Надобно здесь быть и присутствовать всемогущей силе, которая все может и творит из ничего нечто и из зла добро, из немощного здоровое и из тьмы свет, из мертвого живое, и из несущего сущее, и из небытия бытие, – такой, говорю, силе, хотению которой все повинуется и которая, что хочет, все творит, которой ничто не невозможно. Такая сила – Бог наш, Который один все, что хочет, творит. Бог наш есть Бог вечный, безначальный, бесконечный, живой, бессмертный, и величие Его бесконечно и неописуемо, так что перед Ним весь свет как ничто есть, как видим из Писания Святого. Если же весь мир, небо и земля и все народы как ничто перед Богом, то тем более ты один или я, который против всего мира, как капля единая против океана. Но грешник перед бесконечным Его величием не смиряется, и так не отдает величию Его почитания, но, более того, презирает Его – что есть страшная диавольская гордыня. Не смиряется же, ибо не слушает Его; не слушает же, ибо не исполняет Его святых заповедей. Всякое преслушание, и от того грех, от гордыни происходит. Как смирение покорно и послушливо, так гордость есть корень непослушания. Нет сомнения у христиан, что есть Бог и есть един существом, но троичен в Лицах – Отец, Сын и Святой Дух; и Он есть верховнейший властелин, и владеет и управляет всем миром, небом и землей, всем видимым и невидимым, и есть Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим. 6, 15 ), и все, что ни есть, Его всемогущая десница из ничего произвела. Ибо Он сказал, – и стало так ( Быт. 1, 20 ). И как все вещи, так меня и тебя создал, о чем говорим и поем Ему с псаломником: руки Твои сотворили меня и создали меня ( Пс. 118, 73 ). И обо всех Он как Создатель и Отец промышляет. Все ожидают от Тебя (Господи) пищи, чтобы Ты дал им благовременно ( Пс. 103, 27 ). И далее: очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно: открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению Твоему ( Пс. 144, 15–16 ). И он есть упование всех концов земли и находящихся в море далеко ( Пс. 64, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

8 Ибо Ты помощь и надежда наша, Возрадуюсь под сенью крыл Твоих; Ты, Боже, помощь на путях земных. 9 К Тебе душой моею прилепился я, Десница крепкая Твоя – опора для меня. 10 Те, кто погибель ищет для души моей, Сойдет во злобе в преисподнюю земли; 11 Сразят их силою меча в расцвете дней, Лисицам будут пищею они. 12 Царь же о Боге будет веселиться от души, Восхвален будет всякий, кто клянется Им, Ибо уста всех лживых заградятся именем Твоим. 64 1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения 2 Тебе, Бог мой, хвала не умолкает на Сионе, Тебе обет воздастся в Иерусалиме. 3 Ты слышишь все мольбы непостижимо, К Тебе же прибегает плоть, живое. 4 Меня превозмогают беззаконные дела, Ты наши преступления очистишь. 5 Блажен, кого избрал Ты и приблизил, Чтоб жил он во дворах Твоих всегда. Насытимся мы благами от дома Твоего, Святаго храма Твоего, Господь благой. 6 Ты, Страшный в правосудии и Сильный, Услышь нас, Боже, наш Спаситель И упованье всех концов земли, всего И находящихся далеко в море, 7 Поставивший десницею Твоею горы И препоясанный могуществом, 8 И укрощающий валы и шум морей, Шум волн морских рукой Твоей, Стихии и народ мятущийся! 9 И знамений Твоих впредь убоятся все Живущие в пределах на земле. Возбудишь к славе утро, вечер, День Твой прекрасен, потому что вечен. 10 Ты посещаешь землю, утоляешь жажду – Ты, Обогащаешь всем ее обильно: Поток Твой полон ключевой воды; И хлеб приготовляешь Ты, Всесильный, Ибо Ты так устроил землю, Боже, 11 Ты напояешь борозды ее, Уравниваешь глыбы, пашни множа, И размягчаешь посланным дождем, Благословляешь каждое растение на ней. 12 Венчаешь лето благости Твоей, Стези Твои безмерно источают тук 13 На пажити пустынные вокруг Для красоты, для благоденствия людей. И радостью перепоясываются холмы с полями, 14 И одеваются луга стадами, И покрываются долины хлебом, И восклицают и поют под небом. 74 1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь 2 Тебя мы славим, Боже, и поем Тебе хвалу, Ибо нам близко имя дивное Твое И возвещают чудеса Твои.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

    Народ: «Господи, помилуй» (40 раз).    «Еще молимся о сохранении нашего города (села) и этого святого храма (обители), и всякого города и страны от голода, истребления, землетрясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной войны; чтобы благий и человеколюбивый Бог наш был милостив и снисходителен к нам, отклонил всякий гнев, надвигающийся на нас, избавил нас от заслуженного нами Своего праведного наказания и помиловал нас».     Народ: «Господи, помилуй» (40 раз).     Диакон: «Еще молимся, чтобы Господь Бог услышал голос молений нас грешных и помиловал нас».     Народ: «Господи, помилуй» (трижды).     Священник: «Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко, и милостив будь, Владыка, милостив к нам грешным и помилуй нас, Ибо Ты — Милостивый и Человеколюбивый Бог, и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков».     Народ: «Аминь».     Священник: «Мир всем».     Народ: «И в твоей душе да будет мир».     Диакон: «Головы наши пред Господом преклоним».     Народ: «Тебе, Господи».     Священник: «Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, по молитвам Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, силою Многочтимого и Животворящего Креста, по ходатайству честных, небесных бесплотных Сил великого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов, святых славных и победоносных мучеников, преподобных и Богоносных отцов наших, святых отцов наших и вселенских великих учителей и святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, святого отца нашего, Мирликийского Архиепископа Николая Чудотворца, святых равноапостольных славянских учителей Кирилла и Мефодия, святого равноапостольного великого князя Владимира, святых отцов наших всей России чудотворцев: Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, святых и праведных богоотцов — Иоакима и Анны, (святых дня и храма) и всех святых Твоих, сделай нашу молитву благоприятной, даруй нам оставление прегрешений наших, покрой нас покровом крыльев Твоих, удали от нас всякого врага и противника; умиротвори, Господи, жизнь нашу; будь милостив к нам и ко всему миру Твоему и спаси души наши, как Благий и Человеколюбец».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ведь как тот, кто домогается чести, которая не дана ему от Бога, подлежит строжайшему осуждению, так и тот, кто отстраняет от себя и отвергает ее, подлежит другого рода обвинениям — в непослушании и непокорности. Поэтому Павел и теперь, в начале послания к Тимофею, говорит о том же в таких словах: « Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога » Он не сказал здесь: Павел призванный, но: по повелению . Чтобы Тимофей по человеческой немощи не подумал, что (апостол) говорит с ним так же, как и с прочими учениками, он таким образом и начал (свое послание). Где же Бог дал ему это повеление? В Деяниях Апостольских находим, что Дух (Божий) говорил: « отделите Мне Варнаву и Савла » (Деян. 13:2). И везде в своих посланиях Павел прибавляет к (своему имени) имя апостола, научая слушателя не думать, что сказанное им есть слово человеческое, — потому что посланник ничего не говорит от своего лица; следовательно, назвав себя посланником, он тотчас обращает мысль слушателя к Тому, Кто его послал. Вот почему он во всех посланиях ставит это имя напереди, делая через это достоверным свое слово, — и (здесь) говорит так: « Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа ». Между тем нигде не видно, чтобы давал ему повеление Отец, а повсюду с ним говорит Христос. Что именно говорит? « Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам » (Деян. 22:21), и еще: « тебе должно предстать пред кесаря » (27:24). Но то, что заповедует ему Сын, он называет вместе и повелением Отца, подобно как и повеление Духа именует повелением Сына. Так например, — он послан был от Духа и избран был Духом, между тем говорит, что это было повеление Бога. Итак, что же? Не унижается ли власть Сына тем, что Его апостол был послан по повелению Отца? Нисколько: смотри, как он представляет эту власть в равной степени принадлежащею Им. Сказав: по повелению Бога Спаса нашего , он прибавил: и Господа Иисуса Христа упования нашего . Смотри, как правильно он дает им эти наименования. Так и Псалмопевец употребляет такое выражение, говоря об Отце: « упование всех концов земли » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Как видел я в святилище Тебя, 4 Ибо мне лучше жизни милость щедрая Твоя. И возгласят уста Тебе хвалу, 5 Я в жизни так благословлю Тебя: Во имя дивное Твое я руки вознесу. 6 Как туком и елеем насыщается душа моя, И гласом радостным поют хвалу Тебе мои уста, 7 Когда я вспоминаю о Тебе без сна И размышляю о Тебе в ночные стражи, 8 Ибо Ты помощь и надежда наша, Возрадуюсь под сенью крыл Твоих; Ты, Боже, помощь на путях земных. 9 К Тебе душой моею прилепился я, Десница крепкая Твоя – опора для меня. 10 Те, кто погибель ищет для души моей, Сойдет во злобе в преисподнюю земли; 11 Сразят их силою меча в расцвете дней, Лисицам будут пищею они. 12 Царь же о Боге будет веселиться от души, Восхвален будет всякий, кто клянется Им, Ибо уста всех лживых заградятся именем Твоим. 64 1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения 2 Тебе, Бог мой, хвала не умолкает на Сионе, Тебе обет воздастся в Иерусалиме. 3 Ты слышишь все мольбы непостижимо, К Тебе же прибегает плоть, живое. 4 Меня превозмогают беззаконные дела, Ты наши преступления очистишь. 5 Блажен, кого избрал Ты и приблизил, Чтоб жил он во дворах Твоих всегда. Насытимся мы благами от дома Твоего, Святаго храма Твоего, Господь благой. 6 Ты, Страшный в правосудии и Сильный, Услышь нас, Боже, наш Спаситель И упованье всех концов земли, всего И находящихся далеко в море, 7 Поставивший десницею Твоею горы И препоясанный могуществом, 8 И укрощающий валы и шум морей, Шум волн морских рукой Твоей, Стихии и народ мятущийся! 9 И знамений Твоих впредь убоятся все Живущие в пределах на земле. Возбудишь к славе утро, вечер, День Твой прекрасен, потому что вечен. 10 Ты посещаешь землю, утоляешь жажду – Ты, Обогащаешь всем ее обильно: Поток Твой полон ключевой воды; И хлеб приготовляешь Ты, Всесильный, Ибо Ты так устроил землю, Боже, 11 Ты напояешь борозды ее, Уравниваешь глыбы, пашни множа, И размягчаешь посланным дождем, Благословляешь каждое растение на ней. 12 Венчаешь лето благости Твоей, Стези Твои безмерно источают тук 13 На пажити пустынные вокруг

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Между тем нигде не видно, чтобы давал ему повеление Отец, а повсюду с ним говорит Христос. Что именно говорит? «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян.22:21 ), и еще: «тебе должно предстать пред кесаря» ( Деян.27:24 ). Но то, что заповедует ему Сын, он называет вместе и повелением Отца, подобно как и повеление Духа именует повелением Сына. Так например, – он послан был от Духа и избран был Духом, между тем говорит, что это было повеление Бога. Итак, что же? Не унижается ли власть Сына тем, что Его апостол был послан по повелению Отца? Ни­сколько: смотри, как он представляет эту власть в равной степени принадлежащею Им. Сказав: по повелению Бога Спаса нашего, он прибавил: и Господа Иисуса Христа, упования на­шего. Смотри, как правильно он дает им эти наименования. Так и Псалмопевец употребляет такое выражение, говоря об Отце: «упование всех концов земли» ( Псал.64:6 ), и опять бла­женный Павел, в другом месте пиша, говорит: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков» ( 1Тим.4:10 ). Необходимо, чтобы учитель подвергался опасностям, и при том гораздо больше, нежели ученики. «Поражу пастыря, – сказано, – и рассеются овцы стада» ( Зах.13:7 ; Мф.26:31 ). Поэтому при таком порядке вещей диавол с большею яростью нападает на учителей, потому что если они погибнут, то и все стадо рассеется. Когда он убивает овец, он только уменьшает стадо; а если поражает пастыря, то наносит вред всей пастве. Достигая таким образом с меньшим трудом большего и в одной душе все погубляя, он более всего и на­падает на них (учителей). Вот почему (апостол) тотчас в начале послания ободряет его духе, говоря: мы имеем Спаси­теля – Бога, и надежду – Христа. Мы много терпим, зато имеем великие надежды; мы подвергаемся опасностям, нам строят козни, но мы имеем избавителя, – не человека, а Бога. Следо­вательно, ни избавитель наш не изнеможет, потому что Он Бог , и, какие бы ни угрожали нам опасности, они не одолеют нас, ни надежда наша не посрамит нас, потому что наша на­дежда – Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

На праздник Пасхи иудеи стекались в Иерусалим не только с разных концов Палестины, но и из других стран тогдашнего света; а потому в храме и его пристройках располагалось множество торговцев для продажи жертвенных животных и для размена иностранных денег на еврейскую монету. Все это не могло не соблазнять искавших в храме молитвенного безмолвия. Придя в храм, Господь изгнал из него всех продающих и покупающих и опрокинул столы менял. Дом Мой, – сказал Он, – домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников ( Мф. 21:13 ). Были тогда в храме и перешедшие из язычества в иудейство; они старались увидеть Иисуса. Господь, как бы желая благословить начаток Церкви из язычников, сказал: Пришел час прославиться Сыну человеческому... Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: И прославил и еще прославлю. Не для Меня, – продолжал Господь, – был глас сей, но для народа... Когда Я вознесен буду от земливсех привлеку к Себе. Теперь Он ясно говорил о Своей кончине, зная, что уже пришло время, предназначенное от вечности (см.: Ин. 12:28–33 ). Враги Его неустанно следили за Ним, чтобы, овладев Им посредством какой-нибудь хитрости, избавиться от ненавистного обличителя. На помощь такому черному замыслу поспешил ученик Христа Иуда Искариотский, который по страсти сребролюбия и условился предать Его за тридцать сребренников. В пасхальный вечер Иисус пришел в назначенный предварительно от Него в Иерусалиме дом, чтобы совершить с Апостолами последнюю Пасху. Желая показать ученикам Своим пример истинного смирения, Он умыл им ноги и, по совершении Пасхи, установил на все времена Нового Завета таинство Евхаристии, или Причащения. Во время вечери Господь указал Своего предателя в Иуде, который вслед за тем и пошел на свое страшное преступление. По вечери, прекратив возобновившийся между Апостолами спор о первенстве и предсказав им общее искушение, а Петру даже троекратное отречение, Иисус Христос с пением оставил горницу, где была Тайная Вечеря, и отошел за город, к горе Елеонской. Недолго уже оставалось Ему быть с Апостолами, которых Он так возлюбил. Разверзлось сердце Его, и сладостные, последние слова полились из уст Спасителя. В продолжение пути Он утешал учеников Своих в разлуке с Собою благоволением Отца Своего и надеждою сошествия Святого Духа; уверял в Своей постоянной помощи и содействии, называя Себя виноградною лозою, а их ветвями этой лозы; убеждал ко взаимной любви и упованию в бедствиях и, в заключение всего, произнес трогательную молитву о единстве верующих с Богом и между Собою. Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (см.: Ин. 17:11–21 ), – так молился Господь Иисус Христос Небесному Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Пастырь весьма удивился, видя, как они, еще два дня назад вовсе неученые, внезапно умудрились, облекшись в святую одежду. После того как Симеон и Иоанн долгое время плакали, святой Никон, преклонив колени и справа от себя поставив Симеона, а слева Иоанна, воздел руки к небу и сказал: “Боже справедливый и славный, Боже великий и могущественный, Боже предвечный, услышь в час сей грешника. Услышь меня, Боже, в силе Своей. Не вспоминай в час  этой моей молитвы о вечно и во веки творимых прегрешениях ничтожества моего. Услышь меня, Господи, услышь меня в пламени молитвы, как некогда пророка Своего.   Воистину да будет так, Боже святых сил, воистину да будет так, Боже, творец ангелов, воистину да будет так, сказавший: „Просите, и получите " .   Не погнушайся мной, имеющим нечистые уста и погрязнувшим во грехах. Услышь меня, обещавший внимать всем, с верой взывающим к Тебе, и направь ноги рабов Твоих и стопы их на путь мира.  Пожалей сынов своих, простых сердцем, живущих на чужбине, рекший: „Будьте просты, как голуби " .   Я взываю к Тебе всем сердцем моим. Боже, Боже, услышь меня, упование всех концов земли и находящихся на чужбине далеко.   Накажи всех нечистых духов ради сыновей твоих. Возьми щит и латы и восстань им на помощь.   Обнажи меч и прегради путь преследующих их. Скажи, о Господи, Господи, душе их: " Я — твое спасение " . Да отступит от ума их дух боязни, беспечности, гордыни и всякого зла и да угаснет всякий огонь в них и всякое побуждение, порожденные диаволом. Да просветится тело их, и душа, и дух светом познания Твоего, чтобы, придя к единой вере и признанию Святой и поклоняемой Троицы и достигнув совершенства и меры возраста, вместе с ангелами и со всеми от века Твоими, Боже, угодниками восславили во веки веков пречестное и благое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Вместе с прочими дарами, Господи, навсегда вложи им в сердце и слова этой моей убогой и недостойной молитвы, чтобы прославляли и хвалили благость Твою”. И  снова игумен стал со слезами говорить Симеону и Иоанну: “Бог, которого вы избрали, добрые дети мои, и вослед которому пошли, сам пошлет ангела Своего пред лицом вашим,   который приготовит путь свой пред стопами вашими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

После визита Нафана Давид осознал глубину своего падения и искренне раскаялся во всем содеянном. Плодом его покаяния и стал 50-й псалом. Каждая строчка этого пронзительного текста наполнена печалью о собственной греховности, осознанием испорченности человеческой природы и упованием на безграничное Божье милосердие. Читайте также: Псалтирь: песнопения или тетива лука? Покаянная поэзия Давида была огромным прорывом для того времени. Впервые в Ветхом Завете поднимается тема покаяния как перемены ума и очищения сердца, а не просто признания своих грехов и их искупления с помощью традиционных жертвоприношений (евреи приводили в храм волов, овец, приносили горлиц, голубей, и те сжигались в жертву Богу). Именно псалмопевец положил основание традиции, которую затем развивали последующие пророки: Жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс 50:18–19). Покаяние Давида Церковь ставит в пример всем христианам. За тысячи лет до появления психологии псалмопевец призывает пристально всматриваться в глубины своей души и внимательно испытывать желания и чувства. Изучать то самое сердце — средоточие человеческих мыслей и чувств, которое Давид так истово просил Бога очистить и как бы создать заново. Внимать себе, чтобы преображаться с помощью Божией. Пророк Иона и жители Ниневии. VIII век до Р. Х. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Иона 2:8 Историю жизни этого пророка Иисус Христос использовал как прообраз Своей Крестной смерти, трехдневного пребывания душой во аде и последующего Воскресения: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40). С именем Ионы также связана история покаяния жителей целого города, которые смогли отсрочить его гибель почти на полторы сотни лет. Столица древнего государства Ассирии (ныне территория Ирака) Ниневия была самым крупным мегаполисом из всех известных в то время. Стены этого города внушали трепет, желающие лучшей жизни стекались сюда со всех концов империи. Город был известен высоким уровнем жизни и… развращенностью его жителей. Ионе Господь повелел обличить их неправды и объявить им о грядущей каре — уничтожении города.

http://foma.ru/chetyre-silnyh-primera-po...

25 ...облачить вас в святое и ангельское одеяние.— Пострижение волос и сложение мирской одежды — подготовительный этап посвящения в монахи. 26 Воски— особый вид подвижников в Месопотамии и Палестине. Они жили в горах и пустынях без крыши над головой, почти без всякой одежды и питались только дикорастущими травами и корнями. 27 ...как научил Давида, когда при стадах своих тот жил в пустыне.— Согласно Ветхому завету, иудейский царь Давид в отрочестве пас овец своего отца. 28 Сколько драгоценных камней ...“лежат на земле его”.— Захар. 9, 16. 29 Не забывай нерадивых работников...— Матф. 20, 6 ел. 30 Под пророкомподразумевается Моисей — см. Исх. 3, 2. 31 Просите, и получите.— Иоанн 16, 24. 32 ...направь ноги рабов Твоих и стопы их на путь мира —ср. Пс. 36, 23; 39, 3 и Лук. 1, 79. 33 Будьте просты, как голуби.— Матф. 10, 16. 34 ...упование всех концов земли и находящихся на чужбине далеко.— Ср. Пс. 64, 6. 35 Возьми щит и латы...— несколько измененная цитата из Пс. 34, 2—3. 36 ...сам пошлет ангела Своего пред лицом вашим...— Ср. Марк 1, 2. 37 Избавивший пророка Своего из пасти львиной...— речь идет о библейском пророке Данииле, по наветам врагов ввергнутом в ров со львами, но чудесно спасенном Богом.— Дан. 6, 23. 38 ...не попустит вам быть искушаемыми сверх сил.— I Коринф. 10, 13. 39 Никто, возложивший руку свою на плуг...— Лук. 9, 62. 40 ...начали строить, и не достало сил и охоты довершить основание.— Ср. Лук. 14, 30. 41 Било— на Востоке о начале службы оповещали ударами деревянного била, или молотка, которым стучали в двери монастырских келий. Это заменяло неизвестные до X в. колокола. 42 Давай повернем в правую сторону, ибо правая сторона благая.— Правая сторона в отличие от левой считалась благой и счастливой. Впрочем, оказать здесь влияние могла и описанная Матфеем сцена: во время Страшного суда Христос ставит праведников по правую руку, а грешников — по левую.— Матф. 25, 33. 43 ...желание боящихся Его Он исполняет...—Пс. 144, 19. 44 Беспечальна— т. е. смертью избавлена от мирских печалей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010