А вот ветвь родная, отсекаемая гордостью: «а сыны царства, – говорит Господь, – извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:11–12 ). Почему? Потому что свои не приняли Его. Почему дикая ветвь прививается? Потому что «тем, которые приняли Его... дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ). 5. Ободрись же сердцем своим, род человеческий; дохни дыханием жизни и блаженной свободы. Что слышишь ты, и что обещается тебе? «Дал власть». Какую власть? Может быть, ту, коей гордятся люди, власть жизни и смерти, права приговоров над виновными и невинными? «Дал, – сказано, – власть быть чадами Божиими». Были они раньше не чадами и стали чадами, потому что Тот, чрез Кого делаются люди детьми Божиими, будучи Сыном Божиим, стал Сыном Человеческим, и сыны человеческие становятся детьми Божиими. Нисходит Он до того, чем не был. Возвел тебя в то, чем ты не был. Ободрись! Великое обещано тебе и от Великого обещано. Невероятным кажется и как бы невозможным, чтобы сыны человеческие становились сынами Божиими. Но более невозможное случилось, когда Сын Божий сделался Сыном Человеческим. Ободрись же, человек, удали неверие от сердца твоего. Случилось уже более невероятное, чем то, что обещано тебе. Дивишься ты, что человек будет иметь жизнь вечную; дивишься, что он может достигнуть ее. Но дивись скорее тому, что Бог за тебя снисходит до смерти. Зачем сомневаешься в обещании, получивши такое ручательство? Смотри, как он (евангелист) поддерживает тебя, как подкрепляет обещание Божие. «Тем, – говорит, – которые приняли Его... дал власть быть чадами Божиими». По какому рождению? Не по обычному, не по ветхому, тленному или плотскому. «Которые, – говорится далее, – ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:13 ). Дивишься?! Не веришь?! Но вот «Слово стало плотию и обитало с нами» ( Ин.1:14 )... Вот что означает, братия, «жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). Приблизимся к ней! Пусть возносится с нами Тот, Который, как жертва, принесен был за нас. Пусть с вечерней жертвой прежняя жизнь проходит и является, как бы с рассветом, новая. Читать далее Источник: Проповеди блаженного Августина : (Доб. к кн.: " Блаженный Августин, как проповедник " )/Пер. с латин. яз. на рус. прот. Дмитрий Садовский. - Сергиев Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1913. - V, 228, II с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Рим 9:4–5 ср. Еф 2:11–12 ), но как отдельные лица они будут судимы на последнем суде Божием без отношения к этим национальным преимуществам: судиться будет не нация, а отдельные ее члены. Там последние им не помогут. Они имели значение для земной, исторической жизни народа еврейского, и благо тем отдельным членам еврейской нации, какие воспользовались этими преимуществами для личного своего усовершенствования! – «Ибо мы уже доказали». К сожалению, большинство иудеев, как показал Апостол во II-oй гл. (ст. 17 и сл.), не воспользовались своим особым положением избранного Богом народа и вели такую же греховную жизнь, как и язычники. Рим.3:10 .  как написано: нет праведного ни одного; Рим.3:11 .  нет разумевающего; никто не ищет Бога; Рим.3:12 .  все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Рим.3:13 .  Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Рим.3:14 .  Уста их полны злословия и горечи. Рим.3:15 .  Ноги их быстры на пролитие крови; Рим.3:16 .  разрушение и пагуба на путях их; Рим.3:17 .  они не знают пути мира. Рим.3:18 .  Нет страха Божия перед глазами их. Обличения, какие высказаны против иудеев Апостолом, согласны с теми отзывами, какие еще ранее сделаны были об иудеях их собственными пророками. Сначала Апостол приводит обличения из псалмов ( Пс.13:1–3, 5:10, 139:3, 9:28 ), потом из кн. Притчей и Исаии ( Притч 1:16 ; Ис 59:7, 8 ) и потом опять из псалмов ( Пс 35:2 ). Заметно, что сначала он рисует развращение человеческое в самых общих чертах (ст. 10–12), а потом упоминает о двух особых проявлениях этого развращения – в области слова (13–14) и в области дела (15–17). Заключает он все изображение указанием на источник развращения – отсутствие в людях страха Божия (18). Рим.3:19 .  Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, Рим.3:20 .  потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Полагаем возможным согласиться с этим мнением. Не видим возможности и понимать это место иначе, так как Илия пророк стоит на великой высоте не только в Ветхом Завете, но и в Новом, сравненный с Моисеем на горе Фавор в день Преображения Господня. Елисею же не дано было воспарить до такой духовной высоты, а между тем очевидно, что он просимое им у Илии получил, так как он увидел телесными очами, как пророк Илия взят на небо (Ср. 4 Ц. II, 9 – 10 и 12). В том смысле, как мы понимаем вышеприведенный текст, просьба Елисея не могла назваться нескромной, но и она не вдруг удовлетворяется пророком Илиею, который указывает Елисею, что ее исполнение будет зависеть от того духовного состояния, в котором находится Елисей, и которое известно одному Богу, ведающему сердца. Он предупреждает еще Елисея, что он просит трудного: так велик, но и так страшен пророческий дар, требующий от человека великой чистоты, великих трудов и подвигов, чтобы быть достойным этого священного состояния, в котором человек подымается до состояния ангельского. И вот, во время этого разговора Илии с его учеником (ст. 11), внезапно совершается великое чудо. Мы знаем ( Быm. V, 24 ), что Енох был взят на небо, но не знаем, как это совершилось: «и ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». Из этих слов мы можем только заключить, говоря словами митрополита Филарета (Зап. на кн. Бытия, стр. 172), что «в Енохе, по достижении внутреннего человека его в предопределенную меру благодатного возраста, смертное поглощено было жизнью ( 2Kop. V, 4 ) некоторым благороднейшим образом, нежели тот, который мы называем смертью телесною». И об Моисее мы не знаем, как совершился таинственный переход от жизни земной к жизни вечной; во Bmop. XXXIV сказано только, что на горе Нево, на вершине Фасги, что против Иерихона, Господь показал ему всю землю, назначенную в удел Израилю, «и умер там Моисей, раб Господень,... и погребен на долине... и никто не знает места погребения его, даже до сего дня» (ст. 1–6). Мы еще имеем таинственное указание в ст. 9 послания Иуды, из которого можно заключить, что тело Моисея, которое погребено «на долине» по Второзаконию, погребено Ангелами, причем Архангелу Михаилу поручено было блюсти это тело, дабы оно не сделалось предметом поклонения среди народа 882 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2Пар.36:22 .  А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: 2Пар.36:23 .  так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет. Эти заключительные стихи 2 Паралипоменон дословно читаются в начале 1-ой книги Ездры ( 1Ездр.1:1–3 ); там и настоящее место этих стихов (проф. Олесницкий, «Государственная летопись царей Иудейских», с. 431). Но заключающееся здесь известие о времени возвращения из плена вавилонского (1-й год правления Кира Персидского, ср. И. Флавий, «Иудейские Древности», т. XI, 1, 1) важно и для правильного понимания книг Паралипоменон в двух отношениях. Во-первых, здесь дано точное указание окончания плена: 1-й год царствования Кира, 537-й или 536-й г. до Р.Х, следовательно, дана возможность точного определения и начала пленения 607–606 гг., т.е., по принятой хронологии – 4-й год царствования Иоакима, когда произошло первое переселение партии иудеев в Вавилон (( Иер.25:1 ) и далее) или первый год царствования Навуходоносора. Таким образом, точно намечаются границы семидесятилетнего (ст. 21) пленения иудеев и исключается то предположение некоторых толкователей, по которому начало 70-летнего плена нужно считать с окончательного разрушения Иерусалима в 589 г., а конец его признавать в указе Дария Гистаспа 520 г. о восстановлении Иерусалимского храма ( 1Ездр.4:24 ). Во-вторых, по замечанию блаженного Феодорита, «конец самой книги (2 Паралипоменон) показывает, что это (содержание кн. Паралипоменон) священный историк собрал ( σνγ γαγε) из многих пророческих книг спустя долгое время, поскольку здесь упомянуто о царе персидском Кире и возвращении пленных (иудеев)» («Quaestiones in II Paralipomenon. Partologia Graece», T. LXXX, Col. 855,858) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вскоре Пимен и ученики его пришли к удрученному горестью старцу и постучались у двери. «Кто там?» – спросил ученик пустынника. «Скажи отцу твоему, – отвечал угодник Божий, – что Пимен пришел с братией принять от него благословение». Услышав столь несносное имя, старец воспылал гневом. «Скажите Пимену, – с досадою воскликнул он, – что у меня нет времени видеть его с братией».– «Не отойдем отсюда, – отвечали на это в один голос Пимен и братии, – не отойдем от кельи, пока не сподобимся принять благословение у св. мужа...» Палимые зноем, испытывая жажду, остались они у дверей кельи. Наконец, старец, видя смирение и терпение пришельцев, умилился, отворил им двери, принял их с братским целованием и беседовал с любовью. «Поистине, не только справедливо все то, – сказал пустынник своим посетителям, – что я до сего времени слышал о вас; но я вижу в вас добрых дел стократ более»... И с этого времени старец был другом и собеседником преп. Пимена. (Составл. по кн. «Уч. благоч»., изд. 14-е. Спб., т. I, ч. II, стр. 82–83). 7. Три вида перенесенных обид «Однажды три инока претерпели бесчестие, – повествует св. Иоанн Лествичник . – Один из них был угрызаем скорбью, но смолчал; другой порадовался за себя, но опечалился за оскорбившего его; третий же, воображая единственно вред ближнего, пролил теплые слезы. Таким образом, здесь были видимы делатели страха, воздаяния и любви». (Леств., сл. VIII. §27, стр. 125–126. 8. Библейские примеры прощения обиды 1 . Иосиф. После смерти Иакова все дети его, братья Иосифа, опасаясь, чтобы он не стал мстить им за то зло, которое они некогда сделали ему, продав его в рабство в Египет, где по устроению Божию он вскоре сделался первым при дворе фараона министром, послали сказать ему, что отец перед смертью завещал ему простить их за грех их против него: «Скажите Иосифу, – говорил он, – прости братьям твоим, рабам Бога отца твоего». Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья его, пали перед ним и сказали: «Вот, мы рабы твои». Иосиф, успокаивая их, сказал: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога. Вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть, и сохранить жизнь великому числу людей. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших», – и таким образом успокоил их и осыпал благодеяниями до конца жизни своей. ( Быт.46 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Гибельные последствия вероотступничества: если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасители нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди ( 2Nemp. II, 20, 21 ). – Когда праведник отступил от праведности своей, и начал делать беззаконие, то он умрет за то (Иез. XXXIII, 18). в) Примеры гнева Божия на отпадавших от Христовой веры. Св. священномученик Киприан, епископ карфагенский, в своем сочинении «О падших» (т. е. отвергнувшихся от Христовой веры) приводят следующие рассказы: I. Один человек, отрекшись от Христа в Капитолии, поражен был немотою. II. Одна женщина, которая после своего вероотступничества отправилась прямо в баню, схвачена была там нечистым духом и изранила себе язык своими зубами. III. Один человек, приносивший жертву идолам, пытался съесть часть «святыни Господней», но, открыв свою руку, он нашел, что в ней оказался лишь пепел (Сн. кн. «Жизнь и труды св. отцов и учителей церкви», Фаррара, стр. 174). IV. Юлиан – сын Юлия Константа, брата Константина Великого , хотя был крещен, но впоследствии, подпав влиянию языческих философов и лиц враждебно настроенных против христианства, отрекся от Христа и открыто объявил себя язычником, когда сделался императором. Все его попытки воскресить язычество и уничтожить христианство оказались бессильными. Изучая историю того времени, мы должны признать, что Юлиан никогда сознательно не принадлежал ко Христу и что он не понимал того духовного безмерного величия христианства, той спасительной силы его для человечества, против которых он в своем ослепления напрасно боролся. Но промыслу Божию угодно было в скором времени прекратить эту безумную и богохульственную борьбу: в сражении с персами неизвестно кем пущенная неприятельская стрела поразила богоотступника. Изнемогая в смертных муках, он взял из простреленной раны кусок запекшейся своей крови и, бросив ее вверх, сказал: Ты победил меня, Галплеянин!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пророк не говорит: если бы не нашлось среди нас людей, которые по своей свободной воле пожелали пребыть в вере и благочестии, но если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка , указывая но то, что сохранение их в вере и благочестии есть дело милости Божией, без которой мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре . Наша уверенность в том, что Бог " сохранит нас от падения и поставит перед славою Своею непорочными в радости " (Иуда, 24), определяется тем, на кого мы на самом деле полагаемся в этом вопросе — на Бога или на самих себя. Ибо если я скажу " я не могу быть уверен в своей собственной вере и твердости " , то тем самым заявлю, что считаю веру и твердость " своей собственной " и полагаюсь в вопросе ее сохранения на себя, а не на Бога. Такая позиция была бы проявлением того неосознанного пелагианства, к которому мы все склонны по природе. Отцы II Аравсийского собора были особенно озабочены тем, чтобы сохранить нас от этого заблуждения: Никто не имеет ничего своего, кроме обмана и греха. Если что, однако, имеет человек истинного и праведного, это происходит от того источника, которого должны мы жаждать в сей пустыни, чтобы от него словно некими каплями орошаемые, не ослабли в пути (Канон 22). Вера и твердость является Божиим даром; потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1:29), как получивший от Господа милость быть Ему верным (1 Кор. 7:25), и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его (Еф. 1:19). Бог производит нашу веру, удивительным образом действуя в сердцах наших, чтобы мы уверовали (бл. Августин. О предопределении святых, гл. 2). В разрешении этого вопроса возникли затруднения, связанные со свободной волей человека; но победила благодать Божия: и нельзя было прийти к чему-либо еще, кроме как к тому, чтобы понять прозрачнейшую истину, сказанную Апостолом: " Ибо кто отличает тебя? Что имеешь, чего бы не получил? Если же получил, что хвалишься, как будто не получил? " (1 Кор. 4, 7). Мученик Киприан также, желая показать это, все заключил в одном заголовке, говоря: " Ни в чем не следует хвалиться, поскольку ничто не является нашим " (К Квирину, кн. 3, гл. 4). Вот почему я ранее сказал, что этим свидетельством Апостола также я сам был обличен, в особенности когда мудрствовал об этом деле иначе, нежели мне открыл Бог в разрешении этого вопроса в письме, как я сказал, к епископу Симплициану. Итак, данное свидетельство Апостола, сказавшего для смирения человеческой гордости: " Что имеешь, чего бы не получил? " — не позволяет кому-либо из верных сказать: " Имею веру, которую не получил " . Потому что спесивость этого ответа совершенно подавляется Апостольскими словами (Там же, гл. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

130 Мат. XVI, 21 и след.; Mapk. VIII, 31 и след. Простое сопоставление этих двух столь различных событий с Петром, не доказывает ли что новейшие латинцы, напрасно усиливаются вывести столько последствий из первого? 132 Евангелисты не называют этой горы; но есть весьма древнее предание, что это Фавор, близь Назарета. Св. Мат. (XVII, 1) и Св. Марк (IX, 1) говорят, что Преображение было шесть дней спустя после исповедания веры в Кесарии. Св. Лука (IX, 23) говорил, что через восемь дней. Тут нет разногласия но если бы и было, то не стоит им заниматься. 144 Сокровохранительницы были кружки для вкладов, таких было по Иосифу тринадцать ( Иуд. войн. кн. V). 145 Это выражение имеет смысл: что Иисус не был еще в летах мужа совершенного что у Иудеев считалось–50 лет. 147 Было несколько праздников обновления: в память храма Соломонова, в память Зоровавелева и обновление жертвенника Иуды Маккавеё. Этот был в месяце Кислеве, соответствующем части ноября и декабря. Годовщина обновления храма Соломонова была в седьмом месяце, годовщина обновления Зоровавелева в месяце Адар, соответствующему февралю и марту. Полагаем, что Святой Иоанн говорит о годовщин обновления жертвенника Иудой Маккавеем. 149 Святой Матфей (VI; 9–13) излагает молитву эту еще полнее: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». 150 Святый Матфей добавляет что как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, там и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи, и что таким образом Он будет Знамением против рода Иудейского. 152 В Евангелии от Матфея (XXIII, 35) читается: «Захарии сына Варахиина, последнее слово есть ошибка переписчиков. Бл. Иероним читал в текст еврейском: Захарии сына Иодаева и это есть настоящее чтение (См. II Паралип. XXVI; 20–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Грех не смертный, называемый некоторыми простительным, есть тот, которого ни один человек избежать не может, выключая Христа и Деву Марию. Но сей грех не лишает нас благодати Божией и не подвергает вечной смерти. О сем грехе Писание говорит: если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). Таковым грехам нет числа; впрочем, сюда собственно относятся те, кои не включаются в смертные. Никто не должен пренебрегать и сими грехами и оставлять оные без исправления; но всякий каждодневно, по отшествии ко сну, должен во время ночи размышлять о них и вместе с другими грехами оплакать их пред Богом, по словам Псалмопевца: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и умилитесь ( Пс.4:4 ) и еще: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою ( Пс.6:7 ) и просить прощения молитвами Богородицы и всех святых. Ибо и сии грехи мерзки пред величеством Божиим, по сказанию Писания: мерзость перед Господом помышления злых ( Притч.15:26 ). И если они не заглаживаются покаянием, то отверзают вход грехам смертным и производят в человеке холодность, нерадение и призрение к исполнению заповедей Божиих. Испов., III, отв. на вопр.43. О различии между грехами вольными и невольными см. ниже, Втор. полов., III, Б., о преступности человекоубийства. О различии между грехами мысли и дела см. IX, Апост. постанов. кн. II, гл.48. Некоторые виды порочных состояний: состояние нравственного нерадения и беспечности, состояние ожесточения. Что есть беспечность или леность? Беспечность есть холодность к вечному спасению и нерадение о нем. По причине такого нерадения, человек печалится и негодует, когда предлежит ему исполнение доброго дела; ибо он убегает такого труда, который относится к деланию добра. Против сего порока Апостол пишет: дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою, долготерпением наследуют обетования ( Евр.6:12 20 ). И Спаситель наш, объясняя сие, говорит к ленивому оному рабу: лукавый раб и ленивый, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. И ниже: а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов ( Мф.25:26, 30 ). Испов., III, вопр., и отв. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Быт. 41:7 и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон. Т. е. сначала он не понял, так живо было впечатление этого сна, и, только опомнившись, он понял, что виденное им была не действительность, а сон. Быт. 41:8 Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта «Толкователей священных письмен» – так переводит м. Филарет слово «хартумме», и очень близко к этому передаёт это слово комментарий Англ. Библии, указывая, что слово это должно быть передано словами «священные писцы». И м. Филарет, и Англ. Библия указывают одинаково на происхождение этого слова от еврейского и сирского видел, или истолковал, и закрыл (отсюда слово «тайна»). М. Филарет прибавляет следующее: «Не без причины разумеют под сим средний разряд жрецов египетских (иерограмматеис), толкователей священных письм, одним словом, иероглифов… Фараон имел особую причину обратиться к толкователям иероглифов, ибо в сновидении его с первого взгляда приметен был характер иероглифический. Под именем мудрецов разумеются, может быть, жрецы высшей степени» (Зап. на Кн. Бытия, ч. II, стр. 195). и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону. М. Филарет делает замечание, что сон кажется ясным и, казалось бы, должен был быть легко истолкован людьми, постоянно занимавшимися истолкованием снов и иероглифов. Нет сомнения, что затмение, нашедшее на них, было делом особого промысла Божия 162 . Быт. 41:9 И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне; Или грех, совершённый перед фараоном, или, вернее, грех неблагодарности к Иосифу, которому он обещал помочь выйти из темницы, если будет сам освобождён ( Быт. 40:14–23 ). Быт. 41:10 фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей; См. комментарии к предыдущей главе. Быт. 41:11 и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения; Быт. 41:12 там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010