Бывший воеводич, с большими связями среди польской и русской знати, лично известный самому королю, он был принят в Варшаве с уважением и, когда на сейме зашла речь об избрании митрополита, православные депутаты тут же избрали на этот важный пост его самого. Король и патриарх Кирилл Лукарис утвердили это избрание, и в 1633 году Могила был посвящен во Львове. В Киеве его встретили с большим торжеством и радостью. Митрополит Исайя не хотел было уступать ему своего места, выставляя на вид незаконность его поставления при живом предместнике, но после долгих пререканий должен был поневоле оставить митрополию; остаток своей жизни он провел в безвестных монастырских подвигах († 1640). Во время своего святительства Петр Могила оказал православной церкви большие услуги; он неоднократно заступался за православных людей и права церковных учреждений пред правительством, несколько раз заставлял последнее подтверждать постановления сейма 1632 года о правах православия, заботился о восстановлении памятников православной древности – богато украсил Печерскую лавру, восстановил из полного почти разорения отнятый им у униатов Софийский собор, древний Выдубецкий монастырь, церковь Спаса на Берестове, церковь трех святителей и один придел Десятинного храма, находившегося под землею в развалинах, при этом обрел мощи святого князя Владимира, кроме того, писал и издавал сочинения в защиту православия, исправлял церковные книги и заботился об усилении в православной церкви просвещения. Преобразование Петром Могилой киевской школы Получив широкое западное образование, Могила был недоволен прежним образованием православных братских школ с его греческим характером и одним средним курсом обучения. Еще будучи печерским архимандритом, он захотел открыть у себя в монастыре новую школу, латинскую и с высшим курсом, по образцу иезуитских коллегий, и для этого собрал около себя несколько ученых наставников, отчасти из молодых людей, получивших на его счет образование на западе, каким был Иннокентий Гизель, родом из польской Пруссии, в Киеве принявший православие и монашество, отчасти – из ученых разных братств, какими были Сильвестр Коссов, Исайя Трофимович Козловский и другие; но православные киевляне и сам митрополит Исайя с епископами и духовенством стали уговаривать его не делать этим подрыва прежней братской школе, после чего в 1632 году он соединил новооткрытую печерскую школу с братской и принялся преобразовывать последнюю по своей мысли в высшее заведение с принятым на западе латинским курсом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Theophanes Cerameus, О втором пришествии Христовом, PG 132, 395–412. Григорий Палама , О втором пришествии Христовом, PG 151, 47–64. Антология византийских литургических текстов, повествующих о Рае, см. Archidiacre Denis, Fleurs de Paradis, Roma 1976. Человеческое сообщество Авва Исайя, Logos 30, франц. пер. Etiolles 1970, с. 281 слл. (Пимен и его братия: условия совместного мирного жития). Соловьев В., Оправдание добра III, И, 1–2, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 249–256. Бердяев Н., Русская идея, Париж 1946, гл. 3: Человек и гармония мира, с. 7487; гл. 5: Социальная тема, с. 101–130. Церковь Иоанн Златоуст, Восемь катех. па крещение III, 16, SC 50 bis (1970), с. 160 слл. Старец Зосима (S 1833), в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 87–90. Соловьев В., Оправдание добра III, XIX, 8, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 471 слл. Хомяков А.С. в кн.: Spidlik, T. I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 332 слл. Божья Матерь Corpus Marianum Patristicum, collegit S. Alvarez Campos, Burgos 1970 слл. Общежительное монашество Василий Великий , Великое правило 7, 24, 35, 37, 42. Авва Исайя, Logos 5, франц. пер. Etiolles 1970, с. 76–85. Кассиан, Трапеза 20, SC 64 (1959), с. 37–55 (о жизни кеновитов и отшельников). Мартирий Садонский, Книга совершенства I, 4, CSCO 201, Syri 87, с. 119138 (о пользе общинного жития для начинающих). Дружба Кассиан, Трапеза 16, SC 54 (1958), с. 221–247. Иоанн Златоуст , О священстве I, PG 48, 623 слл. Иноческий устав св. Василия, гл. 29–30, PG 31, 1417 слл. Семья Иоанн Златоуст, Молодой вдове. О единобрачии, SC 138 (1968). Авва Исайя, Logos 25 франц пер. Etiolles 1970, с. 202–203 (слово к замужней молодице). Симеон Новый Богослов , Катех. 7, SC 104 (1964), с. 48–84 (о безудержной любви к родным). Светская власть Иоанн Златоуст , О статуях 6, 1, PG 49, 81 слл. (о пользе почитания властей, предержащих) Феофил Антиохийский , Три послания к Автолику I, 1, SC 20 (1948), с. 8285 (отношение к императору: «я окажу почести... но не поклонюсь ему»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

4. Из ветхозаветной Церкви, члены которой заражены грехами, Бог сохраняет во все времена «Шеар» — Остаток. Это те, кто остались верны Ему и стремятся жить по Его заветам. Они образуют ядро будущего народа Божия. 5. Пр. Исайя первый из пророков-писателей совершенно определенно говорит о Мессии как о Личности . Он предрекает политический упадок дома Давидова, из которого после всех испытаний произойдет «Отрасль», Помазанник Ягве. С Его приходом земля обретет утраченный человеком Едем. Таким образом, центральными темами учения пр. Исайи являются святость и спасение Божие, совершающееся через Его Помазанника. Поэтому Отцы Церкви называли Исайю не только пророком, но и «апостолом» и «евангелистом». Вопросы для повторения 1. Каковы особенности происхождения Кн. пр. Исайи? 2. К каким общественным кругам принадлежал пророк? 3. Где он родился, жил и проповедовал? 4. Чем характеризовалось политическое положение его эпохи? 5. С какими событиями связано 1-е мессианское пророчество Исайи? 6. Когда пала Самария? 7. Почему пророк выступал против военных коалиций? 8. Чем отличалась позиция пророка во время 1 и 2 походов Синахериба? 9. Охарактеризуйте литературные особенности писаний пророка. 10. Каковы основные темы его богословия? Приложение: Легенда о мученической кончине пр. Исайи Эта легенда была известна уже христианским писателям первых веков (Тертуллиану, Оригену, свт. Епифанию). Текст апокрифа был впервые опубликован в Оксфорде Лоренсом (1819) на эфиопском языке. Сохранились также греческий и латинский переводы. По мнению большинства библеистов, апокриф возник в иудейской среде I–II века по Р.Х. и впоследствии подвергся христианской обработке. Исторической ценности он не имеет, но дает представление о легендах, которые складывались в древности вокруг личности великого пророка. Английский перевод апокрифа дан в антологии Роберта Чарлза «Апокрифы и псевдэпиграфы» (Oxford, 1973, p. 159–162). В апокрифе рассказывается, как во дни Манассии царские слуги схватили Исайю и пытали его, заставляя отречься от произнесенных им пророчеств. Поскольку Исайя остался тверд, его предали пыткам и распилили надвое деревянной пилой. Умирая в муках, пророк «не кричал и не плакал, — читаем мы в апокрифе, — ибо уста его говорили с Духом Святым». §5 Пророк Исайя (продолжение)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И тут же было открыто, на какое пророческое поприще возводится Исайя. Ему предлежало прежде всего обличать нечестие и изрекать Божественные приговоры нечестивым: «иди рцы людем сим: слухом услышите и не уразумеете... одебеле бо сердце людей сих... опустеют гради... и земля останется пуста... и паки буде в расхищение». Однако же эта печальная сторона пророческого его поприща покрывалась радостным назначением ему благовествовать грядущее за всегубительством спасение от Святаго Семени, т. е. обетованного Христа как в собственном Его лице, так и в Его соучастниках – праведниках: «как от теревнифа и дуба, когда они срублены будут, остается основание (пень – семя, надежда восстановления): так семя свято стояние его (Израиля или Церкви)». Само Божественное слово обличения и осуждения на растление земли сопровождается победным славословием небожителей: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его». И всё это видение Исаии, по своему существу, было не что иное, как открытое видение славы Христа Спасителя мира, в котором одном существенно сияет слава Божия ( Евр.1:2,3 ), и торжественное вступление пророка к пророчественно-евангельским глаголам о Нем (см. Ин.12:41 ). Из той и другой стороны пророческого поприща Исаии необходимо вытекает, и потому само собою здесь подразумевается – назначение его – утешать, вразумлять, увещевать сынов Церкви. После сего-то пророк, в продолжении довольно великого периода времени от Осии до Манассии, – иногда, по требованию разных внешних обстоятельств 6 , иногда же по внутренним только возбуждениям 7 , всегда по непосредственному повелению и внушению Божию 8 изрекал и писал божественные откровения. Особенно-поразительные случаи, в которых Исайя действовал, как чрезвычайный Божий посланник, – были нашествие Сеннахирима, войско которого было ангелом истреблено, по предречению Исаии, при осаде Иерусалима, и смертельно-тяжкая болезнь царя Езекии, который выздоровел, по удостоверению в сем пророка чрез чудесное возвращение солнца на десять степеней. Описание сих событий присоединено также к пророчествам Исаии 9 . Таким образом наконец и составилась целая книга пророчеств Исаии 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Ираклий (1796–1880) — иеромонах, духовник Александро–Невской лавры — 206, 224, 237 Иринарх, подъэконом Александро–Невской лавры — 178 Исаак — библейский патриарх, сын Авраама и Сары, отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен Израилевых — 327 Исаев, доктор — 186 Исайя, архимандрит — Исайя (Булин Иван) (1828–1896) — послушник в Александро–Невской лавре (с 1846 г.), иеромонах (с 1865 г.), архимандрит (с 1871 г.) Крестовой митрополичьей церкви, наместник лавры (с 1890 г.) — 129, 131, 135, 138, 141, 156, 163, 171, 175, 176, 181, 192, 210, 217, 218, 220, 223–225, 232, 235, 240, 241, 286, 289, 291, 295, 302, 311 Исайя, отец из новгородского Юрьевского монастыря — 159, 163 Исеев Петр Федорович (1831–?) — конференц–секретарь Академии художеств (1868–1889); действительный статский советник — 108, 110, 113, 114, 115 Исидор, митрополит Петербургский, владыка — Исидор (Никольский Яков (Иаков) Сергеевич) (1799–1892) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1825), магистр (1826); архимандрит и настоятель мценского Петропавловского монастыря (с 1829 г.); ректор Орловской (с 1829 г.) и Московской (с 1833 г.) Духовных семинарий; настоятель Заиконоспасского монастыря (с 1833 г.), епископ Дмитровский (с 1834 г.), викарий митрополита Филарета (с 1834 г.), епископ Полоцкий (с 1837 г.) и Могилевский (с 1840 г.), архиепископ (с 1841 г.), экзарх Грузии (1844–1856) и митрополит (с 1856 г.); митрополит Киевский (1858–1860), Новгородский, Петербургский и Финляндский (1860–1892); священно–архимандрит Александро–Невской лавры; первенствующий член Святейшего Синода (см.: Каргопольцов И. Н. Высокопреосвященный Исидор, митрополит Нивгородский, С.-Петербургский и Финляндский. СПб., 1894 и др.) — 72, 80, 81, 82, 84, 90, 94, 109, 111, 115, 116, 125, 126, 62, 139, 160, 163, 164, 166, 167, 169, 171, 178, 179–180, 182, 188, 192, 194, 196, 197, 198, 201, 203, 205, 207, 209, 217, 234, 238, 239, 268, 278, 311, 312, 314, 317 Исидор Пелусиот — святой; ученик Иоанна Златоуста, пустынник, автор посланий — 136, 167, 171

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Кроме того, ты должен помнить наш уговор не стараться объяснить законами природы то, что выше природы, и логикой – то, что выше ее. Если же, допустим, это будет оставлено, объясни мне тогда ты, как Моисей сделал, что ваши отцы перешли Чермное море; как он источил из камня столько воды, что все люди напились (см. Исх.17:6 ); как кивот, носимый священниками, был переправлен через реку Иордан посуху (см. Нав.3:16 ); отчего сотряслись стены Иерихона (см. Нав.6:16 ); как Елисей милотью рассек Иордан, так что разделились воды, отступив туда и сюда, и он посуху его перешел (см. 4Цар.2:14 ). Исходя из законов природы, как сказать, что это такое? Никак. Если это превыше естества, то и то не по законам природы. Ваше же непослушание хорошо обличил великий в речах Исайя, говоря: «Весь день простирал я руки мои к людям непокорным и прекословящим» ( Ис.65:2 ). Вы ведь ко всем явным и истинным пророчествам о Христе безумным образом относитесь, уклоняясь от путей выровненных и с обрыва многократно себя низвергая более, чем другие, к настоящему времени. Однако же вернемся немного назад и постараемся понять смысл изречений пророка, и о ком в них идет речь. «Продолжал, – говорит он, – Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога своего в глубине или в высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и искушать Господа. Тогда сказал Исайя: потому Сам Господь даст вам знамение: вот, Дева во чреве зачнет и родит сына, и нарекут имя ему Эммануил. Коровье масло и мед съест, прежде чем начнет разуметь или изберет злое, изберет доброе; потому что прежде, нежели Ребенок сможет отличать добро от зла, он отвергнет злое и изберет доброе» ( Ис.7:10–16 ). Еще раз, сначала понемногу прочтя, подумаем: «Продолжал Господь говорить к Ахазу и сказал: проси себе знамение от Господа Бога своего в глубине или в высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и искушать Господа». Итак, прежде всего надо разобраться, какова причина ослушания Ахаза, ведь он не захотел выполнить Божье повеление. Мы уже говорили, что человек, пожив в суете и безумии, доверившись лжепророкам, прорицателям и подобным им обманщикам, не устрашился пренебречь божественными заповедями. Понося его пренебрежительность, равно как и бесстыдство, Исайя сказал: «Потому Сам Господь даст знамение», – то есть Господь, пославший меня к тебе, скверному и злочестивому, надругавшемуся над божественными заповедями. Да не возомнишь ты, что я послан к тебе как к достойному, ибо ты далек от того, чтобы быть таким, так что не тебя ради я послан, но ради дома Иуды и всех сыновей Израиля. «Потому Сам Господь даст вам знамение: вот, дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Эммануил».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Кончивши дела в Москве Исайя отправился в Киев и, как некоторым образом обязавши архимандрита, получил от него высшую должность, сделан наместником приписного к печерской лавре трубчевского чолнского монастыря. Прибывши на свое воеводство Исайя начал распоряжаться по казачьему: на землях своего монастыря завел две слободки, населивши их вольными малороссийскими людьми; одну назвала в честь архимандрита Романовкой, другую в свою честь Исаевкой. Соседние помещики с ужасом посматривали на этого новаго воителя. Кто провинился немного, он наезжал с своими людьми и разорял все до остатка. Однакож не долго дали ему вольничать. 31 октября 1732 г. его взяли в Тайную канцелярию. В инструкции посланному за ним сержанту наказано было: «если он приедет к монастырю днем, то не доезжая верст за пять остановиться секретно у кого может, а потом приехать в монастырь ночным временем и взять Исайю, обыскавши все его письма и бумаги». Поводом к аресту было то, что живя в Москве он хаживал к Маркеллу, с которым знаком был еще по Киеву и там встречался с Аврамовым; – бывал не один раз у троицкого архимандрита Варлаама; имел разговоры с Аврамовым и Родышевским о новгородском архиерее. «Однажды, как он был на троицком подворье в келье архимандрита Варлаама – а в то время были тут Аврамов и другие человек с десять из духовнаго и мирскаго чина, которые дожидались приезда архимандрита из дворца – в это время неведомо с чего Исайя разговорился с Аврамовым о Родышевском, что он страждет за доношение на новгородскаго архиерея, и в разговоре прибавил: мы обхождение Феофана знаем, и как он в Риме был, да и к нему архиерею от папы римскаго письма бывали – здесь только ничего не знают. А о Родышевском что толковать, хоть напрасно, хоть не напрасно страждет – не освободить: он-де архиерей человек сильный». Это дошло до Феофана: – показал келейник Варлаамов, расстрига Осип. Исайю держали в крепости около трех лет; но ни за ним, ни от него не узнали ничего больше. Наконец 4-го сентября 1735 года Кабинет порешил отправить его в Синод для ссылки в дальний монастырь; а бумаги и письма возвратить, потому что важности в них никакой не явилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Иоанн Гликис, принимая патриаршество, по его словам, уповал, что благодать Божия, даруемая в архиерействе и «недугующая врачующая», поможет ему избавиться от его долговременной болезни. Но Богу неугодно было явить своего милосердия над ним, как сознается сам он. Болезнь его, говорим, от трудов, соединенных с должностью патриарха, увеличилась. «Как пиявка какая, – говорит патриарх в своем духовном завещании, – не перестает она высасывать соки из моего тела и мало-помалу обеими, как говорят, руками переводит мое имущество в карманы врачей, как будто в свои кладовые.Лечась, мы, по пословице, только толкли воду». Гликис нуждался в покое – и получил его 608 . Иоанна Гликиса на патриаршей кафедре сменил Герасим, который правил Церковью только один год (от апреля 1320 до апреля 1321 года) и не был ничем замечателен 609 . По смерти Герасима, Византийская церковь , как это нередко случалось, в продолжении двух лет и семи месяцев остается без архипастыря. Преемником Герасима сделался престарелый Исайя (1323–1333). Исайя обладал столь незначительными достоинствами и имел так много недостатков, что представляет собой весьма нерадостное явление в истории Константинопольских патриархов. До возведения на патриарший престол Исайя был простым монахом на Афонской горе. Образования у него не было никакого, даже нравственные качества его представлялись сомнительными, так как «многие смело и громко обвиняли его во многом». Очевидно, что избран был он в патриархи единственно потому, что надеялись видеть в нем человека, от которого правительство не могло ожидать себе сопротивления ни в чем 610 . Но и в этом отношении императору Андронику Старшему пришлось впоследствии разочароваться. Подобно патриарху Герасиму, Исайя, в междоусобной борьбе царя Андроника и его внука и наследника Андроника Младшего принимает сторону этого последнего, к великому огорчению императора. Андроник Старший, раздраженный непослушанием и безобразным поведением своего внука, хотел запретить в церквах молитвенное возношение имени непокорного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Итак, книга Исайи состоит из трех очень разных частей. Помимо этого, более пристальное рассмотрение первой части (главы 1-39) позволяет обнаружить в ней тексты, литературно трудно вписывающиеся в Перво-Исайю. Например, «большой апокалипсис» (гл. 24-27), «малый апокалипсис» (гл. 34-35), а также другие отрывки, как, например, текст об окончательном примирении всех народов с Израилем (2:1-5: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы… ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима…»). Книга Исайи, и прежде всего Перво-Исайя – собрание собраний текстов. Для примера обратим внимание на 1-ю главу. 1:1. Первый стих служит введением. «Видение Исайи, сына Амосова, которое он видел об Иудее и Иерусалиме во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей Иудейских». «Видение», упомянутое здесь, состоится только в 6-й главе, где рассказывается о призвании Исайи в иерусалимском Храме. 1:2-3. В этих стихах говорится о неблагодарности Израиля («…а Израиль не знает, народ Мой не разумеет»). Имеется в виду царство Иуды со столицей в Иерусалиме или царство Израиля со столицей в Самарии? 1:4-9. Эти стихи провозвещают национальную катастрофу (1:8: «И осталась дщерь Сиона как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город»). Вероятно, говорится о нашествии ассирийцев в 701 г. до н.э. 1:10-17. Звучат обвинения в формальном ритуализме и суевериях «князей Содомских» и «народа Гоморрского» (1:10). Содомом и Гоморрой здесь в насмешку называется царство Иуды. 1:18-20. Народ призывается к обращению для получения прощения от YHWH. 1:21-27. Эти стихи – скорбный плач об Иерусалиме и об Израиле. 1:27-31. После объявления «Сион спасется правосудием и возвратившиеся [из плена] – правдою» (1:27), что напрямую связано с вавилонским пленом, следует язвительная критика в адрес отступников, практикующих языческие культы (1:28-31). На этом примере нетрудно увидеть, что Перво-Исайя – это своего рода «лоскутное одеяло» из многих пророчеств.

http://bogoslov.ru/article/4637348

4 Винниченко Владимир Кириллович (1880–1951) – украинский писатель, политический и общественный деятель. С декабря 1918 г. по февраль 1919 г. был председателем Директории Украинской Народной Республики – органа государственной власти на Украине, проводившего социалистические преобразования. В 1920 г. занимая пост председателя Совнаркома Украинской Социалистической Советской Республики. В том же году эмигрировал. Точное название романа Винниченко – «Честность с собой». 5 Преподобный (прп.) Серафим Саровский ( 1833) – величайший подвижник, один из наиболее почитаемых русских святых. Подвизался в Свято-Успенском Саровском монастыре; основал близ Сарова Дивеевскую мельничную общину – будущий Свято-Троицкий Дивеевский женский монастырь, названный впоследствии его именем. Память совершается 2/15 января и 19 июля/1 августа. 6 Игумен Пахомий – седьмой настоятель Свято-Успенского Саровского монастыря (1777–1794). Именно при нем, в 1778 г., в обитель пришел на жительство Прохор Машнин, будущий всемирный светильник преподобный Серафим Саровский . Во время настоятельства Пахомия Прохор Машнин был пострижен в монахи с именем Серафим, рукоположен во иеродиакона и затем во иеромонаха. 7 Иеромонах Исайя (в миру – Илья Гаврилович Зубков; 1741–1807) поступил в Саровскую пустынь в 1770 г. послушником, пострижен в монашество в 1772 году, в том же году рукоположен во иеродиакона, в 1777 г. – во иеромонаха. В 1794 г. о. Исайя стал восьмым строителей пустыни. Старец Исайя долгое время был духовником прп. Серафима; после смерти старца преподобный взял на себя подвиг молчальничества. 8 Имеется в виду Ольга Владимировна Обухова, в монашестве Анна (1866 – ок. 1959). В течение долгаго времени она была духовный другом и помощницей митрополита Вениамина. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии владыка, тогда еще иеромонах, жил в доме Обуховой и служил домашним учителем ее детей. О. В. Обухова была духовной дочерью архиепископа Феофана (Быстрова) . В 1917 г. ее муж С. Н. Обухов был назначен вице-губернатором Чернигова. В 1920 г. он умер от тифа. В том же году Ольга Владимировна эмигрировала, дочь Нина осталась в советской России. Находясь в Константинополе, О. В. Обухова узнала, что ее сын Николай расстрелян большевиками. За границей О. В. Обухова приняла монашеский постриг с именем Анна, стала духовной дочерью владыки Вениамина. Когда владыку назначили экзархом Московской Патриархии в Америке, монахиня Анна отправилась с ним за океан. И вместе с митрополитом Вениамином в 1948 г. она вернулась в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010