К сожалению, письменные источники не донесли до нас ни одного примера раздела самим Мухаммадом наследства с наличием «завещанного по завещанию». Предписания о наследовании не делали различия между движимым и недвижимым имуществом, между жилым домом и обрабатываемой землей. Развитые товарно-денежные отношения Мекки выработали абстрактное понятие собственности, и это отразилось во многих правовых установлениях Мухаммада. Вероятно, для других районов Аравии это было новшеством, к которому надо было привыкать, даже в Медине не сразу исчезло представление о том, что женщина не должна владеть землей 300 . Новый порядок наследования признавал за женщинами половинный объем прав по сравнению с мужчинами, но он предоставил им право раздельного от мужа владения имуществом и самостоятельного распоряжения им, что было значительным шагом вперед. Год после изгнания бану надир был едва ли не самым спокойным за время пребывания Мухаммада в Медине. Его позиции в Медине заметно укрепились и за счет сокращения числа потенциальных внутренних врагов, и за счет приобретения экономической самостоятельности. Из неимущего проповедника, кормившегося за чужим столом или благочестивыми приношениями, на которого мог свысока смотреть аристократ Ибн Убайй, Мухаммад превратился в вождя, не только обещавшего блага будущей жизни, но и имевшего средства наградить в этом мире. Повседневная жизнь текла своим чередом, перемежая радости с печалями. В сентябре умерла жена Зайнаб, в октябре умер шестилетний внук, сын Рукаййи и Усмана, после того как петух выклевал ему глаз. Зато в начале января у любимой дочери Фатимы родился другой внук – ал-Хасан, а в марте Мухаммад женился на молодой и красивой вдове старого соратника Абу Саламы. Эта свадьба тоже совершилась очень скромно: свадебные подарки стоили около 10 дирхемов, а на ужин Мухаммаду и всей семье новая жена наварила каши из ячменя, который тут же намолола на ручном жернове 301 . Кстати, несмотря на новые установления о наследовании, вдова, кажется, вошла в дом второго мужа без приданого. Мухаммад не терял зря времени и успешно использовал новые возможности, открывшиеся после изгнания бану надир. Это сказалось уже во втором походе на Бадр (начало апреля 626 г.) для обещанной вооруженной встречи с мекканцами. Если верить источникам, с Мухаммадом вышли 1000 человек при10 конниках. Вывести такую силу за пределы Медины ему удалось впервые. Абу Суфйан будто бы собрал 2000 человек при 50 конниках, но дошел только до ал-Усфана и вернулся, побоявшись трудностей похода в засушливую весну. Мусульмане, напрасно прождав противника, не без выгоды поторговали на происходившей в этот сезон в Бадре ярмарке и благополучно вернулись домой 302 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

н) В 1851 году апреля 20 дня в Троицко-Сергиевой Лавре умер иеромонах о. Симеон, которого похоронили с подобающей честью. На другой день после погребения один из духовных его детей М. рано утром, сидя у себя на кровати, занят был греховными помыслами. Но вот чувствует он, что кто-то около него; подняв голову, он увидел о. Симеона, который, подойдя к нему с веселым лицом и покачав головою, сказал: «Полно тебе греховных помыслам предаваться, – борись и сопротивляйся им, а обители обеими руками держись». Еще что-то назидательное он говорил, но М. так перепугался, что не мог запомнить всего сказанного. (Монастыр. письма, XXIX). о) Блаженный Августин рассказывает следующее. В бытность его в Милане один молодой человек постоянно был преследуем своим заимодавцем. Долг, который тот требовал от него, был собственно долг его отца, в его время уже умершего, и уплачен был им еще при жизни, но сын не имел об этом никакого письменного документа. Отец явился сыну и указал место, где лежала квитанция, из-за которой перенес он так много беспокойства. (О явлениях духов, Калмета). п) Лорд Томас Эрскин рассказывает о следующем видении. Когда я был молодым человеком, мне случилось на некоторое время отлучиться из Шотландии. В день моего возвращения в Эдинбург, утром, спускаясь из книжного магазина, я встретил старого дворецкого нашего семейства. Я нашел в его наружности сильную перемену: он был бледен, худ и мрачен. – А, старина, ты зачем сюда? – Чтобы встретить вашу милость, – отвечал он, – и просить вашего заступничества перед милордом: наш управляющий обчел меня при последнем расчете. Пораженный его видом и тоном, я велел ему следовать за собою в магазин книгопродавца, куда и вошел обратно; но когда я обернулся, чтобы заговорить со стариком, его уже не было. Я вспомнил дом и квартиру, где он жил, и потому отправился к нему. Но каково же было мое удивление, когда я вошел в квартиру его и увидел жену его в трауре. «Муж мой умер, – говорила она, – уже несколько месяцев тому назад. Перед смертью он сказал мне, что наш управитель обсчитал его, но вы верно поможете сыскать следуемые деньги». Я обещал это сделать, и вскоре, по моему настоянию, недоплаченная сумма была вручена вдове. (Спорн. обл. между двумя мирами, Р. Д.Оуэн).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

До сих пор я никому не рассказывал об этом, – заключил Алексей Петрович, – зная наперед, что одни подумают – я выдумал это, а другие сочтут меня за человека, подверженного галлюцинациям, но для меня это факт, не подлежащий сомнению, видимым и осязательным доказательством которого служит вот эта бумага. Теперь надеюсь, ты не усомнишься в том, что мы еще раз увидимся. Действительно, через год после того мы опять увиделись. После смерти я отыскал в его бумагах таинственную рукопись и увидел из нее, что Алексей Петрович Ермолов скончался в тот самый день и даже час, как ему было предсказано лет за пятьдесят» («русская Старина», 1875, май). В тридцатых годах в Севастополе служили два офицера, отличные моряки П. и Т., очень дружные между собою. Последний, отправляясь в какую-то экспедицию, приходит к своему товарищу и говорит ему: – Послушай, я отправляюсь в море. Мало ли что может случиться. Дай мне слово исполнить то, о чем я попрошу тебя. – Можешь ли ты сомневаться во мне? – отвечает П. – Скажи, что ты хочешь? – В случае моей смерти, женись на моей вдове и будь отцом моему сыну. – Помилуй, что ты бредишь! Экспедиция твоя небольшая. Ты воротишься, да ты же и мастер плавать. – Толковать об этом нечего – я прошу тебя, и ты должен дать мне слово. – Пожалуй, если тебе это нужно для твоего успокоения. Друзья расстались. Прошло несколько месяцев. Вдруг П. видит во сне Т., который говорит ему: «Ты должен исполнить свое обещание и жениться». Проснувшись, он счел этот сон действием воображения. Между тем об экспедиции ничего не было слышно. Вскоре он увидел во сне опять друга, который снова ему напоминал о женитьбе, и тогда же было получено в Адмиралтействе известие, что друг его утонул (Погодин, «Простая речь о мудреных вещах»). Блаженный Августин рассказывает следующее: В бытность его в Милане один молодой человек постоянно был преследуем своим заимодавцем. Долг, который тот требовал от него, был собственно долг его отца, в это время уже умершего, и уплачен был им еще при жизни, но сын не имел об этом никакого письменного документа. Отец явился сыну и указал место, где лежала квитанция, из-за которой перенес он так много беспокойства (Из сочинения Калмета).

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

б) Два «Увещания к Феодору падшему» (I, кн. 1). Происхождение и содержание этих сочинений таково: друг Златоуста Феодор Мопсуэтский полюбил одну девицу Гермиону и имел намерение жениться и вступить в обычную жизнь мира. Услышав об этом, Златоуст в пламенной ревности написал ему свои знаменитые увещания, в которых доказывает Феодору неразумность его шага. В них он говорит так, как будто бы Феодор совершил какое-либо великое преступление, и старается изменить его намерение обращением его мысли к небу и аду, сообщением рассказов о покаянии тех, которые подобным же образом пали, и наставлениями о тщетности жизни и об опасности озираться после того, как положена рука на плуг. Это пламенное увещание звучит полной искренностью и достигло желанной цели. в) 3 слова «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни» — говорится о монашестве как более удобном образе для святой жизни. г) 2 слова «О сокрушении сердца». д) «Слово к жившим вместе с девственницами» (осуждение). е) «Слово к девственницам, жившим с мужчинами» (осуждение). ж) «Книга о девстве» — показывается преимущество девственной жизни. з) 2 слова «К молодой вдове». (Перечисленные сочинения помещены в I томе, 1 книге). и) 9 бесед «О покаянии» — о необходимости и видах покаяния (II, кн. 1). к) 2 слова «О молитве» (II, кн. 2). л) «Беседа о воздержании» (VI, кн. 2). м) 2 слова «Об утешении при смерти» (VI, кн. 2). н) «Слово о том, кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может» (III, кн. 2) и др. 4. Письма Златоуста, которых насчитывается до 245 (III, кн. 2). Большая часть их написана в период его изгнания (403–407 гг.). Самые важные из них — 17 писем к Олимпиаде и 2 письма к папе Иннокентию I. Они содержат автобиографический материал и бросают свет на епископскую деятельность Златоуста, а также и на всю красоту и величие его характера. Хотя в них часто описываются его бедствия, однако, они никогда не дышат дряблым духом жалобы и не обнаруживают никакой ненависти к его врагам. Голод, язвы, уединение, ежедневная смерть, о которых он говорит Иннокентию, не подрывают его непреклонной веры и не делают его недостойным самого себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2273...

Но при всех своих достижениях и успехах Лотарь не сумел закрепить за собой Лотарингию – цель всех его борений с Оттоном II. А активность одного из сильнейших представителей семьи Робертинов – Гуго Капета (940–996), графа Парижа, будущего родоначальника великой династии Капетингов, вынудила его заключить тайный договор с Западным императором в июне 980 г. на не самых выгодных для себя условиях 676 . Затем Оттон II собрал в Риме представителей французской, итальянской и германской знати; среди его сподвижников оказался даже будущий папа Сильвестр II (999–1003), с которым их связывали прошлые теплые отношения. Правда, до открытых столкновений дело еще не дошло, но ни у кого сомнений в истинных целях военных приготовлений короля не оставалось 677 . Между тем известия о тайных договоренностях короля Лотаря с императором стали распространяться в кругу франкской знати, что вызвало сильное раздражение и недовольство Каролингом. Этим воспользовался Гуго Капет, повсеместно рассказывавший, будто все победы, одержанные над Оттоном II, принадлежат ему, а королю – лишь поражения. А затем отъехал в Рим, где имел тайное свидание с императором, следствием которого стал новый мирный договор (разумеется, тайный) между ними, перечеркнувший былые договоренности Оттона II с Лотарем. Впрочем, и тот внезапно получил шанс расширить свое могущество, женив сына, Людовика V, на вдове герцога Аквитании Аделаиде. Но молодой принц вовсе не стремился стать помощником своему отцу, и уже в скором времени своим безрассудным поведением и транжирством резко ослабил авторитет Каролингов в Аквитании. Вероятно, участь последних представителей славной династии Карла Великого была бы еще печальнее, если бы не некоторые события, внезапно многое изменившие в ходе дел на Западе 678 . Несмотря на все ранее заключенные с греками договоры, цели германцев были далекими: они хотели укрепиться в Южной Италии, опираясь на поддержку старых, испытанных союзников – герцогов Капуи и Беневента, и распространить свое влияние на других Лангобардских князей. А этого можно было достичь, лишь покончив с грабительскими операциями сарацин из Сицилии. Однако на этом пути Оттона II ждало горькое разочарование. Чем далее он продвигался на юг Италии, тем более менялись предпочтения и симпатии местных князей. В отличие от Византии, имевшей с Южной Италией давние политические и духовные связи, Восточно-Франкское королевство выглядело прямым захватчиком, посягателем на исторические права и прерогативы итальянских городов. Поэтому в ответ на германские амбиции граждане Салерно вступили в отношения с патрикием Амальфи и признали над собой власть Византийского императора. Их примеру последовал сам Беневент, герцог которого Пандульф I (961–981) незадолго перед этим умер. Они сместили его сына Пандульфа II (981–1014) и отказались подчиняться германским чиновникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На похоронах Трофима Васильевича к вдове, окруженной понурыми ребятишками, подошел старый друг покойного, Антон Петрович Васильченко, нежинскиий полицмейстер: – Пришли-ка, Мария Александровна, ко мне Володю. Пора ему возвращаться на государеву службу. Фуражка из темно-зеленого сукна с козырьком, серосиние шаровары, вправленные в сапоги; на поясе – револьвер в кобуре из черной глянцевой кожи на трехцветном офицерском шнуре и шашка драгунского образца – полицейский надзиратель Владимир Магдебург начал службу в Нежине. Через год, уже с молодой женой, он был переведен в Новгород-Северск. Жизнь начала налаживаться. Больше всего жалел Владимир, что отец скончался, не увидев внука. Мария Александровна выронила телеграмму. Серый листок, подхваченный легким речным ветерком, спланировал и лег на траву между двумя женщинами, как знак беды. А беда была, как всегда у Володи, комбинацией из его обычной незадачливости и усердного стремления. В тот злополучный день он был вызван по тревоге, поднятой местным обывателем, в горячую точку Новгород-Северского – площадь перед казенной винной лавкой, расположенной недалеко от стен Спасского монастыря (откуда, кстати, вышел в большую политику Лжедмитрий). Причину тревоги угадал сразу: шум, крики и иные признаки бесчинства всему городу доносили о незаконном скопище. Послав караульного за помощью в соседний участок, Владимир ринулся разнимать вошедших в раж пьяных ломовиков. Красномордый детина, отлетевший в сторону от тяжелого толчка в плечо, быстро нагнулся к голенищу. Полицейский выхватил шашку. «Поранение посторонней личности», которое вмиг отрезвило буянов, повлекло судебное разбирательство и устранение подследственного от должности без сохранения содержания. Владимир снова приехал в Нежин. Снова мерил шагами комнату с окном в сад, а мать и жена тревожно выгибали брови и вздыхали, прикладывая к тонкой бязи выкройки панталончиков. Лариса, придерживая рукой тяжелый живот – ну точно, двойня! – относила мужу поднос с брусничным отваром и тихонько прикрывала дверь, словно оставляя там тяжелобольного.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Периодический приезд лекаря несколько оживлял ее. Несмотря на угнетенный вид, молчаливость, все же это был человек. Сам он, положим, вопросов не делал, но на посторонние вопросы отвечал. К тому же наружность его была довольно симпатичная: бледное лицо, задумчивые большие глаза, большой лоб, густые черные волосы. Очень возможно, что печать угнетенности легла на него неспроста. Слухи носились, что он женился очень несчастливо, на вдове, которая была гораздо старше его и которая содержала меблированные комнаты, где он жил. Там он с нею и познакомился. Но насколько в этой истории было правды — она не знала, и только видела, что в жизни доктора было что-то загадочное. Случалось ей по временам и разговориться с ним, но разговоры были короткие. — Вы женаты? — однажды спросила она его во время обеда. — Женат, — ответил он односложно. — И семейство есть? — Четверо детей. — Скажите, веселятся в городе? бывают собрания, вечера? — Не знаю; я очень мало имею знакомств и никуда не езжу. — Что так? — Жизнь так сложилась. Скучная жизнь. Она инстинктивно подумала: «Какой молодой и уже связал себя!» — но тут же спохватилась: с чего ей вздумалось жалеть, что он «связан», и краска разлилась по ее лицу. — Да, нельзя сказать, чтобы весело было жить, — сказала она. — Скучно, скучно, скучно! — три раза повторил он, — и, главное, бесполезно. — Не слишком ли резко вы выразились? — Нет; вы сами на себе это чувство испытываете, а ежели еще не испытываете, то скоро, поверьте мне, оно наполнит все ваше существо. Зачем? почему? — вот единственные вопросы, которые представляются уму. Всю жизнь нести иго зависимости, с утра до вечера ходить около крох, слышать разговор о крохах, сознавать себя подавленным мыслью о крохах… — Но ведь я о крохах не думаю, а мне тоже скучно. — Нет, и ваша жизнь переполнена крохами, только вы иначе их называете. Что вы теперь делаете? что предстоит вам в будущем? Наверно, вы мечтаете о деятельности, о возможности быть полезною; но разберите сущность ваших мечтаний, и вы найдете, что там ничего, кроме крох, нет.

http://predanie.ru/book/220975-melochi-z...

Последний владелец имения прожил там свой век в грустном положении нищего дворянина. Единственный сын его, мой отчим, сознавая необходимость искать других средств к существованию, и получив взаймы некоторую сумму денег от родственника, посвятил себя медицине и, окончив курс, отправился в Калькутту. Там, благодаря научным знаниям его и силе воли, он приобрел обширную практику. Раз как-то, в припадке гнева, вызванного воровством, совершенным в его доме, он до смерти избил своего буфетчика-туземца и с трудом избежал смертного приговора. Ему пришлось долго просидеть в заключении, после чего он вернулся в Англию мрачным и разочарованным человеком. Во время своего пребывания в Индии доктор Ройлот женился на моей матери, мистрис Стонер, молодой вдове генерал-майора Стонера, служившего в бенгальской артиллерии. Сестра моя Джулия и я были двойни, и нам было всего два года, когда мать наша вступила во второй брак. У нее было порядочное состояние, с которого она получала не менее тысячи фунтов годового дохода. По духовному завещанию она передала все в руки доктора Ройлота до тех пор, пока мы будем жить вместе с ним, с условием, чтобы он выплачивал нам известную сумму в год, если мы выйдем замуж. Вскоре после нашего возвращения в Англию, мать наша погибла во время железнодорожного крушения недалеко от Кру. Доктор Ройлот после этого отказался от всех попыток приобрести практику в Лондоне и уехал с нами жить в свой родовой дом Сток-Моран. Доход с капитала, оставленного нам матерью, удовлетворял все наши потребности, и, казалось, не было причины нам не жить в счастии и довольстве. Около этого времени, однако, совершилась страшная перемена в характере нашего отчима. Вместо того, чтобы познакомиться и войти в сношения с нашими соседями, которые от души обрадовались тому, что последний потомок семьи Ройлот из Сток-Морана поселился в своем имении, он заперся в своем доме и если изредка и выходил из него, то только для какой-нибудь свирепой ссоры с первым встречным, попадавшимся ему на глаза.

http://azbyka.ru/fiction/prikljuchenija-...

И этот губернатор устроил совершенно великолепную, незабываемую программу, хотя и на несколько всего часов. Хлеб-соль от городского головы, от мещанского общества, от евреев. В открытом экипаже – в кафедральный собор, а по сторонам – шпалеры, шпалеры жителей. Весь центр города утопал во флагах, зелени, цветах, балконы и витрины были завешаны коврами и малороссийскими тканями, бюсты и портреты Их Величеств и вензеля были выставлены во многих местах. Да и погода стояла изумительная! – здешняя осень солнечней северного лета. И какая дивность – собор! Прикладывался к святыням, к гробу Святого Феодосия. Затем на площади произвёл смотр пехотному полку и двум тысячам потешных. Потом посетили дворянское собрание, там был дан завтрак. Осмотрел музей. Обошёл делегации крестьян Черниговской губернии – старост и выборных, всего больше 3 тысяч, – повторяло это, как в Полтаве два года назад. Какое сильное светлое чувство – непосредственно перед собой видеть вживе, в натуре, свой бородатый, доверчивый, благодарный народ! – ничто так благотворно не действует, какое восстановление сил. К вечеру – опять на пароход, в Киев. И по берегу вослед пароходу бежали толпы, пели гимн, кричали “ура”. Правда, и сюда достигло известие об ухудшении здоровья Столыпина. А на другой день утром на киевской пристани после салюта ждал Коковцов и сообщил о кончине Столыпина накануне. Так-таки не спасли! Ах, бедный, бедный, и такой молодой, и оставил сирот. Как жалко их! Надо будет вдове назначить пенсию в размере жалования, какое получал покойный. А времени оставалось в обрез, через несколько часов отходил севастопольский поезд. Государь съездил в лечебницу, на панихиду, а у Аликс совсем не оставалось времени, царская семья спешила во дворец, собираться. Столыпин лежал под простынями на столе. Бедная вдова стояла как истукан и не могла плакать. Сказала: “Вы видите, Ваше Величество, что Сусанины ещё не перевелись на Руси”. Искренно жалея несчастную, Государь не возразил ей, конечно. Фраза – простительная для вдовы, но сопоставление с Сусаниным уж чересчур натянуто. Там была – жертва за царя, здесь – правительственная служба, и не всегда уравновешенная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Кс. находит какое-то сочинение глупым ... VII 65 Кстати: начал я писать с 13-летнего возраста ... VII 189 Кстати о грамматике ... VII 173 К тебе сбирался я давно (К Языкову) ... III 67 Кто видел край, где роскошью природы ... II 49 Кто, волны, вас остановил ... II 147 Кто знает край, где небо блещет ... III 54 Кто из богов мне возвратил ... III 339 Кто мне пришлет ее портрет (Катенину) ... II 41 Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы? ... III 111 Кто с минуту переможет (Опытность) ... I 50 Кубок янтарный полон давно (Заздравный кубок) ... I 221 Куда вы? за город конечно (Чиновник и поэт) ... II 73 Куда ты холоден и сух! (Русскому Геснеру) ... III 392 Куплеты на слова «Никак нельзя — ну так и быть» ... I 297 Куплеты на слова «С позволения сказать» ... I 298 К Чаадаеву (Любви, надежды, тихой славы) ... I 338 К чему нескромным сим убором (Прелестнице) ... I 336 К чему холодные сомненья (Чаадаеву) ... II 213 К Щербинину (Житье тому, любезный друг) ... I 349 Кюхельбекеру (Да сохранит тебя твой добрый гений) ... II 324 Кюхельбекера (Завещание) (Друзья, простите! Завещаю) ... I 430 Кюхельбекера (На) (Вот Виля — он любовью дышит) ... I 284 Кюхельбекера (На) (Покойник Клит в раю не будет) ... I 288 К Языкову (Издревле сладостный союз) ... II 186 К Языкову (К тебе сбирался я давно) ... III 67 К Языкову (Языков, кто тебе внушил) ... II 334 Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало ... I 55 Лаиса, я люблю твой смелый вольный взор ... I 373 Ланова (На) (Бранись, ворчи, болван болванов) ... II 130 Леда ... I 84 Лемносский бог тебя сковал (Кинжал) ... II 33 Летописи, сказки, песни, пословицы (План истории русской литературы) ... VII 540 Лечись — иль быть тебе Панглосом (Эпиграмма) ... II 76 Лида, друг мой неизменный (К молодой вдове) ... I 238 Лиде (Письмо к) (Лишь благосклонный мрак раскинет) ... I 248 Лиде (Послание) (Тебе, наперсница Венеры) ... I 223 Лизе страшно полюбить ... II 236 Лиле (Лила, Лила! я страдаю) ... I 392 Литература у нас существует ... VII 519 Литературное известие ... III 107

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010