...Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение... (прп. Макарий Египетский , 66, 272–273). Лишаются же благодати и гибнут по двум причинам: или потому, что не переносят терпеливо постигших скорбей, или потому, что, усладившись греховными удовольствиями, предаются им (прп. Макарий Египетский , 66, 274). Нередко благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле. Но вместе пребывает в человеке и грех, и в обольщение вводит ум (прп. Макарий Египетский , 66, 352–353). Источник. ...Присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека... (прп. Макарий Египетский , 66, 355). Источник. Иные в такой мере упокоеваются благодатью Божиею, в какой могут владеть собою и не уступать над собою победы живущему в них греху (прп. Макарий Египетский , 66, 412). Источник. ...Нисходящая благодать через очищение внутреннего человека и ума совершенно отъемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отревает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с тою целью, чтобы душа сделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и невозбранно взирала на славу истинного света (прп. Макарий Египетский , 66, 412). ...Вкушение Божией сладости выше всякой сытости (прп. Макарий Египетский , 66, 419). Источник. В ком благодать пребывает, в том делается как бы чем-то естественным и неотъемлемым; будучи единою, она различными образами, как ей угодно, домостроительствует в человеке к его же пользе (прп. Макарий Египетский , 66, 424). Источник. ...Ожидающему от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца своего, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды (прп. Макарий Египетский , 66, 445). Источник. ...Благодать требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала в себе достойные плоды (прп. Макарий Египетский , 66, 456). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

624 ...желаше бо от Бога Юрьи за святыя церкви... кровию внчатися, и по его желанию еже и бысть. – Юрий Иванович Замятнин погиб 28 июня 1521 г. в битве с крымскими татарами Мегмет-Гирея на реке Оке, неподалеку от Серпухова. Крымцы напали на русское войско внезапно, сумев скрытно переправиться через реку; среди погибших были и воеводы, в том числе и Ю. И. Замятнин. 625 ...по 4 кафизмы, да по два кануна переменные... да иефимонъ, да полунощницу... – Кафизма – название каждого из 20 разделов Псалтыри. Канон (канун) – богослужебное песнопение, состоящее из девяти песен, в честь церковного праздника или в похвалу святого. Ефимон (мефимон) – великое повечерие (павечерница), церковная служба. Полунощница – церковная служба, которая первоначально совершалась в полночь, а позднее – в любой час перед утреней или вместе с нею. 626 ...книгъ... много преписалъ, иже и донын въ обители Пречистой, в Осифов монастыре... – Согласно описи 1545 г. в библиотеке Иосифо-Волоколамского монастыря хранилось 13 рукописей «письма Фотеева». Большая часть созданных им рукописных книг имеет богослужебное содержание, однако в составе сборников Фотия имеются «четьи» произведения: Повесть о Евстратии, Прение Живота и Смерти, Хронограф русский и др. См. подробнее: Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 25, 28, 29, 31, 32, 34, 40. 627 ...прихожаше святая четыредесятница и святая Страстьная неделя... – Четыредесятницей называют Великий пост , установленный в подражание Моисею и Иисусу Христу, которые 40 дней постились в пустыне. Страстная неделя – последняя неделя Великого поста, посвященная воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа. 630 Старца Фотея ученикъ Исайя повда. – Исайя Ртищев был одним из последних учеников старца Фотия Волоцкого. Род Ртищевых происходил из Раховского стана Волоцкого уезда и имел постоянные контакты с Иосифовым монастырем. Отец Исайи – Ртище Васильев, сын Александров, неоднократно упоминается в актовых материалах Иосифо-Волоколамского монастыря. Исайя Ртищев (в миру – Сидор, или Исидор) постригся в монастыре Иосифа в 1532–1533 гг. и дал за собой игумену Нифонту Кормилицыну сельцо Ивашево «са всем, что к тому сельцю истарины потегло». До Исайи в монастыре постриглись его братья – Иона, Федор, Даниил и Ермолай. Исайя Ртищев пришел в монастырь в зрелом возрасте, ибо во вкладной записи упоминаются его жена и дети. Инок Исайя был близок к игумену Гурию Руготину, который в 1555 г. стал архиепископом Казанским, а Исайю назначил своим казначеем и увез с собою в Казань. Последние известия об Исайе Ртищеве относятся к 1558 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вступление Евреев в землю Ханаанскую. После Моисея вождем Еврейского народа был Иисус Навин. Бог помог ему завоевать землю Ханаанскую, которую он разделил на двенадцать частей, по числу колен народа израильского. После смерти Иисуса Навина Евреями управляли судьи, а потом цари, из которых особенно был замечателен царь Давид. Царь и пророк Давид. Давид был благочестивый царь. Он любил Бога всем сердцем и всей душой и прославлял Его в псалмах или в священных песнопениях. Столицей своего царства Давид сделал город Иерусалим и построил в нем великолепную скинию, в которой совершалось Богослужение. В награду за благочестие Бог обещал Давиду, что из его рода произойдет Иисус Христос – Спаситель мира. Пророки. Во времена царей Бог посылал Евреям пророков, которые учили их Закону Божию, обличали их за худые дела и предсказывали будущее, особенно об Иисусе Христе. Илия. Израильтяне забыли истинного Бога и поклонялись идолам. Для вразумления их Бог послал пророка Илию. Илия предсказал, что за нечестие Бог накажет Израильтян бездождием и голодом. Так и случилось. Три года и шесть месяцев не было ни дождя, ни росы, и настал великий голод в земле Израильской. Илия жил у одного ручья, из которого брал воду, а вороны приносили ему хлеб и мясо. Когда ручей высох, Илия отправился в город Сарепту. Там он увидел одну вдову, которая собирала дрова. Он попросил у нее хлеба. Вдова сказала, что у нее нет хлеба, а есть только немного муки в кадке и немного масла в кувшине. «Я сделаю себе с сыном хлебец, съедим его и умрем». Илия сказал ей: «Не бойся, сделай прежде мне небольшой хлебец, а потом сделаешь себе с сыном. Так говорит Господь Бог: мука и масло у тебя не будут убавляться до тех пор, пока Господь не пошлет дождь на землю». Действительно мука и масло не убавлялись у нее во все время голода. Пророк Илия за благочестивую жизнь был взят живым на небо. Явилась огненная колесница и огненные кони, и Илия понесся в вихре на небо. Пророк Исайя. Исайя видел Бога, сидящего на престоле. Вокруг Него стояли Серафимы, которые пели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Потом Исайя услышал голос Божий, который повелел ему идти и проповедовать Иудеям Слово Божие. Исайя послушался Бога и начал проповедовать. Особенно ясно Исайя предсказывал об Иисусе Христе, что Он родится от Давида, будет творить чудеса и пострадает за грехи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

623 По смерти Герасима, Византийская церковь , как это нередко случалось, в продолжении двух лет и семи месяцев остается без архипастыря. Преемником Герасима сделался престарелый Исайя (1323–1333). Исайя обладал столь незначительными достоинствами и имел так много недостатков, что представляет собой весьма нерадостное явление в истории Константинопольских патриархов. До возведения на патриарший престол Исайя был простым монахом на Афонской горе. Образования у него не было никакого, даже нравственные качества его представлялись сомнительными, так как «многие смело и громко обвиняли его во многом». Очевидно, что избран был он в патриархи единственно потому, что надеялись видеть в нем человека, от которого правительство не могло ожидать себе сопротивления ни в чем. 624 Но и в этом отношении императору Андронику Старшему пришлось впоследствии разочароваться. Подобно патриарху Герасиму, Исайя, в междоусобной борьбе царя Андроника и его внука и наследника Андроника Младшего принимает сторону этого последнего, к великому огорчению императора. Андроник Старший, раздраженный непослушанием и безобразным поведением своего внука, хотел запретить в церквах молитвенное возношение имени непокорного. Патриарх же не только воспротивился и не позволял духовенству слушаться в этом случае царской воли, но даже подверг наказаниям тех из духовных лиц, которые считали волю царскую священной. Свое распоряжение, противное намерениям императора Андроника, патриарх объявил в церкви с особенной, необычной торжественностью. Исайя «колокольным звоном созвав великое множество народа, объявил отлучение всякому, кто бы решился не доминать имени Андроника Младшего и отказывать ему в чем бы то ни было, что приличествует царю». Известие о таком странном поступке патриарха глубоко потрясло Андроника Старшего. Он говорил: «Если уж учитель мира так взбесился против нас из видов корысти, обещанной ему моим внуком и, потеряв всякий стыд и совесть, не затруднился сделаться предводителем бунтовщиков, то кто же сдержит направленное против нас движение необузданной черни? Патриарх сделался нашим убийцей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Исайя точно называет время, когда он получил высшее посвящение пророка. Это был год смерти царя Уззии, 742 до Рождества Христова. Из его слов явствует, что в тот момент он находился в святилище, месте, куда допускали лишь избранных. «Я видел, — говорит Исайя, — Господа, сидящего на престоле высоком и вознесенном, и края риз Его наполняли храм. Вокруг Него стояли серафимы, и у каждого было шесть крыл; двумя они закрывали свои лица, двумя — ноги, а двумя летали. Они взывали друг ко другу, говоря: Свят, свят, свят Ягве Воинств! Наполнена вся земля Славой Его! — И от их голосов содрогнулись основания, и Дом наполнился дымом» (Ис 6, 1-6). «Горе мне, я погиб! — пронеслось тогда в сознании Исайи.— Ибо я — человек с нечистыми устами и среди народа с нечистыми устами живу, а глаза мои видели Царя Ягве Воинств…» С детских лет его учили, что созерцание Сущего подобно вхождению в огонь. Смертный и греховный человек не может вынести испепеляющее величие Адоная. Но вот через облака курений к Исайе пронесся пламенный вестник. В его руках угль от жертвенника, и едва он коснулся им уст человека, как все его существо пронизал очистительный огонь. «Кого пошлю Я? Кто пойдет для Нас?» — прозвучал в глубине голос. Исайя не колебался: «Вот я, пошли меня!» И тогда он услышал страшные слова о народе слепом и глухом, народе с черствым сердцем, который отвернулся от Бога. Пророк должен возвещать слепцам волю Ягве, но все будет тщетно, ибо они не станут слушать. И все же Исайя обязан говорить. «Доколе, Господи?» — опечалился Исайя. Ответ звучал как приговор: Пока города не будут разрушены и опустеют, дома останутся без жителей, И земля не обратится в пустыню, пока не удалит Ягве отсюда людей и вся страна станет безлюдной…   Читая рассказ Исайи о видении, превратившем его в пророка, мы невольно задаемся вопросом: как совершилось это прозрение и преображение? Действительно ли Непостижимый принял облик Сидящего на троне, окруженном потоками живого пламени? Скорее всего здесь перед нами попытка воплотить в зримых символах то, что открылось пророку как невыразимая реальность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

103. Богословский-Платонов И. Изъяснение пророчества Исайи об избранном отроке Иеговы, — ПТО, 1850. 104. Бухарев А. (архим. Феодор). О второй части книги пророка Исайи. — ПТО, 1850, с. 79-113 (автор — правосл. богослов, по личным мотивам сложивший с себя сан). 105. Его же. Св. пророк Исайя, М., 1864, с. 90. 106. Введенский А. К кому относится пророчество Исайи о рождении Еммануила? — ТКДА, 1913, с. 185-212. 107. Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии из книги пророка Исайи. М.,М., 1890, с. 349. 108. Властов Г. Пророк Исайя. Вступление и толкование, т. 1-2. СПб., 1898, с. XIII + 460; XIV + 436, под общим заглавием «Священная летопись», т. 5 (автор — правосл. историк и библеист). 109. Волнин П. Мессия по изображению пророка Исайи. Киев, 1908, с. XIV + 476. 110. Григорьев К. Пророчество Исайи о Мессии и Его Царстве. Казань, 1901, с. 332 (автор — правосл. богослов, проф. Казанск. Дух. Акад.). 111. Еврейский религиозный идеал по 60-й главе книги пророка Исайи.— «Виленский Вестник», 1886, 112. Елеонский Н. Пророчество Исайи о Вавилоне. — ЧОЛДП, 1878, 347-359 (автор — правосл. богослов, проф. Моск. ун-та). 113. Его же. Песнь о винограднике. Опыт истолкования 5 гл. пророка Исайи. — ЧОЛДП, 1878, с. 461-485. 114. Изъяснение 53 главы пророка Исайи об Иисусе Христе. — ХЧ, 1832, 316-367. 115. Клаузнер И. Исайя в Библии. — ЕЭ, т. VIII, с. 301-319. 116.. Комментарий на пророка Исайю. — ЧОЛДП, 1878, т. II, с. 153-170. 117. Корсунский И. Как понимать изречение Исайи XXVI, 55? — БВ, 1902, с. 399-464 (автор — правосл. библеист, проф. Моск. Дух. Акад.). 118. Михаил (Лузин), еп. Пророк Исайя и книга его пророчеств. Тула, 1901, с. 86. 119. Муретов М. Раб Божий Иса 52, 13-53, 1 2— БВ, 1917, с. 355-374(ав-тор — правосл. богослов и библеист, проф. Моск. Дух. Акад.). 120. Мышцын В. Раб Иеговы (Исайя XL –LXV1). –БВ, 1905, с. 425-435 (автор — правосл. богослов, проф. церк. права). 121. Никольский Е. Предсказание пророка Исайи о Деве и Еммануиле. М., 1886, с. 181 (автор — впосл. Евсевий, архиеп. Владивостокский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Пророк не только ясновидец любви, но и провозвестник свободы, которая раскрывается в том, что Всемогущий ждет обращения людей Своих. В эпоху греческой тирании, основания Рима и ассирийских нашествий, в отблеске кровавого заката Израиля Осия, последний пророк Север– я ного царства, говорит о Боге, который есть Любовь и ждет от человека ответной любви. И когда Сын Человеческий войдет под кровы отверженных, презираемых и грешных, он напомнит законникам, кичившимся своим благочестием, эти великие слова Осии: «Милосердия хочу Я, а не жертвы…» (Ос 6:6; ср. Мф 9:13; 12:7). Исайя и «бедняки Господни». Иерусалим, 742—735 гг. до Р.Х. Столб дыма над Храмом, зубчатые стены, опоясывающие крепость на холме; крутые выжженные солнцем склоны; волнистая цепь гор замыкает долину. Таким был Иерусалим за восемь веков до Рождества Христова. К тому времени он пережил долгую историю, а впереди его ожидала удивительная судьба. Здесь пересекутся пути многих народов и культур; в течение трех тысячелетий его будут оспаривать друг у друга люди трех материков; к его святыням станут приходить исповедующие три мировые религии. Город Давида и Христа, город Обетования и Евангелия, Иерусалим от самых своих истоков связан со Священной историей. В атмосфере этого легендарного города и вырос первый великий пророк, проповедовавший в Иудее, — Исайя. Как Сократ — детище Афин, так и Исайя неотделим от Иерусалима, дух которого ощущается во всех его проповедях, в его учении о святости Божией, об Остатке Израиля и о Мессии. В биографии Исайи отражена в каком–то смысле история его родного города в ту эпоху. Исайя был призван на служение, когда ему было около тридцати лет, и с тех пор на протяжении почти полувека он оставался духовным отцом Иерусалима, советником царей, неподкупной совестью нации. Исайя по праву должен быть признан одним из крупнейших писателей Израиля. Его монологи дышат огромной эпической силой. Когда мы обращаемся к Книге пророка Исайи в ее современном виде, то должны помнить, что это сборник речей, составленный его учениками. Не все в этом сборнике принадлежит самому пророку, часть написана его последователями. Для того чтобы выделить подлинные проповеди Исайи и расположить их в хронологическом порядке, потребовалась работа нескольких поколений богословов. Для составителей древней антологии важно было прежде всего сохранить учение пророка и его школы. Между тем литературный анализ книги помог восстановить последовательность речей в связи с этапами духовного развития и биографией Исайи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

II. Вторую группу свидетельств составляют те изречения Святого Писания, в которых имеются указания на то, что в Боге именно три лица, но без наименования и различения их . Сюда относятся,прежде всего, описания явления Бога Аврааму в виде трех странников, о чем читаем в книге Бытия (гл. 18:1–3). «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очим свои, свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, Он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего». По толкованию блаженного Августина , Авраам встречает трех, а поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а, поклонившись как бы Единому, исповедал Единого Бога в трех лицах». В этом же смысле понимается данное Богоявление в «Православном Исповедании», в некоторых церковных песнопениях и иконографии Православной Церкви. Другое общее указание на тайну Святой Троицы дается в троекратном воззвании серафимов к Богу: «свят, свят, свят Господь Саваоф» ( Ис. 6:3 ), которое слышал пророк Исайя при избрании его на пророческое служение. Само по себе троекратное «свят», конечно, не заключает в себе мысли о троичности Божией, но если рассмотреть эти слова в контексте речи и в особенности в сопоставлении с параллельными местами Нового Завета, то нельзя не увидеть в них указание на троичность Бога. Пророк Исайя говорит, что он «слышал глас Господа, говорящий: кого пошлю и кто пойдет к людям сим» (с еврейского подлинника: «Кто пойдет к Нам или для Нас» – множ. число). Таким образом, Исайя видел и слышал глас Единого Бога, а идти ему надлежит от имени многих. Чем эти многие суть лица божественные, об этом свидетельствует апостол Иоанн, когда говорит: «Сие сказал Исайя, когда видел славу Его, и говорил о Нем » ( Ин. 12 : 41 ), а апостол Павел свидетельствует, что Исайя слышал глас Духа Святого Духа, Который посылал его к народу израильскому ( Деян. 28:25– 26 ). Отсюда ясно, что троекратное свят имеет внутреннее состояние с тремя лицами Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Иоанникий, патр. Александрийский Иоасаф I, патр. Московский Иоасаф II, патр. Московский Иоасаф, архим. афонского Павловского мон. Иоасаф, иерусалимский архим. Иоасаф, митр. Тверской и Кашинский Иов Многострадальный, прав., библ. Иов. иером., наместник В.Н.-И. мон. Иов, каз., житничий Ф. мон. Иов, ключарь из Успенского собора московского Кремля Иов, митр. Новгородский Иов, патр. Московский Иов, риз. Иоганн де Родес, шведский агент Иоиль, м. Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский Иона, еп. Рязанский, затем митр. Московский и Всея Руси. св. Иона, израильский прор., библ. Иона, каз. Иона, митр. Иона, митр. Киевский и Всея Руси Иона, стар., изготовитель крестов для патр. Никона Ионафан, сын ц. Саула, храбрый воин, библ. Иорам, сын ц. Ахава, правитель Израиля, библ. Иосиф Волоцкий , прп., св. Иосиф Собакин, соб. стар, К.-Б. мон. Иосиф, архиеп. Астраханский Иосиф, архим. нижегородского Печерского мон. Иосиф, архим. Ново-Спасского мон. Иосиф, м. В.Н.-И. мон. Иосиф, очевидец чудесного явления над Иверским мон. Иосиф, патр. Московский Иосиф, приёмный отец Иисуса Христа, библ. Иосиф, ч. свщ. Иосия, дк. Иосия, ц. Иудеи, библ. Ирина Михайловна, црв., родная сестра ц. Алексея Михайловича Иринарх, стрл. Флорищевой пустыни Ирод(Архелай), см, Аркелай Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, правитель Галилеи, Иудеи и Самарии, библ. Ирод Агриппа II, сын Агриппы I, библ. Ирод Антипа, правитель Галилеи, библ. Ирод Великий, правитель Иудеи, наместник Галилеи, библ. Иродиада, жена Ирода Антипы, библ. ИсаакСирин, церковный писатель Исаак, сын Авраама и Сарры, библ. Исав, старший брат-близнец Иакова, сын Исаака и Ревекки, библ. Исайя, м., перев. Исайя, прор., библ. Исайя, стрл. К.-Б. мон. Исайя, стрл. Ф. мон. Исайя, ч. дк., сопровождал патр. Никона в ссылку в Ф. мон. Исакий пещерник, персонаж Киево-Печерского патерика Исаков Ивашка, порт. Исаченко Т.А. (Исаченко-Лисовая Т.А.) Исидор, митр. Киевский Исидор, митр. Московский Исихий Искандер Итоваал II, ц. Тирский, библ. Иуда Искариот, ученик, предавший Иисуса Христа иудейским первосвщ., библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Как мы уже говорили, ветхозаветным пророкам предстояла огромная задача удержать еврейский народ в вере в Единого Бога и подготовить почву для веры в грядущего Мессию, как Лица, имеющего, кроме человеческой, еще Божественную природу. О Божестве Христа пророки должны были говорить так, чтобы оно не было евреями понято по-язычески, в смысле многобожия. Поэтому ветхозаветные пророки раскрывали тайну Божества Мессии постепенно, по мере утверждения в еврейском народе веры в Единого Бога. Царь Давид первый предсказал о Божестве Христа. После него наступил 250-летний перерыв в пророчествах, и пророк Исайя, живший за семь столетий до Рождества Христова, начал новую серию пророчеств о Христе, в которых Его Божественная природа раскрывается с большей очевидностью. Исайя является выдающимся пророком Ветхого Завета. Книга, написанная им, содержит в себе такое большое количество пророчеств о Христе и о новозаветных событиях, что многие называют Исайю ветхозаветным Евангелистом. Исайя пророчествовал в пределах Иерусалима во время царствования иудейских царей Озии, Ахаза, Езекии и Манассии. При Исайе произошло поражение Израильского царства в 722 г. до Р. Хр., когда Ассирийский царь Саргон увел в плен еврейский народ, населявший Израиль. Иудейское царство просуществовало после этой трагедии еще 135 лет. Пр. Исайя мученически закончил свою жизнь при Манассии, будучи распилен деревянной пилой. Книга пророка Исайи отличается изящным еврейским языком и обладает высокими литературными достоинствами, что чувствуется даже в переводах его книги на разные языки. Писал пророк Исайя и о человеческой природе Христа, и от него мы узнаем, что Христос должен был родиться чудесным образом от Девы: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева (alma) во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7:14). Сказано это пророчество царю Ахазу с целью заверить царя в том, что он и его дом не будут истреблены Сирийским и Израильским царями. Напротив, замысел его врагов не осуществится, и один из потомков Ахаза будет обещанным Мессией, Который родится чудесным образом от Девы. Так как Ахаз был потомком царя Давида, то настоящее пророчество подтверждает прежние пророчества о том, что Мессия произойдет из рода царя Давида.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010