В 1901 г. О. был назначен директором Синодальных уч-ща и хора, но не оставил и дирижерскую деятельность. Он принимал участие в работе Наблюдательного совета при уч-ще, рецензировал произведения духовной музыки. При нем была начата работа по составлению «Обихода церковного пения», изданного уже после его смерти (1908, 1910. 2 вып.). О. увлеченно работал над осмогласными напевами. При нем были предприняты изменения в программах уч-ща, направленные на сокращение курсов игры на муз. инструментах и внедрение «коллективного метода преподавания», прежде всего в исполнении хоровых партитур на муз. инструментах и в обучении игре на скрипке и фортепиано. Эти новшества привели к снижению уровня муз. образования в уч-ще, вслед. чего самые способные ученики стали уходить в консерваторию. Он сильно переживал из-за появившейся критики в свой адрес, что привело к обострению болезни сердца и скоропостижной смерти. Отпевание О. состоялось в ц. Вознесения Господня («Большое Вознесение»), погребение - на кладбище Новоалексеевского мон-ря. Вскоре после похорон в концерте Синодального хора 16 дек. 1907 г. прозвучали духовно-муз. произведения О.- «Дева днесь» (греческого распева) и догматик «Како не дивимся». Творческая деятельность О.- одна из признанных вершин отечественного церковного хорового исполнительства рубежа XIX и XX вв. За 20 лет работы в Синодальных уч-ще и хоре О. заложил основы отечественных хоровых дирижерской педагогики и исполнительства нового образца. Через выпускников Синодального уч-ща его наследие было воспринято рус. хоровой школой ХХ в. и используется до наст. времени. Регентское искусство О. стало предметом изучения его учеников - Никольского и Чеснокова, а также др. исследователей рус. церковного певч. искусства. Лит.: Чижов А. П. Обзор 1-го десятилетия существования Рус. хорового об-ва в Москве: (1878-1888). М., 1890. С. 13, 17-23. Прил. С. 19, 21; Финдейзен Н. Ф. Синодальное уч-ще церк. пения в Москве//РМГ. 1898. 4. С. 345-349; Л[ипаев И. В.]. В. С. Орлов: Биогр. очерк//Там же. 1903. 52. С. 1309-1313; [Некр.]//Там же. 1907. 46. Стб. 1050; [Некр.]//Муз. труженик. 1907. 26. С. 2-3; [Некр.]//Моск. вед. 1907. 261, 14 нояб.; [Некр.]//Моск. ЦВед. 1907. 46/47. С. 1427-1431; 48. С. 1482-1484; [Некр.]//ПрибЦВед. 1907. 46, 17 нояб. С. 2037-2038; Памяти B. C. Орлова: Сб. ст. М., 1907; Никольский А. В. В. С. Орлов//ХРД. 1913. 11. С. 172-177; 12. С. 195-201; Глухов Л. В. Содержание непрерывного музыкально-пед. образования в пед. и хормейстерской деятельности В. С. Орлова: Канд. дис. М., 1991; он же. В. С. Орлов - выдающийся деятель рус. хоровой культуры и муз. образования. Пермь, 2009; РДМДМ. 1998. Т. 1. С. 165-204 и др.; 2004. Т. 2. Кн. 2. С. 727-796 и др.; Тугаринов Е. С. Великий рус. регент В. С. Орлов. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2581543.html

В 27, 84, 87 и 106-м правилах того же Собора предписывается первенствующим епископам посылать на Соборы, в местоблюстители, только епископов. Так и Лаодикийский Собор (364 г.), 40-м правилом, членами Соборов именует «епископов». Обратимся ко Вселенским Соборам. Первый Вселенский Собор 5-м правилом: «Чтобы в каждой области дважды в год были Соборы; чтобы все вообще епископы области, собравшиеся воедино, исследовали недоумения». Четвёртый Вселенский Собор правилом 19-м определяет: «Согласно с правилами св. отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися воедино, где назначит епископ митрополии, и исправляли всё, что откроется». Шестой Вселенский Собор правилом 8-м повелевает: «Быти ежегодно Соборам епископов... всемерно быти Собору вышереченных епископов». Седьмой Вселенский Собор правилом 6-м: «Подобает быти каноническим исследованиям посредством собрания епископов». Зонара в толковании на это правило говорит: «Ибо архиереи, собиравшиеся на Собор, исследовали, совершалось ли все это в их странах, и согласно ли с божественными заповедями живут люди». Таким образом, из рассмотрения правил св. апостол, Вселенских и Поместных Соборов видно только, что где говорится о Соборе, там упоминаются только епископы одни, как члены Собора. Но, упоминая только о Соборе, как о Соборе епископов, – мне кажется, – церковные каноны не исключают и пресвитеров и мирян, как участников Собора, хотя бы с правом голоса совещательного, а не решающего, ибо, по церковным канонам, епископ – всё: ему и, именно, ему одному вверены люди Господни (39-е пр. св. Апост.). А что действительно пресвитеры и миряне участвовали на Соборах и с правом голоса, это видно из следующего. Первый Собор, как образец для всех, был собор Апостольский, о котором повествует книга «Деяний святых апостол». На этом Соборе, совместно с апостолами, участвовали в обсуждении вопроса об обязательной или необязательной силе обрядового Моисеева закона – и пресвитеры и братия, т. е. верующие миряне: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» ( Деян.15:6 ); «Апостолы и пресвитеры со всей Церковью рассудили... послать в Антиохию с Павлом и Варнавою именно Иуду и Силу, написавши и вручивши им следующее: „Апостолы и пресвитеры и братия“»... (22–23 ст.). Итак, сами апостолы не желали усвоять исключительно себе право произносить решительный приговор там, где со стороны упорных могли возникнуть прекословия, и, почитая Духа Божия, живущего и в пресвитерах богоуправляемой Церкви, собрали на Собор и их и братию и посредством общего рассуждения решили вопрос, касавшийся обрядового закона Моисеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2Езд.1:17 И совершилось в тот день все, что принадлежало к жертвоприношению Господу при совершении пасхи, 2Езд.1:18 и к приношению всесожжений на жертвеннике Господнем, по повелению царя Иосии. 2Езд.1:19 И совершали сыны Израилевы, в то время находившиеся там, пасху и праздник опресноков семь дней. 2Езд.1:20 И не совершалось такой пасхи в Израиле от времен Самуила пророка. 2Езд.1:21 И ни один из всех царей Израильских не совершал такой пасхи, какую совершил Иосия, и священники и левиты, и Иудеи и все Израильтяне, находившиеся в то время на жительстве в Иерусалиме. 2Езд.1:22 В восемнадцатый год царствования Иосии совершена сия пасха. 2Езд.1:23 И направлены были по прямому пути дела Иосии пред Господом от сердца, полного благочестия. 2Езд.1:24 Бывшее же при нем описано в прежних летописях о согрешавших и нечествовавших против Господа больше всякого народа и царства, и чем они сознательно оскорбляли Его, и за что слова Господа восстали против Израиля. 24 . Бывшее же при нем . Иосия царствовал 31 год. – В прежних летописях, в греч. ν τοις μπρθσοεν χρνοις – в прежние времена. – И за что слова Господа восстали против Израиля, т. е. исполнились божественные угрозы. 2Езд.1:25 И после всех сих деяний Иосии случилось, что фараон, царь Египетский, шел воевать в Каркамис при Евфрате, и Иосия вышел навстречу ему. 25 . С 25 ст. излагаются обстоятельства смерти Иосии. – Фараон, царь Египетский – фараон Нехао (Neco Геродота, Necu памятников). – Каркамис («крепость Хемоша») город, служивший ключом ко входу в Палестину. 2Езд.1:26 Царь Египетский послал к нему сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? 2Езд.1:27 Не против тебя послан я от Господа Бога; война моя на Евфрате, и ныне Господь со мною и Господь побуждает меня; отступи и не противься Господу. 27 . Не против тебя послан я от Господа Бога... Ныне Господь со мною . Едва ли в этих словах разумеется Господь – Иегова. Египтяне также признавали единое Высшее Существо, которое руководит их действиями. В надписи от 750 г. один из египетских царей говорит: «Разве ты не знаешь, что тень Божия была на мне. Я не действую без ее веления. Он повелевает моими делами» (Bissel).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1. мл.л-нт БУХАРОВ Константин Захарович - 27.08.1943 2. военный врач 2 р. ВАСИЛЬЕВ В.Н. 3. л-нт ВОВНЯНКО Андрей Пантелеевич - 15.01.1944 4. ряд. ГАЙНУЛИН Мургали Деулятович - 10.09.1942 5. мл.л-нт ГРИГОРЬЕВ Николай Иванович - 14.10.1943 6. мл.л-нт ГУРЕВ Александр Владимирович - 12.04.1943 7. л-нт ГУТОРОВ Владимир Петрович - 20.10.1943 8. офицер ДЕГТЯРЕВ Николай - 21.05.1942 9. военврач ДЕМИН Николай Матвеевич - 24.04.1943 10. военврач ДРОЗДОВ Петр Абрамович - 15.04.1943 11. л-нт ЗАПОРОЖЕЦ Андрей Порфирьевич - 28.09.1942 12. ст.л-нт ЗОЛОТУН Борис Аполинарьевич - 08.06.1942 13. л-нт ИПАТОВ Александр Ильич - 12.05.1944 14. кр-ц ИСКАНДЕРОВ Абдула Искандерович - 08.01.1943 15. кр-ц КОЧЕРГА В. 16. кр-ц КУЗНЕЦОВ Сергей Алексеевич - 23.07.1942 17. кр-ц ПЕЛЕНИЦИН Николай Федорович - 10.11.1942 18. кр-ц ПУЧЕНКО Василий Павлович - 03.07.1944 19. кр-ц СИТНИЦКИЙ Леонид Алексеевич - 07.09.1943 20. л-нт ФЕКЛИСТОВ С.Т.» Особо оговорено: «Сведения в предлагаемых таблицах временно не обновлялись и могут содержать ошибки, составлены по спискам 2003 года, предоставленными 4 отделом облвоенкомата)». Любой желающий может найти этот список в Интернете по ссылке: http://may1945pobeda.narod.ru/z-nes_prigorod.htm Прошу читателей обратить внимание на даты смерти красноармейцев. В 1942 году Красная Армия находилась под Сталинградом и Ленинг радом, сдерживая натиск Вермахта. Даже в январе 1944 года нацисты ещё стояли под Ленинградом, а на бывшей территории Восточной Пруссии, где сейчас расположен посёлок Пригородное Нестеровского района, Красной Армии быть никак не могло. Красноармейцы же, умершие в 1941-1943 годах, и похороненные в посёлке Пригородное, есть. Откуда они там взялись? Кто они? Итак, в 18 томе «Книги Памяти» приведен список 59-ти воинов Рабоче-Крестьянской Красной Армии, захороненных в посёлке Пригородное Нестеровского района. Утверждается, что 39 фамилий занесены на эпитафии. Что это за захоронение? Откроем 13 том «Книги Памяти» и просто поищем по фамилиям. Все 59 воинов присутствуют и в 13 томе, но данные о них более подробны. Обратим внимание на сведения о месте смерти и о месте увековечения. Например:

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/17/...

4 . В означенные в сей (25) ст. праздничные дни от учения свободны подведомственные Министерству Народного Просвещения приходские училища, прочие же заведения сего Министерства и Министерства Внутренних Дел, а равно военноучебные заведения сухопутного и морского ведомств пользуются сею свободою по особым для них расписаниям табельных и праздничных дней. (Там же прим. 1 к ст. 25). 5 . Определение дней для принесения по разным случаям, назначаемых высшим правительством благодарственных молебствий производится главными губернскими начальниками, а в тех губерниях, в коих нет генерал-губернаторов или где они не имеют личного пребывания губернаторами. (Там же примеч. 2 к ст. 25). В 19 день февраля в память освобождения крестьян от крепостной зависимости совершается во всех церквах заупокойная литургия и панихида по в Бозе почивающем Императоре Александре II. Приходские священники пастырским своим примером и поучениями должны внушать народу, что день благодарного воспоминания о благодеянии в Бозе почившего Монарха наипаче должно им святить молитвою об упокоении души Его, добрыми делами и трезвым поведением. (Опред. Св. Син. 14 апр.–4 мая 1882 г. 712). В этот день воспитанники церковно-приходских школ обязательно должны присутствовать при заупокойной литургии и панихиде и, засим после литургии в названных школах должны происходить обычные учебные занятия (Опред. Св. Син. 18–25 мая 1890 года. «Церк. Вед.» 23). 6 . Кроме дней означенных в ст. 25 (Уст. о пред. и прес. прест, см. § 3), для некоторых городов 85 устанавливаются особые праздничные дни, в кои присутственные места тех местностей, а училища от учения освобождаются; дни сии означаются в инструкциях или циркулярах министерства внутренних дел (Там же ст. 26). Примечание. Члены духовных консисторий освобождаются от присутствия в заседаниях: во все субботы, (если не требуете того надобность) в первую и последнюю седмицы великого поста, от 24 до 29 декабря и от 4 до 9 января включительно; по средам же в великий пост собираются после преждеосвященной литургии (Уст. дух. конс. ст. 290, 291 и 292).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне. 16 Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская! 17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? 18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище. 19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога. 20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. 21 Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти. 22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях. 23 Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской, 24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов». 25 Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: 26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: 27 «в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!» 28 Там Вениамин младший — князь их; князья Иудины — владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы. 29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас! 30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары. 31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней. 32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу. 33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, 34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы. 35 Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках. 36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев — Он дает силу и крепость народу [Своему]. Благословен Бог! Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 67: 1–20): 20 Благословен Господь всякий день Псалом 67 — храмовый, литургический, это видно сразу, при первом прочтении. Особенно показательна вторая часть псалма, начиная со ст. 21 и до конца, — в ней речь идет о торжественной процессии, наподобие тех, которые проходили во дворе Иерусалимского Храма по большим праздникам. Но и в первой части речь идет о торжественном шествии — однако здесь шествует Сам Бог. Меткой «села» выделена в первой части псалма молитвенная формула (ст. 20), но не только она — отмечены также ст. 8 и 9 (метка находится между ними). Ст. 8 и 9 представляют собой одну фразу, и содержание ее отсылает нас на Синай, туда, где был заключен союз-завет, где народу Божьему была открыта и дарована Тора и откуда начался путь к Сиону, на котором впоследствии будет построен Храм. Шествие Бога с Синая на Сион и путь народа от Синая к Сиону — таково содержание первой части Псалма 67.

http://blog.predanie.ru/article/zhivaya-...

3Цар.9:3 .  И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; [сделал все по молитве твоей]. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. 3Цар.9:4 .  И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, 3Цар.9:5 .  то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: «не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом». Первая половина речи Иеговы есть обетование Его – пребывать в храме Соломоновом «навеки» (евр. ад-олам ст. 3), т. е. до пришествия Мессии, – и утвердить династию Давида на престоле (ст. 5) под условием подражания Соломона Давиду (4 ст.), этому истинно теократическому царю. Обетование это, по содержанию и смыслу, близко напоминает ранее данные Соломону ( 3Цар.3:14,6:12 ). 3Цар.9:6 .  Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, 3Цар.9:7 .  то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. 3Цар.9:8 .  И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» 3Цар.9:9 .  И скажут: «за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, – за это навел на них Господь все сие бедствие». (ср. 2Пар.7:19–22 ). Вторую и главную идею откровения выражают Божественные угрозы Израилю, земле его и храму в случае неверности израильтян Иегове и служения «богам иным»; угрозы эти по существу тождественны с возвещенными Израилю еще Моисеем (ср. Лев.26:14 ; Втор.8:19,28:15,37,29:23–26 ). Исполнился этот Божественный приговор над народом и храмом впервые при разрушении Иерусалима и храма и пленении народа Навуходоносором (около 539 г. до Р. X.) ( 4Цар.25:9 ), окончательно же, уже после непринятия Израилем Мессии – Христа Спасителя, в 70 г. по Р. X., когда вновь были разрушены Иерусалим и храм и народ иудейский прекратил бытие свое в качестве цельной самостоятельной национальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мк.13:11–13 . «Когда же поведут» и пр.: Господь говорил это ученикам своим еще тогда, когда посылал их на проповедь своего Евангелия в Иудее, предсказывая вместе и то, что будет с ними и в то время, когда они будут проповедывать его всей вселенной (ср. Мф.10:19–22 ). – Теперь Господь повторил вероятно эти изречения, и ев. Матфей, изложивший их прежде, здесь опускает их; Марк же, опустивший там, удерживает здесь. Мк.13:14 . «Стоящую, где не должно»: у ев. Матфея – «на святом месте» (ст. Мф.24и прим.). Мк.13:19 . «От начала творения, которое сотворил Бог»: более усиленное выражение, чем у ев. Матфея; творение, которое сотворил Бог – в противоположность делам, какие делают люди и какие сделают во время этих предрекаемых событий. Мк.13:20 . «Сократил те дни»: предречение будущего выражается в прошедшем времени (ср. Мф.24:22 ), как это нередко делалось и ветхозаветными пророками, при предречении ими будущих событий. У них это значит, что будущие предрекаемые события последуют непременно так, как они предрекаются, указывает на непреложность исполнения пророчества. Точно так же и здесь. Или: ведущий тайны Отца Сын Божий ведал вполне и то, что Господь, предопределивший предсказанные бедствия, предопределил уже или решил сократить срок их ради избранных или что то жеуже сократил, так как определение Божие непреложно и должно исполниться непременно. Мк.13:21–23 . Буквально сходно со сказанием ев. Матфея Мф.24:23–25 и прим. Мк.13:24–32 . Также буквально сходно со сказанием ев. Матфея Мф.24:26–36 и прим. – «Ни Сын»: см. прим. к Мф.24:36 . «Если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их. А теперь, когда говорит, что ни Ангелы, ни Я не знаю, Он весьма мудро поступает и совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему. Это ты можешь понять из примера. Малые дети, видя что-либо в руках отцов, часто просят у них, и ежели отцы не хотят дать, они, не получая просимого, начинают плакать. В таком случае отцы обыкновенно скрывают от них вещь, держимую в руках и, показывая детям пустые руки, удерживают их от слез. Так и Господь, поступая с Апостолами как с детьми, скрыл от них последний день. – А что Господь знает о последнем дне и часе, это очевидно: ибо Он сам веки сотворил» (Феофил., ср. прим. к Мф.24:36 ). «Как чего-либо из сущих не знать Премудрости, Творцу веков, Совершителю и Обвинителю, Божие, как дух знает, что в человеке ( 1Кор.2:11 )?.. Для всякого явно, что Сын знает как Бог , приписывает же себе незнание как человек, поскольку только видимое может быть отделяемо от умопредставляемого» (Григ. Б. 3, 94. ср. Вас. В. 7, 167–168).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Особой заботой Д. было состояние церковного пения, анализ к-рого он сделал в статьях «Церковное пение прежде и теперь» (1914) и «Audiatur et altera pars» (1915), придя к неутешительному выводу, что это «дело, освященное Самим Богом и взлелеянное трудами Первоучителей церкви Христовой, в XX в. оказалось никуда не годным и попавшим в руки «невежественных регентов», не только не знающих пения, но и вовсе не умеющих петь стихир Октоиха». В качестве причин, тормозивших образование регентов, он указал недостаточное число занятий по церковному пению в ДУ и ДС (1 урок в неделю), отсутствие нормальных условий для обучения и профессиональных кадров, низкие заработки; приводятся примеры как своеволия духовенства, так и их инертности в деле развития церковного пения. Статьи Д. нашли отклик в местной епархии. Саратовские епархиальные власти с назначением на кафедру еп. Палладия (Добронравова) (1914) организовали Наблюдательный совет с целью контроля над церковнопевч. репертуаром и открыли краткие курсы для церковнослужителей и регентов (1916) для введения «уставного церковного пения, одинакового в церквах епархии». Изданные Д. учебные пособия - «Записки по теории музыки» (1906) с посвящением СПО, «Записки по теории музыки с 55 задачами и полное решение их» (1914) (5 разделов: элементарная теория музыки, теория композиции, контрапункт, формы сочинений, инструментовка, история музыки) - были одобрены Саратовским отделением РМО в качестве руководства для учащихся и способствовали улучшению клиросного пения. Арх.: СПб. Личн. арх. Н. А. Дмитриевой. Соч.: Записки по теории музыки: Для ст. кл. духовных уч-щ и мл. кл. духовных семинарий. Саратов, 1906; Записки по теории музыки с 55 задачами. Саратов, 1914; К сведению гг. учителей пения в начальных школах, псаломщиков и регентов сельских школ//Саратовские ЕВ. 1914. 20. Обл. об.; Audiatur et altera pars//ХРД. 1915. 5/6. С. 141-146; Церковное пение прежде и теперь//Саратовские ЕВ. 1914. 20. С. 35-36. Лит.: Церковно-певческое дело: Саратов//РМГ. 1904. 13/14. Стб. 378; Саратов//Там же. 1905. 21/22. Стб. 581-582; Церковно-певческое дело: Хроника. Саратов//Там же. 1906. 17. Стб. 446-447; Соединенные хоры//Там же. 1908. 18/19. Стб. 460; Весь Саратов: Адрес-календарь-указатель. Саратов, 1911. С. 87; 1913. С. 74; 1916. С. 102; Известия и заметки... Из Саратова//ХРД. 1912. 5/6. С. 119; Саратов. Хроника. Разные известия//РМГ. 1912. 23/24. Стб. 540-541; Корреспонденции: Саратов//ХРД. 1915. 5/6. С. 123; Известия и заметки//Там же. 8. С. 184; Известия и заметки//Там же. 1916. 3. С. 76; Саратовское певч. об-во//Там же. 5/6. С. 167-170; Зацепина Т. М. Традиции национальной певч. культуры в рус. хоровой музыке кон. XIX - нач. XX в.: Канд. дис. Л., 1980. С. 158-159; Дмитриев А. Н. Саратов: Консерватория. Театр// Он же. Исследования. Статьи. Наблюдения. Очерки. Л., 1989. С. 192-197, 202, 206.

http://pravenc.ru/text/178589.html

1Цар.15:12 .  И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, [но оттуда возвратил колесницу] и сошел в Галгал. Упоминаемый здесь Кармил – город Иудина колена, расположенный на юг от Хеврона. «Поставил себе памятник» (какой-либо столб с надписью) – в ознаменование и увековечение одержанной победы. Вероятно, и Агаг был пощажен ( 1Цар.15:9 ) не ради самого Агага, а дабы увеличить его присутствием блеск триумфатора. 1Цар.15:13 .  Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа. «Когда пришел Самуил»: для принесения жертвы. Ср. 1Цар.10:8,11:14–15,13:8–11 . См. прим. к 1Цар.7:9 . «Я исполнил слово Господа»; см. 1Цар.15:1–3 . 1Цар.15:15 .  И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили. Девятый стих заставляет предполагать, что Саул и его войско оставили себе лучшее из достояния амаликитян далеко не по религиозным соображениям. 1Цар.15:17 .  И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? 1Цар.15:18 .  И послал тебя Господь в путь, сказав: «иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их». 1Цар.15:19 .  Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа? Отмечается неблагодарность Саула. Воздвигнутый из ничтожества (ст. 17) на высоту царского престола Саул не обнаружил должного подчинения воле Воздвигшего его. 1Цар.15:21 .  народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу твоему, в Галгале. См. прим. к 1Цар.15:15 . 1Цар.15:22 .  И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; 1Цар.15:23 .  ибо непокорность есть такой же грех , что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010