Законы и постановления, действовавшие в то время в Русской Церкви, представляли следующую картину. «Устав Духовных Консисторий» 433 в качестве оснований для епархиального управления и суда указывал: а) Закон Божий в Священном Писании предложенный; б) каноны или правила Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных, Святых Отец; в) «Духовный регламент» и последовавшие за ним указы и определения Святейшего Правительствующего Синода; г) действующие в государстве узаконения. В перечне не упоминалось о «Кормчей Книге». И хотя с изданием «Книги Правил» «Кормчая» полностью уже не употреблялась, однако некоторые ее положения, касающиеся, например, брачного права, в то время имели еще фактическое применение. Отчасти тоже касалось и неупомянутой в перечне книги «О должностях пресвитеров приходских» 434 , которая хотя и не считалась источником церковного права, но, тем не менее, и из нее применялись некоторые положения (например, о религиозной подготовке брачующихся). Ввиду такого положения представлялось бы естественным окончательно пересмотреть эти два источника и, изъяв из них необходимое, завершить вопрос с этими книгами, особенно с « Кормчей», перенеся их из группы источников в группу памятников церковного законодательства. В особом положении находился и «Духовный Регламент»: некоторые пункты его (например, об училищных домах и учителях, раскольниках и др.) в то время уже утратили всякое практическое значение, и потому представлялось логичным, взяв в свод то, что действует, отнести «Регламент» также к числу памятников русского церковного права. Но главная проблема была в том, что «Духовный Регламент» являлся учредительным актом, утвержденным Восточными патриархами, для существующего органа церковного управления – Святейшего Правительствующего Синода. Ввиду этого изъять в то время «Духовный Регламент» из числа действующих источников, до коренной реформы высшего церковного управления, не представлялось возможным, а можно было лишь ограничиться внесением из него в предполагаемый свод фактически действующих и применимых норм. Наряду с «Духовным Регламентом» в «Уставе Духовных Консисторий» назывались указы и определения Святейшего Синода. Однако эти указы и определения, простирающиеся количеством до нескольких десятков тысяч и представлявшие собой богатейший материал для уяснения права и нормообразующей деятельности Русской Православной Церкви и являющие собой зеркало управления ею Святейшим Синодом, все еще не были собраны, объединены и систематизированы 435 . В частности, определения, не заключенные в циркулярные указы, были рассеяны по духовным периодическим изданиям, которые преемственно в разное время имели значение официальных органов: «Духовная Беседа», «Церковный Вестник», а с 1888 года – «Церковные Ведомости».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Мы вполне осознаём границы своей компетенции и, будучи пасомыми, не хотим похищать авторитет и полномочия пастырей, призванных пасти стадо Христово, как это указывается в 64 правиле Трулльского собора, которое постановляет, что нам «не подобает учить и брать на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог» . Исходя из этого, мы примем любое «Положение о монастырях и монашествующих», которое будет утверждено нашими уважаемыми архипастырями на предстоящем Архиерейском соборе. Если это «Положение» не будет соответствовать духу и учению святых отцов, мы будем глубоко скорбеть и страдать, понимая, что русское монашество претерпевает заслуженную тесноту и скорбь, которая может быть преодолена только молитвой. Голос пасомых является совещательным, а не учительным, поэтому назначение данной статьи — в том, чтобы прояснить сложные вопросы, связанные с православной традицией и монашескими уставами, указать возможные ориентиры и предложить выводы, полагаяих на суд наших преосвященных. Мы не можем настаивать, но можем только просить и умолять наших владык изменить свои суждения о вопросах, касающихся монашеского устава, в соответствии с монашеским преданием. Русское монашество заслуживает более внимательного подхода, нежели поверхностный и сделанный на скорую руку нынешний проект «Положения о монастырях и монашествующих». У русского монашества, как и у Русской Церкви, ещё есть ресурсы и силы, на основании которых возможно совместное решение проблем, накопившихся за последние десятилетия. Монашеский устав — это образ (τπος) аскетического жития, следовать которому обязан каждый принимающий на себя монашеские обеты и облачающийся в одежды покаяния. Устав — это критерий верности традиции, потому что посредством него сохраняется преемственная связь монахов с родоначальниками монашества, которые не просто основали монастыри и покинули этот мир:отцы монашества создали систему управления, организации и функционирования монастырей и монашества в таком виде, чтобы на все последующие века сохранялись и приносили плод основные принципы «монашеской науки», которая невозможна без свободы в послушании и верности этому преданию, выраженному в святоотеческих уставах.Не случайно многие уставы (см., например, Евергетидский типикон и др.) предусматривают ежемесячное чтение устава в трапезе: делается это для того, чтобы чувство присутствия родоначальников монашеской традиции не покидало монахов и давало им ориентир в духовной жизни.

http://pravoslavie.ru/55435.html

Причт прихода несет ответственность за его духовно-нравственное состояние и за выполнение своего богослужебного и пастырского долга. Члены причта не вправе покидать приход без разрешения церковной власти. «Священнослужитель может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия благочинного или настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность» (XI.29). В соответствии с 13-м правилом Халкидонского Собора священнослужитель может быть принят в другую епархию только при наличии отпускной грамоты. Коллегиальные органы приходского управления. Согласно Уставу прихожанами «являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом». Устав вменяет в обязанность прихожан участие в богослужении, регулярную исповедь и причащение, соблюдение канонов и иных церковных предписаний, совершение дел веры, стремление к религиозно-нравственному совершенствованию и содействие благосостоянию прихода, а также заботу о содержании причта и храма. Высшим органом управления прихода Устав называет приходское собрание, председателем которого по должности является настоятель (Уставом 1988 г. настоятель избирался председателем приходского собрания). В состав приходского собрания «входят священнослужители прихода, его учредители и прихожане, регулярно участвующие в литургической жизни прихода, достойные по своей приверженности Православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнего возраста и не состоящие под запрещением, а также под церковным или светским судом. Прием в члены Приходского собрания и выход из него осуществляются на основании прошения (заявления) решением Приходского собрания. В случае признания члена Приходского собрания не соответствующим занимаемому им положению, он может быть выведен из Приходского собрания решением Приходского собрания» (XI.34). Данное положение Устава допускает две интерпретации: 1) о членстве в собрании всех клириков и канонически правоспособных прихожан; 2) о членстве в нем только представителей причта и прихожан, которые берут на себя ответственность за содержание прихода. В реальной церковной жизни реализуется обычно второй вариант.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

– утверждение состава Приходских собраний; – частичное или полное изменение состава Приходского собрания при отступлении членов Приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви; – принятие решения о созыве Приходского собрания; – утверждение кандидатур председателей Приходских советов; – выведение из состава приходских советов членов Приходских советов, грубо нарушающих устав прихода; – утверждение финансовых и прочих отчетов Приходских советов и докладов ревизионных комиссий приходов; – утверждение избранных Приходскими собраниями председателей Приходских советов и отстранение их от должности, в случае грубого нарушения ими устава прихода; – утверждение протоколов Приходских собраний; – одобрение проведения в жизнь решений органов Епархиального управления. Без указанного одобрения такие решения являются недействительными; – издание собственных исполнительно-распорядительных актов по всем вопросам жизни и деятельности Епархии, включая кадровые, в рамках своей компетенции, Канонического устава об управлении Русской Православной Церкви, Устава Московской Патриархии и настоящего Устава; – благословение (утверждение) на учреждение новых приходских общин; – разрешение постройки и ремонта храмов, молитвенных домов и часовен; – ходатайствование перед органами государственной власти и управления о передаче Епархии и ее структурным подразделениям храмов и других зданий и сооружений, предназначенных для церковных целей; – являться полномочным представителем Русской Православной Церкви перед соответствующими органами государственной власти и управления по вопросам, относящимся к его Епархии; – решение вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом Епархии; – осуществление контроля за религиозной, административной и финансовой деятельностью приходов, монастырей, учебных заведений и других подразделений Епархии; – распоряжение финансовыми средствами Епархии, заключение от ее имени договоров, выдача доверенностей, открытие счетов в банковских учреждениях;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16. В обязанность епархиального архиерея входит представление Патриарху Московскому и всея Руси ежегодного отчета по установленной форме о религиозном, административном и финансово-хозяйственном состоянии епархии и о своей деятельности. 17. Епархиальный архиерей является полномочным представителем Русской Православной Церкви перед соответствующими органами государственной власти и управления по вопросам, относящимся к его епархии. 18. Осуществляя управление епархией, архиерей: а) заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия; б) наблюдает за правильным отправлением богослужения и соблюдением церковного благолепия; в) несет ответственность за осуществление положений настоящего Устава, постановлений Соборов и Священного Синода; г) созывает Епархиальное собрание и Епархиальный совет и председательствует на них; д) применяет право " вето " на решения Епархиального собрания с последующей передачей соответствующего вопроса на рассмотрение Священного Синода; е) утверждает гражданские уставы приходов, монастырей, подворий и иных канонических подразделений, входящих в епархию; ж) согласно канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей; з) имеет высшее начальственное наблюдение за епархиальными учреждениями и входящими в его епархию монастырями; и) наблюдает за деятельностью епархиального клира; к) назначает настоятелей, приходских священников и иных клириков; л) представляет на утверждение Священного Синода ректоров Духовных учебных заведений, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей епархиального подчинения; м) утверждает состав Приходских собраний; н) частично или полностью изменяет состав Приходского собрания при отступлении членов Приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви; о) принимает решение о созыве Приходского собрания; п) утверждает кандидатуры председателей Приходских советов и Ревизионных комиссий;

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

Увы, такого определения не дано в современных действующих уставах, в которых употребляется понятие «православный Приход». В «Уставе Церкви 2000» приход определен как община, но как эта община возникает и чем она отличается от Приходского Собрания, нигде прямо не указано. В то же время «Устав Прихода 1998» в соответствии с Федеральным Законом «О свободе совести...» под приходом понимает не общину, но обособленную организацию, в которой Приходское Собрание – это собственно учредители данной организации. Таким образом, налицо противоречие между «Уставом Прихода 1998» и «Уставом Церкви 2000». В целом нынешние уставы далеко ушли от понимания прихода как неотъемлемой части паствы епископа и Вселенской Церкви. И все-таки под Приходом, если не принимать во внимание особенностей современного гражданского законодательства, следует понимать всю паству православного Епископа, проживающую в районе Храма, настоятелем которого является послушник Епископа. Так в общем виде определяет «приход» Устав об управлении Русской Православной Церкви 1988 года, но только учитывая регистрационные требования гражданского законодательства, он несколько упрощал это понятие, сужая его до рамок религиозного общества из двадцати верующих: «Приходская община образуется по добровольному согласию не менее 20 верующих граждан и регистрируется гражданскими властями на основании поданного заявления в установленном законом порядке». Следовательно, так постепенно было внедрено понимание Прихода как «Двадцатки», что совершенно не соответствует ни существу Церкви, ни практики ее бытия. Но зато такая формулировка – это непосредственная дань гражданскому законодательству, которое допускает существование любою общественного объединения как объединения зарегистрированной небольшой группы лиц в нашем случае – «Приходского собрания». Как в прежнем типовом гражданском Уставе православного Прихода, так и во внедряемом в «Уставе прихода 1998», определение Прихода сталкивается с трудностями с самого начала. Согласно «Уставу прихода 1998» – «Приход (название храма, его место нахождения село или город, район, республика, край, область, округ) местная православная религиозная организация (название)...».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 .3 Структурные подразделения Прихода (без прав юридического лица) создаются (упраздняются) по решению Приходского совета с письменного разрешения (благословения) Епархиального архиерея. V. Епархиальный архиерей 5 .1 Епархиальный архиерей является высшим (руководящим) органом управления Прихода и осуществляет начальственное наблюдение и высшее руководство за деятельностью Прихода, в том числе: – наблюдает за исправным совершением Приходом богослужений и иных религиозных обрядов в соответствии с церковным уставом; – назначает на должность (освобождает от должности) Настоятеля; – вправе по собственному усмотрению освободить Настоятеля от должности Председателя Приходского совета; – назначает на должность (освобождает от должности) членов причта; – в предусмотренных настоящим Уставом случаях решает вопросы приема членов в состав Приходского собрания либо их исключения из состава Приходского собрания; – утверждает в должности (в предусмотренных настоящим Уставом случаях освобождает от должности) помощника Настоятеля (церковного старосту) и казначея; – вправе назначить помощника Настоятеля (церковного старосту) или иное лицо на должность Председателя Приходского совета (освободить его от этой должности); – утверждает настоящий Устав с изменениями (дополнениями); – рассматривает и (или) утверждает ежегодный отчет Прихода перед Епархией о деятельности Прихода, финансовый отчет, а также иные отчеты Прихода; – утверждает решения (протоколы) Приходского собрания; – осуществляет контроль за религиозной, административной и финансово-         хозяйственной деятельностью Прихода, в случае необходимости проводит ревизию финансово-      хозяйственной деятельности Прихода; – осуществляет иные полномочия, предусмотренные Каноническим уставом Русской Православной Церкви, Уставом Епархии, а также настоящим Уставом. VI. Настоятель 6 .1 Настоятель назначается на должность (освобождается от должности) на основании соответствующего указа Епархиального архиерея. При освобождении от должности прекращаются права и обязанности Настоятеля Прихода, возложенные на него по должности.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tipo...

В соответствии с действующим Уставом Русской Православной Церкви Н. прихода назначается епархиальным архиереем для духовного руководства паствой и управления приходским причтом и приходом; Н. в своей деятельности подотчетен архиерею. Н. несет ответственность за исправное, согласное с церковным уставом, совершение богослужений, за проповедь и религиозно-нравственное воспитание членов прихода. Круг обязанностей Н. Устав определяет следующим образом: «а) руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей; б) наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного устава и указаниями священноначалия; в) забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме; г) забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея; д) организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода; е) созыв и председательствование на заседаниях приходского собрания; ж) при наличии к тому оснований, приостановление исполнения решений приходского собрания и приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея; з) наблюдение за осуществлением решений приходского собрания и работой приходского совета; и) представление интересов прихода в органах государственной власти и местного самоуправления; к) подача непосредственно епархиальному архиерею или через благочинного ежегодных отчетов о состоянии прихода, о проводимой в приходе деятельности и о своей работе; л) осуществление официальной церковной переписки; м) ведение богослужебного журнала и хранение приходского архива; н) выдача свидетельств о крещении и браке» (Устав РПЦ, 2000. XVI 1. 20). По должности Н. приходского храма является председателем коллегиальных органов приходского управления: приходского собрания и приходского совета . Председателем приходского совета в отдельных случаях может быть и иное лицо: один из клириков храма или мирянин, являющийся членом приходского собрания.

http://pravenc.ru/text/2564716.html

был утвержден. Так-то совершаются у нас столь важные церковно-государственные Затем, 22 августа 1884 г., император подписал и новый Устав Вместе с новыми уставами канцелярия обер-прокурора опубликовала «Разъяснения к проекту Устава православных духовных академий» (СПб., 1884). На первой же странице объявляется, что цель нового Устава состоит в упрощении порядка управления академиями, более целесообразном разграничении сфер деятельности органов управления и упрочении административной власти каждого из них. Это означало возврат к известным взглядам митрополита Филарета. Такую же тенденцию, направленную на упразднение самоуправления и выборного начала в духовных учебных заведениях, обнаруживает и Устав семинарий 1884 По сравнению с Уставом 1867 г. здесь значительно расширены полномочия епархиальных архиереев по отношению к семинариям. Кроме того, в § 14 добавлено, что епископ «имеет высшее наблюдение за направлением преподавания, воспитанием учащихся и вообще за исполнением в семинарии сего Устава». § 23 отменяет выборность ректоров, которые теперь снова назначаются; инспектор также не избирается, а назначается Святейшим Синодом. В § 92 устанавливается, что оба члена педагогического собрания семинарии из числа духовенства, до тех пор избиравшиеся, отныне назначаются епархиальным архиереем. В учебную программу вводятся такие новые предметы: библейская история, история русского раскола и апологетика, а сверх того — еще сравнительное богословие и тригонометрия. В курсе философии сохраняются логика и психология, а обзор философских учений и педагогика заменяются основами и краткой историей философии и дидактикой. Число часов по русской литературе увеличивается за счет философии, математики и древних языков. Изучение новых языков становится факультативным. В интересах религиозно-нравственного воспитания усиливается преподавание церковного пения и вводится должность семинарского духовника. Семинария, как читаем в § 1, является «учебно-воспитательным заведением для приготовления юношества к служению православной Церкви», т.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

В соответствии с «Уставом Русской Православной Церкви», принятым на Соборе 2000 г., главой епархии является епархиальный архиерей, как предстоятель местной церкви. Он избирается Священным Синодом. При необходимости в помощь ему назначается викарный епископ, круг обязанностей которого устанавливается по усмотрению правящего архиерея. В епархии архиерей пользуется полнотой власти в делах вероучения, христианской нравственности, священнодействия и пастырства. Он рукополагает и назначает клириков, назначает сотрудников епархиальных учреждений и благословляет постриги. Архиерей созывает епархиальное собрание и епархиальный совет и председательствует на них; он имеет высшее начальственное наблюдение над всеми епархиальными учреждениями и входящими в епархию монастырями. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. Архиерей обращается с архипастырскими посланиями к своей пастве; составляет ежегодные отчеты о жизни епархии и своей деятельности и направляет их патриарху; он является представителем своей епархии перед государственными властями. Высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является епархиальное собрание. Епархиальное собрание состоит из клириков и мирян. Прежний Устав содержал положение о равном числе клириков и мирян. В новом Уставе этого трудно исполняемого и на практике обыкновенно не исполнявшегося условия нет. Епархиальное собрание созывается правящим архиереем не реже одного раза в год. Процедура избрания членов епархиального собрания устанавливается епархиальной властью. В обязанности собрания входит избрание членов Поместного Собора и членов епархиального совета, создание епархиальных учреждений и забота об их финансировании, наблюдение за течением епархиальных дел, заслушивание сообщений епархиального начальства о различных сторонах епархиальной жизни. Епархиальный совет состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются епархиальным собранием. Архиерей назначает секретаря епархиального совета. В обязанности епархиального совета входит исполнение решений епархиального собрания, представление собранию своих годовых отчетов, забота об изыскании средств на нужды епархии и приходов, определение границ благочиний и приходов, рассмотрение отчетов благочинных, наблюдение за деятельностью приходских советов, проведение ревизий епархиальных учреждений, ознакомление с проектами строительства, ремонта и реставрации храмов, забота об обеспечении заштатного духовенства и заштатных церковных работников. До тех пор, пока в епархиях не образовано епархиальных судов, за епархиальным советом сохраняются и судебные функции по делам клириков и мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010