Мы молимся как Церковь – всецелая Церковь молится с нами или, скорее, в нас и через нас. И вместе с тем, такое участие в мистерии Славословящей Церкви требует духовного приготовления, душевного и телесного очищения. Молитвословие «в затворе» крайне необходимо. Но оно может свершиться только в общем тайнодействии предельной мистерии Христа, в общности всех наших братьев. История Искупления еще не завершена. Укорененные в памяти о бывшем и прошедшем, христиане продолжают жить в уповании: Царствие Божие приидет. Обратно, сама Церковь является залогом этого славного свершения и с первых дней молится за его исполнение: «Как сей преломляемый хлеб, некогда рассеянный по горам, был собран и стал единым, собери Церковь Твою от концов земли во Царствие Твое!» (Дидахе 9:4). 179 Magnificat (лат.) – песнь Богородицы («Честнейшая»), название происходит от первого слова стиха из Вульгаты «Magnificat anima mea Dominum» (Величит душа Моя Господа), славословие Девы Марии из Евангелия от Луки ( Лк.1:46–55 ). – Прим. перев. 180 Nunc dimittis (лат.) – песнь Симеона Богоприимца, название происходит от первого слова стиха из Вульгаты «Nunc dimittis servum tuum, Domine» (Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко), слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки ( Лк.2:29–32 ). – Прим. перев. 183 Post Christum natum, P.C.N (лат.) – после Рождества Христова, также используется антоним Ante Christum Natum, A.C.N., соответственно, до Рождества Христова, фиксация ушедшей эпохи. – Прим. перев. 184 Akolouthia (лат. от греч. κολουθα – последование; здесь: чинопоследование) – установленное правило или традиционное последовательное сочетание молитв, песнопений и действий, составляющих в совокупности определенное богослужение. – Прим. перев. 185 Koinonia – (лат. от греч. κοινωνα – сообщество, соотношение, связь; от κοινωνω – участвовать, получать или иметь участие, в смысле помогать) – совместное участие, идеальное состояние общения и единства, которое должно существовать в христианской Церкви, Теле Христовом. Апостол Иоанн говорит об этом так: «О том, что видели и слышали, возвещали вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение – с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» ( 1Ин 1:3 ). – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Таково было участие святого· дома Живоначальные Троицы и Препод. Сергия в делах государственных в трудные времена России, – участие не словом только, но и делом; таково было значение этой святой обители для соседней ей Москвы, где сосредоточивалась до Великого Петра вся жизнь и деятельность государственная. Так служил и помогал святой чудотворец во всех бедах и напастях отечеству и благотворил всевозможным образом народу. Так веровали в чудотворную силу Сергия и благоговейно почитали его «даже до днесь» все цари русские и святители всех стран. Православный народ, вспоминая великие благодеяния Препод. Сергия, как вообще для России, так и в частности для всех, призывающих его с верою, чтил и чтит его духовным отцом отечества и притекает со всех концов обширной земли нашей в московскую Лавру, для поклонения своему благодетелю и для принятия от него духовной милостыни. Так прославляет Бог прославляющих Его! Мало того, – когда по " планам Великого Петра, в видах успешнейшего просвещения, развития и благоденствия России, средоточие народной деятельности перемещено было из древней столицы Москвы на север, на берега Невы, а чрез то государи наши и высшие власти лишены были возможности иметь ближайшее сообщение со святыней Сергиевой Лавры и часто посещать, по примеру прежних царей русских, гроб Препод. Сергия, св. чудотворец сам приблизился к северной столице и водворился, благодатным образом, в новой своей иноческой обители, которая основана в виду этой столицы и ограждающей ее прибалтийской твердыни. И мы вполне верим, что тот предел, который избран Преподобным для своей обители, будет всегда сохранен от всякой вражеской напасти двумя св. стражами царствующего града св. Петра: Великим Князем Александром Невским и Преподобным Сергием, бдящими над ним, – один со стороны побежденных им некогда шведов другой со стороны иных народов, от которых он духовно защищал Россию! И разве тогда упование наше посрамится, когда за безмерность беззаконий наших Бог отвратит лице Свое от нас и не послушает ходатайства за нас святых Своих. «Аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим – несть душа Моя к людем сим», – угрожал Господь, чрез Своего пророка, избранному народу Своему, и предавал в руки врагов непокорных воле Его израильтян Добавление к Сказанию о преп. Сергии 35

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но разделяясь между собою географически, и находясь под влиянием резко различных исторически-культурных обстоятельств, Евреи очень резко расходятся относительно частностей в учении о Мессии. Между тем, как Евреи неподвижного востока остаются верными традиционно легендарным представлениям о Мессии, как национально-еврейском царе-завоевателе, Евреи прогрессирующей Европы говорят напротив, что они не увлекаются никакими утопиями и химерами на счет пришествия Мессии, и что они всеми силами, словом и делом трудятся к сближению, или к слиянию Евреев с остальными народами в гражданско-политическом отношении. 14 Собор раввинистов, бывший в Амстердаме в 1863 году, обнародовал к своим единоверцам воззвание, в первом пункте которого было сказано, что Евреи не ожидают пришествия Мессии, Который бы собрал их со всех концов земли в страну их предков, и восстановил бы политическую независимость Иудеи. Мы понимаем идею мессианства (говорят прогрессисты-Евреи) как освобождение всех людей из-под гнета невежества, пороков и приближения к нравственному идеалу. «Мы не хотим произносить молитвы о земном царстве Мессии», говорило берлинское общество новых раввинистов. Для такого рода Евреев идея о Мессии имеет чисто отвлеченный характер и никакого реального значения. Для них Мессия не живое лицо, не отдельный человек, а эпоха высшего нравственного развития человечества, успехов гуманности и цивилизации. Но тогда, как одни из Евреев относятся к учению о Мессии в высшей степени отрицательно, другие остаются исполненными самых искренних ожиданий Мессии, а потому, когда прогрессивно-отрицательное направление в иудействе осмелилось открыто и коллективно заявить свои убеждения, то консерваторы-Евреи подняли целую бурю против прогрессистов. Один знаток религиозного сознания современных Евреев (в особенности русских), говорит: «уверяем, что Евреи исключительно живут верою в Мессою, и выражают ее в уповании, в обрядах Богослужения, в молитвах и при отправлении праздников. С сладкой надеждой на Мессию они засыпают и встают. Тот не иудей, говорят они, кто не исповедует пришествия Мессии и сомневается в этом, но мы ждем его день и ночь. Трудно вполне передать с каким пламенным восторгом, с каким энтузиазмом просят они Бога, чтобы он ускорил время пришествия Мессии. Во время Субботнего Богослужения они протяжно и жалобно поют: «Когда Ты, Господи, воцаришься в Сионе? Царствуй там скорее, во дни наши, и воцарися на веки века. Да возвеличится и да святится имя Твое в Иерусалиме, да сподобимся очами нашими узреть царство Твое, ибо написано в песнях Давида о Мессии, Праведнике Царе Израильском».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Отворите мне дверь тесной кельи, чтобы я мог вздохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий Преподобного Сергия, который орашен дождем слез его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных. Дайте мне облобызать праг ее сеней, который истерт ногами святых, и через который однажды переступили стопы Царицы Небесной. Укажите мне еще другие сени другой кельи, которые в один день своими руками построил Преподобный Сергий, и в награду за труд дня, и за глад нескольких дней, получил укрух согнивающаги хлеба. Посмотрел бы я, как, позже других насажденный в сей пустыне, Преподобный Никон спешно растет и созревает до готовности быть преемником Преподобного Сергия. Послушал бы молчания Исаакиева, которое без сомнения поучительнее моего слова. Взглянул бы на благоразумного Архимандрита Симона, который довольно рано понял, что полезнее быть послушником у Преподобного Сергия, нежели начальником в другом месте. Ведь это все здесь: только закрыто временем, или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге. Откройте мне ковчег: покажите сокровище; оно непохитимо и неистощимо; из него, без ущерба его, можно заимствовать благопотребное, например, безмолвие молитвы, простоту жизни, смирение мудрования 169 . «И в наши дни, как справедливо замечает проф. Ключевский, люди всех классов русского общества притекают ко гробу преп. Сергия со своими думами, мольбами и упованиями, государственные деятели приходят в трудные переломы народной жизни, простые люди в печальные или радостные минуты своего частного существования, и этот приток не изменялся в течении веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества. Старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов русской земли, бьют до сих пор тем же свежим ключом, как были в XIV веке. Если бы возможно было воспроизвести писанием все, что соединилось с памятью Преподобного, что в эти 500 лет было молчаливо передумано и перечувствовано перед его гробом миллионами умов и сердец, эго писание было бы полной глубокого содержания историей нашей всенародной политической и нравственной жизни» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Келья святителя Тихона сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставления и благословение. Особенно любил святитель беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, увещевал не роптать, разорённым помогал деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем пред ними за их угнетённых крестьян. На благотворения шла вся его пенсия и всё, что он получал в дар от знакомых. На покое святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776). В праздник Рождества Христова 1779 года святитель в последний раз был в храме на Божественной литургии. 29 января 1782 года святитель составил духовное завещание, в котором, воздав славу Богу за все Его благодеяния к нему, словами апостола Павла выразил упование на милость Божию и за пределами земной жизни. В своей жизни преосвященный Тихон часто молился из глубины души словами: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих». И однажды был ему голос: «В день недельный». Свою кончину святитель предузнал и предсказал за три дня, позволив в тот день всем знакомым приходить к нему прощаться. Скончался святитель в воскресенье, 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, где и ныне почивают его святые мощи. В 1861 году святитель Тихон причислен к лику святых. 13 августа 1861 года в городе Задонске, в торжественной обстановке, при огромном стечении паломников со всех концов России, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским ; † 1892), в сослужении многочисленных иерархов и духовенства, были открыты мощи святителя Тихона. Митрополит Исидор при открытии святых мощей в своём слове говорил: «Горел здесь светильник, поставленный Богом, – и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия... Поистине это был свет мира, соль земли... Светильник не угас... Он перенесён на свещник к Престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного...»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В монастыре в начале века находились два ковчега с частицами мощей святых угодников. Однако главной святыней монастыря была чудотворная икона Скорбящей Божьей Матери, которая именовалась " Упование всех концов земли " . Икона эта была написана в 1821 году на стене в среднем ярусе колокольни иноком Даниилом Московченко. К образу этому приходили многие больные, для которых возле него служились молебны с водоосвящением. Известно также, что находившиеся в монастыре нетленные мощи архиепископа Амвросия Серебренникова и епископа Афанасия Вольховского подавали благодатное исцеление всем с верою просящим у них помощи. С первых лет Советской власти, в соответствии с многочисленными декретами, производилось изъятие золотой и серебряной церковной утвари. За период с 1917 по 1919 год был практически полностью вырублен знаменитый монастырский дубовый лес. Во время немецкой оккупации Полтавы летом 1918 года при монастыре была открыта небольшая амбулаторная больница. В 1923 году монастырь был закрыт. В помещениях монастыря разместились клуб поселка железнодорожников и губернский архивный склад. С 1933 года и до конца 30-х годов в монастыре размещалась детская трудовая колония для сирот и беспризорных. В конце 1930-х годов бывшие келии монастырю были Полтавскому государственному педагогическому институту и в них были оборудованы общежитие, столовая и квартиры для преподавателей. Во время немецкой оккупации 1942-1943 гг. община монахинь получила разрешение открыть в уцелевших помещениях женский монастырь. В послевоенные годы монастырь начал постепенно отстраиваться за счет церкви и частных пожертвований. В ноябре 1958 года Полтавский облисполком принял решение о ликвидации Полтавского Крестовоздвиженского монастыря и передаче его помещений Полтавскому государственному педагогическому институту. 48 монахинь и основное имущество монастыря были вывезены 8 июля 1960 года в Лебединский Николаевский монастырь (Черкасская область), а монахинь разместили по домам престарелых или передали родственникам. Решением местной власти со всех монастырских зданий были сняты кресты. В 1980-е годы было окончательно уничтожено монастырское кладбище, на котором были похоронены многие выдающиеся полтавчане и простые жители города.

http://sobory.ru/article/?object=11933

– О еже подати дожди благовременны, ранны же и поздны, росу плодоносну, ветры мерны и благорастворенны, и теплоту солнечную возсияти, молим Ти ся, всещедрый Господи, услыши и помилуй. – О еже помянути церковь святую Свою, и укрепити, утвердити же, разширити, и умирити ю, и невредиму адовыми враты, и всеми наветы видимых и невидимых врагов непребориму во веки соблюсти, молим Ти ся, вседержавный Владыко, услыши и помилуй. – О еже искоренити и угасити все богохульное безбожник нечестие, и царство их скоро разрушити, и правоверным предати, молим Ти ся, всесильный Господи, услыши и помилуй. – О еже избавитися нам в сие грядущее лето, и во все дни живота нашего от глада, губительства, труса, потопа, града, огня, меча, нашествия иноплеменных, и междоусобныя рати, и всякия смертоносныя раны, скорби же и нужды, молим Ти ся, милосерде Господи, услыши и помилуй. Иерей, врзглас: Услыши ны, Боже Спасителю наш, упование всех концов земли и сущих в море далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец, Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон: Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся. Хор: Господи помилуй (трижды). Молитва Владыко Господи Боже наш, источник жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим промыслом. Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси на нас в мимошедшее время живота нашего, молим Тя, всещедрый Господи! Благослови венец наступающаго лета, Твоею Благостию: сохрани возлюбленных рабов Твоих ... Умножи дни живота их в непоколебимом здравии, и во всех добродетелех преуспеяние им даруй. Подаждь свыше благая Твоя и всем людем Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение. Церковь Твою святую, град сей и вся грады и страны от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие тем даруй: Тебе Безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном, всесвятым и животворящим Твоим Духом во Едином Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и пресвятое имя Твое воспевати да сподобиши.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В первые годы своего пастырства, когда верующих в храме было не очень много, он исповедовал каждого человека отдельно, каждому уделял довольно много времени, с некоторыми говорил часами. Но постепенно людей в церкви становилось всё больше и больше, и исповедь тогда шла по двенадцать часов в сутки без перерыва. Батюшка принимал исповедь стоя. Исповедники же, ожидая своей очереди, часто не выдерживали и садились, некоторые даже ложились на пол. В конце концов, когда в соборе стало собираться до пяти тысяч человек сразу, отец Иоанн, по необходимости, ввёл общую исповедь. На всех участников и очевидцев она производила неизгладимое впечатление.Перед исповедью Батюшка чистым, громким голосом читал молитвы. И молился он так, что слова молитвы проникали в душу каждого. Отец Иоанн всегда старался объяснить покаянные молитвы простым, доступным языком – и ему удавалось достучаться до каждой души, растопить лёд самых холодных сердец. Даже заходившие в собор случайно, из любопытства, выходили другими – покаявшимися, обновлёнными, с твёрдым намерением начать новую жизнь.– Грешники и грешницы, подобные мне! – так, искренне считая себя худшим из людей, начинал исповедь отец Иоанн.– Вы пришли в храм сей, чтобы принести Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему, покаяния во грехах и потом приступить к Святым Таинам... Приготовились ли вы к восприятию благодатного Таинства? Знаете ли, что великий ответ несу я пред Престолом Всевышнего, если вы приступите, не приготовившись? Знайте, что вы каетесь не мне, а Самому Господу, Который невидимо присутствует здесь. Господь Бог – Страшный Судия всей земли. Он не смотрит ни на чьё лицо: мужчина или женщина, отрок или отроковица, царь или простолюдин, барин или мужик, генерал или солдат, богатый или бедняк. Перед Ним все равны: Он смотрит на сердца, смотрит, каково упование [ 6 ] человека, какова его вера, каковы его дела... Как силён грех! Грехи – это воры, разбойники, которые постоянно обкрадывают нас. Они облекаются обыкновенно в благородные, заманчивые одежды и делают нас бедняками перед Богом...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1216...

И поэтому молитва освящения Святых Даров обрамляется историей спасения. Мы свидетельствуем искупительный план и замысел Бога, следуя по всем ступеням постепенного их воплощения, которые записаны в священных библейских сказаниях. Кроме того, богослужебное воспоминание обладает космическим характером и пределом. Оно включает целый мир, целое царство творения. «Еще приносим Тебе эту словесную службу о Вселенной, о святой Твоей Кафолической и Апостольской Церкви». И в молитве вспоминаются имена всех тех, кому она возносится. «Имя» подразумевает личность. И, таким образом, воспоминание членов Церкви по именам, когда приносится Евхаристическая жертва, указывает на то, что каждая личность имеет свое собственное место в полноте единого Тела. Мы взываем к Богу о помощи нашей малой памяти: «и ихже мы не помянухом неведением или забвением или множеством имен, Сам помяни, Боже, ведый коегождо возраст и именование» (Анафора св. Василия Великого ). Евхаристическое воспоминание воплощает и охватывает также всю совокупность состояний нашей жизни на земле: «Сам всем вся буди, ведый коегождо, и прошение его, дом, и потребу его». Таким образом весь народ молиться за весь народ. И эта молитва есть, прежде всего, благодарение и свидетельство: Бог совершил подвиг, что искупить грехи рода человеческого «Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дóндеже нас на небо возвел еси, и царство Твое даровал еси будущее». Евхаристия, таким образом, прежде всего вероучительное свидетельство, и, следовательно, подтверждение благодати Божией. Весь обряд содержит богоспасительную направленность... История Искупления еще не завершена. Укорененные в памяти о бывшем и прошедшем, христиане продолжают жить в уповании: Царствие Божие приидет. Обратно, сама Церковь является залогом этого славного свершения и с первых дней молится за его исполнение: «Как сей преломляемый хлеб, некогда рассеянный по горам, был собран и стал единым, собери Церковь Твою от концов земли во Царствие Твое!» (Дидахе 9:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

— Успенская церковь (ставропигиальная Церковь Успения Пресвятой Богородицы), Львов, под юрисдикцией УАПЦ. Построена в 1591-1629 гг. Успенским братством. Сейчас — один из главных памятников архитектуры в стиле итальянского Ренессанса. — Манявский скит (Манявский Кресто-Воздвиженский мужской монастырь) с. Манява, Ивано-Франковская обл, УПЦ КП. Основан в 1611 году — но действующий монастырь открыт лишь в 1990-х. Скит известен «Блаженным камнем» — по преданиям, место молитвы и очищения (на самом деле, это ниша в скале размером 10Х3 метра, в котором в древности жили монахи). — Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, г. Корец, Ровенская обл, РПЦ. Известен святынями: Корецкой иконой Божией Матери «Споручница грешных», Плащаница Успения Божией Матери, написанная на кипарисе, Плащаница Спасителя, список Почаевской иконы Божией Матери, икона Божией Матери «Скоропослушница», «Геронтисса» и др. иконы, а также крест с частицей Креста Господня и частицами мощей святых. — Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь, г. Новгород-Северский, УПЦ. Предположительно, построен в XVI-XVIII вв., по преданиям — один из древнейших в Киевской Руси. Восстановлен и отреставрирован в 1990-е. Главная святыня чудотворная икона Божией Матери «Спасительница утопающих» («Леньковская»). — Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь, г. Глухов, Сумская обл., сейчас в ведении УПЦ. Построен в XVII—XIX вв., главная святыня — Молченская икона Божией Матери. — Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь в с. Сосновка Сумской области, УПЦ. Ставропигиальный мужской монастырь в паре километров от границы с РФ. Исторически сложилось, что его монахи живут по чиноположению Афонской горы. — Кресто-Воздвиженский женский монастырь, г. Полтава, УПЦ. Основан в 1650 году, в мае 1709-го был резиденцией Карла XII. На колокольне, имитирующей лаврскую в Киеве, находилась стенописная чудотворная икона Скорбящей Богоматери «Упование всех концов земли». — Свято-Ильинский мужской монастырь в Одессе, УПЦ. Основан в 1884 году для оказания помощи паломникам через Одессу на Афон и в Палестину (помощь в получении загранпаспортов, пристанище и т.п.) Главные святыни: чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», крестовидная часть древа Животворящего Креста Господня, левая стопа святого апостола Андрея Первозванного.

http://pravoslavie.ru/118224.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010