с. в качестве коллегиального органа епархиального управления. По Уставу Е. с. должно было состоять из равного числа клириков и мирян, созываться правящим архиереем не реже раза в год и заседать под его председательством. В обязанности собрания Устав включил избрание членов Поместного Собора, членов епархиального совета, создание епархиальных учреждений и заботу об их финансировании, наблюдение за течением епархиальных дел и заслушивание сообщений епархиального начальства о различных сторонах церковной жизни в епархии (Устав РПЦ, 1989. VII 27-34). Действующий «Устав Русской Православной Церкви», принятый Архиерейским Собором 2000 г., в гл. X, посвященной епархии и епархиальному управлению, в основном повторил соответствующие положения прежнего Устава. В нем, однако, отсутствует определение Е. с. как «высшего органа, при содействии которого архиерей управляет епархией» (Там же. VII 27). Соответствующее положение действующего Устава гласит: «Епархиальное собрание, возглавляемое епархиальным архиереем, является органом управления и состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в состав епархии» (Устав РПЦ, 2000. X 27). В действующем Уставе также в отличие от предыдущего нет условия, предусматривающего, чтобы клирики и миряне входили в его состав в равном числе. Е. с. созывается правящим архиереем по его усмотрению, но не реже 1 раза в год. Новацией в сравнении с прежним Уставом является положение о том, что собрание может быть созвано также епархиальным советом или по требованию не менее 1/3 членов предыдущего Е. с. «Процедура созыва членов Епархиального собрания устанавливается епархиальным советом» (Там же. X 28). В соответствующем месте Устава 1988 г. говорится не о созыве, но об избрании членов Е. с. (Устав РПЦ, 1989. VII 29). Е. с., согласно действующему Уставу, избирает делегатов на Поместный Собор, членов епархиального совета и епархиального суда; создает епархиальные учреждения и заботится об их финансировании; вырабатывает общеепархиальные правила и предписания, наблюдает за течением епархиальной жизни; заслушивает сообщения о состоянии епархии и ее канонических подразделений и принимает по ним решения (Устав РПЦ, 2000.

http://pravenc.ru/text/189997.html

— Широко обсуждаются изменения в Уставе об управлении Украинской Православной Церкви, принятые Архиерейским Собором УПЦ. В частности, высказывается мнение, что этот Устав был принят с целью фактического расширения канонических прав УПЦ. Как это можно прокомментировать? Была ли необходимость в изменении Устава? — Украинская Православная Церковь — одна из наиболее многочисленных и динамически развивающихся Православных Церквей в мире. Причем, главный этап роста Церкви пришелся на те 15 лет, которые прошли со времени Харьковского Собора. Вместе с тем, Устав, по которому мы официально жили эти годы, был утвержден в 1990 году. В нем даже не упоминалось название страны, в которой мы живем — Украина. Естественно, что нужно было соборно обсудить этот документ и внести в него ряд дополнений, которые бы отражали реалии современной жизни УПЦ, включая и некоторые аспекты канонического строя нашей Церкви. Разрабатывая новый вариант Устава, группа экспертов, на которую был возложен священноначалием этот труд, опиралась на устав РПЦ образца 2000 года. Вместе с тем экспертами были тщательно проанализированы Уставы других Поместных Церквей: Болгарской, Сербской и, особенно, Элладской, Устав которой очень удачно юридическим языком отражает нормы православной экклезиологии. Никаких радикальных изменений в Устав внесено не было. Такой задачи разработчикам и не ставилось. Нужно было лишь отразить в уставном документе те изменения, которые делались на заседаниях Священного Синода и Архиерейских Соборах УПЦ на протяжении последних лет. Некоторые, с позволения сказать, эксперты поспешили объявить, что новая редакция Устава — это попытка де-факто изменить статус УПЦ. Но это ложь, так как в пятом разделе Устава, где выписаны нормы, касающиеся служения Предстоятеля, содержится пункт о необходимости благословения избранного епископатом УПЦ Предстоятеля главой кириархальной Церкви. В этом же пятом разделе содержатся и два других пункта, указывающих на каноническое единство Украинской Церкви с Московским Патриархатом. В частности, в пункте 4 указано, что имя Предстоятеля УПЦ возносится за богослужением после имени Патриарха Московского и всея Руси, а в пункте 7 сказано о том, что Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/episkop_perey...

К сожалению, не все эти положения были отражены в проекте Статута об управлении Украинской Православной Церкви. Так, например, в Статуте отсутствовали упоминания об обязательности для Украинской Православной Церкви решений Священного Синода Русской Православной Церкви. Отсутствовало упоминание о судах высшей инстанции. Отсутствовало упоминание статуса Устава Русской Православной Церкви в вопросах управления Церкви Украинской. Наконец, отсутствовал пункт об обязательности одобрения Статута об управлении Украинской Православной Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Начавшееся обсуждение вопросов Статута об управлении Украинской Православной Церкви на страницах портала «Богослов.Ru» позволяло предположить, что эти досадные ошибки будут исправлены. Такой же вывод можно было сделать из слов архимандрита Кирилла (Говоруна), одного из членов рабочей группы по подготовке проекта Статута, произнесенных в комментариях к первой заметке: «Изменения, которые внесены в этот документ на последнем Соборе епископов Украинской Православной Церкви - далеко не окончательные. По сути, речь идет о плавной, но продолжительной эволюции данного документа». Ещё более определенно высказался по этому поводу епископ Бориспольский Антоний, председатель богословско-канонической комиссии Украинской Православной Церкви, руководитель рабочей группы по подготовке проекта Статута. В ходе своей веб-конференции на официальном портале Украинской Православной Церкви он сказал: «Проект Статута об управлении Украинской Православной Церкви, рассмотренный Собором епископов Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 г., был принят в целом. Сейчас ведется работа по обработке предложений, которые были высказаны на Соборе, а также которые продолжают поступать в адрес комиссии по внесению дополнений и поправок к Уставу об управлении Украинской Православной Церкви». В ожиданиях появления нового, доработанного текста Статута прошло почти полгода. Еще раз стоит упомянуть содержание 17-й статьи 8-й главы Устава Русской Православной Церкви : «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». Как мы видим, Устав Русской Православной Церкви довольно однозначно говорит об условиях вступления Статута об управлении Украинской Православной Церкви в силу.

http://bogoslov.ru/article/304770

д) дела милосердия и благотворительности; е) религиозное образование и воспитание; ж) паломничество; з) строительство новых храмов, других сооружений (церковно-административные сооружения, здания духовных учебных заведений, монастырские жилые и хозяйственные помещения, сооружения церковных учреждений, предприятий и т.д.), забота о реставрации старых храмов, наблюдение за состоянием архитектурных памятников и церковных древностей; и) другую деятельность, которая соответствует правилам и традициям Украинской Православной Церкви. II. Собор Украинской Православной Церкви 1 . В Украинской Православной Церкви высшая власть принадлежит Собору Украинской Православной Церкви (далее – Собор), который действует в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом. 2 . Собор созывается Предстоятелем Украинской Православной Церкви по мере необходимости в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. 3 . Председателем Собора является Митрополит Киевский и всея Украины. 4 . Процедура избрания делегатов на Собор определяется Священным Синодом Украинской Православной Церкви. 5 . Собор принимает повестку дня, программу, регламент; избирает Президиум (в архиерейском сане), Секретариат и другие рабочие органы. 6 . В обязанности Собора входит: а) сохранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности; б) сохранение канонического единства Украинской Православной Церкви, а также ее канонического единства с Русской Православной Церковью и со всеми Поместными Православными Церквями; в) наблюдение за претворением в жизнь решений Поместных Соборов Русской Православной Церкви, Соборов Украинской Православной Церкви и принятых ими уставов; г) решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, касающихся жизни Украинской Православной Церкви. 7 . Собор принимает Устав об управлении Украинской Православной Церкви, а также вносит в него дополнения и изменения. 8 . Собор образует Киевскую митрополию Украинской Православной Церкви и принимает Устав Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви, а также вносит в него дополнения и изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

Трогательно Святейший Патриарх рассказал о посещении им самой дальней точки российской территории - острова Беринга. Когда он увидел на этой самой далекой окраине России таких же русских людей - верующих, живущих нуждами и заботами Отечества и таких же искренних. Патриарх ответил на вопрос о планируемых шагах по дальнейшему объединению Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви. Предстоятель отметил, прежде всего, что результат объединения достигнут - мы молимся и причащаемся вместе, и это уже прорыв, учитывая непростую историю РПЦ в XX веке. Он также отметил, что Священноначалие ничего не будет делать для искусственного стимулирования процесса объединения. Все канонические аномалии сами собой отрегулируются по мере того, как это будет реально востребовано людьми, заявил Святейший Патриарх. Интересным был ответ Патриарха на вопрос о сути реформы церковного управления, которая была проведена им в последнее время. Он сказал, что реформа завершена, новых реорганизаций не будет, поскольку созданный аппарат церковного управления соответствует задачам, которые на него возлагаются. А главным для Патриарха было создание механизма, который бы отвечал на все вопросы, которые возникают в ходе служения Предстоятеля РПЦ и готовил бы аналитические проекты для принятия необходимых решений. Патриарх также ответил на вопрос об Уставе РПЦ. Как известно, эта тема достаточно активно обсуждается. Некоторые говорят о том, что новый устав - это некое отступление от традиций, нарушение соборности в жизни нашей Церкви. В связи с этим Патриарх напомнил историю принятия церковных уставов, и особенно обстоятельства принятия последнего церковного устава 1961 года. При этом Патриарх вспомнил то время, когда принимался Устав, - он был тогда молодым человеком, готовившимся вступить на путь церковного служения. Напомнил, что тот Устав был вынужденной мерой, что целью принятия его было выполнение задачи по уничтожению Русской Православной Церкви, которая решалась во время т.н. «хрущевской оттепели». Хрущев хотел изнутри разложить Церковь, а для этого управление передавалось мирянам, а священники лишались права голоса. Новый Устав, уверен Патриарх, как раз больше соответствует вековым традициям Православной Церкви, тем реалиям, которые существовали в прежние времена. А потому он закономерно повышает роль архиерея и священника в управлении православным приходом.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/12/sv...

Препятствия социального характера Испытания кандидатов Права и обязанности клириков Права и привилегии клириков Обязанности клириков Монашество. Монастыри Происхождение и сущность монашества Пострижение Монастыри Монастыри и монашество в России Часть III.Oprahы церковного управления Высшая власть в Церкви Кафоличность Церкви Высшая власть в Церкви Вселенские Соборы Критика католического учения о главенстве в Церкви Цезарепапизм и его критика Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви. Территориальный принцип церковной юрисдикции Диаспора Автономные Церкви Поместные церкви и высшее управление в них Образование поместных Церквей Экзархаты. Становление Патриархатов Новые автокефальные Церкви. Диптихи Устройство высшего управления поместных Церквей Высшее управление в Патриархатах. Равенство поместных Церквей Высшее управление русской церкви до конца XVII века Русская Церковь как часть Константинопольского Патриархата Русская Церковь от начала автокефалии до учреждения Патриаршества Русская Церковь в эпоху Патриаршества Высшее управление Русской Церкви в синодальную эпоху Учреждение Святейшего Синода. Изменения в составе Синода Обер-прокуроры Святейшего Синода Синодальные учреждения Проекты преобразования высшего управления Русской Православной Церкви Высшее управление Русской Православной Церкви в период 1917-1988 гг. Поместный Собор 1917-1918 гг. Учреждение Патриаршества Определения Поместного Собора 1917-1918 гг. об органах высшего церковного управления Высшее церковное управление в период с 1918 по 1945 год Поместный Собор 1945 г. и Положение об управлении Русской Церкви Высшее управление Русской Православной Церкви по ныне действующему уставу от 9 июня 1988 г. Поместный Собор 1988 г. и принятый им Устав об управлении Русской Православной Церкви Поместный и Архиерейский Соборы Патриарх Священный Синод и синодальные учреждения Устройство высшего управления православных поместных церквей Сербская Православная Церковь Румынская Православная Церковь

http://sedmitza.ru/lib/text/432337/

4. Предстоятель Автономной Церкви избирается ее Собором. 5. Предстоятель вступает в должность после утверждения Патриархом Московским и всея Руси. 6. Предстоятель является епархиальным архиереем своей епархии и возглавляет Автономную Церковь на основе канонов, настоящего Устава и Устава Автономной Церкви. 7. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Автономной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси. 8. Архиереи Автономной Церкви избираются ее Синодом. 9. Архиереи Автономной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода. 10. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Автономной Церкви. 11. Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются церковными судами высшей инстанции Автономной Церкви. 12. Собор Автономной Церкви принимает Устав, регламентирующий управление этой Церковью на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом. Проект Устава Автономной Церкви подлежит письменному согласованию с Патриархом Московским и всея Руси. 13. Собор и Синод Автономной Церкви действуют в границах, определенных Патриаршим Томосом, настоящим Уставом и Уставом, регламентирующим управление Автономной Церкви. 14. Автономная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси. 15. Автономными являются: • Китайская Православная Церковь; • Японская Православная Церковь». 16. Пункт 13 главы IX Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Экзархат, и об определении их территориальных границ принимаются Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Синода Экзархата с последующим утверждением Архиерейским Собором». 17. Добавить главу IX.I в Устав Русской Православной Церкви и изложить ее в следующей редакции: «IX.I. Митрополичьи округа. 1. Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в Митрополичьи округа.

http://patriarchia.ru/db/text/1403020.ht...

В те же предсоборные годы раздавались голоса в пользу отстранения епископа, как носителя административной власти, от участия в церковно-судебной системе, а также в пользу введения в церковные суды не только клириков, но и мирян. Эти голоса возобладали на Всероссийском церковном соборе в 1917-1918 гг. Предложенный соборным Отделом о церковном суде «Устав об устройстве церковного суда» устанавливал четыре судебных инстанции (благочиннический суд, епархиальный суд, церковно-областной суд, высший церковный суд) полностью независимых от инстанций церковно-административных. В частности, «Устав» оставлял за епархиальным архиереем лишь право «прокурорского надзора» над деятельностью епархиального суда, то есть право, в случае своего несогласия с его решением, направлять дело в областной суд. Ряд дел, вместе с тем, были отнесены к единоличной компетенции епархиального архиерея, что сохраняло status quo ещё консисторской судебно-административной системы. Наконец, «Устав» предполагал введение не только клириков, но и мирян во все создаваемые церковно-судебные инстанции. Принятый после жарких споров пленарным заседанием Собора, «Устав» столкнулся с вето Епископского совещания, едва ли не единственный раз за весь ход Собора воспользовавшегося правом отвергнуть постановление собора двумя третями своих голосов. Мотивируя свое решение, архипастыри указывали, прежде всего, на то, что «у епископа отнимается право ведать всеми судебными делами и решать их по закону и по совести епископоской», в чем члены Епископского совещания видели несоответствие «учению Слова Божия (Мф. 18, 15-19; 1 Тим. 5, 19-21), церковным канонам (1 Всел. Соб. 5 пр., IV, 9; VII, 4, Антиох. Соб. 4, 6, 9 пр., Карф. Соб 10, 12, 14, 15, 117 и др.) и преданию Церкви (см. Апост. Постановления кН. II, гл. 11-13, Иоанн Златоуст и др.)» Преждевременное завершение Собора не позволило Отделу о церковном суде переработать и повторно представить на суд соборян проект реформы церковного суда. Первый уставной документ Русской Церкви в новейший период её истории — «Положение об управлении Русской Православной Церкви» 1945 года лишь упоминает о принадлежности высшей судебной власти Поместному собору.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207728...

25-27 октября года в московском Свято-Даниловом монастыре собрался Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В числе вопросов, предложенных на рассмотрение иерархов, главным в повестке дня значился вопрос о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении. В итоге обсуждения проблемы нового статуса УПЦ Собором было определено следующее: «1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви» Следует отметить, что Поместный Собор Русской Церкви, который должен окончательно утвердить решение епископата о независимости УПЦ пока еще не собирался. Уже 28 октября 1990 года, на следующий день после состоявшегося Собора Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Киев для того, чтобы торжественно объявить о независимости Украинской Церкви, даруемой ради преодоления раскола и водворения мира церковного. В день приезда Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Софийском соборе Киева Древнейшая кафедра Предстоятелей Русской Церкви Софийский собор в годы советской власти была обращена в музей-заповедник. Ранее власти уже предоставляли храм в распоряжение раскольников, совершивших в нем свое «богослужение» после лже-собора УАПЦ в июне 1990 года. Понимая, что передача собора в руки какой-либо одной конфесии чревата новыми конфликтами на религиозной почве, правительство Украины распорядилось сохранить за Софийским храмом музейный статус. Решено было предоставлять его лишь на время для праздничных богослужений как канонической Украинской Православной Церкви, так и раскольникам. Последнее обстоятельство не могло не опечалить православных. Тем не менее, для Патриаршей службы Свято-Софийский храм был 28 октября открыт. Перед началом литургии Первосвятитель даровал митрополиту Филарету грамоту о независимости Украинской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440067/

Обязанность посещать приходы своей епархии возлагалась на правящих архиереев «Определением об епархиальном управлении», принятым Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , «Положением об управлении Русской Православной Церкви» , изданным Поместным Собором 1945 г. , а также Уставом об управлении Русской Православной Церкви , принятым Поместным Юбилейным Собором 1988 г. В ныне действующем Уставе Русской Православной Церкви , изданном Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. , указывается, что епархиальный архиерей «согласно канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей» (Х 1. 17 ж). При этом обязанность посещения всех без исключения приходов Устав возлагает на благочинных: «Осуществляя свои обязанности, благочинный по крайней мере раз в год посещает все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, внутреннее и внешнее состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих» (Х 5. 53). Благочинный обязан также ежегодно представлять епархиальному архиерею отчет о состоянии благочиния (Х 5. 56). Помимо В. внутри епархий во все эпохи церковной истории предстоятели Поместных Церквей в разных формах осуществляли В. епархий, находящихся в их юрисдикции. В Русской Церкви таким правом располагали митрополиты Киевские, затем Московские и, наконец, Патриархи, но оно не принадлежало Первоприсутствующим в Святейшем Синоде в синодальный период. Восстановив Патриаршество, Поместный Собор 1917-1918 гг. предоставил Святейшему Патриарху право В. всех епархий Российской Церкви. Аналогичное положение содержится в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. и в Уставе об управлении РПЦ 1988 г. В ныне действующем Уставе РПЦ говорится, что Патриарх «имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви» (Ап. 34, Антиох. 9, Карф. 52 (63)) (IV 7c). За время своего Первосвятительского служения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил многочисленные В. епархий Русской Церкви; многие из них он посетил многократно.

http://pravenc.ru/text/158434.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010