В «Салической правде» приведена колоритная такса вергельда, который взимается при нанесении разного рода увечий: «Кто вырвет другому руку, ногу, глаз или нос, платит 100 солидов (таким образом рука, глаз или нос полноправного франка урав­нены в цене с жизнью лита. – В.Ц.); но если рука еще висит, то лишь 63 солида. Оторвавший большой палец платит 50 солидов, но если палец остается висящим, то только 30. Кто оторвет ука­зательный палец (палец необходим для стрельбы из лука), пла­тит 35 солидов; за другой палец – 30 солидов; если оторвет два пальца вместе – 35 солидов, а три пальца – 50 солидов» 1080 . Галло-римское население в «Салической правде» подразделя­лось также на три сословия: «королевских сотрапезников», к кото­рым принадлежали епископы, высокопоставленные чиновники, по происхождению по большей части из сенаторских фамилий, как правило, они были крупными землевладельцами; поссесоров – землевладельцев средней руки, подобных по размерам земельной собственности средним и мелким помещикам импе­раторской России, но это были также крестьяне, владевшие зем­лей, которую они обрабатывали; и, наконец, трибутариев – земледельцев-арендаторов, обложенных повинностями в пользу владельцев земли, на которой они были посажены, их правовой и социальный статус был подобным статусу колонов античного мира и средневековых сервов, или крепостных. В собственности как франков, так и, гораздо чаще, галлоримлян находились лишенные гражданской правоспособности рабы, но рабский труд, за редкими исключениями, имевшими место в основном на юге страны, не являлся существенно важ­ным фактором экономической жизни, в основном рабы заняты были домашним услужением состоятельным лицам. В отличие от древних времен рабовладелец, будь то франк или римлянин, не имел права распоряжаться жизнью и смертью своего раба. В случае криминального убийства раба вергельд не полагался, но владельцу убитого полагалось возмещение убытка. Вольноотпу­щенники из числа королевских рабов нередко включались в коро­левскую дружину, становились антрустионами и могли назначать­ся на высшие должности, в том числе графами или комитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вероятно, особенно кризисная финансовая ситуация возникла ок. 321-324 гг., когда имп. Лициний на Востоке начал выпуск биллонных монет с прежним весом и содержанием металлов, но снизил их номинальную стоимость (тариф) с 25 до 12,5 денария (со 100 до 50 сестерциев). Подобные действия Лициния могут быть оценены не иначе как попытка вести экономическую войну против К., поскольку новые монеты Лициния могли обрушить практически вдвое стоимость обычных монет К. и оставить последнего без средств. После поражения Лициния выпуск монет со сниженным номиналом был прекращен. В конце правления К. монетная система была в основном упорядочена и состояла из золотого солида, серебряных монет 2 типов в 1/96 и 1/72 фунта, а также обесцененных биллонных нуммиев. Т. о., серией чрезвычайных мер К. удавалось поддерживать экономику в нек-ром жизнеспособном состоянии. Несмотря на инфляцию серебра, время правления К. в целом следует оценить как относительно благоприятный период для развития экономических отношений в империи. Экономическую политику К. иногда связывают с его решениями о конфискации и переплавке всех золотых, серебряных и бронзовых статуй из языческих храмов, которая проводилась между 331 и 336 гг. Для этой цели в каждой провинции назначались 2 чиновника-оценщика, которые якобы делали исключения лишь для тех статуй, которые предназначались для украшения общественных зданий и площадей К-поля ( Carri é , Rousselle. 1999. P. 245-246). Тем не менее эти действия К. носили скорее пропагандистский характер; они могли дать дополнительные средства на краткое время, но едва ли способствовали накоплению в руках правительства достаточного объема драгоценных металлов, чтобы серьезно повлиять на монетную систему и общие тенденции развития экономики. Религиозная политика. Видение 310 г. Первые сведения о мистическом опыте и личных религ. взглядах К. связаны с мятежом Максимиана Геркулия в 310 г. После подавления мятежа, 25 июля 310 г., в Августе Треверов состоялись торжества в честь 5-летия правления К.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Это (§1) мы утверждаем в отношении письменных актов. Если же кто-либо пожелает заключить какую-либо сделку без письменного оформления ( γρφως πρ ξαι ο ονδποτε συνλλαγμα 511 ), то совершенно ясно, что это получит доверие или через свидетелей, или через клятвы, причем истец приводит свидетелей, а ответчик – присягает или отвергает присягу, в зависимости от того, как судья поставит вопрос, чтобы ничто и ни у кого из них не осталось непроверенным. Хорошо (§ 2), однако, к закону и то добавить, что при сделках до 1 литра золотом (­72 солида, см. С. 10.72.5) такое требование не должно предъявляться, а дело должно происходить в соответствии с тем, что до сих пор имело права гражданства, чтобы из-за малых дел люди не претерпевали большого разорения. И наконец (гл. IX), мы желаем, чтобы все сказанное было действительно для городов. В деревнях же, где гораздо проще и где ощущается большая нужда в умеющих писать и могущих свидетельствовать, те правила, которые в них до сего времени были действительными, пусть и сейчас остаются непоколебимыми. Ибо это уже санкционировано нами и в отношении самих завещаний, о которых мы особенно заботимся. Так пусть же господствует закон во всех документах и соглашениях, которые будут после этого совершаться; ибо зачем узаконять то, что уже минуло». С изданием новеллы 73 складывание византийской доктрины нотариата было в основных чертах завершено. Главным ее элементом, как видим, была фигура символеографа-табеллиона, в контору которого («станцию») должны были обращаться лица, желавшие совершить документ. На основании устного сообщения сторон о свойстве сделки табеллион составлял проект акта (так наз. scheda), цель которого заключалась в том, чтобы выяснить характер юридического отношения, в которое вступают стороны, и желание их относительно взаимных правоопределений, как это делается нотариусами в наше время. С этого scheda писался самый акт (mundum), но, вероятно, не раньше, чем scheda прочитывался контрагентам и утверждался их согласием. 512 Для написания акта употреблялся род гербовой бумаги – «протокол».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

епископов Херсонских, в «регионе так называемой малой агоры» 1839 . Она тоже служила для изготовления круглых разновесов диаметром 15–18 мм и толщиной 3 мм. Внутри формочки, посередине кружков, были вырезаны почти сгладившиеся буквы HN (8 нуммиев?) и греческий крест. Следовательно, городские трапезиты и аргиропраты, выступавшие менялами и ростовщиками, пополняли запасы необходимых им эксагиев за счет их местного производства, .надзор за которым, надо полагать, находился в руках местных провинциальных властей во главе с византийским архонтом или протополитом. Контроль же со стороны столичной администрации в этом деле, видимо, ослаб. Тем не менее Херсон, как и прежде, оставался в границах обширной «номисма-зоны», а его денежное обращение продолжало покоиться на основе знаменитого «доллара Средневековья» – византийского,золотого солида и его производных – семисса и тремисса, размениваемых на мелкие медные номиналы. Разумеется, постоянная необходимость взвешивать монеты при всякой денежной операции снижала быстроту и удобство платежей, однако состояние денежного дела не позволяло избежать этого. Не престижная, но нужная для общества профессия трапезита, каталлакта нашла свое место и в Херсоне, а поиски выгоды ее представителями Должны были выводить к иным побочным занятиям, связанным с деньгами. Их деятельность была профессионально ориентирована, но, как и следовало ожидать, далека от узкой специализации. Нет сомнений, что херсонские менялы, подобно прочим византийским коллегам, сочетали свое ремесло с деятельностью ростовщиков-симадариев, кредиторов, скупщиков и продавцов драгоценностей, а также привлекались к «имперской службе» (basilikes douleias), выполнению общественных обязанностей финансового характера (подсчеты, выдачи сумм), несли контрольно-инспекторские функции, связанные с обеспечением нормального функционирования имперского монетного обращения 1840 . Несмотря на религиозные разногласия первого периода иконоборства, активизировавшуюся в 80-х гг. VIII в. политическую борьбу, даже отдельные вооруженные столкновения, общее экономическое положение в Южной и Восточной Таврике оставалось все еще вполне благоприятным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

617 ...саксы решив уйти в Галлию... и осесть в том месте, откуда они пришли. – См. кн. V. гл. 15. Саксы в то время не были организованы в государство, но жили общинами. Они населяли область на севере Германии, к востоку от Рейна и к западу от нижнего течения Эльбы; отдельные группы саксов поселились в устье Роны. Саксы активно сопротивлялись франкскому завоеванию и лишь в VIII в. были покорены франками. 618 ...на место Иовина, отстраненною от должности правителя Прованса... – В подлиннике: rector или praefectus Provinciae – служебный титул правителя, ректора Прованса: patricius – его почетный титул (см. прим- 79 к кн. IV). В Провансе и Бургундии некоторые высшие должностные лица сохраняли римские титулы: rector, praefectua. particius. 619 ... в порт Марсель... – Примечательно, что Григорий обозначает Марсель не просто латинским словом portus, а специальным греческим термином cataplus, тем самым выделяя его из других портовых городов как очень важный торговый центр. В самом деле, в Марсель в то время прибывали корабли с товарами из Египта, Испании, Византии, Северной Африки и других стран, привозя папирус, вина, оливы, оливковое масло, различные пряности, ткани, сирийские шелка, драгоценные камни я другие предметы роскоши. Естественно, что такие порты, как Марсель, имели особый торговый центр (cataplus), где имелись складские помещения для товаров иностранных купцов; здесь же обычно заключались торговые сделки, 620 ...топленым салом. – В подлиннике: liquamen – «жидкость». Мы следуем переводу Р. Бухнера: «с топленым салом», хотя, возможно, замечает Р. Бухнер, это и не совсем удачный перевод (Т. 1. С. 257. Прим. 4). 621 Солид – золотая монета весом в 4,55 г, введенная в обращение в 312 г. н. э. В V в. солид был в ходу. В могиле Хильдерика в Турне было найдено 90 золотых солндов. Кроме солида были монеты: полсолида, треть солила (триент). В VI-VII вв. золотой солид чеканили в ограниченном количестве. Ходячей монетой был триент, весивший 1,52 г, содержавший в равном количестве золото и серебро.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

p. 222. 332 См.: F. Chalandon. Les Comnène... vol. 2. Avant-Propos. Известная информация о внутренней, финансовой и экономической политике Алексея, проиллюстрированная дипломатическими источниками, особенно документами с Афона, есть в работе: G. Rouillard. À propos d " un ouvrage récent sur l " histoire de l " etat byzantin. — Revue de philologie, XIV (oct. 1942), pp. 175—180. 333 В соответствующем месте исходной русской версии 1923 г. следовала далее фраза, не включенная А. А. Васильевым в последующие издания работы, — «поэтому и в настоящем очерке мне придется ограничиться лишь отрывочными замечаниями». Примечание научного редактора. 334 Примерная стоимость номисмы (солида или иперпира) была около двух долларов, а миллиарисия — от пятидесяти до восьмидесяти центов. (Текст соответствующего примечания в исходной русской версии 1923 г.: «На наши деньги, конечно, в нормальное время и лишь приблизительно, номисма (иперпир или солид) стоил около 4 рублей, а миллиарисий приблизительно от 30 до 35 копеек». (Следует учитывать, что А. А. Васильев писал это в годы гражданской войны, разрухи, инфляции. — Науч. ред. ) 335 Theophylacti archiep. Bulgariae Epist. 24 (PG, vol. CXXVI, col. 405). 336 Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., pp. 265—268. 337 Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., pp. 421—422. 338 Die Reisebeschreibungen des R. Benjamin von Tudela. Herausgegeben und übersetzt von L. Grünhut und M. N. Adler. Bd. II. Jerusalem, 1903, S. 17—18; The Itinerary of Benjamin of Tudela, translated by M. N. Adler. London, 1907, p. 13; The Oriental Travels of Rabbi Benjamin of Tudela. In: The Contemporaries of Marco Polo. Edited by M. Komroff. New York, 1928, pp. 265—266. 339 Это пояснение в скобках принадлежит А. А. Васильеву. Примечание научного редактора. 340 Данное пояснение в скобках также принадлежит А. А. Васильеву. Примечание научного редактора. 341 The Itinerary... p. 12; Die Reisebeschreibungen... S. 16. О Багдаде см.: The Itinerary... pp. 35—42; Die Reisebeschreibungen...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

напр., Guillaumont, 1979а. Р. 154]. Кроме этого, в Р. Naqlun. 9 упоминаются изготовители мазей, продавец пурпура, продавец шерсти, золотых дел мастера, от которых получено золото 482 – вероятно, либо для изготовления церковной утвари, либо для иных целей. Интересно также отметить, что за услуги автор документа расплачивается не монастырским рукодельем, как это могло бы предполагаться при «автаркической» установке, а деньгами. Этот же документ содержит указание на продажу или аренду земельных участков монастыря – Р. Naqlun. 9 25 ,39 . Указание на приобретение участков земли (скорее всего, виноградников) содержит Р. Naqlun. 12, где авва Николай (предположительно епископ, сделавший монастырь своей резиденцией) просит комита Василия «выправить» документы на приобретение земли некоему Тимофею. Р. Naqlun. 11 представляет собой счет на приобретение монашеской одежды (стихаромафорий, галерий, плащи и т. д.) 483 общей стоимостью 3 солида, что резко контрастирует с замечанием Палладия о подвижниках Нитрийской горы, которые сами изготавливают ткань (θνη) – скорее всего, льняную, – чтобы ни в чем не нуждаться. В монастыре Наклун одежда выписывается из города и доставляется оттуда с оплатой всех расходов на дорогу, поскольку, как отмечает издатель папирусов Т. Дерда, 3 солида слишком большая цена для услуг странствующего коробейника, торгующего дешевым товаром. Происхождение документов Р. Naqlun. 7 (список зерновых запасов, предназначенный разным лицам) и Р. Naqlun. 8 (список урожая зерновых, сделанный, скорее всего, для подсчета земельной ренты) нельзя установить с точностью. Либо они происходят из канцелярии крупного поместья, расположенного рядом с монастырем, либо из канцелярии самого монастыря. Если предположить последнее, то мы можем увидеть, что монастырь, являющийся крупным земельным собственником, раздает зерно не только монахам (в списке фигурируют отшельники (Р. Naqlun 7 1, 5 ), апа Плес, возможно, некий наставник или учитель (Р. Naqlun 7 7 )), но и ремесленникам 484 : повару (μαγερ() – Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОР Имп. Алексей III Великий Комнин. 1374 г. Фрагмент миниатюры на хрисовуле (мон-рь Дионисиат. Афон) Имп. Алексей III Великий Комнин. 1374 г. Фрагмент миниатюры на хрисовуле (мон-рь Дионисиат. Афон) [Лат. loros; греч. Λωρφο, от lorion - полоса кожи], элемент имп. облачения (для суверенов обоего пола) в виде златотканой ленты, украшенной драгоценными камнями, шириной ок. 0,3 м и длиной ок. 4-5 м. Происхождение Л. связано с рим. консульской тогой (trabea triumphalis), остававшейся в употреблении до VII в. Л. препоясывали по плечам крест-накрест туловище и грудь, после чего один его конец вертикально спускали перед грудью, а другой перебрасывали через левое предплечье. В VI в. это слово использует Иоанн Лид при описании позолоченных погон или наплечий ( Lyd. Mag. 2. 2); в XIV в. Псевдо-Кодин называет им кожаные ремни. Имп. Юстиниан II. Реверс солида. 685–695 гг. Имп. Юстиниан II. Реверс солида. 685–695 гг. С празднованием Пасхи и Пятидесятницы было связано регулярное облачение императора в Л., когда его одевали поверх дивитисия во время царского выхода в храм Св. Софии. Согласно имп. Константину Багрянородному, Л. символизирует победу Христа над смертью и сияние Его пелен по Воскресении; также является символом Креста ( Const. Porphyr. De cerem. II 40). Помимо императоров правом ношения Л. во время пасхальной трапезы обладали нек-рые высшие чиновники визант. двора ( Philotheos. Kletorologion/Ed. N. Oikonomidés//Les listes de présèance byzantines des IXe et Xe s. P., 1972. N 201. 24). Двенадцать сановников, облаченных в Л., имп. Константин Багрянородный уподобляет апостолам, собравшимся вокруг Христа, Которого олицетворяет император. Шарфы или перевязи из более легкой материи также могли называть Л., напр. в облачении столичного эпарха, символизировавшем его власть. Л. не служил элементом коронационного облачения императоров, но те надевали его во время увенчания кесарей; крестоносец Робер де Клари при описании одежд возводимого на трон Латинской империи Балдуина Фландрского (1204) использует слово palle, которое могло обозначать Л.

http://pravenc.ru/text/2110728.html

Военные неудачи и мятежи сопровождались экономическим кризисом. Нехватка денег в казне заставила логофета Никифорицу поднять налоги и приступить к «порче монеты» - чеканке монет с заниженным содержанием золота и серебра, в результате чего начала падать стоимость визант. золотого солида, ранее сохранявшего стабильное положение в течение неск. столетий. Общее недовольство византийцев кризисом и неуверенным правлением М. Д. отразилось в появлении прозвища императора Парапинак (греч. Παραπινκης). В это время резко выросли цены на товары на рынках в К-поле и за золотую монету продавали уже не 1 медимн хлеба, как прежде, а медимн без пинакия, четверти (παρ πινκιον). Правительство М. Д. быстро теряло поддержку в различных слоях населения. Осенью 1077 г. против М. Д. в провинциях почти одновременно подняли мятежи полководцы проэдр Никифор Вриенний в Адрианополе (ныне Эдирне, Сев.-Зап. Турция) и стратиг фемы Анатолик Никифор Вотаниат в М. Азии (см. ст. Никифор III Вотаниат , император в 1078-1081). Войско, возглавляемое Вриеннием и его родственниками, первым подошло к К-полю, но в сражении при Афире было разбито лояльными к М. Д. силами под командованием Алексея Комнина. Вриеннии отступили от столицы. Вотаниат же, получив поддержку от сельджуков, в нач. весны 1078 г. занял Никею, из-за чего возникла угроза нападения на К-поль. При известии о приближении Вотаниата в столице начались волнения; значительная часть населения и знати, в т. ч. к-польский патриарх Косма I Иерусалимит , потребовали низложения М. Д. После кратких переговоров М. Д. был вынужден отречься от престола 31 марта и удалиться в к-польский Студийский монастырь . В тот же день М. Д. просил в письме Алексея Комнина, находившегося в столице, возвести на престол брата М. Д. Константина (RegImp, N 1009). Однако приближенные императора приняли иное решение. Престол занял Никифор Вотаниат; жена М. Д., Мария Аланская, вышла за него замуж, тем самым дети М. Д. сохранили положение соправителей императора. Спустя краткое время, в 1078 г., М. Д. был возведен в сан митрополита Эфеса и занимал эту кафедру неск. лет, по крайней мере до весны 1081 г. (RegPatr, N 909, 916). Лишь однажды он совершил краткий визит в Эфес, остальное время пребывал в К-поле. Об участии М. Д. в церковных делах и о его дальнейшей судьбе сведений нет.

http://pravenc.ru/text/2563712.html

259 Одна из известнейших западных святых периода раннего средневековья. В пятнадцатилетнем возрасте святая стала вести строгуюаскетическую жизнь в родительском доме, а после их кончины жила в Париже, В 451 году, когда Парижу угрожали гунны во главе с Аттилой, св. Женевьева предсказала, что Париж будет спасён. Скончалась в 500 г. Почти сразу после кончины св. Женевьева, наряду со свт. Германом, стала почитаться покровительницей Парижа. Во время вражеских нашествий, эпидемий и прочих стихийных бедствий раку с ее честными мощами носили по парижским улицам. .До XVII века мощи ее пребывали в в церкви, посвященной ей (ранее церковь святых апостолов, построенная королем Хлодвигом и королевой Хродехильдой (см. HF. II, 43). Во время французской революции мощи святой были сожжены на Гревской площади. Чудом сохранившаяся фаланга руки святой хранится в церкви Saint-Étienne-du-Mont. Память ее 3 января. См.: ПЭ.Т. 10, С. 620–625. 260 О нем свт. Григорий пишет в HF. I, 31: просвещенный Христовой верой учеником семи епископов, посланных в Галлию для проповеди, он отдал свой дом в Битуриге для устроения в нем церкви. Сын его, св. Лузор, жил в III веке. См. прим. Krusch " a (p. 805). Гробница св. Лузора (St. Ludre) и поныне находится в небольшой церкви комм. Deols во Франции. Память его 4 ноября. 262 Трианс, триенс – треть солида – золотая монета, весившая 4 г 52 мг; наиболее распространенная и твердая денежная единица во время свт. Григория. 264 О нем свт. Григорий упоминает в HF. I, 37. Во время его епископства в г. Трир был сослан свт. Афанасий Великий . Свт. Максимин присутствовал на Сердикийском соборе (в 343 г.), где был защитником свт. Афанасия. Скончался в 349 г. Память его 29 мая. 265 Правил Австразией в 533–547 гг. Тогда же жил и известный аббат Аредий, житие которого написал свт. Григорий. Также см. HF. X, 27. 266 «Термин «варвар» в языке VI в. не имел презрительного оттенка, он употреблялся для обозначения неримлянина, в данном случае франка. (См.: Салическая правда. М. 1950, гл. 14, § 2; гл. 11, § 1)». См. прим. Савуковой, к HF. III, 15 (Указ. соч. C. 374).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004   005     006    007    008