«А ныне (XXX, 1 –10) гнушаются мною»! «Взываю к Тебе, Господи... не плакал ли я о том, кто был в горе; не скорбела ли душа моя о бедных? Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма»! (id. 20, 25 – 26). Заметим еще чистоту Иова, редкую в древнем мире (XXXI, 1). «Какая же участь мне от Бога свыше?» (XXXI, 2)... Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне» (id. 35). С главы XXXII начинает речь свою собеседник новый, не упомянутый в числе друзей Иова, о которых говорится в главе второй. Несомненно однако, что он присутствовал при речах старших мудрецов, ибо: «Елиуй ждал, пока Иов говорил», и «потому, что они (друзья Иова) летами были старше его» (ст. 1–7). «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение» (ст. 8), говорит Елиуй, оправдывая себя пред старцами, что он начал говорить. Прежде всего он указывает, что три говорившие старца не обличили Иова и говорили про грех его, не имея на то доказательств (ХХХП, 12). Иова же он обличает в том, что Иов, признавая себя невинным, полагает, что Бог обвиняет его (XXXIII, 9–10). Вот в этом ты неправ, говорит Елиуй Иову; Бог выше человека, не тебе состязаться с Богом; «Он не дает отчета в делах Своих. Бог говорит человеку... и во сне и в ночном видении... Или человек вразумляется болезнью... Будет молиться Богу, и Он милостив к нему... Вот все это делает Бог два, три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых» (id. ст. 12 – 30). По-видимому Елиуй сам глубоко изучил, или от отца своего получил глубокое знание внутренней духовной жизни человеческой. Ему известно то состояние души человеческой, ищущей помощи, или успокоения, при котором чуткое религиозное чувство слышит милость и волю Божию и в угрызениях совести, и в внезапном проблеске мысли, – указывающей человеку исход из по-видимому безвыходного положения, – и в порыве к добру, и в слезе, пролитой о бедствии другого, в спокойствии духа, ощущаемом среди собственных несчастий по явной помощи свыше; и в умилении, окропляющем благодатною росою сердце, и во внезапном прекращении гнева и злобы, когда поступок брата, представлявшийся в черном свете, представляется в совершенно ином освещении, оправдывающем его. Наконец великое и радостное откровение человеку есть та мысль, – (собственная, или речь наставника, или друга), – которая вдруг осеняет человека, начинающего понимать, что вся цепь событий, которую он доселе называл бедствием, – есть ряд милостей Господа, выводящего человека на путь спасения. Откровения Божии являются человеку, как говорит Елиуй (XXXIII, 17), «чтобы отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость». Или же говорит Елиуй (ст. 19): «человек вразумляется болезнью на ложе своем». Елиуй предвидит и возможность выздоровления Иова, говоря о больном: «Бог умилосердится над ним и скажет (ангелу наставнику ст. 24): освободи его от могилы... Тогда тело его сделается свежее нежели в молодости» (ст. 23–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

А сколько было чудесных явлений, когда эта благодать удивительным образом проявлялась, когда ребёнка только что крестили, в первые годы – да во всём. Прочитайте жизнеописание Феодосия Кавказского. Как благодать Божия проявлялась в нём с самого его детства, с младенчества, а в три года он покинул уже дом, сев на баржу. Так вот: и благодать Божия была на Нем. Дальше молчок. Если Евангелисты не знают, что было до 12-ти лет, они и не пишут об этом. Но досужая человеческая мысль не мирится с таким провалом. Как же, двенадцать лет – это приличный срок: Он же жил, ходил, говорил, что-то делал. Вот появляется апокрифическое Евангелие «Детство Иисуса», которое восполняет вот этот пробел. Церковь , производя отбор и устанавливая канон, то есть объём книг Священного Писания, отвергла это Евангелие. Отвергла Евангелие Никодима, отвергла Евангелие Иакова, отвергла Евангелие Фомы. Вот не нужно было эти Евангелия уничтожать. Но в пылу религиозной полемики не щадят никого и ничего. Для науки это нужно было бы, так сказать, сохранить. Но в целях, чтобы не проникала ересь и не будоражила мысль людей, вот, поступали таким образом. В 12-летнем возрасте мы видим Его в Храме в праздник Пасхи и слышим первые слова Богочеловека, которые Он произносит и которые опять подчёркивают, что Он сознаёт Свое мессианское достоинство. Смотрите, 48-й стих 2-й главы: « И, увидев его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. [Три дня искали. Вот первое жало, вот первый вонзился в Её сердце, да, меч. Пронзил Её сердце. “Что с Ним?” и “где Он?” И смотрите: никакого извинения, никакого – “ах, простите, я не знал”, “ах, по ошибке” или “я не догадался сказать, предупредить, что я буду здесь” – никаких . Нельзя родителям диктовать Тому, Кто является Богом. Что они слышат в ответ? С властью было сказано:] Зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? [уж если искать, то нужно знать, где. Не по городу и площадям ходить, а идти в Храм. – Разве вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему ?] Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2:48–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ам.2:4 .  Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Иуды и за четыре не по­щажу его, по­тому что отвергли закон Го­с­по­день и по­становле­ний Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути. Ам.2:5 .  И по­шлю огонь на Иуду, и по­жрет чертоги Иерусалима. Суд Иуде (слав. «сынов Иудиных») возвещается за то, что Иуда отринул и весь богооткровенный закон в целом (thorah), и отдельные постановления его (chkkaj), и уклонился вслед идолов (kisbejchem – лжи их, т. е. ложные боги. Ср. Пс 40.5 ). Ам.2:6 .  Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Израиля и за четыре не по­щажу его, по­тому что про­дают правого за серебро и бедного – за пару сандалий. Со ст. 6-го пророк обращается к Израилю, который и является предметом всех дальнейших речей его. Израилю пророк поставляет в вину нарушение прав бедняков, нарушение нравственных законов и осквернение мест общественного богослужения. – «Продают правого (zadik) за серебро, и бедного за пару сандалий»: пророк говорит о судьях, или вообще о сильных людях, которые из-за корысти нарушали права других (zadik – правый в смысле юридическом) и из-за пары сандалий, из-за ничтожного долга ( Лев. 25.39 ) продавали должника. Ам.2:7 .  Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. «Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных»: пророк выражает мысль о крайнем притеснении бедных, когда все – и правда, и честь, и имущество, – как бы втаптывалось в землю (Юнгеров). В слав. т. по пер LXX начало ст. 7 передается несколько иначе: «ходящих на прасе земнем (согласно с предшеств. «на сапозех»), и бияху пястию во главы убогих». – «Путь кротких извращают», т. е. наполняют скорбями и бедствиям жизненный путь беззащитных (кротких) людей. – «Даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить имя Мое»: некоторые комментаторы (Велльг., Новак) полагают, что пророк говорит о блудницах, имевших отношение к культу (гиеродулах). Но образ выражений пророка (ср. Иер 30.6 ) не дает основания для такого понимания. Пророк, вероятно, говорит о разврате вообще. Евр. hannaarah (к женщине) можно понимать в смысле служанка, рабыня, принадлежащая дому (Гоонакер). Тогда в приведенных словах можно находить продолжение мысли о притеснении сильными слабых.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Апостолы, водимые Духом Божиим, предали священство своим преемникам, как дар Божий, как благодать Святого Духа, как благодатное таинство; а сами себя признавали только служителями Христовыми и домостроителями тайн Божиих. Так каждый должен разуметь нас, писал апостол Павел, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ). К ефесским пастырям он говорил: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею ( Деян. 20:28 ). Поставление блюстителей, епископов или пастырей Церкви, почитает апостол не своим делом, но делом Духа Святого. Апостолы преподавали благодать священства чрез возложение рук на посвящаемого, при возношении молений к Богу. Так о посвящении семи диаконов в книге Деяний Апостольских читаем: их поставили пред апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки ( Деян. 6:6 ). Также о том, как апостолы Павел и Варнава поставляли пресвитеров в Листре, Иконии и Антиохии, святой Лука пишет: Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу, в которого уверовали ( Деян. 14:23 ). А что чрез это рукоположение сообщается дар благодати, соответствующий служению рукополагаемых, об этом говорит апостол Павел в первом Послании к Тимофею, заповедуя ему быть верным своему епископскому званию: не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства ( 1Тим. 4:14 ). Во втором послании к тому же Тимофею пишет: напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез Мое рукоположение ( 2Тим. 1:6 ). По воле Господа, Основателя и Главы церкви, в ней установлены три степени священства: епископы, пресвитеры и диаконы. Все эти три степени священнослужителей видим в церкви апостольской. И все эти степени имеют тесное отношение между собою, по порядку, установленному от Самого Господа. Глава и вечный Первосвященник новозаветной церкви есть Сам Он, Господь Иисус Христос. От Него, действием Святого Духа, получили власть и силу апостолы, которые рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Беседа 26. О кончине века Сегодня на радио «Радонеж» мы рассмотрим, как мы планировали, заново текст из Евангелия от Матфея – 24-я глава, с 15-го по 22-й стихи, – в применении к последним временам. То, что один и тот же текст может описывать события, близкие к моменту его произнесения, и в то же время относится к последним временам, – такая виртуализация текста обычна для всех пророческих текстов, которые никогда не теряют своей актуальности. Сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4:12 ). «Живо и действенно» – то есть для каждого, читающего Писание, вне зависимости от времени прочтения текста; «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» – то есть не теряет своей «остроты» и актуальности ни в каком периоде существования исторического христианства. И мы читаем 15-й стих 24-й главы Евангелия от Матфея: Мф.24:15 . «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет» . Прежде всего надо обратить внимание на то, что пророк Даниил три раза упоминает в своей Книге « мерзость запустения » ( Дан.9:27; 11, 31; 12, 11 ). Имеются в виду три осквернения Иерусалимского Храма: во дни Антиоха Епифана, во дни Тита Флавия и во дни «последнего» антихриста. Первое разрушение Храма здесь не обозначено, ибо известно, что пророчества Даниила обращены в будущее, но не в прошлое. Сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» ( Дан.12:4 ). С 175-го по 165 гг. до Р.Х. Палестиной управлял Антиох IV, который именовал себя «Теос Эпифан» («бог светлый»). Для своего времени Антиох Епифан был предтечей антихриста, которых, как известно, было немало ( 1Ин.2:18 ). Он сам объявил себя «богом» («Теос») и воздвиг лютое гонение против Ветхозаветной Церкви. Поставил идола в Иерусалимском Храме и потребовал от иудеев поклоняться ему (идолу).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Библейское учение о мироздании резко отличается от языческого миропонимания. Мы не можем сказать точно, кто написал первые строки книги Бытия. Церковная традиция, предание приписывают их Моисею. «В начале сотворил Бог небо и землю». Заметьте, что здесь нет никакой предвечной бездны, никакой предшествующей Божеству материи. Нет ничего: ни борьбы богов, ни чудовищ, ни титанов только Творец, Который творит Своим словом. «И сказал Бог: да будет свет». Не делает, не монтирует, а только говорит: «Да будет свет». И, конечно, тот, кто писал эти слова, понимал, что Бог не имеет рта, чтобы говорить, не имеет глаз, чтобы видеть. Бог есть Дух, но этот антропоморфизм необходим, чтобы понять способ воздействия Бога на землю, на вселенную. Для нас важно, что написанное в первых главах книги Бытия долгое время бытовало в устной форме, а как письменная традиция зафиксировано скорее всего на рубеже 8–7 веков. Одно из самых важных положений этой главы – то, что Бог является Первопричиной, Великим Разумом, обладающим вечным Сознание. Потому что там есть слова: «И увидел Бог , что это хорошо». Увидеть и оценить может только личность. Мы видим, таким образом, что эти слова писал человек, который видел в Боге личное Божественное начало, к Которому человек может обратиться и Которое, в свою очередь, говорит с человеком. Перед нами три дня, три этапа создания мира. Первый этап – свет. О свете можно прочесть целую лекцию. Но прежде всего это энергия, из которой потом произошел весь видимый космос; в конце концов мы с вами, наша материя – это тоже энергия, которая не исчезает никуда, лишь превращается в иной вид, поэтому мы вечны в этом мире. Один раз придя на землю, приняв плоть от отца и матери, мы получаем живую душу и остаемся вечными. В этом есть тайна вечности человека. Мы не превращаемся ни в кого и ни во что, Один Бог знает пути души после смерти. Но важно, что мы созданы из духа и материи и что мы пребываем вечно в этом мире – до тех пор, пока Господь скажет: «Се, творю все новое». А что произойдет с нами в этот момент, зависит от нравственной, духовной зрелости. Сможем ли мы принять в себя эту новую творческую энергию? Будем ли сопричастны Божественному творчеству? А мы сейчас уже начинаем строить свое будущее, закладывать элементы нового домостроительства, которое ведет Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В Откровении есть три ряда Суда: семь печатей (6,1–17; 8,1.4–5), семь труб (8,2.6–21; 11,14–19) и семь чаш (16,1.5–21). Семь – число завершенности. В некотором смысле каждый ряд завершает Суд Божий над неправедным миром. То есть седьмой член каждого ряда изображает окончательное действие Суда с разрушением зла и наступлением Царствия Божия. Но три ряда связаны так, что 7-я печать включает 7 труб, а 7-я труба – 7 чаш. Так каждый ряд приходит к одному и тому же концу, но еще теснее, ближе. Поэтому мы видим возрастание суровости «казней»: суд печатей воздействует на ¼ земли (6,8), суд труб на 1/3 (8,7–12; 9,18), а суд чаш – полный и неограниченный. Предостерегающие суды, ограниченные и сдержанные в надежде на покаяние злого мира (ср. 9,20–1), достигают конца в последнем ряду, в судах конечного воздаяния (ср. 16,5–7). Конечно, крайняя схематичность изображения судов указывает на их богословское значение. Все это не может пониматься как буквальное предсказание событий. Попытаемся увидеть этот богословский смысл в необычной структуре «семь в семи в семи». Вспомним «цепочку откровения», о которой шла речь выше. Откровение (содержания запечатанной книги) дано Богом Иисусу Христу, Который снимает семь печатей и только в 10-й главе через Ангела сообщает содержание книги рабу Своему Иоанну. До 10-ой главы основное содержание пророческого откровения, которое Иоанн сообщает в своей книге, ему не дается . Все предшествующее 10-ой главе – предуготовление, необходимое для понимания откровения, но не само откровение тайны. Здесь ключ к пониманию структуры и основного смысла книги Откровения. И этот ключ, как правило, оставляется без внимания 7 . Окончательный суд Но почему книга дана Иоанну именно в этот момент, после 6-ой трубы, перед самым концом второго ряда казней? Здесь следует отметить, что «казни» выражают святую волю Божию, направленную на покаяние злого мира. И эти казни, вплоть до 6-ой трубы были строго ограничены (см. 6,8; 8,7–12; 9,5.15.18). Они – предупреждающие суды, призывающие человечество к покаянию. И вот в 9,20–21 обнаруживается, что все казни не привели к покаянию. «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (9,20–21). Несмотря на все наказания люди не раскаялись. Вывод из этого таков: одни суды и казни не ведут ни к покаянию, ни к вере!

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ветхим днями [пророк] называет здесь не кого иного, как Самого Владыку, Господа и Бога всех и Отца Самого Христа, который изветшевает дни, но Сам не стареет ни от влияния дней, ни от влияния времени, и о Котором сказано выше: поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одежда Его была бела, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол [Его] – пламень огненный, колеса его – огонь пламенеющий. Река огненная текла пред ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли Ему. Судилище село, и раскрылись книги. К Сему-то и был приведён Сын человеческий, сидящий на облаках и несомый архангелами, дабы воспринять от Него всю власть, силу, могущество и царство, чтобы все люди, племена и языки служили Ему. А чтобы кто-нибудь не подумал, что данное Ему от Отца царство только временное или земное, пророк говорит: власть Его – власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится. (12) И спросил [я] подробнее о звере четвёртом, который был отличен от всех зверей, страшном весьма, с зубами железными и когтями медными, [который] пожирал и сокрушал, и остатки попирал ногами своими. И о десяти рогах его, и о голове его, и о ином [роге], вышедшем и исторгнувшем первые три, у которого глаза и уста, говорящие великое, и вид его был более прочих. Видел, как этот рог вел брань со святыми и укреплялся против них, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дал святым Всевышнего, и время пришло, и царство приняли святые ( Дан. 7:19–22 ). Как мы говорили выше, эти слова означают, что настоящее четвёртое царство и есть то, после которого уже не будет на земле иного более значительного царства. Но из него произрастут десять рогов, и само оно разделится на десять корон, и среди них возникнет ещё один малый рог, каковой и есть Антихрист. И он вырвет три [рога], возникшие ранее его, то есть умертвит трёх царей – Египта, Ливии и Эфиопии, из желания захватить все царство. Овладев остальными семью рогами и возгордившись от живущего в нём враждебного и злого духа, он начнёт затем войну со святыми и будет повсюду преследовать их, желая [добиться того], чтобы все прославляли и поклонялись ему как Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Все, по-видимому, так обычно, просто и естественно: все так прекрасно дополняет друг друга, что начертывается почти цельная картина. Читая же первые две главы книги пророческой и сопоставляя странное содержание их с сагами о голубе и рыбообразном Оаннесе, научающем людей всему доброму, дело представляется далеко не так. Естественность пропадает; событие выходит из ряда не только обычных, но из ряда чудес и, именно, потому, что слишком близко повторяет очень многие черты языческого мифа. Зарождается сомнение, – в самом ли деле оно исторический факт, хотя бы и чудесный, так как мир о рыбообразном Оаннесе бесспорно древнее, по своему началу, времени того Ионы пророка, которого мы знаем по книгам Царств и о котором писатель их ни словом не упомянул, чтобы этот пророк был в Ниневии, предварительно испытав такое странное пребывание во чреве китовом, за отказ идти туда по первому слову Иеговы. Зачем нужно было это пребывание? Ужели исключительно для того, чтобы быть только прообразом того отдаленного события, что и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи? ( Мф. 12:40 ). Для самих евреев, положим, оно могло быть, и было, прообразом, знамением; но каким образом могло быть знамением для Ниневитян? А, между тем, по свидетельству Самого Иисуса Христа, Иона был знамением для Ниневитян ( Лк. 11:30 ). И связь между этими лицами, между Ионою и Христом, между трехдневным пребыванием во чреве китовом и трехдневным пребыванием в сердце земли так тесна, так неразрывна, что, как Иона был знамением для Ниневитян, так Сын Человеческий будет знамением для евреев. Ниневитянам Иона был знамением и евреям не дастся иного знамения, кроме знамения пророка Ионы ( Мф. 16:4 ). Знамение по смыслу и для тех, и для других – одно и то же. За полное и неразрывное единство смысла их говорит и то обстоятельство, что Ниневитяне времен Ионы восстанут на суд с родом евреев времен Иисуса Христа, и осудят этот род, потому что те покаялись от проповеди Иониной, а эти – нет, хотя здесь больше Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все родословие евангелист разделил на три части, и естественно, потому что было три формы правления. От Авраама до Давида, после Моисея и Иисуса Навина, евреи управлялись судьями; от Давида до переселения Вавилонского – царями; от переселения Вавилонского до Христа – первосвященниками. С пришествием же Христа, истинного Судьи, Царя и Первосвященника, прекратились указанные роды правления. Следует также обратить внимание на то, почему евангелист, поставив в третьей части двенадцать родов, называет их четырнадцатью. Очевидно потому, что он поставил в число родов и время переселения и Самого Христа, как говорит великий Златоуст. Мф.1:18 .  Иисус Христово рождество сице бе: Рождество Иисуса Христа было так:... Так, как он намерен сказать, или как изложено ниже. Мф.1:18 .  Обрученней бо бывши Матери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята. ...по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Прежде чем они сочетались браком. Евангелист не сказал: «прежде чем Она пришла в его дом», потому что Она уже была там. У многих было в обычае иметь при себе невест ради безопасности. «Обретеся» – вместо: «стало очевидно», что Она имеет во чреве, но евангелист сказал – «обретеся», т.е. «оказалось», что... по причине неожиданности. А чтобы кто-либо не смущался словами евангелиста: «обретеся имущи во чреве», слыша одно только это, он продолжил речь, присоединив: «от Духа Свята». И почему Мария не оказалась имущею во чреве прежде обручения? Чтобы Она не была умерщвлена, как заподозренная в растлении. Кого Она могла убедить, что не имела общения с мужем? Посему Она оказалась непраздною после обручения и тогда, когда уже была в доме мужа, чтобы могли подумать, что Она зачала от него. Таким образом Она избегала опасности и в нужде имела помощника и покровителя, особенно во время бегства в Египет. Но ты не спрашивай, каким образом Дева зачала, и не старайся исследовать, как образовался зародыш; этого не объяснил ни евангелист, ни прежде него Ангел, возвестивший Деве зачатие. Не знали этого и они, потому что это непостижимо для всех и известно одной только блаженной Троице. Знай только то, что Сын воплотился благоволением Отца и содействием Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010