицу, на которой стоит русская церковь, в бульвар Императора Александра III. В наши дни бульвар застроен многоэтажными домами, а неподалеку от церкви стоит большой католический собор в ложнороманском стиле. Бесстолпная церковь, стоявшая на высоком цоколе, выстроена в московском стиле XVII века. Она завершена выносным зубчатым карнизом и увенчана голубой главкой на небольшом световом барабане. Крыша покрыта узорчатой цветной черепицей, стены — каменными плитками. К квадратной апсиде примыкает ризница. Шесть малых крестов возвышаются над входом, притворами и алтарем. Узкие полуциркульные окна с «византийскими» наличниками пропускают через витражи достаточно света, одновременно защищая от яркого южного солнца интерьер, украшенный широким лепным карнизом. Украшение интерьера производилось тоже на пожертвования. Очень многое сделали супруги Ф. П. и Л. П. Чихачевы — они, в частности, оплатили одноярусный из разноцветного мрамора иконостас и иконы в нем. Их щедротами в конхе над Горним местом появилась картина «Богоматерь с Младенцем и свв. кнн. Владимиром и Ольгою», написанная французским художником Лямоттом. Супруги подарили также двухъярусные паникадила, золоченые серебряные лампады, расшитую золотом плащаницу, металлическую вызолоченную купель и образ Спасителя в красивом киоте. Не менее щедрые приношения сделали Высочайшие особы. Великий герцог Мекленбург-Шверинский пожертвовал шитые золотом хоругви, семь икон с дорогой лампадой; вел. кн. Михаил Михайлович — серебряные, покрытые золотом сосуды, Евангелие в массивном окладе, напрестольный и запрестольный крест, выложенный перламутром; его брат вел. кн. Сергей Михайлович — металлическую ограду вокруг участка. Еще многим помогли церкви его богатые и знатные благотворители, члены строительного комитета. Например, на деньги кн. С. М. Голицына в мастерской Абросимова (Москва) был изготовлен ажурный крест на главку, К. С. Сильванского — большой ковер для пола, пот. поч. гр. И. И. Елагина — парчовые облачения. Часть из перечисленных предметов и вещей сохранилась до нашего времени, несмотря более чем на столетие, истекшее со дня освящения здания. В 1898 домовая церковь на вилле «Александра» закрылась, и наследники Скрипицыной-Трипе, выполняя волю покойной, передали утварь и ризницу в новый храм.

http://sobory.ru/article/?object=20511

226 Серафим, в миру Стефан Михайлович Уствольский, родился в 1858 году в семье священника Архангельской епархии. В 1881 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Иннокентий, архиепископ Херсонский, как проповедник». 27 июля 1881 г. рукоположен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским) во пресвитера к Верхоспасскому собору Николаевского дворца Московского Кремля. 12 января 1882 г. уволен от службы при Верхоспасском придворном соборе и определён к церкви Московского 8-го гренадерского великого герцога Фридриха Мекленбург-Шверинского полка (в Твери). 24 апреля 1882 г. танцевал в военном собрании в присутствии офицеров, нижних чинов и посторонних лиц, вследствие чего командир 8-го гренадерского полка испрашивает Главного военного священника гвардии и гренадер на удаление Уствольского по его неблагоповедению: 28 июня того же года уволен от службы при полковой церкви. 11 августа 1882 г. Уствольский, жительствовавший в Петербурге в доме 1/15 на углу Греческого проспекта и 4-й улицы Песков, подаёт в Святейший Синод прошение о немедленном сложении священного сана и о предоставлении ему права вступить в гражданскую службу до истечения установленного законом десятилетнего срока. Определением Святейшего Синода от 18–25 августа 1882 г. за 1659, по прошению священника Стефана Уствольского о снятии с него сана и о возвращении ему прав гражданской службы, предоставлено Санкт-Петербургскому епархиальному начальству снять сан со священника без производства требуемых законом увещаний ввиду непреклонной решимости просителя [РГНА, ф. 796, оп. 209, год 1882, д. 1745, л. 107–109об.]. 4 сентября 1882 г. высочайше соизволено на дарование права вступить в государственную службу ранее истечения срока, узаконенного для лиц. слагающих с себя сан не по вдовству и служивших в священстве не беспорочно, помимо однако же Московской и Тверской губерний. 15 сентября 1882 г. назначен учителем в мужскую прогимназию г. Пултуска Варшавской губернии. С 26 ноября 1882 г. по 2 января 1883 г. находится в отпуске, который продлен по болезни ещё на 28 дней. 1 апреля 1883 г. уволен от госслужбы по прошению.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

268. Алексей Антонович 268. Алексей Антонович, принц брауншвейгский, младший из трех сыновей Антона-Ульриха, принца брауншвейг-бенерн-люнебургского, русской службы генералиссимуса 35), от брака с Анной Леопольдовной. в лютеранстве Елизаветой-Екатерииой-Христиной, принцессой мекленбург-шверинской впоследствии правительницей российской империи 31), правнук царя Ивана V Алексеевича 93). – Род. в Холмогорах, месте заключения его родителей, 27 февраля 1746 г., стоив жизни матери, умершей через неделю до его рождении; лишился отца 4 мая 1774 г.; освобожденный из заключения, вместе с старшим братом и сестрами, привезен на житье в Горзенс, ютландский город дании, 13 октября 1780 г,; получая 8,000 руб. ежегодного пенсиона от русского правительства, умер в Горзенсе, 22 октября 1787 г. – Тело его погребено там же. – Женат не был. – Примечание. В архивных документах есть известие, что рапорт о рождении итого принца, представленный императрице Елизавете Петровне 91), «Её Величество изволила разодрать ». 269. Алексей Евстафьевич 269. Алексей Евстафьевич, сын Евстафия, по отчеству неизвестного, князя изборского, потом псковского 726), – Летопись именует его однажды, отмечая, что он вместе с своим отцом, ум. в Пскове, оть язвы, в 1300 г. Никаких других сведений о нем нет. 270. Аминод 270. Аминод, князь русский, родич Игоря I Рюриковича, вед. кн. киевского и всей Руси 103). – Упоминается летописно о в числе лиц, отправивших, каждое от себя, особых послов в Грекам, вместе с послом великого князя Игоря, в 945 г. 271. Анастасия 271. Анастасия, жена Еремея (Иеремии) Константиновича, князя дорогобужского 769), дочь неизвестного отца. – В «розмирье» мужа её с Михаилом Александровичем, вел. кн. тверским 157), она, по свидетельству летописи, была «изнимана» (захвачена) Михаилом в Твери, 27 октября 1367 г.; потеряв мужа, осталась вдовой, с сыновьями Дмитрием 677) и Иваном 841), князьями дорогобужскими, в 1378 г.: ум, одновременно с сыном Дмитрием, в Твери, в 1406 г. – Никаких других сведений о ней нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В 1734-м году из затребованных во флот иеромонахов 14 иеромонахов и 4 белых священника были возвращены и отправлены к местам прежней службы 2314 . В кампанию 1735-го года из Александро-Невского Монастыря затребовано было уже только 7 иеромонахов, а 12 – из Монастырей Московских, Тверской, Новгородской и Псковской епархии. И самая потребность понемногу сокращалась. Оказалось, что в кампанию этого года шли только 6 кораблей, так, что оказались излишние иеромонахи, которых и пришлось возвратить в их Монастыри 2315 . В 1736-м голу Адмиралтейств-Коллегия затребовала к имевшимся 7-и присылки 12-ти иеромонахов. 7 были назначены из Александро-Невского Монастыря и 5 из Новгородской и Псковской епархии 2316 . В 1742-мт. году послано было во флот 8 иеромонахов с обер-иеромонахом 2317 . В 1741-м году вызван в Александро-Невский Монастырь из Киево-Печерского для флота иеромонах Иакинф, с обязательством прослужить не менее 5-и лет. Но, отбыв две кампании 1742-го и 1743-го годов, он обессилел и лишился здоровья 2318 . III. Кроме послушаний, возлагаемых на отдельных лиц из монашествующей братии, весь Монастырь, в его целом, нес послушание по осуществлению идеи госпиталя. Идея госпиталя, то сеть благотворительного призрения нуждающихся в призрении, продолжала осуществляться в Монастыре и получила дальнейшее развитие. В Монастыре находили приют не только по-прежнему отставные военные, но и обратившиеся к православию, присылаемые по решениям суда, ино-епархиальное и иностранное духовенство и отдельные частные лица. По именному высочайшему указу и по определению Святейшего Синода, в 1733-м году вызван был из Москвы Роман, митрополит Самтаврийский и Горский, и архиепископ Иосиф Самебельский, для отправления в Александро-Невском Монастыре повседневной годовой службы по царевне Екатерине Иоанновне, герцогине Мекленбург-Шверинской; при архиепископе Иосифе находился иеромонах Евфимий, прибывший в 1724-м году из Грузии при Царе Вахтанге Леоновиче с Христофором, митрополитом Самтаврийским, в чипе иеродиакона, и в 1731-м году посвященный во иеромонаха. Жили они в Александро-Невском Монастыре 2319 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Шеф: Л.-Гв. Уланского полка, 6-го саперного батальона, 3-й роты Л.-Гв. Саперного батальона и 3-й роты Л.-Гв. 4-го Стрелкового Императорской Фамилии батальона, Имени Его Высочества полков: 22-го драгунского Астраханского, 43-го драгунского Тверского, 15-го драгунского Александрийского, 9-го гренадерского Сибирского, 1-го Кавказского саперного батальона, Австрийского 2-го гусарского, Прусского 5-го кирасирского и 53 пехотного Волынского полка. Числился в полках: Л.-Гв. Конном, Гусарском Его Величества, Казачьем Его Величества, Преображенском, Семеновском и Литовском, в Л.-Гв. Саперном батальоне, Л.-Гв. 4-м стрелковом батальоне Императорской Фамилии, в роте Николаевского инженерного училища и в Донском казачьем войске. Кавалер орденов: св. Апостола Андрея Первозванного, св. Георгия 1-й, 2-й и 4-й степеней, св. Владимира 1-й степ., св. Александра Невского, Белого Орла, св. Анны 1 ст. и св. Станислава 1 ст. Прусских: Черного Орла, Красного Орла, Крест за 25-летнюю службу Гогенцоллернской цепи, Австрийских: св. Стефана и Крест за 25-летнюю службу, Французского - Почетного Легиона 1-й ст., Греческого - Спасителя, Турецкого - Османие 1-й ст., украшенного бриллиантами, Датского - Слона, Италианского - Благовещения, Виртембергских: Королевской Короны и Военного Ордена «заслуг» большого креста, Нидерландского - Льва, Саксонского - Зеленой Короны, Баварского - св. Губерта, Неаполитанского - Фердинанда, Пармского - св. Георгия Константиньянского 1-й ст., Дармштадтского - Людовика, Баденского - Верности и Льва Церингенского, Веймарского - Белого Сокола, Ольденбургского - «За заслуги», Мекленбург-Шверинского, Иерусалимского - Защитника Гроба Господня, Саксен-Альтенбургского - Эрнестинского Герцогского Дома 1-й ст., Черногорского - Князя Даниила I 1-й ст., Сербского - Такова 1-й ст. Имел: золотую саблю, украшенную бриллиантами, с надписью: «За переход через Балканы в декабре 1877 года», Знак отличия беспорочной службы за XL лет, вензелевое изображение в Бозе почивающего Императора Николая I, крест за службу на Кавказе, портрет Шаха Персидского, украшенный алмазами,

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/16/...

После того император Петр I несколько раз приглашал герцога в Россию, обещая ему почет и хорошее содержание, даже посылал за ним нарочных, например, в 1723 году генерала Бона; но герцог в России не был. В том же 1723 году германский император Карл VI намеревался лишить Карла Леопольда владений за его непокорность и отдать Мекленбургию брату герцога, Христиану-Людвигу; а между собственными подданными герцога открылся заговор на его жизнь и стоил головы тайному советнику Вольфрату, казненному Карлом-Леопольдом в Демице. В 1730 году, когда члены верховного тайного совета недоумевали кого призвать на русский престол, осиротевший смертью Петра II, избрание царевны Екатерины Иоанновны, старшей дочери царя Иоанна Алексеевич а, не состоялось потому собственно, что опасались вмешательства в государственные дела мужа ее, герцога Карла-Леопольда, дурной нрав которого был всем известен. Пережив жену и дочь, несчастную Анну Леопольдовну, Карл-Леопольд умер в Демице 17/28 ноября 1747 г. (Поденная запуска Петра Великого 1772 г. т. II. – О портретах Анны Леопольдовны, статья г. Куника, в Уч. Зап. Имп. Акад. Наук, 1859 г. – Месяцесловы СПб. академии за разные годы первой половины XVIII в. – С.-Пет. Вед. 1747 г.). 666 Здесь подразумевается прагматическая санкция – знаменитое узаконение римского императора Карла VI, изданное в 1713 году и состоявшее в том, что император, у которого не было сыновей, объявлял наследницей австрийских владений свою старшую дочь Марию-Терезию, впоследствии королеву венгеро-богемскую и императрицу римскую. Это узаконение, тогда же принятое имперскими чинами, было еще при жизни императора гарантировано многими европейскими державами. Но, по смерти Карла VI в 1740 году, прагматическая санкция произвела множество недоумений и несогласий и вовлекла половину Европы в войну, окончившуюся в 1748 году ахенским миром. 667 Екатерина Иоанновна, старшая сестра императрицы Анны, дочь царя Иоанна Алексеевич а и царицы Прасковьи Федоровны, из рода Салтыковых, родилась 29 октября 1692 года, а 8 апреля 1716 года выдана в замужество за Карла-Леопольда, герцога мекленбург-шверинского, которого оставила в 1722 году, и с дочерью возвратилась в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

За годы службы был награжден : русскими орденами Св. Станислава 3-й (1886), 2-й (1895) и 1-й ст. (1906), Св. Анны 3-й (1891), 2-й (1897) и 1-й ст. (1910), Св. Владимира 4-й (1900), 3-й (1903 и 2-й степени (6.05.1913), Высочайшей благодарностью (6.05.1915), а также стал кавалером иностранных наград: персидского – Льва и Солнца (1878), командорского креста итальянского ордена Короны Италии (1894), кавалерского креста французского ордена Почетного Легиона (1894), почетного креста мекленбург-шверинского ордена Грифона (1895) и большого командорского креста (1897), прусского Орден Короны 2-й (1898), 1-й ст. (1907) и бриллиантовых знаков этого ордена (1909), кавалерского креста Вюртембергского ордена Вюртембергской Короны (1890), кавалерского креста Баденского ордена Церингенского льва (1890), Гессен-Дармштадтского ордена Филиппа Великодушного 2-й (1901) и 1-й степеней (1902), испанской коронационной медали (1903), командорского креста итальянского ордена Святых Маврикия и Лазаря (1904), сербского ордена Белого Орла 1-й ст. и японского ордена Священного Сокровища (1915). Добровольно остался под арестом с семьей Николая II в Царском Селе, а потом, оставив в Петербурге больную мать, последовал в ссылку в Тобольск. Убит большевиками в Екатеринбурге вместе с князем В.А. Долгоруковым 10 июля 1918 г. В 1981 г. канонизирован Русской православной церковью за границей как «Святой мученик воин Илья». Говоря о впечатлении, произведенном на М.Л. Рендель Императором Николаем II, автор «Воспоминаний» старается во всем следовать оценке Царя, данной автором понравившейся ему повести М. Касвинова «Двадцать три ступени вниз»: «Он показался ей совсем неинтересным, каким-то серым человеком. Говорил он по-французски больше, чем по-русски. Больше всего ее поразило, как врача, то что у него был полон рот гнилых зубов» . Что имела в виду М.Л. Рендель, говоря о «гнилых зубах» неясно, поскольку, как мы знаем, Император двумя месяцами ранее прошел курс лечения зубов у доктора С.С. Кострицкого, но французский язык в общении с дантистом-еврейкой – явный вымысел. Хорошо известно, что если Император и владел в совершенстве французским языком, то Императрица знала его значительно хуже, и при общении как с придворными, так и в повседневной жизни Августейшая чета предпочитала наряду с русским никак не французский, а английский язык. Со своими же детьми и придворными Николай II общался исключительно на русском языке. Тем более странным выглядел бы разговор по-французски с русскоязычной еврейкой-дантисткой .

http://pravoslavie.ru/108747.html

Бреславля. Благодаря близости к тогдашней русской границе и дешевизне проживания там, он посещался многими русскими. Настоятель посольской церкви, протоиерей А. Мальцев , часто бывая в Герберсдорфе для утешения, напутствия и погребения тамошних посетителей, возбудил вопрос о сооружении храма. Этому сочувствовали и заведовавшие лечебными заведениями. В 1898 г. санитарный советник доктор Ремплер уступил для этой цели о. Алексию участок размером до полудесятины на возвышении, окруженный роскошным хвойным лесом. Собраны были средства. Главным жертвователем был самарский купец 1-й гильдии Петр Семенович Аржанов. Храм был освящен в 1901 г. Закладка храма в честь Всех Святых и в память коронования Их Величеств в Гомбурге, близ Франкфурта-на-Майне в прусской провинции Гессен-Нассау, совершена была 4(16) октября 1896 г. в присутствии Их Величеств – вдовствующей Германской императрицы Виктории, Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и ее брата великого герцога Гессен-Дармштадтского. В 1899 г. храм во имя Всех Святых и в память Коронования Их Величеств был освящен. Городское управление избрало главного храмоздателя действительного тайного советника А.И. Проворова почетным гражданином и назвало его именем одну из городских улиц. В Гомбурге существовала в середине XVIII в. походная церковь , обслуживавшая Анастасию Иоанновну, ландграфиню Гессен-Гомбургскую, урожденную княгиню Трубецкую, прибывшую в Гомбург в 1739 г. В Давосе (Швейцария) в январе 1909 г. устроена была временная церковь во имя св. великомученика Пантелеймона. Помещалась она в бывшем католическом монастыре. Освящение совершал настоятель женевской церкви протоиерей Сергий Орлов. Значительную помощь этому начинанию оказал лечившийся в Давосе Его Высочество Князь Гавриил Константинович. В Каннах (Франция) домовая церковь существовала с 1886 г. при вилле госпожи Трипе, урожденной Скрипициной. Более часто службы в ней совершались с приобретением Великой Княгиней Анастасией Михайловной, великой герцогиней Мекленбург-Шверинской, виллы в Каннах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Закрыть «Разве я не испытывал гнет старого режима?» Великий князь Кирилл Владимирович (1876—1938) 31.10.2016 4234 Время на чтение 19 минут В рамках рубрики «Исторический календарь» мы продолжаем наш историко-популярный проект , посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный Великому князю Кириллу Владимировичу, поддержавшему своими действиями 1 марта 1917 года февральский государственный переворот. Великий князь Кирилл Владимирович родился 30 сентября 1876 года в Царском селе в семье Великого князя Владимира Александровича (сына Императора Александра II) и Великой княгини Марии Павловны, урожденной герцогини Марии Александрины Элизабеты Элеоноры Мекленбург-Шверинской. Как и подавляющее большинство членов Императорского Дома, Великий князь выбрал военную карьеру, но не в гвардейском полку, а на морском поприще. Закончив Морской кадетский корпус, Кирилл Владимирович служил на различных кораблях Русского императорского флота, дослужившись к 1904 году до чина капитана 2-го ранга. Война с Японией застала его в плавании на кораблях Тихоокеанской эскадры. В марте 1904 года Великий князь отправился на театр военных действий, получив должность начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом в Тихом океане вице-адмирала С.О. Макарова. В роковой день 31 марта 1904 года, когда подорвавшись на японской мине затонул флагман 1-й Тихоокеанской эскадры броненосец «Петропавловск», унеся жизни вице-адмирала Макарова, художника-баталиста В.В. Верещагина и нескольких сотен русских моряков, Великий князь спасся лишь чудом. Из более чем 700 человек, находившихся на «Петропавловске», выжить удалось лишь 80-ти, включая Кирилла Владимировича.

http://ruskline.ru/history/2016/11/01/ra...

протоиерей Тарасий Серединский (1822–28.04.1897) Литургика Сравнительное богословие протоиерей Тарасий Серединский Богослов, духовный писатель и публицист. Настоятель церкви Рождества Христова при русском посольстве в Неаполе. Биография Родился в г. Елисаветграде, Херсонской губернии. Учился в Херсонском духовном училище, затем в Екатеринославской и Одесской духовных семинариях. В 1841 году продолжил образование в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1845 году окончил академию со степенью магистра и был оставлен при академии для преподавания греческого языка. В 1846 году получил назначение в Христорождественскую церковь при российской миссии в Неаполе. Там же был посвящен в сан священника. В 1859 г. последовало новое назначение – в Князь-Владимирскую церковь при российском посольстве в Берлине, с возложением на него обязанности священнослужителя в Александро-Невской церкви в Потсдаме. Состоя настоятелем в Неаполе и Берлине, неоднократно совершал богослужения в присутствии Высочайших Особ. Преподавал Закон Божий великой княжне Ольге Константиновне и великим князьям Константину и Дмитрию Константиновичу. О. Тарасия посещали многие известные деятели российской культуры, в т.ч. Гоголь. В 1846 году  перед отъездом Тарасия  Серединского в Неаполь на него был возложен золотой наперсный крест. В 1854 году награжден – скуфьёю, в 1857 – камилавкою, в 1860 – орденом Анны 3 ст., в 1861 г. был возведён в сан протоиерея, в 1866 г. – награжден орденом Анны 2 ст., в 1867 году, в присутствии императора Александра II, ему был пожалован золотой наперсный крест, в 1870 г. – награжден орденом св. Владимира 4 ст., в 1874 – палицею; в 1877 – орденом св. Владимира 3 ст. Кроме того имел иностранные ордена: Прусский королевский орден короны 4 кл. и 3 кл. и Мекленбург-Шверинский кавалерский крест ордена Вендской короны. В 1896 году было отмечено 50-летие служения о. Тарасия. Проживая в Неаполе и Берлине, о. Тарасий занимался литературными богословскими трудами, в чем ему помогало хорошее знание иностранных языков: древнееврейского, греческого (древнего и нового), латинского, немецкого, французского и итальянского. Следил за католической и протестантской богословской литературой. Свои труды о. Тарасий публиковал в различных духовных журналах, в т.ч. в Рижских епархиальных ведомостях.  С 1886 года о. Тарасий Серединский жил  в Риге, где полностью отдался литературно-богословской деятельности. Скончался прот. Тарасий Серединский в светлую седмицу 1897 года.  19 апреля было совершено его погребение на Покровском кладбище в Риге. Отпевание совершил Высокопреосвященнейший Арсений с многочисленным сонмом священнослужителей г. Риги. В семье о. Тарасия было пятеро детей: Евгения, Степан, Григорий, Анна и Михаил. Потомки отца Тарасия по сей день проживают в Риге.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

   001    002    003   004     005    006    007