Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, возглавлявший Синодальную Рабочую группу по выработке Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, рассказал о работе над этим фундаментальным мировоззренческим документом, в котором сформулированы ответы Церкви на вызовы эпохи рубежа столетий. “Основы социальной концепции Церкви, одобренные участниками Собора после заинтересованного шестичасового обсуждения, свидетельствуют об осознании Церковью своей ответственности перед человеком, семьей и обществом на качественно новом уровне, - сказал владыка Кирилл. - Ныне не только числом вновь открытых приходов и восстановленных храмов должен оцениваться успех церковного делания, но и реальным, деятельным и действенным вкладом Церкви в устроение жизни на началах христианской нравственности, укорененных в Священном Писании и Священном Предании”. Одобренные Собором Основы социальной концепции Церкви были рекомендованы Синодальным учреждениям, епархиям, монастырям, приходам, а также клирикам и мирянам в качестве руководства во взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. Положения данного документа будут применяться в пастырской практике, связанной с новыми явлениями жизни общества. В качестве председателя Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви митрополит Кирилл рассказал о сущности отдельных изменений в документе и о значении его новой редакции для канонической жизни Церкви на современном этапе. Отвечая на вопросы журналистов о ситуации на Украине, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел отметил значение Определения завершившегося Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви для преодоления нынешнего кризиса. По мнению владыки Агафангела, подтверждение Юбилейным Архиерейским Собором статуса независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году, дает надежду на уврачевание расколов и создает хорошие предпосылки для объединение всех православных в лоне единой Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429427/

Архив Пн Доклад митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия о проекте «Положения об избрании Патриарха Московского и всея Руси» на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 6 февраля 2013 г. 12:00 3 февраля 2013 года, в рамках работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий выступил с докладом о проекте «Положения об избрании Патриарха Московского и всея Руси». Ваше Святейшество! Досточтимые архипастыри! Нам предстоит обсудить целый ряд документов, касающихся изменений в Устав Русской Православной Церкви. Первую тему, которую нам следует обсудить в соответствии с повесткой дня — это вопрос о том, согласно какой процедуре мы будем в будущем избирать Патриарха Московского и всея Руси. До сегодняшнего дня предполагается, что процедура избрания Патриарха от раза к разу устанавливается Поместным Собором, который осуществляет это избрание. Так указано в пункте е статьи 5 главы II Устава Русской Православной Церкви. Те, кто участвовал в Поместном Соборе 2009 года, помнят, что тогда возникла мысль зафиксировать такую процедуру. Это предложение стало одним из тех, которое привело к идеи создания некоего межсоборного органа, который бы и проработал этот и другие вопросы, поставленные Поместным Собором. После того, как было образовано Межсоборное присутствие , комиссия по вопросам церковного управления и осуществления соборности в Церкви, председателем которой я являюсь, направила первый запрос во всем епархии с тем, чтобы выяснить мнения архиереев относительно того, какой может быть процедура избрания Патриарха. Результаты опроса сводились к следующим основным предложениям: Эти варианты были опубликованы и вновь разосланы в епархии. По итогам дискуссий в епархиях и в сети Интернет выяснилось, что отклики более или менее равномерно распределяются между вариантами 1, 2 и 4. Третий вариант был менее востребован, хотя голоса раздавались и в его пользу. Пленум Межсоборного присутствия, прошедший в Москве 22-23 ноября прошлого года, постановил просить Священный Синод передать выбор между четырьмя вариантами на рассмотрение Архиерейского Собора. Священный Синод принял соответствующее постановление в своем заседании от 25-26 декабря прошлого года.

http://patriarchia.ru/db/text/2779203.ht...

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность Общецерковного суда . В 2010 г. обновлен устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , уточнены полномочия и структуры Управления делами Московской Патриархии и Синодальной комиссии по делам монастырей , Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии . Активизирована деятельность Митрополичьего округа в Республике Казахстан : приняты его Устав и Внутреннее положение, образованы новые епархии в этой стране. В 2011 г. образован Среднеазиатский митрополичий округ . Принят ряд документов по социальной, миссионерской работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви. Совещание руководителей синодальных учреждений преобразовано в Высший Церковный Совет с подчинением этого органа Патриарху и Священному Синоду. Для координации деятельности епархий, находящихся в одном субъекте Российской Федерации, образованы митрополии. В Московской епархии созданы викариатства . В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

http://pravoslavie.ru/83730.html

Устав духовных консисторий. СПб., 1841; 1883. Устав духовных консисторий с дополнениями и изъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената Сост. М. И. Палибин. 2-е изд. СПб., 1912. Филарет (Гумилевский) , архиеп. История Русской Церкви. М., 1848; 5-е изд. 1884; 6-е изд. 1896. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1857; 2-е изд. 1859; 3-е изд. 1884. 2 кн. Филарет (Дроздов) , митр. Мнения, отзывы и письма « Сост. Л. Бродский. М., 1905. Филарет (Дроздов) , митр. Переписка с Н. Протасовым //Чтения. 1877. Кн. 1. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к А. Н. Муравьеву. 1832–1867. К., 1869. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. 2 т. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к Леониду, епископу Дмитровскому. М., 1883; то же в: Душеп. чт. 1886. 1–3. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к наместнику Свято-Троицкой Сергиевы лавры архимандриту Антонию. М., 1877–1881. 4 т. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1867. М., 1883. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к С. Нечаеву//Рус. арх. 1893. 1–2. Филарет (Дроздов) , митр. Полное собрание резолюций. М., 1903–1906. 3 т. Филарет (Дроздов) , митр. Собр. мнений и отзывов… по учебным и церковно-государственным вопросам. М., 1885–1888. 5 т. и доп. том. Филарет (Дроздов) , митр. Собр. мнений по делам православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. «Церковные ведомости» Издание Святейшего Правительствующего Синода. СПб.; Пг., 1888–1917. «Церковный вестник» Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1874–1887. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. 1867–1895 Под ред. А. Завьялова. СПб., 1896; 2-е изд. (1867–1900). СПб., 1901. Чижевский И. Устройство Православной Русской Церкви, ее учреждений и действующих узаконений по ее управлению. Харьков, 1898. Ammann A. M. Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Wien, 1950. Ammann A. M. Storia della Chiesa Russa e del pae si limitrofi. Turin, 1948. Benz E. Geist und Leben der Ostkirche. Hamburg, 1957 (Rowohlts deutsche Enzyklopadie. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Не содержал Устав и сведений о зарождении и развитии Православия в Эстонии, что создавало впечатление, что оно появилось в Эстонии только в XX веке. Это впечатление усиливали и положения Устава православной церковной структуры, находящейся в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата , которая также согласно своему Уставу ведет свое начало с ХХ века (п.1.1. устава ЭАПЦ). С принятием нового закона о церквях и приходах, согласно которому регистрация церковных структур перешла в ведомство судебных органов, степень политического влияния на которые заметно меньше, чем на исполнительные органы, возникла возможность внести в Устав положения, которые исправляют указанные недостатки. 2.2.2. Укоренение положений Томоса Учетом вышеизложенного предлагается дополнить Устав изменениями, являются практически цитированием Томоса Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26.04.1993 г., который дает основы для определения пределов самостоятельности ЭПЦ МП в церковной полноте Московского Патриархата. 2.2.3. Предпочтительность употребления названия Московский Патриархат Далее, с учетом того, что Московский Патриархат является другим официальным наименованием Русской Православной Церкви (п.2 гл. I Устава РПЦ), в тексте Устава ЭПЦ МП, где возможно, заменена аббревиатура РПЦ на Московский Патриархат. Представляется, что в условиях распространения канонической юрисдикции РПЦ на территории самостоятельных государств, где светские власти болезненно реагируют на любое упоминание русского присутствия, это уместнее, так как подчеркивается тем самым наднациональность церковной власти. 2.2.4. Историческая правопреемственность Предлагается пункт 2.2. Устава дополнить историческую правопреемственность ЭПЦ МП от РПЦ в деле развитии Православия в Эстонии, начиная с XI века. Практически это цитата из книги Святейшего Патриарха Алексия II «Православие в Эстонии» (стр. 30-31). 2.3. Изменения, вытекающие из классической структуры Церкви 2.3.1. Возможность введения епархиальной структуры

http://patriarchia.ru/db/text/421840.htm...

• по получении благословения Святейшего Владыки направить отпускную грамоту правящему архиерею епархии Русской Зарубежной Церкви, в которую намерен перейти клирик. Порядок командировок и переходов в другие зарубежные епархии остается неизменным. II.2.7. Церковные братства и сестричества О церковных братствах и сестричествах (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», п. 17) 17. Внести в раздел VIII Устава об управлении Русской Православной Церкви следующее дополнение (пункт 8а): «Братства и сестричества создаются прихожанами православного исповедания только с согласия настоятеля прихода и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, благотворительности и милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества состоят при приходах под ответственным попечительством настоятелей. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации». В связи с приведенной выше поправкой братствам и сестричествам предписывается переоформить свои уставы. Сроки и процедуру переоформления установить Священному Синоду. (...) О церковных братствах и сестричествах (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 февраля 1995 г.) Имели суждение об исполнении п. 17 определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29.11–02.12.1994) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви». Постановили: 1. Во исполнение определения Освященного Архиерейского Собора предписать всем православным братствам и сестричествам, действующим в лоне Русской Православной Церкви, представить в полугодовой срок свои внутренние и гражданские уставы на рассмотрение епархиальных Преосвященных. (...) 2. Епархиальным Преосвященным рассмотреть вышеупомянутые уставы и в случае необходимости внести в них изменения или дополнения, предписанные п. 17 определения Архиерейского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности; г) организация и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих); д) открытие в установленном порядке лагерей и туристических баз, создание различных объединений с постоянным или переменным составом детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей; ж) организация и проведение выставок и концертов. IV. Организация деятельности воскресной школы 15. Воскресная школа в своей деятельности руководствуется действующим национальным законодательством, нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, Устав религиозной организации и прочие), Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, документами епархии (указами и распоряжениями епархиального архиерея и др.). 16. Решение о создании воскресной школы принимает орган управления религиозной организации в соответствии с полномочиями, установленными Уставом религиозной организации. 17. Решение о ликвидации воскресной школы принимает руководитель религиозной организации с письменного благословения епархиального архиерея. 18. Религиозная организация обеспечивает финансирование и работу воскресной школы. 19. При создании воскресной школы религиозная организация должна создать следующие условия: а) предоставить помещение (собственное или арендованное) для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам; б) обеспечить квалифицированный состав преподавателей; в) обеспечить учебно-методической литературой и канцелярскими принадлежностями, мебелью, инвентарём, необходимым для учебно-воспитательного процесса. 20. Руководитель религиозной организации осуществляет контроль за деятельностью школы, несет ответственность перед епархиальным архиереем за учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность воскресной школы.

http://azbyka.ru/katehizacija/polozhenie...

IV. Органы управления и органы контроля за деятельностью Подворья. Структура Подворья 4.1. Органами управления Подворья являются: – Патриарх; – Настоятель. 4.2. Органом контроля за деятельностью Подворья является ревизионная комиссия. 4.3. Структурные подразделения Подворья (без прав юридического лица) создаются (упраздняются) по решению Настоятеля с письменного разрешения (благословения) Патриарха. V. Патриарх 5.1. Патриарх является высшим (руководящим) органом управления Подворья и осуществляет начальственное наблюдение и высшее руководство деятельностью Подворья, в том числе: – наблюдает за исправным совершением Подворьем богослужений и иных религиозных обрядов в соответствии с церковным уставом; – назначает на должность (освобождает от должности) Настоятеля, членов причта, а также заведующего хозяйством – старосту Подворья; – утверждает в должности (освобождает от должности) казначея-бухгалтера Подворья; – утверждает состав ревизионной комиссии Подворья; – утверждает штатное расписание Подворья, определяет размер содержания членам причта; – утверждает настоящий Устав с изменениями (дополнениями); – рассматривает и (или) утверждает ежегодный отчет Подворья о деятельности Подворья, финансовый отчет, а также иные отчеты Подворья; – утверждает либо согласовывает (благословляет) решения Настоятеля в случаях, предусмотренных настоящим Уставом; данные решения вступают в силу с момента утверждения либо, соответственно, согласования (благословения) Патриарха; – осуществляет контроль за религиозной, административной и финансово-хозяйственной деятельностью Подворья, в случае необходимости проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности Подворья; – осуществляет иные полномочия, предусмотренные Каноническим уставом Русской Православной Церкви, а также настоящим Уставом. VI. Настоятель 6.1. Настоятель назначается на должность (освобождается от должности) на основании соответствующего указа Патриарха. Патриарх своим Указом может назначить исполняющего обязанности Настоятеля Подворья, осуществляющего полномочия лица, действующего без доверенности от имени Подворья.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Устав 2000 года сохранил за Поместным Собором, главным образом, законодательную власть. Установленные в 1988 году нормы об издании Поместным Собором постановлений по различным вопросам церковной жизни и истолковании этих постановлений почти не изменились в новой редакции Устава . В условиях, когда некоторые части Русской Православной Церкви обрели определенную автономию, законодатель включил в Устав 2000 года правила, обеспечивающие общеобязательность постановлений Поместного Собора: установлено, что акты Поместного Собора обязательны для Самоуправляемых Церквей и Экзархатов в составе Русской Православной Церкви . За Поместным Собором остаются также права по избранию Патриарха, установлению процедуры этих выборов, определению принципов отношения Церкви к государству . Таким образом, в течение XX века комплекс полномочий Поместного Собора Русской Православной Церкви неоднократно изменялся. Стабильным оставалось его ядро — право Собора издавать церковные нормативно-правовые акты и избирать Предстоятеля Церкви.   Это было характерно, в основном, для раннехристианского периода (Catoire A. Intervention des laiques dans l’élection des évêques//EO. Vol. 15. 1912. P. 412–426; Gryson R. Les elections ecclésiastiques au IIIe siècle//RHE. Vol. 68. 1973. P. 353–404; Idem. Les élections épiscopales en orient au IVe siècle//RHE. T. 74. 1979. P. 301–345; Idem. Les élections épiscopales en occident au IVe siècle//RHE. T. 75. 1980. P. 257–283). Но выборность приходского духовенства сохранялась очень долго — в России, напр., до XVIII в. включительно (Знаменский П. В. О поступлении в России на церковные должности в XVII и XVIII столетиях//Православный собеседник. 1866. Кн. 2. С. 124–136). См., напр., о Византии: Darrouzès J. Recherches sur les ΟΦΦΙΚΙΑ de l’Église byzantine. P., 1970; о Др. Руси: Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874. О понятиях управленческой должности и церковной власти см.: Бондач А. Г. Должности церковные//ПЭ. Т. 14. 2007. С. 582. См., напр.: Алексеева С. И. Институт синодальной обер-прокуратуры и обер-прокуроры Святейшего Синода в 1856–1904 гг.//Нестор. 2000. 1. С. 291–309.

http://bogoslov.ru/article/377177

А если он просто случаен на своей кафедре, если полный невежа и не способен ничем руководить? Об этом сейчас только ленивый не пишет - примеров на православных сайтах более чем достаточно. С нашим сегодняшним епископатом - как с членом ЦК КПСС в прошлое время. если попал в " обойму " , то уж непогрешим и вечен, не снимаем и не сменяем. Я не против епископата - упаси Бог! Но даже Римский епископ непогрешим ex cafedra, а не " по жизни " . А в наше время российский епископ непогрешим во всем - это уже норма жизни. Между тем, епископ - то же человек, и нужны некоторые сдерживающие механизмы, чтобы исправлять его ошибки и не допускать злоупотреблений - явление, всегда, во все времена сопутствовавшие любой земной власти. Если глава церковного управления - патриарх, есть, стало быть, и конкретный орган, который непосредственно не только может снять провинившегося архиерея с кафедры, но и подправить его, не созывая никакого синода и Архиерейского собора. Есть правило, есть практика. А сейчас по факту все должен решать патриарх, но юридически полномочий для этого у него нет - смотрите Устав РПЦ. Все упирается в личный авторитет нашего предстоятеля и конъюнктуру. Никакого права, тем более канонического, в этом нет. Выражаясь попросту, " правовой беспредел " . Впрочем, я не собираюсь устраивать дискусссию по поводу своих взглядов на нынешнее положение вещей. Меня, как и многих других, волнует само положение вещей. Пользуясь случаем, сразу извинюсь за ошибку в прошлом комментарии: я хотел написать не порок вещей, в порядок вещей. Надеюсь, это простится. Виктор Александров 09 июня 2012г. 03:45 Я говорю, конечно, о фактическом положении дел. Александр, Кашира 16 июня 2012г. 00:26 Глава II, статья 1. ! Глава III, статья 1.! Глава III, статья 1(а) ! Гл.3 ст.4. (л,з,и) ! Включить в Устав дополнительную главу следующего содержания!   Межсоборное присутствие!   свящ. Алексей Шляпин 17 июля 2012г. 20:59 Вцелом, тенденция документа в сторону повышения полномочий Архиерейского Собора – правильная.

http://bogoslov.ru/article/2603328

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010