Ученики известного Капитона, поселившись в вязниковских лесах ранее 1667 года, существовали здесь и в конце XVII века. В 1691 году инок Евфросин писал о них: «есть град Вязники, в том много сицевых и доныне обретается, иже именуются староверцы, а таинств и старые веры бегут и всякова священнодейства отбегают и отдревле они словяху Капитоновы ученицы». 920 Очевидно, Флоров мог знать главных учеников Капитона конца XVII века – начала XVIII, и должен был говорить о них, говоря о расколе в пределах керженско-вязниковских. А что он действительно говорит и о толках, выделившихся прямо из капитоновщины, это бесспорно. Так, «шестая безпоповщина» у него – волосатовщина: Волосатый был из учеников Капитона; «первая надесять безпоповщина» у него именуется «иконоборной»: «крест почитали, субботу постилися»: пост в субботу ввел Капитон. Сколько возможно относить известия Флорова к XVII веку – мы уже делали на него ссылки. По вопросам, которые в настоящее время могут быть только поставлены и о которых речь у нас будет ниже, значение настоящего памятника еще важнее. Глава I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайные последствия этого взгляда 3. Взгляд раскола на переживаемое время В настоящем виде вопрос ставится впервые. – Прежние попытки разрешать некоторые частные вопросы. – Выводы нашего исследования В настоящем виде данный вопрос в литературе по расколу ставится впервые. Прежние статьи имели своим предметом только некоторые частные вопросы, и в большинстве были в полном смысле неудачны. Всего, таким образом, доселе было доказано только три положения и сообщено два факта. Еще в 1878 году появилась статья; «Учение об антихристе у первых расколоучителей». 921 Автор её не мог составить верного представления о данном предмете, так как статья была написана в то время, когда сочинения даже пустозерских расколоучителей еще не были напечатаны. Этим объясняется, например, попытка автора истолковать учение диакона Феодора об антихристе в смысле учения о богоборном духе. В статье излагается также содержание послания «об антихристе и тайном царстве его».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

—174— I. Владимирское православное Братство святого благоверн. Великого Князя Александра Невского. Отчёт о деятельности Братства за 1894–5 год. Вязники, 1896. II. Отчёт о деятельности Тамбовского Казанско-Богородичного миссионерского Братства за 1895 год. Тамбов, 1896. III. Отчёт Ставропольского епархиального противо-сектантского миссионера, священника Симеона Никольского , о миссионерских его поездках в 1895 г. и 1896 г. Издание Ставропольского Андреевско-Владимирского Братства. Ставрополь-Кавказ. 1896. Перед нами три книжки однородного, хотя и не совсем одинакового содержания, – три „отчёта“ с точно выписанными выше заглавиями. С словом «отчёт» так естественно соединяется представление о сухой канцелярщине, о длинных горизонтальных и вертикальных рядах непонятных цифр и т.п., что нисколько неудивительно, если произведения этого рода не возбуждают особенного интереса к себе в обыкновенной читающей публике (разумеем под этим названием тех, кто не вынуждены читать отчёты по необходимости) и не привлекают на себя её любопытствующего внимания. Весьма возможно, что и читатели „Богословского Вестника“, заглянувши в подзаголовок настоящей статьи и увидевши, что в ней предполагается вести речь по поводу каких-то „отчётов“, не —175— ощутят в себе желания ближе вникнуть в то „кое-что о современном расколе и сектантстве и о борьбе с ними“, которое здесь обещается. Поэтому, начиная статью с названным заглавием и подзаголовком, считаем не излишним предварительно сделать попытку рассеять хотя отчасти то обычное предубеждение против всякого рода отчётов, о котором мы только-что упомянули. Допустим, что предубеждение это в иных случаях справедливо, и что большинство отчётов представляют произведения трудночитаемые и малоинтересные, но ведь возможны же – надо полагать – и исключения, и ведь – значит – находят же в них кто-нибудь что-нибудь интересное и заслуживающее внимания, коль скоро считают нужным обнародовать некоторые из них путём печати. Так оно и есть на самом деле; по крайней мере, в отношении к трём вышеназванным отчётам, познакомившись с ними обстоятельно, мы считаем возможным заявить, что они вполне заслуживают и обнародования в печати, и внимания читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После присоединении Тамбовской епархии и г. Борисоглебска к Синодальной области южные границы её отодвинулись до устья реки Вороны в Хопер, где стояла Новохоперская крепость, построенная в 1710 г. и принадлежавшая Воронежской епархии. 291 Восточнее – в бассейне р. Медведицы Синодальная область граничила с Астраханской епархией. В расширенном объеме, в 1724 г., в Синодальной области было всего – 4675 церквей. 292 В 1725 г. 19 церквей Ржевского уезда, Новоторжской приписи отошли со всеми доходами в Синодальную область, они издревле состояли в Новгородской епархии и только по указу патриарха Иоакима, «незнаемо каким случаем», были приписаны к Патриаршей области. В 1721 г. 28 апреля по просьбе новгородского архиепископа Феодосия погосты были возвращены ему, в уважение жалоб духовенства. Патриаршие ржевские и тверские приказные люди, дворяне и солдаты, «чинили отписанному духовенству многие убытки в денежных сборах». 293 Любопытно рассуждение самого Синода по поводу вторичного присоединения ржевских церквей к бывшей Патриаршей области. 24 мая 1725 г. Синод рассуждал так: 19 погостов Ижевского уезда 28 апреля 1721 г. приписаны были к Новгородской епархии «для лучшего токмо обретающихся тамо церковников охранения», ныне же «для многого в Синодальном штате недостатка» доходы ржевских погостов оказались «зело нужными», а потому и приговорил, «отреша их от Новгородской епархии» со всеми доходами приписать в ведомство Синодального дома. 294 Таким образом, материальный интерес по-прежнему брал перевес над охранением церковников даже у самого Св. Синода. Тот же материальный интерес, долго был одной из главных причин двойственности епархиальной подведомственности городов и уездов Синодальной области, пограничных с Нижегородской епархией и переполненных раскольниками. Как известно, города Балахна, Юрьевец-Повольский и часть Галицкого уезда по р. Унжу по денежным делам ведались в бывшем Патриаршем Приказе, а по другим отраслям епархиального управления давно подлежали ведению нижегородского епископа Питирима. При учреждении Св. Синода Питирим писал (26 февраля 1721 г.) Феодосию, архиепископу новгородскому: «про Арзамас и Вязники доложить Государю, чтобы им быть в Нижегородской епархии, понеже раскольников тут много» и архиерею (т. е. Питириму) за ними следить нельзя, потому они не его епархии, и из Нижегородской епархии (раскольники) тут укрываются». 295 Приговор Св. Синода состоялся через год. 15 февраля 1722 г. определено: «города Яропольч, Гороховец, Арзамас и Вязниковскую Слободу и уездных всякого звания людей духовными и раскольническими делами и поставлением во священство, кроме сборов, которые собирались и высылались в прежде бывший патриарший дом, а ныне присылаются в Свят. Правит. Синод, ведать преосвященному Питириму». Последний обязывался, доставлять в Синод двойные раскольничьи оклады. 296 То же самое, только раньше (25 сентября 1721 г.), подтверждено относительно Юрьевца-Повольского. 297

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В состав комиссии по изъятию ценностей в Казанском соборе входили: Сай, Карпухин (не участвовали, симулировав болезнь или др. уважительную причину), непосредственно проводили изъятие В.Г. Евдокимов, А.И. Гусев, С.П. Колесов, А.Н. Горелов и А.Ф. Маслов. Художник Н.Н. Харламов, как представитель Музейного отдела, был приглашён в роли эксперта. Из личных воспоминаний Евдокимова: «Когда мы с Гусевым приступили к снятию ризы с чудотворной иконы «Казанская», церковный староста Кошутин стал просить нас оставить все как было, обещая, что верующие внесут стоимость украшений золотом и серебром. Мы ответили, что это можно будет сделать после того, как будет оценено снятое с иконы. Впоследствии в обмен на собранные среди верующих золотые, серебряные вещи и золотую монету, ценности, снятые с иконы, были возвращены». Это подтверждается и описью церковного имущества Казанского собора 1925 г., подписанной составом президиума Приходского совета: И. Соколовым, священником-ключарем собора И. Орфановым, старостой Кошутиным, священником Казанским. Соборы были закрыты в марте 1929 г. Начало поступлений в музей предметов из главного городского храмового комплекса относится к 1929 г. и сопровождается надписями в главной инвентарной книге: «изъято при закрытии Казанского собора в Вязниках», «изъято при ликвидации Казанского собора в Вязниках», а в 1932 г. - «изъят при ликвидации имущества закрытого Казанского собора». Весь комплекс поступлений в музей насчитывает 116 предметов и дополнен 7 фотонегативами на стекле, выполненными в 1928–1931 г.г. сотрудником, бывшим директором музея К.М. Большаковым. Из Казанского собора поступили рукописи и старопечатные книги, памятники христианской иконографии, церковная утварь, священные облачения, древние документы. Уже в 1931 г. в музее был открыт «Антирелигиозный отдел», где многовековая художественная традиция была представлена как образ «тёмного прошлого» - демонстрировались иконы, предметы церковной утвари, образцы чеканки и литья, рукописи и переплеты старопечатных книг. В течение последующих десятилетий главной задачей музея было физическое сохранение коллекции.

http://sobory.ru/article/?object=48635

Теперь о дальнейшем. Анну схоронили со всеми почестями церковными. На поминальном обеде я сказал слово. Народу за столом было много. В сороковой день снова собрались дети: разделили наследство. А мне разрешили жить в доме. Я жил и помогал по-прежнему и продолжал одновременно свое служение в храме. Всего в доме Тарасовых я прожил около 4-х лет: в том числе и год ухода за парализованной Анной. А потом младший ее сын Алексей пьяный выгнал меня в 2 часа ночи. Хотя после я и вернулся к ним, но понял, что я в их доме не желателен, и возвратился в церковный дом. Служить становилось все хуже и тяжелее. Старые певчие все умерли, за чистотой и убранством храма заботиться некому. Сам читал часы и Апостол, не говоря уже об утрени. Стало у меня 6 должностей: дворник, просфорник, истопник, звонарь, пономарь и дьячок. Поясню точнее. Навила вьюга у входа в храм большой сугроб. Говорю старостихе: «Разрыть надо», а она мне: «Надо тебе, так разрой, я не сдолю (не смогу)». Вернулся домой, взял лопату, разрыл – я дворник. В сумке просфоры, спек вчера – просфорник. Открыл двери и затопил печку – я истопник – сторож. Разжег кадило, затеплил лампаду – пономарь. Облачился, дал возглас, не отвечают. Становлюсь на клирос: «Аминь», пою во время каждения – дьячок. К шестопсалмию начинают собираться. Запоют вместо «Врю» – «Теб помъ», вместо «Милость мира» – Холод в храме невозможный. Разломали по совету какой-то бабки хорошую большую печь и поставили маленькую (меньше дров). Трубы нечищены: дыма полный храм. Ударили сильные морозы. Я принес в алтарь термометр, температура на улице 30, а в алтаре 17. В этот день я обморозил себе руки. Стал служить в варежках. Сообщил архиерею. Владыка Владимир 98 возмутился: «Ниже 10 не служите. Заработаете ампутацию кистей – никому не нужны будете». Любятовские пожертвовали нам нагреватель, и я стал греть руки во время проскомидии. Псаломщиков за время моего служения было семь. Первый – Алексей Макаров. Он вел себя вызывающе, ибо считал себя всю жизнь достойным кандидатом на священническое место. Но это не важно: он не знал и не считал нужным знать осмогласия, не говоря уже об уставе. «Не тое, да святое» – вот его «девиз». Я, как все священники молодые, стал требовать. «Будь строг и требователен ко всем и, главное, к себе самому», – сказал владыка Григорий. К тому же я приехал из городского храма (г. Вязники), где была строгая дисциплина. Прихожане не любили его вовсе, и написали жалобу митрополиту. Тот запросил меня, и я поддержал: написал то, что есть, и его уволили как не справившегося. После он оставался без дела, зашел ко мне, и я ему советовал пойти по церковной службе. Свез его в Печоры к владыке Иоанну, и он его посвятил в сан священника. Он умер в сане протоиерея на пенсии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Теперь мы собираем плоды четырехлетнего сеяния: и горе тому, кто опустит это благоприятное время! В целую жизнь трудно будет возвратить то, что теперь неблагоразумно будет упущено. Я говорю о повторениях лекций и о предстоящем окончательным экзамене. Вчера, уже явился к нам бессменный ревизор – высокопреосв. Филарет. Но, с другой стороны, как приятно будет насладиться отдохновением после продолжительных трудов и подвигов! После окончания школьных дел я не предвижу никаких препятствий к предпринятию путешествия. Уверен, что мое посещение будет для вас не неприятно, и потому следовало бы мне, прежде всего, поспешить к вам, но мне представляется более удобным начать свое странствование с противоположного конца – с Мурома, куда также усердно приглашают меня и родные и знакомые. К вам же в таком случае я могу поспеть не ранее, кажется, последних чисел августа, или первых сентября: потому что на пути от Мурома и до Иванова мне предстоит очень много мест, которые я должен посетить. Но чем продолжительнее ожидание, тем приятнее будет свидание». 17 числа получил я письмо из Вязников от о. Василия Богородского; он писал: «Пожелав вам от души доброго здравия, я со всем участием друга, молю вам и счастливого окончания академич. трудов ваших. Промысл совершил над нами испытание ума и более сердца и близко готовит покой и награду. Радуюсь за вас, когда вы уже, я думаю, с великим удовольствием смотрите в приятную свою будущность. И пора, пора сколько-нибудь насладиться после трудов и честным покоем! Дай вам, Господи, счастливейшего окончания!.. А за сим желаю приятного с вами свидания личного. Непременно, друг! Не забудьте меня, когда в Муроме или на родине будете. Я вас с полной надеждой жду, и дождусь, если только вы не изменитесь с получением довольно важной степени. Дружба, кажется, степенями не разрывается, и дружеские сердца ни пространством, ни молчанием не охладевают в чувствах взаимных. Ждем на той неделе в Вязники нового нашего преосв. Иустина, который теперь в Муроме; немного беспокоимся, не зная его ни характера, ни свойств, ни ума, ни обхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вязники. Церковь Рождества Христова при ФКУ ИК-4. Рождественая церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1994 и 1997. Адрес: г. Вязники, ул. Железнодорожная, д. 37, на территории ИК-4, исправительной колонии строгого режима УФСИН России по Владимирской области Координаты: 56.228234, 42.111213 Проезд:М7 от Владимира перед въездом в Вязники развилка, направо на объездную дорогу; съезд с М7 направо на первом перекрестке, далее указатель ИК-4 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1994 году в ИК открылась молельная комната, вскоре уже не способная вместить всех духовно взыскующих в колонии. В 1997 году по инициативе руководства колонии при деятельном участии Русской Православной Церкви был воздвигнут и освящен храм Рождества Христова. С тех пор архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий ежегодно посещает храм на Рождество, проводит праздничные богослужения. В 2007 году бы отмечен 10-летний юбилей храма, который совпал с 50-летием самой исправлительной колонии. Источник:  Вязники.Ру С 2003 года ИК стала колонией строгого режима для содержания осужденных, совершивших тяжкие и особо-тяжкие преступления. Кроме безупречной служебной деятельности колонию отличает развитая производственная инфраструктура. Здесь выпускается широкий спектр товаров народно-хозяйственного потребления. В 1994 году в ИК открылась молельная комната, вскоре уже не способная вместить всех духовно взыскующих. В 1997 году по инициативе руководства колонии при деятельном участии Русской Православной Церкви был воздвигнут и освящен Храм Рождества Христова. С тех пор архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий ежегодно посещает Храм на Рождество, проводит праздничные богослужения. По материалам публикации: Александр СМИРНОВ " Колонии - 50, Храму - 10 "   Вязники.Ру Добавить комментарий Комментарии и обсуждение 1 октября 1996 г. в торжественной обстановке была произведена закладка храма Рождества Христова, а 2 октября 1997 года в Вязниковской колонии Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил этот прекрасный образец деревянного зодчества. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36318

Троица-Вязники. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1804 и 1810. Адрес: Московская обл., Талдомский р-н., с. Троица-Вязники Координаты: 56.612953, 37.509989 Проезд: В Троице-Вязники можно попасть из Тарусово по пешеходному деревянному мосту через р. Дубна. Проезд на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе, в Дмитрове поворот на трассу А-108 на Сергиев Посад, по Ковригинскому шоссе до Жестылёво, в Жестылёво поворот налево по указателю " Гелиопарк " (на Та ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда В Троице-Вязники можно попасть из Тарусово по пешеходному деревянному мосту через р. Дубна. Проезд на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе, в Дмитрове поворот на трассу А-108 на Сергиев Посад, по Ковригинскому шоссе до Жестылёво, в Жестылёво поворот налево по указателю " Гелиопарк " (на Талдом), по указателю на " Вербилки и Новоникольское " - налево, после Новоникольского поворот направо (главная дорога уходит левее), далее первый левый поворот (перед Вотрей), дорога без покрытия, по дороге прямо примерно 5 км, первый поворот направо (с левой стороны будет автобусная остановка, обозначения населённого пункта и указателей нет), до населённого пункта Тарусово, в самом начале Тарусово первый поворот налево между домами (бездорожье), до реки, через реку по натяжному мосту к кладбищу, церкви и часовне Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная церковь Живоначальной Троицы построена на кладбище в 1804-1810 гг. в стиле классицизма. Придел Николая Чудотворца возведен в 1829-1831 гг. Часовня и Святые ворота конца 19 века. В Кашинских писцовых книгах за 1628 год написано «за Алексеем Захарьевым сыном Шатиловым старая вотчина село Троецкое на Дубне а в нем церковь во имя живоначальныя Троицы древяна клецки». В переписных книгах 1677 года Троицкое названо сельцом без упоминания о церкви. В 1715 году в селе Троицком строится деревянная церковь, которая и простояла до 1810 года, когда был освящен существующий сейчас каменный храм. На месте престола прежней деревянной церкви поставлена небольшая глухая на каменном фундаменте часовня.

http://sobory.ru/article/?object=08201

Вязники. Благовещенский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1641 и 1683. Ссылки:     Адрес: 601400 Владимирская область, Вязниковский район, г. Вязники, Музейный проезд, 7 Координаты: 56.248255, 42.145585 Проезд:до станции " Вязники " Горьковской ЖД с Курского вокзала, от ЖД вокзала на авт. 1 до ост. " Льнокомбинат " ; на автомобиле от Москвы по трассе М7 300 км. После въезда в Вязники никуда не сворачивать. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Благовещенский монастырь, заштатный, в городе Вязниках. Основан в 1643 году. В этом году построены были, по челобитью Вязниковских посадских людей, деревянная церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы с приделами преподобных Михаила Малеина и Алексия человека Божия в деревянные же настоятельские и братские кельи. Земля, на которой построен монастырь, в древности принадлежала «Ярополчью убогому дому». Через 40 лет после того, вместо деревянных церквей, построен был каменный двухэтажный храм также в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы вверху и в честь Трех Святителей внизу. Тогда же построен был и братский каменный корпус. В 1795 году сооружен был над воротами еще каменный храм во имя Всех Святых. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, состоявшегося 20 мая 1930 года. § 50. СЛУШАЛИ: О расторжении договора с группой верующих на пользование молитвенными зданиями б. Благовещенского монастыря в городе Вязниках. ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что группа верующих не выполнила принятых ею на себя по договору обязанностей по исправному содержанию и своевременному ремонту переданных ей в использование молитвенных зданий, вследствие чего эти здания, являющиеся ценными архитектурными памятниками, пришли в ветхость и разрушаются – договор с группой верующих на пользование этими зданиями расторгнуть. Предложить Владимирскому Окрисполкому принять меры к объявлению настоящего постановления группе верующих и к изъятию у нее молитвенных зданий с соблюдением ст. 44 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 1929 г. «О религиозных объединениях», после чего определить дальнейшее назначение этих зданий в соответствии со ст. ст. 34 и 35 того же постановления ВЦИК и СНК.

http://sobory.ru/article/?object=01074

Вязники. Введенский мужской монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы , Илии Пророка , Усекновения главы Иоанна Предтечи , Владимира равноапостольного Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:между 1884 и приблизительно 1905. Ссылки:   Адрес: Россия, Владимирская область, г. Вязники, ул. Пролетарская Горка, д. 3 Координаты: 56.243657, 42.159935 Проезд: Приземистая и вытянутая в длину Введенская церковь притулилась на крутом склоне высокой горы. Хорошо видна с центральной площади Вязников. На автомобиле следует двигаться со стороны Нижнего Новгорода поверху, свернув налево, на ул. Киселёва и ориентируясь по белой Троицкой церкви с колокольней, кото ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Приземистая и вытянутая в длину Введенская церковь притулилась на крутом склоне высокой горы. Хорошо видна с центральной площади Вязников. На автомобиле следует двигаться со стороны Нижнего Новгорода поверху, свернув налево, на ул. Киселёва и ориентируясь по белой Троицкой церкви с колокольней, которая относительно недалеко от Введенской церкви. Пешком снизу вверх от центральной площади города по ул.Трудовая Гора. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь хорошо видна из центра города, т.к. притулилась на крутом склоне высокого холма. Подъезд и проход к ней затруднены. Занята муниципальным учреждением - спортшколой. В советское время подвергалась переделкам, уничтожено завершение основного объема и т.п., дабы придать более светский характер постройке и приспособить на текущие хоз.нужды. В Российском Государственном архиве древних актов сохранились несколько планов г. Вязники XVIII века. В частности по фонду 1356, опись 1/1, ед. хранения с 252 по 256 - планы Вязников с поселёнными при нём слободами и проектные планы - хорошо видны границы Введенского монастыря, который уже тогда был помечен как " упразднённый " . А сама церковь помечена как отдельностоящая, но уже без собственных земель. С современными реконструкциями этих древних чертежей планировки города можно познакомиться по книге Л.Д. Мазур " Русский город XI-XVIII вв. Владимирская земля " , вышедшей изданием в Москве в 2006 году по Гранту Президента. Архивное фото церкви на сайте Вязники.ру можно посмотреть по ссылке

http://sobory.ru/article/?object=03741

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010