Как ни странно, может нам казаться это возложение провинциального управления на генералов, но все же оно вполне соответствовало потребностям времени, и под военным управлением провинции находились в хорошем состоянии. Разумеется, военные власти так же не могли обходиться без специальных советников, как раньше юристы. Мы встречаем в отдельных провинциях наряду с патрикием, турмархом и т. д. обыкновенно также коммеркиария, осведомленного в делах советника генералов. Эти военные чиновники хорошо исполняли также всю работу финансового характера. В восьмисотлетний период от Диоклитиана до Алексея Комнина ромейское правительство ни разу не было поставлено в необходимость объявить банкротство и прекратить платежи. Ни древность, ни новое время не дают нам другого примера подобного явления. Эта чрезвычайная твердость византийской финансовой политики обеспечивала также византийскому золотому его мировой курс. Благодаря своему полному весу, он считался у всех соседних народов хорошим платежным знаком. Благодаря своему золотому, Византия господствовала над всем цивилизованным и варварским миром. В Индии, как сообщает Козьма Индикоплевст, византийские деньги в международной мировой торговле и у всех купцов ходили по их действительной стоимости. Между соседними государствами были установлены точно определенные соглашения относительно чеканки монет. Например, Сассаниды были обязаны чеканит только серебро, золотой же монетой должен был служить римский солид. Это тем более замечательно, что причина этого не заключалась в недостатке золота. Наоборот: персы доставляли золото за византийские драгоценности и предметы украшений. Причиной, почему они не чеканили золота, являлся международный договор. 11 подобные же обязательства принял Хлодвиг для франкского королевства. Пожалование титула патрикия франкскому королю вовсе не было таким пустым событием, как и обыкновенно считают. Это было наградой за государственный договор, которого желал ромейский император, потому что этот договор давал обеспеченное существование и преимущество перед сирийскими купцами многочисленным, проживавшим в королевстве Франков, ромеям. Поэтому Прοкοпий назвал открытым нарушением договора поступок внука Хлодвига, Теодеберта Австразийского, который не обратил никакого внимания на признававшееся до сих пор всеми, выговоренное императором, право, и стал чеканить собственную золотую монету. Все это указывает на хозяйственное значение солида, как монеты мирового обращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

К двум рассмотренным статьям закона судного о свидетелях примыкает статья 20-я, стоящая в середине между обеими и уже по этой одной причине требующая поставления ее в связь с тою и другой. В печатной кормчей она читается так: “иже от странных купит пленника и весь строй его аще имать цену юже даде на нем, дав на себе, да идет свободь; аще ли не имать, да имать искуп его мездника, дóндеже изработается, юже совеща цену, нарицающуся мзде ему на всяко лето по три стлязя пред послухи, и тако, скончавшу ему, отпущается свободь. Приведенная статья изята из VIII титула § 6 византийской эклоги, в которой читается следующее: “ x, τν χθρν λεθερον γορζων αχμλωτον x α ν τ δ οx ποx αθιστν ατν, ε μν επορε τς υμφωνηθεσας μεταξ ατν πληρσας τιμς, πολυσθω λεθερος, ε δε πορε, χτω ατν γορσας μσθιον μχρις ν πληρωθ, περ στχη εν, ριζομνου δηλον τ π x ροατν το φελοντος x στφ τει πρ μισθν τ γορασθντι λογζεσθαι”. В переводе на русский язык это значит: когда кто-либо выкупает у неприятелей пленника, свободного человека, возвращая его в собственный дом, то, если (выкупленный) состоятелен, то уплатив условленную между ними цену, должен быть отпущен на свободу; а если несостоятелен, то выкупивший пусть имеет его наемником до тех пор, пока не будет исполнено условленное, причем само собою разумеетея, что слушающими судное дело определяетея, сколько именно каждогодно должно зачитываться выкупленному в уплату. При сравнении славянского перевода с греческим подлинником, оказывается, что кроме точного определения засчитываемой каждогодно в уплату цены в три солида (стлязя) 83 греческое слово: „ x ροατα“ переведено словом: “послухи”. Оставляя в стороне вопрос о том, правильно ли в данном случае сделан славянский перевод слова „ x ροατα“ 84 , не можем иметь никаких сомнений относительно того, что сам составитель закона судного смотрел на эту статью, как на трактующую о послухах или свидетелях, почему и поместил ее в середине между двумя вышеприведенными статьями, трактующими о послухах. Чтобы под послухами в данном случае он понимал нечто большее сввдетелей в визаятийском смысле, – этого ни откуда не видно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Децентрализация управления империей вскоре принесла свои плоды. в 286-288 гг. Максимиан отразил набеги на Галлию герм. племен (бургунды, алеманы, франки, герулы). Д. успешно воевал на Дунае также с алеманами, оттеснил персов за Евфрат, посадил на престол Армении своего ставленника Трдата III (287), после чего изгнал из Сирии аравийских кочевников. Решение нек-рых внутриполитических проблем затянулось. Долго продолжалась борьба с брит. узурпаторами Караузием (287-293) и Аллектом (293-296); лишь в 296 г., после поражения узурпатора Ахилла, было восстановлено стабильное положение в Египте, где основным фактором возмущения спокойствия являлось движение буколов (пастухов); в 297 г. Максимиану удалось подавить движения в Африке и Мавритании. После долгой войны с персами в 298 г. был заключен мир на вост. рубежах империи. В ознаменование военных успехов соправители приняли новые титулы: Д. стал именоваться Иовием (т. е. сыном Юпитера), а Максимиан - Геркулием (т. е. сыном Геркулеса). Реформы Добившись относительной политической стабильности, Д. приступил к осуществлению мероприятий, направленных на оздоровление экономики и финансов. Уже в 286 г. началась чеканка новых типов золотых, серебряных и медных денег. Вместо старых денариев Д. ввел в обращение солид (номинал 400 денариев). В связи с реформой Д. старый рим. денарий, известный еще по Свящ. Писанию, окончательно превратился из монеты в денежную расчетную единицу. Новая монетная система полностью сложилась к 293 г. Кроме солида в нее были включены аргентии (20 денариев), фоллисы из сплава меди и серебра (5 денариев), а также мелкая медная монета нуммус (2 денария; к ним также были приравнены все старые обесценившиеся монеты империи). Отныне монетное обращение в империи было унифицировано, поскольку Д. запретил хождение в провинциях денег местной чеканки. Предполагалось, что выпуск полновесных денег и увеличение их массы должны были оживить торговые отношения в империи. Однако в конечном счете воздействие мер Д. на состояние финансов было неоднозначным. Введение в экономику большого количества денег привело к значительному увеличению инфляции (по нек-рым оценкам, на рубеже III и IV вв. более 30% в год). Из-за продолжавшегося обесценивания денег в 297-298 гг. Д. был вынужден провести ретарификацию с увеличением денежных номиналов вдвое. Столь высокий уровень инфляции был новым явлением для Римского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/178287.html

1489 ...и отменить десять литр – tou kopsai kaitas deka litras («отменить и десять литр»). Из литра (фунта) чеканилось 72 золотых солида, каждый весом около 4 г. 1491 ...крепости Херсон из казны – аро tou demosiou eis to kastron Chersonos («из казны кастрону Херсону»), Из казны скорее всего выдавалась плата тем потомственным воинам-херсонитам, отцы которых получили эту привилегию со времен Константина I («Херсониты, получив это содержание, разделили его между собой и детьми учредили порядок. От того и в наше время их дети, пополнения в войске своих отцов, считаются в числе воинов» – Протопопов Н. История города Херсона. – С. 158). Применительно к суммам, выплачиваемым ромейским солдатам в IX–X вв., на эти деньги можно было бы содержать около 50 горожан-воинов – число, вполне достаточное для гарнизона города. 1492 ...и две [литры] пакта – kaitas duo tou paktou. У H. Протопопова: «...и двумя сумму, получаемую городом по условию» (Протопопов Н. История города Херсона. – С. 139). В византийских документах X в. пактом обычно именовалась условленная плата за аренду земли. Применительно к Херсону это могло означать не только плату за воинскую помощь или за выполнение городом государственных поручений особого характера, но прежде всего деньги (144 номисмы), причитающиеся за аренду каких-то территорий, занятых имперскими военно-административными объектами (Oikonomides N. Le «systeme» administratif bzyantin en Crimee aux IXe–Xe s.//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – P. 322), может быть, укреплений так называемой «цитадели» в юго-восточном углу городища и ее претория (tou praitoriou), где размещалась резиденция стратига, а также судебное учреждение и тюрьма. Наличие претория для конца IX–XI вв. зафиксировано археологически и в строительной эпиграфической надписи, датируемой апрелем 1059 г. (см.: Антонова И. А. Административные здания херсонесской вексилляции и фемы Херсона//X. сб. – 1997. – Вып. 8. – С. 14–18, рис. 5; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – Харьков, 2000. – С. 537–539, 716, 31; Храпунов Н. И. Преторий в средневековом Херсоне//Apxeoлoriя та emhoлoriя Cxiдhoi Свропи: мamepiaлu i дocлiджehhя. – Одеса, 2002. – Т. 3. – С. 148–149; Сорочан С. Б. Об архитектурном комплексе византийского претория... – С. 200–205).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако, здесь надо различать продажу искусства с целью обогащения и искусство как средство к существованию. Сами апостолы, получая за проповедь Евангелия – искусства из искусств – содержание, не продавали Его, потому что поступали так по заповеди Христа – «труждающийся достоин пропитания». Лиценций: Такой вывод меня тревожит немало, хотя кое-что я и могу возразить. Ведь того продавца солида, о котором была речь, нельзя сравнивать с актером. В самом деле: актер, получив рукоплескания или какое-нибудь денежное вознаграждение, не теряет ту науку, посредством которой он доставлял удовольствие народу, если только он ее имеет; наоборот, обогащенный деньгами и радостный от похвалы людей, он возвращается домой с наукой, той же самой, что и прежде, остающейся в целости и сохранности. А потому он был бы глуп, если бы пренебрегал этими благами; отказавшись от них, он стал бы гораздо презреннее и беднее, а, приняв, он отнюдь не становится от этого менее ученым. Августин: Смотри же, достигли мы хотя бы в этом отношении того, чего хотели. Ведь я уверен, ты считаешь гораздо более значительным то, ради чего мы что-либо делаем, а не то, что мы делаем. Лиценций: Несомненно. Августин: Следовательно, тот, кто исполняет или учится исполнять только для того, чтобы получать похвалы от народа или вообще от любого человека, не ставит ли такую похвалу выше, чем исполнение? Лиценций: Не могу этого отрицать. Комментарий: поэтому политик, который руководствуется одобрением и неодобрением людей – не знает ничего об искусстве управления. Августин: . Ну, а тот, кто судит о какой-нибудь вещи плохо, кажется ли тебе, что он ее знает? Лиценций: Отнюдь нет, разве только это какой-нибудь развратник. Августин: Следовательно, тот, кто считает худшее лучшим, вне всякого сомнения не имеет знания о нем. Лиценций: Да. Августин: . Итак, если ты меня убедишь или покажешь, что любой из актеров не проявляет свои способности, если он их имеет только для того, чтобы понравиться народу, ради прибыли и славы, тогда я соглашусь, что всякий актер может владеть и наукой музыки, оставаясь актером. Но если, как это весьма вероятно, нет актера, который не полагал бы и не ставил целью своей профессии деньги или славу, необходимо будет признать либо что актеры музыку не знают, либо что искать у других славы или каких-либо иных случайных благ нужно больше, чем в себе самих – разумения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В 1-й четв. XIX в. коллекция превратилась в основной музейный нумизматический фонд России, возраставший в результате покупок частных собраний, а также передачи монетных находок и кладов, обнаруженных при археологических раскопках. С 1852 г. ГЭ получил право ежегодно получать «обязательные» экземпляры продукции гос. монетных дворов, а после приобретения в 1857-1858 гг. коллекции Я. Я. Рейхеля собрание почти удвоилось и достигло 100 тыс. предметов. Минцкабинет ГЭ стал центром научных исследований в области Н. Значительные перемены в его работе произошли после революции, когда в ГЭ были переданы мн. национализированные нумизматические коллекции, включая бывш. коллекции Кунсткамеры. Тогда же сложилась и его ныне существующая структура из 4 отд-ний: восточных, античных, западноевроп. и рус. монет и медалей. Фонды отдела Н. насчитывают более 1 млн 150 тыс. музейных предметов, в т. ч. ок. 130 тыс. античных и визант. монет, 385 тыс.- стран Европы и Америки, 230 тыс.- восточных, 280 тыс.- русских. Нумизматическая терминология - понятийный аппарат, характеризующий процесс производства и функционирования денег в обществе; уточнение отдельных нумизматических понятий и дефиниций продолжается, их понимание не всегда единообразно. Монета - одна из форм металлических денежных знаков, наиболее практичная, эргономичная, быстро завоевавшая всеобщую популярность. Монетная стопа обозначает количество монет одного номинала, выбивавшихся из единицы веса металла, принятой в той или иной денежно-весовой системе (напр., из рим. фунта чеканилось 72 солида средним весом 4,55 г). Приемлемое отклонение веса отдельной монеты от среднего показателя называется ремедиум. Монетная стопа золотых и серебряных номиналов прямо зависела от рацио - соотношения рыночной ценности этих 2 металлов, к-рая могла колебаться от 1:10 до 1:13,5. Их одновременное использование в денежной системе в качестве равноправных эквивалентов стоимости ведет к биметаллизму, однако монометаллизм не исключает из обращения разменной монеты из др.

http://pravenc.ru/text/2577987.html

Патрикий — один из высших титулов византийской табели о рангах. 452 Плифрон — храм, по другим источникам нам не известен. 453 Имя этого человека Мегас. а могущество соответствует имени...— прилагательное megas значит великий, могущественный. 454 ...не хотящий смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего...— Иезек. 33, 11. 455 Притвор — сени храма. 456 День Судный — подразумевается Страшный суд в последние дни мира, когда, согласно христианским верованиям, Христос будет судить людей, чтобы определить участь грешников и праведников, и умершие восстанут перед ним из могил. 457 Харатья— писчий материал и сама рукопись. 458 Стихарь — род длинной, до щиколоток, рубахи с вырезом по горлу и длинными широкими рукавами. Анфимий состриг волосы и облекся во вретище, чтобы показать свое смирение. 459 ...как простил должнику его десять тысяч талантов.— Имеется в виду евангельская притча о том, как царь вместо того, как он первоначально предполагал, чтобы продать своего должника вместе с женой, детьми и имуществом, “умилостивившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему”.— Матф. 18, 23 сл. 460 Литра — фунт, единица монетного веса; из него чеканились 72 золотые номисмы или солида. 461 Все хорошо делает Господь наш.— Марк 7, 37. 462 Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.— Марк 2, 17. 463 Фиваида — область Верхнего Египта. 464 ...верблюд, который доставал воду.— Чтобы поднимать воду из колодца, в Египте пользовались водяным колесом: колесо вертикально ставилось над колодцем, по нему проходили канаты, к которым были прикреплены сосуды для воды, а верблюды приводили колесо в движение. 465 Било — на Востоке о начале службы оповещали ударами деревянного била, или молотка, которым стучали в двери монастырских келий. Это заменяло неизвестные до X в. колокола. 466 Мафорий — короткий плащ. 467 Кувшин для вина — речь идет о так называемом пифосе, вместительном сосуде, в котором хранили различные съестные припасы — масло, вино, зерно и т. п. 468 ...хотел поднять с престола покровец...— во время литургии покровцами были накрыты потир и дискос, третий большой покровец, или воздух, был накинут сверху на оба сосуда. 469

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

– С. 221. Серебряные, золотые вещи, монеты встречаются в раннесредневековых погребениях предельно редко, причем и тогда они отличаются простотой, как та золотая серьга в виде гладкого колечка с выпуклым щитком, которая единственная оказалась среди большого количества костяков в склепе См.: Косцюшко-Валюжинич Κ. К., Скубетов М. И. Извлечение... – С. 85; ср.: Бертье-Делагард А. Л. О Херсонесе. Приложение II. Определение могил некрополя у крестового храма по монетам, в них найденным. – С. 175 (склеп с подвеской из солида Фоки); Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках... в 1905 году. – С. 87 (грунтовая мог. с серебряной серьгой в виде простого колечка и 23 пронизями); Репников Н. И. Дневник... – С. 153 (склеп с материалами VII в. и серебряным колечком из круглой проволоки); с.180 (грунтовая, крытая досками мог. с костяком, руки которого скрещены на груди, а на висках соответственно по 3 и 4 серебряных проволочных сережки); Тахтай А. К. Раскопки херсонесского некрополя в 1937 году. – С. 34 (склеп среди материалов которого рядом с типичной раннесредневковой бронзовой серьгой в виде гладкого кольца лежал «серебряный перстень низкой пробы, с вытянутым вверх коронообразным о четырех лапках гнездом для выпавшего камня», что позволяет уверенно датировать изделие IX в.); Белов Г. Д. Западная оборонительная стена... – С. 246, рис. 18, ж (склеп золотая проволочная серьга с утолщением к середине, с несомкнутыми концами, вместе с медной монетой Анастасия); Зубар В. М., Магомедов Б. В. Hobi дocлiджehhя cepeдhьobiчhux поховань... – С. 71–77 (серебряная серьга и серебряная трехпальчатая фибула в склепе VI–VII вв., открытом в 1981 г. на ментальзападном некрополе). Примечательно, что в Пантикапее – Боспоре на участке некрополя IV–VI вв. на склоне г. Митридат многие могилы, плитовые и в грунтовых ямах, тоже в массе своей безинвентарны, и золотые, серебряные вещи, даже простые и по этой причине самые популярные, встречаются в них крайне редко (Топстиков В. П., Журавлев Д. В. Исследования на акрополе Пантикапея//Археологические открытия 2000 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сомнения в справедливости подобных взглядов нарастают в последнее время, подтверждая мнение о том, что история как наука знает мало истин, установленных раз и навсегда. Едва ли городская и сельская жизнь в Восточном Крыму когда-либо обрывалась столь повсеместно, как думалось большинству исследователей 551 , а там, где это случалось, не всегда можно видеть руку варваров: алан, утигуров, гуннов, тюрок или хазар, степень непосредственной угрозы которых в Таврике, как ныне становится ясно, была в определенной мере преувеличенной 552 . Видимо, современников гораздо больше пугала сама возможность приближения опасности, нежели ее_реальные плоды. Крымский полуостров не пустел. Скажем, многолетние раскопки Пантикапея (Боспора) не обнаружили следов гуннского разрушения, а строительство велось на территории бывшего акрополя даже во второй половине VI – первой половине VII в. Район центрального плато горы Митридат был обитаем, плотно застроен в позднеантичное время, несмотря на соседство кладбища с большим количеством ямных и плитовых могил, и, значит, даже в указанное время далеко не все жители боспорской столицы спустились к подножию горы, в Нижний город 553 . Материалы, собранные сотрудниками Керченского историко-археологического музея во время строительных работ в Керчи в 50–70-е гг. XX в. вместе с материалами охранно-археологических раскопок последних десятилетий в центре Керчи позволяют заключить, что Боспор раннесредневекового времени занимал значительно большую территорию, чем представлялось прежде. Городские кварталы простирались вдоль подножия горы Митридат, приморский участок города располагался у порта, а на центральном, западном плато, северных и южных склонах горы Митридат размещался обширный плитовый некрополь второй половины VI –начала X в., а кое-где продолжала функционировать террасная система и отдельные постройки V–VI в. 554 Культурные слои Гермонассы –Таматархи вв. тоже не несут следов частых пожаров и вражеских разрушений, а очертания средневекового города повторили в основном античный город 555 . Еще более показательны результаты исследования Китея – боспорского центра юго-востока Керченского полуострова, которые позволили установить, что причиной прекращения в нем жизни к концу VI в. стали не военно-политические неурядицы, а скорее действие гораздо более неумолимого природного, гео-экологического фактора – катастрофическое нарушение структуры пресных водоносных слоев, сделавшее существование города невозможным примерно с середины столетия. Находки амфор первой половины VI в., поздних типов привозной краснолаковой «штампованной» керамики, солида Юстиниана I, а также тарапана ранневизантийского времени, то есть остатки производственного сооружения, свидетельствуют, что обитатели Китея дольше всего продержались в западной и восточной частях городища, но со временем вынуждены были уйти и оттуда 556 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний сам противоречит себе, когда, с одной стороны, заявляет, что «голод и нужда в этой земле [Херсонской] таковы, что хлеб в ней только упоминается по названию», и вместе с тем уже в следующей строке своего письма просит прислать ему «содержание» («хлеб и вино или оливковое масло и всякое иное прочее») «из этой страны» (Италии) или из «области Понта», то есть городов понтийского побережья Малой Азии, будучи уверенным, что все заказанное им вполне возможно доставить в место, ставшее ему тюрьмой. Он же рассчитывает купить хлеб, «другие продукты какого-либо рода», готов платить за это золотом (от тремисса вплоть до солида за 3–4 модия зерна), что было бы несовместимо с крахом денежного обращения и натурализацией хозяйства 1125 . К слову, нет никакой уверенности, что папа отбывал наказание именно в самом Херсоне: Феофан не случайно трижды говорит о его высылке в «климата (области) [провинции] Херсона» (eis ta tes Chersonos klimata), «климата востока» (en tois klimasi tes anatoles), «в [провинцию] Херсон и климата» (en Chersoni kai tois lkimasin), очевидно, потому, что ссыльный, как и другие его товарищи по несчастью (братья Евпрепий и Феодор), противники насаждаемого сверху монофелитства, мог быть помещен в какую-либо соседнюю с городом «крепость племен», где условия жизни и отношения людей были, разумеется, еще более суровыми 1126 . Видимо, поэтому в Х в. составитель одного из списков «Хронографии»; (cod. Paris: gr. 1710) неуверенно приписал от себя пояснение относительно места смерти Мартина: «в восточных климатах или же там в Херсоне умерший» (tes anatoles etoi:en Chersoni ekeise teleutesas) 1127 . Если бы не вскользь брошенное упоминание о разлучении братьев, отправленных в разные кастра, можно было бы думать, что ссыльные находились лишь в самом Херсоне. Видимо, не случайно папа писал о своем окружении как о «варварах», «племенах», которые обитают в этой области (siquidem hi qui " in hac regione habitant omnes gentiles) и тех, других, «живущих здесь», кто принял такие же «племенные нравы» (характер, обычаи) (gentiles mores acceperunt) 1128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008