Пн Положення про округи, що входять до складу та про благочинних 28 грудня 2018 р. 22:30 Документ принят на заседании Священного Синода 28 декабря 2018 года ( журнал 128 ). I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность благочиннических округов (или благочиний), входящих в состав епархий Русской Православной Церкви и сформированных по территориальному признаку, то есть церковных административных единиц, объединяющих близлежащие приходы и подворья одной епархии с их клиром. Примечание В Русской Православной Церкви также действуют: Деятельность таких благочиний регулируется распоряжениями епархиального архиерея. 1.2. Границы благочиний и их наименования определяются епархиальным советом, действующим в соответствии с указаниями епархиального архиерея (Устав Русской Православной Церкви, XVI.53.ж и XVI.60). 1.3. Благочиние не имеет статуса юридического лица. 1.4. Благочиние осуществляет свою деятельность на основании указов и распоряжений епархиального архиерея, а также распоряжений викарного архиерея, управляющего викариатством, если благочиние входит в состав викариатства (далее — «управляющего викариатством»), в соответствии со Священным Писанием и Священным Преданием; канонами святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; Уставом Русской Православной Церкви (далее — «Устав») и уставом епархии; постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, решениями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Благочиние соблюдает законодательство страны пребывания. 1.5. Благочиние может иметь бланк или штамп, в которых указана принадлежность к Русской Православной Церкви и епархии (а также викариатства, если благочиние входит в состав такового). Образец типового бланка и штампа утверждается епархиальным архиереем. II. Управление благочинием 2.1. Во главе благочиния стоит благочинный. 2.2. Благочинный в осуществлении своих обязанностей непосредственно подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Благочинный округа, входящего в составе викариатства, также подчинен и подотчетен управляющему викариатством.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5331738...

Государственная власть Эстонии, инициатор этой акции, ставила целью любым путем добиться полного разрыва взаимоотношений между АПЦЭ и Русской Православной Церковью, чтобы исключить влияние Советской России на Эстонию по церковным каналам. Представители этой власти принадлежали по преимуществу к лютеранскому исповеданию, и их не интересовали основы устройства Поместных Православных Церквей и характер канонического регулирования их взаимоотношений, принципиально отличный от установленных среди евангелическо-лютеранских Церквей. Эстонские власти добивались от Патриарха Константинопольского автокефалии для АПЦЭ, ибо едва ли их в полной мере устраивала зависимость АПЦЭ от эллинизированного церковного центра, к тому же расположенного в Турции. Патриарх Константинопольский Мелетий IV был вполне удовлетворен результатами своей деятельности по расширению сфер влияния Константинопольского Патриархата. Это давало ему повод утверждать свое право на управление всей православной диаспорой. Вместе с тем томос Патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 г. содержал те же принципы автономного устройства Православной Церкви в Эстонии, на каких она пребывала в канонической юрисдикции Русской Православной Церкви. Митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр, не получив автокефалии от Константинопольского Патриарха, продолжал руководить своей Церковью на автономных началах, но при этом самовольно усвоив Эстонской автономной Церкви прерогативу, принадлежащую исключительно автокефальным Церквам— самостоятельно поставлять предстоятеля Церкви с последующим извещением об этом событии предстоятелей других автокефальных Церквей, в то время как каноническое избрание и поставление митрополитов Автономной Православной Церкви должно осуществляться с согласия Предстоятеля Церкви, в чьей юрисдикции она находится, и с его утверждением избранного архипастыря. 3 июля 1926 г. Министерство внутренних дел Эстонской Республики зарегистрировало Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), а не Эстонской Православной Митрополии. С исправлениями и дополнениями он был утвержден специальным постановлением правительства республики 22 мая 1935 г. и во многом соответствовал статусу и положению автокефальной Церкви, и только в одном месте устава упоминалось о Церкви, под чьей юрисдикцией находилась ЭАПЦ. В § 29 говорилось о том, что предстоятель Церкви «о своем избрании на должность митрополита сообщает главе государства и Константинопольскому Патриарху» . По-видимому, такой специфический характер устава и явился причиной, по которой он не был утвержден Патриархом Константинопольским.

http://sedmitza.ru/lib/text/430331/

XIII. Духовные учебные заведения 1. Духовными учебными заведениями Русской Православной Церкви являются высшие и средние специальные учебные заведения, подготавливающие священно- и церковнослужителей, богословов и церковных работников. 2. Духовные учебные заведения состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет. 3. Канонически Духовные учебные заведения входят в юрисдикцию того епархиального архиерея, на территории епархии которого они находятся. 4. Духовные учебные заведения учреждаются решением Священного Синода по представлению епархиального архиерея, поддержанного Учебным комитетом. 5. Духовное учебное заведение управляется и осуществляет свою деятельность на основании настоящего Устава, гражданского и внутреннего Уставов, одобренных Священным Синодом и утвержденных епархиальным архиереем. 6. В случае принятия Духовным учебным заведением решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, Духовное учебное заведение лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности Духовного учебного заведения как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало Духовному учебному заведению на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви. XIV. Церковные учреждения в дальнем зарубежье 1. Церковными учреждениями в дальнем зарубежье (ниже именуемыми " заграничными учреждениями " ) являются епархии, благочиния, приходы, ставропигиальные и епархиальные монастыри, а также миссии, представительства и подворья, находящиеся за пределами стран СНГ и Балтии. 2. Высшая церковная власть осуществляет свою юрисдикцию над этими учреждениями через Отдел внешних церковных связей. 3. Заграничные учреждения Русской Православной Церкви в своем управлении и деятельности руководствуются настоящим Уставом и своими собственными Уставами, которые должны быть утверждены Священным Синодом, при уважении существующих в каждой стране законов.

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

Канонические подразделения Церкви, получив статус юридического лица, стали полноправными субъектами права. В своих гражданских правоотношениях они руководствуются гражданскими уставами, которые определяют цели и задачи их деятельности. Священный Синод за последние два года утвердил типовые уставы епархий, приходов, монастырей, подворий и других церковных подразделений. В уставах определены структура и порядок формирования этих подразделений, органы управления ими и компетенция последних, порядок владения церковным имуществом. Отражены и иные положения, влияющие на жизнедеятельность канонических подразделений. Принят гражданский Устав Русской Православной Церкви, где закреплен ряд положений, касающихся внутрицерковного устройства и управления. Эти положения также учтены в новой редакции Устава. Существенной переработке подвергнута глава Устава " Духовные школы " ввиду появления школ нового типа, нахождения учебных заведений в епархиальном подчинении и на епархиальном финансировании. Учитывая, что глава " Финансы и имущество " Устава от 1998 года практически не предполагала возникновения сферы производственной и предпринимательской деятельности Церкви, ее учреждений и созданных ими предприятий, в эту главу внесены соответствующие дополнения. Она также дополнена основанным на каноническом праве определением отношения к церковному имуществу. Предлагается ясно обозначить, что все имущество, используемое религиозными организациями Церкви, является имуществом Русской Православной Церкви. Это положение закреплено в гражданском Уставе Русской Православной Церкви и уставах канонических подразделений. Предлагается более четко и конкретно прописать юрисдикцию и деятельность церковного суда, определив его компетенцию и порядок разрешения церковных споров. Проект Устава предполагает введение суда трех уровней – епархиального, общецерковного и суда Архиерейского Собора, с соответствующим распределением компетенций. Глава Устава " Пенсионное обеспечение " приведена в соответствии с действующим законодательством России и других стран, где находятся канонические подразделения Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429418/

70. Трудовые отношения работника регулируются типовым трудовым договором (контрактом) с религиозной организацией или центром духовно-нравственного воспитания (при наличии юридического лица). 71. Работники воскресной школы имеют право: а) на участие в управлении воскресной школой в порядке, определяемом настоящим положением; б) повышение своего профессионального уровня. 72. Педагогические работники обязаны: a) участвовать в жизни прихода; (...) в) соблюдать настоящее положение; г) выполнять обязанности, определяемые должностными инструкциями и трудовым договором; д) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия; е) быть вежливыми в общении с коллегами, воспитанниками и их родителями. VII. Управление воскресной школой, являющейся структурным подразделением религиозной организации 73. Управление воскресной школой осуществляется в соответствии с нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, устав религиозной организации), настоящим положением и строится на принципах единоначалия и самоуправления. 74. Руководитель религиозной организации Русской Православной Церкви (далее – настоятель) – должностное лицо, назначаемое Святейшим Патриархом, Священным Синодом или епархиальным архиереем, возглавляющее местную религиозную организацию (настоятель, благочинный, наместник) или иное учреждение Русской Православной Церкви (руководитель синодального или епархиального отдела, епархиальный архиерей). 75. Настоятель по должности осуществляет общее руководство воскресной школой. 76. В компетенцию настоятеля входит: а) создание, реорганизация и ликвидация воскресной школы; б) принятие на работу и освобождение от должности директора воскресной школы; в) утверждение аттестационной комиссии воскресной школы; г) контроль за учебно-воспитательной, хозяйственной и иной деятельностью воскресной школы; д) прием на работу преподавателей воскресной школы, утверждение штатного расписания, ставок заработной платы и должностных окладов преподавателей воскресной школы, надбавок и доплаты к ним;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Епархиальный архиерей имеет право отстранить от работы члена приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего Устава или гражданского устава прихода». 33. Пункт 50 главы XI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Все официально исходящие от Прихода документы подписывают Настоятель и (или) председатель Приходского совета в пределах их компетенции». 34. Абзац 2 пункта 55 главы XI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «В случае выявления злоупотреблений ревизионная комиссия немедленно информирует о том епархиальную власть. Ревизионная комиссия вправе направить акт проверки непосредственно епархиальному архиерею». 35. Подпункты б и в пункта 58 главы XI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: В обязанности ревизионной комиссии входит: «б) проведение по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности прихода, сохранности и учета принадлежащего приходу имущества; в) ежегодная инвентаризация имущества прихода». 36. Главу XIV Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «XIV. Церковные учреждения в дальнем зарубежье 1. Церковными учреждениями в дальнем зарубежье (ниже именуемыми «зарубежными учреждениями») являются епархии, благочиния, приходы, ставропигиальные и епархиальные монастыри, а также миссии, представительства и подворья Русской Православной Церкви, находящиеся за пределами стран СНГ и Балтии. 2. Высшая церковная власть осуществляет свою юрисдикцию над этими учреждениями в порядке, определяемом Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. 3. Зарубежные учреждения Русской Православной Церкви в своем управлении и деятельности руководствуются настоящим Уставом и своими собственными уставами, которые должны быть утверждены Священным Синодом при уважении существующих в каждой стране законов. 4. Зарубежные учреждения создаются и упраздняются решением Священного Синода. Находящиеся за рубежом представительства и подворья являются ставропигиями.

http://patriarchia.ru/db/text/1403020.ht...

Иначе говоря, гражданское законодательство, игнорируя культовое понимания Прихода как некоей церковной целостности, легализирует особую организацию, якобы представляющую интересы верующих граждан безотносительно их проживания на той или иной территории. Такой организацией является, как выше указывалось – Храм (в именовании «Устава 1998» – Приход), а высшим органом ее управления являются члены-учредители, называемые Приходским Собранием. Чтобы расширить представительскую способность Приходского Собрания, «Устав Прихода 1998» ввел в его состав всех священнослужителей Прихода и прихожан: «В состав Приходского собрания входят священнослужители Прихода, его учредители, а также прихожане, достойные по своей приверженности к православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в разрешении приходских дел». Эту формулировку расширил «Устав Церкви 2000»: «Ст. 34. ...В состав Приходского Собрания входят священнослужители прихода, его учредители, а также прихожане, регулярно участвующие в литургической жизни прихода, достойные по своей приверженности Православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнего возраста и не состоящие под запрещением, а также под церковным или светским судом». Здесь видна попытка отделить «учредителей» от «прихожан» – проблема, созданная гражданским законодательством. Следовательно, группа «учредителей» – это часть Приходского Собрания, которое в целом может постепенно расширяться включением в него новых членов после каждого очередного заседания. Приходской Устав вообще не определяет порядок образования Приходского Собрания. Но в «Уставе Прихода 1998» усилена роль епархиального Архиерея в образовании приходов, поэтому имеется такое выражение – «По распоряжению епархиального архиерея, проводится учредительное собрание, на котором формируются органы управления Приходом». Скрытый смысл здесь таков, что Архиерей сам может формировать группу учредителей, которая составит требуемое Уставом Приходское Собрание. Это подтверждается, например, такой уставной нормой: «При отступлении членов Приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви, состав Приходского собрания, по решению епархиального архиерея, может быть изменен частично либо полностью». То есть Архиерей может полностью изменить состав Собрания в его части как группы учредителей, распустив прежнюю группу и введя в ее состав новых членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священный Синод, в соответствии с «Уставом», избирает и назначает архиереев, перемещает их в исключительных случаях и увольняет на покой, вызывает архиереев на синодальные сессии, рассматривает отчёты правящих епископов. Синод назначает руководителей синодальных учреждений и их заместителей, ректоров духовных школ. Священный Синод руководит деятельностью синодальных учреждений, рассматривает и одобряет центральный церковный бюджет, сметы синодальных учреждений, духовных школ и соответствующие отчёты. Синод вносит изменения в наименование епархий, одобряет создание епархиальных учреждений, одобряет уставы монастырей, по представлению Учебного комитета утверждает учреждение новых кафедр в духовных академиях, уставы и учебные планы духовных школ, программы семинарий. «Устав» предоставил Синоду права суда первой инстанции по делам архиереев, суда первой и последней инстанции по делам сотрудников синодальных учреждений, а также суда второй инстанции по делам остальных клириков и мирян. Синодальные учреждения, согласно «Уставу» 1988 года, создаются и упраздняются Поместными и Архиерейскими Соборами или Священным Синодом и подотчётны им. Во главе синодальных учреждений должны были стоять лица в архиерейском сане, назначаемые Синодом. «Устав» 1988 года предусматривал существование следующих синодальных учреждений: Управление делами Московской Патриархии с канцеляриями Патриарха и Синода, синодальная библиотека и архивом; Отдел внешних церковных сношений; Издательский отдел; Хозяйственное управление; Учебный комитет; Пенсионный комитет. 34.2. Высшее церковное управление от Поместного Собора 1988 года до Архиерейского Собора 2000 года В связи с тем, что по постановлению Архиерейского Собора 1989 года был образован Белорусский Экзархат Московского Патриархата, состав членов Священного Синода был расширен, для чего Архиерейским Собором января 1990 года были внесены соответствующие изменения в «Устав об управлении Русской Православной Церкви». Постоянным членом Синода стал митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. Соответственно до шести лиц было увеличено и число временных членов Священного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

3.5. Подворье вправе с письменного разрешения (благословения) Патриарха, полученного по представлению Наместника (Игумении) Монастыря, обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления с предложением о создании православных кладбищ. IV. Органы управления и органы контроля за деятельностью Подворья. Структура Подворья 4.1. Органами управления Подворья являются: – Патриарх; – Наместник (Игумения) Монастыря; – Настоятель (Настоятельница) Подворья. 4.2. Структурные подразделения Подворья (без прав юридического лица) создаются (упраздняются) по решению Настоятеля (Настоятельницы) Подворья с письменного разрешения (благословения) Патриарха, полученного по представлению Наместника (Игумении) Монастыря. V. Патриарх 5.1. Патриарх является высшим (руководящим) органом управления Подворья. Патриарх: – по представлению Наместника (Игумении) Монастыря назначает на должность (освобождает от должности) Настоятеля (Настоятельницу) Подворья, членов причта из числа лиц, не являющихся насельниками (-цами) Монастыря; – утверждает настоящий Устав с изменениями (дополнениями); – рассматривает и (или) утверждает ежегодный отчет Подворья о деятельности Подворья, финансовый отчет, а также иные отчеты Подворья; – утверждает либо согласовывает (благословляет), по представлению Наместника (Игумении) Монастыря, решения Настоятеля (Настоятельницы) Подворья в случаях, предусмотренных настоящим Уставом; – осуществляет контроль за религиозной, административной и финансово-хозяйственной деятельностью Подворья, в случае необходимости проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности Подворья; – осуществляет иные полномочия, предусмотренные Каноническим уставом Русской Православной Церкви, а также настоящим Уставом. VI. Настоятель (Настоятельница) Подворья 6.1. Настоятель (Настоятельница) Подворья назначается на должность указом Патриарха по представлению Наместника (Игумении) Монастыря. Патриарх освобождает Настоятеля (Настоятельницу) Подворья от должности по представлению Наместника (Игумении) Монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Вся история нашей Церкви после вынужденного окончания заседаний Поместного собора стала временем борьбы за право сохранить соборно-патриаршую форму управления Церкви, для утверждения которой так много сделали члены Собора 1917-1918 гг. Ни Святейший Патриарх Тихон, ни Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский), ни его Заместитель, а затем Местоблюститель и Патриарх Сергий (Страгородский) не оставляли попыток получить разрешение советских властей на созыв Поместного собора и формирование органов высшего церковного управления, даже в те моменты, когда ставилось под сомнение само существование Русской Церкви, а все полномочия высшего церковного управления сосредотачивались в одном лице Предстоятеля. Изменения в положении Русской Православной Церкви наметились в 1943 году, но наиболее стали заметны в связи с проведением Поместного собора 1945 г., на котором было принято положение «Об управлении Русской Православной Церкви», закреплявшее статус и полномочия Патриарха, статус Священного Синода, предусматривавшее, хотя и с разрешения советского правительства, возможность созыва Поместных и Архиерейских соборов. Нужно заметить, что «Положение» 1945 г. было далеко от детализации норм, разработанных Всероссийским церковным собором 1917-18 гг. и закрепленных в его определениях. Более того, многое из определений Собора 1917-18 гг. относительно статуса, компетенции, порядка избрания Патриарха и местоблюстителя Патриаршего престола, Священного Синода, все, что касается Высшего Церковного Совета, осталось не закрепленным в нормах положения «Об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. Несмотря на недостатки, «Положение» 1945 г. позволило в основных чертах формально-юридически закрепить соборно-патриаршую форму устройства и высшего церковного управления и частично восстановить для практического применения разработанные Всероссийским церковным собором 1917-1918 гг. нормы, касающиеся высшего управления Русской Церкви.    Укрепление соборного начала в высшем церковном управлении получило дальнейшее развитие в 1988 г. и было связано с Поместным собором, принявшим «Устав об управлении Русской Православной Церкви», которым впервые фиксировались статус, компетенция, порядок созыва и работы Архиерейского собора. В Уставе также подробно детализировалась компетенция Патриарха и закреплялись полномочия и порядок работы Священного Синода. В целом, «Уставом» 1988 г. высшее управление Русской Православной Церкви было в большей степени, по сравнению с «Положением» 1945 г., приближено к модели построения высшей церковной власти и управления, разработанной Всероссийским церковным собором 1917-1918 гг.

http://bogoslov.ru/article/221155

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010