Искусствовед Левон Нерсесян: Когда наступает ответственность – памятник, как правило, уже погиб Старший научный сотрудник Третьяковской галереи и специалист по древнерусскому искусству – о взаимоотношениях Церкви и музеев, сохранности икон и компромиссах 5 апреля, 2016 Старший научный сотрудник Третьяковской галереи и специалист по древнерусскому искусству – о взаимоотношениях Церкви и музеев, сохранности икон и компромиссах Вопрос о передаче Церкви икон, храмов и другого, как пишется в законе, «имущества религиозного назначения» вызывает много конфликтов еще с конца восьмидесятых. В 2000 году Архиерейский Собор РПЦ пишет в письме президенту, что процесс возвращения церковной собственности в России «не только не завершен, но по-настоящему и не начат». Музейное сообщество, в свою очередь, говорит, что Церковь не готова взять на себя ответственность за сохранность уникальных памятников культуры. «Правмир» поговорил с Левоном Нерсесяном, специалистом по древнерусскому искусству и старшим научным сотрудником Третьяковской галереи о том, можно ли достичь компромисса между Церковью и музеями. Цветы у Боголюбской иконы Божьей матери – Какие проблемы во взаимоотношениях между музеями и Церковью сейчас самые острые? – Круг этих проблем очень широкий, и затрагивают они самые разные стороны жизни нашего общества. Первая и, наверное, самая важная для меня тема – это наше нынешнее законодательство и противоречия внутри него, которые создают серьезные угрозы для культуры, в том числе – для физической сохранности памятников церковного искусства. Дальше, конечно, идут проблемы собственно религиозные. Потому что вопрос о том, где может и должна находиться икона – это еще и религиозный вопрос. И ответ на него следует искать, опираясь, в том числе, на догматический и исторический опыт христианской Церкви. Кроме того, есть проблемы социальные – то есть отношение самого общества (состояние которого, к сожалению, нельзя назвать вполне здоровым и благополучным) к сложившейся ситуации – и к законодательству, которое призвано защищать культурное достояние, и к религиозной теории и практике.

http://pravmir.ru/iskusstvoved-levon-ner...

Владимирская икона Божией Матери. Храм святителя Николая в Толмачах. Фото Михаила Еремина ЖМП 6 июнь 2021 /  5 июля 2021 г. 18:00 В Толмачи на поклон к Владимирской Уже почти три десятка лет в самом центре Москвы, в Замоскворечье, действует храм святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Это первый и до сегодняшнего дня уникальный опыт сотрудничества Церкви и музея. Именно здесь хранится величайшая святыня всего христианского мира — Владимирская икона Божией Матери. О том, как сегодня живет храм-музей и как возникло это соработничество, корреспондент «Журнала Московской Патриархии» поговорил с его настоятелем, протоиереем Николаем Соколовым.  PDF-bepcuя. Войти в храм-музей можно со стороны Малого Толмачевского переулка. Я прошла через полицейский пост с металлоискателем, мимо гардероба, где надо оставлять верхнюю одежду, и затем поднялась по лестнице в храм. Отца Николая немного задерживали дела, но вскоре он появился с группой военных, как потом выяснилось, из Сербии. Он проводил для них экскурсию по храму, подвел их к Владимирской иконе. Выслушав рассказ, сербы поклонились святыне, сделали групповое фото с отцом-настоятелем на память и отправились смотреть основную экспозицию Третьяковки. — Это стало уже почти правилом: если верующие люди идут знакомиться с галереей, — поясняет отец Николай, — то они сначала заходят в наш храм поклониться Владимирской иконе, а затем уже начинают осмотр других залов музея. Я или мои помощники показываем храм, рассказываем его историю. У отца Николая рядом с наперсным крестом висит бейджик-пропуск заведующего отделом Третьяковской галереи. Храм является продолжением галереи, это один из ее залов, поэтому почти все священники, работники храма являются сотрудниками галереи и входят в возглавляемый отцом Николаем отдел, в котором без малого тридцать человек. От священников, как от других работников галереи, не требуется серьезных познаний в области изящных искусств. Но так получилось, что двое из них закончили художественные институты и являются профессиональными худож­никами.

http://e-vestnik.ru/reports/v_tolmachi_n...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Художник рассматривал эту картину как свой удар по Самодержавию» Ученые-историки и общественные деятели просят убрать в запасники картину Ильи Репина об убийстве царем Иваном Грозным своего сына, искажающую историческую правду 30.05.2018 2604 Время на чтение 3 минуты Вчера Замоскворецкий суд Москвы выбрал меру пресечения для Игоря Подпорина , испортившего картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее, сообщил корреспондент РИА Новости из зала суда. Обвиняемый пробудет в заключении до 26 июля. Ему грозит до шести лет тюрьмы, а также штраф до шести миллионов рублей. «Действия Подпорина вызвали широкий общественный резонанс и народный протест», - подчеркнул представитель обвинения. Также сообщалось, что Подпорин привлекался к ответственности за хулиганство, когда жил в Узбекистане. Защита просила для Подпорина домашний арест, так как он признал вину и заявил, что не собирается скрываться от следствия. Более ста лет назад картина Репина уже подверглась нападению вандала. В 1913 году иконописец и старообрядец Абрам Балашов нанес по полотну три удара ножом. В октябре 2013 года на «Русской народной линии» было опубликовано обращение ученых-историков и общественных деятелей к министру культуры России Мединскому Владимиру Ростиславовичу и директору Государственной Третьяковской галереи Лебедевой Ирине Владимировне с просьбой убрать картину И.Е.Репина об убийстве царем Иваном Грозным своего сына в запасники. В связи с выходкой Подпорина в редакцию РНЛ поступило аналогичное обращение, подготовленное Русским культурно-просветительным фондом имени святого Василия Великого, подписанное учеными и видными общественными деятелями и направленное министру культуры России Владимиру Ростиславовичу Мединскому и директору Третьяковской галереи Зельфире Исмаиловне Трегуловой. Подписанты напоминают, что 14 июля 2017 года Президент России Владимир Путин в своем выступлении перед сотрудниками Лебединского ГОКа в Белгородской области заявил, что конкуренты России не раз клеветали на нашу страну. Глава государства, в частности, отметил, что Русский Царь Иоанн Грозный не убивал своего сына, а его оклеветал папский нунций Антонио Поссевино из-за того, что Царь не согласился на окатоличивание России и отправил папского посланника восвояси.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/30/hu...

Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через реформы к традиции (ВИДЕОэкскурсия) 18 ноября, 2015. Левон Нерсесян Экскурсия по выставке Симона Ушакова в Третьяковской галерее До 10 января в стенах Государственной Третьяковской галереи проходит выставка икон Симона Ушакова (1626-1686) – самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы. Сегодня на «Правмире» экскурсия по выставке, которую специально для читателей портала провел Левон Нерсесян – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Конечно, выставку надо увидеть своими глазами, иначе как вы сможете понять, чем самое маленькое из семи изображений Спаса Нерукотворного, представленных на выставке, отличается от других, и почему именно оно является самым ярким и наиболее сохранным образцом «живоподобного» стиля иконописца. И только своими глазами вы сможете увидеть удивительную находку на самой первой ушаковской иконе Спаса Нерукотворного – фрагменты оригинальной авторской надписи с датой «1661 год», – обнаруженную совсем недавно, во время реставрации иконы к выставке. До этого все энциклопедии твердили одно – Спас Нерукотворный написан для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году, поскольку именно эта дата фигурировала на поздней надписи на нижнем поле иконы. В общем, выставку надо посетить обязательно, а пока – видео и текст экскурсии. «Писал Симон Ушаков, государев иконописец» Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров.

http://pravmir.ru/reformator-ikonopisani...

о. Михаил: - Много споров и толков вызвало решение перенести икону Троицы преподобного Андрея Рублева из музея в храм. Икона эта не совсем обычная. Написана она была для того, чтобы люди, взирая на неё, видели единство лиц Троицы почти осязаемо, чтобы верующие в первую очередь возненавидели ненавистную рознь века сего. Время, когда создавалась икона, было временем раздробленности, а внешние силы имели возможность завоевания и удержания в подданстве у себя наших единоверцев. Икона играла огромную символическую роль. Через какое-то время Дмитрий Донской, благословясь, пошел на Куликовскую битву в 1380 году. Это было начало освобождения Руси от захватчиков. Икона почитается чрезвычайно, как помогающая преодолевать рознь века сего. Страна наша богата, но порядка нет. Это какая-то вечная характеристика наша. Кроме того нам не хватает единства, мы готовы спорить друг с другом, заниматься междоусобицей, но только не объединиться в почитании Единого Бога, в мире, единомыслии. Конечно, преодолеть рознь можно с помощью Божией, а также молитвенно обращаясь к образу, который возвращается туда, где он должен быть. Сложно было добиться. Святейший долго просил, оказывалось невозможно это сделать. И сейчас с передачей иконы связано много трудностей технического характера. Но это преодолимо. Другие иконы Рублева находятся в Троицком соборе. Климат и обстоятельства там вероятно далеки от Третьяковской галереи, но все же все иконы в хорошем состоянии, хотя о них так не заботятся как в Третьякове. Икона, которая вернется в Лавру, будет помещена в специальный ковчег, в котором будет поддерживаться определенная температура и влажность, то есть необходимые условия будут созданы. В советские времена я приходил в Третьяковку, там рядышком находились две иконы – Троица Рублева и Владимирская икона Божией Матери, которая сейчас находится в храме св. Николая в Толмачах – домовом храме Третьяковской галереи. И было делом доблести подойти и приложиться, перекрестившись, к иконам, пока никто из служителей не видит. Было такое преодоление, которое всегда дает внутренний результат. Мы старались преодолевать робость. Кто-то из служащих делал вид, что не видит, кто-то прогонял, а кто-то мог и по месту службы сообщить. Это было непросто в те далекие времена.

http://radonezh.ru/2023/08/17/cerkov-kak...

От редактора Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии Н. И. Троицкий. Крест Христа – «Древо Жизни» Г. Д. Филимонов. Значение луны под крестом, по Афонским памятникам севастьяновского собрания Г.Д. Филимонов. «Похвала кресту» по византийским камеям в Париже и в Москве Раздел 2. Современные исследования К.А. Щедрина. «Крест императора Константина Великого» (К вопросу иконографии) Г. А. Романов. Кресты в крестных ходах Древней Руси В. Г. Пуцко. Византийско-русские бронзовые богослужебные кресты XII–XIII веков Д. В. Пежемский. Новгородский серапионов крест И. А. Стерлигова. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI–XVII веков В. В. Игошев. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков (к вопросу о типологии церковной утвари) И. Г. Харламова. Запрестольный крест XVI века мастера Салмана из собрания Ярославского музея-заповедника Л. Б. Сукина. «Корсунский» запрестольный крест из Переславского Никольского монастыря О. А. Сухова. Чудотворные Сретенский и Виленский кресты из города Мурома Г. М. Зеленская. Монументальные кресты нового Иерусалима Священник Александр Парфенов. Надписи на подпрестольных крестах из храмов Ростовской округи Раздел 3. Музейные коллекции Г. В. Сидоренко. Коллекция крестов- " корсунчиков» В. Е. Гезе – И. С. Остроухова в собрании государственной третьяковской галереи И. С. Родникова. Напрестольные серебряные кресты из собрания псковского музея И. Д. Костина. Серебряные напрестольные кресты XVIII века с вкладными надписями в собрании музеев московского кремля Н. В. Гаврилова. Серебряные напрестольные кресты XVIII века из собрания саратовского художественного музея имени А. Радищева Н. В. Тютюгина. Серебряные кресты в собрании башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова В. Н. Широков. Коллекция выносных крестов в собрании Государственной Третьяковской галереи Раздел 4. Методология ставрографии Д. В. Пежемский. Пути объективизации ставрографических исследований Раздел 5. Разные сообщения А. Б. Пермиловская. Крест из деревни Кушкопала В. Н. Шараев. Крест на волжском берегу Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил.  

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

ЖМП 12 декабрь 2012 /  19 декабря 2012 г. 01:00 Третьяковка приглашает... в храм Храм Святителя Николая в Толмачах — уникальный образец соработничества Церкви и музеев. Пройдя долгий путь налаживания этих зачастую сложных и болезненных отношений, он стал первым в России храмом художественной галереи, объединив в себе молитву и бережное отношение к бесценному культурному наследию. Поэтому отмечаемое в эти дни 20летие его второго освящения стало большим культурным событием в жизни Русской Православной Церкви и Третьяковской галереи. О своем приходе, о многолетнем опыте служения рассказывает настоятель храма протоиерей Николай Соколов. — Отец Николай, в дискуссиях о церковно-государственных отношениях, которые особенно обострились в последний год, я неизменно привожу в пример новейшую историю храма в Толмачах. Многие кардинальные решения в выстраивании этих отношений были приняты уже 20 лет назад, но споры, а порой и обвинения не утихают. — Начну с самого главного. Наш храм действительно уникальный. Сейчас это действующий, открытый для всех храм-музей. 20 лет назад я стал первым в России священником, получающим зарплату из госбюджета за свое служение, но, конечно, не как священник, а как заведующий отделом Третьяковской галереи. Наш храм имеет статус двойного подчинения: будучи государственным музеем, он в духовном плане подчиняется Патриарху Московскому, а по светской линии — Министерству культуры. Он не принадлежит Церкви, это помещение музея, музейный зал. Поэтому мы каждую службу согласовываем с дирекцией музея, но нам никогда не препятствуют. С восьми утра по музейному режиму храм открывается и, пока мало посетителей, в нем проходит богослужение, на которое прийти может любой желающий. Правда, следует учитывать, что проход у нас через пост полиции и рамку металлоискателя и подземный переход, к тому же верхнюю одежду придется оставить в гардеробе. А в 12 часов дня начинается экспозиция. Храм также открыт для всех, но войти в него можно уже только через музей, оплатив входной билет. В экспозиционное время нельзя зажигать свечи. К тому же у нас — специальное кондиционирование воздуха, за микроклиматом внутри храма постоянно следят датчики. Ведется видеонаблюдение. Нам дается два дня в году для ночных бдений — это Пасха Христова и Рождество. Староста прихода (сотрудник музея) договаривается о таком расписании с администрацией. Отмечу, что все работники храма также сотрудники музея.

http://e-vestnik.ru/church/tretyakovka_p...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Капризные иконы» Наталии Гончаровой и религиозные портреты Павла Корина 20.10.2014 887 Время на чтение 14 минут В прошлом году в Третьяковской галерее одновременно проходили две выставки: «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» и «Павел Корин. " Реквием " . К истории " Руси уходящей " ». Впечатлениями от увиденного, рожденными контрастом работ двух художников, делится с читателями портала профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин. В прошлом году в залах Третьяковской галереи встретились нежданно-негаданно две выставки: «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» и «Павел Корин. " Реквием " . К истории " Руси уходящей " ». Первая выставка - громкая и «кассовая», вторая - задвинутая в дальний угол, так что ее немудрено было и мимо пройти... Поэтому сразу обе экспозиции посмотрели совсем не многие. Между тем, эмоциональный заряд от контраста велик, и необходимо время, чтобы о нем поведать беспристрастно . Религиозные сюжеты - отнюдь не центральная тема творчества Наталии Гончаровой (1881-1962), и не их трактовкой она завоевала известность. Гончарова - художник-авангардист декоративного направления, тонкий колорист. Но полотна на религиозные темы - заметная часть ее наследия, и именно собранные вместе они заявляют о себе достаточно громко. Собственного стиля, устойчивых установок в трактовке религиозных сюжетов у Гончаровой нет - как нет у нее вообще единого узнаваемого стиля: всё увлечения, иногда минутные, всё эксперименты... Диапазон трактовки иконописных мотивов у Гончаровой широк. В бессарабских эскизах (росписи церкви с. Кугурешты) ей удается каким-то образом, сохраняя аллюзии на свои примитивистские опыты, избежать конфронтации с привычной иконописной стилистикой своего времени, тогда как другие работы (в частности, кажущиеся ироническими или саркастическими иллюстрации к Книге Бытия, лубочная «Троица») смотрятся как откровенно эпатажные... В отношении того, что в ее конкретную эпоху считалось «церковной выразительностью», что так или иначе связывалось с понятиями священного, сакрального, многие полотна Гончаровой volens-nolens оказываются некоторым вызовом, даже формой десакрализации почитаемых образов и вероучительных смыслов. Не приходится удивляться, что когда Гончарова в Москве выставила в 1912 году своих «Евангелистов», выставку тут же закрыли... И это решение можно понять. Возмущались ведь не только синодальные чиновники...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святыни трех народов в Киеве 30.07.2008 399 Время на чтение 4 минуты 28 июля 2008 года, в дни празднования 1020-летия Крещения Руси на Украине, на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника открылась уникальная выставка " Православная икона России, Украины, Беларуси " . В экспозиции - более 80 икон XIV- XIX веков. Развиваясь в разных исторических условиях, русская, украинская и белорусская иконопись обрела национальное своеобразие и стала выдающимся явлением в культуре каждой из стран. Икона - душа народа, в ней находят отражение традиции, нравы, быт, которые своими корнями уходят в глубину веков. Это - целый мир, объединяющий православные народы. На протяжении столетий именно икона и приверженность к православной вере являлись консолидирующим началом, поддерживающим устремление отстоять свое национальное самосознание, язык, культуру, вопреки конфессиональным противостояниям, историческим и политическим факторам. Каталог выставки открывается приветствиями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, предстоятеля Украинской Православной Церкви, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии Филарета. Каталог выпущен на русском, украинском и белорусском языках. В мае нынешнего года, когда в трех странах праздновались Дни славянской письменности и культуры, эта выставка открылась в залах Третьяковской галереи. Теперь, после Москвы, ее показывают в Киеве (с 29 июля по 14 сентября 2008 года), а потом - в Минске (с 29 сентября по 9 ноября 2008 года). Организаторам международного проекта - Государственной Третьяковской галерее ( Москва , Россия), Национальному Киево-Печерскому историко-культурному заповеднику (Киев, Украина ) и Национальному Художественному музею Республики Беларусь (Минск) - в первую очередь представляется важным показать общие для трех культур иконографические изводы: " Богоматерь Владимирская " , " Богоматерь " Одигитрия " , " Богоматерь Ильинская (Черниговская) " , " Успение " ...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Матушки мои! РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98402.html 05 декабря 2012 Матушки мои! Источник:  http://www.aif.ru/ Аргументы и факты Одна коллега-журналистка, дочь известного священника, приветствуя выход книги " Матушки " Ксении ЛУЧЕНКО, делилась с друзьями самым сокровенным ощущением своей жизни: " Быть членом семьи священнослужителя – невероятный труд. Ты всегда на виду. И спрос с жён, детей, родителей служителей Церкви особый. На тебя постоянно обращают внимание прихожане: в чём одет, как общаешься, с кем поздоровался и с какой интонацией. Если другому простят не слишком вежливое обращение – устал, мол, человек, то с тебя спросят полной меркой " . Так кто же они, жёны священников? " СтоЛИЧНОСТЬ " публикует выдержки из книги, вышедшей в издательстве " Никея " в этом году. Светлана Соколова Завсектором Третьяковской галереи. Окончила Консерваторию им. Чайковского. Супруга протоиерея Николая Соколова, настоятеля храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Трое детей. " С отцом Николаем мы встретились, когда мне было 18 лет... А поженились уже на стадии окончания консерватории. То есть сначала было 7 лет совместной учёбы и дружбы. Примерно за полгода до нашего венчания мама отца Николая спросила меня: " Светочка, я знаю, что вы с Коленькой любите друг друга. А если он вдруг станет священником? Ведь ты же знаешь, что это его мечта... " А в те годы (1970-е гг.) решиться стать женой священника было действительно непросто. Я ей ответила: " Мне всё равно " . Она: " Ты знаешь, что Коленьку могут и в деревню послать служить, у нас ведь судьбы разные " . А мне это действительно было всё равно, я не лукавила. Так и по сей день – лишь бы с ним. Когда любишь человека, тебе могут расписать, какие бывают сложности, но это абсолютно нестрашно. Конечно, я не могла предположить, что буду матушкой. Но меня это абсолютно не пугало " . Олеся Николаева Поэт, прозаик, преподаёт в Литинституте им. Горького, член Союза писателей. Муж – протоиерей Владимир Вигилянский, долгие годы руководитель пресс-службы патриарха, трое детей.

http://religare.ru/2_98402_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010