И пришел он, будто Богом наставляемый, на место, подходящее, как он усмотрел, для устроения лавры. Поставил там крест, который носил с собой, и, преклонив колени, помолился: «Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, упование всех концов земли! Призри с небес, взгляни на это место и благослови его и меня, недостойного, и удостой меня создать на этом месте храм Пречистой Твоей Матери в честь славного Ее Покрова и основать общежительный монастырь. Но не по моему желанию да будет, но как Ты, Христос, изволишь. И Ты, всемилостивая Мать Христа Бога, Владычица Богородица, услышь мои молитвы, грешного раба Твоего. На Тебя уповает душа моя. Ты сама наставь и сохрани меня от зияющей пасти всепагубного змея, старающегося меня проглотить. Сохрани, Владычица! Сохрани и тех, кто будет трудиться на этом месте Бога ради, кто будет молитвы всещедрому Богу воссылать о благоверных христолюбивых князьях и за всех христиан об их спасении и утверждении, потому что их спасение и укрепление – залог нашего покоя и беспечалия. Дай нам жить здесь тихим и безмятежным житием, преисполненным благой верой. Бог ведь хочет, чтобы все люди спаслись и в разум истины пришли» 341 . И, встав от молитвы, он сказал «Аминь», обошел место и разметил его для устроения лавры. Первым делом он построил маленькую келейку и начал жить в ней в трудах и бдении, со слезами молясь Богу. Та маленькая келейка находилась около некоего дерева – дерево то стоит внутри монастыря и по сей день, ягоды у него черные, называются черемухой. У одного человека болели зубы, и он с верою поел ягод с того дерева и тут же выздоровел. Поселившись под тем деревом, преподобный отец наш Дионисий, крепкий душой, как алмаз, зажил постнической жизнью, прилежа строгому воздержанию, всенощному бдению, посту и молитве. Кто может поведать, сколько этот добрый муж усердия проявил и как много напастей от бесов претерпел! Труды его, хождения и поты, пролитые ради создания монастыря, неисчислимы. Своими руками он делал все необходимое для монастыря. По прошествии небольшого времени пришел к нему некий старец. Преподобный, увидев его, обрадовался, принял как Божьего посланца и умолял с ним остаться. Старец, посмотрев, как святой старается и усердствует ради него, остался с ним жить. Начали и другие к нему приходить то по одному, то по два, а то и по три.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соделав спасение посреди земли, Христе Боже, ты простер на кресте свои пречистые руки, собирая все народы, вопиющие: «Господи, слава тебе!». Кондак четвертого гласа, самогласен . Вознесшийся на крест добровольно, тезоименитому ныне граду твоему щедроты твои подай, Христе Боже. Возвесели силою своею верного князя нашего, даруя ему победу на супостатов, ибо помощь твоя ему – оружие мира – непобедимая победа. Икос, подобен . Кто вознесен был до третьего неба, а потом в рай, и слышал неизреченные божественные глаголы, которые нельзя высказать языком, что пишет к возлюбленным галатам? Прочли вы писание и поняли: «Я не буду, – сказал он, – хвалиться ничем, только одним Господним крестом», на котором он, пострадав, убил страдания. Его и мы будем неколебимо держаться, креста Господня, похвалы всех, ибо для нас это древо спасения. Стихира шестого гласа, подобна: Все упование . Моисей прообразуя , воздел руки на высоту и победил Амалика мучителя честного креста. Ибо крест верным похвала, мученикам крепость, апостолам украшение, праведным защитник, всем преподобньш спасение. Поэтому, видя его воздвигаемым, вся тварь веселится и празднует, славя Христа, благодатью собравшего рассеянных со концов . Крест, воздвигаемый вознесенному на нем, повелевает всей твари воспеть пречистую страсть, ибо на нем убил он убившего нас, и, умерщвленные, мы восстали. И ублаготворил нас премножеством благости и сподобил жить на небесах, ибо он милосерд. Поэтому вознесем имя его, радуясь, и возвеличим его великое сошествие. О преславный крест! Тебя, ныне воздвигаемый по божественному велению, хвалят ангельские чины, вопия. Ибо ты возносишь всех, отступивших через греховное ядение и впавших в смерть. Поэтому мы, верные, лобызаем тебя сердцами и устами, принимая освящение и вопия: «Возносите Христа, преблагого Господа, и поклоняйтесь – Божию подножию!» Ина стихира, глас восьмой, подобен: О преславное чудо . О преславное чудо! Животворящий сад, пресвятой крест, воздвигаемый на высоту, является ныне. Славословят его все концы земли. Изгоняются все демоны. О Божие дарование, дарованное земным! Им, Христос, спаси души наши, ибо ты милостив.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бросая в городах веками нажитое добро, старообрядцы забирали с собой лишь толстые старопечатные и рукописные книги, старинные образа – и с упованием на милость Божию пробирались в глухомань, где возжигали новые лампады и свечи, зорко охраняя древний устав и традиции. Тогда-то и выросли в здешних местах скиты, удаленные даже от своих единоверцев. Перед черными досками икон, овеянных славой многих чудес и преданий, день и ночь совершалась молитва. Псалтырь и другие церковные книги были закапаны свечами и слезами тех, кто считал выбранную ими жизнь подвигом веры и благочестия. Но куда не смог добраться царь, туда добрались большевики – и рукою их безбожной власти были погашены последние лампады, теплившиеся возле святых образов. Сами ж скиты разорили либо довели до такого состояния, что с уходом оттуда последних обитателей об этих местах вовсе забыли, словно и не было никогда. Отныне про них лишь изредка вспоминали охотники, промышлявшие на пушного зверя, да лесорубы, валившие огромные стволы на далеких заимках. Заброшенные, заросшие молодым лесом, наполовину разрушенные и истлевшие от времени скиты служили им убежищем от непогоды и временным ночлегом. Иногда на остатки и обломки этой старины натыкались геологи. Так бы и вовсе забыли про здешние скиты, если б однажды не нашлась чудотворная икона, надежно спрятанная от большевистских варваров. Старинный образ Казанской Божьей Матери – наиболее почитаемый у старообрядцев – списанный, если верить преданию, едва ли не с оригинала, чудесно найденного по личному повелению Самой Богородицы девочкой Матроной на пепелище в Казани, но бесследно исчезнувшего в преддверии грозных революционных событий, был главной святыней здешнего скита, возведенного в Ее честь и потому тоже называвшегося Казанским. Сравнительно небольших размеров, этот образ в прежние времена помещался в огромном киоте из дорогого кипариса, привезенного со Святой Земли, украшенного афонскими мастерами тонкой резьбой и позолотой. С годами возле этого образа появилось столь великое множество драгоценностей – начиная от золотых и серебряных нательных крестиков до украшений с дорогими камнями, оставленными людьми разных сословий в благодарность за явленные милости от Божьей Матери, исцеления и помощь, – что часть из них приходилось передавать в распоряжение обители. Однако люди шли и шли со всех концов, наслышанные о благодеяниях и чудесах, источаемых Казанской Заступницей.

http://azbyka.ru/fiction/samaryanka-sovr...

Наше бо житие на небесех есть, отъонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа (Флп.3:18-20); почему и смело взываем: нам же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Итак удаляйся общения с раскольниками и еретиками, особенно же удаляйся ереси тех, которые единого Господа нашего Иисуса Христа разделяют надвое. Они веруют тому, что чуждо верованию 318-ти святых отцов в Никее. Ибо собор никейский исповедал рожденного Единородного Сына Божия, Бога от Бога, Света от Света, истинного Бога от истинного Бога, пострадавшего плотию ради нас человеков, и ради нашего спасения снисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небо и грядущего судить живых и мертвых. Но разделяющие единого Господа, по неизреченном Его соединении, веруют не во Святую Единосущную Троицу, но в четверицу, то есть, в Бога, Сына Божия, человека и Духа Святого, и поэтому не покоряются уже святому никейскому собору. Учит же нас и Апостол, говоря: премудрость глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих: но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1Кор.2:6-8). Но простой человек не есть Господь славы; мы же покланяемся распятому за нас Богу. Ибо сказано: уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его, и овцы пажити Его (Пс.99:3); и на Него уповая, ожидаем воскресения из мертвых. Ибо Сам сказал: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет, и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки (Ин.11:25,26). Посему-то причащаемся святого тела и крови Его, ожидая воскресения из мертвых, как сказал Он: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин.6:54). Ибо Он - упование всех концов земли и сущих в море далече. А простой человек не может быть упованием мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/756/...

Сперва обходил он восточную сторону большого Кубенского озера, с учеником своим Пахомием, чтобы обрести себе уединение, и возлюбил место на устье реки близ селения называемого Святая Лука, где существовал некогда монастырь во имя Евангелиста, уже давно упраздненный. Сперва поставили они себе хижину, потом соорудили малую церковь , во имя Святителя Николая в 1393 году, с разрешения Епископа Ростовского Григория, а в последствии тут устроился монастырь. Там, изнуряя тело свое голодом и жаждою, крепко стал подвизаться преподобный и славу человеческую вменял себе в грех и стыд: молва о нем уже распространялась повсюду, а он желал работать Богу в пустыне и Господь, видя в нем избранный сосуд для спасения многих, утвердил его в сей благой мысли: однако многие годы потрудился преподобный Дионисий на святой Луке и даже там получил сан священства от Епископа Ростовского чистыми руками приносил он бескровную жертву в своей уединенной церкви, но мысль о пустыни его не оставляла; ему хотелось составить общежитие для спасения многих братьев и, предоставляя сие на волю Божию, молитвенно прибегал он к заступлению пречистой Девы, дабы наставила его как исполнить благочестивое желание. Заметив, что собеседник Пахомий стал несколько его чуждаться, по причине частой его молитвы и усиленного подвига, преподобный сказал ему, чтобы обличить его тайный помысл: «брат Пахомий, я имею сокровенную мысль, если соизволит Господь и пречистая его Матерь, составить общежительный монастырь и слышал от одного христолюбца, что есть пустыня на восточной стороне Кубенского озера, как бы за пятнадцать поприщ, там желаю уединиться, ты же останься здесь и удержи при себе новоначального брата, которого недавно к нам пришёл». Не прекословил Пахомий; сотворив общую молитву, они взаимно целовали друг друга и разошлись; к вечеру достиг Дионисий избранного им места и, в легком забвении сна, услышал, как бы звук колокола в пустыни, над рекой Глушицей; он назнаменовал крестом место будущей лавры и вознес теплую молитву к Спасителю нашему: «Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, упование всех концов земли! Призри с небеси и благослови место сие и меня, недостойного раба твоего, удостой здесь соорудить храм, в честь покрова пречистой твоей Матери, и общий монастырь составить; но не так как я хочу, а как тебе сие угодно, ибо не совершен наш разум, тебе же все возможно, и ты меня наставь Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

тропарь (краткая молитва кому служится молебен). Читается псалом 50: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…. Затем мы обращаемся три раза к тому святому лицу, которому служится молебен. Если Иисусу Христу, то: Иисусе Сладчайший, спаси нас . Если Богородице, то: Пресвятая Богородица, спаси нас . За этим следует ектения: Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся. Возглас священника Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Диакон или священник возглашает Прокимен — (от греческого впереди идущий) — название стихов повторяемых пением на клиросе перед чтением Апостола, Евангелия и паремии. Текст прокимна заимствован из Священного Писания, кратко излагая смысл последующего чтения или службы. Так, например, прокимен в молебне Спасителю повторяет первые слова 142 псалма, читаемого в начале молебна, а в молебне Богородице поется: Помяну имя Твое во всяком роде и роде.. Свои прокимны имеют молебны апостолам, святым, мученикам… Диакон призывает: Господу помолимся и священник воссылает славу Отцу и Сыну и Святому духу. А затем возглашается: Всякое дыхание да хвалит Господа и произносится прошение сподобится слышанию Святого Евангелия. Священник обращается ко всем присутствующим: Мир всем. Читается Евангелие. Для каждого вида молебна установлены для чтения определенные евангельские тексты. После чтения Евангелия читается Трисвятое и поются тропари. Вслед за этим читается просительная ектения: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй . После каждого возгласа трижды в усиление просьбы повторяются слова Господи, помилуй . Священник восклицает: Услыши нас, Боже, Спаситель наш, Упование всех концов земли… и милостив будь, Владыка, о грехах наших и помилуй нас . В конце молебна читается молитва, кому служится молебен. Если Иисусу Христу, то она предваряется возгласом: Ко Господу нашему Иисусу Христу помолимся и хор поет Иисусе сладчайший, спаси нас . Если Пресвятой Богородице то: Ко Пресвятой Владычице Деве Богородице помолимся и хор: Пресвятая Богородица, спаси нас .

http://pravmir.ru/kommentarij-yurista-po...

— Успенская церковь (ставропигиальная Церковь Успения Пресвятой Богородицы), Львов, под юрисдикцией УАПЦ. Построена в 1591-1629 гг. Успенским братством. Сейчас — один из главных памятников архитектуры в стиле итальянского Ренессанса. — Манявский скит (Манявский Кресто-Воздвиженский мужской монастырь) с. Манява, Ивано-Франковская обл, УПЦ КП. Основан в 1611 году — но действующий монастырь открыт лишь в 1990-х. Скит известен «Блаженным камнем» — по преданиям, место молитвы и очищения (на самом деле, это ниша в скале размером 10Х3 метра, в котором в древности жили монахи). — Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, г. Корец, Ровенская обл, РПЦ. Известен святынями: Корецкой иконой Божией Матери «Споручница грешных», Плащаница Успения Божией Матери, написанная на кипарисе, Плащаница Спасителя, список Почаевской иконы Божией Матери, икона Божией Матери «Скоропослушница», «Геронтисса» и др. иконы, а также крест с частицей Креста Господня и частицами мощей святых. — Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь, г. Новгород-Северский, УПЦ. Предположительно, построен в XVI-XVIII вв., по преданиям — один из древнейших в Киевской Руси. Восстановлен и отреставрирован в 1990-е. Главная святыня чудотворная икона Божией Матери «Спасительница утопающих» («Леньковская»). — Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь, г. Глухов, Сумская обл., сейчас в ведении УПЦ. Построен в XVII—XIX вв., главная святыня — Молченская икона Божией Матери. — Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь в с. Сосновка Сумской области, УПЦ. Ставропигиальный мужской монастырь в паре километров от границы с РФ. Исторически сложилось, что его монахи живут по чиноположению Афонской горы. — Кресто-Воздвиженский женский монастырь, г. Полтава, УПЦ. Основан в 1650 году, в мае 1709-го был резиденцией Карла XII. На колокольне, имитирующей лаврскую в Киеве, находилась стенописная чудотворная икона Скорбящей Богоматери «Упование всех концов земли». — Свято-Ильинский мужской монастырь в Одессе, УПЦ. Основан в 1884 году для оказания помощи паломникам через Одессу на Афон и в Палестину (помощь в получении загранпаспортов, пристанище и т.п.) Главные святыни: чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», крестовидная часть древа Животворящего Креста Господня, левая стопа святого апостола Андрея Первозванного.

http://pravoslavie.ru/118224.html

Храм св. прав. Симеона Богоприимца соорудил в 1887 г. полтавский меценат Иннокентий Котельников (†1902) в память единственного сына Симеона (†1886): мальчик умер в Полтаве, когда его везли на юг для лечения от туберкулеза, и перед смертью завещал похоронить себя в Крестовоздвиженской обители, которая очень понравилась ему (отец исполнил волю сына, затем поселился в Полтаве и стал благотворителем монастыря, за что удостоился звания почетного гражданина города). Вдоль западной части ограды обители, напротив собора, протянулся корпус келий 1770 г. постройки, поновлявшийся в 1863 и 1892 гг. Южнее, напротив храма Св. Троицы, имеющего статус прихода, в 1990-х гг. выстроен дом приходской Свято-Троицкой общины. Еще южнее, также вдоль ограды, тянется корпус келий, сооруженный в 1889 г. Иннокентием Котельниковым, с домовым храмом прп. Серафима Саровского 1-й пол. 1990-х гг. Кроме указанных зданий, в южной и восточной частях монастырской усадьбы находится несколько хозяйственных строений. Святыни [ править править код ] Оригинальный образ Пресвятой Богородицы «Упование всех концов земли», написанный в 1821 г. иноком Даниилом (Московченко) на стене кельи в монастырской колокольне, утрачен в советское время. Сохранилась единственная копия иконы, бывшая келейной у сщмч. Василия (Зеленцова) (в 1918 – миссионер, 1919-1920 – священник, 1925-1926 – викарный епископ, †1930). Некоторое время она находилась в частном владении, затем – в Свято-Макариевском храме. В 1990-х гг. святыня перенесена в монастырь (празднование – 6 нояб.). Мощи свт. Афанасия обретены в монастыре 2 июня 2010 г. Прежде они считались утраченными при пожаре 1943 г. в Краеведческом музее, куда были изъяты в 1920-х гг. вместе с нетленными останками архиеп. Амвросия (Серебренникова). Почитание памяти свт. Афанасия началось еще до революции (был засвидетельствован ряд исцелений при гробе архипастыря), которая отдалила его канонизацию (соответствующее решение Свящ. Синода УПЦ и чин прославления последовали 28 мая и 10 окт. 2010 г.). Будучи в 1795-1797 гг. епископом Могилевским и Полоцким, свт. Афанасий содействовал укреплению Православия в Западной Беларуси, в 1797-1800 гг. пребывал на покое во Мгарском монастыре (память – в дни преставления и прославления, соответственно 14 янв. и 10 окт. н.ст.). Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Крестово...

I. 2. Тебе подобает песнь, БОЖЕ, в Сионе, и Тебе воздастся молитва в Иерусалиме! 2. Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. 3. Услыши молитву мою: к Тебе всяка плоть приидет! 3. Услышь молитву мою: к Тебе всякая плоть приидет! 4. Словеса беззаконник премогоша нас: и нечестия наша – Ты очистиши. 4. Слова беззаконников превозмогли нас, и нечестия наша – Ты очистишь. 5. Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих! Исполнимся во благих дому Твоего: свят – храм Твой, – дивен в правде! 47 5. Блажен, кого избрал и принял Ты, вселится (он) в дворах Твоих. Исполнимся (мы) благами дому Твоего: свят храм Твой, – дивен в правде. II. 6. Услыши ны, БОЖЕ-Спасителю наш, упование всех концей земли, и сущих в мори далече! 6. Услышь нас (Ты), Боже, Спаситель наш, – упование всех концов земли, и сущих в море далеко! 7. – Уготоваяй горы крепостию Своею, препоясан силою, – 7. Ты – устрояющий горы крепостию Твоей, препоясанный силою, – 8. Смущаяй глубину морскую... Шуму волн его кто постоит? 8. Возмущающий глубину морскую... Пред шумом волн его – кто постоит? 9. Смятутся языцы. – И убоятся живущии в концех от знамений Твоих: исходы утра и вечера – Ты украсиши. 9. В смятение приведены будут народы (языческие), и убоятся живущие на краях (земли) от знамений Твоих: исходы утра и вечера Ты украшаешь. 48 III. 10. Посетил-еси землю, и упоил-еси ю; умножил-еси обогатити ю: река БОЖИЯ наполнися вод! уготовал-еси пищу им, яко тако есть уготование. 10. Посетил Ты землю, и напоил ее; приумножил обогащение её. Река Божия исполнилась водами! и (Ты) уготовал пищу им, ибо так приготовляется она (т. е. от рук Божиих). 11. Бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи. 11. Борозды её (земли) напой, умножь произрастания её: в каплях своих возвеселится (она), сияя (в произрастании). 12. Благословиши венец лета благости Твоея, и поля Твоя – исполнятся тука! 12. Ты благословишь венец лета (годовой круг) благости Твоей, и поля Твои наполнятся туком!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

«И нечестия наша Ты очистиши», то есть, не несправедливо осужден я на рабство, но за нечестие, на какое я издавна отваживался, от котораго умоляю избавить меня по Твоему человеколюбию. После сего пленники начинают ублажать пребывание в отечестве, потому что оно наставляет в благочестии и руководит к оному. Пс.64:5 .  Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего. Пс.64:6 .  Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко. «Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих: исполнимся во благих дому Твоего»; то есть, счастлив и блажен народ, предпочтенный Тобою другим народам. Ибо, пребывая в священных дворах Твоих, пользуется приобретаемою там пользою и благословением. «Свят храм Твой», «Дивен в правде». Храм Твой исполнен святыни и входящих Твоими словесами поучает правде Твоей. «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече». Здесь опять Пророк предсказывает спасение вселенной, и напоминает предречение патриарха Иакова, ибо им изречено: «не оскудеет князь от Иуды, вождь от чресл его, Дóндеже приидут отложеная ему: и Той чаяние языков» ( Быт.49:10 ). Его-то и здесь Пророк назвал упованием «всех концей земли и сущих мори далече». А чрез сие означает как жителей островов, так и тех, которым досталось в удел населять по ту сторону лежащую сушу и пределы вселенной. Посему Пророк говорит: услыши нас Ты, Который в скором после сего времени озаришь весь род человеческий светом Боговедения. А потом изображает, сколько можно, силу Божию. Пс.64:7 .  Поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом Пс.64:8 .  Укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов! «Уготовляяй горы крепостию Своею, препоясан силою»: «Смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит?» Слово: «уготовляяй» Симмах перевел: «утверждающий», и слово: «смущаяй» Феодотион заменил словом: «укрощающий». Разумеет же Пророк следующее: горы делаешь Ты твердыми и неподвижными, а море, как угодно Тебе, приводишь в движение и снова утишаешь, так что не слышно и шума его; совершаешь же все сие неизреченною и неизмеримою силою, которою облагаешься как бы некиим поясом. Поскольку, препоясанный с большим удобством делает, что хочет, то Пророк и Божию силу в переносном смысле наименовал поясом. А после сего начинает уже по порядку описывать благия действия новаго завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010