История Церковного устава Типикон (Устав, Типик, Тактикон, Око церковное, греч. τυπικν, от τπος – тип, образ; τξις – порядок) – церковно-богослужебная книга, излагающая в систематическом виде порядок, образец совершения служб церковных. В современном виде Типикон дает возможность разрешения проблем, возникающих в связи с совершением богослужения с одновременным использованием нескольких богослужебных книг: в нем указывается, как последования по Минее – праздники неподвижные соединяются с последованиями Октоиха и Триоди – празднованиями подвижными. Помимо этих правил, составляющих главное содержание Типикона, есть в нем и предписания церковно-дисциплинарного характера, в частности, например, правила поста для мирян и монашествующих, а также о порядке и благочинии в храме, за трапезой в обителях. Появлению Типикона предшествовали так называемые лекционары, где указывались чтения Священного Писания и некоторые краткие церковные песнопения. Таковы, например, Иерусалимский лекционарий 417–439 гг. и Иерусалимский канонарь VII в. По содержанию в Типиконе можно выделить три части. 1-я часть (1–46 главы) – общая. Здесь даны общие указания относительно богослужебных последований и священнодействий в дни праздников и памятей святых, когда таковые приходятся на недельные (воскресные) (1–8 главы), седмичные (9–11 главы) и субботние дни (12–15 главы). Имеются также дополнительные указания относительно отдельных молитвословий, пения и чтения за богослужением на все дни годичного богослужебного круга (16–21 главы); далее следуют указания о каждении, открытии алтарных врат и завесы, о возжигании свечей, о благочестивом молитвенном расположении, в котором должны пребывать молящиеся за богослужениями (22–30 главы); наконец, излагаются правила монастырской жизни (31–46 главы). 2-я часть (47–51 главы) – указания о знамениях (знаках) праздников (47-я глава) и о порядке совершения богослужения по Минее месячной, вне зависимости от того, в какой день седмицы совершается богослужение и что в этот день положено по Октоиху или Триоди, то есть Месяцеслов (48-я глава). Далее идут указания относительно служб по Триоди постной (49-я глава) и цветной (50-я глава), а также правила относительно Петрова поста (51-я глава).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

игумен Адриан (Пашин) Аннотация Впервые на русском языке публикуется творение прп. Анастасия Синаита «Главы против монофелитов» – первые две главы из шести. В первой главе прп. Анастасий раскрывает свое учение о трех состояниях человеческой воли: естественном, противоестественном и сверхъестественном. Во второй разбирает и опровергает некоторые положения монофелитского учения. Следующие четыре главы «Глав против монофелитов» и примыкающий к ним «Флорилегий против монофелитов» будут опубликованы в следующих номерах «Богословского вестника». Главные борцы с монофелитством – свт. Софроний Иерусалимский (ок. 560–638), свт. Мартин Исповедник († 655) и прп. Максим Исповедник (580–662) – не дожили до победы над этой последней христологической ересью. Их дело продолжили другие православные богословы, одним из которых является прп. Анастасий Синаит (ум. после 701). Полемике против монофелитства посвящены три произведения прп. Анастасия. Это «Слово против монофелитов», являющееся третьим из «Трех слов об устроении человека по образу и по подобию Божию», «Флорилегий против монофелитов» и «Главы против монофелитов» (всего шесть глав) 1 . Еще одно произведение прп. Анастасия – «Путеводитель», направленный против монофизитства, в том числе против богословия Севира Антиохийского, – является хорошим базисом и для полемики с монофелитством, которое заимствовало богословскую аргументацию Севира, в частности касательно богомужней энергии Христа. Если «Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божию» полностью или с небольшими лакунами сохранились в девяти манускриптах (описание рукописей дано в указанном критическом издании), то только в одной из этих рукописей, кроме «Трех слов», находятся «Флорилегий против монофелитов» и «Главы против монофелитов». Это рукопись XIII в. Codex Vaticanus gr. 1409. Этот кодекс в 1833 г. опубликовал кардинал Анжело Маи (von Angelo Mai) в 7 томе своего “Scriptorum veterum nova collectio”. В «Патрологию» Миня вошло только «Слово против монофелитов» 2 . Оно состоит из шести частей. В первой части дана история возникновения и развития монофелитства, а в следующих частях прп. Анастасий строит богословские аргументы против монофелитства на основании того, что душа является образом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Глава XL Мы выше видели, что четыре главы кн. пророка Исаии (XXXVI-XXXIX вкл.) составляли, по всей вероятности, две особые рукописи, помещенные в своде пророчеств Исаии последними собирателями его слов и деяний 1307 . Это подтверждается по нашему убеждению и сближением конца главы XXXV, с началом главы XL. В гл. XXXV, пророк восклицает: „возвеселится пустыня!... скажите робким: не бойтесь; вот Бог ваш!... Откроются глава слепым, уши глухих отверзнутся, хромые будут ходить... и устроится путь святой... и возвратятся избавленные Господом, приидут на Сион... будет радость вечная, печаль и воздыхания удалятся“, „Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш“, так продолжает ту же мысль глава XL, произнося Мессианское пророчество и развивая его все яснее и яснее, начиная с XLII главы: „вот Отрок Мой!...“ отсюда все яснее выступает образ Мессии, Еммануила, Спасителя нашего, о Котором пророк вещал с самого начала своего служения 1308 . По мере того, как Исаия подвигается к концу жизни, Господу Богу угодно было явить ему в более определенных чертах этот образ Богочеловека, имеющего пройти через уничижение и страдания и самую смерть, чтобы восстать в славе. А между тем Исаии открыто было, что Еммануил есть Бог вечный 1309 . Считая, согласно выше сказанному, главу сороковую прямым продолжением главы тридцать пятой 1310 , мы повторяем, что не можем признать (как мы высказались и в вступлении) деления книги Исаии пророка на две части, принадлежащие разным пророкам. Но с другой стороны, признавая, что главы с XL по LXVI, т. е. до конца книги, составляют важнейший и позднейший из отделов книги Исаии пророка, и раскрывающий глубочайшие тайны искупления, спасения и освящения человечества, мы признаем, согласно указаниям замечательного обзора последних двадцати семи глав пророка, в толковании профессоров Спб. Дух. Академии (стр. 640–670), что эти главы с XL по LXVI включительно представляют собою три отдела, по девяти глав в каждом, в коих „изображается открывающаяся в мире слава каждого из лиц Триединого и Трисвятого Бога, – слава, которую видел пророк (гл. VI, 1–5), слава Бога Отца, посылающего Своего Сына в мир, предвозвещающего и предуготовляющего Его явление; слава Бога Сына, воплотившагося и вочеловечившагося, проповедовавшего, пострадавшего, искупившего мир и создавшего вселенскую церковь ; слава Бога Духа Святого, завершающего дело Искупителя, сохраняющего, оживляющего церковь и ведущего ее ко вселенскому откровению славы Господней 1311 . Замечательно, что каждый из этих отделов заканчивается одинаковыми или почти одинаковыми словами о гибели нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Закрыть Великорецкая купель 6. Повесть о праведнике 27.04.2023 1116 Время на чтение 40 минут Главы 1-2 Главы 3-4 Главы 5-6 Главы 7-8 Главы 9-11 12.« Мать тюремщиков ! » Разговор, который мучил Николая Ивановича неопределенностью, начала Рая. И начала, и кончила в минуту: – Ты, Коля, не томись, ты давай подпоясывайся да, благословясь, за хозяйкой. Печку подделаем, обои переклеим – тут вам и поместье. Николай Иванович стал говорить о маленьких пенсиях, почему-то это было особенно стыдно, но Рая сказала, что пусть те стыдятся, кто такие, назначал, принесла ему в дорогу мягких, по деснам, оладий. – А передавать Вере ничего не буду специально, скорее пусть приезжает, мы еще с ней за черникой сбродим. Утром проводила Николая Ивановича на автобус. С ним уезжали ставшие за эти дни знакомыми отпускники, а на смену им ехали другие. – Зимой их никого не увидишь, – говорила Рая, любопытствуя: кто, в каком составе, к кому приехал. Водитель, белый от пыли, перекурил, старательно обилетил пассажиров, не велел детям высовываться в окна, и поехали. Долго пробирались сквозь стадо коров. Водитель давал сигналы, газовал, но коровы, будто под машиной родившись, по выражению водителя, может быть, принимая автобус за нестрашное животное, не расступались. Только на повертке автобус вырвался на простор. – Она знает себе цену, – кричал водитель, – она знает, что полторы тьпци стоит, и мою зарплату знает. Через три часа, выбеленные пылью, прибыли на станцию. Ну а дальше опять электричка. Еще три часа с молитвою – и Вятка. Тут троллейбус полчаса, пересадка, тут автобус еще полчаса, вот и день к вечеру, вот и общежитие, вот и Вера. Они никогда доселе, ни разу, в мыслях не было, чтоб обняться при встрече, а тут чуть ли не обнялись. – Как тебя долго не было, ровно Великий пост, – сказала Вера. – Тебе повестка в суд. Но она на позавчера, так, может, и вовсе не ходить. С той же квартиры нас согнали, соседки могли и не знать, что мы здесь. Это опять этот дошлятина тянется. – Ну, и отнеси на ту квартиру.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/27/...

Двенадцать глав или членов, содержащих в себе единую христианскую веру нашу Глава 1     Истинная и единая христианская вера наша, превосходящая ум и слово потому самому, что она есть правая и единая вера, истиннейшее исповедание превосходящего разум единого Бога в Троице, хотя и неограниченна, однакож кратко объемлется в сих главах, которые должно исповедывать всякому христианину, право верующему и желающему спастися. Эти главы некоторые называют и членами веры, или началами и основаниями. Их насчитывается двенадцать, во образ Апостолов Христа, невечернего Солнца, и оне приводят право верующего к нескончаемому веку славы Его. Из них три главы о Святой Троице, в честь самой Троицы, которая, будучи вечною, есть причина всего; шесть о воплощении Слова, — и это также удивительно: в самом деле, сие Слово, будучи единым от Святой Троицы и единичным, стало сугубым ради нас и потому-то имеет сугубую троицу глав; а еще три главы о совершении (домостроительства), в честь также безначальной Троицы, которая, сотворив все из ничего, все благо содержит и всем мудро управляет. 1. Первая глава о том, что Божество — едино по естеству, а не множественно, что Оно едино по силе, власти, вседержительству и господству. 2. Вторая — о том, что сие Божество имеет три Лица, а не одно, хотя едино и нераздельно по Божеству, что всецело должно исповедывать три Лица, или ипостаси, или свойства, — не более. Из сих же трех одно не рожденное: ибо Оно безвиновно и не происходит из чего либо, будучи единою причиною происходящих из Него довременно и безстрастно; другое рожденное — от Того нерожденнаго; а третье исходящее — также от Того безвиновного и нерожденного. Нерожденное и безвиновное называется Отцем, рожденное — Сыном, а исходящее — Духом Святым: Они нераздельны, довременны и вечны. Но Троица — не три Бога, или три Господа, но один Бог, один Господь, как воспевают и Ангелы: «свят, свят, свят Господь Саваоф?» (Ис. 6:5): поелику едино и нераздельно естество триех, одно существо, одна сила, одна слава, одно хотение, одно изволение; и сии три суть един триипостасный Бог, одно начало и действенная сила всего, подобно тому, как одно сияние солнца, луча и света, или один блеск и теплота огня, отражения и света, или одно изволение ума, слова и духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3927...

Истинная и единая христианская вера наша, превосходящая ум и слово потому самому, что она есть правая и единая вера, истиннейшее исповедание превосходящего разум единого Бога в Троице, хотя и неограниченна, однакож кратко объемлется в сих главах, которые должно исповедывать всякому христианину, право верующему и желающему спастися. Эти главы некоторые называют и членами веры, или началами и основаниями. Их насчитывается двенадцать, во образ Апостолов Христа, невечернего Солнца, и оне приводят право верующего к нескончаемому веку славы Его. Из них три главы о Святой Троице, в честь самой Троицы, которая, будучи вечною, есть причина всего; шесть о воплощении Слова, – и это также удивительно: в самом деле, сие Слово, будучи единым от Святой Троицы и единичным, стало сугубым ради нас и потому-то имеет сугубую троицу глав; а еще три главы о совершении (домостроительства), в честь также безначальной Троицы, которая, сотворив все из ничего, все благо содержит и всем мудро управляет. 1 . Первая глава о том, что Божество – едино по естеству, а не множественно, что Оно едино по силе, власти, вседержительству и господству. 2 . Вторая – о том, что сие Божество имеет три Лица, а не одно, хотя едино и нераздельно по Божеству, что всецело должно исповедывать три Лица, или ипостаси, или свойства, – не более. Из сих же трех одно не рожденное: ибо Оно безвиновно и не происходит из чего либо, будучи единою причиною происходящих из Него довременно и бесстрастно; другое рожденное – от Того нерожденнаго; а третье исходящее – также от Того безвиновного и нерожденного. Нерожденное и безвиновное называется Отцем, рожденное – Сыном, а исходящее – Духом Святым: Они нераздельны, довременны и вечны. Но Троица – не три Бога, или три Господа, но один Бог , один Господь, как воспевают и Ангелы: «свят, свят, свят Господь Саваоф?» ( Ис. 6, 5 ): поскольку едино и нераздельно естество триех, одно существо, одна сила, одна слава, одно хотение, одно изволение; и сии три суть един триипостасный Бог , одно начало и действенная сила всего, подобно тому, как одно сияние солнца, луча и света, или один блеск и теплота огня, отражения и света, или одно изволение ума, слова и духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Двадцать четвертый день. Поуч. 2-ое. Первое и второе обретение честные главы Иоанна Предтечи. (Основания почитания святых мощей). I. После мученической смерти Крестителя тело его погребено было учениками его, а главу, после поругания над нею Иродиады, благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, тайно положила в сосуд и погребла в горе Елеонской. Впоследствии времени три раза святая глава была обретаема, и положено празднование сих трех обретений главы. 24-го февраля празднуется первое и второе обретение. В первый раз она была обретена двумя иноками, путешествовавшими в Иерусалим на поклонение святым местам, во времена Константина Великого . Им явился сам Креститель и повелел откопать главу на горе Елеонской. Но скоро иноки своим маловерием и небрежением к св. главе сделали себя недостойными обладания ею. От них глава перешла к одному гражданину города Емессы, в Сирии, а от него, по преемству, перешла к некоему Евстафию, арианскому иноку, который скрыл ее в одной пещере близ Емессы. Тут впоследствии времени образовался монастырь. Настоятелю сего монастыря, благочестивому архимандриту Маркеллу, явился во сне сам Креститель и известил о своей главе, сокрытой в пещере, близ монастыря. Глава была обретена здесь вторично. Это было в 452 г. Св. главу тогда же перенесли в Халкидон, а оттуда, при императоре Феодосии Великом, в Константинополь. Третье обретение главы св. Предтечи было 25 мая, тогда и празднуется оно. Честная глава Предтечи хранится в Студийском Предтеченском монастыре. Часть ее находится в Риме, в церкви св. Сильвестра. (Есть части и в Афонском монастыре Дионисия). II. Мы видели, братия, что сам св. Иоанн пророк и Предтеча Господень, по изволению Божию, неоднократно являлся людям благочестивым, дабы указать место погребения своей честной главы. Ясно что есть прямая воля Божия, чтобы мы почитали мощи св. угодников Божиих. Для них и чрез них Господь ниспосылает Свои великие и богатыя милости всем, кто с верою и любовию к ним притекает в своих нуждах, бедах и болезнях душевных и телесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово на усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите…вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, – усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и тайнник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи – на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть – усекновение главы, и три обретения этой честной главы – великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё – предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем – Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность – Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына. “...жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии...” (Лк. 1, 13–17). И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, “взыграся [он] младенец во чреве ея” и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: “...и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне...” (Лк. 1, 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Москва. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Церковь Иоанна Предтечи под Бором Карта и ближайшие объекты Церковь перестроена из более старой, возведенной в 1514 году в находившемся здесь Иоанновском " под бором " монастыре зодчим Алевизом Фрязином. Перестройка, произошедшая в 1658 году, полностью изменила храм - от алевизовского здания остался только белокаменный подклет. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. В 18 веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко. В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму. В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале XX века - паперть с крыльцом. Храм обновлялся в 1796 году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О. Шехтель), реставрировался в 1970-80-х гг. В советское время был закрыт, занят различными организациями. К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС " Художественное стекло " . В начале 1990-х возвращен верующим. Имеет статус Патриаршего подворья наряду с соседним храмом Михаила и Федора, Черниговских чудотворцев , приписным к которому он является. Величественная колокольня церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, формирует панораму центральной части Пятницкой улицы и доминирует над этой частью Замоскворечья. Здание имеет три яруса. Колонны нижнего яруса дорические, средний ярус оформлен ионическими, а в оформлении верхнего применены колонны самого пышного, коринфского ордера. В двух нижних ярусах – торжественные фронтоны, а третий ярус завершается башенкой с высоким шпилем. Участок, где находится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, известен с XIV века – там находился Ивановский монастырь, перенесенный при великом князе Василии III на нынешнюю Ивановскую горку. Вместо деревянного монастырского храма на этом же участке в 1514-15 гг. был поставлен каменный, посвящение которого сохранилось до наших дней. Автором храма, был Алевиз Новый, один из строителей Кремля. Тогда же, но не на современном месте, была выстроена и шатровая колокольня храма. Участок же, где сейчас располагается звонница, был занят гражданскими постройками подворья.

http://sobory.ru/article/?object=02176

Николо-Молокша. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Усекновения главы Иоанна Предтечи , Николая Чудотворца , Тихона Амафунтского Год постройки:1793. Ссылки:   Адрес: Ярославская обл., Большесельский р-н, с. Николо-Молокша Координаты: 57.533798, 38.854934 Проезд: Проезд - см. проезд до Герцино, далее по той же трассе, через Высоково, мимо дер. Березино (родина крепостной актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой, у дороги справа мемориальный камень с памятной табличкой), далее до дер. Починки (в деревню не заезжать!), далее влево в сторону дер. Щукино, не доезжая ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Проезд - см. проезд до Герцино, далее по той же трассе, через Высоково, мимо дер. Березино (родина крепостной актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой, у дороги справа мемориальный камень с памятной табличкой), далее до дер. Починки (в деревню не заезжать!), далее влево в сторону дер. Щукино, не доезжая деревни метров 200 свернуть вправо на полевую дорогу, ехать до соединения с полевой дорогой Починки - Никола, свернуть налево. От Починок и от Щукино храм на холме прекрасно виден. По полевым дорогам проехать можно в любое время года только на полном приводе. Остальным можно оставить машину на свертке у дер. Щукино или Починки, далее пешком полевыми дорогами около одного километра. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь села Никольскаго, что на Молокше. Существует с 1793 года. Престолов в ней три: 1, Усекновения Главы Иоанна Предтечи; 2, Святителя и Чудотворца Николая; 3, Тихона Амафунтского Чудотворца. Приход состоит из 17 селений. Храм находится в т.н. " Юхотской вотчине " Шереметевых, построен на месте деревянного храма. Здание продольно-осевой композиции с двусветным бесстолпным четвериком и пониженным алтарем. Храмовый объем с крышей крутого барочного ската завершен пятью главами на граненых барабанах. Боковые барабаны расставлены на углах четверика. Трехчастное деление фасадов подчеркнуто пилястрами и лопатками. В композиции здания использована форма граненого алтаря, сомкнутый свод - с центральным световым барабаном. Некоторые элементы украшения фасадов (наличники окон, сандрики и т.п.), а также выверенность форм и соотношений объемов в композиции здания позволяют предположить причастность к проектированию храма К.И. Бланка или учеников его архитектурной школы.

http://sobory.ru/article/?object=09069

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010