Весь народ откликается! Неусыпный труд Владимирской епархии Такая зримая напасть испытывает всех нас: как мы твердо верим Богу, как мы молимся, как творим добро, как милосердствуем к пострадавшим и бедствующим. Надо оставить ссоры и вражду, особенно ненависть, поскольку это и порождает огонь между нами. 13 августа, 2010 Такая зримая напасть испытывает всех нас: как мы твердо верим Богу, как мы молимся, как творим добро, как милосердствуем к пострадавшим и бедствующим. Надо оставить ссоры и вражду, особенно ненависть, поскольку это и порождает огонь между нами. Во всех храма Владимиро-Суздальской епархии, а также в часовнях, открыто дежурство из клира и прихожан. Постоянно служатся молебны, в которых принимает участие и губернатор Владимирской области Николай Виноградов, читается Псалтирь. Организован сбор пожертвований и вещей. В каждой православной церкви региона принимают материальную помощь для пострадавших от лесных пожаров. Такое распоряжение сделал архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, который сам лично возглавил специальный комитет по сбору помощи погорельцам и содействию в ликвидации пожаров. В первый же день после того, как до областного центра дошло известие о том, что в регионе сгорело четыре деревни, владыка выехал к пострадавшим. А в районах, где пожары действовали с особой силой, глава Владимиро-Суздальской епархии проводит постоянные беседы с погорельцами и местными жителями. Так недавно владыка побывал в испепеленной лесными пожарами деревне Большой Преклон Меленковского муниципального образования. Местные жители, оставшиеся без крова над головой, ютятся в соседней школе, куда архиепископ привез для всех нуждающихся новые комплекты постельного белья и другую гуманитарную помощь. Нам стало известно, что из своих личных средств архиерей пожертвовал погорельцам сто тысяч рублей. С самого начала катастрофы он находится в постоянных поездках по деревням и селам, где еще недавно свирепствовал огонь. Вот как владыка Евлогий прокомментировал сложившуюся в области ситуацию:

http://pravmir.ru/ves-narod-otklikaetsya...

Возможно ли настоящее духовное возрождение в России?Как Церковь относится к движению Русское Национальное Единство?Правда, что тело Ленина нужно сжечь прилюдно на Красной площади?Как относиться к организации Гринпис?Почему благословляют людей, которые стреляют?Как относится православие к проверочным закупкам и работе с доверенными лицами? Как вы считаете возможно ли настоящее духовное возрождение в России, когда основная масса «Базаровых» ставит перед собой одну цель: животная страсть жизни, стремление к удовлетворению всех низменных животных инстинктов, которые приобрели потеряв «Образ и Подобие Божие», следуя принципу — «один раз живу, а дальше будь, что будет». Когда с экрана телевидения прививается животное отношение к жизни, понятие духовной жизни недопонимается должным образом, а подменяется примитивным отношением. Ваша оценка тому, что вы Вы видите главным в деле спасения молодежи от пагубного растления Западом. На мой взгляд, Западом нас наказывает Господь, но помилует с Востока. Прошу Вас ответить, как Вам подсказывает сердце. Да хранит Вас Господь! Жду ответа. Михаил. Михаил, отвечаю, как подсказывает сердце. Духовное возрождение в России может иметь разные масштабы, оставаясь все-таки настоящим духовным возрождением. И некоторые люди возрождаются. Таких, как мне кажется, со временем становится больше, а не меньше. Но этот процесс идет медленно. Говорить о духовном возрождении России в целом как государства или как народа пока не приходится. А многие падают все ниже и ниже. Вопрос о том, что главное в деле спасения молодежи (и не только молодежи) от духовного и телесного растления, не дает мне покоя многие годы. По-моему, наша главная слабость в том, что мы не осознаем четко ни свои конкретные цели сегодняшнего дня, ни общие цели духовной жизни. «Спасение», «благодать», «покаяние» — все это очень сильные и глубокие слова, но мы их «затаскали». Мы превратили их в какие-то речевые клише, и когда кто-то говорит о спасении через покаяние, в этом видится все меньше конкретного смысла, который некогда заключался в этих словах. Путь, по которому можно идти, живя глубокой духовной жизнью в условиях современного мира, видится как бы в тумане, и мало кто шел этим путем. А все внешнее — это, так сказать, «листья» древа духовной жизни. Внешнее существует только лишь для того, чтобы явилось внутреннее, то есть духовные плоды, которых у нас пока немного. Это проблема не сегодняшнего дня и даже не вчерашнего. В России это проблема былых, дореволюционных времен. Но мы ее унаследовали, и если наше поколение христиан не решит ее, за нас ее никто не решит.

http://pravmir.ru/cerkov-i-obshhestvo-ot...

Духовное наследие афонского подвижничества: история и современность Епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря (Россия, Валаам). Благословение знать путь. Святогорские подвижники XX в. как путевожди современного монашества Монашество иногда рассматривают только как уход от мира, бегство с «тонущего корабля современности». Это печальное умаление его смысла. В святоотеческом понимании оно приобщает «духовной жизни того порядка, как нарисовал нам Господь», зовет «познать Христа в совершенстве, возможном для человека» и «рождается как особое служение, как предельная готовность следовать за Ним» 1 . Откуда же возникает эта «предельная готовность» и чем поддерживается? Св. Отцы говорят нам о том, что «никто не становился монахом, не увидев на лице другого отблеск вечного света». То есть становление монаха (а речь здесь именно об этом, а не о простом уходе в монастырь) так или иначе происходит в личном контакте с людьми, которые несут в себе тайну приобщения Богу. Количество такого общения может быть самым разным – от каждодневного ученичества до единичных встреч, но суть остается той же: во плоти, в живом человеке Христос вновь и вновь являет Свое присутствие, Свое вселение. Различна и степень такого явления Бога через человека: это может быть сам подвижник, стяжавший преподобие Христу, или его ученики, апостольски свидетельствующие миру о возможности такой полноты и несущие в себе заряд того же качества и направления. Сам по себе вопрос о том, почему научение искусству святости происходит через человека, зачем нужен еще кто-то, кроме Самого Бога – звучит в разных формах вот уже две тысячи лет: Покажи нам Отца и довлеет нам ( Ин.14:8 ). Он очень глубок и касается самой сути веры, 2 самой сути Боговоплощения 3 . Когда мы внимательно читаем Евангелие, нам открывается глубина этой темы. Христианство принесло человечеству полноту Богообщения, к которому Бог вел Своих избранных всей болью земной истории: Вселюся в них и похожду, и будут мне людие. Но как происходит это вселение, это «стяжание» Бога? О том, что такое «стяжание благодати» и непосредственно ли мы научаемся ему, невозможно рассуждать отвлеченно, как и Бога нельзя познать как объект, но только как Того, Кто Сам раскрывается в личном общении. Неудивительно поэтому, что этот вопрос во все века был камнем претыкания и соблазна. Всякий раз, как человек дерзал говорить о непосредственном Богообщении, его подозревали в прелести. Вот та самая «невозможность поведать миру о подлинных измерениях бытия», о которой говорил отец Софроний (Сахаров) . Осторожность необходима, но если бы она лежала в основе «неприязни» мира к святым, то не пользовались бы такой популярностью в народном благочестии люди властные и проповедующие себя 4 . Чаще нами движет не осторожность, а нежелание признать, что в собственной нашей недостаточности виновато не время, в которое, дескать, «нет больше старцев», а нечто внутри нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И.Ц. Миронович Лекция 18. Евангелие как основа жизни , как, знаете, мысли людей – не простых, конечно, людей, – как устроить на Земле, чтобы люди жили счастливо, как некогда в золотом веке? У всех народов сохранилось предание, что жизнь, которую мы сейчас ведём, недостойна человеческой жизни, что было время, когда они жили в золотом веке, когда было полное совпадение между мыслью и делом, и люди процветали. Затем золотой век сменился серебряным, серебряный – медным, а медный – железным. И вот Гесиод – слышали такого, почти что современник Гомера, – оставил книгу «Труды и дни» и описал этот век. Сначала золотой, потом серебряный. Послушайте, что он писал: просто так написать – одного литературного дарования недостаточно. Я думаю, что он в тот момент, хотя и язычник, в какой-то мере воспринимал и Λγος σπρματικος – зёрна Логоса, зёрна истины, – Господь оставлял их и в орбите, за территорией Церкви. Мы не можем обусловить Бога: ах, вот Он действует только в избранном народе или только в орбите Церкви, а за пределами её одна тьма. Нет. Зёрна Логоса – какое-то, вот, просвещение от Бога – и там в умах лучших людей – было! Если возьмёте самого яркого представителя стоицизма Эпиктета, то его произведения читались в монастырях за обедом, как творения святых отцов. А потом, когда выяснилось, что это язычник, вообще не знавший Христа, поразились: как же он мог писать, как святой отец? И вот такая мысль святоотеческая есть, что Бог просвещал и людей, лучшие умы, которые были за пределами Церкви. И вот что он пишет: «Век золотой». Создали прежде всего поколенье людей золотое Вечноживущие боги [ну, он как язычник пишет], Владельцы жилищ Олимпийских, Был ещё Крон-повелитель в то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили. А умирали, как будто объятые сном. Недостаток Им был ни в чём неизвестен. Большой урожай и обильный

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

К оружию Любите ли вы оружие, как люблю его я? Это иррациональная, «бескорыстная» любовь человека, никогда его не применявшего 2 февраля, 2015 Любите ли вы оружие, как люблю его я? Это иррациональная, «бескорыстная» любовь человека, никогда его не применявшего Сейчас, когда сам воздух пропитан ненавистью, а кое-где война пожирает жизни людей, многие задумываются, как защитить близких. …Яко посреде хожду сетей многих… Молитва святого Иоанна Дамаскина Любите ли вы оружие, как люблю его я? Это иррациональная, «бескорыстная» любовь человека, никогда его не применявшего. Мне нравится тяжесть рукояти пистолета и приёмистость приклада охотничьего ружья; мне нравится, как ложится в руку хорошо сбалансированный меч; как бывает красив и удобен нож. Наверное, это в крови: мой двухгодовалый средний сын, держа на коленях дедово охотничье ружьё, нежно гладил его и приговаривал: «Ууу!.. Большой паталет!» Другие сыновья к оружию равнодушны. Одного из них постоянно посылали от школы на соревнования, где он всегда аккуратно клал все пять пуль в 9-10, пока не догадался, что того, кто не попадает, на постылую стрельбу не повезут. Конечно, пока дети росли и было время «ролёвки», чего только в доме не перебывало: луки и арбалеты, катаны и мечи, кинжалы и ножи, китайские полукопии пистолетов и автоматов, поручи, поножи, щиты, кольчуги… Только все это было совсем (или почти совсем) ненастоящее. Настоящими (и недоступными) в их детстве были дедовы охотничьи ружья, а в моём – еще и папина «мелкашка» с изящной шейкой, ложившейся в руку, как пистолетная рукоять, так что можно было стрелять с одной руки, как индеец в вестерне. Моего отца давно нет в живых, и оружия дома тоже нет – ни охотничьих «Зауэра» и ижевского «Меркеля», ни его любимой «мелкашки», подаренной дедом, как было принято в семье, сыну на десятилетие. В советские времена её, как нарезное оружие, почему-то велели сдать. И вот недавно, начитавшись новостей, я спросила мужа за чаем: – Не пора ли уже завести дома что-нибудь на эту тему?

http://pravmir.ru/k-oruzhiyu-1/

Не бойся, малое стадо, яко блогоизволи Отец ваш дати вам царство. (Ев. Лук.12:32 ). ...В нынешняя же времена отнюдь не повелевают се Отцы от себе кому братию поучати, но от Писания святого и от учения Преподобных Отец. (Из письма блаженного старца архимандрита Паисия Величковского) . На вопрос: зачем ты пришел в монастырь? многие отвечают: за тем, чтобы душу спасти. А в чем состоит это дело «спасения души», как за него приняться, и как проходить его с успехом, объяснить не могут, по неведению. Это и дало мысль составить предлагаемый сборник изречений св. Отцов, подвижников и учителей Церкви, из которого было бы видно, как они понимали этот подвиг «спасения души» в монашеском звании: как св. Отцы советуют проходить его, по внутреннему и внешнему человеку; чего держаться в жизни, как руководящей нити; чем поддерживать себя в трудах и недоумениях, в порывах и приливах борьбы, неизбежных при подвиге; к какой духовной цели стремиться здесь на земле; как избавиться от рабства страстям и достигнуть чистоты сердца, составляющей истинную свободу славы чад Божиих и искомый конец монашеского подвига, или как, по крайней мере, получить несомненную уверенность в своем вечном спасении и потому небоязненно смотреть на переход в вечность. Имея в виду большинство читателей, которые говорят: «книги так надобно писать, чтобы и малограмотным было понятно», и приводят в пример бессмертные творения святит. Тихона Задонского , мы старались достигнуть наибольшей простоты изложения. Поставили себе за правило предлагать изречения святых Отцов в том самом виде, как они содержатся в русских переводах их творений; те же изречения, которые заимствованы нами из славянских переводов, приводим здесь на русском наречии, после должного сличения их с греческим подлинником. Ювеналий, Архиепископ Литовский и Виленский Вильна 1904 года. Вступление в монастырь Общий, необходимый для каждого христианина путь ко спасению вечному есть исполнение заповедей Божиих, как Сам Господь сказал богатому юноше: аще хочеши внити в живот, соблюди заповеди, но вслед за тем, в ответ на слова его: вся сия сохраних от юности моея, прибавил: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене ( Мф.19:17, 21 ). Эти последние слова Спасителя повлекли за собою многих, желавших духовного совершенства и первые из них, после мира Церкви от гонений: Антоний Великий , Макарий Египетский , Пахомий Великий и их подражатели, стремясь к очищению своего сердца исполнением заповедей Христовых, поняли, как пишет св. авва Дорофей , что находясь в мире, они не могут удобно совершать добродетели, измыслили свой особенный образ жизни, особенный образ действования, – я говорю о монашеской жизни, и начали убегать от мира и жить в пустынях 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

От яблок ко Христу. Преобразившись, мы выходим в мир И этот праздник ставит Его в центр нашей жизни 19 августа, 2019 И этот праздник ставит Его в центр нашей жизни О чем стоит задуматься, стоя перед иконой Преображения, и почему ученикам было необходимо увидеть Христа как Господа? Напоминает протоиерей Александр Балыбердин. Когда мы смотрим на икону Преображения, мы видим, что в центре изображен преобразившийся Христос – Он является центром этого события. Из Евангелия мы знаем, что Господь, взяв с собой трех наиболее близких учеников, поднялся на гору Фавор, и ученики увидели Его как Господа, Сына Божьего. Почему это было необходимо? Потому, что им предстояло спуститься с этой горы, спуститься в мир – в мир, который распнет Христа. Для того, чтобы они уверовали в Него как в Сына Божия, уверовали в него как в Бога, Он преобразился перед ними и предстал как Господь. Я думаю, что позднее, когда произошли все голгофские события, когда колебались их сердца, когда они, как мы знаем по апостолу Петру, даже отрекались от Христа, когда сидели за закрытыми дверями, возможно, ожидая, что еще немного и за ними придут, схватят их, и они будут гонимы или казнены, апостолы вспоминали преобразившегося Господа. Само это воспоминание утверждало их в том, что Христос есть истинно Сын Божий. Мы каждую службу заканчиваем восклицанием: «Христос – истинный Бог наш!» Но мы привыкли к этим словам и порой забываем, что сам этот путь призывает нас в центр нашей жизни поставить именно Христа. Люди приходят порой в Церковь, не отдавая себе отчета в том, что важно приходить именно ко Христу, а не из других каких-то соображений. Кто-то приходит в немощи, в болезнях, в каких-то нуждах, прося у Бога защиты, помощи, и часто в центр жизни ставит себя, даже пребывая в Церкви. Но все иконы, как иконы Самого Господа, так и иконы Божьей Матери, особенно в иконографии Одигитрия, где Она указывает на Спасителя, на Сына Божия, сидящего у Нее на руках, призывают в центр нашей жизни поставить именно Христа. Праздник Преображения тем и замечателен, что он со всей очевидностью это делает, причем ставит в центр нашей жизни Христа не просто как нравственный пример или замечательного человека, который когда-то жил, мудреца, сказавшего нечто интересное и важное, а именно как Сына Божия, как живого Бога.

http://pravmir.ru/ot-yablok-ko-hristu-pr...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дом Божий «Дом Божий. Три беседы о Церкви» — текст бесед Антония Сурожского в лондонском приходе 13 декабря 1990 г., 10 января и 1 февраля 1991 г. «По своей природе Церковь — святыня, по историческому своему развитию и судьбе она трагична в двух отношениях. С одной стороны, она трагична, как жизнь и как смерть, как сошествие во ад Самого Христа; но трагично тоже, что при всем том, что нам дано, мы в течение всей нашей истории, то есть всей истории человечества, оказываемся недостойными того звания, которое нам дано, и того призвания, которое является нашим: быть детьми Живого Бога, быть Его свидетелями на земле, быть зачатком Царствия Божия, быть явлением этого Царствия Божия, пришедшего в силе.» Table of Contents Митрополит Сурожский Антоний. Дом Божий (Три беседы о Церкви) Беседа первая По своей природе Церковь — святыня, по историческому своему развитию и судьбе она трагична в двух отношениях. С одной стороны, она трагична, как жизнь и как смерть, как сошествие во ад Самого Христа; но трагично тоже, что при всем том, что нам дано, мы в течение всей нашей истории, то есть всей истории человечества, оказываемся недостойными того звания, которое нам дано, и того призвания, которое является нашим: быть детьми Живого Бога, быть Его свидетелями на земле, быть зачатком Царствия Божия, быть явлением этого Царствия Божия, пришедшего в силе. И вот я хочу сначала подумать о самой Церкви, о том, чем она является в своей природе. Если вы обратитесь к катехизису, вы увидите, что Церковь определяется им как общество, обладающее единством веры, единством таинств, единством священноначалия, общество, учащее жить так, как научил нас жить Христос. Но такое определение понятно только тем, кто опытно знает, что такое Церковь, потому что единство веры не является просто общим согласием на догматические формулировки. Вера — это уверенность в невидимом (Евр. 11: 1), это внутренний опыт, говорящий нам о том, что невыразимо, что может быть познано только опытом и, в конечном итоге, покоится в созерцательном молчании. Таинства для внешнего взора являются обрядами, в лучшем случае символами, тогда как для верующего, который опять-таки опытно приобщился к их содержанию, они являются приобщенностью и к Божественной жизни, и к человечеству Господа Иисуса Христа. А что касается до священноначалия, очень легко подумать, будто священноначалие стоит во главе церковного общества, подобно тому, как возглавляются различные общества, будь то государство, будь то армия, будь то какая-либо иная общественная организация. Поэтому такое определение позволяет людям только поставить перед собой вопрос: что же это за общество, которое определяется такими странными словами? Каждое из них ставит вопрос…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Пост и дети Презентация новых книг Анны Сапрыкиной и дискуссия на тему «Как провести Великий пост вместе с детьми» (+ВИДЕО) В марте издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» , порталом Православие.Ru и Марфо-Мариинской обителью милосердия была организована онлайн-встреча с Анной Сапрыкиной – автором книг о православном семейном воспитании. Анна познакомила с новыми изданиями, подготовленными ею и выпущенными издательством «Вольный Странник». Это «Настенный календарь на Великий пост» и «Дневник на Великий пост для детей и подростков» . Но встреча была не только презентацией новых книг. Разговор шел вообще о том, как организовать пост для детей, как сделать так, чтобы Великий пост ощущался детьми как особое время в жизни семьи и Церкви. Гостями встречи были протоиерей Максим Первозванский – клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, отец девятерых детей; Наталья Москвитина – генеральный директор благотворительного фонда поддержки семьи и материнства «Женщины за жизнь», мама четырех детей, автор и ведущая программ на телеканале «Спас»; Алина Бабкина – жена священника, психолог, блогер, мама троих детей. Анна Сапрыкина ответила и на вопросы пришедших на эту встречу. Показать суть и время поста наглядно Анна Сапрыкина : – С древних времен, с тех пор, как пост вообще появился в человеческой культуре – а пост известен с ветхозаветных времен, – это было особенное время, и участие в этом особенном деянии принимали не только взрослые, но и дети. Даже маленькие дети. А святитель Иоанн Златоуст обращает внимание: в Ниневии (куда плыл Иона, попав во чрево кита), когда начали поститься жители этого города, чтобы умилостивить Бога, дабы отвел Он справедливое наказание от них, то постились не только младенцы грудные, но даже и скот постился. Мы не будем говорить о том, что детей надо морить голодом, мы будем говорить в первую очередь о том, как рассказать детям, даже маленьким, о посте, как сделать Великий пост действительно особенным временем в жизни семьи. Как можно это сделать. Не как нужно, не как положено, а какие могут быть варианты – хочу сразу это подчеркнуть. По опыту моей семьи, семей моих друзей. А может быть, и пришедшие на эту встречу что-то расскажут и о своем опыте.

http://pravoslavie.ru/138246.html

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание    Любвеобильный наш отец, по своему к нам расположению, предоставил мне слово, и на принесенную ему вами за меня благодарность ответил настоящим поступком, пользу своих чад почитая собственной выгодой. Я с радостью принял это его поручение, и опять возвышаю среди вас свой голос и с готовностью берусь за продолжение моей прежней беседы. В прошлое воскресенье я показал вам Христа, вместе с рабами своими приходящего креститься; показал также Крестителя, узнавшего при­шедшего Владыку и отказывавшего ему в крещении, но затем по повелению Спасителя, исполнившего свое служение делу спасения; изобразил наконец Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, возвестившего с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.17:5) — и, дойдя до этого свидетельства, я оставил эту кафедру, так как наступила уже пора прекратить беседу. И вот сегодня я желаю возобновить то, что тогда по недостатку времени вынужден был оставить, и раскрыть смысл этих слов, чтобы, уразумев их, вы через них возвысились к Виновнику их, т. е. Сыну.    «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Это — Сын Мой, вместе со Мной ниспослав­ший на Себя Духа Святого и в то же время воспринявший Духа, которого послал; это Он, прежде всех веков от Меня рожденный, а не сотворенный, Бог от Меня Единого рожденный, единородный, как один Я знаю и как Он один знает; это — образ Моего совершенства, это — в Себе самом отпечатлевший Мое Божество; вот Он, ясный образ Моей Ипостаси. Это Мой Сын, из Моего существа бестелесно, неизменно, безвременно воссиявший, не от другой ипостаси получивший начало. Это Сын Мой по природе, а не по благодати, Сын Мой — совечный Мне, совечный, а не юнейший, не получивший бытие позднее; Сын Мой — Единосущный Мне, как свет от света, как жизнь от жизни, как истина от истины, как сила от силы, как Бог от Бога. Я родил, Он рождается; между Мной и Им нет ничего посредствующего. Я родил, как прилично было родить Мне, Богу по природе; Он рожден, как прилично было быть рожденным Богу Слову.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3965...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010