Что миропомазание есть новозаветное таинство, об этом нам говорит православная догматика, так же как и о том, что совершать таинство миропомазания может и епископ, и пресвитер, и что совершается оно над крещаемым тотчас после крещения Из этого правила видно, что некоторые не совершали над крещаемыми миропомазания тотчас после крещения, вследствие чего правило и возобновляет существующее уже в то время постановление, предписывая помазывать после крещения каждого святым миром или, как говорит правило, небесным помазанием ( οο), чтобы стать соучастником царства Божия и истинным, деятельным членом церкви. Примечания: 60. Преосв. Макария, Догматическое богословие, 208-211. Правило 49. Не подобает в четыредесятницу приносити святый хлеб, разве токмо в субботу, и в день воскресный. (Ап. 66, 69; трул. 52; лаод. 50, 51, 52). См. толкование 52 трулльского правила. Правило 50. В четверток последние седмицы четыредесятницы не подобает разрешати пост, и всю четыредесятницу бесчествовати: но должно во всю четыредесятницу поститися с сухоядением. (Ап. 66, 69; трул. 29, 89; Дионисия алекс. 1; Тимоф. алекс. 8, 10). См. толкования 66 и 69 Апостольских правил и остальных, параллельных им. Правило 51. Не подобает в четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память святых мучеников в субботы и в дни воскресные. (Ап. 66, 69; трул. 52; лаод. 49, 50, 52). Примечания: Смотри толкование к правилу 52 Правило 52. Не подобает в четыредесятницу совершати браки, или праздновати дни рождения. (Ап. 66, 69; трул. 52; лаод. 49, 50, 51). Сообразно с тем значением, какое имеет в церкви четыредесятница (трул. 52), лаодикийские отцы воспрещают во время ее праздновать воспоминания святых мучеников (51 прав.), кроме субботы и воскресения (Ап. 66), венчаться или праздновать день рождения (52 прав.). Правило 53. Не подобает христианам, на браки ходящим. скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам. (Трул. 24; лаод. 54). Примечания: Смотри толкование к правилу 54 Правило 54. Не подобает освященным, или причетникам зрети позорищные представления на браках или на пиршествах: но прежде вхождения позорищных лиц воставати им и отходити.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

а) приступающим к подвижнической жизни должно по заповеди (общей) Господа тотчас же (εϑως) всё распродать (гл. 65) и вырученные деньги (ibid.) раздать в короткое время (гл. 66: ν λγ χρν), лишившись всего имущества ради славы Евангелия Христова и проповедания богатства царства Божия в боголюбезной бедности (ibid.), в) Немедленным расточением денег по общей заповеди ( Мф. 19:21 ) совершаются в один раз (по выражению Марка Подвижника ) и частные заповеди о милостыне в течение многих лет (гл. 66); последние могут быть потом исполнены (при случае, как говорит тот же преп. Марк) подаянием милостыни, если случится иметь нечто, добываемое трудом (гл. 10, 66, 91). с) В желании постоянно раздавать деньги (понемногу, гл. 66) усматривается «неразумное превозношение богатством», дающим возможность «служить божественному повелению», тогда как приступающему к подвигу полезно печалиться о том, что он не совершил ещё «ничего, достойного правды» (ibid,). d) Дyxobhыe блага, достигаемые милостыней, должны быть приобретаемы молитвой, смиренномудрием и терпением в бедности (гл. 65 и 66). е) Удержание имущества для бедных есть совершаемое «под предлогом собственного сребролюбия поношение Бога, всегда промышляющего о людях» (гл. 66). f) Bcmynubшuй на путь подвижничества не должен судиться из-за своего имущества, кем-нибудь похищенного. Вопрос о том, должен ли монах отыскивать посредством суда своё похищенное имущество и отмщевать похитителю его, превосходно разрешается бл. Диадохом в гл. 63 и 64. Для надлежащей оценки сказанного в них необходимо принять во внимание, что означенный вопрос рассматривался и раньше бл. Диадоха применительно а) к лицам, решившимся посвятить себя подвижнической жизни и обязанным распорядиться своим имуществом по заповеди Господней ( Мф. 19:21 ). На имущества таких лиц иногда предъявлялись права родственниками их. В таких случаях, по учению Василия Великого , принимающий монашество должен обличить ( Мф. 18:15 ) присвоителей своего имущества в грехе святотатства, но судиться с ними во внешних судилищах (Δικζεσδαι δ περ ατν π δικαστηρων ξωτικν), не должен, по слову Божию ( Мф. 5:40 ); на суд святых ( 1Кор. 6:1 ) он может призывать их только «ради спасения брата» (τς το δελφο σωτηρας), а не ради обилия денег (τς τν χρημτων περιουσας Мф. 18:15 ); как несребролюбивый и несварливый служитель Божий (Θεο δικονοι μαχοι κα φιλργυροι), он может являться в мирское судилище для выяснения истины в том случае, если вызывается по желанию лиц, оспаривающих у него право на продажу имущества или отдачу его на благочестивые цели (ροι κατ πλτος ρτ. 9. М. XXXI, 941, 944).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Исайя употребляет различные сравнения и образы для выражения щедродаровитости Божией к Церкви: «будешь, как прекрасный венец в руке Иеговы, и царская диадема в царстве Бога твоего... как юноша сочетается с невестою, так сочетается с тобою Создатель твой, и как радуется жених о невесте, так возрадуется Господь о тебе» ( Ис.62 ). «Как человека утешает мать, так Я утешу вас, говорит Иегова» ( Ис.66 ). Всё враждебное не будет опасно для Церкви, и само погибнет: «не сотворят зла, не возмогут погубити никого же на горе святей Моей» ( Ис.11 ). «Всякое орудие, сделанное против тебя, безуспешно будет, и всяк язык против тебя на суде ты обвинишь» ( Ис.54 ). «Языцы и царие, иже не поработают ти, погибнут и языцы запустением запустеют» ( Ис.60 ). Всякий будет проникнут светлым сознанием и чувством благодати Божией к себе: «сей речет Божий есмь, и вопиет о имени Иаковли, и другий напишет рукою своею: Божий есмь, и о имени Израилеве возопиет» ( Ис.44:5 ). Особенно выразительно сравнение благодати Божией, открывающей для Церкви все свои сокровища и упраздняющей даже последнего врага – смерть, с всемирным пиром, устрояемым от Бога в Иерусалиме. Тут ясно выражается мысль о воскресении мертвых и открытии царства славы. «Иегова воинств готовит на горе сей (Сионе) пир всем народам, пир из тучных яств, из старых вин, и раздерет на горе сей покрывало сетования, покрывавшее все народы, – покрывало, лежавшее на всех племенах, и истребит на всегда смерть» ( Ис.25 ). В чем же проявится истребление смерти? «Се оживают мертвецы, – говорит пророк, – восстают трупы! Восстаньте и торжествуйте лежавшие во прахе! Ибо роса твоя есть роса утреннего света; и земля оживляет Рафаимов (мертвых)» ( Ис.26 ). Нечестивцев, врагов Бога и Церкви, постигнет страшный суд и казнь вечная: «Се Иегова идет в огне колесницы Его, как вихрь, чтобы излить гнев Свой с жаром и грозу Свою с пламенем. Ибо Иегова огнем будет судиться со всею землею и мечем со всякою плотию... И изыдут и узрят – говорит Господь – трупы человеков, преступивших Мне: червь бо их не скончается, и огонь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти» ( Ис.66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Рцы Аарону и сыном его, глаголя: сице благословите сыны Израилевы, глаголюще им: да благословит тя Господь и сохранит тя: да просветит Господь лице Свое на тя, и помилует тя: да воздвигнет Господь Лице Свое на тя, и даст ти мир ( Числ.6:23–26 ). Самая числительность действий, какие усвояются в сем благословении Божеству, даёт разуметь о счисляемости Лиц Божеских, знаменуемых тем, или другим отличительным действием. Так, а) Сохранение, испрашиваемое от Бога, в особенности усвояется Первовиновнику всех тварей и Отцу духов ( Евр.12:9 ; Мф.23:9 ; Мк.8:6 ). б) Просвещение Лица и милование, в особенности приличествует Сыну Божию, Который часто именуется светом возсиявающим и освещающим всех ( Ис.9:2, 60:1 ; Ин.1:4–5, 3:19, 8:12, 12:36, 46 ; Мф.4:13–16 ; Лк.2:32 ), Которого все дела суть дела человеколюбия и милования ( Лк.9:55–56 ). в) Мир внутренний и успокоение совести, как дар благодати, составляет отличительное действие Раздаятеля даров благодатных – Духа Святого ( Гал.5:22 ; Слич. 1Кор.12:1–13 ). В Псалме 66 Судя по тому, что Псалом 66 состоит из трёх частей и в каждой из них открываются знаменательные обращения к трём особым Божеским Лицам, можно с Иеронимом назвать весь Псалом исповеданием веры в Таинство Пресвятой Троицы 260 . В первой части заключается молитвенное воззвание: «Боже! будь милосерд к нам и благословляй нас освещай нас Лицом Твоим, дабы знаем был на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё» ( Пс.66:2–3 ). Здесь можно примечать воззвание, обращённое к Трём Лицам Божества. Во второй части – прославление Божества: «Да славят Тебя все народы, Боже, да славят Тебя все народы! Да веселятся и торжествуют племена; ибо Ты судишь народы праведно и племенами на земле управляешь. Да славят Тебя народы, Боже, да славят Тебя все народы! Земля дала плод свой» ( Пс.66:4–7 ). Что и здесь исповедуется слава Триипостасного Божества различительно, это само собою откроется, когда рассмотрена будет последняя часть сего Псалма. В последней части – призывание неизменных Божеских благословений на всех верных Богу: «Да благословит нас Бог, Бог наш! Да благословляет нас Бог!» ( Пс.66:7–8 ). Здесь в первом наименовании Бога видно указание на Бога Отца; во втором наименовании Бога нашего – указание на Сына Божия, так как Он есть Эммануил, – с нами Бог; в третьем наименовании Бога – указание на третье Божеское Лице – Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евагрий Понтийский (от же – Монах) (ок. 345–399) – греч. подвижник, духовный писатель и экзегет. Род. в провинции Понт (Черноморское побережье М. Азии). В молодые годы увлекался философией; был близок к свт. Василию Великому , к-рый поставил его чтецом. Он пользовался также расположением свт. Григория Нисского и свт. Григория Назианзина , рукоположившего его в диаконы. После II Вселенского собора (на к-ром Е. присутствовал в качестве участника) В Египте он сблизился с великими учителями монашества, с Макарием Египетским и Макарием Александрийским . Два года Е. провел в Нитрии и 14 лет в Келлии. Феофил Александрийский решил поставить его в епископы, но Евагрий тайно скрылся. Спиритуализм Евагрия, заимствованный им у Оригена , привел к осуждению его взглядов на V Вселенском соборе. Однако сочинения его продолжали оставаться авторитетными. Ему принадлежит ряд книг, которые включают краткие поучения о подвижнической жизни. Одна из них надписывается Монах, или о деятельности, другая – Гностик, или к человеку удостоившемуся знания, разделенная на пятьдесят глав, третья – Противоречник (antirritikos), или выбор из Божественных Писаний против демонов искусителей, разделенный на восемь частей, по числу восьми помыслов. В Patrologia помещено все сохранившееся из писаний Евагрия. Цит. по Добротолюбию (т. 1). Исайя авва Нитрийский (ум. 370) – святой преподобный, отшельник, современно с аввою Макарием Великим . Происходил из бедной семьи. Местом подвигов его был нижний Египет, а в нем пустыня Скеф (Skethos), обычно называемая нами – Скит, недалеко отстоящий от Александрии, где монашествующие проводили жизнь созерцательную в глубоком безмолвии. Преподобный Исайя пользовался вниманием современных ему монахов, из которых многие руководствовались советами его и охотно оказывали ему совершенное послушание. По обычаю отцов, безмолвствовавших в Ските, преподобный Исайя имел двух учеников – Петра и Елисея. О писаниях Преподобного упоминают: Епископ Аммон в послании своем к Феофилу патриарху Александрийскому, Никифор монах в слове своем о хранении сердца. Варсанофий Великий, Иоанн Дамаскин , Григорий Синаит и др. С именем его связывается обширный корпус аскетических сочинений, остающихся малоизученными в отношении авторства и текстологии. Память Преподобного отца нашего Исайи совершается православной Церковью в субботу сырной седмицы. Цит. по Добротолюбию, т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Следует теперь с ясным и глубоким взглядом его на внешнее и внутреннее состояние избранного народа и всего мира, с величием и силою его духа взять в соображение и его веру, которой он был предан всеми силами и во свете которой смотрел на всё, – как то свойственно всякому праведнику. И можно отчасти понять, каково должно быть, при известных уже нам нестроениях его современности, сокрушение его о себе, о народе и всём мире, каково должно быть его стремление помочь общей нужде и беде, сдерживаемое разве только смиренным сознанием своей немощи и недостоинства и, при страхе всеобщей гибели, какова должна быть его преданность и молитва к Богу, обетовавшему спасти Церковь . Это соображение изъясняет, как приготовлялся Исайя к пророческому служению и как, наконец, возвысился к тому выспреннему видению, которым он был призван на это служение; с другой стороны обстоятельства этого самого видения подтверждают наше соображение. Не иначе как живейшим и усильнейшим стремлением и преданностью к Богу можно было ему достигнуть того, чтобы пред ним открылся горний мир, и он узрел «Господа, седяща на престоле высоце и превознесенне,... и серафимов, стоящих окрест Его» ( Ис.6:1,2 ). Как бы прямо на вопль пророка о мраке, облегавшем всю землю, раздается торжественная серафимская песнь: «исполнь вся земля славы» Господа. Смирение и сокрушение о себе и ближних тут же само собою выразилось у него: «о окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый, и нечисты устне имый и посреде людий нечистыя устне имущих аз живу, и Царя Господа Саваофа видех очима моима». И как скоро был он очищен и подъят благодатию, то не обинуясь выразил, пред Самим Богом и ангелами Его, и пламенное свое стремление послужить общему спасению: «и слышах глас Господа глаголюща: кого послю и кто пойдет к людем сим? и рекох: се аз есмь, посли мя». Так Исайя всеми силами своей души, и всеми плодами воспитания и опыта – предался в орудие Духа Святаго, Который и совершил его в сосуд слова Божия: «и рече: иди и рцы людем сим» ( Ис.6 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Рассказ о призвании Исайи (глава 6) описан в конце первой части, а не в самом начале книги (как у пророков Иеремии и Иезекииля). Рассказ объясняет, откуда взялась в Исайе страсть по святости Бога и пессимизм относительно духовного состояния Израиля. Исайя видит Святого Бога, сидящего на троне, и осознает свою греховность (6:15). Теперь становится ясно, почему Исайя так любил называть Бога «Святой Израилев», именем, которое встречается одинаково часто и в первой и во второй части. Исайя беспощаден к грехам Иуды, потому что Бог свят. Народ Божий должен жить в страхе и покорности, но вместо этого живет в невежестве, заносчивости и совершенном непослушании. Так не должно быть и не может долго продолжаться. Но люди настолько ожесточились и очерствели, что проповедь Исайи только ухудшит положение, и они продолжат стоять на своем (6:912). Стихи 910 с отрицанием слышания и видения, определяют важный двойственный лейтмотив всей книги. Израиль, как и идолы, слеп и глух, но Израиль также призван на суд, чтобы услышать и увидеть (особенно после главы 40). Раб – это образец того, кто слышит, видит и проявляет покорность. 775 Главы 712. Эти главы, помещенные в исторический контекст, поднимают насущный вопрос: верен ли Бог и доверится ли Богу Иуда? Глава 7, следующая сразу за главой 6, иллюстрирует ожесточение сердца Иуды на примере царя Ахаза. Перед нависшей угрозой, он не желает довериться Господу, не обращает внимания на знамение и получает заслуженное наказание Божье. Но Бог все же показывает знамение, и через обещанного Еммануила (7:1017, 8:58), обещанного царя (9:27) и обещанного потомка Давида (глава 11), дает уверенность в том, что остаток спасется и будет восстановлен в земле. В этих словах звучит самое важное мессианское заявление всей книги. По описанию пророка Исайи, Мессия будет потомком Давида, исполненный Святого Духа, Он принесет с собой новую эру мира и праведности и станет основателем новой общности людей. В этих словах звучит критика существующего царя и преобладающей политики царского двора. 776

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Посему так говорит Господь Бог: Вот Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, Краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. (28,16) Надежда на Остаток была тесно связана с мессианскими чаяниями пр. Исайи. «Краеугольный камень» — это и святой Остаток, сохранивший верность, и Сам Мессия — Основатель Царства Божия. Говоря об обращенных иудеях, ап. Павел отождествляет их с Остатком, о котором пророчествовал Исайя: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился Остаток» (Рим 11,5; ср. 11, 25–27). 5. Мессианство у пр. Исайи. Пророку было открыто, что наступит время, когда падут земные царства с их войнами и жестокостями и один Господь воцарится над миром. Начало этому Царству Божию будет положено в Иерусалиме, но распространится оно на все народы. В связи с этим Исайя приводит пророчество, которое в более полном виде содержится в Кн. пр. Михея. Экзегеты не пришли к единому мнению, какой из пророков был автором этого текста: Исайя или Михей, или же оба они взяли его у неизвестного третьего пророка (см. Толковая Библия, т. 7, с.253). Но в целом текст вполне соответствует тому Откровению, которое запечатлелось в писаниях Исайи: И будет в последние дни: гора дома Господня Будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы . И пойдут многие народы и скажут: Придите и взойдем на гору Господню в Дом Бога Иаковлева. И научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. (Ис 2,2–4) Если первая часть пророчества исполнилась с приходом в мир Христа Спасителя, то вторая — относится к тем временам, когда евангельские идеалы настолько проникнут в человеческие отношения, что станут определять жизнь народов. В наше столетие такая надежда может казаться несбыточной. Но и во дни Исайи войны бушевали повсеместно. И все же пророк возвестил это откровение о будущем и верил в конечное торжество Добра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Таким образом, ассирийско-вавилонский плен можно считать образом духовного плена, а освобождение от него и возвращение в землю обетованную – прообразом спасения людей Господом Иисусом Христом. В мессианском смысле можно истолковать и следующие слова пророка Осии: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» ( Ос. 13, 14 ). Эти слова повторяются святым апостолом Павлом в 1Кор 15, 55 и святителем Иоанном Златоустом в Огласительном слове на Пасху. 1.4. Пророчества о Мессии в книге пророка Михея Пророк Михей жил в 740–695 гг. до Р.Х., во время властвования трех правителей: Иоафама, Ахаза, Езекии. Эти три правителя упоминаются в Мих. 1, 1 . Михей был последним пророком VIII века до Р.Х. Примечательно, что Амос, Осия и Исайя, пророчествовавшие в этом же столетии, предвозвещали только о наказании еврейскому народу. Михей же прямо говорит о грядущем уничтожении Иерусалима – центра ветхозаветного иудейского мира. За ним, по выражению протоиерея Александра Сорокина, «закрепилась репутация пророка неотвратимой погибели» 21 . Это пророчество Михея звучит следующим образом: «Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» ( Мих. 3, 12 ). О предсказании пророка говорится и книге пророка Иеремии – первого пророка Вавилонского периода: «Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя Иудейского, и сказал всему народу Иудейскому: так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего – лесистым холмом» ( Иер. 26, 18 ). Во время правления Иоафама отношения иудеев разных классов были очень напряженные. При нем проходил свое служение также пророк Исайя. Оба пророка – и Михей, и Исайя – упоминают о своевольных иудейских князьях и старейшинах, ведущих себя безнаказанно. Что же касается Ахаза – второго правителя, при котором проходило служение Михея, то он был человеком слабохарактерным и трусливым, и к тому же – идолопоклонником. Эта приверженность царя «оттолкнула от него подданных в первые же месяцы его царского правления» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Если объяснить родителям, как нехорошо, что ныне все школы в Японии – без всякого вероучения, и как опасно оставлять детей расти атеистами, то, конечно, многие из них охотно будут по воскресеньям посылать своих детей в христианскую школу. – Принято к сведению это предложение, и только, – что весьма жаль – значит, ничего и не будет сделано. Исайя Мидзусима по поводу сего предложения говорил, что нужны православные книжки с картинками да нужно лучше издавать их – кана-де неудачна, или книги трудно читаются; я отослал его толковать о сем с Саввой Хорие и Павлом Накаи; со своей стороны тоже всегда стою за возможную простоту и понятность книг. – Потом прочитали адрес мне – благодарность за посещение, как будто это не прямая моя обязанность, – В заключение все снялись группой, для чего фотограф нарочно выписан был из Окаяма. Вечером, с восьми часов, говорились проповеди для язычников; говорили пятеро: о. Никита, Павел Окамура, Яков Фудзии, Исайя Мидзусима и я. О. Никита на слова: «Прииди и виждь», – о разных видах идолопоклонства и прочее – малопонятное для язычников; Павел Окамура – кратко очертил все христианское вероучение – говорил мастерски, только очень скоро; Фудзии на слова «Собирайте для себя сокровище на небеси», ибо земное гибнет – скучновато говорил; лучше всех сказал Исайя Мидзусима, на слова: «Все испытующе доброе держите»; говорил против клевещущих на христианство, будто оно «махоо цукай», или вредно для государства, или не учит почитать родителей и прочее; после каждого пункта прибавлял «коре мина атамано маруии сенсей юу» (бонзы), – «хана-но сита сабисику наруо [?] кора», – переходя этим к опровержению, в котором говорил, что сам изучил и нашел совсем наоборот… Я говорил вторую проповедь к язычникам – о трех служениях Спасителя, о Церкви, в которой он положил учение и таинства, о том, что Церковь одна, и о таинстве крещения. По окончании проповеди к оставшимся говорил, что без христианства Япония, несомненно, скоро разбогатевши, погибнет от роскоши и других пороков, не сдерживаемая религией, каковою ни одна из досельнишних религий уже не может быть, как […] Японией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010