Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна 1.2. ) Первые годы Господни. 1. ) Явление Предтечи. Крещение. Искушение. 1–13. Возвращение в Галилею. 14–15. 1.2. ) Первые годы Господни. 1. ) Иисус Христос Бог, Творец, Спаситель. 1–18. Свидетельства Предтечи о Спасителе, и первые ученики. 19–51. 2.4. ) Явление Предтечи. Искушение, возвращение в Галилею. 4:12–17. 3.4. ) Явление Предтечи. Крещение. Искушение. Возвращение в Галилею; 4:14–15. Призвание 4-х учеников. 16–20. В Капернауме, в Синагоге, исцеление беснаго. 21–28. 3. ) Беседа с Никодимом, и пребывание в Иудее. 1–36. 4. ) Призвание 4-х учеников. 18–22. Общий очерк дел Господа. 23–25. Тещи Симона, – вечером многих. 29–34. Утром, по уединении, идет в Галилее. 35–39. Исцеление прокаженного. 40–45. 4. ) Проповедь в Назарете. 16–30. В Капернауме в Синагоге исцеление беснаго. 31–37. Тещи Петра; вечером многих. 38–41. Утром уединение. Идет по Галилее. 42–44. 4. ) Возвращение в Галилею чрез Самарию, – и еще чудо в Кане 1–54. 5.6.7. ) Нагорная проповедь. 2. ) В Капернауме – расслабленного. 1 –12. Призвание Левия Алфеева. У него в доме. 13–22. Срывание колосьев. 23–28. 5. ) Учение с лодки. Чудная ловля. Призвание 4-х. 1–11. Исцеление прокаженного. 12–16. Расслабленного 17–26. Призвание Левия. У него в доме. 27–39. 8. ) Исцеление прокаженного. 1–4. Слуги Сотника в Капернауме. 5–13. Тещи Симона, – вечером многих. 14–17. Идет на другую сторону. Ответы. 18–22. Укрощает бурю. 23–27. Исцеляет бесных Гадаринских. 28–34. 6. ) Срывание колосьев. 1–5. Исцеление сухорукого. 6–10. Враждуют. Он в горе. Ночь в молитве. 11–12. Избирает 12... Народ. Исцеления. 13–19. Нагорная беседа. 20–49. 9. ) Исцеляет расслабленного 1–8. Призывает Матфея. У него в доме. 9–17. Исцеляет кровоточивую. 18–22. Воскрешает дочь Иаира. 23–26. Исцеляет двух слепцов. 27–31. Немого беснаго 32–34. Ходит по Галилее. Жалеет о народе. 35–38. 3. ) Исцеление сухорукого в субботу в Синагоге. 1–5 Фарисеи враждуют. Господь к морю. За Ним народ. Многие исцеления 6–12. На горе позвал и избрал 12-ть. 13–19. Книжники худят. Укор по сему. 20–27. О хуле на Духа Святаго. 28–30. Кто мать и кто братья? 31–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Булгаков С. Афонское дело. — Русская мысль 34, 1913. С. 44. 945 Лосев А. Ф. О книге «На горах Кавказа». — Начала 1—4,  1995. С. 236—240. Вопрос о связи между имяславским учением об имени Божием и платоновской теорией идей будет затронут нами ниже. Что же касается более общего вопроса о связи между неоплатонической и христианской мистикой, то его исследование выходит за рамки настоящей книги. Отметим лишь, что мнение о неоплатонических корнях восточно–христианской мистики было широко распространено в научной литературе на протяжении всего XX столетия, и лишь в наши дни происходит его постепенный пересмотр. 946 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 2–е. С. 9—10. 947 Там же. С. 53—54. 948 Там же. С. 57. 949 Там же. С. 57—58. 950 Евагрий. О различных лукавых помыслах 39. 951 Учение Евагрия о естественном свете ума было изложено нами в Главе III. 952 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 52. 953 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 35. Ср.: Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим 50 (Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. второе. Т. 5. М., 1900. С. 374). И. Озэрр приводит отрывок из сочинения Патриарха Константинопольского Каллиста «Дар благодатен», в котором описывается молитва в состоянии экстаза: в этом состоянии молящийся способен только непрестанно произносить «Иисусе мой! Иисусе мой!». См.: Hausherrl. The Name of Jesus. P. 301—302. 954 Пс. 15:8. 955 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 55. 956 Ср.: Пс. 50:12—13. 957 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 36. 958 Там же. С. 48–49. 959 Там же. С. 54. 960 Там же. С. 62—63. 961 Евагрий–монах. О молитве 11; 35; 70. 962 Иоанн Синайский. Лествица, гл. 28. 963 Исихий Синайский. О трезвении и молитве 121. 964 Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. С. 243—244. Эту тему продолжит в своих «Очерках античного символизма и мифологии» А. Ф. Лосев. 965 Там же. С. 235. 966 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 48. 967 Там же. С. 32. 968 См.: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. М., 1998. С. 122—123. 969

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

3. Богословский вестник. 1900. Т.3. Ноябрь. С.543. 4. См.: Рим.12:4-5; 1Кор.6:15; 10:17; 12:13,27; Еф.1:23; 4:4,12,16,25; 5:23,30; Кол.1:18,24; 2:19; 3:15. 5. Творения блж. Феодорита, епископа Кирского. Ч.7. М, 1861. С.134. 6. Беседа на Посл. к Еф. (11:1). - Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб., 1905. Т.11. Кн.1. С.96. 7. Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С.289. - Прим. изд. 8. Ср.: Филад. XI,2; Смирн. XII,1. - Там же. С.301,306. См.: P. Battifol. L " eglise naissante et le catholicisme. P. 1909. P.168-169. 9. Гл.8-9. - Библиотека творений святых отцов и учителей Церкви западной, издаваемая при Киевской духовной академии. Кн.1. Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Киев, 1891. Ч.2. С.183-184. 10. См. об этом: Dr. A. Seitz. Die Heilsnotwendigkeit der Kirche nach der altchristlichen Literatur bis zur Zeit des hl. Augustinus. Freiburg im Breisgau, 1903. S.84-87,154-156. 11. Писания мужей апостольских. С.287. - Прим. изд. 12. Там же. С.82. - Прим. изд. 13. Против ересей. IV.33,7. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. М., 1871. С.527. - Прим. изд. 14. Selecta in Psalmos. Psalm.4. PG. T.12. Col.l148D. 15. Epist. ad Rogatian. 4. (Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Ч.1. С.111.) 16. Epist. ad Pupian. 54. (Там же. Ч.1. С.304.) 17. De unitate Eccles. Cap.10. (Там же. Ч.2. С.184.) 18. Epist. ad Cornel. 47. (Там же. Ч.1. С.256.) 19. Cfr.: A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. 1. Freiburg im Breisgau, 1886. S.311. Amn.4. 20. De unitate Eccles. Cap.14. (Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Ч.2. С.188,189.) 21. Epist. 43 ad Antonian; Epist. 59 ad Stefan. (Там же. Ч.1. С.234,330.) 22. Epist. 62 ad Magnum. (Там же. Ч.1. С.360.) 23. Epist. 55 ad Stefan. (Там же. Ч.1. С.312.) 24. Epist. 62 ad Magnum. (Там же. Ч.1. С.361.) 25. De unitate Eccles. Cap.15. (Там же. Ч.2. С.190.) См. еще: De orat. Dominica (Там же. Ч.2. С.217-218). Epist. 43 ad Antonian. (Там же. Ч.1. С.239.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

36 - " невидимое Его (то есть Божие), вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез разсматривание творений видимы, так что они (то есть язычники, не ведавшие Бога) безответны " - 37 На книгу Бытия беседа 14, часть 1, стр. 228. СПб., 1851. 38 Христианское чтение. 1823. Часть 9, стр. 95 и 96. 39 Христианское чтение. 1823. Часть, 10 стр. 35, 36 и 37. 40 Там же. 1821. Часть 1, стр. 257. 41 На псалмы беседы. Стр. 398 и 399. СПб., 1860. 42 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 6, стр. 223. Москва, 1851. 43 Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 11, § 3. 44 Там же. Гл. 12, § 3. 45 Христианское чтение. 1837. Ч. 3, стр. 6 и 7. 46 Прп. Макарий Египетский. Беседа 5, стр. 39. Москва, 1852. 47 Творения св. Ефрема Сирина. Ч. 4, стр. 173. Москва, 1850. 48 Христианское чтение. 1846. Ч. 1, стр. 43. 49 Творення св. Афанасия Александрийского. Ч. 4, стр. 49. Москва, 1853. 50 Там же. Ч. 1, стр. 163 и 165. Москва, 1851. 51 Воскресное чтение. 1840—1841 гг. 41, стр. 365. 52 Христианское чтение. 1835. Ч. 1, стр. 11, 12 и 13. 53 Воскресное чтение. 1837—1838 гг. 37, стр. 311. 54 Решение возражения неверующих против внутреннего значения самого факта, на который историческое доказаательство бытия Божия ссылается. Историческое доказательство бытия Божия, ссылаясь на всеобщность верования в Божество, присваивает этому верованию самородное психическое происхождение, т.е. корень его видит в разумной природе человека. Поэтому и неверие, отрицая первое, т.е. всеобщность идеи о Божестве, последовательно отрицает и последнее, т.е. психическое происхождение идеи, и в оправдание своего взгляда на предмет ссылается: а) На несуществование каких бы то ни было прирожденных идей и б) на возможность объяснить распространенность верования, о котором речь, помимо прирожденности, из иных причин, как то: вымысла, страха, творчества воображения и так называемого анимизма. Ответим по порядку: а) Что до прирожденных идей, то учение о них, некогда бывшее в ходу, в настоящее время действительно потеряло кредит; но — в каком смысле? В смысле определенных готовых понятий, а не в смысле предрасположения к составлению их путем мышления. Подобные предрасположения, предваряющие сознательную деятельность и потом влияющие на ее направление, не могут быть отрицаемы. В этом-то смысле и идея Божества должна быть признана прирожденной человеку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

108 Основная часть переводов Г. Павского из Священного Писания не была издана и имела хождение в рукописях. В РГБ имеется литографическое издание, включающее перевод книги Иова: Павский Г. П. Иов, или Судьбы Божии раздаяний счастия и несчастия непостижимы для человека. [СПб.: Изд. студентов Петербургской духовной академии, 1839–1841]. 1118 с. разд. пагинацией. Характеристику переводов Г. Павского , как и изложение событий, связанных с этим переводом, см.: Чистович. История перевода Библии. С. 133–207, 326–329. – Ред. 109 Из литературы на рус. яз. (в большинстве своем сильно устаревшей или популярной) см. также: Шавров М. Иов и друзья его. СПб., 1859; Савваитов П. И. О Книге Иова//Духовная беседа. 1861. 13; Феодор ( Бухарев А. М. ), архим. Святой Иов многострадальный: Обозрение его времени и искушения, по его книге. М., 1864. 107 с.; Писарев С. Д. О книге Иова//ПО. Т. 15. 1864. 11. С. 217–235; 12. С. 363–379; Он же. О происхождении книги Иова//ПО. Т. 17. 1865. Май. С. 1–19; [Аноним.] Книга Иова//Духовная беседа. 1871. 49. С. 389–394; Ириней (Орда) , еп. Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета. Киев, 1871. 244 с., 2 л. ил.; 2 1873. 231 с.; Ратай П. Происхождение книги Иова//Воскресное чтение. 1872. 22. С. 344–347; Филарет [Филаретов], архим. [впоследствии еп. Рижский и Митавский.] Происхождение книги Иова//ТКДА. 1872. 3. С. 401–582; 5. С. 193–271; 8. С. 669–704; 9. С. 1–73, и отдельный оттиск (Киев, 1872); Филарет (Дроздов) , митр. Учительные книги Ветхого Завета: Иова, Притчей, Екклесиаста, Песнь песней (из академических чтений)//ЧОЛДП. 1874. Ч. 1. С. 3–12, 177–185; Елеонский Η. Α., прот. О времени происхождения книги Иова//ЧОЛДП. 1878. 1. С. 1–17; Булгаков Ф. И. Иов, Прометей и Фауст: Опыт этико-исторической параллели//Исторический вестник. 1884. Т. 16. 4. С. 195–213; Пархомович А. М. Книга Иова: (Краткие сведения о книге и подробное изложение содержания). Кишинев, 1888. 54 с. [Из 16–20 КишЕВ. Прилож. Вышла также отдельно с титульным листом под заголовком: Руководство к изучению книги Иова/Сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

4686. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии и торжественного открытия в Москве Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакиию. –2000, 2, 52. 4687. МИТРОПОЛИТ Чешских Земель и Словакии Дорофей. Сообщение о кончине. –2000, 2, 51. 4688. АЛЕКСИЙ II, патр. Телеграмма соболезнования Местоблюстителю Митрополиту престола архиепископу Прешовскому Николаю. –2000, 2, 54. 4689. ХРОНИКА: 1986, 10, 65; 12, 61. 1987, 4, 50. 1995, 9–10, 67. 26 История Римо-католической Церкви 26.1 История и современная жизнь 4690. СМЫКОВСКИЙ П., прот. Юбилей епископа Юлиана кардинала Вайводса. – 1985, 4, 67. 4691. СИМПОЗИУМ, посвященный святому равноапостольному Мефодию в Регенсбурге, ФРГ. – 1985, 11, 86. 4692. ЕГО ЖЕ. Юбилей епископа Юлиана кардинала Вайводса. – 1986, 1, 54. 4693. СКОБЕЙ А., прот. Памяти епископа Валериана Зондакса. – 1987, 1, 67. 4694. А.А. Римско-Католическая Церковь на Филиппинах. – 1988, 2, 62. 4695. А.К. Новый католический епископ Латвии. – 1988, 11, 60. 4696. КОНГРЕСС аббатов монастырей бенедиктинского ордена. (Экуменическая хроника). – 1989, 7, 61. 4697. НА СИМПОЗИУМЕ во Флоренции. – 1990, 3, 66. 4698. ЮЛИАН кардинал Вайводс. Сообщение о кончине. – 1990, 11, 64. 4699. Е.В. Международная конференция “Святитель Амвросий Медиоланский на Востоке и Западе”. – 1997, 12, 42. 4700. МИТЯКИН А. Иероним Савонарола. – 1998, 12, 56. 26.2 Отношения с РПЦ 4701. ПИМЕН, патр. Поздравление Святейшему Папе Иоанну Павлу II (в день пятой годовщины интронизации) и ответ на нее. – 1984, 1, 4–5. 4702. ХРОНИКА. Беседа с директором “Кодекаль”. – 1984, 2, 67. 4703. ХРОНИКА. В посольстве Франции. – 1984, 2, 67. 4704. НА РОЖДЕСТВЕНСКИХ богослужениях в резиденции Посла США в СССР и в храме св. Людовика в Москве. – 1984, 3, 7. 4705. ВИЗИТ в Советский Союз епископа Сакраментского Фрэнсиса Куинна. – 1984, 5, 67. 4706. НА ПАСХАЛЬНОМ богослужении в московском католическом храме св. Людовика. – 1984, 6, 3. 4707. КОММЮНИКЕ о пребывание в Советском Союзе делегации духовенства Римско-Католической Церкви в Чехословакии. – 1984, 6, 59.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

54. Col. 267. 5  Григорий Палама, свт. Беседа VII//Беседы (Омилии). Ч. 1. М., 1993. С. 76. 6  См.: Кирилл Александрийский, свт. Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу//Христианское чтение. СПб., 1842. Ч. I. С. 326-351; Иоанн Златоуст, свт. Слово на начало поста и о посте (Spuria)//Творения. Т. XI, кн. II. СПб., 1909. C. 945-949; Дорофей Газский, прп. Поучение 15, О святой Четыредесятнице//Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. М., 2010. С. 218; Феодор Студит, прп. Поучение огласительное 46, в неделю Сыропустную//Огласительные поучения и завещание. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1998. С. 164; и др. 7  Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксарь в неделю Сыропустную//URL: http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul (дата обращения: 24.12.2022). 8  Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М., 2011. С. 21. 9  Софроний, патр. Иерусалимский, свт. Vitae Mariae Aegiptae//PG. 87. Col. 3072. Русский пер.: Житие прп. Марии Египетской. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2008. С. 5. 10  Мансветов И.Д., проф. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 51. 11  Прп. Евфимий уходил в пустыню после 14 января, прп. Савва удалялся после 20 января, дня памяти кончины прп. Евфимия. 12  Феодор Студит, прп. «Ипотипосис», или Устав с Богом внутреннего устройства Студийского монастыря. 19//Творения. Т. 2. М., 2011. С. 524. 13  В современном тексте: «Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице, моления наша не презри во обстоянии…» 14  До богослужебной реформы Патриарха Никона этот возглас произносился так: «Слава Тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе». 15  Устав церковный. Рукопись из собрания Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ф. 304/I. 239. Л. 246об.-247//URL: 16  Устав церковный. Рукопись из собрания Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ф. 304/I. 244. Л. 315 об.//URL: http://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-244/. 17  Церковный Устав. М., 1641. Л. 936. 18  Стихира из службы Божией Матери Одигитрии.

http://pravoslavie.ru/151133.html

1964. Рордорф В. Τ για τοις γοις [«Святая святым»]: [Докл. на конф. «Евхаристия и общение церквей» в Крестовоздвиженском мон-ре. Шеветонь (Бельгия), 1999 г.]/Пер. с фр.: Т. Стамова//Страницы. 2000. Т. 5. 2. С. 244–256. См. также 1402, 1451, 1818, 1888, 2195. Православие и экуменизм См. также: Апологетическое (Основное) богословие: Миссионерство. Миссиология 1656–1672). 1965. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Православное свидетельство в инославном мире: Беседа с корр. журн. « Церковь и время» (Лондон, 14 июля 1998 г.)//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 44–62. 1966. Афанасий (Евтич) , еп. Захумско-Герцеговинский. Православный экуменизм/Пер. с серб.: иером. Тимофей (Подобедов)//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 63–74. 1967. Каллист (Уэр) , еп. Диоклейский. Православное понимание экуменизма: Беседа с корр. журн. «ЦиВр» (Лондон, 14 июля 1998 г.)/Пер. с англ.: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1998. 3(6). С. 78–86. 1968. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Православие и экуменизм: новые вызовы: Выступление на заседании Синодальной Богословской комиссии 2 февр. 1998 г. (МДА)//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 63–69. 1969. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение: Докл. на IV Ассамблее ВСЦ 5 июля 1968 г.//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 39–54. 1970. Осипов А. И. О некоторых принципах православного понимания экуменизма//БТ. 1978. Сб. 18. С. 180–187. 1971. Отчет о консультации по вопросам православного богословского образования и экуменического движения. Мон-рь Пендели, Афины, Греция, 2–9 февр. 2000 г./Пер. с англ.: Ю. Маслов//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 147–150. См. также 573, 579,600,601,603,607,1546,1669,1736, 2496. Международные экуменические организации и встречи 1972. В поисках путей к церковному единству: [О съезде протестантов в Бьевре «Иисус Христос – упование мира». 1953 г. – резолюции]//ВРЗЕПЭ. 1953. 15. С. 181–182. 1973. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Третья сессия межправославной комиссии по подготовке богословского диалога с англиканами (Хельсинки, 7–11 июля 1971 г.): [Обзор докладов, прений, протоколов]//ВРЗЕПЭ. 1972. 77. С. 63–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Встреча православных диссидентов с другими правозащитниками была плодотворной. Она показала и советским неконформистам, и всему миру, что, несмотря на ту или иную степень консервативности и ограниченности церковного социума, есть и в нем смелые умы, которые не соглашаются видеть свою Церковь неподвижной и общество неизменяемым. Стало ясно, что их вера не ограничена четырьмя стенами церковного здания, а охватывает всю их жизнь и определяет их поведение по отношению к согражданам. К ГЛАВЕ 1 1. Наиболее важные документы самиздата этого периода переведы в труде: Michael Bourdeaux, Patriarch and Prophets: Persecution of the Russian Orthodox Church (reprinted Mowbrays, London and Oxford, 1975). Анализ дан в трудах: Michael Bourdeaux " The Black Quinquennium: The Russian Orthodox Church 1959-1964м, RCL, vol. 9, 1 (1981), pp. 18-23; Bohdan R. Bociurkiw, " Religious Dissent and the Soviet State " , in B. Bociurkiw and J. Strong (eds), Religion and Atheism in the USSR and Eastern Europe (Macmillan, London, 1975); Gerhard Simon, Church State and Opposition in the USSR, translated by Kathleen Matchett (C. Hurst & Company, London, 1974), pp. 125-30. 2. Отчет об этой встрече и другие статьи Левитина содержатся в: Bourdeaux, Patriarch and Prophets. См. также: Anatoli Levitin-Krasnov, One Man " s Witness, ed. Jane Ellis (St Vladimir " s Seminary Press, Crestwood, 270 New York, and Darton, Longman & Todd, London, forthcoming). 3. Беседа А. Левитина с Джейн Эллис 6 марта 1975. (Запись на кассете в архиве Кестонского колледжа). 4. Bourdeaux, Patriarch and Prophets, pp. 125-54. 5. Там же, с. 305-29. 6. Обращение к ВСЦ христиан России, Украины и Белоруссии, 2 февр. 1964, Одесса. По-английски см. в: М. Bourdeaux, H. Hebly and E. Voss (eds), Religious Liberty in the Soviet Union (Keston College, Kent, England, 1976), pp. 54-6. 7. Материалы о ВСХСОН собраны в кн.: " Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа – программа, суд, в тюрьмах и лагерях " , ИМКА-Пресс, Париж, 1975, составленной Дж. Данлопом, и проанализированы в: John Dunlop, The New Russian Revolutionaries (Nordland Publishing Company, Belmont, Mass., 1976).

http://religare.ru/2_89412.html

Слово κατστασις переводится как sua sede» 2128 , т. е. размещение вещей по местам, им предназначенным 2129 . Следовательно, smamus 2130 означает обычное, естественное расположение, которое в определенном смысле заслуживает названия молитвы самой по себе, вне действий, которые она совершает более или менее часто. Это молитва неявная, всегда готовая стать явной, это «состояние сердца» 2131 , «состояние совершенства» 2132 . Если мы будем рассматривать понятие молитвы в глубоком смысле сыновней беседа с Отцом Небесным, не ставя вопрос о том, каким образом она проявляется вовне, тогда молитва и святость совпадают. И потому Феофан Затворник мог написать, что молитва «есть оживотворение духа, некоторое как бы его обожение» 2133 . «Как в дыхании расширяются легкие и тем привлекают животворные стихии воздуха, так и в молитве разверзаются глубины нашего сердца и дух возносится к Богу, чтобы приобщением к Нему восприять соответственный дар. И как там кислород, принятый вдыхании через кровь, расходится потом по всему телу и оживляет его, так и здесь принятое от Бога входит во внутренняя наша и оживотворяет там все» 2134 . Итак, молитва – это жизнь Духа. И, как замечательно пишет св. Иоанн Кронштадтский , каждая искренняя молитва «введет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла» 2135 , а Дух, в свою очередь, будет взывать из глубины сердца: Авва, Отче! ( Рим. 8:15 ; Гал. 4:6 ). 2086 Consmanmini XVI, 1–59, изд. F. Grivec, Fr. Тоmši//Radovi staroslovenskog instituta, IV. Zagreb, 1960, р. 134 и сл. 2098 I. Hausherr, Opus 13 (1947), р. 195–218; Études de orientale//ОСА 183. Roma, 1969, р. 121–144. 2099 Евагрий, Послание о вере, VII, 22//Там же, с. 149; I. Hausherr, Les leçons d’un Paris, 1960, р. 74. 2103 I. Hausherr, ет Ипе remarquable аи раг de Mabboug († 523)//RАМ 14 (1933), р. 171–195; Hésychasme ет рrière//ОСА 176. Roma, 1966, р. 13–37. 2108 Т. Špidlik, du monachisme J. Fedwick, Basil of Caesarea: Тогопто. Т. I, 1981, р. 361–374. 2116 Origène, De огат. 9, 2//GСS 3, р. 319, 4–8; 8, 2, р. 317, 25 и сл.; Cosmimuzioni monastiche ammribuime а Basilio 1//РG 31, 1ЗЗЗав; De Аппа sermo 2//РG 54, 645; Scala 28//РG 88, 1129d. 2127 Х, 14//РL 49, 842а; SC 54 (1958), р. 95 и сл.; ср.: S. Marsili, ed sulla е 5. Roma, 1936. Читать далее Источник: Молитва согласно преданию Восточной Церкви. (Перевод с итальянского (сверенный с французским оригиналом) Наталии Костомаровой под редакцией свящ. Владимира Зелинского) — Москва: «Даръ», СПб.: «Издательство Олега Абышко». — 2011. — 576 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010