Беседа 32. Совершение пасхи с учениками Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и мы рассмотрим три темы из 26-й главы: 1) Совершение пасхи с учениками (17–25); 2) Установление Таинства Евхаристии (26–30); 3) Господь Иисус предрекает отречение апостола Петра (31–35). События последних дней в земной жизни Господа Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Вспоминая именно их, мы и должны причащаться Тела и Крови Сына Божия. Сказано: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:28–30 ). Посему необходимо именно причащаться, «рассуждая о Теле Господнем», то есть вспоминая все события, связанные с установлением Евхаристии на Тайной вечери, страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Мы читаем 17-й стих 26-й главы: Мф.26:17 . «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?». Истолковывая слова: « где велишь нам приготовить Тебе пасху? », блаженный Иероним Стридонский пишет: «Первый день опресноков это – четырнадцатый день первого месяца, когда закалывается агнец, бывает полнолуние и оставляется закваска. А среди тех учеников, которые приступили к Иисусу с вопросом: “Где велишь нам приготовить Тебе пасху”, я полагаю, был и Иуда предатель » 501 . – То есть предательство Иуды и заключалось в том, чтобы выяснить, где Христос будет находиться в пасхальную ночь. Иудеи не могли арестовать Господа Иисуса прямо на Тайной вечери, потому что в это время сами праздновали пасху со своими семьями и домочадцами, и поэтому избрали Гефсиманский сад, как более удобное по времени место для Его (Христа) ареста. Это значит, что Иуда подробно выяснил, где и в какое время будет Учитель. Впрочем, учителем Иуды в этот момент был сам дьявол, который и руководил всеми его действиями. Святитель Иоанн Златоуст добавляет: «И отсюда, между прочим, видно, что у Иисуса не было дома, не было постоянного местопребывания. А я думаю, что и ученики не имели его; иначе они попросили бы Иисуса придти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома» 502 . Сказано: «Иисус сказал… лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк.9:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В 29–30 главах находится заключительная речь Иова. Он вспоминает прошлое, свое потерянное счастье. Вспоминает о том, как Бог хранил его и каким авторитетом он пользовался у сограждан. Вспоминает Иов и о тех благодеяниях, которые он делал другим. Вместе с тем он размышляет и о настоящем. Он не находит никакой причины для такой резкой перемены своей жизни в худшую сторону. В реальной жизни ему остается только одно – его страдания. В 31 главе содержится апология Иова. Он взывает к Богу о справедливости: «Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» ( Иов.31:6 ). Он перечисляет грехи, которых он, по его убеждению, никогда не совершал: 1) Прелюбодейные помыслы; 2) Обман; 3) Зависть; 4) Кража; 5) Прелюбодеяние; 6) Обиды, нанесенные слугам; 7) Нарушение прав земледельцев и наемников; 8) Немилосердие; 9) Скупость; 10) Горделивость; 11) Язычество и суеверие; 12) Мысли о мести и проклятии; 13) Отказ в гостеприимстве. Святитель Иоанн Златоуст , в связи с этим, говорит о новозаветной праведности Иова. Иов не только не прелюбодействовал, но не допускал даже прелюбодейных помыслов. 2.6.6. Речь Елиуя (гл. 32–37) В начале 32 главы внезапно появляется новое действующее лицо книги Иова. Это некто Елиуй (евр. Элигу), сын Варахиилов, Вузитянин. Вероятно, возле Иова и его друзей собрались слушатели, и одним из них был Елиуй. Впрочем, большинство ученых считает речи Елиуя позднейшей вставкой в первоначальную редакцию книги Иова. К такой мысли приводит внезапное появление и такое же внезапное исчезновение Елиуя в ходе повествования. Ни в прологе ни в эпилоге Елиуй не упомянут ни одним словом. Стиль его речей отличается от стиля других поэтических мест книги. «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова» ( Иов.32:1–3 ). Речь Елиуя начинается с ораторского вступления (глава 32). Он указывает на свой молодой возраст, как на причину, по которой он до сих пор молчал. «Я молод летами, а вы – старцы; поэтому я робел и боялся объявить вам свое мнение» ( Иов.32:6 ). Но поскольку речи старших оказались бесполезными, то он решил выступить с изложением собственных взглядов. Дальнейшую речь Елиуя можно разделить на две части. В первой части (глава 33) он обращается к Иову, а во второй части (главы 34–37) – к Иову и его друзьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Вход. Прокимен дне. И чтения три. Соборнаго послания Иоаннова чтение (главы 3, 4): Возлюбленнии,/аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу./И Егоже аще просим, приемлем от Него,/яко заповеди Его соблюдаем/и угодная пред Ним творим./И сия есть заповедь Его:/да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа/и любим друг друга, якоже дал есть заповедь нам./И соблюдаяй заповеди Его, в Нем пребывает, и Той в нем,/и о сем разумеем, яко пребывает в нас, от Духа, Егоже дал есть нам./Возлюбленнии, не всякому духу веруйте,/но искушайте духи, аще от Бога суть,/яко мнози лжепророцы изыдоша в мир./О сем познавайте Духа Божия и духа лестча 28 :/всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога есть./И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога несть,/и сей есть антихристов,/егоже слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже./Вы от Бога есте, чадца, и победисте тех,/яко болий есть, иже в вас, нежели иже в мире./Они от мира суть,/сего ради от мира глаголют, и мир тех послушает./Мы от Бога есмы:/иже знает Бога, послушает нас,/и иже несть от Бога, не послушает нас. Соборнаго послания Иоаннова чтение (глава 4): Возлюбленнии,/аще сице возлюбил есть нас Бог,/и мы должны есмы друг друга любити./Бога никтоже нигдеже виде./ Аще друг друга любим, Бог в нас пребывает,/и любы Его совершенна есть в нас./О сем разумеем, яко в Нем пребываем и Той в нас,/яко от Духа Своего дал есть нам./И мы видехом и свидетельствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру./Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий,/Бог в нем пребывает, и той в Бозе./И мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог в нас/Бог любы есть,/и пребываяй в любви в Бозе пребывает,/и Бог в нем пребывает. Соборнаго послания Иоаннова чтение (главы 4, 5): Возлюбленнии,/аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит,/ложь есть:/ибо не любяй брата своего, егоже виде,/Бога, Егоже не виде, како может любити?/И сию заповедь имамы от Него,/да любяй Бога любит и брата своего./Всяк, веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть,/и всяк, любяй Рождшаго, любит и Рожденнаго от Него./О сем вемы, яко любим чада Божия,/егда Бога любим и заповеди Его соблюдаем./Сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем,/и заповеди Его тяжки не суть./Яко всяк, рожденный от Бога, побеждает мир,/и сия есть победа, побеждшая мир, вера наша./Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй,/яко Иисус, есть Сын Божий?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дальше прот. И. Соловьев говорит о вечных мучениях, как реальнейшем осуществлении смертной казни. Мы обещались не опровергать изложенная толкования, но не можем не предложить г. Кратирову в частности одного вопроса: неужели он говорил серьезно, когда утверждал, что его «никто не будет в праве упрекнуть в извращении Христова учения»? Затем мы еще указали на Лк.13:4 . Это место в оправдание законности смертной казни приводит протоиерей Буткевич: «Пришедшие ко Христу иудеи сообщили Ему, – пишет прот. Буткевич, – что Силоамская башня упала и задавила 18 галилеян. Христос сказал им на это: «если не покаетесь, все так же погибнете». Не напоминают ли эти слова Спасителя, как в Ветхом Завете Бог грозил смертью некоторым грешникам, а в числе их и нашим прародителям». Мы не знаем, конечно, о чем напомнили приведенные слова слушателям речи прот. Буткевича. Нам лично думается, что эти слова мало отношения имеют к вопросу о смертной казни, и мы искренно удивляемся, почему прот. Буткевич привел в своей речи этот стих XIII главы, опустивши три первые стиха этой же главы, где, именно, и рассказывается о приговоре римским правителем к смертной казни галилеян. Вот эти стихи: «в это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете». Мы решаемся думать, что эти слова более доступно говорят о смертной казни и способны действительно вызвать воспоминание при чтении их о тех ужасах, какие переживает теперь Россия, когда слышишь о предательских убийствах революционеров, о расстреле войсками темной русской мятежной толпы 21 , охваченной политическим психозом, о казни несовершеннолетних преступников, почти детей, вовлеченных другими в свои преступления. Но когда мы слышим это евангельское повествование, то думаем, что каждый христианин, согласно с прямым смыслом слов Господних, будет думать не о том, как Бог грозил смертью некоторым грешникам, но о том, что предательски убиваемые революционерами и казнимые правительством быть может не грешнее нас, и что сами мы достойны за свои грехи такой же участи. Мы привели те важнейшие, по мнению защитников смертной казни, слова из Нового Завета, которые будто бы освящают Божественным авторитетом смертную казнь. Как не трудно заметить, мы держимся другого взгляда и думаем, что приведенные слова не только не дают права на такое заключение, но, напротив, свидетельствуют скорее о несоответствии наказания смертной казнью самой букве

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Замечательно, по мнению автора настоящего исследования, поясняет факт въезда Господа во Иерусалим П.Ю. Малков . Он ссылается на древний обычай, согласно которому, цари ездили на осле для того, чтобы показать, что они не желают войны. «Осел представлялся животным, символизирующим состояние мира; поэтому и Христос въезжает в Иерусалим на осле, знаменуя тем самым, что Он будет царствовать не силой оружия, но Духом Господним. Именно так вступал в Иерусалим и предок Спасителя – по Его человечеству – царь Давид» 54 . В 11 главе книги пророка Захарии есть пророчество о предательстве Господа Иудой за тридцать сребренников: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» ( Зах. 11, 12 ). В конце 12 главы этой книги пророк говорит о предстоящем Распятии Господа Иисуса Христа: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» ( Зах. 12, 10 ). В заключительной главе книги есть предсказание о тьме в день Распятия Господа: «День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» ( Зах. 14, 7 ). В этом стихе, по мнению автора настоящего исследования, как и во многих других местах Священного Писания Ветхого Завета, можно видеть два смысла: исторический и таинственный. В историческом, буквальном смысле его можно отнести к положению иудеев, в таинственном – к предстоящему важному евангельскому событию. «Все это изображает непрочное и переменчивое положение Иудеев во времена Маккавеев, о чем упоминалось ранее. Но внимательный и смышленый исследователь увидит в пророчестве, что оно в точности и ясно относится ко дню страдания Господня, когда свет дневной сокрылся на три часа, потому что померкло солнце» 55 – поясняет святой преподобный Ефрем Сирин . Следует заметить, что святой толкует в мессианском смысле и некоторые дальнейшие стихи данной главы книги пророка Захарии. В настоящем исследовании автор приводит обзор наиболее известных мессианских пророчеств этого пророка. 3.3. Пророчества о Мессии в книге пророка Иоиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

И, наконец, Даниил говорит: «Я слышал это, но не понял, и потому сказал: “господин мой! что же после этого будет?” И отвечал он: “иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней. А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12:8-13). 9.11. Неканонические добавления Помимо части третьей главы, где содержится молитва Азарии и песнь отроков в пещи вавилонской, есть еще две главы 13 и 14, которые также являются неканоническими. Их не было в древних текстах, появляются они только в Септуагинте. В них содержатся три истории, связанных с именем пророка Даниила – о Сусанне, о Виле и о драконе. Повесть о Сусанне в греческой Библии находится в самом начале, то есть является первой главой книги, поскольку она представляет пророка Даниила совсем юным отроком. Сюжет таков. Два старца воспылали нечистой страстью к некой женщине и, не получив возможности эту страсть удовлетворить, обвинили ее в прелюбодеянии, так, что все уже решились ее казнить, но в этот момент Даниил вступился за нее, устроил раздельный допрос обоих старцев и уличил их во лжи. Высказывалось предположение, что именно эти старцы упоминаются у пророка Иеремии, который в 29 главе говорит о неких старейшинах, которые находятся в Вавилоне: «И принято будет от них всеми переселенцами Иудейскими, которые в Вавилоне, проклинать так: “да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву”, которых царь Вавилонский изжарил на огне за то, что они делали гнусное в Израиле: прелюбодействовали с женами ближних своих и именем Моим говорили ложь, чего Я не повелевал им» (Иер. 29:22-23) [см. 61, с. 130]. Вил – это имя божества, в честь которого сам Даниил был назван Вавилоне (Дан. 4:5), но которого он не почитал. Царь в качестве доказательства предъявил ему то, что каждый вечер жрецы оставляют этому богу приношения, и каждое утро они исчезают. Однако Даниил посыпал пол пеплом перед тем, как храм был заперт, а утром предъявил следы жрецов и их жен, которые по ночам поедали все эти снеди, доказав тем самым, что идолы их не едят.

http://sedmitza.ru/lib/text/431582/

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия» 26 января, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия», которая является первои в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Как складывались взаимоотношения между Иисусом и учениками? Тема этих взаимоотношений — одна из центральных во всех четырех Евангелиях. Значительная часть поучений Иисуса, воспроизведенных в Евангелиях, адресована ученикам. Иисус беседует с ними наедине; отдельно обращается к ним перед тем, как обратиться к народу; по их просьбе разъясняет то, что они не поняли в Его поучениях, адресованных народу. Евангелия приводят диалоги Иисуса с одним или несколькими учениками, фиксируют различные реакции учеников на слова Иисуса и происходящие события: восхищение, радость, изумление, удивление, непонимание, недоумение, неверие, страх, протест . Богатая гамма личных чувств, переживаний и эмоций учеников представлена на страницах Евангелий. При этом некоторые линии взаимоотношений выделены в особую тему: Иисус и Петр, Иисус и Иоанн, Иисус и три ближайших ученика (Петр, Иоанн, Иаков), Иисус и Иуда Искариот. Тайная вечеря. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. Художник В. Нестеренко. Весь этот огромный материал сам по себе заслуживал бы отдельной книги. В настоящем разделе мы отметим лишь один весьма характерный аспект взаимоотношений между Иисусом и Его учениками: непонимание ими слов и действий Иисуса. Эта тема проходит рефреном и в синоптических Евангелиях, и в Евангелии от Иоанна . Ученики, в частности, не понимали значения притч. Согласно Марку, после того как Иисус произносит притчу о сеятеле, окружающие Его, вместе с двенадцатью (Мк. 4:10), спрашивают Его о значении притчи. Иисус отвечает: Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? (Мк. 4:11–13).

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Итак, несомненно, что слово адам – человек, в данном контексте явно стоит в смысле всеобщем, то есть означает человечество, весь род людской в целом как нечто онтологически неделимое, единое – как конкретную биологическую единицу, обозначаемую в науке словом вид. То же самое и во второй главе: «Еще не было человека для возделывания земли» ( Быт. 2, 5 ). «И создал Господь Бог человека из праха земного...» (7) и насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (8). И далее во всей главе (стихи 15–24) везде адам переводится как человек, то есть в значении всеобщем. Перевод слова адам, как имени собственного, то есть, как личного имени первого человека, мы встречаем, в первый раз, только в самом последнем стихе второй главы, где говорится о наготе Адама и жены его, а затем уже всюду в тексте третьей главы. В четвертой главе адам стоит как личное имя. О сотворении человека говорится и в пятой главе Книги Бытия. В русском переводе читаем: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину 33 сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» ( Быт. 5:1–2 ). Как видим, слово адам здесь встречается три раза. В древнееврейском тексте во всех трех случаях одинаково стоит адам, но на европейские языки оно переводится по-разному. Приводим различные переводы слова адам в том порядке, как оно стоит в тексте (но везде без артикля). Русский перевод человек человек Перевод Семидесяти человек Славянский человек «Вульгата» человек Французский (Саси) человек Лейпцигский протестантский человек человек Венский для евреев в России человек человек Как видим, перевод зависит от мировоззрения переводчиков, нам же желательно найти истинный смысл слова адам. Но, ввиду такого разнобоя в переводах, найти единый смысл очень трудно. Наиболее авторитетными переводами для нас являются перевод Семидесяти и «Вульгата». Что касается русского перевода, сделанного с еврейского масоретского, то о правильности его высказываются разные мнения. В особых случаях мы указываем некоторые неточности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Итак, Христос вернется в наш мир, и Его возвращение будет началом великого и славного Суда, определяющего вечную судьбу человека. Большой материал в этом вопросе дает нам так называемый «малый Апокалипсис» синоптических Евангелий. Это Марк (гл. 13), Матфей (гл. 24) и Лука (гл. 21). Тексты этих глав – любимый материал для богословов, прогнозирующих развитие событий накануне Пришествия и при Пришествии Иисуса Христа. Если кому-то нелегко навскидку вспомнить, о чем говорится в этих главах, посмотрите, и вы сразу вспомните, что, как только речь заходит о Конце Света, цитируют именно эти главы. Но вот проблема: есть большие основания подозревать, что эти Евангельские главы на протяжении многих столетий понимались не совсем верно. Во-первых, в этих главах очень явственно проступают черты не Второго Пришествия, а событий Иудейской войны и разрушения Иерусалима 66-70 гг. 1-го века. Во-вторых, при внимательном чтении этих глав мы обнаруживаем откровенные черты сходства этих текстов с текстом пророка Даниила. Вот, например, слова Христа в Евангелии от Матфея: …тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф. 24:30 ). А вот текст Даниила: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан. 7:13-14 ). У Даниила речь идет о том, как Сын Человеческий (некий служитель Божий), выполнивший послушание от Бога, подходит к Нему на Небесах и получает от Него полноту власти над миром. Возникает вопрос: приводя эти слова, не говорил ли Христос не о Своем Втором Пришествии, а о Своем Прославлении после Воскресения, о увенчании Его на Небесах за подвиг Спасения мира? Кажется, что все эти «малые Апокалипсисы» говорят не о Втором Пришествии, а о совершенно другом. Тогда о чем? В них сплетаются три темы: возмездие Израилю, отвергшему Иисуса Христа; момент Прославления Сына Человеческого Иисуса и дело распространения и торжества Церкви Христовой на земле.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

Купол, украшающий крышу храма, – символ Христа, Главы Церкви; подкупольная часть, барабан – шея, соединяющая голову с телом, – символ апостолов и их преемников, благодаря которым православные имеют общение со Христом. Как об этом пишет святой Иоанн Богослов: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин. 1, 3 ). А без прямого апостольского преемства, хранимого Православной Церковью, общение с Богом невозможно. Часто храм имеет еще четыре купола поменьше – как символ четырех евангелистов, благодаря которым до нас дошел образ и учение Главы Церкви – Господа Иисуса. Для того чтобы показать отличие учеников от Учителя, главный купол покрыт золотом – знаком Царства и нетления (поэтому его и принесли в дар Младенцу Христу волхвы). Купола же, изображающие евангелистов, имеют цвет звездного неба – как напоминание слов пророка Даниила: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» ( Дан. 12, 3 ). Количество куполов может быть разным,: например, три купола – символизируют Троицу, пять – Христа и четыре х евангелистов, тринадцать – Христа с апостолами. Закомары («кокошники») храма – символ Ангельских Сил. Окна – образ несовершенного Откровения, доступного нам сейчас ( 1Кор. 13, 9 ). Символизм этот уходит своими корнями в Библию : «Вот, Он стоит у нас за стеною, – говорит Невеста Церковь о Христе, – заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку» ( Песн. 2, 9 ). Другим древнейшим элементом внешнего убранства храма являются колонки, берущие свое начало от столбов скинии ( Исх. 26 ) и символизирующие святых и Ангелов, молитвами которых существует мир ( Гал. 2, 9 ). Православные твердо усвоили слова апостола: «Вы приступили к горе Сиону (поэтому и имеет крыша храма вид горы) и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах (это собрание Ангелов и людей и изображается закомарами), и к Судии всех Богу (символизируется куполом), и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю Нового Завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (все это есть в православном алтаре)» ( Евр. 12, 22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010