Несомненно справедливы те, которые не видят никаких высоких и очевидных доказательств ни в нашем племенном характере, ни в нашей истории, ни в нашей наличной жизни в пользу нашей мечты и претензии играть великую вселенскую роль. Но они не правы, когда хотят критикою внешних доказательств поколебать веру в наше вселенское призвание. Эта вера и не нуждается ни в каких эмпирических доказательствах; она имеет ничем не поколебимую опору в том, что мы – православны. Вера есть принцип жизни как личной, так и народной. Изжит принцип, гибнет или каменеет и жизнь. Узость и широта принципа имеют полное соответствие в узости и широте жизни. Православный принцип – кафоличен, он вполне соответствует идеальной природе человека, он носит в себе задатки к бесконечному развитию нашего духа. В кафо-личности нашей веры – высшее ручательство нашего вселенского значения. Но если так, то мы должны сознать кафоличность православия, сделать его знаменем своей жизни, двигающей силой нашего внутреннего развития. Основы и догматы православной веры должны быть для нас основами и догматами нашего народного бытия. В действительности такого сознания вселенскости и жизненности православной веры почти совсем в нашем обществе не существует. Если православие и выставляется иногда знаменем нашей народности, то чаще всего в смысле исключительности, в смысле одной из черт нашей самобытности наподобие каких-либо национальных признаков нашего быта или общежития. Еще более редко сознание жизненности православного учения веры. Все склонны думать, что церковное учение есть что-то далекое от жизни, что-то сухое и отвлеченное, не имеющее никакого отношения к нашему народному самосознанию и к нашим историческим судьбам. Между тем это совершенно не так. Церковное учение, будь ли то в виде краткого наставления веры или в виде целой богословской системы, есть самое ближайшее выражение истинной жизни и истинных потребностей нашего духа. Богословские положения и догматы суть только формулы того, что должен переживать и во что должен веровать каждый человек, живущий духом, и каждый народ, желающий жить. Православные догматы создались на Вселенских соборах в моменты самого высшего просветления духа в единстве Христовой любви, в моменты высшего озарения Святым Духом нашего естественного разумения. Все более и более уяснять жизненное значение православных истин и православного богословия – великая задача нашего народа и особенно нашего времени. Только когда у нас перестанут смотреть на богословие как на пугало и увидят в нем жизненную формулу потребностей духа и упования сердца, стремящегося к правде, только когда богословская мысль станет в самую родственную связь с внутренним человеком, с его первозданной красотой, предощущение которой есть у всякого, только тогда православие станет действительно знаменем нашей личной и народной жизни, знаменем, под которое должны собраться все со всех концов земли, все кто слышит в своей совести призывающий голос Отца небесного и не остается глух к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Не Ты ли, Господи Боже наш, упование всех концов земли, сказал им: ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 )? А с Тобою, Господи, все можно; все могу с укрепляющим мя Иисусе, – взывал некто. Зачем же, Господи, мы, стараясь о взыскании помощи несчастным братиям нашим – пьяницам, Твоею-то Божественною силою чуть не всегда пренебрегаем? Братия! или мы не знаем, что один Господь только силен спасти от греха всякого раба Своего? А мы что делаем, – посмотрите: вот жена например, желая отучить мужа от пьянства, когда он проспится, посмотрите, как она кричит над ним. Вчера, страшась его колотушек, говорила ему: «Миленький, послушай ты речей моих, постыдись ты хотя добрых людей»..: Сегодня же надрывается от ярости, говорит ему: «Пьяница, срам дьявольский! не можешь захлебнуться»... Вчера муж набольшим был над женою, а сегодня, сознавая свою вину, молчит или, уж выведенный из терпения ехидною бранью жены своей, скажет иногда сквозь зубы: – «Не твое дело; не твое пропиваю». Видя такую победу над мужем, жена в недоумении говорит после своей соседке: – «Уж пытаюсь же я ругать своего, а ему неймется, хоть выткни ему глаза, а он, когда трезвый, все молчит, как чучело». – «Ну, постой же, когда так, – думает в свою очередь муж, – я знаю, как быть над тобой большим; будешь, небось, звать опять миленьким»... И вот, ждет только случая, чтобы опять мог сделаться грозою жены своей. Ну, поможет ли, добрые люди, такое поведение жены отстать мужу от пьянства? Быть не может, чтобы жадность к вину вышла из пьяницы таким злым наговором. Напротив, не скорее ли от него всякий малогодный обратится к вину, чтобы показать свою власть над женою? Похоже на это делает и отец, когда усиливается сам собою отучить сынка своего от пьянства, только с тою разницею, что он шумит над пьяным и кидается на него драться, причем случается, что и оба друг друга колотят. Как же отучить пьяницу от пьянства? Вы скажете: прежде всего нужно искать помощи, конечно, не у кого другого, как только у Бога и при Божьей помощи, пусть отец учит своего сына, но только не тогда, когда он бывает пьян; также и жена пусть уговаривает своего мужа, но не со злостью, пусть силою любви и слез старается превозмочь мужа своего, а не силою злого языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Молитва третьего антифона после начала идентичного с началом предыдущей молитвы, т.е. цитаты из Исайи 26,9 , идет далее совершенно другим путем: она развивает эту цитату, следуя логической нити: научи нас заповедям Твоим, просвети нас, изгони тьму, даруй нам солнце, чтобы следовать истинным путем, даруй нам радость в течение всего дня... чтобы мы могли молиться Тебе. Эта духовность – свет, мир и радость, – не чужда св. Василию, который усматривал в утренней молитве посвящение Богу первых движений разума и знаний, как источник радости 166 . Эта духовность осталась традиционной в более позднем византийском монашестве, например, в Сицилии в XII веке, где св. Лука, архимандрит Мессинский, говорит о действии светоносной и льющейся через край радости, которая должна происходить в монахе от пения Бог Господь, и явися нам ( Пс. 117 ), в начале праздничной Утрени, причем, в такой глубокой тональности, что в нем можно подозревать мистическое состояние, близкое к экстазу 167 . Да будет нам разрешено процитировать здесь центральную часть второй берахи перед Шемой, Ахава, в тексте Седера Р. Амрама Гаона, о котором мы уже говорили: ... И вложи в наши сердца понимание, послушание, учение и поучение, внимательность к исполнению с любовью всех слов наставления заключающихся в Твоей Торе. Просвети наши глаза на Твои повеления, да соединится Тора с нашими сердцами, и да наши сердца будут едиными в страхе Твоего имени, так, чтобы мы не были облечены стыдом, никогда не были бы в унынии, потому что мы вложили наше упование в Твое великое, святое и страшное имя: пусть мы радуемся и находим счастье в Твоем спасении, и чтобы Твое милосердие и Твоя милость никогда не оставляли нас. И чтобы мир сошел на нас от четырех концов земли... Мы полагаем, что родство между нашей молитвой и этой редакцией Ахавы реально 168 . Вспомним, что преданность еврейского молитвословия одним и тем же схемам идей в традиционных молитвах не предполагает, тем не менее, текстов, зафиксированных раз навсегда : одна и та же молитва может иметь, и имеет, многие редакции 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

свет для язычников. Мессия принесет свет божественной истины язычникам. 42:7 Поэтические образы и символы стиха характеризуют смысл и содержание земного служения Мессии вывести народы из тьмы и темницы греха к свету примирения с Богом. 42:8 См. статью «Божия слава». Я Господь. Иегова Единый Вечный. не дам славы Моей никому. Никто и ничто, кроме Единого Господа, Творца неба и земли, не может именоваться Богом, и ни к кому более не должно быть обращено поклонение людей. 42 прежде сбылось. Эти слова относятся к каре, постигшей Дамаск, Самарию, Ниневию и Иудею (см. ком. к 41,22), и служат утверждением, что и предсказанный приход Мессии также сбудется. 42 новую песнь. Спасенные воспоют новую песнь подобно тому, как пели Моисей и Мариам, став свидетелями спасительных деяний Божиих ( Исх. 15,1.21 ; ср. Пс. 148,1 ; Откр. 5,9; 14,3 ). от концов земли. Т.е. повсюду, по всей земле. 42 Кидар. См. ком. к 21,16; Пс. 119,5 ; Иер.2,10; 49,28.29 . 42 исполин... муж браней. См. Исх. 15,3 . В этих словах Господь вновь предстает Божественным Воителем, к Которому обращены упования всех живущих (см. ком. к 1,9). ревность. Рвение, стремление, желание. 42:14–43,13 Исаия обращается к пленникам с проповедью веры в новые деяния Божий. 42:14–17 В этих стихах Исаия говорит о приближении дня избавления. 42 молчал... удерживался. Царство Божие утвердится не вдруг, однако рано или поздно Господь создаст его во всей полноте (ср. 63,15; 64,12). теперь. Это слово указывает на начало новых спасительных деяний Божиих (43,1.19; 44,1;48,6.7.16; 49,5.19). 42 поведу... не оставлю. Эти слова Господа Бога совпадают с тем, что сказано о служении Мессии (ст. 6,7), таким образом, Мессия явится исполнителем воли Бога. 42 глухие. См. ком. к 29,18. слепые. См. ком. к 29,18. 42 возвеличить и прославить закон. Величие Божественного закона в конечном счете выразится в установлении Его Царства на земле. См. Мф. 5,17.18 . 42 разоренный и разграбленный... в подземельях. Этот стих описывает положение народа израильского, томившегося в ассирийском плену; однако он может пониматься шире все человечество пребывает в плену у греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   Но блажен, кто кораблем души своей во время бури и непогоды управлять может. Об этом должно там заботиться, но старание без вышней помощи не сильно, потому надобно этого просить у Управителя всех Бога. «Бог нам прибежище и сила, Помощник в тяжких скорбях, постигших нас» (Пс 45:2). Так вера ободряет себя во время скорбных случаев и защищает себя, как щитом от огненных стрел вражьих, упованием на Вышнего.    Он есть «упование всех концов земли, и нахо­дящихся далеко в море» (Пс 64:6). Он — Тот же и для меня, бедного, и для тебя: «очи всех на Не­го уповают» (Пс 144:15), и я в скорбях своих плачевные свои к Нему возвожу очи. Всем Он Помощник и Защитник — также и мне, и те­бе. Он не смотрит на лица, но на сердце и ве­ру нашу (см. Втор 10:17; 1 Цар 16:7). Как солнце всех взирающих на него просвещает и утешает светлейшим своим видом, так Солн­це вечное и незаходимое всем на Него верою взирающим есть просвещение и утешение. Об этом пророк говорит: «К Тебе я возвел очи мои, живущему на небе. Вот, как очи рабов обраще­ны на руки господ их, как очи рабыни — на руки госпожи ее, так очи наши — ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Пс 122:1—2).    Поручая себя и вас Божией милости, остаюсь    Ваш доброжелатель, Тихон Задонский.     «Государь мой, Тимофей Васильевич!»    Слышал я, что ты качели в Воронеж, которые были уничтожены, опять возобновил. Разве ты не примечаешь, сколько при тех качелях соблазнов и бесчиния делается от безумных и бесстрашных людей? Берегись, чтобы тебе, как подателю причин к тем бесчинствам, все те соблазны и беззакония, которые при тех качелях делаются, судом Божиим не причислились.    Печешься, может быть, ради своего прибытка, услужить прихотям человеческим, которые слово Божие велит искоренять? Беззаконное дело — прибытка своего искать в том, что бывает причиной преступления закона Божия, и бесчестия Законодателя, и погибели человеческой.    Нынешнее особенно время не увеселения требует, но покаяния, слез и плача. Крайне бесчувственен и не только спит, но и умер душой тот, кто не чувствует на Отечестве нашем руки Божией за грехи наши. Прусская война сколько тысяч братьев наших поглотила! Сколько вдов и сирот плачущих оставила, общую казну истощила! Везде умножаются пожары, хлеба недороды и прочее. Не успели того оплакать зла, вот другое лютейшее зло! Вот опять от иноплеменнического оружия воздыхает и стонет Отечество наше: снова все в смущении и страхе, снова братья наши раны приемлют, снова льется кровь христианская, снова тысячи людей падают бездыханными, снова отцов, матерей, жен и детей плачь неутешный начался.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Кто страждет со Христом, тот с Ним и прославится.    СТАВРОФИЛА. Какое великое утверждение — надежда, какая помощь в скорби! Не так велика скорбь от креста, как велика радость от ожидания вечного спасения. Господи! Молитвенно воззвала она к Богу, «Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их» (Псал.88:10). Управь же меня на море сем, чтобы я не погибла в волнах его. Орудием креста извлеки меня из сего моря к Тебе, единому утешению моему. Очами, исполненными слез, издали, как к солнцу правды, взираю я к Тебе, ожидающему меня в пристани небесного отечества моего. «Услышь меня, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко» (Пс.64:6) (Бл. Августин, Бесед. с самим собой). Глава 5. Крест источает питие духовное («В мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33))    Было время осеннее. Везде поселяне собирали виноград, и выжимали из него вино в точилах. Заметив, что Ставрофила часто обращала на это внимание, Ангел Господень, желая воспользовать ее, и показать ей некоторый плод креста, начал говорить так: «Поверь, Ставрофила, никакое подобье так ясно не изображает, какой плод приносят человеку скорби креста, как видимый тобою виноград, сдавливаемый в точилах. Рассмотри это внимательнее, чтобы тебе не изнемогать под тяжестью креста».    СТАВРОФИЛА. Сладостно услышать мне обе этом, тем более, что не без утешения будет слово твое о вине, «веселящем Бога и человеки» (Суд. 9:13).    АНГЕЛ. В слове моем будет смешана горечь и сладость; ибо вино означает утешение, а точило тесноту и скорбь.    СТАВРОФИЛА. Каково бы ни было слово твое, но мне приятно будет слышать о предмете столь спасительном; а потому усердно желаю внимать сему    АНГЕЛ. Рассмотри сначала, что делается в видимых точилах, и ты сама увидишь, что тоже самое духовно совершается и в людях. Виноград и маслины, для которых обыкновенно устраиваются точила, пока висят на ветвях своих, свободно пользуются воздухом; но пока не будут положены в точило и изгнетены, маслина еще не елей, и виноград еще не вино.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

2) Первые последним, сильные немощным, искусившиеся искушенным, обогатившиеся плодами духовными бедным ими, преуспевшие новоначальным, давнишние недавним – помогайте, руку подавайте, словом вразумляйте, указывайте лучшее, воодушевляйте на полезное, да тако все спасемся. 3) Припомните, сколько лет подвизания вашего, сколько и каких искушений прошло доныне! Припомни всякий, сколько раз охватываем был искушением, изнемогал, малодушествовал; потом вдруг воспринимал силу, благонастроение, крепость, дух живительный и воодушевление, чрез слово ли вразумления или братскую молитву; потом опять подвиг, – и опять укрепление державною силою Божиею. Так будет в последующее время жизни вашей подвижнической, и даже паче, пройдем сквозь огнь и воду и внидем в покой бесстрастия (Пс. 65, 12). 4) Итак, никто да не унывает, никто да не падает духом! Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении Заповедей Божиих. И Господь наш Иисус Христос, истинный Бог наш, надежда ненадежных, поддержание падающих, врач болящих, готовый сшествователь шествующих и облегчитель труда их, и обще сказать – упование всех концов земли и сущих в море далече – да успособит и да уравнит путь ваш, и да благопоспешит вам во всяком деянии и движении, в прямом шествии вашем к совершенному спасению и достижению града обиталища Его. 24. Против распаления страстей Слово Божие, блюдение чувств, паче зрения, недавание покоя плоти: блюдись; пал ты после крещения, не пади и после обетов схимы. 27] Время здешнее жаркое и огнепальное, – не стихийным, разумею, огнем, но некиим невидимым, душу жгущим, который исходит от углей греховных, возгорающихся от ввержения вражескими духами в сердца наши искр страстей. Но вы имеете из Божественных уст отрыгаемые рекою излияния Духа (Слово Божие), чтоб погашать его и, подобно трем отрокам в пещи огненной, пребывать неопаленными и неприкосновенными для огня (сего). При сем надлежит блюсти чувства, особенно зрение, чрез которое при неосмотрительном его употреблении наипаче обык враг наш ввергать в душу страстный огнь. Надо блюсти себя и от других подсад со стороны плоти, к коим подают повод неумеренность в пище, питии, сне и во всяком другом упокоении тела. Ибо как от всестороннего воздержания порождается крепость пребывания в добродетели: так от небрежности в сем отношении всякое тиранство греха. Смотрите же, не возвращайтесь опять к сему рабству, освободившись от него чрез вступление в настоящее звание ваше с подобающими обетами, и не навлекайте на свою голову двоякой муки – за падения после крещения и после принятия схимы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И гласом радостным поют хвалу Тебе мои уста, 7       Когда я вспоминаю о Тебе без сна И размышляю о Тебе в ночные стражи, 8       Ибо Ты помощь и надежда наша, Возрадуюсь под сенью крыл Твоих; Ты, Боже, помощь на путях земных. 9       К Тебе душой моею прилепился я, Десница крепкая Твоя – опора для меня. 10       Те, кто погибель ищет для души моей, Сойдет во злобе в преисподнюю земли; 11       Сразят их силою меча в расцвете дней, Лисицам будут пищею они. 12       Царь же о Боге будет веселиться от души, Восхвален будет всякий, кто клянется Им, Ибо уста всех лживых заградятся именем Твоим. 64 1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения 2       Тебе, Бог мой, хвала не умолкает на Сионе, Тебе обет воздастся в Иерусалиме. 3       Ты слышишь все мольбы непостижимо, К Тебе же прибегает плоть, живое. 4       Меня превозмогают беззаконные дела, Ты наши преступления очистишь. 5       Блажен, кого избрал Ты и приблизил, Чтоб жил он во дворах Твоих всегда. Насытимся мы благами от дома Твоего, Святаго храма Твоего, Господь благой. 6       Ты, Страшный в правосудии и Сильный, Услышь нас, Боже, наш Спаситель И упованье всех концов земли, всего И находящихся далеко в море, 7       Поставивший десницею Твоею горы И препоясанный могуществом, 8       И укрощающий валы и шум морей, Шум волн морских рукой Твоей, Стихии и народ мятущийся! 9       И знамений Твоих впредь убоятся все Живущие в пределах на земле. Возбудишь к славе утро, вечер, День Твой прекрасен, потому что вечен. 10       Ты посещаешь землю, утоляешь жажду – Ты, Обогащаешь всем ее обильно: Поток Твой полон ключевой воды; И хлеб приготовляешь Ты, Всесильный, Ибо Ты так устроил землю, Боже, 11       Ты напояешь борозды ее, Уравниваешь глыбы, пашни множа, И размягчаешь посланным дождем, Благословляешь каждое растение на ней. 12       Венчаешь лето благости Твоей, Стези Твои безмерно источают тук 13       На пажити пустынные вокруг Для красоты, для благоденствия людей. И радостью перепоясываются холмы с полями, 14       И одеваются луга стадами,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Чинопоследование наших служб Богу фиксировано. Самих служб много (вечерня, повечерие, полунощница и так далее, вплоть до Царицы-Литургии), но все они как текст кодифицированы. Возможность творчества – только в степени проникновения в смыслы. Отнюдь не в громкости пения или витиеватости мелодий. Творчество – в святости. Тем не менее в разное время одни и те же слова звучат с очень заметными оттенками. Весьма заметными в зависимости от обстоятельств.      Я помню (уверен: очень многие помнят) 2000 год, август. Трагедия «Курска». Мир был прикован к новостным экранам, а верующие, преодолевая щемящую сердечную боль, молились. Как будто у всех тогда брат, или друг, или сын были на «Курске». А может? А вдруг? Ведь чудо – последний козырь. Ведь Бог, если захочет, то может всё! Тогда, помню, с особой силой и с неожиданно засиявшим смыслом прозвучали слова молитвы «Услыши ны, Боже». Она читается постоянно на литии, на молебнах. Греки, живущие на островах среди морей, греки, зависящие от моря так, как земледелец зависит от урожая, а скотовод – от стада, ввели эти слова в тексты служб. И мы, континентальные жители, получившие веру от греков, часто от рождения до смерти не видящие моря, повторяли их столетиями привычно. Отвлекаясь мыслью, под «морем» имели в виду житейскую суету и непостоянство. И вот тогда, в 2000-м, на молитве о подводниках при словах «упование всех концов земли и сущих в море, далече» мы почувствовали нечто особое. Помню, мы переглянулись тогда с сослужащими священниками. Мы вздрогнули общей дрожью на словах о «море» и поняли друг друга. Находящиеся «в море, далеко (далече)» в те дни ассоциировались только с одной группой людей. Эти слова молитвы воплотились в те дни. Так богослужение может вдруг среди привычных слов щелкнуть молящегося человека по носу, чтоб глаза заслезились. Как Жив Господь, так живы и слова служб, славящих имя Его. Еще пример. «Плавающие, путешествующие, недугующие и страждущие» были и есть всегда. Люди путешествуют, болеют и страдают. Но мы давно забыли о том, что на свете есть «плененные». Миллионы, побывавшие в немецком плену, подернулись пленкой забвения, неизбежного со временем. Пленники душманов в Афгане или похищенные бандитами были в уме и памяти, но плохо вязались со словами ежедневной мирной ектении. «Плененных» нет, если нет большой войны. И вот она пришла. Настали времена, когда плен стал массовой повседневностью. И не только плен, а и все его атрибуты: пытки, голод, сексуальное насилие, смерть без погребения или погребение без молитвы и памятного знака.

http://pravoslavie.ru/81904.html

Спасайся. Познание Божие зависит от познания Божественных Его свойств, и чем более свойства Божии познаются, тем более Сам Бог познается. Это видим и в созданных вещах: чем яснее познаются качества и свойства какой-либо вещи, тем яснее сама вещь познается. Например, что есть человек, или скот какой, или дерево, или трава, или иное что? Надо прежде свойства познать тех вещей и так от свойств к познанию самих вещей доходить. Так и Создателя нашего от свойств Его Божественных, сколько ум наш может, познаем. Эти свойства хотя и от создания познаются, однако яснее представляет их нам святое Его слово. Я их по разуму, мне данному, предложу. Ты рассуждай, внимай и поучайся в них, и от этого поучения созидай душу в познании Его и почитании. Чем более будем познавать и размышлять о свойствах Его, тем более будем исправлять себя в истинном благочестии при помощи Его Самого. Истину эту ниже увидишь. Спасайся. Нет сомнения у христиан, что есть Бог и есть един существом, но троичен в Лицах, Отец, Сын и Святой Дух; и Он есть верховнейший властелин, и владеет и управляет всем миром, небом и землей, всем видимым и невидимым, и есть Царь царей и Господь господствующих, и все, что ни есть, Его всемогущая рука из ничего произвела. Ибо Он «сказал, – и стало так» ( Быт 1:20 ). И как все вещи, так меня и тебя создал, о чем говорим и поем Ему со Псаломником: «Руки Твои сотворили меня и создали меня» ( Пс 118:73 ). И обо всех Он, как Создатель и Отец, промышляет. «Все ожидают от Тебя» (Господи) «пищи, чтобы Ты дал им благовременно» ( Пс 103:27 ). И далее: «Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно: отверзаешь Ты руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Твоему)» ( Пс 144:15–16 ). И Он есть «упование всех концов земли, и сущих в море далече» ( Пс 64:6 ). Отсюда следует: 1) Его единого, как Бога и Создателя и Промыслителя своего, должно нам, мне и тебе, признавать и исповедовать, и сердцем веровать в Него. 2) Его, как Создателя и Бога и Господа своего, верховнейшим почитанием почитать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010