VIII. Правительственный голос о «самостоятельности и самодеятельности» православных приходских обществах. – Мнения в литературе о «приходских правах и управлении». – «Утайка» церковно- общественных сумм. – Циркуляр смоленского архипастыря. – Статьи И. С. Аксакова по церковно-приходским делам Большинство писателей, поднимавших вопросы о всестороннем улучшении быта духовенства и об оживлении церковно-общественных дел, сознавали, что корень всех этих важных преобразований лежит в правильной постановке «приходского» дела, так что все эти реформы в быте, управлении и в отношениях духовенства к мирянам, какую бы конструкцию ни придавать этим реформам, могут считаться (по мнению этого большинства) прочно установленными только тогда, когда «приходский строй» и «приходское управление» вступят в свои права и в свои нормальные условия жизни. Автор приведенной выше статьи о «приходе» («Русская Беседа», 1857 год) только слабыми штрихами наметил план восстановления «прихода» и обратил почти исключительное внимание на благотворительные задачи прихода, между тем как вопрос о возвышении значения наших православных приходов неминуемо сливался с вопросом о приходе, как юридическом лице, а также о правильном разграничении собственно церковно-общественного имущества от имущества духовенства и его начальства. Нашему образованному обществу впервые представилась на разрешение трудная задача, а именно: разработка понятия о «приходе», как единице церковно-общественной, и этой задаче посвятили свои силы, как правительственные люди, так и литературные деятели, помещавшие свои статьи в газетах и журналах, преимущественно в духовных журналах. В статье «Духовенство и народное образование» («Прав. Обозр.», февраль 1862 года) ставился прямо вопрос: составляют ли церковные имущества исключительную собственность духовенства? Если нет, то принадлежат ли они всему народу, как государству, или народу, как церкви? В апрельской книжке того же журнала, в статье «Церковно-финансовый вопрос» последовал ясный ответ, а именно: «церковной собственностью имеет право (по мнению автора) распоряжаться только церковь , а церкви не представляет вполне, ни иерархия, ни светская власть, покровительствующая церкви, ни народ – взятые в отдельности». Такое разрешение этого важного вопроса отклоняло всякую мысль о возможности соединения церковных имуществ с государственными или же с принадлежащими духовному ведомству, как таковому, и выдвигало на первый план значение прихода, как юридического лица с одной чисто гражданской стороны и как низшей церковно-общественной единицы с другой стороны, а следовательно, вело к понятию о «приходе» как о таком учреждении, которое, как местная церковь , вмещающая в себе местную иерархию, местную власть и народ, обладало правом собственности над всем церковно-приходским имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Воскресение мертвых Кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: изыдут творившие добро в воскресение жизни ( Ин. 5, 29 ). Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом ( Откр. 20, 6 ). Эти признаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся. Видишь, что во время весны все, что зимой, как мертвое, было, как бы вновь оживает и возрождается: земля производит из недр своих плоды, деревья листвой одеваются, травы зеленеют и цветами украшаются; воды, льдом скованные, растаивают и текут и вся поднебесная тварь в новый вид облекается и как бы заново созидается. От этой чувственной весны пусть возведет вера ум твой к прекрасной и желаемой весне, которую обещал преблагой Бог в Писании Своем Святом, когда тела от начала мира усопших верных из земли, как семена, силою Божией прозябнув, восстанут и облекутся в новый, прекрасный вид, в ризу бессмертия оденутся, примут венец доброты из рук Господних, расцветут, как финик, и как кедр на Ливане, размножатся. Насажденные в доме Господнем, они процветут во дворах Бога нашего ( Пс. 91, 13–14 ), как невеста, украсятся красотою, и как земля, растящая цвет свой, и как сад, произращающий посеянное в нем (ср. Ис. 61, 10–11 ), расцветут; и веселье вечное над головою их, и радостью возрадуются о Господе. Тогда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа ( 1Кор. 15, 54–55 )? Так, устремляясь духом к желаемой той весне, сей ныне с верой и надеждой, с Божией помощью семена благих трудов – и да пожнешь тогда с радостью. Весной из земли произрастают травы и испускают листья, цветы и плоды свои; также деревья испускают листья, цветы и плоды, хотя зимой не видно было жизни в них, и они как бы бесплодными были, и одно дерево от другого почти не отличалось. Весна – образ воскресения мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Глава 6 Евр.6:1 . Темже оставльше начала Христова слово на совершение да ведемся. Слово «темже» употреблено вместо «впрочем». Так как вы сами должны уже быть учителями, то мы, оставив «слово начала» (т.е. начальное учение) о Христе, как выше изъяснено, устремимся к совершеннейшему и высшему слову о Христе. Не паки основание покаяния полагающе от мертвых дел, Не опять с начала предлагая вам первоначальное учение, как например: обратитесь от мертвых дел. A дела мертвые суть дела греха, как умерщвляющие и губящие душу и как дела отвратительные. Евр.6:2 . И веры в Бога, крещений учения, возложения же рук, воскресения же мертвых и суда вечнаго. Равным образом не опять с начала, как выше сказано, предлагая вам учение о вере в Бога и все прочее по порядку, как напр.: о том, что вы должны веровать в Бога истинного, о крещении – что вы должны креститься, о наставлении в вере – что вы должны научиться тому, что нужно только-что крещенным, о возложении рук – что с возложением на крещенных рук Апостольских нисходит на них Дух Святый, о воскресении мертвых – что оно будет, и о суде вечном – что тот приговор будет вечный и навсегда. И так, всему этому учить вас вторично не будем: ибо всему этому мы уже учили вас, и все было сделано в надлежащем порядке. Слово крещение Апостол употребил во множественном числе ввиду не самого таинства крещения (ибо оно – едино, и одно и тоже), а множества крещаемых. Евр.6:3 . И сие сотворим, аще Бог повелит. «Сие» , т.е. что? – Стремление к совершеннейшему учению, как раньше сказано. Но чтобы кто-нибудь из крещенных не предположил, что он, согрешив, может снова креститься, Апостол, в предупреждение такой мысли, прибавил следующее. Евр.6:4 . Не возможно бо просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, Евр.6:5 . И добраго вкусивших Божия глагола и силы грядущаго века, «Невозможно бо обновляти в покаяние», т.е. обновлять чрез покаяние однажды крещенных, и «вкусивших дара небеснаго», т.е. отпущения грехов (ибо оно даруется с неба от пренебесного Бога), и соделавшихся причастниками Духа Святаго – чрез возложение рук, как выше сказано: «и вкусивших добраго глагола Божия» (Апостол разумеет применимое к новопросвещенным учение о Боге) и «вкусивших силы грядущаго века», то есть, познавших, какую силу имеет грядущий век, и что он будет на самом деле, именно, что в нем будет воздаяние людям за то – как они жили здесь (на земле), что он не имеет конца, и что тогда-то по преимуществу откроется (людям) всеведение Бога и Его правосудие. Слово «вкусивших» здесь употреблено в общем смысле по отношению ко всему сказанному. Под отпадением разумеется грех , как такое падение, которое есть преступление закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Глава I. Общее учение о Боге Творце мира При изложении общего учения о Боге, как Творце, надлежит раскрыть учение откровения и церкви: о Виновнике мира вообще, о способе, времени и последовательности происхождения мира, а так же о его цели и сравнительном совершенстве 20 . § 3. Бог есть Первопричина или Виновник мира Мир, как совокупность всего бытия конечного, существующего в пространстве и времени, имеет причину своего бытия в Боге, а не возник каким-либо образом сам собою, беспричинно или случайно. Бог создал все существующее вне Его – небо и землю все на небе и все на земле, видимое и невидимое, т. е. и мир чистых духов. Так научают нас откровение и церковь мыслить о Виновнике вселенной. Самые первые слова Писания таковы: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Псалмопевец говорит: Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ; сн. 88:12). Апостолы о Сыне Божием учат: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Им создано все, что на небесах и что на земле ( Кол.1:16 ; сн. Деян.14:15 ). Церковью исповедание веры «во единого Бога... Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым» с самого начала поставлялось и поставляется ныне, как необходимое условие для вступления в число ее членов и принадлежности к ней. Истина о Боге, как единственном Виновнике или Первопричине мира, с необходимостью признается и естественным разумом человека, не озаренным светом откровения. Она с необходимостью вытекает из самого понятия о Боге, как существе неограниченном и самобытном, И потому все, допускающие бытие Божества, признают, что мир произошел от Бога. Она проповедуется всеми и религиозными и философскими (исключение-материализм с его учением о самообразовании мира из вечной материи) учениями. Она содержится языческими религиями даже народов диких, в которых именно боги представляются образователями мира, художниками его, хотя и не творцами. Тоже в дуалистической философии. По учению ее от вечности существуют два начала: Бог и самосущая материя. Бог вносит в материю жизнь и деятельность, прилагает к ней Свою созидающую и всеустрояющую силу, и образовываете из материи прекрасный мир, подобно тому, как искусный ваятель из каменной массы высекает прекрасную статую (уч. Анаксагора-Зенона, Платона. Аристотеля, Сенеки и др., а также персидской религии Зороастра). Таким образом и в дуализме отчасти признается Бог виновником мира. Во всех видах пантеизма Бог признается виновником или первопричиною мира не только как устроенного целого, но и как бытия вообще. При этом мир рассматривается то как истечение (эманация) из сущности Божества (у алекс. гностиков), то как саморазвитие Божества, постепенно переходящее от низших форм жизни к высшим (у Гегеля), то как временное проявление в разнообразных формах единой, вечной и абсолютной субстанции или чисто абстрактного бытия (у элеатов, Спинозы и отчасти в браминстве) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Прежде всего я хотел бы заметить, что выражение «кафоличность» (кαθολιкτης на современном греческом языке) не существует в новозаветном и патристическом греческом языке. В нем встречается только слово «кафолический» (кαθολιкς, от которого было впоследствии произведено несколько абстрактное понятие «кафоличность». Или, дабы быть более точным, мы находим его всего один раз в патристической письменности, как παξ λεγμενον, вместе со словом μαγιστρτης в «Церковной истории» Евсевия, где оно обозначает высокую финансовую должность, нечто вроде финансовой инспекции 1 . Однако этот исключительный случай, с небогословским и столь отличным от современного смыслом, только показывает, что такого рода абстрактное мышление, как выраженное в слове «кафоличность», было чуждо древней Церкви. Зато она употребляла постоянно со времени священномученика Игнатия Антиохийского прилагательное «кафолическая» (кαθολιк) как главное и на деле почти единственное обозначение Церкви 2 . Я говорю с намерением «прилагательное», потому что на греческом и вообще восточноцерковном языке слово кαθολιкς почти никогда не употребляется в качестве существительного, как это случается на латинском Западе, где такое существительное, catholicus, обозначает члена Церкви. Редкими исключениями из этого языкового обычая являются случаи, когда существительное кαθολιкς употребляется в качестве титула для обозначения некоторых епископов или настоятелей монастырей с особыми юрисдикционными правами (как мы говорим до сих пор «кафоликос» Грузии) или даже для обозначения финансовых государственных чиновников 3 . Наоборот, «православный», слово, которым пользуются церковные писатели (Мефодий, Евсевий, Афанасий) начиная с 4 века и которое так широко распространилось в эпоху арианских споров и так часто встречается в «Деяниях» Вселенских Соборов, – это слово, ρθδοξος, употреблялось и как существительное и как прилагательное 4 . Более того, особое существительное «православие» (ρθοδοξα) вошло также в церковный обиход, в то время как никакого соответствующего по смыслу слова, как «кафоличество», производного от «кафолический», не было создано греческими отцами (выражение кαθολιкισμς является современным греческим неологизмом со значением «римо-католичество»). Нужно, однако подчеркнуть, что до самого недавнего времени Церковь никогда не характеризовалась как «православная», но всегда как «кафолическая» 5 . Мы можем, таким образом, сказать, что, согласно со святоотеческой терминологией, сама Церковь именуется «кафолической», ее традиционная вера и учение есть «православие», хотя вера иногда также называется «кафолической», но члены Церкви суть «православные». Поэтому кафолическая Церковь часто также называется Церковью православных (τν ρθοδξων) 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление См. также: Страшный суд. Мытарства Преподобной Феодоры в аудиоформате. Вступление У преп. Василия была послушница Феодора, которая много служила ему; приняв иноческий чин, она отошла ко Господу. Одному из учеников преподобного, Григорию, пришло желание узнать, где находится по своем преставлении Феодора, сподобилась ли она от Господа милости и отрады за свое служение святому старцу. Часто размышляя об этом, Григорий просил старца ответить ему, что с Феодорой, ибо твердо верил, что угоднику Божию все это известно. Не желая огорчить своего духовного сына, преп. Василий помолился, чтобы Господь открыл ему участь блаженной Феодоры. И вот Григорий увидел ее во сне – в светлой обители, полной небесной славы и неизреченных благ, которая была уготована Богом преп. Василию и в которой водворена была Феодора по его молитвам. Увидев ее, Григорий обрадовался и спросил ее, как разлучилась душа ее от тела, что она видела при своей кончине, как проходила воздушные мытарства. На эти вопросы Феодора отвечала ему так:  «Чадо Григорие, о страшном деле спросил ты, ужасно вспомнить о нем. Видела я лица, которых никогда не видела, и слышала слова, которых никогда не слыхала. Что я могу сказать тебе? Страшное и ужасное пришлось видеть и слышать за мои дела, но, при помощи и по молитвам отца нашего преподобного Василия, мне все было легко. Как передать тебе, чадо, ту муку телесную, тот страх и смятение, которое приходится испытывать умирающим! Как огонь сжигает брошенного в него и обращает в пепел, так мука смертная в последний час разрушает человека. Поистине страшна смерть подобных мне грешников! Итак, когда настал час разлучения души моей от тела, я увидела вокруг моей постели множество эфиопов, черных как сажа или смола, с горящими как уголья глазами. Они подняли шум и крик: одни ревели как скоты и звери, другие лаяли как собаки, иные выли как волки, а иные хрюкали как свиньи. Все они, смотря на меня неистовствовали, грозились, скрежетали зубами, как будто желая меня съесть; они готовили хартии, в которых были записаны все мои дурные дела.

http://azbyka.ru/rasskaz-blazhennoj-feod...

Игумен Нектарий (Морозов): Они умалились более всех и потому более всех возвеличились РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95756.html 12 июля 2012 Игумен Нектарий (Морозов): Они умалились более всех и потому более всех возвеличились Источник:  http://www.taday.ru/text/1697653.html Взгляд-Православие В силу некой стереотипности нашего сознания, которая порой вырабатывается в нас с течением времени, мы очень часто воспринимаем не только апостолов и пророков, но и вообще святых как-то плоско, шаблонно. Они представляются нам некими законченными в своем совершенстве образами праведности, гладкими, неприступными, словно изваяние... И эта досадная клишированность крайне нас обедняет: ведь на самом деле и апостолы, и пророки были вовсе не придуманными кем-то былинными богатырями и не героями волшебной сказки. Они были такими же, как и мы, живыми людьми – со своими немощами, страхами, болью и страданием. Со своими радостями, стремлениями, особенностями. А какими людьми были всем известные апостолы Петр и Павел? Какие черты характера их отличали? Почему, будучи такими разными и не похожими друг на друга и по темпераменту, и по своему социальному положению, они в какой-то момент своей жизни бросили все и пошли за Христом? Сегодня, когда до конца поста, установленного Церковью в их честь, осталась ровно неделя, задать эти вопросы мы решили тому, кому знать на них ответы сам Бог велел – настоятелю саратовского храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Саратова игумену Нектарию (Морозову). Такие же, как и мы – Отец Нектарий, вы согласны, что это как-то обидно – воспринимать святых не как живых людей, а как каких-то неприступных в своем совершенстве сказочных персонажей? Хочется сломать эту стереотипность мышления, поэтому поделитесь своими ощущениями: какими вам видятся апостолы Петр и Павел? Что это были за люди? – Вы совершенно правы, это действительно обидно – воспринимать святых подобным образом. Более того, это просто неверно. И мне кажется, что подлинное общение со святыми тогда только и начинается, когда у нас появляется способность чувствовать, ощущать их вот таккак живых, таких же, как и мы. Когда я думаю об апостоле Петре, то всегда вспоминаю о нескольких вещах... Думаю о том, что он переживал, когда шел за связанным мучителями Христом после своего отречения, что происходило в его сердце, когда он, трижды отрекшись, встретился глазами со взором Спасителя. Не гневным, не укоряющим, но исполненным любви. Какая тогда боль пронзила его?.. И как она настигала его день за днем, когда он, уже восстановленный в своем апостольском достоинстве, по свидетельству древнего церковного Предания, плакал во время пения петухов. И как радовался он, когда годы спустя смог принять ту же смерть, что и его любимый Учитель. И как молил он по смирению своему, чтобы распяли его вниз головой...

http://religare.ru/2_95756_1_21.html

М.В. Бахтин Скачать epub pdf Введение в науку § 1. Понятие о Церкви и её истории Христианская Церковь есть основанное Господом нашим Иисусом Христом общество людей, соединенных между собой Православной верой в Него, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Как общество людей, явившееся в мире в определенное время, существовавшее в продолжение многих веков при постоянной смене своих членов, имевших разнообразное влияние на ход и развитие его жизни, наконец, существующее в настоящее время, Церковь необходимо должна иметь и имеет свою историю. Как наука, история Церкви есть изображение в систематическом порядке, связи и последовательности жизни Церкви во всех ее проявлениях. § 2. Предмет Церковной истории и ее составные части Предмет церковной истории есть Церковь как религиозное общество, состоящее из людей. Таким образом, предметом истории служит только человеческий элемент Церкви, как подлежащий изменяемости. Все же божественное, составляющее сущность и основу Церкви, например, вероучение, таинства и проч., как вечное и неизменяемое, не принадлежит собственно истории; хотя, становясь предметом разнообразного понимания людей, и оно становится предметом исторического изучения. Стороны, с которых должна быть рассматриваема Церковь как предмет исторической науки, указываются самой ее жизнью. Жизнь Церкви проявляется с двух сторон – внешней и внутренней. Так, мы видим, как Церковь распространяется или сокращается в своих пределах и стоит в разное время в известных отношениях к другим человеческим обществам. Это внешняя сторона. С другой стороны, мы видим, как Церковь заботится о сохранении и уяснении своего вероучения, хотя при этом встречает препятствия со стороны некоторых своих членов, отступающих от господствующего вероучения и составляющих ереси и расколы, совершает таинства и богослужение; управляется иерархиею и наконец, стремится достигнуть главной цели своего существования – нравственного усовершенствования и спасения своих членов. Все это составляет внутреннюю сторону жизни Церкви. Отсюда и наука церковной истории должна изображать историческую жизнь Церкви с внешней и внутренней сторон, а именно: 1) как распространялась или сокращалась Церковь, и в каком отношении она находилась к другим обществам; 2) как сохранялось и уяснялось в ней учение веры, какие возникали ереси и расколы; 3) в каком виде находилось совершение Таинств и богослужение; 4) как действовала церковная иерархия; 5) в какой мере достигалась членами Церкви ее главная цель – нравственное усовершенствование и спасение. § 3. Источники и пособия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Видеть Бога как Он есть «Видеть Бога как Он есть» — книга про духовный путь христианина (неважно мирянина или инока), написанная архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником преп. Силуана Афонского. «Видеть Бога как Он есть» задумана Софронием (Сахаровым) как экспликация слов, сказанных Силуану Афонскому Христом: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». В каком то смысле «Видеть Бога как Он есть» — образец православного богословия, ведь Софроний (Сахаров) говорит от живого опыта общения с великим святым и от собственного опыта аскетического делания. «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся»: опыт кенозиса, умаления, истощания, богооставленности — подражание крестному пути Спасителя. Как считает Софроний (Сахаров) это особенно важно в XX веке, когда Земля действительно стала походить на ад, а людей покорило отчаяние. В таких рамках Софроний (Сахаров) разворачивает основные понятия православной аскетики: память смертная, страх Божий, покаяние, невидимая брань, духовный плач, свобода, вдохновение, отречение от себя, Нетварный Свет, личность — человека и Бога, молитва, Литургия и — как венец — Гефсиманская молитва. Софроний (Сахаров) так резюмирует суть книги «Видеть Бога как Он есть»: «Слово Христа: “и не отчаивайся” — дано чрез Старца Силуана нашей эпохе, отмеченной исключительно тяжким всеобщим отчаянием. Люди нашего века нередко против своей воли все же становятся моральными соучастниками нескончаемых локальных и даже планетарных братоубийств. Как таковые, т.е. моральные соучастники нераскаянные, они, естественно, теряют благодать Духа Святого и уже не могут верить в свое бессмертие чрез воскресение. Да и не стремятся к сему. Именно в этом приговоре самих себя на полное уничтожение по смерти заключена духовная сущность отчаяния. Силуан, получив слово Господа, всецело приложил его к себе. Вот, как он пишет об этом: “Я стал делать, как научил меня Господь, и мой ум очистился, и Дух свидетельствовал спасение”. “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но (уже) перешел от смерти в жизнь” (Ин. 5, 24).»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Введение Я почитаю за честь, что меня пригласили обратиться с заключительной речью к делегатам этой конференции. Сегодня утром я попытаюсь сделать две вещи. Во-первых, учитывая то, что на протяжении всей конференции мы то и дело говорили о «страстях», я подробнее рассмотрю этот термин и попытаюсь точнее, чем прежде, опредмеелить его значение. Во-вторых, я буду говорить по теме, обозначенной в заглавии моего выступления: «Духовная борьба в современном мире». Никаких новых грехов? Более пятидесяти лет назад известный англиканский духовник отец Альги Робертсон (из общества святого Франциска), который, бывало, по многу часов каждую неделю выслушивал исповеди, говорил мне с ноткой усталости в голосе: «Как жаль, нет никаких новых грехов!» Вопреки преобладающему мирскому взгляду, как раз не святость, а именно грех является унылым и скучным. В своей основе зло носит нетворческий и монотонный характер, в то время как святые показывают неисчерпаемое многообразие и оригинальность. Если грех, по сути, постоянно повторяется, то отсюда следует, что духовная борьба, понимаемая как духовная брань против наших злых помыслов и греховных страстей, в современном мире продолжает оставаться той же самой, какой она всегда и была в прошлом. Внешние формы могут меняться, но внутренняя суть остаётся неизменной. Такая книга, как Лествица, возводящая на небо святого Иоанна Лествичника , может служить практическим пособием в двадцать первом веке так же, как и в седьмом веке. Сегодня, как и в прошлом, наш враг диавол, как рыкающий лев, рыщет вокруг, ища, кого поглотить. Сегодня, как и в прошлом, Сатана превращается в ангела света. Сегодня, как и в прошлом, Бог призывает нас к духу бдительности, суть которого отцы-аскеты христианского Востока подытожили в слове nepsis «трезвись», «бди». «Умерщвлять» или «преображать»? На протяжении всего нашего настоящего обсуждения мы постоянно ссылались на страсти: но что именно подразумевается под этим термином? К несчастью, английское слово passion (страсть), которое обычно используют для перевода слова pathos , совершенно недостаточно для того, чтобы передать многообразие смыслов, присутствующих в греческом термине. Связанное со словом paschein «страдать», pathos в основном означает пассивное состояние, в отличие от dynamis , активной силы. Оно означает нечто пережитое человеком или субъектом, событие или состояние, переживаемое пассивно, таким образом, сон и смерть определяются pathos Климентом Александрийским , святой Григорий Богослов описывает лики луны как path e . В применении к нашей внутренней жизни pathos имеет значение чувства или эмоции, которые человек выстрадал или пережил.

http://azbyka.ru/duxovnaya-borba-v-sovre...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010