д.), составлявшие патриарший совет. Правда, им никогда не было предоставлено право иметь решающий голос; но в действительности они имели весьма сильное влияние на синодские решения. Этот закон был повторен и синодским определением патриарха Михаила. Император Юстиниан определил (Nov. 123, с. 3) в пользу митрополита и его чиновников размер ставленой пошлины с рукополагаемого во епископа доходностью той церкви, к которой назначался рукополагаемый, а именно: при доходности церкви не менее 30 литров золотом, рукополагаемый должен был уплатить рукополагающему митрополиту 100 солидов (солид­3 р.; всего следовательно 300 руб.) и его чиновникам 300 солидов (900 р.); при доходности церкви не менее 10 литр золотом) митрополиту-100 солидов (300 р.) и его чиновникам 260 солидов (600 р.); при доходности церкви не менее 5 литр, митрополиту 50 солидов (150 р.) и его чиновникам 70 солидов (210 р.); при доходности церкви не менее 3 литр золотом, митрополиту 18 солидов (54 р.) и его чиновникам 24 солида (72 р.); при доходности не менее 2 литр золотом, митрополиту 12 солидов (36 р.) и его чиновникам 16 солидов (48 р.); при доходности менее 2 литр золотом рукополагаемый во епископа ничего не платил ни митрополиту, ни его чиновникам Исаак Комнин. обложил взносами за поставление епископа, в пользу митрополита, и все селения епархии, получавшей нового епископа; от селения, имеющего 30 дымов, в пользу митрополита он приказал взыскивать одну золотую монету, две серебряных, одного барана, шесть четвертей (12 четвериков) ячменя, 9 ведер (на нашу меру-13 1/2 ведер) красного вина, шесть четвертей (12 четвериков) муки и 30 кур (Isaaci Comntni Nov. 1., cap. 2) 1 – Доходы византийских епископов составляли следующие статьи: 1) кафедральных церквей (коринфский епископ получал не менне 1980 р., лакедемонский-не менее 1056 руб.; 2) епископские права ( διχαωμαια): за совершение в приходской церкви местным священником по праздничным и воскресным дням литургий священник взносил своему епископу от каждого приходского двора 50–70 пиастров (т. е., от 2 р. 50 к. до 3 р.) и сверх того барана, от каждой совершенной приходским причтом заупокойной обедни епископу платилось от 50 к. до 2 р. 50 к.; от каждого сорокоуста

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Позже титул Э. (греч. эксарх) теряет четкое значение, под его обладателями подразумевали высших должностных лиц, непосредственных представителей императорской власти; 3) церковный титул, который с V в. как особое отличие давался митрополитам и архиепископам Константинопольскому, Александрийскому, Кесарийскому, Каппадокийскому, Эфесскому, Антиохийскому; позднее Э. назывались архиепископы наиболее значительных митрополий, стоявшие во главе митрополитов, а также послы Папы римского и других Патриархов, митрополита Фессалоники (с конца IV в. до начала VII в.) и др. Э. называли также тех представителей духовенства, которым Патриархи, митрополиты и епископы передавали иногда часть своих административных прав по управлению монастырями, церковными округами или епархиями. Э. как наместник высокого духовного лица следил за жизнью духовенства, улаживал споры и недоразумения, вмешивался в дела монастырского хозяйства, обследовал состояние церковных построек, церковной утвари и т. п. Срок деятельности Э. зависел от предоставленных ему прав; 4) старшина профессиональной корпорации, систимы или соматейи. Экзархат – 1) территория, созданная при перегруппировании нескольких старых провинций, одна из крупных окраинных территориально-административных единиц, отдаленная область, находившаяся в наиболее опасных и стратегически важных частях Византийской империи. Первые Э. появились в последней четверти VI в. (Равеннский Э. – в северо-восточной Италии, Карфагенский Э. – в северной Африке) (см.: экзарх (2); 2) несколько церковных епархий, пользующихся определенной самостоятельностью. Экзархонт пелекифоров – архонт внешних варангов – секироносцев в XII в. Экзафолл (гексафоллон) – дословно с греч. «шесть фоллов», дополнительный налог к основному денежному налогу. Взимался главным образом на ремонт и строительство местных укреплений, городских оборонительных стен (составлял 6 фоллов, то есть пол кератия или четверть милиарисия (милиаренса) с каждого солида государственной подати). В X-XII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии сочинял судебные речи для других. От деятельности адвоката Д. перешел к политической, стал идейным вождем в борьбе против царя Филиппа Македонского, в котором видел опаснейшего врага свободы греков. После захвата Афин македонцами Д. был осужден на смерть и принял яд, чтобы не попасть в руки преследователей. В последующие времена Д. слыл совершенным оратором и был образцом для мастеров красноречия. Денарий (динарий) – серебряная монета ценностью в 1/12 солида. Депотаты (дипотаты) – другое, реже встречаемое название – скрибоны, военнослужащие санитарно-врачебной службы в ранневизантийской армии. Согласно «Стратегикону» Маврикия, в каждой тагме их полагалось иметь по 8–10 человек. Они должны были следовать позади тагмы на расстоянии 100 шагов и оказывать помощь тем стратиотам, которые пострадали в схватке, а также собирать вооружение и снаряжение убитых врагов и своих солдат. Для перевозки раненных стремена лошадей Д. должны были быть двойными. За каждого спасенного стратиота Д. – санитар получал по солиду из государственной казны. Держава – 1) императорская регалия шаровидной формы, которая являлась олицетворением господства над миром. Как знак власти унаследована византийцами от римлян. С принятием христианства на ней поместили крест. Изображение императора с Д. в руках стало появляться на византийских монетах с конца VI в.; 2) в более широком смысле – государство. Дервиши – институт, напоминающий монашеский, форма организации мусульманских мистиков-суфиев. Д. были объединены в ордена, окончательно оформившиеся к Х в. Они старались воздерживаться от брачной жизни, но обет безбрачия не давали. Их образ жизни и радения описаны сербом Константином из Островицы в Хронике о турецких делах (вторая половина XV в.): «...их (дервишей) храмы называются медресе, вроде наших монастырей; они имеют такой устав: ходят нагие и босые и ничего не имеют на себе, кроме шкуры оленя или какого-нибудь иного животного. А некоторые носят одежду из войлока, по своему обычаю. Железными цепями они опоясываются крест-накрест и ходят с голой головой; детородные члены они оковывают железом, жгут огнем руки и режутся бритвами; в чем ходят, в том и спят, не пьют ни вина, ни какого кваса; никогда ничего не едят на обед, но всегда нищенствуют, а что после обеда останется – отдают нищим; так же поступают они с ужином.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византия была читающей страной и через руки ее книгопродавцов-библиокапилосов проходило немало рукописных книг, среди которых лидировали списки Ветхого и Нового Завета, а также книги святых и признанных проповедников и учителей, как это подчеркивал 58 канон Трулльского синода 681 г. 1840 . Особенно популярной в VIII–IX вв. становится Псалтирь, которая служила не только для нужд личного благочестия, но и для обоснования идейных позиций и иконоборцев и иконопочитателей, активно прибегавших к ней 1841 . Рие . 460. Петли и шпеньки от застежек книг из раскопок Херсона (по И. П. Мокрецовой) Металлическая фурнитура – жуковины (вуллы, карфионы, амигдалии), уголки, средники кожаных переплетов, литые или кованные бронзовые застежки от книг, находки которых встречались не раз во время раскопок К. К. Косцюшко-Валюжинича в слоях «византийского времени» и в некоторых раннесредневековых погребениях, в частности, в могилах под полом баптистерия базилики св. Леонтия и к югу от Влахернского монастыря Богоматери Девы Марии 1842 , указывают на наличие в Херсоне переписки и изготовления книг. На планшетах, сделанных заведующим раскопками, довольно часто представлены небольшие, длиной от 2 до 4 см кинжаловидные шпеньки с шарообразной, реже удлиненной, обычно гладкой или каннелированной головкой, которые вставлялись в ребро деревянной крышки толщиной около 8 мм и на которые накидывалось кольцо металлической застежки длиной 2–3 см с искусно плетеным кожаным трехчастным, реже двухчастным ремнем (рис. 460) 1843 . Концы ремня продергивались сквозь два-три отверстия в крышке и закреплялись. Книга, дабы листы пергамена не коробились, могла иметь от одной до нескольких таких застежек со всех сторон, кроме корешка. Примечательно, что множество херсонских шпеньков имеют отверстие по середине каждого лезвия, куда через крышку вбивался гвоздик для более надежного крепления. Это ранняя черта византийской переплетной техники, связанная еще с коптской традицией, которая исчезла к X–XI вв. Следовательно, большинство книг, от которых сохранились шпеньки, обращалось в Херсоне именно в раннее средневековье. Соответствующим образом оформленные, в кожаных переплетах с тиснением, они стоили 20–30 нормисм и представляли немалую материальную ценность 1844 . Опытный графевс или каллиграф-копиист был в состоянии за неделю изготовить Псалтирь, которая оценивалась в номисму, тогда как пергаменный кодекс Нового Завета стоил 3 солида, а полная Библия – не менее 5 золотых, отчего хороший год, полный заказов, давал бы возможность заработать около 50–70 номисм 1845 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) [греч. Κριος παντοκρτωρ], одно из именований Бога в Свящ. Писании (см. ст. Господь Саваоф ), встречающееся в ВЗ: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар 3. 1), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак 6. 2), «…во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс 67. 21) - и в НЗ: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6. 18). В Откровении Иоанна Богослова тексты: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1. 8), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (4. 8) - указывают на Христа Второго пришествия. Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Употребление именования «Вседержитель» в отношении Иисуса Христа известно по памятникам визант., балканского, древнерус. искусства. Наиболее распространенный вариант иконографии - это поясное изображение Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой. Встречаются и др. изображения Христа, сопровождающиеся именованием «Вседержитель»: ростовые (напр., фреска в ц. св. Бессребреников в Кастории, XII в.), на престоле (икона, после 1356, Архиепископский дворец, Никосия (Кипр); икона, 1603, СНХГ). Отличия могут касаться изображения Евангелия (открытое или закрытое), иногда вместо Евангелия Христос держит свиток (икона, 1262-1263, Национальный музей, Охрид, Македония; икона, XIII в., мон-рь Ватопед на Афоне), возможны различия в написании благословляющей десницы (у груди или отведена в сторону, жест обращен вовне или к себе) и перстосложения. Формирование поясного типа образа Г.

http://pravenc.ru/text/Господь ...

напр., Guillaumont, 1979а. Р. 154]. Кроме этого, в Р. Naqlun. 9 упоминаются изготовители мазей, продавец пурпура, продавец шерсти, золотых дел мастера, от которых получено золото 482 – вероятно, либо для изготовления церковной утвари, либо для иных целей. Интересно также отметить, что за услуги автор документа расплачивается не монастырским рукодельем, как это могло бы предполагаться при «автаркической» установке, а деньгами. Этот же документ содержит указание на продажу или аренду земельных участков монастыря – Р. Naqlun. 9 25 ,39 . Указание на приобретение участков земли (скорее всего, виноградников) содержит Р. Naqlun. 12, где авва Николай (предположительно епископ, сделавший монастырь своей резиденцией) просит комита Василия «выправить» документы на приобретение земли некоему Тимофею. Р. Naqlun. 11 представляет собой счет на приобретение монашеской одежды (стихаромафорий, галерий, плащи и т. д.) 483 общей стоимостью 3 солида, что резко контрастирует с замечанием Палладия о подвижниках Нитрийской горы, которые сами изготавливают ткань (θνη) – скорее всего, льняную, – чтобы ни в чем не нуждаться. В монастыре Наклун одежда выписывается из города и доставляется оттуда с оплатой всех расходов на дорогу, поскольку, как отмечает издатель папирусов Т. Дерда, 3 солида слишком большая цена для услуг странствующего коробейника, торгующего дешевым товаром. Происхождение документов Р. Naqlun. 7 (список зерновых запасов, предназначенный разным лицам) и Р. Naqlun. 8 (список урожая зерновых, сделанный, скорее всего, для подсчета земельной ренты) нельзя установить с точностью. Либо они происходят из канцелярии крупного поместья, расположенного рядом с монастырем, либо из канцелярии самого монастыря. Если предположить последнее, то мы можем увидеть, что монастырь, являющийся крупным земельным собственником, раздает зерно не только монахам (в списке фигурируют отшельники (Р. Naqlun 7 1, 5 ), апа Плес, возможно, некий наставник или учитель (Р. Naqlun 7 7 )), но и ремесленникам 484 : повару (μαγερ() – Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Власть кор. Ратхиса (744-749), стремившегося избежать крупных конфликтов с Папским престолом и с византийцами, оказалась непрочной. После того как Ратхис осадил Перузию, важную крепость, остававшуюся в руках византийцев, а затем снял осаду по просьбе папы Захарии, лангобардская знать организовала переворот. Летом 749 г. в Медиолане королем был провозглашен брат Ратхиса Айстульф (749-756). Свергнутый Ратхис бежал в Рим, а затем вступил в Кассинский монастырь. Проведя реформу войска, Айстульф начал военные действия против византийцев и занял Истрию. В 749 г. король установил экономическую блокаду Равенны, издав закон, по к-рому торговать с Экзархатом можно было лишь с письменного разрешения короля. После неск. небольших столкновений Айстульф захватил Равенну (751). Т. о. Равеннский Экзархат был уничтожен. Вскоре Византия утратила контроль над оставшимися областями Сев. Италии, она управляла лишь частью Юж. Италии и районами Сицилии. Номинально Византия признавалась сюзереном Венеции и Неаполя, где к тому времени сложились фактически независимые гос-ва. В 752 г. кор. Айстульф потребовал от папы Стефана II (III) (752-757) признать его власть и выплачивать дань в размере золотого солида за каждого жителя Римского дуката. После отказа папы и длительных дипломатических переговоров король угрожал силой захватить Рим. Не имея возможности противостоять лангобардам, папа обратился за помощью к франк. кор. Пипину Короткому. В авг. 754 г. франки вторглись в И., нанесли поражение лангобардам и осадили Тицин. Кор. Айстульф согласился заключить мир, признал верховную власть Пипина и обязался не только вернуть понтифику захваченные крепости в Римском дукате, но и освободить территорию бывш. Равеннского Экзархата, включая Пентаполь. Пипин Короткий передал эти земли Римскому папе. Впосл. дар Пипина рассматривался в качестве основы притязаний Папского престола на светскую власть над этими территориями, оформленных в т. н. Константиновом даре . Кор. Айстульф не собирался выполнять условия соглашения. После ухода франк. войска из И. он не только отказался передать папе Равенну, но и осадил Рим (янв. 756). Папа Стефан II (III) вновь обратился к Пипину Короткому. В мае 756 г. франки вернулись в И., разгромили лангобардское войско и вновь осадили Тицин, вынудив Айстульфа подтвердить заключенный ранее договор, передать Пипину треть казны, а также выплачивать ежегодную дань.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Ответ логофета гласит так: „Как здоровье святейшего епископа Рима, духовного отца нашего святого императора? Как здоровье всех епископов, священников, диаконов и всего остального клира святой церкви римлян?“. Так же строго, различались по степеням обращения и формы писем, обращенных к духовным и светским государям. Римскому папе отправлялась золотая булла, стоимостью в один солид с надписью: „Во имя Отца и Сына и Святого Духа, нашего единого, истинного Бога. Лев и Александр верные в Боге императоры римлян. Сергию, святейшему папе Рима и нашему духовному отцу». Точно так же писалось и остальным патриархам, только при этом отбрасывался почетный титул „духовный отец“. – Напротив того, Эмиру – аль –Омра посылалась булла стоимостью в четыре солида, с обращением: „Светлейшему, высокорожденному, высокознатному X., первому тайному советнику и правителю агарян, от Льва и Александра, верных самодержцев, августов и великих императоров римлян. Особенно нежны были обращения и посланиях к болгарскому царю, который в дни Константина Багрянороднаго связал себя тесными родственными узами с императорским домом: супруга болгарского царя Петра была дочерью Романа и первой царицей римской крови: Во имя Отца . . . . . императоры Константин и Роман, во Христе Боге нашем благочестивые самодержцы и императоры римлян, нашему дражайшему духовному сыну, Петру, царю Болгарии“. – Если такой иностранный государь не удовлетворялся письмом, а являлся в столицу лично, то церемониям буквально не было конца. Византийцы не щадили ни времени, ни трудов, чтобы поддержать хорошее расположение духа влиятельных представителей иностранных властителей. Наиболее важной была своя собственная посольская служба. Только испытанные люди, безгранично преданные интересам императора и государства могли быть с пользой привлечены к этому делу. В большинстве случаев посол ставил свою жизнь на карту в поездках до диким, враждебным и опасным местностям. К тому же для высокомерного ромея вовсе не считалось мелочью сносить все грубости какого-нибудь Аттилы, какого-нибудь аварского кагана или болгарского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Число вещей, служащих для удовлетворения необходимым нуждам нашей земной жизни, Апостол Павел ограничивает только пищею и одеждою: имеюще пищу и одеяние, сими довольны будем (1Тим.6:8). Но и сих вещей должно желать и искать не для удовольствия и прихоти, а только для сохранения жизни и здоровья. Вообще должно пользоваться ими с мудрою умеренностью, которая никогда не должна выступать за пределы действительной необходимости; пользоваться так, чтобы земные блага, которые человек употребляет в свою пользу, служили как бы ступенями для восхождения к Подателю оных, напоминали о благости Божией, и таким образом возбуждали в человеке любовь и благодарность к Отцу Небесному. Посему необходимым, неизменным правилом касательно внешней нищеты для монаха должно быть следующее: по отречении от мира не только не приобретать и не иметь у себя ничего такого, в чем нет необходимой нужды в настоящее время, но, по возможности, более и более ограничивать и самые необходимые потребности жизни. Вот общее правило, от исполнения которого монах никогда не должен уклоняться. По сему общему правилу строго поступали все св. подвижники всех времен и на основании оного предписывали частные правила для монахов касательно нестяжательности. " Отцы, - говорит прп. Кассиан, - относили к числу житейских забот и попечений все то, что превышает необходимость ежедневного пропитания нашего и непременные потребности тела; так, например, когда стараемся всеми мерами приобрести два или три солида (золотые монеты), между тем как и один был бы достаточен для наших нужд; когда заботимся о стяжании трех или четырех одежд, между тем как для употребления днем и ночью довольно было бы двух; или когда бы для жительства достаточна была одна или по крайней мере две келий, увлекаясь житейской гордостью и пышностью, стараемся строить четыре или пять, и притом великолепные и обширные без всякой надобности " (Collam.IX.C.5). По правилам св. подвижников одежда должна быть не драгоценная, не пышная, но соответственная духовной нищете монаха. Он должен не тщеславиться ею, но и в одежде являть смиренномудрие. А кто желает лучших одежд - в отличие от прочих, тот отпадает от любви и смиренномудрия, говорит Василий Великий (Простр. отв. на вопр.22. Подвиж. устав. Гл.30). Не разноцветная, а черная - сообразная с нравственным состоянием монаха, потому что черной одеждой, по словам Симеона Солунского, означается житие имеющих печаль по Богу, истинно кающихся, сетующих и плачущих о прогневании Бога своими грехами (Гл.52). Не многочисленная, а только нужная для употребления церковного и домашнего. Вообще, кроме необходимых для употребления вещей, никто ничего не должен иметь у себя (Пахом. Велик. Наставл.29. Христ.Чт. 1847г. Ч.26. Симеон Новый Богосл. Доброт.Ч.1.Гл.9,134).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

Пресв. Богородица «О.» предположительно представлена в одном из аркосолиев катакомб св. Агнессы в Риме, а также на фреске катакомб Кеметериум-Маюс 2-й четв. IV в. (облачена в одежды рим. матроны-патрицианки - прозрачную фату, тунику с клавами, с украшениями - серьгами и шейной гривной-ожерельем по сторонам - хризмы). Этот тип изображения рано стал известен в обеих столицах империи - Риме и К-поле. На это указывает образ Божией Матери «О.» на золотых донцах (фалерах?) IV в. (напр., в Музеях Ватикана): Богоматерь облачена в римском платье, на Ней украшения, руки распростерты, по сторонам - фигуры апостолов или дев или же изображения деревьев (см.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 76-81; Лидова. 2017. С. 16. Ил. 9). С VI в. фигуру Пресв. Богородицы «О.» включали в состав композиции «Вознесение Господне» (миниатюра Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I. 56. Fol. 13v, VI в.; ампула из Монцы, VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия). Поясное изображение облаченной в мафорий Богоматери «О.» помещено на аверсе золотой монеты (солида) имп. Льва VI Мудрого (886-912); имя Мария дано в лат. транскрипции, при этом в традиц. греческой монограмме ΜΡ ΘΥ по сторонам нимба использована лат. литера R (до IX в. включительно смешение букв греческого и латинского алфавитов было обычным явлением); на реверсе - портрет императора ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 64; Бутырский, Заикин. 2005. С. 82, 83). Выбор данной иконографии для монеты самого высокого номинала может указывать как на почитание Богоматери «О.» в качестве покровительницы императора, так и на ктиторский характер изображения, где Божия Матерь «О.» - одновременно и адресат молитвы за императора, и проводник его молитвы. Именно в эпоху правления Македонской династии (867-1056) в Византийской империи образ Пресв. Богородицы «О.» украсил апсиду церкви в Большом дворце К-поля; вероятно, значение Богоматери «О.» как покровительницы императора повлияло на включение этого изображения в декор соборов незадолго до того принявших христианство слав. гос-в, таких как Болгария, Др. Русь.

http://pravenc.ru/text/Оранта.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010