1862 год Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома, и принадлежащей к оному Крестовой церкви. Калужские Епархиальные Ведомости (далее: Калужские ЕВ), Прибавления, 1, с 1–17; 2, с. 19–35; 3, с. 37–50; 4, с. 54–56; 6, с. 84–91; 7, с. 101–106; 8, с 107–125. Отд. изд.: Калуга, 1862, 87+VI с.; 2-е изд.: Калуга, 1888, 88+VIII с. Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии. Калужские ЕВ, 9, с. 141–146. О церкви святых Жен-Мироносиц города Калути. Калужские ЕВ, 10, с. 156–165. Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря Калужские ЕВ, 13, с. 202–215: 14, с. 224–231; 15, с. 241–249; 17, с 276–287; 19, с. 311–329; 22, с. 394–407; 23, с. 407–430. Отд. изд.: Калуга, 1862, 146 с. Записки инока, уроженца г. Калуги, о его странствии в святой град Иерусалим из Москвы чрез Молдавию, Турцию и Египет в самом начале прошедшего столетия. Калужские ЕВ, 20, с. 344–357. Отд. изд.: Калуга, 1862, 16 с. Последние русские православные пустынножители (материалы для истории русского монашества, 1745–1820). Домашняя Беседа, 20, с. 463–467; 21, с. 487–490; 22, с. 507–517; 23, с. 539–547; 24, с. 563–570; 25, с. 595–601; 26, с. 619–627. Церковно-историческое исследование о древней области Вятичей, входившей с начала XV и до конца XVIII столетия в состав Крутицкой и частью Суздальской епархии. Составил И. Л. ЧОИДР, кн. 2, отд. I (Исследования), с. 1 + VI11+156. Отд.: М„ 1862, 156 с. [Публикация состоит из трех частей: 1) Из древнего «Лицевого подлинника». (Материал для истории иконописания); 2) О упраздненных монастырях, находящихся в пределах Калужской епархии (с. I-VIII, общий обзор и план исследования); 3) Исследование (с. 1–156)]. Старица Евфросиния. Домашняя Беседа, 28, с. 19–22. Ответ г. Сп-кову на его вопрос: «Были ли у нас в древней Руси епископы немонахи?». День, 35. (Подпись: «Ставрос».) Отд.: М., 1862, 14 с. Журнальные заметки. Статья третья. Домашняя Беседа, 49, с. 477–483. [Полемика по вопросу о монашестве епископов, затронутому в заметке И.А. Чистовича «Еще об Арсении Мацеевиче ». День, 1862, 25.] Историческое описание Тихоновой Калужской Пустыни. СПб., 144 с. Читать далее Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина)//Богословские труды. 1972. 9. С. 226-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

25. Архимандрит Леонид (Кавелин)//Российский календарь знаменательных дат. М., 1991. 9. С. 54-56. 26. Владимир Креститель//Наш современник. 1991. С. 170-174. 27. Звезда Вифлеема//Домострой. 1-15 января 1991. 1. С. 14. 28. «Сохрани мою речь...» (К 100-летию со дня рождения О.Э. Мандельштама)//Советская Россия. 16 января 1991. 11 (10462). С. 6. 29. Книга, глаголемая «Домострой»//Домострой. 1-15 января 1991. 1. С. 8. - Автор не указан. 30. Пути исцеления//Домострой. 29 января 1991. 3. С. 8. 31. О праведной жизни//Домострой. 5 февраля 1991. 4. С. 8. - Автор не указан. 32. Русь бережливая//Домострой. 12 февраля 1991. 5. С. 8. - Автор не указан. 33. Петр и Достоевский//Домострой. 19 февраля 1991. 6. С. 14-15. 34. «Мариино стояние»//Домострой. 19 марта 1991. 10. С. 12-13. 35. Князь Хилков: выбор веры//Домострой. 26 марта 1991 г. 11. С. 12-13. 36. Воскресение Огня и Света//Домострой. 2-9 апреля 1991. 12. С. 12-13. 37. Пасха и Кириопасха//Домострой. 2-9 апреля 1991. 12. С. 14. 38. Красная Горка//Домострой. 9-16 апреля 1991. 13. С. 8. - Автор не указан. 39. Корни уходят в небо: правда Вознесения//Домострой. 14 мая 1991. 18. С. 8-9. 40. Рожденный на Вознесение [А.С. Пушкин]//Домострой. 4 июня 1991. С. 10-11. 41. Парад Победы: 22 июня 1941 - 24 июня 1945//Домострой. 18 июня 1991. 23. С. 8-9. 42. В чрезвычайных условиях. Государственный Комитет Обороны//Домострой. 18 июня 1991. С. 12-13. - Автор не указан. 43. Из семейного альбома//Домострой. 18 июня 1991. С. 16. 44. Строитель великой России [О святом князе Андрее Боголюбском]//Домострой. 16 июля 1991. С. 8-9. 45. Красный марш гильотины//Домострой. 9 июля 1991. 26. С. 12-13. 46. Княгиня Ольга: у истоков Русской Церкви и русской державы//Домострой. 23 июля 1991. 28. С. 8-9. 47. Есть ли в бурях покой? К 150-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова//Домострой. 20 августа 1991. 32. С. 10-11. 48. Песнь Успенская//Домострой. 3 сентября 1991. 34. С. 8-9. 49. Русское спасение. Беседа с архимандритом Иннокентием (Просвирниным) о Патриархе Сергии и его духовном наследии//Домострой. 10 сентября 1991. 35. С. 11-12.

http://bogoslov.ru/person/249099

Issayi Collection. Ms. 4 (копия рукописи Bodl. syr. E. 7, содержит полный текст 2-го т.); Baghdad. Chaldean monastery. syr. 680 (XIII в., содержит Беседы 7, 9, 34, 18, 35, 36, 37 и 15 из 2-го т.); Vat. syr. 509 (копия предыдущей); Mingana. syr. 601 (копия рукописи Baghdad. Chaldean monastery. syr. 680); Mingana. syr. 86 (антология монашеских текстов, составленная ок. XIII в., содержит фрагменты Бесед 14 и 20 из 1-го т., а также Бесед 25 и 26 из 2-го т.); Tehran. Issayi Collection. Ms. 5 (включает 2 Беседы из 2-го т.). Принадлежность 1-го и 2-го томов одному автору подтверждается, в частности, тем фактом, что сир. рукописи, содержащие известный нам корпус «Слов подвижнических», заканчиваются следующей ремаркой: «Окончилась, при помощи Божией, первая часть учения Мар Исаака инока» ( Assemani. BO. T. 1. P. 160), а рукописи, содержащие новооткрытые тексты И. С., начинаются со слов: «Начинаем переписывать вторую часть Мар Исаака, епископа Ниневийского». Т. о., в сир. рукописной традиции 2-й т. мыслится как продолжение 1-го. Имеются неопровержимые текстологические доказательства принадлежности обоих томов одному автору. Прежде всего, две Беседы из 2-го т. идентичны двум Словам из 1-го т. (Беседа 16 из 2-го т. соответствует Слову 54 из 1-го т., а Беседа 17 из 2-го т. соответствует Слову 55 из 1-го т.). Кроме того, в тексте 2-го т. есть неск. ссылок на Слова из 1-го т. Так, напр., в Беседе 3 из 2-го т. (а именно, в главе 41 из ее 1-й сотницы) автор говорит: «Сию книгу в напоминание себе написал я, как постиг из разумения Писаний, а немногое из собственного опыта: на это я уже указывал в начале книги». Под «началом книги» имеется в виду Слово 14 сир. текста 1-го т. (Слово 15 греч. перевода=Слово 65 рус. перевода), где тот же автор пишет: «Сие на память себе и всякому читающему написал я, как постиг из разумения Писаний... а немногое из собственного опыта» ( Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. 1911. С. 344). В Беседе 32 из 2-го т. автор говорит: «Относительно этого чина, если кто желает услышать в точности, пусть прочитает выше длинное Слово, написанное нами о духовной молитве» (II 32.

http://pravenc.ru/text/674153.html

Сегодня в день Торжества Православия, воздавая дань почитания героям веры, прославившим дело Божье подвигами исповедничества и мученичества, поставим себе за правило непрестанно молиться и в домах и в храмах, да укрепит господь верующих, претерпевающих от большевиков гонения и истязания, на дальнейшие подвиги исповедничества и мученичества, да возродит Господь силы ослабевших под гнетом гонений. Люди мира сего, судящие о делах веры по-мирски, готовы преуменьшать подвиги верующих, ибо людям мира сего кажется, что возмущенное гонениями сознание верующих должно было побудить их низвергнуть большевиков силою внешнею, но верующие должны понимать, почему это не делается: для верующих свят урок Христа, преподанный сынам Зеведеевым ( Лк.9:54 ) и св. Петру ( Мф. 26:51-54 ). «Мне принадлежит отмщение и Я воздам, говорит Господь» ( Евр. 10:30 ). Господь Сам вразумит гонителей мерами, ему ведомыми, и во время Им Самим предначертанное. «Когда они будут говорить: «Мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба» ( 1 Сол. 5:3 ). Ныне, когда совесть всего человечества осудила злодеяния большевиков, на память приходит народная мудрость: глас народа – глас Божий. Если сами большевики еще не осознали своего положения, то это потому, что «пред падением возносится (надмевается) сердце» ( Сир. 9:8, 18:12 ; Еф. 3:1 ). Аминь. 9 марта 1930 года – Беседа в неделю Торжества Православия в Рижском Кафедральном соборе после литургии перед молебном о прекращении гонений на Святую Православную церковь. «Вера и жизнь», 1930 г., с. 33–41. Слово в Великий Пяток Никогда во время земной жизни Христа внешне одиночество и одиночество духовное не были выражены так ярко, как в пору неизреченных Голгофских страданий и умирания на кресте. Даже ближайшие ученики оставили его – бежали. Даже доблестный апостол Петр отрекся от Него. Враги торжествовали мнимую победу не только над Ним лично, но и над Его делом. Правда, у креста остались св. Иоанн и верные жены-мироносицы, но, подавленные скорбью, они не видели способов даже для того, чтобы пречистое тело Иисусово изъять от поругания, сужденного обычаем телесам повешенных на кресте. Казалось неизбежным, что грубыми руками палачи сорвут с креста пречистое тело и с ругательством бросят в свалку, как падаль. В эту, именно, пору появляется Иосиф Аримафейский. Что за Иосиф и что за Аримафея? Но он был, именно, тот человек, который в данное время был нужен. Муж влиятельный, именно, в том роде, в каком влиятельность была нужна в данное время: член синедриона, советник, богатый человек, с весом у Пилата. Все евангелисты упоминают о нем. Мы узнаем, что он был «муж праведен и благочестив, чающий Царствия Божия». Он скрывал свою приверженность ко Христу, но ныне под крестом он осмелел, пошел к Пилату, просил тела Иисусова и получил просимое.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

47 . Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Т. 1. Изд. второе. М., 1883. «Наставления св. Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед». С. 160. 48. Св. Ефрема Сирианина слово против исследования Существа Божия. Хр. Чт., 1838. Ч. 1. С. 20–42. 49. Св. Иоанн Дамаскин . «Точное изложение православной веры» . Перевод А. Бронзова . СПб., 1894. 50. Его же. Полное собрание творений. Т. 1. СПб., 1913. 51. Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 4. СПб., 1898. Беседы на кн. Бытия: 9–я (с. 69), 21–я (с. 190) и 54–я (с. 575–586). 52. Его же. Т. 6. СПб., 1900. «Беседа о пятом дне творения» (с. 783–798). «Изъяснение, что образ, состоявший в подобии Божием, первый человек утратил преслушанием, и что впоследствии этот образ восстановлен чрез Нового Адама» (с. 845–850). 53. Св. Ириней, епископ Лионский. Сочинения. Изд. в русском переводе П. Преображенский . СПб., 1900. 54. Сочинения св. Иустина Философа и мученика. Изд. в русском переводе П. Преображнским. М., 1892. «Отрывок о воскресении». Разговор св. Иустина с Трифоном». «Апология 1». 55. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Изд. второе. Сергиев Посад»1893. 4ое «Огласительное слово». С. 53. 56 . «Строматы», творения учителя Церкви Климента Александрийского . Перевод Н. Корсунского. Ярославль, 1892. 57. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы» послания и слова. Переведены с греческого при Московской Духовной Академии, Изд. четвёртое С–ТСЛ, 1904. Беседа 15. С. 109–138. 58. Преподобный Максим Исповедник . О Богословии и воплощении Сына Божия. Хр. Чт., 1830. Ч. 38. С. 125. 59. Творения Тертуллиана , христианского писателя в конце второго и в начале третьего века. Перевод Е. Корнева. Ч. 4. СПб., 1850. 60. Творения блаженного Феодорита . «Толкование на книгу бытия». Хр.Чт., 1843, Ч. 3. С. 318–391. 61. Творения св. Феодота, епископа Анкирского, слово на день Рождества Христова. Хр. Чт., 1825. Ч. 20. С. 270–294. 4. Проявление Апостольской веры в жизни Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Псалмы. 110, 2//Творения. Т. 5. Кн. 1. С. 310–312; его же. Беседы на Посл. к Рим. 10, 3//Творения. Т. 9. С. 597. 267 Свт. Иоанн Златоуст. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим, 1//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 769–770. 268 Бердяев Н. О назначении человека. С. 220. 269 В некоторых рукописях эти беседы приписываются святителю Иоанну Златоусту, по этой причине они включены в тот том Миня (т. 56), где содержатся творения этого святого отца. 270 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о диаволе, 3. «В следующий день…», 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 298–299. 271 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 2–3//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 299–300. 272 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 4//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 300. 273 Свт. Иоанн Златоуст. Большое огласительное слово, 2, 7. 274 Свт. Григорий Палама. Богословские главы… 53, 54. 275 О том, как телесная смерть стала благодеянием и как человеколюбие Божие обратило ее на пользу человека, см. также: N. П. Βασιλειαδη. Χριστιανισμς και Ανθρωπισμς. θηναι, σ. α. Σ. 376–380. 276 Свт. Афанасий Александрийский. О воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения. Сергиев Посад, 1903. Ч. 1. С. 198–199. 277 Свт. Григорий Богослов. Слово 45, 9; Слово 38, 13//Собрание творений. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. С. 528–529, 666–667. 278 Свт. Афанасий Александрийский. Указ. соч. С. 200–201. 279 Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 16: «Как начало смерти, происшедши в одном, перешло на весь человеческий род; таким же образом и начало воскресения чрез Единого распростирается на все человечество»//Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 49–50. См. также: Опровержение Евномия. Кн. 5, 4: Единородный Сын Божий Своим благоволением «человеческое естество […] опять чрез Себя же привлек к бессмертной жизни чрез человека, в котором вселился, восприяв на себя целую человеческую природу, и Свою животворную силу примешал к смертному и тленному естеству»//Творения. Ч. 6. М., 1864. С. 24. 280 Свт. Григорий Палама. Беседы. Ч. 3. М., 1993. С. 77. 281

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

51 См.: Вах К. А. Иерусалимский проект великого князя Константина Николаевича//Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую Землю. М., 2012. С. 11 –35. 54 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам Православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 6 – 8; Записка 11 декабря – это мнение святителя Филарета о преобразованиях в Константинопольском Патриархате от 11 декабря 1858 г. (см.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам Православной Церкви на Востоке. С. 7–15). 57 ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 30. Л. 60–61 об.; см.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т./Изд. под ред. преосв. Саввы, архиеп. Тверского и Кашинского. Т 4. М., 1886. С. 350 – 351. 60 См.: Д, Даскалов X. К. Турецкие дела//Русский вестник. 1858. Т. 13. Февраль. 4. Кн. 2. Отд.: Соврем. Летопись. С. 245–265; Т. 14. Март. 6. Кн. 1. Отд.: Соврем. Летопись. С. 35–52; Т. 15. Май. 9. Кн. 1. Отд.: Соврем. Летопись. С. 33–51; Он же. Возрождение болгар, или Реакция в Европейской Турции//Русская беседа. 1858. Кн. 2. Отд. 5. С. 1–64. 68 См.: Хомяков Л. С. О греко-болгарской распре: Записка по поводу статьи г. Даскалова в «Русской беседе»//Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1900–1904. Т. 3. С. 455–458. 71 См.: Ответ г-ну Д.//Московские ведомости. 1858. 5 авг. N° 93. С. 864–866; 7 авг. 94. С. 874–876; 9 авг. 95. С. 885–886; 12 авг. 96. С. 894–895; 14 авг. 97. С. 904–906. В том же году статья вышла отдельной брошюрой. 72 Хомяков А. С. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 356. Как отмечает О. Л. Фетисенко, возражением на статью Т. И. Филиппова можно считать редакционный комментарий к статье Ю. Дестуниса «Голос грека в защиту Византии», опубликованный во 2-й кн. «Русской беседы» за 1859 г. (см.: Фетисенко О. Л. Тертий Филиппов – первый редактор «Русской беседы»//«Русская беседа»: история славянофильского журнала: Исследования, материалы. Постатейная роспись. СПб., 2011. С. 121 – 122).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Беседа 14. Православная семья: счастье и ответственность перед Богом и людьми Православные просветительские курсы Протоиерей Павел Гумеров 10 марта 2018 года протоиерей Павел Гумеров прочитал 14-ю лекцию на тему «Православная семья: счастье и ответственность перед Богом и людьми» в рамках Православных просветительских курсов, проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией. Лекции этого, четвертого года обучения объединены темой «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ». В лекции рассмотрены следующие темы: Лекция (продолжительность 57:59) Ответы на вопросы (продолжительность 1:03:40) Рейтинг: 8.6 Голосов: 246 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анна 1 октября 2019, 22:54 Замечательные курсы! Полезные советы! Отца Павла всегда интересно и полезно послушать, объясняет всё доступно и понятно. Благодарю Сретенский монастырь за проведение курсов о семье и за возможность посмотреть и пересмотреть видео лекций! Светлана 9 мая 2018, 00:23 Благодарю за лекции.Слушаю все четыре года. Пожалуйста, организуйте беседы о житиях святых (разных веков) Ника 12 апреля 2018, 21:32 Благодарю за лекцию о. Павла и за весь курс в целом! Нашла в них для себя много нового и полезного! Иоанна_ 17 марта 2018, 18:32 А если вместо обещанной любви появится неприязнь, а то и ненависть? К мужу/жене, потом к самому себе, а потом и к тому, кто даёт подобные " мудрые " советы? Такой брак таит в себе огромный риск! Если любви нет, странно полагать, что со временем её можно будет " вымучить " . А потом будем жаловаться на измены... Юлия 17 марта 2018, 00:47 Лекция вообще не понятно о чем. Простите, лозунг " своих нельзя бросать " - далеко не христианский. Когда мужчина СВОЕЙ руку подает, а чужую дверью прихлопнет- это говорит уже о том, что с такими лучше не связываться. Или если ты его, он тебя будет уважать, -если не его, уважать уже не будет...Это очень большая проблема современности..... Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/111501.html

7 Святитель Димитрий Ростовский . Летопись. 8 Святитель Димитрий Ростовский . Там же. 9 Иеромонах Сергий (Веснин). Святогорец. Письма к друзьям о святой горе Афонской. М., 2002. Письмо 15. С.163–164. 10 Иннокентий (Борисов) , архиеп. Херсонский. Великий пост. Слово о грехе и его последствиях. Минск, 2001. С.275. 11 Тертуллиан . Творения. Киев, 1910. ч.1. Апология. С.198. Святитель Григорий Нисский . Большое огласительное слово.//В кн.: Мистическое богословие Восточной Церкви. М., 2001. С. 328.; Святитель Иоанн Златоуст . Творения. СПб., 1898. Т. 1. Кн.1. Слово 1 к Феодору падшему. С.13.; Минуций Феликс . Октавий//В кн.: Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895. Кн. 34–35. С.266–268.; Святитель Василий Великий . Творения. М., 1845. Ч.4. Беседа на псалом 33:12. С.302.; Святитель Иоанн Златоуст . Творения. СПб., 1906. Т.12. Кн.1. Беседы на Послание к евреям, на 1:4. С.15. 12 Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. СПб., 1894. Кн.4. Гл. 27. С.270. 13 Святитель Амвросий Медиоланский . Толкование на Евангелие от Луки. Кн.7.//Patrologiae cursus completus (Series latina); Блаженный Иероним Стридонский . Толкование на Послание к ефесянам. Кн.5.//Patrologiae cursus completus (Series latina); Ориген . О началах. Кн.2. Гл. 10.//В кн.: Мистическое богословие Восточной Церкви. М., 2001. С.169–171. 14 Иеромонах Сергий (Веснин). Святогорец. Письма к друзьям о святой горе Афонской. М., 2002. С.53–54. 15 Воскресное чтение. 1849—1850 гг. Размышление об аде. С.157. 16 Святитель Василий Великий . Творения. М., 1891. Ч. 2. Толкование на пророка Исайю. Кн. 5. С.179.; Святитель Афанасий Великий . Послание к Антиоху, ответ на вопрос 19//Христианское чтение. 1842. Т.2. С.224. 17 Святитель Иоанн Златоуст . Беседы на Послание к римлянам. М., 1994. Беседа 31. С.850. 18 Там же. С.850. 19 Преподобный Ефрем Сирин . Творения. Молдавская митрополия, 2002. Т.2. Об утверждении, что нет воскресения. С.88. 20 Преподобный Ефрем Сирин . Творения. Молдавская митрополия. 2002. Т.1. Поучение 39: О непослушных, о воскресении и о страхе Божием. С.424.

http://azbyka.ru/apokalipsis/navechno-vo...

88 Характерно, что он почти совсем не затрагивает тему света, комментируя Ин 1:5: см. Беседы на Евангелие от Иоанна 5, 1–2//PG 59, 54–55. Контраст с преп. Симеоном разителен. 90 Рим 5: 12–21; Св. Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 100; Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей 3, 22, 4 и др. 91 Этот символизм известен еще из Послания Варнавы (15:8–9), так же как из Иустина, Климента Александрийского, Оригена и других ранних Отцов. 92 Eth. 1, 9, 55–64. Ср. взгляд на Деву Марию как “невесту” Христа у преп. Ефрема Сирина (греч. версия): “Я также Твоя невеста, потому что Ты безгрешен”. — Patris nostri Ephraem Syri Opera. T. II. Roma 1732–1746, 429EF. 93 Eth. 1, 9, 55–64. Ср. аналогичное понятие у преп. Максима Исповедника (Толкование на Молитву Господню 397–401//CCG 23, 50), а также у преп. Макария Египетского (Послание 18, 6, 12; Послание 27, 1, 7). 100 Eth. 2, 4, 9–19. Сравнение Ноя с Христом мы находим у св. Иустина (Диалог с Трифоном-иудеем 138, 1–2). Ноев Ковчег рассматривается как символ Девы Марии у преп. Ефрема Сирина (Opera III, 529B), преп. Иоанна Дамаскина (2-я Беседа на Рождество 7//PG 99, 689B) и Иоанна Эвбейского (Слово на Зачатие Пресвятой Девы 4//PG 96,1464B–1465A). Сравните также воззвание к Богоматери в Каноне Иосифа Песнописца, песнь 5: “Радуйся, Пренепорочная, от потопа греховнаго мир спасшая”. 101 Eth. 9, 415–426. Такое толкование образа Исаака не является общепринятым: традиционно он считался прообразом Христа или Церкви. 102 Cat. 6, 138–139; Cap. 1, 78. “Тьма египетская” как у церковных писателей, так и в литургических текстах рассматривается как символ духовной темноты и злобы. Свт. Григорий Нисский аллегорически толкует ее как “тьму злобы”, в которую людей “приводят злые дела” (Жизнь Моисея II, 81//Opera VII, 1. Ed. H. Mousurillo. Leiden, 1964, p. 73). Ср. ирмос “Воду прошед яко сушу и египетского зла избежав”. 103 Hymn 18, 133–222, см. также схолию к Hymn 18, 130 в SC 174, 85. Ср. высказывание аввы Маркела у Иоанна Мосха (Луг духовный 152//PG 87/3, 3021B): “Поспешим спастись бегством от плотской жизни, как Израиль убежал из египетского плена”.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-simeon-nov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010