Anna diaconissa Kraus F. X. Real-Encyklopädie der christlichen Alterthümer. Freiburg im Breisgau, 1882. Bd. 1. S. 360; Eisen U. Op. cit. S. 188–189. Диаконисса Анна из вотивной надписи (VI в.) была, очевидно, почтенного происхождения, так как имела брата, диакона и папского казначея. DE DONIS DI ET BEATI PAVLI APOSTOLI//DOMETIVS DIAC//ET ARCARIVS S[AN]C[T]AE//SED//APOSTOL//ADQVE P[A] P[AE]//VNA CVM ANNA DIAC//EIVS GERMANA HOC VOTVM BEATO PAVLO OPTVLERV[N]T Диаконисса Анна Из даров Бога и блаженного апостола Павла диакон и казначей [аркарий] святой апостольской и папской кафедры Домеций вместе с диакониссой Анной, своей сестрой, преподнесли по обету этот дар блаженному Павлу. Flavia Vitalia presbytera Eisen U. Op. cit. S. 134–135. Надпись из Далмации (Салона, 425). Флавия была знатной и обеспеченной замужней женщиной, способной самостоятельно распоряжаться имуществом в качестве юридического лица, что уже само по себе было исключительным, – возможно, и право продавать могильный участок каким-то образом было связано со служением неупомянутого в надписи и, вероятно у уже покойного ее мужа-пресвитера. Впрочем, в условиях формировавшегося на Западе целибата духовенства к этому времени наличие супруг у пресвитеров представляется неким атавизмом. Понятием «пресвитерида» в Западной Церкви могла обозначаться и женщинау имевшая определенный церковный статус, см., например, выше: [Epistula] Januario episcopo Caralitano (а. 599, Iul). В этом же контексте следует рассматривать еще один фрагмент надписи V–VI веков из Салоны некой [sace]RDOTAE †, то есть «священницы» (см.: Eisen U. Op. cit. S. 135). D[OMINIS] N[OSTRIS] THAEDOSIO CO[N]S[VLE] XI ET VALENTINIANO//VIRO NOBELISSIMO CAES [ARE]. EGO THAEODO//SIVS EMI A FL[AVIA] VITALIA PR[ES]B[YTERA] SANQTA] MATRO//NAAVRI SOL[IDIS] III. SVB D[IE] Пресвитера Флавия Виталия При наших правителях избранном в одиннадцатый раз консулом Феодосии и Валентиниане, благороднейшем муже, Цезаре 235 , я, Феодосий, купил за три золотых солида [место на кладбище] у святой пресвитериды матроны Флавии Виталии. В день

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ветхий Завет – часть Библии, собрание иудейских священных книг, рассматриваемых как священные и в христианстве. Сохранились две редакции В. З.: еврейская (Масоретский список) и греческая (Септуагинта – перевод, выполненый в Александрии в основном во II в. до н. э.). Согласно масоретской редакции, в состав В. З. включено 39 произведений, расположенных по трем отделам: Пятикнижие – пять книг, именуемых в иудаизме также Законом, или Торой (см.: Моисей); Пророки; Писания, или Агиографы (куда входят Псалмы – Псалтирь). По Септуагинте, в состав В. З. входят также книги Товит, Юдифь, Премудрости Соломона, премудрости Иисуса сына Сирахова, Авруха, II и III книга Эзры и три Маккавейские. По своему жанру книги В. З. весьма разнообразны. Они включают старинные хроники, исторические повести, мифы, победные, свадебные, походные и похоронные гимны, притчи, молитвенные песнопения, религиозно-философские трактаты, любовно-эротические новеллы, правила жертвоприношений, ритуальной чистоты и т. п. Вечерня – см.: литургия, часы. Вечный город – название первого, Старого (Древнего) Рима. Вигла – дословно с греч. «часы», византийский караул, стража, дозор, конный и пеший, который охранял внешние границы города или военного лагеря, высылался за пределы расположения армии в качестве сторожевого поста. Своя В., сменяемая по часам, была в императорском дворце. В. возглавлялась друнгарием виглы, а с эпохи Комнинов – великим друнгарием. Ср.: керкета, арифм. Виглаторы – воинские подразделения, несущие службу в виглах. Визант – золотая монета, одно из наименований солида. Византий – бывшая древнегреческая колония на Босфоре, располагавшаяся на полуострове, соединенном с сушей перешейком. На месте этого города Константин I Великий к 330 г. отстроил новую столицу Восточной Римской империи – Константинополь. Город долгое время сохранял и старое название – В. В археологическом отношении от античного В. остались памятники эпиграфики, происходящие в основном из некрополя, часть укреплений Акрополя («циклопическая» стена), морская башня римской эпохи, напольная мозаика II в. до н. э., открытая в 1935 г. к западу от цистерны Базилики, акведук, приписываемый римскому императору Валенту). См.: Стефан Византиец, Феофан Византиец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. являлись германский Трир, затем по- дунайский Сирмий и Сердика (София). В 326 г. К. В. принял очень важное историческое решение – избрал столицей Империи город Византий, в дальнейшем ставший называться Константинополем («градом Константина»). К. В. окружил себя пышным императорским двором, учредил консисторий – императорский совет и осуществлял свою власть с помощью строго организованного чиновничьего аппарата. Он окончательно разграничил военное и гражданское управление. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную систему. Поворот К. В. к христианству произошел, вероятно, около 312 г. В 313 г. Миланским эдиктом христианство было признано равноправной религией. В 325 г К. В. созвал в Никее Первый Вселенский собор и стал первым императором, признавшим христианский Символ веры . Его мать, Елена, в 327 г. совершила паломничество в Иерусалим, где в ходе раскопок на Голгофе чудесным образом обрела Честный Крест Господень, на котором был распят Христос, отчего была причислена к числу святых. К. В. скончался во время похода против персов, незадолго до того приняв крещение. Константин Гавра – видимо, сын Феодора Гавры и брат видного вельможи, Григория Гавры; был стратигом в малоазийской Филадельфии, а затем при василевсе Иоанна Комнине – дукой Трапезунда. В 1126 г. поднял в Трапезунде мятеж, который продолжался в течение 14 лет. Константин Даласин – представитель знатного рода Даласинов, катепан Антиохии в XI в. См.: Анна Даласина. Константин Диоген – отец василевса Романа IV Диогена (1068–1071 гг.), был женат на племяннице Романа III Аргира (1028–1034 гг.); начал карьеру при Василии II (963–1025 гг.). Занимал высокие административные посты на севере Балканского полуострова, успешно воевал с болгарами, носил титул патрикия. В 1031 г. был обвинен в заговоре и отдан под следствие. Не дожидаясь суда, К. Д. бросился из окна императорского дворца во Влахернах и погиб. Константин Лихуд – родился в конце Х в., учился в Константинополе у Иоанна Мавропода. Придворную карьеру сделал еще в юные годы, при василевсе Михаиле IV Пафлагоне (1034–1041 гг) входил в состав синклита, в царствование Константина IX Мономаха (1042–1055 гг) носил титул проедра и протовестиария и фактически был «первым министром» этого царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Визант. имп. Василиск. Аверс солида. V в. Флавий [лат. Basiliscus Flavius; греч. Βασιλσκος Θλβιος], визант. имп. (9 янв. 475 - авг. 476), узурпатор. Брат августы Верины, жены имп. Льва I (457-474). В 465 г. был консулом. С 468 г. главнокомандующий (magister militum), в том же году возглавил экспедицию против вандалов (1100 кораблей, 100 тыс. чел.). Несмотря на полный провал похода и гибель флота, В. сумел благодаря заступничеству сестры избежать наказания. В 471 г. способствовал устранению военачальника-алана Аспара, за что получил от имп. Льва I звание первого сенатора (474). В нач. янв. 475 г. В., давно мечтавший об имп. короне, организовал вместе с Вериной заговор против только что провозглашенного императором исаврийца Зинона (474-475, 476-491). Зинон с женой бежал в Исаврию, а В. занял имп. трон, объявив свою супругу Зинониду августой, а сына Марка - кесарем, а затем августом. В церковной политике узурпатор принял сторону монофизитов. Все низложенные и сосланные монофизитские епископы (в т. ч. патриархи Александрийский Тимофей II Элур и Антиохийский Петр Гнафевс ) были восстановлены на своих кафедрах. По совету Тимофея В. издал окружное послание (Энкиклион, 475), в к-ром осудил и отверг как вероопределения Халкидонского Собора (451) и томос папы св. Льва Великого, так и крайнее монофизитское учение Евтихия ( Евагр . Церк. ист. III 3-7). Хотя большинство епископов подписало «Энкиклион», К-польский Патриарх Акакий (472-489) встал в оппозицию политике В., к-рый лишил его церковной юрисдикции в М. Азии, вновь возвысив Эфесскую митрополию. Акакия поддержал своим авторитетом прп. Даниил Столпник . Население К-поля, недовольное экономической и религ. политикой В., подняло восстание; в столице начались пожары. В опровержение «Энкиклиона» В. поспешил издать «Антиэнкиклион», возвращающий церковные дела в прежнее состояние, но было уже поздно: имп. Зинон, к-рого поддержали военачальники-исаврийцы, вступил в К-поль и вернул себе трон (лето 476). В. вместе с семьей был отправлен в одну из крепостей Каппадокии, где они умерли от голода. Лит.: Prosopography of the Later Roman Empire. Camb., 1980. Vol. 2. P. 212-214 [обзор ист-ков]; Croke B. Basiliscus, the Boy-Emperor//GRBS. 1983. Vol. 24. P. 81-91; Dovere E. L " «Εγκκλιον Βασιλσκου»: Un caso di normativa imperiale in Oriente su temi di dogmatica teologica//Studia et documenta historiae et iuris. R., 1985. Vol. 51. P. 153-188; Krautschick St. Zwei Aspekte des Jahres 476//Historia. 1986. [T.] 35. S. 344-371; Глушанин Е. П. Военная знать ранней Византии. Барнаул, 1991. С. 130-132, 141-142; Salamon M. Basiliscus cum Romanis suis//Studia Moesiaca/Ed. L. Mrozevicz, K. Ilski. Pozna, 1994. S. 179-196. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149793.html

Число вещей, служащих для удовлетворения необходимым нуждам нашей земной жизни, Апостол Павел ограничивает только пищею и одеждою: имеюще пищу и одеяние, сими довольны будем (1Тим.6:8). Но и сих вещей должно желать и искать не для удовольствия и прихоти, а только для сохранения жизни и здоровья. Вообще должно пользоваться ими с мудрою умеренностью, которая никогда не должна выступать за пределы действительной необходимости; пользоваться так, чтобы земные блага, которые человек употребляет в свою пользу, служили как бы ступенями для восхождения к Подателю оных, напоминали о благости Божией, и таким образом возбуждали в человеке любовь и благодарность к Отцу Небесному. Посему необходимым, неизменным правилом касательно внешней нищеты для монаха должно быть следующее: по отречении от мира не только не приобретать и не иметь у себя ничего такого, в чем нет необходимой нужды в настоящее время, но, по возможности, более и более ограничивать и самые необходимые потребности жизни. Вот общее правило, от исполнения которого монах никогда не должен уклоняться. По сему общему правилу строго поступали все св. подвижники всех времен и на основании оного предписывали частные правила для монахов касательно нестяжательности. " Отцы, - говорит прп. Кассиан, - относили к числу житейских забот и попечений все то, что превышает необходимость ежедневного пропитания нашего и непременные потребности тела; так, например, когда стараемся всеми мерами приобрести два или три солида (золотые монеты), между тем как и один был бы достаточен для наших нужд; когда заботимся о стяжании трех или четырех одежд, между тем как для употребления днем и ночью довольно было бы двух; или когда бы для жительства достаточна была одна или по крайней мере две келий, увлекаясь житейской гордостью и пышностью, стараемся строить четыре или пять, и притом великолепные и обширные без всякой надобности " (Collam.IX.C.5). По правилам св. подвижников одежда должна быть не драгоценная, не пышная, но соответственная духовной нищете монаха. Он должен не тщеславиться ею, но и в одежде являть смиренномудрие. А кто желает лучших одежд - в отличие от прочих, тот отпадает от любви и смиренномудрия, говорит Василий Великий (Простр. отв. на вопр.22. Подвиж. устав. Гл.30). Не разноцветная, а черная - сообразная с нравственным состоянием монаха, потому что черной одеждой, по словам Симеона Солунского, означается житие имеющих печаль по Богу, истинно кающихся, сетующих и плачущих о прогневании Бога своими грехами (Гл.52). Не многочисленная, а только нужная для употребления церковного и домашнего. Вообще, кроме необходимых для употребления вещей, никто ничего не должен иметь у себя (Пахом. Велик. Наставл.29. Христ.Чт. 1847г. Ч.26. Симеон Новый Богосл. Доброт.Ч.1.Гл.9,§134).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

До XI в. финансовую стабильность Византии обеспечивал золотой солид (номизма) весом ок. 4,55 г, являвшийся основой монетной системы имп. Константина Великого. Он оказался ее наиболее устойчивым и долговременным звеном. Серебряная монета в IV-VI вв. чеканилась редко, и только с выпуском в VII в. гексаграммы, а в VIII в.- милиарисия, стала играть в обращении заметную роль. Стремительная порча солида в обстановке кризиса XI в. обусловила необходимость реформы, проведенной Алексеем I в 1092 г.: начался чекан золотого иперпирона (греч. «сверхчистый») пониженной пробы, но прежнего веса. В XIII в. его проба стала уменьшаться, и ценность последних иперпиронов XIV в. была приравнена к половине венецианского дуката. Серебряная монета в XII в. не чеканилась как номинал (реформа 1092 г. вместо милиарисия предусматривала выпуск электровых и биллонных трахей как фракций иперпирона), была возрождена в XIII в. сначала в чеканке Никейской империи, а затем и в Палеологовской Византии (василикон, ставратон). Бронзовая монета со времени реформы Анастасия именовалась фоллисом: это была первая монета Византии, на оборотной стороне к-рой до IX в. выставлялся буквенный либо цифровой знак стоимости в нуммиях, а в VI-VIII вв.- и год правления императора. Лицевую сторону монет всех номиналов по античной традиции занимал портрет или монограмма государя; исключение составляли милиарисии VIII-X вв. и т. н. анонимные фоллисы X-XI вв. с ликом Господа вместо имп. изображения. Визант. монеты были известны на Руси: в кладах Х - нач. XI в. встречаются золотые номизмы, в т. ч. послужившие образцом для древнерус. златника; гораздо менее были распространены милиарисии и фоллисы. На территории Российской Федерации массовые находки визант. монет известны в Крыму и сравнительно частые - на Кубани. Византийская нумизматическая иконография Уникальной особенностью визант. монет было наделение их функцией инструмента личного благочестия эмитента (монарха). Обеспечением и зримым выражением этой функции являлось иконоподобие монеты, т. е. ее сознательное уподобление христ. иконному образу. На пике своего иконоподобия (X-XI вв.) монетный тип объединял святой образ (Христа, Богородицы) с инвокативной легендой, призывавшей помощь императору - эмитенту и юридическому собственнику монеты. В отсутствие подобной легенды иконоподобие монеты приобретало иную, не столь конкретизированную форму за счет точного соблюдения норм иконографического языка при воспроизведении святого образа.

http://pravenc.ru/text/2577987.html

Апостолов (Уваровской базилики). Во всяком случае, подобная практика «приписных» эргастириев к Божией церкви, отчисления с которых шли на оплату погребальных служащих, продолжала сохраняться в Империи и в конце IX в., как о том повествует новелла Льва VI, адресованная Патриарху Стефану (886–893 гг.). Византийские письменные источники VI-XII вв. донесли сведения об определенной иерархии служащих, занятых в погребальной церемонии. К их вершине, похоже, относились носильщики погребальных лож (лектикарии, эккомисты) и погребальные служащие (копиаты, энтафиасты). Далее следовали аскитры – носильщики восковых свечей, которые полагалось получать безвозмездно из так называемого аскитириона епископальной церкви; каноники, очевидно, канторы, певчие в погребальной процессии и ее участники; аколуфы- " сопровождающие», окружение и сопроводители погребального ложа, а также деканы – могильщики, которым, впрочем, трудно найти определенное место в этой «классификации». Судя по письмам Феодора Студита , такие лица могли объединяться в соответствующую духовную корпорацию (систиму), члены которой выполняли все необходимое для похорон, начиная от обмывания тела усопшего и кончая устройством могилы. Вообще, трудно представить, чтобы строительные потребности кладбищ ромеев, плотно окружавших любой город и размешавшихся в нем самом, были когда-либо оставлены без внимания и навыков профессионалов. Ведь обслуживание погребальных нужд приносило неплохой доход: устройство самой дешевой могилы на ранневизантийском провинциальном кладбище стоила 1,5 солида, – столько же, сколько в начале VIII в. зарабатывал калафат – конопатчик судов за месяц труда. Но были и дороже, до 6 номисм и выше, так что порой гробница и погребение обходились в литру золота (72 номисмы) или даже больше. Разумеется, умерший бедняк обходился без погребальной процессии (эккомиксесфы) и полного ритуала погребения (энфаптесфы), на что с печалью сетовал в одном из своих писемь Феодор Студит . Но состоятельные заказчики даже могилу на кладбище стремились оплатить заранее, приготовив ее загодя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечательно, что сверху на обрезе надгробия сохранились следы приспособления для какой-то подставки, возможно, с надгробной надписью. На ту же эпоху указывает каменная стеллобразная плита с высеченным на ней крестом и надписью «Просит о молитве за блаженного жена Антония, индикта 14, 851 года» (ten ekklinei euchen liparou gune Antoniou, indiktionos ID, ONI etous», что соответствует 820-м гг. херсонесской эры 1609 . Нижняя часть другого надгробия из известняка, сохранившаяся благодаря своему вторичному использованию в качестве строительного материала в кладке одного из склепов церквушки, выстроенной на месте более древнего загородного храма, открытого на Девичьей горке в 1902 г., донесла имя погребенного – Кануполий ([K]anoupolios) и дату, соответствующую 29 июля 915 г. (см.: рис. 431) 1610 . Ко времени не ранее IX–X вв. относится уже упоминавшееся надгробие Георгия Мамсиа (см.: рис. 436), обнаруживающее по форме полное сходство с каменным крестом в круге, установленном в апсиде поздней церкви монастырского комплекса Западной базилики («дома св. Леонтия»), который уже прекратил свое существование к XI в. 1611 . Судя по форме удлиненного креста с верхней перекладиной на прямоугольном основании, вырезанного на известняковой плите с прямоугольным верхом, еще одно надгробие из раскопок 1893 г. около Карантинной бухты относится ко времени после X в. 1612 . Рис. 433. Фрагмент известнякового надгробия (в. – 12,5; ш. – 8,0; т. – 9,0 см) с упоминанием раба Божьего Феодора. Найден в насыпи южного некрополя (по В. В. Латышеву) Итак, даже наличие солидного запаса старых усыпальниц не останавливало кладбищенское дело. Вообще, трудно представить, чтобы строительные потребности некрополей ромеев были когда-либо оставлены без внимания и навыков профессионалов. Ведь обслуживание погребальных нужд приносило неплохой доход: самая дешевая могила на ранневизантийском провинциальном кладбище стоила 1,5 солида, – столько же, сколько в начале VIII в зарабатывал калафат-конопатчик судов за месяц труда 1613 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По окончании Собора святитель вернулся к своей пастве и преподал всему народу принятый в Никее Символ православной веры. В Ликии верный служитель Живоначальной Троицы пресек в самом корне еретические умствования, а упорствующих еретиков прогнал. Благоразумный земледелец отбирает лучшие зерна и выб­расывает сорняки. Так мудрый Николай — сеятель на ниве Христо­вой — наполнял духовную житницу плодами добродетелей, плевелы же еретической прелести далеко отметал от пшеницы Господней. Поэтому Церковь называет его «лопатой, развевающей Ариевы плевелъные учения» (Минея, 6 декабря, 3-я стихира на стиховне). Добрый пастырь Христов имел великое попечение о своем оте­честве. Он не только духовно окормлял Ликию, но всегда незамедли­тельно приходил на помощь и спасал ее от, казалось бы, неминуемой беды. По милости Божьей сохранились древние рукописные пове­ствования о деянии святителя, защитившего свою паству от неспра­ведливой подати. Ныне поведаем читателю об этом пречудном деянии, дабы напомнить, на кого надо уповать и к кому обращаться, когда народ разоряется и голодает от непосильного бремени налогов. Император Константин, став единовластным правителем всей Римской державы, решил воздвигнуть новую христианскую столи­цу — величественный город Константинополь (Строительство новой столицы Римской империи началось 8 ноября 324 г., сразу после окончательной победы Константина над Ликинием в сражении под Хрисополем. Освящение Константинополя совершено 11 мая 330 года). Осуществление благочестивого замысла Василевса потребовало огромных средств. Поскольку подошел срок очередной переписи населения и земель­ных наделов, во все провинции были посланы переписчики для по­вышения налоговых сборов. В Миры также прибыл царский чи­новник. Этот человек оказался хитрым и лживым; он из чувства неприязни к ликийцам и желания выслужиться перед монархом силь­но завысил подать, записав в императорские кодексы налог в десять тысяч сто пятьдесят два солида. Так над городом нависли черные тучи. Вскоре они породили страшную бурю, опустошившую род­ную епархию святителя Николая. Ибо непомерная подать разоряет народ, словно ураган или пожар.

http://patriarchia.ru/db/text/70543.html

Милиарисий (милиаренс) – позднеримская, а затем византийская серебряная монета, 1/12 часть солида или номисмы (статера). См.: денежные единицы (табл.). Милет – древний город на юго-западном побережье Малой Азии, в XI в. до н. э. заселен греками, в VIII в. до н. э. превратился в крупный полис, игравший значительную роль в морской торговле и в культурной жизни. Сохранял свое значение в римское и византийское время. См.: Иоания, Кивириоты, Исидор из Милета. М17;лий – символический «географический центр» Византийской империи. Триумфальная арка с аркадами на четыре стороны света, статуями Константина Великого и его матери Елены, крестом и изображением Тихи. Под аркой стоял позолоченный милевой пограничный каменный столб – собственно М. с обозначением расстояния от Константинополя до главнейших городов Империи. Как сообщает Феофан Исповедник , при Юстиниане I (527–565 гг.) на М. были сооружены общественные часы (орологий) (1), возможно, гномон. М. располагался в центре восточной части столицы у начала Меси, рядом с Августионом, между храмом Св. Софии и Халки. Через М. император шел во время Пасхальной процессии и останавливался, чтобы выслушать славословия димов. Мимы – один или два актера без театральных масок, которые разыгрывали короткие сценки из повседневной жизни, нередко на фривольные темы. Отсутствие масок давало им возможность передавать состояние героя выражением глаз или лица, а не только словами. Этот вид искусства возник на острове Сицилия в эпоху античности как представления народного театра, но со временем получил прозаическую и поэтическую литературную форму. Представления М. оставались популярны и в ранней Византии, но, осуждаемые Церковью, испытали упадок с конца VII в. Стали вновь возрождаться в эпоху иконоборства, причем при поддержке василевсов – иконоборцев, пытавшихся использовать массовые представления М. для нужд официальной пропаганды, для высмеивания иконопочитателей. Мина – 1) широко почитаемый святой, великомученик коптов, которого изображали в одежде воина с двумя склонившимися к ногам святого верблюдами. Святилище М. находилось в Египте в 60 км от Александрии. Храм возник над местом погребения останков М. в начале IV в., превратился в VI-VII вв. в огромный комплекс («город Мины»), где за порядком следил отряд из 200 византийских солдат. Этот комплекс просуществовал до середины IX в. В период расцвета его посещали тысячи паломников, увозивших оттуда на Восток и на Запад евлогии и изображения М.; 2) мера вместимости, равная примерно 1,3 метрического литра. См.: ангии, стафмос, метрон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008