Устав об управлении Русской Православной Церкви , принятый Поместным Собором РПЦ 1988 г., не ввел значительных изменений в порядок управления благочинническими округами. На Б. устав возложил обязанность не реже 1 раза в год посещать все приходы своего округа (VII 58) и предоставил ему право проводить заседания приходского собрания по указанию архиерея, по просьбе настоятеля, а также приходского собрания и приходского совета (VII 59). По благословению архиерея Б. мог созывать священников своего округа на братские совещания (VII 60). В соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви , принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г. , епархия разделяется на благочиннические округа во главе с Б., назначаемыми правящим архиереем (X 5. 50). Их границы и наименования определяются епархиальным советом (X 5. 51). В обязанности Б. входит забота о чистоте правосл. веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих (X 5. 52а), наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди (52б), «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти» (52в), «попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов» (52г), «преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни» (52д), устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (52е), предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея (52ж), ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян (52з), внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе (52и), забота о религ. окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей (52к), «наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния» (52л), забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства (52м), «исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей» (52н). В сравнении с прежним уставом в круг обязанностей Б. уже не входит предоставление клирикам отпусков.

http://pravenc.ru/text/149349.html

Священный Синод, возглавляемый Патриархом или Местоблюстителем, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами. Предыдущий «Устав» характеризовал его статус иначе – как органа «высшей законодательной, исполнительной и судебной власти» в межсоборный период. Но различие в формулировках не обозначает, что Синод совершенно утрачивает законодательную власть. Его судебные полномочия «Устав», действительно, в значительном объёме передаёт иному учреждению – общецерковному суду, сохраняя, однако, за Синодом право утверждения постановлений этого суда. Синод ответственен перед Архиерейским Собором (опущено, в сравнении с прежним «Уставом», упоминание ответственности также и перед Поместным Собором) и через Патриарха представляет ему отчёт о своей деятельности за межсоборный период. Священный Синод состоит из Председателя (Патриарха или Местоблюстителя), семи постоянных членов и пяти временных – епархиальных архиереев. «Постоянными членами являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины, Санкт-Петербургский и Ладожский, Крутицкий и Коломенский, Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, Кишинёвский и всея Молдовы; по должности – Председатель Отдела внешних церковных связей и Управляющий делами Московской Патриархии» (V, 4). В сравнении с положением, существовавшим до принятия «Устава», Архиерейским Собором в число постоянных членов Синода дополнительно включен митрополит Кишинёвский, а число временных членов, соответственно, сокращено с шести до пяти. «Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март – август) и зимнюю (сентябрь – февраль)» (V, 5). Правящие архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры духовных академий могут присутствовать на заседаниях Синода с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, школ или несения ими общецерковного послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Священный Синод, возглавляемый патриархом или местоблюстителем, является органом управления Русской Православной Церковью в период между Архиерейскими Соборами. Предыдущий Устав характеризовал его статус иначе – как орган «высшей законодательной, исполнительной и судебной власти» в межсоборный период. Но различие в формулировках не означает, что Синод совершенно утрачивает законодательную власть. А его судебные полномочия действительно Устав в значительном объеме передает иному учреждению – Общецерковному суду, сохраняя, однако, за Синодом право утверждения постановлений этого суда. Синод ответствен перед Архиерейским Собором (опущено в сравнении с прежним Уставом упоминание ответственности также и перед Поместным Собором в связи с изменением полномочий этого Собора) и через патриарха представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период. Священный Синод состоит из председателя – патриарха или местоблюстителя, семи постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев. «Постоянными членами являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии» (5, 4). В сравнении с положением, существовавшим до принятия действующего Устава, в число постоянных членов Синода дополнительно включен митрополит Кишиневский, а число временных членов соответственно сокращено с шести до пяти. «Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март–август) и зимнюю (сентябрь–февраль)» (5, 5). Правящие архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры Духовных академий могут присутствовать на заседаниях Синода с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, школ или несения ими общецерковного послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

33. Сборы, производимые по епархиям Русской Зарубежной Церкви, направляются своими Епархиальными Управлениями непосредственно Начальнику Миссии. Примечание: В случае каких либо затруднении с переводом денег по назначению, собранные средства направляются, как переходящие суммы, в кассу Архиерейского Синода, на предмет перевода их при первом удобном случае в Иерусалим, в Управление Миссии. 34. Пожертвования, отправленные с указанием их назначения, должны расходоваться Управлением Миссии на указанные жертвователем нужды, или передаваться в указанные жертвователем монастыри и учреждения. Суммы же, пожертвованные на Миссию без определенного указания, распределяются для удовлетворения нужд Миссии согласно распоряжения ее Начальника. Г. О Мужских Обителях Миссии 35. Вся монашеская братия, находящаяся в пределах Миссии в Святой Земле, является братией одного монашеского братства Миссии, неся те или иные послушания от своего настоятеля – в то же время и Начальника Миссии. 36. Братия Миссии, объединенная в одно общежитие в одном из монастырей Миссии, живут под началом назначенного Настоятелем или Начальником Миссии игумена, руководящего духовной и трудовой жизнью братии. 37. Возглавляющий такое монастырское братство Миссии игумен является членом Духовного Собора Миссии. 38. В Духовной Миссии, как и в трудовой административной жизни, такое братство руководствуется общими правилами монашеского Устава Миссии, имея право на некоторые изменения и дополнения к нему, как установившиеся местной практикой братства, и утвержденные Духовным Собором и Отцом Настоятелем – Начальником Миссии. Д. О Женских Обителях Миссии 39. Хотя женские обители и не входят в состав братства Миссии, но, как монашеские учреждения, они руководствуются в своей внутренней жизни, как духовной так и административно-трудовой, основными положениями обще-монашеского Устава Миссии. 40. В своих церковных и духовных нуждах, женские обители Русской Духовной Миссии в Иерусалиме обслуживаются священно-иноками Миссии. 41. Женские обители и монастыри Миссии могут иметь и свой собственный устав, в добавление к Уставу Миссии, с особенностями, установившимися местной практикой данной обители. Такой дополнительный устав обители должен быть представлен на рассмотрение и утверждение Начальника Миссии и только в таком случае может считаться действительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раздел I.2. Центральные Церковные учреждения I.2.1. Московская Патриархия Московская Патриархия (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава VIII, пп. 1, 3, 4, 6а. Об изменении структуры Московской Патриархии (распоряжение Патриарха Московского и всея Руси от 1 апреля 2009 г.) (...) 2. Образовать секретариат Московской Патриархии по городу Москве. 3. Согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал 18 от 31 марта 2009 года) образовать Секретариат Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. 4. Образовать в Московской Патриархии административный секретариат, ответственный за решение в рамках Патриархии – административных, хозяйственных, кадровых, юридических 4 , протокольных, информационных вопросов – с включением в него соответствующих служб. 5. Объединить канцелярию и архив Московской Патриархии в единую службу делопроизводства. 6. Образовать личный секретариат Патриарха Московского и всея Руси. 7. Образовать референтуру Московской Патриархии. 8. Преобразовать бухгалтерию Московской Патриархии в финансовую службу Московской Патриархии. 9. В связи с решением Священного Синода (журнал 18 от 31 марта 2009 года) об образовании синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества упразднить Отдел Московской Патриархии по связям с общественностью. 10. В связи с настоящей реструктуризацией упразднить Общий отдел Московской Патриархии. 11. Службу единого заказчика Московской Патриархии включить в Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии. 12. Секретари Московской Патриархии, руководитель финансовой службы, помощник Патриарха, руководитель личного секретариата и руководитель референтуры находятся в непосредственном подчинении Патриарха Московского и всея Руси. О переименовании секретариата Московской Патриархии (распоряжение Патриарха Московского и всея Руси от 9 июня 2010 г.) 1. Переименовать секретариат Московской Патриархии по городу Москве, образованный на основании нашего Распоряжения от 1 апреля 2009 г. 5, в «Управление Московской Патриархии по городу Москве».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

(ст. 11 раздела 2). Следует сказать, что столь долгое (в отличие от браков с католиками и протестантами) существование запрета на смешанный брак православных со старообрядцами был вызван чисто политическими причинами: старообрядчество было расколом на почве русского государства и его доминирующей веры, в отличие от западных конфессий, история появления которых не имела никакого отношения к России. С богословской точки зрения не было никаких препятствий для этого. Наоборот, некоторые старообрядческие направления стояли к Русской Православной Церкви ближе как протестантов, так и католиков. Отметим также, что брак старообрядцев стал признаваться в России только с 1874 г. (причем исключительно в гражданском отношении — путем записи в метрическую книгу), а в более ранее время только со времен Екатерины II такие союзы перестали преследоваться и разрушаться, хотя и не получили статуса законных . Следует упомянуть также кодифицированные сборники, появившиеся в синодальный период, в которых существовала регламентация порядка заключения смешанного брака — Устав духовных консисторий и Свод законов Российской Империи. Как известно, Устав духовных консисторий регламентировал порядок епархиального управления. Нормы о смешанных браках существовали как в редакции 1841 г. (ст. ст. 26–29), так и в редакции 1883 г. (ст. ст. 26–28). В обеих версиях документа закреплена общепринятая российская практика совершения смешанных браков (венчание в Православной Церкви и крещение детей в православии, с предварительным взиманием соответствующих расписок). В более поздней редакции отсутствует статья о получении высочайшего разрешения на брак российских невест православного исповедания с инославными иностранцами (к этому времени данное правило было отменено). В Своде законов Российской Империи, принятом в 1832 г. в качестве основного кодифицированного сборника законов государства и впоследствии неоднократно переиздававшемся (с принимаемыми поправками), существовали главы, регламентирующие порядок заключения смешанного брака. В редакции 1900 г. это следующие главы т. 10: гл. 2 (ст. ст. 61–78) и гл. 3 (ст. ст. 79–99). Первая из них регламентирует порядок заключения брака лиц неправославного христианского исповедания между собой и с православными, а также статус брака старообрядцев (раскольников). Вторая из рассматриваемых глав содержит нормы о заключении брака христиан (всех конфессий) с нехристианами, нехристиан между собой, а также о статусе брака, в котором одна из сторон принимает православие.

http://azbyka.ru/semya/smeshannye-braki-...

Святейший Синод на своем заседании, состоявшемся 31 марта 2009 г. под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, восстановил ранее упраздненные Финансово-хозяйственное управление, образовал новые синодальные отделы: По взаимодействии Церкви и общества и Информационный, а также учредил Секретариат Московского Патриархата по зарубежным церковным учереждениям. На Секретариат возложено управление учреждениями Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха, осуществляющего над ними первосвятительскую юрисдикцию. Церковными учреждениями в дальнем зарубежье являются, согласно Уставу, епархии, благочиния, приходы, ставропигиальные и епархиальные монастыри, а также Миссии, представительства и подворья, находящиеся за пределами стран СНГ и Балтии. «Заграничные учреждения Русской Православной Церкви в своем управлении и деятельности руководствуются настоящим Уставом и своими собственными Уставами, которые должны быть утверждены Священным Синодом, при уважении существующих в каждой стране законов» (14, 3). Заграничные учреждения создаются и упраздняются решением Синода. «Находящиеся за рубежом представительства и подворья являются ставропигиями. Заграничные учреждения духовно окормляют зарубежную паству, а также осуществляют свое служение в соответствии с целями и задачами внешней деятельности Русской Православной Церкви. Руководители и ответственные сотрудники заграничных учреждений назначаются Священным Синодом Русской Православной Церкви. Ныне действующий Устав предусматривает также возможность создания иных синодальных учреждений. Синодальные учреждения, согласно Уставу, «являются координационными органами по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах и епархиях, и как таковые имеют право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию» (6, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

24 . Прием в члены Приходского собрания и выход из него осуществляется, на основании прошения (заявления) гражданина, решением Приходского собрания. В случае признания члена Приходского собрания не соответствующим занимаемому им положению, он может быть выведен из Приходского собрания решением Приходского собрания. При отступлении членов Приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви, состав Приходского собрания, по решению епархиального архиерея, может быть изменен частично либо полностью. 25 . Приходское собрание созывается Настоятелем или, по распоряжению епархиального архиерея, благочинным не реже 1 раза в год. 26 . Приходское собрание: – принимает Устав Прихода, изменения и дополнения к нему, которые утверждаются епархиальным архиереем и вступают в силу с момента государственной регистрации; – сохраняет единство Прихода и его принадлежность к _______ епархии Русской Православной Церкви; – принимает и исключает членов Приходского собрания с утверждения епархиального архиерея; – образует (избирает) Приходской совет и Ревизионную комиссию; – представляет на утверждение епархиального архиерея кандидатуру председателя Приходского совета – церковного старосты; – планирует финансово-хозяйственную деятельность Прихода; – обеспечивает сохранность церковного имущества и заботится о его приумножении; – принимает годовой бюджет, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительские цели, и представляет его на утверждение епархиального архиерея; – принимает планы и рассматривает проектно-сметную документацию на строительство и ремонт церковных зданий; – рассматривает и представляет на утверждение епархиального архиерея финансовые и прочие отчеты Приходского совета и доклады Ревизионной комиссии; – утверждает штатное расписание; – определяет содержание членам причта и Приходского совета; – на условиях, определяемых настоящим Уставом, Каноническим уставом Русской Православной Церкви, Уставом Русской Православной Церкви (гражданским) и Уставом епархии, а также действующим законодательством, определяет порядок распоряжения имуществом Прихода;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В апреле 1858 г. посланник в Греческом королевстве действительный статский советник И. П. Озеров в письме к директору азиатского департамента МИД описал бедственное положение Греческой Церкви. Согласно его наблюдениям, «храмы Божии, и их служители, и народ, в них молящийся, – все вместе носит на себе печать убожества, нечистоты и беспорядка .... Все части духовного управления обессилены одна другою, а все вместе светскою властью, вмешивающейся во все бездушно и бессознательно... Столь же мало утешительного представляет нам и духовное образование в Греции». Для улучшения положения Православной Церкви в Греческом королевстве Озеров предлагает усилить сношения между Русской и Греческой Церквами, оказывать сочувствие и поддержку Греческой Церкви на государственном уровне. В качестве одной из мер, способствующей сближению двух Церквей, дипломат предлагал организовать обмен современной богословской литературой 55 . Записка Озерова была доложена государю, который наложил благоприятную для обер-прокурора резолюцию: «Жалкая картина, я совершенно согласен на все предлагаемые меры» 56 . Узнав о записке Озерова, а затем и получив от Министра иностранных дел копию записки с резолюцией государя, А. П. Толстой немедленно начал действовать. Обер-прокурор выступил с инициативой создания русско-греческого общества, цель которого – распространение и популяризация в русском обществе греческой духовной и светской литературы. В составлении устава нового общества по поручению Толстого принимал участие К. Зедергольм. Проект устава русско-греческого общества был направлен митрополиту Филарету (Дроздову) , который в целом одобрил идею обер-прокурора, но указал на то, что необходимо не только знакомить русское общество с новогреческой литературой, но и греков с русской словесностью 57 . Скорректированный устав был одобрен митрополитом Григорием (Постниковым) , который согласился быть его председателем. Заручившись вначале устным одобрением императора, обер-прокурор в ноябре 1858 г. подает Александру II всеподданнейший доклад с уставом общества для высочайшего утверждения 58 . Но государь не решился сразу официально одобрить инициативу Толстого и отправил устав для обсуждения в Комитет министров, где он практически был похоронен.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   Это заявление иерархов Русской Православной Церкви весьма характерно, так как оно показывает пример объективного отношения нашей Святой Церкви к историческим церковным событиям даже в то время, когда Константинополь допустил и продолжал допускать целый ряд антиканонических действий по отношению к русским церковным самочинникам как в пределах Советского Союза, так и (особенно) за рубежом. 7. Первый Устав Албанской Православной Церкви    В организации Албанской Православной Церкви были сразу же обнаружены существенные недочеты. Весьма неудачными оказались те положения принятого в 1929 г. Албанским Священным Синодом первого Устава об управлении Церковью, в которых утверждался национальный характер Церкви. Так, ст. 3 Устава гласит: «Официальным языком Албанской Церкви является албанский». В ст. 16 Устава говорится: «Архиепископ, епископы, региональные архиерейские уполномоченные, великий эконом -митрофор, главный секретарь Священного Синода, а также клирики — помощники и заместители Архиепископа и епископов должны быть по крови и языку албанцами и албанскими подданными». К этому ст. 58 добавляет: «Все упоминаемые в ст. 16 клирики, находящиеся на служении Автокефальной Албанской Церкви, если не имеют перечисленных в вышеназванной статье качеств, с начала вступления в силу настоящего Устава лишаются церковного сана».    Эти положения Устава, утверждающие, что все высшие церковнослужители должны быть «по крови и языку албанцами», явились прямым нарушением слов апостольских о Церкви Христовой, в которой «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободнаго; нет мужескаго пола, ни женскаго», но все составляют «одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). 8. Декрет «О религиозных общинах»; трудности Церкви    В 1930 г. правительство Зогу издало декрет «О религиозных общинах», который принес Албанской Церкви новые трудности. Согласно этому декрету церковное имущество поступало в распоряжение местных властей, а не самих общин. Священнослужители были лишены избирательных прав. Если кто-либо из них желал голосовать или баллотироваться, должен был не менее чем за шесть месяцев до выборов уйти со своего служения. Занимающий какую-либо должность на государственной службе в случае избрания его общиной на какой бы то ни было пост должен был оставить ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010