Anna diaconissa Kraus F. X. Real-Encyklopädie der christlichen Alterthümer. Freiburg im Breisgau, 1882. Bd. 1. S. 360; Eisen U. Op. cit. S. 188–189. Диаконисса Анна из вотивной надписи (VI в.) была, очевидно, почтенного происхождения, так как имела брата, диакона и папского казначея. DE DONIS DI ET BEATI PAVLI APOSTOLI//DOMETIVS DIAC//ET ARCARIVS S[AN]C[T]AE//SED//APOSTOL//ADQVE P[A] P[AE]//VNA CVM ANNA DIAC//EIVS GERMANA HOC VOTVM BEATO PAVLO OPTVLERV[N]T Диаконисса Анна Из даров Бога и блаженного апостола Павла диакон и казначей [аркарий] святой апостольской и папской кафедры Домеций вместе с диакониссой Анной, своей сестрой, преподнесли по обету этот дар блаженному Павлу. Flavia Vitalia presbytera Eisen U. Op. cit. S. 134–135. Надпись из Далмации (Салона, 425). Флавия была знатной и обеспеченной замужней женщиной, способной самостоятельно распоряжаться имуществом в качестве юридического лица, что уже само по себе было исключительным, – возможно, и право продавать могильный участок каким-то образом было связано со служением неупомянутого в надписи и, вероятно у уже покойного ее мужа-пресвитера. Впрочем, в условиях формировавшегося на Западе целибата духовенства к этому времени наличие супруг у пресвитеров представляется неким атавизмом. Понятием «пресвитерида» в Западной Церкви могла обозначаться и женщинау имевшая определенный церковный статус, см., например, выше: [Epistula] Januario episcopo Caralitano (а. 599, Iul). В этом же контексте следует рассматривать еще один фрагмент надписи V–VI веков из Салоны некой [sace]RDOTAE †, то есть «священницы» (см.: Eisen U. Op. cit. S. 135). D[OMINIS] N[OSTRIS] THAEDOSIO CO[N]S[VLE] XI ET VALENTINIANO//VIRO NOBELISSIMO CAES [ARE]. EGO THAEODO//SIVS EMI A FL[AVIA] VITALIA PR[ES]B[YTERA] SANQTA] MATRO//NAAVRI SOL[IDIS] III. SVB D[IE] Пресвитера Флавия Виталия При наших правителях избранном в одиннадцатый раз консулом Феодосии и Валентиниане, благороднейшем муже, Цезаре 235 , я, Феодосий, купил за три золотых солида [место на кладбище] у святой пресвитериды матроны Флавии Виталии. В день |
Ветхий Завет – часть Библии, собрание иудейских священных книг, рассматриваемых как священные и в христианстве. Сохранились две редакции В. З.: еврейская (Масоретский список) и греческая (Септуагинта – перевод, выполненый в Александрии в основном во II в. до н. э.). Согласно масоретской редакции, в состав В. З. включено 39 произведений, расположенных по трем отделам: Пятикнижие – пять книг, именуемых в иудаизме также Законом, или Торой (см.: Моисей); Пророки; Писания, или Агиографы (куда входят Псалмы – Псалтирь). По Септуагинте, в состав В. З. входят также книги Товит, Юдифь, Премудрости Соломона, премудрости Иисуса сына Сирахова, Авруха, II и III книга Эзры и три Маккавейские. По своему жанру книги В. З. весьма разнообразны. Они включают старинные хроники, исторические повести, мифы, победные, свадебные, походные и похоронные гимны, притчи, молитвенные песнопения, религиозно-философские трактаты, любовно-эротические новеллы, правила жертвоприношений, ритуальной чистоты и т. п. Вечерня – см.: литургия, часы. Вечный город – название первого, Старого (Древнего) Рима. Вигла – дословно с греч. «часы», византийский караул, стража, дозор, конный и пеший, который охранял внешние границы города или военного лагеря, высылался за пределы расположения армии в качестве сторожевого поста. Своя В., сменяемая по часам, была в императорском дворце. В. возглавлялась друнгарием виглы, а с эпохи Комнинов – великим друнгарием. Ср.: керкета, арифм. Виглаторы – воинские подразделения, несущие службу в виглах. Визант – золотая монета, одно из наименований солида. Византий – бывшая древнегреческая колония на Босфоре, располагавшаяся на полуострове, соединенном с сушей перешейком. На месте этого города Константин I Великий к 330 г. отстроил новую столицу Восточной Римской империи – Константинополь. Город долгое время сохранял и старое название – В. В археологическом отношении от античного В. остались памятники эпиграфики, происходящие в основном из некрополя, часть укреплений Акрополя («циклопическая» стена), морская башня римской эпохи, напольная мозаика II в. до н. э., открытая в 1935 г. к западу от цистерны Базилики, акведук, приписываемый римскому императору Валенту). См.: Стефан Византиец, Феофан Византиец. |
В. являлись германский Трир, затем по- дунайский Сирмий и Сердика (София). В 326 г. К. В. принял очень важное историческое решение – избрал столицей Империи город Византий, в дальнейшем ставший называться Константинополем («градом Константина»). К. В. окружил себя пышным императорским двором, учредил консисторий – императорский совет и осуществлял свою власть с помощью строго организованного чиновничьего аппарата. Он окончательно разграничил военное и гражданское управление. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную систему. Поворот К. В. к христианству произошел, вероятно, около 312 г. В 313 г. Миланским эдиктом христианство было признано равноправной религией. В 325 г К. В. созвал в Никее Первый Вселенский собор и стал первым императором, признавшим христианский Символ веры . Его мать, Елена, в 327 г. совершила паломничество в Иерусалим, где в ходе раскопок на Голгофе чудесным образом обрела Честный Крест Господень, на котором был распят Христос, отчего была причислена к числу святых. К. В. скончался во время похода против персов, незадолго до того приняв крещение. Константин Гавра – видимо, сын Феодора Гавры и брат видного вельможи, Григория Гавры; был стратигом в малоазийской Филадельфии, а затем при василевсе Иоанна Комнине – дукой Трапезунда. В 1126 г. поднял в Трапезунде мятеж, который продолжался в течение 14 лет. Константин Даласин – представитель знатного рода Даласинов, катепан Антиохии в XI в. См.: Анна Даласина. Константин Диоген – отец василевса Романа IV Диогена (1068–1071 гг.), был женат на племяннице Романа III Аргира (1028–1034 гг.); начал карьеру при Василии II (963–1025 гг.). Занимал высокие административные посты на севере Балканского полуострова, успешно воевал с болгарами, носил титул патрикия. В 1031 г. был обвинен в заговоре и отдан под следствие. Не дожидаясь суда, К. Д. бросился из окна императорского дворца во Влахернах и погиб. Константин Лихуд – родился в конце Х в., учился в Константинополе у Иоанна Мавропода. Придворную карьеру сделал еще в юные годы, при василевсе Михаиле IV Пафлагоне (1034–1041 гг) входил в состав синклита, в царствование Константина IX Мономаха (1042–1055 гг) носил титул проедра и протовестиария и фактически был «первым министром» этого царя. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Визант. имп. Василиск. Аверс солида. V в. Флавий [лат. Basiliscus Flavius; греч. Βασιλσκος Θλβιος], визант. имп. (9 янв. 475 - авг. 476), узурпатор. Брат августы Верины, жены имп. Льва I (457-474). В 465 г. был консулом. С 468 г. главнокомандующий (magister militum), в том же году возглавил экспедицию против вандалов (1100 кораблей, 100 тыс. чел.). Несмотря на полный провал похода и гибель флота, В. сумел благодаря заступничеству сестры избежать наказания. В 471 г. способствовал устранению военачальника-алана Аспара, за что получил от имп. Льва I звание первого сенатора (474). В нач. янв. 475 г. В., давно мечтавший об имп. короне, организовал вместе с Вериной заговор против только что провозглашенного императором исаврийца Зинона (474-475, 476-491). Зинон с женой бежал в Исаврию, а В. занял имп. трон, объявив свою супругу Зинониду августой, а сына Марка - кесарем, а затем августом. В церковной политике узурпатор принял сторону монофизитов. Все низложенные и сосланные монофизитские епископы (в т. ч. патриархи Александрийский Тимофей II Элур и Антиохийский Петр Гнафевс ) были восстановлены на своих кафедрах. По совету Тимофея В. издал окружное послание (Энкиклион, 475), в к-ром осудил и отверг как вероопределения Халкидонского Собора (451) и томос папы св. Льва Великого, так и крайнее монофизитское учение Евтихия ( Евагр . Церк. ист. III 3-7). Хотя большинство епископов подписало «Энкиклион», К-польский Патриарх Акакий (472-489) встал в оппозицию политике В., к-рый лишил его церковной юрисдикции в М. Азии, вновь возвысив Эфесскую митрополию. Акакия поддержал своим авторитетом прп. Даниил Столпник . Население К-поля, недовольное экономической и религ. политикой В., подняло восстание; в столице начались пожары. В опровержение «Энкиклиона» В. поспешил издать «Антиэнкиклион», возвращающий церковные дела в прежнее состояние, но было уже поздно: имп. Зинон, к-рого поддержали военачальники-исаврийцы, вступил в К-поль и вернул себе трон (лето 476). В. вместе с семьей был отправлен в одну из крепостей Каппадокии, где они умерли от голода. Лит.: Prosopography of the Later Roman Empire. Camb., 1980. Vol. 2. P. 212-214 [обзор ист-ков]; Croke B. Basiliscus, the Boy-Emperor//GRBS. 1983. Vol. 24. P. 81-91; Dovere E. L " «Εγκκλιον Βασιλσκου»: Un caso di normativa imperiale in Oriente su temi di dogmatica teologica//Studia et documenta historiae et iuris. R., 1985. Vol. 51. P. 153-188; Krautschick St. Zwei Aspekte des Jahres 476//Historia. 1986. [T.] 35. S. 344-371; Глушанин Е. П. Военная знать ранней Византии. Барнаул, 1991. С. 130-132, 141-142; Salamon M. Basiliscus cum Romanis suis//Studia Moesiaca/Ed. L. Mrozevicz, K. Ilski. Pozna, 1994. S. 179-196. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: |
Число вещей, служащих для удовлетворения необходимым нуждам нашей земной жизни, Апостол Павел ограничивает только пищею и одеждою: имеюще пищу и одеяние, сими довольны будем (1Тим.6:8). Но и сих вещей должно желать и искать не для удовольствия и прихоти, а только для сохранения жизни и здоровья. Вообще должно пользоваться ими с мудрою умеренностью, которая никогда не должна выступать за пределы действительной необходимости; пользоваться так, чтобы земные блага, которые человек употребляет в свою пользу, служили как бы ступенями для восхождения к Подателю оных, напоминали о благости Божией, и таким образом возбуждали в человеке любовь и благодарность к Отцу Небесному. Посему необходимым, неизменным правилом касательно внешней нищеты для монаха должно быть следующее: по отречении от мира не только не приобретать и не иметь у себя ничего такого, в чем нет необходимой нужды в настоящее время, но, по возможности, более и более ограничивать и самые необходимые потребности жизни. Вот общее правило, от исполнения которого монах никогда не должен уклоняться. По сему общему правилу строго поступали все св. подвижники всех времен и на основании оного предписывали частные правила для монахов касательно нестяжательности. " Отцы, - говорит прп. Кассиан, - относили к числу житейских забот и попечений все то, что превышает необходимость ежедневного пропитания нашего и непременные потребности тела; так, например, когда стараемся всеми мерами приобрести два или три солида (золотые монеты), между тем как и один был бы достаточен для наших нужд; когда заботимся о стяжании трех или четырех одежд, между тем как для употребления днем и ночью довольно было бы двух; или когда бы для жительства достаточна была одна или по крайней мере две келий, увлекаясь житейской гордостью и пышностью, стараемся строить четыре или пять, и притом великолепные и обширные без всякой надобности " (Collam.IX.C.5). По правилам св. подвижников одежда должна быть не драгоценная, не пышная, но соответственная духовной нищете монаха. Он должен не тщеславиться ею, но и в одежде являть смиренномудрие. А кто желает лучших одежд - в отличие от прочих, тот отпадает от любви и смиренномудрия, говорит Василий Великий (Простр. отв. на вопр.22. Подвиж. устав. Гл.30). Не разноцветная, а черная - сообразная с нравственным состоянием монаха, потому что черной одеждой, по словам Симеона Солунского, означается житие имеющих печаль по Богу, истинно кающихся, сетующих и плачущих о прогневании Бога своими грехами (Гл.52). Не многочисленная, а только нужная для употребления церковного и домашнего. Вообще, кроме необходимых для употребления вещей, никто ничего не должен иметь у себя (Пахом. Велик. Наставл.29. Христ.Чт. 1847г. Ч.26. Симеон Новый Богосл. Доброт.Ч.1.Гл.9,§134). |
До XI в. финансовую стабильность Византии обеспечивал золотой солид (номизма) весом ок. 4,55 г, являвшийся основой монетной системы имп. Константина Великого. Он оказался ее наиболее устойчивым и долговременным звеном. Серебряная монета в IV-VI вв. чеканилась редко, и только с выпуском в VII в. гексаграммы, а в VIII в.- милиарисия, стала играть в обращении заметную роль. Стремительная порча солида в обстановке кризиса XI в. обусловила необходимость реформы, проведенной Алексеем I в 1092 г.: начался чекан золотого иперпирона (греч. «сверхчистый») пониженной пробы, но прежнего веса. В XIII в. его проба стала уменьшаться, и ценность последних иперпиронов XIV в. была приравнена к половине венецианского дуката. Серебряная монета в XII в. не чеканилась как номинал (реформа 1092 г. вместо милиарисия предусматривала выпуск электровых и биллонных трахей как фракций иперпирона), была возрождена в XIII в. сначала в чеканке Никейской империи, а затем и в Палеологовской Византии (василикон, ставратон). Бронзовая монета со времени реформы Анастасия именовалась фоллисом: это была первая монета Византии, на оборотной стороне к-рой до IX в. выставлялся буквенный либо цифровой знак стоимости в нуммиях, а в VI-VIII вв.- и год правления императора. Лицевую сторону монет всех номиналов по античной традиции занимал портрет или монограмма государя; исключение составляли милиарисии VIII-X вв. и т. н. анонимные фоллисы X-XI вв. с ликом Господа вместо имп. изображения. Визант. монеты были известны на Руси: в кладах Х - нач. XI в. встречаются золотые номизмы, в т. ч. послужившие образцом для древнерус. златника; гораздо менее были распространены милиарисии и фоллисы. На территории Российской Федерации массовые находки визант. монет известны в Крыму и сравнительно частые - на Кубани. Византийская нумизматическая иконография Уникальной особенностью визант. монет было наделение их функцией инструмента личного благочестия эмитента (монарха). Обеспечением и зримым выражением этой функции являлось иконоподобие монеты, т. е. ее сознательное уподобление христ. иконному образу. На пике своего иконоподобия (X-XI вв.) монетный тип объединял святой образ (Христа, Богородицы) с инвокативной легендой, призывавшей помощь императору - эмитенту и юридическому собственнику монеты. В отсутствие подобной легенды иконоподобие монеты приобретало иную, не столь конкретизированную форму за счет точного соблюдения норм иконографического языка при воспроизведении святого образа. |
Апостолов (Уваровской базилики). Во всяком случае, подобная практика «приписных» эргастириев к Божией церкви, отчисления с которых шли на оплату погребальных служащих, продолжала сохраняться в Империи и в конце IX в., как о том повествует новелла Льва VI, адресованная Патриарху Стефану (886–893 гг.). Византийские письменные источники VI-XII вв. донесли сведения об определенной иерархии служащих, занятых в погребальной церемонии. К их вершине, похоже, относились носильщики погребальных лож (лектикарии, эккомисты) и погребальные служащие (копиаты, энтафиасты). Далее следовали аскитры – носильщики восковых свечей, которые полагалось получать безвозмездно из так называемого аскитириона епископальной церкви; каноники, очевидно, канторы, певчие в погребальной процессии и ее участники; аколуфы- " сопровождающие», окружение и сопроводители погребального ложа, а также деканы – могильщики, которым, впрочем, трудно найти определенное место в этой «классификации». Судя по письмам Феодора Студита , такие лица могли объединяться в соответствующую духовную корпорацию (систиму), члены которой выполняли все необходимое для похорон, начиная от обмывания тела усопшего и кончая устройством могилы. Вообще, трудно представить, чтобы строительные потребности кладбищ ромеев, плотно окружавших любой город и размешавшихся в нем самом, были когда-либо оставлены без внимания и навыков профессионалов. Ведь обслуживание погребальных нужд приносило неплохой доход: устройство самой дешевой могилы на ранневизантийском провинциальном кладбище стоила 1,5 солида, – столько же, сколько в начале VIII в. зарабатывал калафат – конопатчик судов за месяц труда. Но были и дороже, до 6 номисм и выше, так что порой гробница и погребение обходились в литру золота (72 номисмы) или даже больше. Разумеется, умерший бедняк обходился без погребальной процессии (эккомиксесфы) и полного ритуала погребения (энфаптесфы), на что с печалью сетовал в одном из своих писемь Феодор Студит . Но состоятельные заказчики даже могилу на кладбище стремились оплатить заранее, приготовив ее загодя. |
Примечательно, что сверху на обрезе надгробия сохранились следы приспособления для какой-то подставки, возможно, с надгробной надписью. На ту же эпоху указывает каменная стеллобразная плита с высеченным на ней крестом и надписью «Просит о молитве за блаженного жена Антония, индикта 14, 851 года» (ten ekklinei euchen liparou gune Antoniou, indiktionos ID, ONI etous», что соответствует 820-м гг. херсонесской эры 1609 . Нижняя часть другого надгробия из известняка, сохранившаяся благодаря своему вторичному использованию в качестве строительного материала в кладке одного из склепов церквушки, выстроенной на месте более древнего загородного храма, открытого на Девичьей горке в 1902 г., донесла имя погребенного – Кануполий ([K]anoupolios) и дату, соответствующую 29 июля 915 г. (см.: рис. 431) 1610 . Ко времени не ранее IX–X вв. относится уже упоминавшееся надгробие Георгия Мамсиа (см.: рис. 436), обнаруживающее по форме полное сходство с каменным крестом в круге, установленном в апсиде поздней церкви монастырского комплекса Западной базилики («дома св. Леонтия»), который уже прекратил свое существование к XI в. 1611 . Судя по форме удлиненного креста с верхней перекладиной на прямоугольном основании, вырезанного на известняковой плите с прямоугольным верхом, еще одно надгробие из раскопок 1893 г. около Карантинной бухты относится ко времени после X в. 1612 . Рис. 433. Фрагмент известнякового надгробия (в. – 12,5; ш. – 8,0; т. – 9,0 см) с упоминанием раба Божьего Феодора. Найден в насыпи южного некрополя (по В. В. Латышеву) Итак, даже наличие солидного запаса старых усыпальниц не останавливало кладбищенское дело. Вообще, трудно представить, чтобы строительные потребности некрополей ромеев были когда-либо оставлены без внимания и навыков профессионалов. Ведь обслуживание погребальных нужд приносило неплохой доход: самая дешевая могила на ранневизантийском провинциальном кладбище стоила 1,5 солида, – столько же, сколько в начале VIII в зарабатывал калафат-конопатчик судов за месяц труда 1613 . |
По окончании Собора святитель вернулся к своей пастве и преподал всему народу принятый в Никее Символ православной веры. В Ликии верный служитель Живоначальной Троицы пресек в самом корне еретические умствования, а упорствующих еретиков прогнал. Благоразумный земледелец отбирает лучшие зерна и выбрасывает сорняки. Так мудрый Николай — сеятель на ниве Христовой — наполнял духовную житницу плодами добродетелей, плевелы же еретической прелести далеко отметал от пшеницы Господней. Поэтому Церковь называет его «лопатой, развевающей Ариевы плевелъные учения» (Минея, 6 декабря, 3-я стихира на стиховне). Добрый пастырь Христов имел великое попечение о своем отечестве. Он не только духовно окормлял Ликию, но всегда незамедлительно приходил на помощь и спасал ее от, казалось бы, неминуемой беды. По милости Божьей сохранились древние рукописные повествования о деянии святителя, защитившего свою паству от несправедливой подати. Ныне поведаем читателю об этом пречудном деянии, дабы напомнить, на кого надо уповать и к кому обращаться, когда народ разоряется и голодает от непосильного бремени налогов. Император Константин, став единовластным правителем всей Римской державы, решил воздвигнуть новую христианскую столицу — величественный город Константинополь (Строительство новой столицы Римской империи началось 8 ноября 324 г., сразу после окончательной победы Константина над Ликинием в сражении под Хрисополем. Освящение Константинополя совершено 11 мая 330 года). Осуществление благочестивого замысла Василевса потребовало огромных средств. Поскольку подошел срок очередной переписи населения и земельных наделов, во все провинции были посланы переписчики для повышения налоговых сборов. В Миры также прибыл царский чиновник. Этот человек оказался хитрым и лживым; он из чувства неприязни к ликийцам и желания выслужиться перед монархом сильно завысил подать, записав в императорские кодексы налог в десять тысяч сто пятьдесят два солида. Так над городом нависли черные тучи. Вскоре они породили страшную бурю, опустошившую родную епархию святителя Николая. Ибо непомерная подать разоряет народ, словно ураган или пожар. |
Милиарисий (милиаренс) – позднеримская, а затем византийская серебряная монета, 1/12 часть солида или номисмы (статера). См.: денежные единицы (табл.). Милет – древний город на юго-западном побережье Малой Азии, в XI в. до н. э. заселен греками, в VIII в. до н. э. превратился в крупный полис, игравший значительную роль в морской торговле и в культурной жизни. Сохранял свое значение в римское и византийское время. См.: Иоания, Кивириоты, Исидор из Милета. М17;лий – символический «географический центр» Византийской империи. Триумфальная арка с аркадами на четыре стороны света, статуями Константина Великого и его матери Елены, крестом и изображением Тихи. Под аркой стоял позолоченный милевой пограничный каменный столб – собственно М. с обозначением расстояния от Константинополя до главнейших городов Империи. Как сообщает Феофан Исповедник , при Юстиниане I (527–565 гг.) на М. были сооружены общественные часы (орологий) (1), возможно, гномон. М. располагался в центре восточной части столицы у начала Меси, рядом с Августионом, между храмом Св. Софии и Халки. Через М. император шел во время Пасхальной процессии и останавливался, чтобы выслушать славословия димов. Мимы – один или два актера без театральных масок, которые разыгрывали короткие сценки из повседневной жизни, нередко на фривольные темы. Отсутствие масок давало им возможность передавать состояние героя выражением глаз или лица, а не только словами. Этот вид искусства возник на острове Сицилия в эпоху античности как представления народного театра, но со временем получил прозаическую и поэтическую литературную форму. Представления М. оставались популярны и в ранней Византии, но, осуждаемые Церковью, испытали упадок с конца VII в. Стали вновь возрождаться в эпоху иконоборства, причем при поддержке василевсов – иконоборцев, пытавшихся использовать массовые представления М. для нужд официальной пропаганды, для высмеивания иконопочитателей. Мина – 1) широко почитаемый святой, великомученик коптов, которого изображали в одежде воина с двумя склонившимися к ногам святого верблюдами. Святилище М. находилось в Египте в 60 км от Александрии. Храм возник над местом погребения останков М. в начале IV в., превратился в VI-VII вв. в огромный комплекс («город Мины»), где за порядком следил отряд из 200 византийских солдат. Этот комплекс просуществовал до середины IX в. В период расцвета его посещали тысячи паломников, увозивших оттуда на Восток и на Запад евлогии и изображения М.; 2) мера вместимости, равная примерно 1,3 метрического литра. См.: ангии, стафмос, метрон. |
| |