Прибавление, сделанное Матфеем: «Λεββαος, πικληθες Θαδδαος» (Леввей, называемый Фаддеем) дает нам полное право заключать, что Леввей у Матфея есть одно и то же лицо с Фаддеем Марка. Правда, против такого заключения восстают некоторые ученые, заподаозривая подлинность евангельского выражения „ πικληθες Θαδδαος“, так как во многих будто-бы древнийших кодексах Евангелия от Матфея это выражение опущено. Вот почему даже Ольсгаузен 624 высказывается таким образом: „Мне также кажется, что оно (т. е. вышеуказанное выражение) не принадлежит Матфею, который нигде в других местах при этом имени (Леввея) не употребляет этой фразы; вероятно оно перешло в текст из какой-нибудь глоссы, так как на полях (евангельского повествования) кем-нибудь могло быть высказано во всяком случае очень вероятное предположение, что Фаддей Марка есть Леввей Матфея“. Мы не будем долго останавливаться на этом возражении; мы напомним только, что против него говорит уже одно то обстоятельство, что таких кодексов, которые опускают указанное выражение Матфея, сравнительно только очень незначительное количество 625 . При этом для нас важно, что имена: Леввей и Фаддей тождественны по своему значению и настолько синонимичны, что едва-ли могут быть названы именами в собственном смысле (Фаддей – могущественный, Леввей – смелый, сильный). В силу этого, нам кажется, что без особенных, посторонних побуждений, ничего нельзя сказать против отождествления Леввея у Матфея с Фаддеем Марка. Гораздо важнее вопрос о том, как смотреть на различие в этом отношении между Матфеем и Лукой. Желая запутать это дело еще более, Шлейермахер думает доказать, что на место Леввея (у евангелиста Матфея) Лука ставит Симона Зилота. Но думать так нет ровно никакого основания, и потому скорее следует предположить, что Лука ставит Симона Зилота на место Симона Кананита (у Матфея), а на место Леввея – Иуду Иаковля. Отождествлять Симона Зилота с Симоном Кананитом нам отчасти дает право самое тождество имен. Что же касается Иуды Иаковля, то из Евангелия от Иоанна (14:22) мы, действительно, знаем, что в числе двенадцати апостолов был и Иуда не-Искариот.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Троицкий И.Г. Пустыня//Христианское чтение, 1868, III, – С. 582. Троицкий И.Г. Результаты исследований о хеттейских памятниках, добытых в западно-европейской литературы//Христианское чтение, 1887, I, – С. 287. Троицкий И.Г. Силоамская надпись//Христианское чтение, 1887, II, – С. 161. Троицкий И.Г. Чермное море//Христианское чтение, 1868, II, – С. 211. Троицкий С.В. Новейшие открытия в области библейской истории//Странник, 1910, I. Троицкий С.В. Что же такое брак?//Странник, 1904, I, февраль. Туревич С., свящ. Научное предположение о библейском шестодневе//Вера и разум, 1905, Тычин В. К учению о единстве рода человеческого. Разбор возражений так называемых полигенистов.//Странник, 1915, III, ноябрь-декабрь. У Улович Н. Очерк талмудической морали//Вера и разум, 1911, Уманец С. Мусульманское сказание о библейском фараоне//Странник, 1892, II. Ф Фаддей (Успенский) , еп. По поводу статьи «Раб Иеговы ( Uc. XL-LXVI )»//Богословский вестник. 1905. Т. 3. 11. С. 449–457. Фаррар Ф.У. Соломон, его жизнь и время. Перевод А.Лопухина //Странник, 1888, I, январь-февраль; III, октябрь-ноябрь. Феодор (Бухарев), архим. Исследования Апокалипсиса//Богословский вестник. 1914. 1. Прил. С. 97–128. 1914. 2. Прил. С. 128–160. 1914. 3. Прил. С. 161–208. 1914. 4. Прил. С. 209–240. 1914. 5. Прил. С. 241–272. 1914. 6. Прил. С. 273–304. 1914. 7/8. Прил. С. 305–336. 1914. 9. Прил. С. 337–368. 1914. 12. Прил. С. 369–400. 1915. 1. Прил. С. 401–432. 1915. 2. Прил. С. 433–464. 1915. 3. Прил. С. 465–496. 1915. 4. Прил. С. 497–528. 1915. 5. Прил. С. 529–560. 1915. 6. Прил. С. 561–576. 1915. 7/8. Прил. С. 577–608. 1916. 3/4. Прил. С. 609–624. 1916. 5. Прил. С. 625–640. 1916. 6. Прил. С. 641–649. Феодор (Бухарев), архим. О Послании к Римлянам//Богословский вестник. 1917. 2/3. Прил. С. 1–48. 1917. 6/7. Прил. С. 49–64. 1917. 10/12. Прил. С. 65–72. Феодор, иером. О второй части книги святого пророка Исаии//Прибавления к творениям святых отцов, 1850, Феодор, иером. О втором псалме//Прибавления к творениям святых отцов, 1849,

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

– Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их: «имеет в мысли и осуществляет в жизни» (Август.), т. е. кто в сознании своём постоянно носит Моё учение и осуществляет в жизни или живёт сообразно с этим учением (ср. ст. 15), тот этим самым свидетельствует, что любит Меня (ср. ст. 24). – А кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим: потому что Он не может не любить всех, кто любит вечный предмет Его любви – Сына Его Единородного. В силу сей же любви к Господу сохраняющего заповеди Сам Господь не может не возлюбить его: и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам: ближайшим образом осуществилось это обетование в явлениях Господа ученикам Своим по воскресении: но по связи речи (ср. ст. 23) это явление Господа верующим надобно понимать как явление таинственное, в духе (этому явлюсь соответствует со стороны апостолов – узнаете, ст. 20), что исполнилось по сошествии на апостолов Духа Святого, с вселением Которого в дух апостолов началось полное духовное явление Господа ученикам, или теснейшее духовное общение между ними, познанное учениками на опыте (ст. 20). 22. Ин. 14:22 . Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Лк. 6:16 ; Деян. 1:13 . 23. Ин. 14:23 . Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим. Ин. 14:15, 13:34 ; Откр. 21:3 ; 2Кор. 3:17 д.; Еф. 3:17 . 24. Ин. 14:24 . Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца. Ин. 7:16 . Иуда – не Искариот: иначе называемый Леввей, или Фаддей, сын Иакова (ср. Мф. 10:10 ; Лк. 6 и прим.). Прибавление – не Искариот не указывает, что Искариот возвратился на вечерю и был тут при прощальной беседе Господа; напротив, оно указывает, что его именно не было тут, и сделано для того, чтобы кто не подумал, что это возвратившийся Искариот. – Господи, что это и пр.: Иуда, как видно, не расстался ещё с любимой мыслью иудеев, которой долго держались и ученики Господа, о чувственном явлении Мессии в чувственном внешнем политическом царстве, которое должен учредить Мессия и воцариться в нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

По справедливости достойно прославлять тебя, Богородицу, всегда блаженную и в высшей степени непорочную и мать нашею Бога, и мы прославляем тебя, которой принадлежит больше чести, чем херувимам, и несравненно больше славы, чем серафимам,–тебя, родившую Сына Божия и оставшуюся девою, истинную Богородицу. С какою хвалебною песнью мы обращаемся к Деве Марии? Как мы ее называем? Почему называем ее Богородицею?–благодатною?–благословенною? Говорим ли мы, почему так величаем ее? Как читается другая хвалебная песнь Богородице? Почему мы почитаем Богоматерь достойной прославления? Что значит присноблаженная?–пренепорочная? Как мы величаем Богоматерь? Почему называем ее честнейшею херувимов?–славнейшею без сравнения серафимов? Что значит выражение: без истления Бога-Слова рождшую? Что значит слово сущий? Почему называем Марию сущею Богородицею? Почему в этой молитве мы называем Сына Божия Богом Словом? Молитвы Пресвятой Богородицы Дева Мария удостоилась великой чести сделаться Богородицей и, следовательно, она ближе всех к Богу. Потому мы веруем, что ее слово сильно перед Богом, что она может быть нашей заступницей, то есть может испросить нам милость Божью и чрез это спасти нас от погибели. Мы верим также, что Матерь Божья всегда готова принять нашу молитву и помочь нам, потому что она добра. Веруя же в силу Богоматери и в ее готовность помогать нам, мы называем ее нашею Владычицей и молим, чтобы она испросила у Сына своего милость нам, а именно: прощение грехов, помощь на добрые дела и блаженство в будущей жизни. Почему мы думаем, что Пресвятая Богородица может оказать нам помощь? Почему надеемся, что она примет наши молитвы? О чем мы просим ее в своих молитвах? Как мы называем Богородицу? Владычице Богородице, мол о насъ, гршныхъ. В этой молитве мы называем Богородицу Пресвятою, потому что благодать Святого Духа очистила ее и сохранила от греха, и Владычицей, потому что от нее родился Христос Господь, наш Царь и Владыка. Мы просим Владычицу Богородицу, чтобы она молила Бога за нас грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мы просим соименного наы Святого, чтобы он молился за нас Богу, и при этом высказываем надежду на исполнение своего прошения, так как Святой угодник – помощник скорый, то есть всегда готовый на помощь, и молитвенник (который молится) о душах наших. С какой молитвой мы обращаемся к тому Святому, имя которого каждый из нас носит? Как называем его в этой молитве? Почему называем его угодником Божиим? Чего у него просим? Почему надеемся, что он исполнит наше прошение? Молитва за Царя и отечество Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство. Достояние – наследство, имущество, собственность; сопротивные – -противники, враги; жительство – жилище, обитание, пребывание. В этой молитве мы, христиане, называем себя людьми Божиими, так как мы веруем в истинного Бога и принимаем Закон Его. Оттого и землю свою (отечество) мы называем достоянием или имуществом Божиим, а Царя своего, отца всего народа и Владыку царства, Государя Императора благоверным, то есть сохраняющим истинную веру Христианскую. Мы просим Господа Бога, чтобы Он спас нас, как Своих людей, от всякой беды и благословил (Своей милостью) страну нашу, как Свое достояние. Мы просим, чтобы Он спас и благословил наше отечество двумя милостями: 1) дал нашему Императору Николаю Александровичу победу над сопротивниками, врагами Его царства, и 2) сохранил силой Своего креста страну нашу христианскую, как место Своего обитания, как Свое царство на земле. Как читается молитва за Царя и отечество? Как мы в этой молитве называем себя и свое отечество? Почему называем себя людьми Божиими? Почему свое отечество называем Божиим достоянием? Почему Царя своего называем благоверным? Чего мы просим у Бога для себя? Чего просим для всей страны? Что нужно нам для спасения нас от бед и для благополучия всей страны? Молитвы за живых и умерших Спаси, Господи, и помилуй раб Твоих: отца моего духовнаго, родителей моих, сродников, начальников, наставников, благодетелей, любящих и ненавидящих мя и всех православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Потому мы называем еще наши грехи – нашими болезнями или немощами. Как же мы называем наши грехи? А Господь Бог милостив, он всегда нам помогает, если только мы с усердием просим Бога. И вот, когда мы молимся, мы просим Бога, чтобы Он помог нам исправиться, очистил нас от грехов, простил наши беззакония, исцелил наши немощи, не наказывал нас, как мы этого заслуживаем. Теперь, может быть, кто-нибудь вспомнит: в какой молитве мы просим об этом Господа? Или в какой молитве мы называем наши грехи беззакониями или немощами? В молитве к Пресвятой Троице. (Читаю сама). Кто знает эту молитву? Встаньте и читайте хором. Откройте ваши молитвенники на той странице, на которой вы читали в прошлый раз. Какой буквой обозначена эта страница? Что значит эта буква? Читайте последнюю молитву на этой странице. (Если найдется, постараюсь вызвать ту, которая не знает этой молитвы). Как вы прочли первое слово? Пресвятая. (В молитвеннике оно под титлом). Какия буквы здесь написаны? Как они размещены? Какие буквы совсем пропущены? Где вы их поставите? (Так разбором и другие слова под титлом). Прочтите хором эту молитву. К кому мы в ней обращаемся? К Пресвятой Троице. Из каких слов это видно? О чем мы просим Пресвятую Троицу? Мы просим Пресвятую Троицу помиловать нас, избавить нас от грехов и не наказывать нас за них. Как мы называем грехи в этой молитве? Беззакониями, немощами. Как мы говорим в молитве о беззакониях наших? Почему мы их так называем? Как мы говорим в молитве о немощах наших? Какими словами оканчивается эта молитва? – Значит мы просим, чтобы Бог очистил нашу душу от грехов, дал нам силы делать добро не потому, что мы сами заслуживали милость Божию, не по нашим заслугам, а ради имени Святой Троицы, т. е., чтобы мы благодарили и прославляли Пресвятую Троицу. (Если останется время, то скажу Закройте молитвенники, повторите про себя эту молитву и скажите: как мы называем Бога в этой молитве? Господь, Владыко, Святый. А как мы еще называем Бога в другой молитве, которую вы учили к сегодняшнему дню? Солнцем правды.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поэтому каждый из нас должен задуматься: кто он для Бога, кто он перед собой – и молиться достойно своего величия, своего великого призвания, и любви Божией, и величия Божия. В заключение я хочу поговорить с вами об особенной молитве, которая в православной церковной практике называется Иисусовой молитвой. Иисусова молитва потому так названа, что сердце этой молитвы – имя и личность Господа Иисуса Христа. Читается она так:  Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня),  грешного. Как говорили древние писатели и как ясно из самой молитвы, она содержит, с одной стороны, полное исповедание веры, и с другой стороны – все, что человек может сказать о себе самом: Помилуй меня, я грешен! Я хочу остановиться на этих двух понятиях: на первой половине, в которой мы исповедуем нашу веру, и на второй, где мы говорим о себе самих. Мы называем Иисуса Христа своим  Господом не только потому, что Он – Творец, не только потому, что Он – Бог, но потому что мы собственной волей, без принуждения, избрали Его Господином, Хозяином нашей жизни. И это значит, что между Ним и нами устанавливается связь взаимной верности, взаимной преданности, и что когда мы называем Его Господом, нам делается дорого каждое Его слово, каждое Его желание, каждая Его заповедь, и что мы готовы быть послушными Ему: не как рабы, не из страха, а потому что Он наш Учитель, Наставник и идеал человека. Мы называем Его Господом, и мы должны жить так, чтобы  Он господствовал  и в нашей жизни, и, через нас, в жизни других; но господство Его заключается в любви, а не во власти, и поэтому, называя Его Господом, мы себя отдаем делу служения, служению любви. Иисусом мы называем Его, напоминая себе, исповедуя, проповедуя, что у Бога есть человеческое историческое имя, что Бог стал человеком, что Он воплотился, и что Тот, Кого мы называем Иисусом, Кого мы называем своим Господом, есть Бог наш, но что Он – человек, один из нас, и мы Ему родные, свои. Он в Евангелии нас называет  братьями, и в другом месте Евангелия говорит:  Я вас не называю слугами, а друзьями, потому что слуга не знает воли своего господина, а Я вам все сказал (Ин. 15:15). Иисус – историческое имя Бога воплощенного. Христом (это слово греческое, которое значит “помазанник”) мы Его называем, чтобы указать, что Он – Тот, о Ком весь Ветхий Завет говорит, что придет Посланник от Бога, на Котором почиет Святой Дух, Который будет завершением всей человеческой истории и средоточием ее, завершением всего прошлого и началом вечности уже теперь, раньше чем время придет к концу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Поэтому каждый из нас должен задуматься: кто он для Бога, кто он перед собой – и молиться достойно своего величия, своего великого призвания, и любви Божией, и величия Божия. В заключение я хочу поговорить с вами об особенной молитве, которая в православной церковной практике называется Иисусовой молитвой. Иисусова молитва потому так названа, что сердце этой молитвы – имя и личность Господа Иисуса Христа. Читается она так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня), грешного». Как говорили древние писатели и как ясно из самой молитвы, она содержит, с одной стороны, полное исповедание веры, и с другой стороны – все, что человек может сказать о себе самом: Помилуй меня, я грешен! Я хочу остановиться на этих двух понятиях: на первой половине, в которой мы исповедуем нашу веру, и на второй, где мы говорим о себе самих. Мы называем Иисуса Христа своим Господом не только потому, что Он – Творец, не только потому, что Он – Бог, но потому что мы собственной волей, без принуждения, избрали Его Господином, Хозяином нашей жизни. И это значит, что между Ним и нами устанавливается связь взаимной верности, взаимной преданности, и что когда мы называем Его Господом, нам делается дорого каждое Его слово, каждое Его желание, каждая Его заповедь, и что мы готовы быть послушными Ему: не как рабы, не из страха, а потому что Он наш Учитель, Наставник и идеал человека. Мы называем Его Господом, и мы должны жить так, чтобы Он господствовал и в нашей жизни, и, через нас, в жизни других; но господство Его заключается в любви, а не во власти, и поэтому, называя Его Господом, мы себя отдаем делу служения, служению любви. Иисусом мы называем Его, напоминая себе, исповедуя, проповедуя, что у Бога есть человеческое историческое имя, что Бог стал человеком, что Он воплотился, и что Тот, Кого мы называем Иисусом, Кого мы называем своим Господом, есть Бог наш, но что Он – человек, один из нас, и мы Ему родные, свои. Он в Евангелии нас называет братьями, и в другом месте Евангелия говорит: «Я вас не называю слугами, а друзьями, потому что слуга не знает воли своего господина, а Я вам все сказал» ( Ин. 15:15 ). Иисус – историческое имя Бога воплощенного. Христом (это слово греческое, которое значит «помазанник») мы Его называем, чтобы указать, что Он – Тот, о Ком весь Ветхий Завет говорит, что придет Посланник от Бога, на Котором почиет Святой Дух, Который будет завершением всей человеческой истории и средоточием ее, завершением всего прошлого и началом вечности уже теперь, раньше чем время придет к концу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови свое владение, даруя победы на врагов благоверному Императору нашему Александру Александровичу и сохраняя свое жилище крестом своим. Как читается молитва за Царя и отечество? Как мы в этой молитве называем себя и свое отечество? Почему называем себя людьми Божьими? Почему отечество называем Божьим достоянием? Почему Царя своего называем благоверным? Чего мы просим у Бога для христиан? Чего просим для всей страны? Что нужно нам для нашего спасения от бед и для благополучия всей страны? Почему для этого нужны победы Императору? Почему для этого нужно сохранение страны силой креста Господня? Молитва за живых и умерших Между людьми, принадлежащими в одному с нами отечеству, находятся люди более близкие к нам: за них мы должны приносить Богу особенную молитву. Мы в ней должны помянуть своего духовного отца, то есть духовника, который принимает наше покаяние во грехах и прощает их именем Христа Спасителя,– помянуть своих родителей, родственников, начальников, благодетелей и всех православных христиан. Люди умершие не уничтожились; души их находятся в месте, назначенном Богом, и там ожидают всеобщего воскресения, то есть дня, когда все умершие оживут, как будто проснутся от сна, и получат или царство небесное, приготовленное для праведников, или вечное наказание, назначенное грешникам. Оттого умерших мы и называем усопшими, то есть уснувшими. Мы желаем, чтобы все люди получили царство небесное; особенно же желаем, чтобы нам встретиться в царстве небесном с теми, кто был близок к нам на земле. Потому мы молимся Богу и за умерших. Господи, и помилй отца моег дховнаго, моихъ родителей, сродниковъ, начальниковъ и благодтелей и всхъ православныхъ Отец духовный – духовник, священник, который принимает наше покаяние во грехах; сродник – родственник. В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он спас от всякой беды и помиловал людей близких нам. Прежде всего мы просим этих милостей для своего духовного отца, или духовника, то есть священника, который принимает покаяние наше во грехах, потому что он близок нашей душе: он выслушивает наше раскаяние, молит Бога о прощении наших грехов и прощает их нам именем Иисуса Христа. Потом просим Бога за своих родителей, сродников, то есть родственников, начальников, которые заботятся о нашем благе, благодетелей, то есть людей, делающих нам добро, и всех христиан православных, потому что они наши братья по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В своем Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим.11:33—34). II. Троичность Бога мы можем себе до некоторой степени, хотя и не вполне совершенно, представить в виде солнца: круг, видимый глазом, является источником света и тепла; далее в виде воды в трех ее состояниях — жидком, твердом (лед) и газообразном (пар). III. Пресвятую Троицу мы прославляем, когда осеняем себя крестным знамением, одновременно освящая при этом и себя. в) О невидимом и видимом мирах 62. Кто сотворил небо и землю? Небо и землю сотворил, создал Бог, а поэтому мы называем Его Творцом и Создателем. 63. Из чего сотворил Бог небо и землю? Бог сотворил небо и землю из ничего. 64. Как мы называем то, что Бог сотворил? То, что Бог сотворил, мы называем созданием или творением. 65. Как называется коротко небо и земля и все, что на небе и на земле? Небо и земля и все, что на небе и на земле, называется коротко миром, или вселенной. 66. Что мы знаем о мире? О мире мы знаем, что есть мир невидимый, или духовный, нетленный, и мир видимый, или материальный, тленный. 67. Для чего сотворил Бог мир? Бог сотворил мир для того, чтобы все, живущее в нем, Его прославляло и исполняло Его волю. 68. Как заботится Бог о мире? Бог заботится о мире таким образом, что им управляет. 69. Как мы называем попечение Божие о мире? Божие попечение о мире мы называем Божиим Промыслом, или Провидением. Пояснения: I. О сотворении мира говорится в первой фразе Священного Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). II. Будем уповать на Божие Провидение; по словам апостола Павла, «Бог недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:27—28). III. «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою» (Пс.36:5). IV. Вера в Провидение Божие должна нас поощрять к тщательному и точному исполнению наших обязанностей. Согрешил бы тот, кто, в уповании на Божие Провидение, предался бы бездействию и лени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010