Октябрь 6 октября 1864 г. Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе Боже мой, что Ты, моя всесильная помощь, избавил меня совершенно от мерзостей адского змия и духа уныния во время двух классов, первого и пятого, чрез причащение мое Святым Твоим Божественным и животворящим Тайнам. Правда, была и борьба, но эта борьба с мерзкими силами увенчалась успехом. Благодарю Тебя, Господи, за спасение Твое. Утверди мя, Боже мой! Мне преподавание да будет непрерывным чудом Твоих милостей ко мне, недостойному. Господи! Дерзновения Твоего, сановитости Твоей не лиши меня пред людьми Твоими и отроки Твоими. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [ Ин. 6, 56 ], то есть так, как Иисус Христос находится в Отце и Отец в Нем, и Они составляют одно. Я и Отец – одно [ Ин. 10, 30 ]. Соединение истинных христиан со Христом доказывается, между прочим, их нетленными и чудодейственными мощами: в мощах святых почивает Бог, творящий чудеса. Как в Теле и Крови Спасителя, претворенных из хлеба и вина, пребывает всецелый Христос, проникающий всякую частицу хлеба и вина нераздельно и всецело, так и в душе и теле святых Божиих человеков и истинных причастников Пречистого Тела и Крови Спасителя. Причастник весь обожается, весь делается Божественным, огненным, светлым, весь светом, силою. Но кто ест и пьет недостойно, например чревоугодник пресыщенный, тот ест и пьет осуждение себе ( 1Кор. 11, 29 ). Как в капле воды, как в осколке стекла сияет всё солнце, так в причастнике Христос; как уголь в пламени бывает весь проникнут огнем и светом, так душа истинного причастника – Христом, Солнцем Правды, огнем Божественным. Великое дело – причастие Святых Таин. Но кто достойно их причащается? Кто прост, незлобив и чист сердцем? Кто не пристрастен к пище, питью, деньгам? Кто терпелив и нераздражителен? Той есть глава телу Церкве [ Кол. 1, 18 ]. Ты составляешь часть этой Церкви, которой Глава – Христос. Каково же твое благородство, сан, каковы твои надежды в будущем и как ты должен вести себя в настоящем, чтобы поддержать и сохранить это благородство и сделаться наследником тех обетований, которые даны членам тела Христова! Еще: члены тела благороднейшие, непорочные, очищенные от греха составляют святые Церкви Небесной и, во-первых, высшая всей твари Владычица Богородица, потом Предтеча, все пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и все святые. – В каком ты сообществе как член тела Христова и как ты должен ревновать о подражании им, чтобы в противном случае за подражание богопротивным людям века сего и духу века сего не быть изверженным из этого общества как псу смердящему! Вот какую обязанность налагает на нас понятие о Церкви как о теле Христовом, кого мы составляем члены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В своих «Словах» преп. Анастасий толкует непростые для экзегезы слова Божии, сказанные Творцом после грехопадения прародителей: Слова: Вот, Адам стал — после преступления [заповеди] — как один из Нас (Быт. 3, 22) ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы. Следует отметить, что [лишь] тогда, когда [Адам] стал вещественным и тленным, ему было сказано: как один из Нас. Утверждающие, что Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием, пусть обратят внимание на то, что глас Божий не созвучен совету змия. Ибо змий говорит: вы будете, как боги (Быт. 3, 5), но Бог не изрекает: «Вот, вы стали, как боги», а говорит: Вот, Адам стал как один из Нас. Если змий словами вы будете, как боги научает прародителей наших многобожию, то Бог обращается к Адаму не от лица множества, но от лица единого [Бога], и говорит: Стал как один из Нас, то есть как Один из Святой Троицы. Если бы это речение было порицающим, то упрек следовало бы сделать обоим, и особенно жене, введшей Адама в заблуждение. Однако так или иначе, но в устроении сложного Адама было ясно предначертано таинство Вочеловечивания Христа, и поэтому он назван ставшим словно Одним [из Святой] Троицы (II, 2, 5). Данное христологическое толкование стиха довольно оригинально в святоотеческой литературе. Обычно это место толкуется совсем в другом ключе и именно в связи со словами змия. Так, свт. Филарет Московский суммирует святоотеческое наследие экзегезы слов Вот, Адам стал как один из Нас следующим образом: «Слова сии очевидно соответствуют обещанию искусителя будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт. 3, 5), и потому, без сомнения, имеют знаменование обличительное… Итак, здесь представляется внутреннее, так сказать, собеседование Святой Троицы и новый торжественный Совет о судьбе падшего человека, подобный первому Совету о его сотворении. Поскольку же величественность сего действия и величество глаголющего Бога не позволяет слова совета Его принять за простую уязвляющую укоризну, то под образом глумления должно искать истины чистой и бесстрастной, которая здесь может быть следующая: человек, вняв искусителю, не только внутренне возжелал быть Богом, но и самим делом исполнил сие желание столько, сколько мог; уже ничего не может он для себя сделать более; он сам решил свою судьбу: Рай, место испытания, не нужен уже для того, который окончил свое испытание». В данном ключе толкуют это место и свт. Иоанн Златоуст , и преп. Максим Исповедник .

http://pravoslavie.ru/2995.html

Вода живая. Опыт истолкования библейского символа водного источника Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Откр 21:6 Отцы Церкви часто обращались к символике предметов нашего тварного бытия, что всегда давало им ключ к постижению его таинственного надматериального “плана”. Им, причастникам дарований Божественной благодати, стяжавшим дивное право живого духовного общения со своим Создателем, весь мир виделся именно как подлинное и неразрывное единство, как гармония его чувственного и умопостигаемого уровней. Находясь в подобном неразрывном, но и неслитном единении, оба эти уровня, по мысли Святых Отцов, пребывают как бы заключенными один в другом — подобно тому, как чувственная часть личности человека, его тело, содержит в себе душу. Ибо как душа и тело в своем единстве являют одного человека, так и материальный и духовный планы бытия в своей целокупности составляют наш тварный мир. Одновременно сама умопостигаемая реальность надчувственного существования как бы “отображается” — через посредство так называемых “символических эйдосов” — в нашем чувственном земном бытии. Эти проявления, присутствующие и действующие среди нас, раскрываются чаще всего с помощью человеческой интуиции, освященной благодатью Творца. Понятие “символ” — имеющее значение первостепенной важности как в границах всего христианского богомыслия, так и конкретно в области библейской экзегетики — берет начало от греческого — ‘составляю’, ‘соединяю’. По сути, символы знаменуют собой некие “мосты”, перекинутые между двумя мирами: от зримого и воспринимаемого телесными чувствами — к незримому и постигаемому особым духовным видением. Более того, свт. Григорий Палама, например, учит о том, что “Бог устроил этот мир как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его, как бы по некоей чудесной лестнице достигнуть оного мира” 1 . А преп. Максим Исповедник прямо обозначает наш видимый “план” бытия именно как символ, образ духовного мира 2 .

http://pravmir.ru/voda-zhivaya-opyt-isto...

Как вы относитесь к «Толковой Библии» Лопухина? Стоит её читать или нет? 18.05.2016 12:05:09 Протоиерей Олег Стеняев Владимир Носов: Прошла Светлая Седмица, но не все провели её так же хорошо, как время Великого Поста. Многие расслабились, а некоторые потеряли всё то, чего достигли во время поста и как бы отброшены назад. Как избежать подобного состояния? Сейчас этим вопросом многие озадачены, потому что сейчас пребываем в радости, но одновременно чувствуем, что как бы и молитва исчезла, и мало читаем слово Божие. Батюшка, что вы посоветуете? О.Олег Стеняев:  Конечно, Пасха - это главный праздник в восточной христианской православной традиции. С чем это связано? Когда Господь наш Иисус Христос умер на кресте, как я часто объясняю, Его враги, Его друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву. И когда Бог Отец воскресил Своего Сына в Духе Святом, и Сам Сын Божий восстал из гроба силой ипостасного Божества -  это было свидетельство, что жертва за наши грехи и преступления принята Богом. Христос воскрес, то есть Он есть тот,  как пишет апостол Павел: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Это послание к Римлянам (Рим. 4, 25). В каком смысле Он воскрес для оправдания нашего? Святитель Иоанн Златоуст в своих «Гомилиях на послание к римлянам» писал: «Сказав о нашей вере, апостол говорит так же о неизреченном человеколюбии Бога, к которому он всегда обращается, вынося на середину крест. Заметь, каким образом указав на причину смерти, он обращает её в доказательство воскресения. „За что Христос распят?“ — спросишь ты. Не за собственный грех, как видно из Его воскресения. Если бы Он был грешен, то как бы воскрес? А если воскрес, ясно, что Он не был грешником. Если же не был грешен, то как был распят? Ради других. А если за других, то, без сомнения, и воскрес. Чтобы ты не возразил: как мы можем оправдаться, будучи виновны в столь многих грехах, апостол указал на Того, Кто изгладил все грехи, чтобы утвердить Свое учение об оправдании как верой Авраама, которой Он оправдался, так и верой в спасительное страдание, которым мы освободились от грехов.

http://radonezh.ru/text/kak-vy-otnosites...

преподобный Максим Исповедник ЧЕТВЕРТАЯ СОТНИЦА О ЛЮБВИ 1. Во-первых, ум удивляется помышляя о Божественной по всему беспредельности, – о неисследимой оной и много вожделенной пучине; во-вторых, поражается тем, как Бог из ничего привел в бытие все существующее. Но как «величью Его несть конца» ( Пс. 141, 3 ), «так и премудрости Его несть изобретения» ( Вар. 3, 18 ). 2. Ибо как ему не удивляться, созерцая неприступную оную и преизумительную причину благости? Или как не придти в исступление, помышляя, как и откуда произошло словесное и умное естество, и четыре стихии, из коих тела, когда никакого вещества, предсуществовавшего их порождению, не было? Какая это сила оная, которая, подвигшись к действию, привела их в бытие? Но сыны Эллинов не приемлют сего, не ведая всемощной благости и живодейственной ее и ум превышающей премудрости и разума. 3. Творцом сущий от вечности Бог по беспредельной Своей благости творит, когда восхочет, единосущным Своим Словом и Духом. Не вопрошай: как же так, будучи благ всегда, Творец явился Он токмо ныне? Ибо и я тебе говорю, что неисследимая премудрость бесконечного Существа не подходит под человеческое ведение. 4. Творец от вечности предсуществовавшее в Нем ведение о всем сущем, осуществил и произвел в дело, когда восхотел. Ибо неуместно сомневаться о Боге всемогущем, может ли Он осуществить что, когда восхочет. 5. Для чего Бог что сотворил – исследуй; ибо сие можно познать; но как и почему не так давно, сего не испытывай: потому что это не подлежит твоему разуму. Ибо из Божественных вещей иные постижимы, другие же непостижимы для человека. Умозрение, если его не обуздывать, может в пропасть низвергнуть, как сказал некто из Святых (Григорий Богосл.). 6. Некоторые говорят, что твари от вечности сосуществовали Богу; но это невозможно. Ибо как могут от вечности сопребывать во всем бесконечному, существа по всему конечные и как они собственно твари, если совечны Творцу? Но это речь Эллинов, которые вводят Бога, Творца отнюдь не естества, а качеств токмо. Мы же, признавая Бога всемогущим, говорим, что Он Творец не качеств токмо, но и естеств окачествованных. Если же так; то твари от вечности не сосуществовали Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Скачать epub pdf «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.» ( Откр 21:6 ) Отцы Церкви часто обращались к символике предметов нашего тварного бытия, что всегда давало им ключ к постижению его таинственного надматериального «плана». Им, причастникам дарований Божественной благодати, стяжавшим дивное право живого духовного общения со своим Создателем, весь мир виделся именно как подлинное и неразрывное единство, как гармония его чувственного и умопостигаемого уровней. Находясь в подобном неразрывном, но и неслитном единении, оба эти уровня, по мысли Святых Отцов, пребывают как бы заключенными один в другом – подобно тому, как чувственная часть личности человека, его тело, содержит в себе душу. Ибо как душа и тело в своем единстве являют одного человека, так и материальный и духовный планы бытия в своей целокупности составляют наш тварный мир. Одновременно сама умопостигаемая реальность надчувственного существования как бы «отображается» – через посредство так называемых «символических эйдосов» – в нашем чувственном земном бытии. Эти проявления, присутствующие и действующие среди нас, раскрываются чаще всего с помощью человеческой интуиции, освященной благодатью Творца. Понятие «символ» – имеющее значение первостепенной важности как в границах всего христианского богомыслия, так и конкретно в области библейской экзегетики – берет начало от греческого – ‘составляю’, ‘соединяю’. По сути, символы знаменуют собой некие «мосты», перекинутые между двумя мирами: от зримого и воспринимаемого телесными чувствами – к незримому и постигаемому особым духовным видением. Более того, свт. Григорий Палама , например, учит о том, что «Бог устроил этот мир как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его, как бы по некоей чудесной лестнице достигнуть оного мира» 1 . А преп. Максим Исповедник прямо обозначает наш видимый «план» бытия именно как символ, образ духовного мира 2 . Таким образом, по точному замечанию архимандрита Киприана (Керна) , для символиста «видимый мир с его явлениями и с самим человеком, со структурой его психо-физического организма есть экран, на котором отпечатлены символы вечного бытия. Надо только уметь прочитывать эти символы надо расшифровывать таинственную криптограмму бытия, доступную для изощренного глаза и совершенно недоступную для чувственного зрения» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Скачать epub pdf Январь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 5: гл. 5 (Ин. 8, 34–40)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1905. Т. 1. 1. С. 321–336 (1-я пагин.). (Продолжение.) —321— были уже возбуждены и весьма склонны к гневу. Ограничиваясь как бы самым необходимым и что надлежало им узнать, Он говорит, что „раб есть греха тот, кто творит его“. Говорит как бы так: человек, находящийся на земле, как известно вам, есть сложное некое животное, именно из души и тела, – и рабство по плоти касается плоти, а касающееся души и бывающее в душе имеет грех своей варварской матерью. Поэтому отпущение человека из рабства плотского принадлежит власти владык, а освобождение от греха надлежит усвоять одному только Богу, и никому другому не подобает. Итак, убеждает мыслить правильно и стремиться к истинной и действительной свободе, и таким образом искать уже не, совершенно в этом отношении для них бесполезной, знатности предков, но одного только Бога, владычествующего над собственными законами, коих преступление производит грех, питающий душевное рабство. Господь наш Иисус Христос , как кажется, прикровенно ещё и весьма примрачно обличает их, как всуе высокомудрствовавших о человеке и думавших, что блаженный Авраам был совершенно свободен. Объявив вообще, что „всякий делающий грех есть раб греха“, Он и самого Авраама включает в сети, как бывшего некогда рабом греха. Ведь он оправдан, не как бывший праведным, но, когда уверовал Богу, быв призван к свободе вследствие оправдания. И конечно не по зависти к славе праведника мы говорим это, но так как нет никого среди людей, кто бы не испытал стрел греха, но даже и считающийся великим подвержен игу греха, по написанному: „нет праведного никого, ибо все согрешили и лишены славы Божией“ ( Рим.3:10, 23 ). —322— Слава же Божия между прочим состоит и в том, чтобы не иметь никакой возможности впасть в грех , что- действительно и принадлежит одному Христу, ибо один Он стал „в мёртвых свободен“ ( Пс.87:6 ), так как не соделал греха, хотя и оказался среди мёртвых, то есть (как человек) находился среди людей, над коими некогда властвовала греховная смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Собеседование 33 на псалом 85 Молитва Давиду 1. Видишь ли достоинство молитвы? Другие псалмы пророк усту­пил петь Асафу и сынам Кореевым, а молитву воспевает Богу сам, принося ее не от себя только, но от лица всех людей. «Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я... – нищ и убог» ( Пс.85:1 ). Беден и убог всякий человек, лицо которого принимает на себя здесь пророк. Мы бедны вследствие греха, и стали нищими чрез Адама, оставившего нам как бы в наследство нищету. По­этому пророк и молит Бога приклонить ухо Свое, чтобы Он снизо­шел как богатый к беднякам, как врач к больным. Почему же просит снизойти? Потому, что мы часто у Бога просим недостой­ного; и Он, как врач, просьбу выслушать удостаивает, но подает только то, что для нас полезно. «Сохрани душу мою, ибо я – угоден (Тебе), спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя» ( Пс.85:2 ). Как же может быть святым тот, кто беден и убог добродетелью? Так как он признал свою бедность, то именно чрез это признание и стал уже святым. Может быть пророк называет человека святым и потому, что он имел это достоинство до грехо­падения в раю. «Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя». Слова пророка способны приклонить Бога к милосердию, потому что Господь ни в каком случае не может отвергать раба Своего, который на Него надеется, но принимает его роди надежды, хотя бы он и имел другие недостатки; на свое рабство указывает пророк, желая привлечь к нам Бога, дабы Он не покидал Своей собственности. «Помилуй меня, Господи, ибо я к Тебе взываю всякий день " ( Пс.85:3 ). Видишь, как мы можем получить помилование? Мы должны взывать к Богу каждый день, а не так поступать, чтобы то молиться Ему словами, то прогневлять Его делами, то являться в церковь Божию, то в церковь беззаконников, о которых тот же Давид сказал: «возненавидел я скопище лукавых» ( Пс.25:5 ). «Возвесели душу раба Твоего, ибо я к Тебе вознесся душою моею» ( Пс.85:4 ). Прошу, говорит, радости от Тебя, к которому вознес душу мою, восхитив ее от земли и возвысив надеждою на божественные блага, так что они уже не стремятся к земному. Итак, возвесели Ты, потому что ра­дости человеческой, как вредной и скоропреходящей, я не хочу. «Ибо Ты, Господи, благ, и кроток, и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» ( Пс.85:5 ). Не напрасно я вознес к Тебе душу, а потому, что Ты, как благой, сострадателен, как кроткий – поддерживаешь падающих, и притом проявляешь Свое милосердие не одним каким-нибудь спосо­бом, а многими и различными: милуешь чрез нищелюбие, милуешь чрез слезы, милуешь чрез добродетели, милуешь чрез веру, и не некоторых, но всех, кто призывает Тебя. Те, следовательно, кто не призывает Бога, не могут быть и помилованы. Итак, молитва служит для нас и оружием, и убежищем, и дверью спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Царственное священство мирян Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 29 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 За последние годы у меня накопились некоторые мысли о Церкви, и у себя в приходе я провел целый курс бесед о том, насколько эмпирическая, реальная церковь, в которой мы живем, отличается от той более реальной, совершенной Церкви, в которую мы верим. Для того, чтобы жить в эмпирической, совре­менной нам церкви, надо, с одной стороны, понимать, во что мы верим, в какую Церковь мы верим, а с другой стороны — принимать в учет, как историческая церковь развивалась, как она дошла до того состояния, в котором находится, и какова наша роль в том, чтобы эту церковь, похожую как бы на червячка, сделать светлячком. Это очень, мне кажется, современная задача, потому что возвращение к прошлому, к традициям, к путям дореволюционной России и т. д. — не решение вопроса. Одно слово сначала о Церкви. Церковь мы понимаем как Богочеловеческое общество, которое одновременно полностью и Божественно и человечно. Человечество в Церкви представлено двояко. С одной стороны — совершенный Человек, идеальный, но реальный, исторически реальный, Господь Иисус Христос. А с другой стороны — мы, которые тоже люди, тоже, если можно выразиться так не по-русски, “человеки”, но — во грехе. Человечество мы должны воспринимать в Церкви именно так: мы видим, какими мы призваны быть, глядя на Христа. И чем глубже мы это воспринимаем, тем больше видим, как мы далеки от этого образа; но видим тоже, как к этому образу устремляться, потому что Христос нам сказал: Я есмь Путь и Истина и Жизнь . Он не только говорит нам: “Ищите, как умеете”, Он говорит: “Я — путь. Если вы будете идти Моим путем, то станете подлинными людьми, детьми Божиими…”. Божественное присутствие в Церкви ощущается даром Святого Духа, исполнившим ее в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов и в их соборе заполнил всю Цер­ковь. И никакой человеческий грех, никакая человеческая греховность не может удалить Святого Духа из Церкви. Каждый из нас призван быть сосудом, в котором находится эта святыня; мы призваны быть храмами Святого Духа. И в этом отношении мы являемся храмами, но часто оскверненными. Апостол Павел говорит, что мы святыню носим в глиняных сосудах, а они должны бы быть золотые, а не глиняные, и без трещин; а мы все с трещинами, греховны. Мы можем терять сознание Святого Духа в себе; как бы Он в нас ни действовал, мы можем заглушить Его голос. Опять-таки, апостол Павел пишет, что иногда Дух Святой говорит в нас ясно, называя Бога Отцом нашим. Это значит, что в такой момент мы должны бы быть детьми Божиими, так же как Иисус Христос является Сыном Божиим; то есть через укорененность во Христе, приобщенность Ему, соединение с Ним мы должны стать уже не приемными детьми Божиими, а, как очень смело говорит святой Ириней Лионский, во Христе и силой Святого Духа стать единородным сыном Божиим и коллективно, все вместе, и каждый из нас.

http://pravmir.ru/tsarstvennoe-svyashhen...

Часть вторая Письмо 18. О божественной литургии Теперь, друг мой, с верой и страхом приступим к объяснению божественной литургии. С верой, потому что, если где требуется вся сила веры с нашей стороны, так именно в таинстве Тела и Крови Христовой. Со страхом, потому что, если херувимы и серафимы предстоят при совершении этого таинства от страха лица закрывающе, то мы ль, плотяные и грешные, дерзнем небоязненно говорить о нем? Но считаю нужным предупредить и здесь тебя: не ищи в этих объяснениях никаких мудрований и хитрых толкований. Я передам тебе, как сумею, как Господь вложит на мысль, весь ход этого богослужения – не больше. Что до разъяснения таинственных сторон его, то это не в моих силах. Я верую, всей душей верую в таинство Тела и Крови Христовой; верую, как заповедала веровать св. Церковь , и не дерзал, и до последнего вздоха не дерзну примешать сюда попытки и действия утлого своего рассудка. К чему? Если так веровали такие мужи, как Иоанн Златоустый , Василий Великий и им подобные, то что остается нам, как не принимать с сердечным благоговением то, что они завещали всей православной Церкви? Чтобы дело было яснее, сначала я выпишу тебе из священных Евангелий, как установлено это таинство Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом; потом, по возможности, скажу, как совершалось оно в первые времена христианства, и затем перейду к рассмотрению, как совершается теперь. Все постараюсь передать тебе обыкновенной русской речью, чтобы не только смысл, но и каждое слово были тебе совершенно ясны и понятны. Только при условии такого понимания мы можем истинно и достойно ценить это важнейшее из наших богослужений. Установление таинства причащения Прежде чем выпишу рассказ евангелистов о том, как совершил Спаситель наш это священное действие, в котором выразилась вся полнота Его бесконечной любви к людям, считаю нужным сделать несколько предварительных замечаний. Без этого рассказ евангелистов будет непонятен. Пасха Вечер, в который Господь Иисус совершил и установил таинство св. причащения, был пасхальный вечер. Пасха – был праздник у евреев, установленный в воспоминание чудного избавления их из рабства египетского. Перед тем, как выйти им из Египта, Господь заповедал, чтобы каждый домохозяин заколол ягненка однолетнего, без всяких телесных недостатков; затем, испекши, вся семья должна была съесть его с пресным хлебом и горькими травами, но так, чтобы ни одна кость его не была повреждена. Это сам Господь назвал Пасхой: «Пасха есть Господня», и заповедал совершать ее навсегда. «И будет, – сказал Он, – когда спросят вас сыновья: что есть служение сие? И рцыте им: жертва – Пасха сия Господу» и т. п. (подробно во второй книге моисеевой: Исход 12:4–28).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010