Настал час служения Божественной Литургии. Архиереи попросили всеславного Николая возглавить службу. Во время Та­инства, когда богоносный отец произнес: «Святая святым», все в алтаре увидели, как из его уст вышло огненное пламя. С великим страхом они прославили Бога, творящего чудеса через Своих угодников. Народ, собравшийся в храме, причастился Божественных Тайн из ангельских рук светоча Христова. По окончании Литургии ми­ряне разошлись по домам, а владыки и клирики остались со всеми любимым Николаем и с радостью провели с ним весь день. Вече­ром они снова совершили богослужение, затем долго беседовали со святым и, преклонив головы, дремали до рассвета. Утром великий заступник помолился и отправился в царский дворец. Императору доложили о прибытии Мирликийского архи­епископа. Государь повелел пропустить к нему владыку. Препо­добный служитель Христов вошел в тронный зал и увидел само­держца, восседавшего на троне. Солнце сквозь окно бросало лучи на лицо монарха и слепило ему глаза. Чудотворец Николай снял со своих плеч мантию и накинул ее на солнечный луч, затенив лицо Императора. И, о чудо! Мантия не упала. Все увидели, как она висит в воздухе на солнечном луче, ничем не поддерживаемая. Константин был поражен. Он встал с трона, с трепетом поклонился святому, облобызал его и спросил: «Раб Бога Вышнего, что привело тебя к нам?» «Владыка вселенной, — кротко произнес мёдоречивый Ни­колай, — милостью Божьей ныне весь род христианский управляется твоей справедливой десницей. В дни твоего царствования христиа­не избавлены от насилия и непрестанно возносят за тебя молитвы. Мы, ликийцы, смиренно взирая на Христа, Истинного Бога, также просим Его помочь тебе побеждать иноверных врагов и во всем сопутствовать твоей державе. Когда мы, о благочестивейший Импе­ратор, благодарили за тебя Господа, радовались и ликовали, ковар­ный враг рода человеческого помешал нам жить в мире и славить Всесильного Бога, даровавшего тебе царство». «Что же случилось в Ликии?» — спросил Константин. «Владыка самодержец! Во время переписи столичный чинов­ник из-за ненависти и неразумного соперничества то ли со мной, то ли с кем-то из жителей города решил причинить зло моей пастве. По наущению дьявола он обложил податью в десять тысяч сто пять­десят два солида нашу бедную епархию и убедил твое величество утвердить этот непомерный налог. А другой чиновник, посланный в Миры собирать подать, подверг горожан сильным притеснениям и наказаниям, требуя ее уплаты. Многие ликийцы разорены, впали в крайнюю нищету и страдают от голода. Поэтому беда заставила меня обратиться к твоей благочестивой власти. Прошу, о император, восстанови справедливость в нашей митрополии».

http://patriarchia.ru/db/text/70543.html

Пресв. Богородица «О.» предположительно представлена в одном из аркосолиев катакомб св. Агнессы в Риме, а также на фреске катакомб Кеметериум-Маюс 2-й четв. IV в. (облачена в одежды рим. матроны-патрицианки - прозрачную фату, тунику с клавами, с украшениями - серьгами и шейной гривной-ожерельем по сторонам - хризмы). Этот тип изображения рано стал известен в обеих столицах империи - Риме и К-поле. На это указывает образ Божией Матери «О.» на золотых донцах (фалерах?) IV в. (напр., в Музеях Ватикана): Богоматерь облачена в римском платье, на Ней украшения, руки распростерты, по сторонам - фигуры апостолов или дев или же изображения деревьев (см.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 76-81; Лидова. 2017. С. 16. Ил. 9). С VI в. фигуру Пресв. Богородицы «О.» включали в состав композиции «Вознесение Господне» (миниатюра Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I. 56. Fol. 13v, VI в.; ампула из Монцы, VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия). Поясное изображение облаченной в мафорий Богоматери «О.» помещено на аверсе золотой монеты (солида) имп. Льва VI Мудрого (886-912); имя Мария дано в лат. транскрипции, при этом в традиц. греческой монограмме ΜΡ ΘΥ по сторонам нимба использована лат. литера R (до IX в. включительно смешение букв греческого и латинского алфавитов было обычным явлением); на реверсе - портрет императора ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 64; Бутырский, Заикин. 2005. С. 82, 83). Выбор данной иконографии для монеты самого высокого номинала может указывать как на почитание Богоматери «О.» в качестве покровительницы императора, так и на ктиторский характер изображения, где Божия Матерь «О.» - одновременно и адресат молитвы за императора, и проводник его молитвы. Именно в эпоху правления Македонской династии (867-1056) в Византийской империи образ Пресв. Богородицы «О.» украсил апсиду церкви в Большом дворце К-поля; вероятно, значение Богоматери «О.» как покровительницы императора повлияло на включение этого изображения в декор соборов незадолго до того принявших христианство слав. гос-в, таких как Болгария, Др. Русь.

http://pravenc.ru/text/2581465.html

Маврикие сперва от Славян, потом от Аваров, и о нечаянном спасении сего города. Маврикий был убит в 602 году; следовательно сии происшествия описаны были не Иоанном Фессалоникским Епископом, но кем-нибудь другим: ибо он жил уже около 680 года. Все сии повествования я помещу в какой-нибудь томе Византийских писателей, если обстоятельства позволят, для дополнения Истории Феофилакта Симокатты. 39 О сем куполе много написал Дюканж в своих примечаниях на описание Св. Софии Павла Силенциария (Ducang. ad Pauli Silenmiar. descriptionem S. Sophiae. 546. B.). О сем землетрясении упоминает также Ельмакин (Elmacin. Histor. Sarac. 252. С.), – и Агафий (Agamhiae. 146. С.) описывает подобное землетрясение, бывшее при Императоре Юстиниане. 41 Сего Григория, Антиохийского Патриарха, подробно описанного Евагрием (Evagr. Histor, Eccles. 432 А), Феофилакт Симоката (Théophyl. Simocamm. Hist. 68. А. 111. B. 122. D.) превозносили похвалами, как отличного Богослова и Политика. 42 О сем Турецком посольстве упоминается в выписках о посольствах (Ехсегрта de legamionib. in Protrept. Hist. Byzanm. 151. D.). Зимарх отправился из Константинополя месяца Августа 569 года. 43 Золотой ( χρυσινος), нумисма ( νομισμα) и Солид (Solidus aureus), одна и та же Греческая золотая монета, имевшая одинаковое достоинство с древним нашим золотником или златником, часто упоминаемым в летописях, как весьма основательно доказано в Критическом разыскании (издан. Акад. НН. в С. Петерб. 1807) о древних Русских монетах (см. стран. 179–182 и слич: 171–178). Вес золотника до сих пор одинаков; следовательно нынешний наш золотник золота ценою должен быть равен Греческому золотому или Солиду. 72 золотых или Солида составляли литру ( λιτρα, libra) или Греческий фунт золота, т. е. 2/4 Русского фунта. Четыре Греческих золотых равняются весом пяти Голландским червонцам (см. там же 182–186.). Переводч. Читать далее Источник: История/Лев Диакон ; Пер., ком.: М.М. Копыленко, М.Я. Сюзюмова, С.А. Иванова. - Москва : Наука, 1988. - 237 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хламида – длинный плащ, оставлявший свободной правую руку и застегивавшийся на правом плече застежкой-фибулой. В период поздней Римской империи преимущественно военная и охотничья одежда, стоившая достаточно дорого (от двух тремиссов до солида). В ранней Византии такой плащ назывался палудаментум и у императоров имел вид мантии из пурпурного шелка, на которой был золотистый ромб – тавлион, знак императорской власти. После VI в. в более коротком варианте стал носиться придворными и гражданскими чиновниками. Официалы обычно имели белые Х. с пурпурным тавлионом. Иногда Х. украшали жемчугом и драгоценными камнями. На гиматий она не одевалась. Пурпурная Х. с золотым тавлионом и золотой каймой являлась исключительно прерогативой императора, носившего ее поверх дивитисия. Она одевалась в Св. Софии на амвоне после того, как Патриарх сотворял над ней молитву. Среди женщин только императрица имела право носить Х. Хлена – теплый верхний плащ. Хонсарий (хусарий) – разбойник, грабитель, иногда синоним термину трапезит (2). Хоны – город в Малой Азии. См.: НикитаХониат. Хор – пространство в восточной части церкви, предназначенное для духовенства и певчих. Хора – 1) дословно с греч. «земля» (место, область), «страна»; сельская округа греческого полиса, города, подвластная ему. Хорай – наименование византийских поселений, деревень (см.: хорион); 2) монастырь Спасителя в Х. – один из древнейших в Константинополе. Он находился на северо-западной оконечности города, в районе под названием Х., около Влахерн, и не раз служил местом жительства для Патриархов и местом заточения для опальных членов царской семьи. Монастырь был восстановлен Марией Дукиней, тещей Алексея I Комнина, и ее внуком Иоанном Комниным. При этом ее церковь – кафоликон приобрела в плане вид греческого креста. По поручению василевса Андроника II (1282–1328 гг.), Феодор Метохит на собственные средства провел реставрацию и реконструкцию обветшавших монастырских зданий и церкви, ее купола, парэкклесия. Внешний притвор был украшен фресками, изображающими Рождество Христово, а средний и внутренний притвор – сценами из апокрифической жизни Св. Девы Марии и портретом-посвящением, изображавшим Метохита с моделью церкви Хора и Деисуса с Исаком Комниным и монахиней по имени Мелания. Мозаики Успения Богородицы, Христа были также в нефе. На росписях парэкклесия – поразительное изображение Воскресения Христа из мертвых – Анастасис в апсиде, Страшного Суда на сводах, различные святые и библейские сцены, равно как и посмертные портреты. Церковь монастыря Х. после обращения в мечеть в начале XVI в. получил название Кахрие-Джами. Выполненные по заказу Метохита мозаики и фрески церкви Х. пользуются всемирной известностью. Теперь это музей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие Н. до сих пор употребляются при стрижке овец. Современного типа скрещенные Н. встречались редко. Номи – владение (в юридических документах), состояние, иногда – в значении «кафедра». Номик – 1) сведущий в законах, тот, кто пишет договоры, соглашения, специалист по составлению документов. Н. называли всех, имеющих дело с законами и с оформлением юридических документов, в том числе и табеллионов, тавуллариев, нотариев, а также входивших в систиму тавуллариев учителей права (последние, в отличие от нотариусов, не имели права составлять документы); 2) церковный регент, композитор церковных гимнов, дирижер канторов и псалтов. Ном17;сма – греческое наименование римского золотого солида, окончательно заменило его с эпохи Никифора II Фоки (963–969 гг.). Основная денежная единица Византии (см.: литра), около 3,79–4,55 г высокопробного золота. С VI в. один солид равнялся двум золотым семиссам либо трем тремиссам, 12 серебряным милиарисиям (милиаренсам) либо 24 силиквам, 180 бронзовым фоллам либо 7200 нумиям. В IV-XI вв. Н. стала образцом для монет Европы и Востока, почти тысячу лет являлась международной валютой. С конца XI в получила наименование иперпир (перпер). См.: денежные единицы (табл.). Номоканон – собрание двух типов нормативных актов: церковных канонов (апостолов, Отцов Церкви, соборов) и светских законов. Сборник законов под таким названием был собран в VI в. Иоанном Схоластиком из Антиохии и вскоре пересмотрен и обсужден Патриархом Константинопольским. Изданная в 883 г. Патриархом Фотием книга состояла из 14 титулов (разделов), где шла речь о различных вопросах, начиная с чисто религиозных и кончая управлением церковной собственностью. 85 дополнительных пунктов говорили об учении, а заключительный раздел содержал перечень светских законов, распространяющихся на Церковь . Известен также еще один Н. из 15 титулов. Комментатором Н. из 14 титулов был в XII в. Феодор Вальсамон. См.: В. Н. Бенешевич . Номофесия – соблюдение законов божественных и человеческих, которое обеспечивало функционирование судебной системы Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 Т. е. само Евангелие является Словом, которое говорит это. Вариант несколько сокращен. В Патерике говорится: «Я продал слово Писания, которое сказало мне...». 4 Здесь, в коптском тексте, – единственное число, т. е. данное дело хорошо. В греческом и латинском – множественное число, т. е. подобные (или вообще добрые) дела хороши, ср. Патерик: «Хороши такие дела». 5 Наречное дополнение при глаголе (эхрай) имеет значение и «вверх», и «вниз». Этимологически это два разных слова, которые в саидском диалекте пишутся одинаково. Греческий оригинал показывает, что здесь – второе значение, «опустился», в смысле достижения глубины, ср. Патерик: «достиг глубочайшей невинности и простоты». 6 Олокоттин был равен половине номисмы (солида), золотой монеты в 4,55 г. В греческом – «золотой». Далее отождествляется с номисмой. 9 Διακονα (греч.), букв, «служба». В раннехристианскую эпоху – служба, ведающая распределением объединенного имущества христианских общин. В церковной и монастырской администрации – ведающая церковным и монастырским имуществом, распределением пособий, раздачей милостыни. Обязанности эти обычно возлагались на «экономов». 10 Коптское слово т у «гора», имеет также значение «монастырь». В греческом стоит ενρεια, ср. в Патерике «окрестность». Коптский переводчик, употребляя слово тоу, имел в виду именно монастырь (не строение, а местность, в которой жили монахи, каждый отдельно в своей келье), поскольку Иоанн говорит далее: «Если никто из братьев не потерял ее», т. е. потерять в этой местности монету мог только монах. 11 В греческом тексте стоит «ничего не говорил ему», ср. Патерик: «и не напоминал ему о том». Однако добавление в коптском тексте сделано с полным основанием: подобное правило существовало. Так, на вопрос одного из братьев, можно ли напоминать должнику о долге, апа Поймен ответил: «Спроси его (только) один раз» (ПГ, 364, 169). 13 Знаменитый в древности монастырь в Нитрийской пустыне, впоследствии оставленный и заброшенный. В 1964 г. обнаружен и идентифицирован Гнйомоном. С тех пор там ведутся раскопки.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Колоны в VI в., как и в V в., не имели права сходить с церковной земли. «Не допускается, – предписывает Григорий одному из управителей церковных имений, – чтобы колоны покидали имение, к которому их привязало и подчинило рождение. Мы никогда не позволим, чтобы они жили вне имения, где родились» (Nunquam consensus noster illi aderit ut foris de massa ubi nati sunt habitare debeant). 106 Колоны были также лишены права заключать браки вне пределов имения, в котором они обитали. Григорий возвысил одного из своих колонов до занятия важной должности в административной иерархии церкви и тем самым дал ему право выйти из пределов имения, к которому он был раньше прикреплен. Однако этот человек не переставал быть колоном и принадлежать к церковной земле, поэтому и его сыновья оставались прикрепленными к имению. Папа напоминает, что этот человек не имеет права «женить своих сыновей на стороне». «Они должны заключать браки в пределах имения, в котором родились». Мало того, колоны, обитавшие в имении, не имели права заключать браки без разрешения господина, а последний взыскивал за такое разрешение особую плату. На колонов налагался особый свадебный налог – commodum nuptiale, входивший в состав доходов собственника или в число прав съемщика, когда церковь передавала ему свои права. При этом открывался новый повод для несправедливых поборов. До сведения Григория дошло, что некоторые кондукторы взимали в подобных случаях чересчур высокие суммы, и он постановил, что налог не должен превышать 1 солида, сумма отнюдь не малая для колона: Pervenit etiam ad nos quod de nuptiis rusticorum immoderata commoda percipiantur, de quibus praecipimus ut omnia commoda nuptiarum unius solidi summam nullatenus excedant. 107 Дальнейший текст показывает, что сбор nuptiale commodum не вносился в церковную казну, а поступал кондуктору. Все усиливающаяся лангобардская угроза и опасение восстаний колонов побуждали Григория к известной осторожности в эксплуатации колонов. Но, как показывают многие его церковные распоряжения, по своей программе и тактике, по своей религиозной нетерпимости Григорий ничем существенно не отличался от других церковных сановников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Происхождение libr’ы темно. Вес ее значительно разнится от русского фунта и точно не может быть установлен. По определениям вес римского фунта колебался между 328 gr. и 323, 75 gr., средней же цифрой обычно признается 327, 45 gr., т. е. около ⁄ нашего фунта. В эпоху Феодосия В. на римский фунт шло 72 золотых монеты весом каждая по 4, 50 gr. в среднем, а следовательно, единицею обычного ходячего веса было 324 gr. Переводя теперь libr’y на русский фунт, получаем такие цифры: 10 libr’ ­­ 3, 275 kg или около 8 наших фунтов; 15 libr’ ­­ 4, 912 kg или 12 фунтов; 30 libr’ ­­ 9, 824 kg или около 25 наших фунтов. По отношению к эпохе Феодосия В. вес libr’ы следует несколько трудно и даже почти невозможно точно определить вес libr’ы, то еще труднее установить стоимость libr’ы золота на наши деньги. Так, иногда золото принимали по весу, а иногда libra исчислялась по количеству монет, которые в разное время колебались в своем весе. Известно, что в эпоху Константина В. установилась сравнительная норма – 72 солида на фунт, а на серебро – libra auri ­­ 7½ libr. серебра. Теперь при переводе фунта монет на наши деньги мы получаем самые противоречивые цифры: по одним вычислениям, солид равнялся нашему одному золотнику и стоил 3 р. 50 к. – 3 р. 70 к., а фунт, значит, в 72 солида – 252–266 р. 40 к., по другим, считая на авреус Кесаря, – в ф. 100 сестерций, ценою в 5 р. – 5 р. 50 к. (на фунт, значит, 4000 сестерций), фунт будет стоить 290–220 р., а по позднейшим ценам 1000 сест. ­­ 54 р. 31 к., фунт ­­ 216 р. 52 к., по третьим – полновесный римский фунт стоит 913, 59 германских марки, а по курсу – 216 марок на 100 р., фунт (libra) золота обойдется около 423 рублей. В зависимости от принятой цифры и штраф в 30 фунт. золота может быть оцениваем в 6000–12660 р. приблизительно. См. литературу по данному вопросу: Любкер “Реальный словарь классической древности” Вып. II, СПБ, 1885, стр. 1148; Шерцль “Римское монетное дело” Харьков, 1893, стр. 134–210; Бутковский “Нумизматика” Москва, 1861, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

659 μβλοι Bekker (μβλ Simocata), μβλει οι Ρ , да вълωжить Sl 1 , μβλει Κ , νβαλεν ed. 673 1 номисма (солид) – средняя цена коровы или 2 овец. У гуннов в 448 г. пленные выкупались по 12 солидов, но позднее цена упала до 8, а затем и до 1 солида. Маврикий, видимо, решил поторговаться с аварами, учитывая огромное число выкупаемых. 684 PHK Sl 1 . δ´ γ τριτλαινα κα μφοτρων βασιλων Τιβερου θυγτηρ Μαυρικου τε δμαρ, πολπαις βασλεια κα δεξασα λοχε, ς γαθν τελθει κα πολυκοιρανη, κεμαι σν τεκεσσι κα μετρ παρακοτη δμου τασθαλ κα μανη στρατης. Α, α, τς Νιβης μτινος εμι νκυς. τλην τς κβης πολ χερονα, τς οκστης. Να, να τν γενετν, τ μτην τ νεογν κτειναν, νθρπων κακης μηδν πιστμενα; μετροις πετλοισι κατσκιος οκτι Ρμη. ζα γρ κλσθη θρηκοις νμοις. 704 В действительности, Ираклий прекратил боевые действия и вернулся в Константинополь уже в сентябре 629 г. На следующий год Честной Животворящий Крест был торжественно возвращен в Иерусалим. 707 Число и день недели приводятся только в Р. – Дата соответствует 3 сентября 621 г.; в исламской традиции за начало мусульманской эры, 1 мухаррама 1 г. хиджры, принято 16 июля 622 г. Сама хиджра (бегство Мухаммада из Мекки в Ясриб) состоялась, как считается, в сентябре 622 г. 708 Таким образом, согласно данному прогнозу (по всей очевидности, составленному post factum), господство арабов должно было ослабнуть в 931 г. и окончиться в 958 г. 713 В рукописях ρας, ρας. Cp. Theoph. Chron. P. 328.4 (τν ερεαν). Иерийский дворец находился на азиатском берегу Босфора; см.: Janin. 1950. Р. 147–149. 714 Яковиты – сирийские антихалкидониты, в VI в. создавшие, благодаря деятельности Иакова Барадея, обособленный от официальной Антиохийской Церкви альтернативный Патриархат, укрепившийся при поддержке персов и, впоследствии, арабов (ныне – т.н. Сиро-Ортодоксальная Антиохийская Церковь ). Яковитский патриарх Афанасий I Гаммала (595–631) вел переговоры с Ираклием о церковном объединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008