Поучение 6. О священном предании Слышали вы, что Божественное Откровение сохраняется в Церкви и распространяется между людьми двумя способами: посредством Священного Писания и священного предания. Сказав о священном Писании, ныне раскрою вам 1) понятие о священном предании, 2) его происхождение, 3) способ сохранения и 4) его важность и необходимость. 1) Понятие о нем Священное предание, также как и священное Писание, есть истинное слово Божие, которое первоначально принято и сохранялось в Церкви не посредством письмени, а посредством изустного слова и примера. Святые и Богодухновенные мужи, принимая откровения или внушения от Бога, передавали их изустным словом и своим примером истинно верующим и благочестивым людям; а сии другим, – пастыри пасомым, отцы детям, предки потомкам. 2) Происхождение его Священное предание было прежде священного Писания. Оно произошло так: Бог беседовал с Адамом еще в раю; открывал Свою волю и после падения прародителей, как им, так и благочестивым потомкам их, например до потопа: патриархам Еноху и Ною; после потопа: Аврааму, Исааку и Иакову; но в продолжение всего этого времени и после, до Моисея, учение веры, закон Божий и священные обряды сохранялись посредством устного предания и примера. Благочестивые патриархи свою веру и правила жизни передавали потомкам словом и примером своей жизни. Так в Ветхом Завете вера и благочестие долго сохранялись только посредством предания, без писания. Господь Иисус Христос проповедал Божественное учение, совершал чудеса, установил таинства, и оставил высочайший пример Своей святой жизни; но Сам ничего не предал письмени, апостолы Христовы, как учение, так и дела и установления Господа Спасителя сперва передавали только словом и примером, а не писанием. Так они, по вознесении Господа на небо, просвещенные Духом Святым, проповедали Евангелие сперва среди избранного народа в Иудее, потом и за пределами избранного народа, в разных странах вселенной. И после, только некоторые из апостолов, и преимущественно по требованию частных обстоятельств верующих, писали послания, например, для утверждения в вере, для разрешения недоумений и подобное; а большая часть апостолов не оставили писаний, хотя все они проповедали Евангелие и насаждали Церкви. В сих Церквах первоначально не было священных книг Нового Завета, но учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды были распространяемы и сохранялись посредством предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Укрепляя веру народа в непреложные обетования и надежду на спасение, Пророк с сугубым усилием возбуждает внимание его к своим убеждениям (ст.1,4,7,21) и обращается преимущественно к гонящим правду (стремящимся к правде), – к тем, кто еще помнит о Законе Божием и стремится исполнить его во всей точности, кто ищет Господа – желает быть и жить с Ним, как сын с отцом (ст.7; гл.49:15–21). И для таковых Он указывает высокий образец твердой веры – патриарха Авраама, Отца верующих. «Посмотрите говорит Пророк, на твердой камень – на скалу, которая иссечена вами, и на глубокую долину, по которой струится поток. Посмотрите на Авраама отца вашего, и на Сарру, родившую вас!» – Речь отчасти образная. Воспоминая о патриархе Аврааме и его жени Сарре, пророк живо переносится мыслью к их гробнице в Хевроне, к Махпели: это была пещера, высеченная в скале, над которой построен был (и остается поныне) великолепный Харам-памятник, в виде крепости из твердейших, искусно тесаных камней. 73 А близ Хеврона, по долине, с южной стороны города струится поток и есть большой пруд, древнейший из существующих здесь, обложенный тесаными камнями; есть даже водоем (цистерна) при самом Хараме, и со знаменательным наименованием Бир-Сара (т.е. колодезь Сарры). 74 И вот этот Харам-скала и долина с потоком служат для Пророка образами прародителей народа. Скала, это – Авраам, долина с водой, это – Сарра. Авраам человек незыблемой веры и верности, как величественная скала, в недрах которой он погребен. Сарра – праматерь неиссякаемого потомства, как долина, с её неиссякаемой водой. Скала безжизненна, но, по действию силы Божией, из её недр истекает жизнетворный поток. Так, по действию благословения Божьего, из мертвенных недр престарелого Авраама через мертвенную утробу старицы – Сарры излилось обильное потомство, и, как поток наводняет долину, оно заполнило обетованную землю. – Авраам был один, как истинно верующий, и Бог призвал его к исполнению Своей высшей воли, для него тогда непонятной. Авраам самоотверженно послушал Господа и Господь благословил его, а в силу этого благословения проявил к нему Свою любовь в бесчисленных благодеяниях, при его страннической жизни, а главное – умножил или размножил его, – не только даровал ему сына в старости, но и дал видеть целое потомство, из которого впоследствии выделилось несколько народов. Пример Авраама ручается уже за исполнение и других обетований Божьих достойным потомкам Авраама. Так Господь утешит и Сион: где, в окрестностях его были пустыни, там будет райская растительность, с многолюдным населением и райскими радостями спасенных Господом. Образом такого представления райской жизни Пророку послужила окрестность того же Хеврона, известная с древних времен и доныне своей громадной и долговечной растительностью, как бы совечной первозданному раю (как склонны думать еще и теперь местные жители – арабы). 75

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скачать epub pdf 8. Неделя четвертая Великого поста Ebp. VI, 13–20 13. Братия! Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14. говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя ( Быm. XXII, 17 ). 15. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. 16. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. 17. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18. дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19. которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20. куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. За две тысячи лет до Рождества Христова почти все люди на земном шаре так испортились и развратились, что едва-едва одна семья памятовала о Боге и исполняла Его волю. И в этой-то одной семье отец ее, Фарра, уже начал служить чуждым богам ( Hab. XXIV, 2 ). Тогда Господь, желая сохранить изначальное откровение и обещание о спасении людей, отделяет из этой семьи сына Авраама и велит ему покинуть землю, родню и даже оставить отца своего и идти в землю, ему вовсе неизвестную. При этом Господь сказал Аврааму, что от него (Авраама) произойдет народ великий; чрез него и особенно чрез его Потомка благословятся все племена земные ( Быm. XII, 1–3 ). Действительно, Авраам удалился в сторону от грешного мира, поселился на указанной Богом земле. Живет там год, другой и более; но у него, престарелого и бездетного, потомства не является. Богатства Авраама увеличиваются; он одерживает победу над врагами; получает благословение от Мелхиседека, – а потомства у него нет. Так обетование Божие о многочисленном потомстве от Авраама по переселении его в чужую землю не исполнялось в течение десяти лет. В душу его верующую запала грусть ( Быm. XV, 1–3 ). Господь ободряет его; Авраам верует. И эта вера Авраамова сочтена была Богом за высокое, благочестивое и святое дело ( Быm. XV, 6 ). Наконец Господь Бог даровал Аврааму сына от жены его Сарры. Не успел подрасти этот единственный, вожделенный сын – наследник всех богатств и обетовании, данных Богом Аврааму, как Господь требует его к Себе. Аврааму повелевает Бог принести Исаака в жертву ( Быm. XXII, 2 ). Авраам повинуется. Берет своего тринадцатилетнего сына, дрова и огонь и три дня он идет на назначенную гору. В душе своей Авраам обрек уже сына в жертву, уже приготовил дрова, положил на них сына своего и поднял нож на него. Но Господь не допустил Исаака до самой смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Глава четырнадцатая. Эпилог. Шатёр и Небесная колесница 109 Однажды равви Иоханан бен Заккай отправился в дорогу верхом на осле. Погонщиком шел ученик равви Иоханана равви Элазар бен Арах. И начал равви Элазар просить равви Иоханана: – Учитель, преподай мне из учения о Небесной Колеснице (Меркабе). – Сын мой, – ответил равви Иоханан, – этого предмета дозволено касаться только в беседе с одним человеком и то с таким, который способен многое постигать собственным разумом. – В таком случае, разреши мне, учитель, повторить перед тобою кое-что из того, чему ты же учил меня. – Хорошо, – сказал равви Иоханан. И, сойдя с осла, облачился и уселся на камень под масличным деревом. – Учитель, зачем ты спешился? – спросил равви Элазар. – Допустимо ли, чтобы в то время, когда ты поведешь речь о строении Колесницы (Меркабы), Шекина сойдет на нас и ангелы служения будут сопровождать нас, – допустимо ли, чтобы я в это время верхом ездил! Начал равви Элазар излагать сказания о Небесной Колеснице (Меркабе). И пал огонь с неба, и пламенем охватило все деревья кругом. И запели деревья хвалебную песнь: Хвалите Господа от лица земли, исполины морские и бездны все, огонь и град, снег и туман, буря, творящая волю Его, горы, холмы, дерева плодоносные и кедры все. Аллилуйя! ( Пс. 148:7–8 ). И голос ангельский зазвучал из племени: – Воистину, таково, таково строение Колесницы (Меркабы). Встал равви Иоханан, поцеловал р. Элазара в голову и сказал: – Благословен Господь, Бог Израиля, давший праотцу нашему Аврааму потомка, сумевшего исследовать, постигнуть и объяснить строение Колесницы (Меркабы)... Благо тебе, отец наш Авраам, что Элазар – потомок твой! Хаггада, трактат Хагига, 14 с. 215–216]. И простер Ягве на земле над потомком Авраама Моисеем шатер Свой, Шекину, и вознес на небо другого потомка его, Илью-пророка, на огненной колеснице, Меркабе Божией. Учение о славе Ягве (кэвод Ягве) приняло в иудейской мистике таинственный образ Шекины. 110 Шекина, – это производное слово от корня (шакан), что значит «пребывать под шатром». Изгнанный по грехопадении из рая человек лишился присутствия Божия. Но Бог в милости Своей не оставил человека вовсе, избрал Авраама и над потомством его простер шатер Своего присутствия, Шекину. Шекина – это вечно ускользающее Присутствие Божие. Только укрывшийся под сенью Всевышнего вновь простирает руки, ища Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Отцовское благословение Сегодня мы поговорим о потомстве патриарха Авраама. Перед смертью Авраам благословил сына своего Исаака. Казалось бы, ничего особенного в этом нет – Авраам благословляет своего единственного сына, рожденного от законной жены. Но мы знаем, что Исаак мог благословить только одного из двух сыновей: под словом «благословение» понимается нечто большее. С патриарха Авраама начинается тот израильский народ, который сохраняет свое бытие до Пришествия Иисуса Христа. Христос приходит в среду израильского народа, и тогда Церковь начинает писать Евангелие, в котором вспоминает Его родословие. Церковь говорит о предках Иисуса Христа по Плоти. Свидетельство об этом родословии читается в Неделю пред Рождеством Христовым. Каждый из упоминаемых в нем людей получал благословение своего отца служить продолжателем традиции Авраама, продолжателем веры, которую он явил. И эту традицию веры потомок Авраама должен был пронести через всю свою жизнь, передать какому-то из своих наследников. Долгие годы чистое семя, чистая плотская человеческая среда должны были служить Воплощению Божию и готовились Самим Промыслом Божиим. Род Авраама состоял из людей, которые хранили традицию веры, передавали ее своим потомкам и донесли, в конце концов, до времени Воплощения Иисуса Христа. Это были поколения праведников. Потому мы и поминаем на службах каждого из них поименно. Но это не праведники в нашем обычном смысле слова. Это не нравственно безукоризненные, безупречные люди, совершенные по своим морально-нравственным качествам. Нет. Например, среди праотцев (предков Иисуса Христа по Плоти) упоминается женщина Раав, нееврейского происхождения, блудница из города Иерихона. Интересна ее история. Когда она увидела израильский народ, то сердцем своим уверовала, что этот народ идет с Богом и Бог действительно отдаст эту землю израильскому народу, и, по вере своей, решила помочь двум израильтянам, которым угрожала опасность. За это ей сохранили жизнь, она не была уничтожена, как все остальные жители Иерихона. Впоследствии она вышла замуж за израильтянина, среди его потомков были Иессей, Давид и остальные предки Иисуса Христа по Плоти. Она – блудница; единственное качество, которое сделало ее достойной быть праматерью Иисуса Христа, – это вера в Бога. Благодаря этой вере она стала праведницей и названа праведницей. И действительно, мы слышим, как Священное Писание свидетельствует об Аврааме: «Авраам поверил, и это вменилось ему в праведность» – на самом деле человек оправдывается не нравственностью, не хорошими или плохими поступками – в первую очередь он оправдывается верой. Если человек верит, само состояние веры вменяется ему в праведность.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/7

Псалом 104 Народ Израильский должен прославлять Бога, который избрал и облагодетельствовал его – чтобы он хранил завет и соблюдал закон Божий. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». Это надписание вполне соответствуете содержанию псалма: ст. 1–3 и сл. 1–3. Исповедайтеся Господеви и призывайте имя Его, возвестите во языцех дела Его: воспойте Ему и пойте Ему, поведите вся чудеса Его. Хвалитеся о имени святем Его: да возвеселится сердце ищущих Господа. Псалмопевец, обращаясь мыслью к истории, припоминает все чрезвычайные дела милости Божией к потомству Авраама – народу Израильскому, особенно в Египте, при путешествии в Ханаане и по занятии городов оного, и – призывает всех восхвалять Господа. – Исповедайтеся Господеви – открыто возвещайте и прославляйте Господа. – И призывайте имя Его – имя единого истинного Бога призывайте в молитвах, обетах и клятвах. – Возвещайте в народах дела Его – пред другими народами, дабы и они узнали и прославили имя единого истинного Бога. – Воспойте Ему – священную песнь, хвалебный псалом, и пойте Ему – всегда. – Поведайте о всех чудесах Его, – как детям своего народа, так и инородным и иноверным, для убеждения их в истине своей веры и привлечения их в недра церкви Божией. – Хвалитесь именем святым Его, – а не именем своих вождей или царей, как победителей или завоевателей, ибо вся слава принадлежит Богу. Да возвеселится сердце ищущих Господа, – когда они услышат о Его чудесах, то порадуются за своих праотцев и утвердятся в надежде на милость и помощь Божию к ним и их потомству, чего именно они ищут или ожидают получить от Господа. 4–7. Взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну. Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его и судбы уст Его, семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избрании Его. Той Господь Бог наш: по всей земли судбы Его. Взыщите Господа, – приходите в Его храм с молитвенным расположением с жертвами и дарами; и утвердитеся, – будьте непоколебимо уверены в Его силе и помощи; ищите лица Его или присутствия Его выну – всегда. – Воспоминайте чудеса Его, которые Он сотворил, – дабы в них видеть силу Божию и непоколебимо надеяться на нее. Поминайте чудеса Его, точнее – знамения, в которых особенно сильно проявляются могущество и власть Господа – в тех областях природы, кои совершенно не доступны силе и воле человека (высоты звездного неба, глубины моря, бездна преисподней). Поминайте и судьбы уст Его, – определения. Его суда, высказанные Его устами, разумеется, или непосредственно Самим, или пророками Его. – Так должны воспоминать это все, кто принадлежит к семени или потомкам Авраама, ибо они рабы Господа, и – к сынам Иакова, ибо они избраны Богом именно для памятования Его чудес и хранения Его законов (ст. 43–45). – Той Господь Бог наш, – Он, сотворивший все те чудеса, и только Он есть единый истинный Бог. По всей земли судьбы Его, – определения Его воли, как решения суда Его, становятся законом на всей земле, т. е. для всех народов (ст. 8–10; ср. 1 и 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Вопрос: Многоженство в ветхозаветные времена. Господь создал человека (Адам) и помощницу жену (Ева). Кто установил многоженство? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Библейское учение о браке однозначно предполагает моногамию. Сотворив Адама, Господь Бог сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18). Брак  наших прародителей по замыслу Творца должен был стать правилом построения этого важнейшего жизненного союза для всех последующих поколений: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт.2:24). Эти слова Спаситель повторил искушавшим Его фарисеям (Мф.19:3-6). Первым нарушил Божественное установление о браке Ламех: И взял себе Ламех две жены (Быт.4:19). Священный писатель изображает этого ближайшего потомка Каина высокомерным и жестоким: жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне (Быт.4:23). Это было явное злоупотребление, противное Божественной воле. Позже, когда было дано обетование Аврааму (сделаю потомство твое, как песок земной; Быт.13:16), в ветхозаветной истории нередко встречалось многоженство, но это лишь Божие попущение. Так престарелая Сарра, тяжело переживая свое бесплодие, сказала Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сарры (Быт.16:2). Патриарх Иаков родил двенадцать сыновей от двух жен и двух служанок. История эта в подробностях известна. Семь лет Иаков работал на своего дядю Лавана, чтобы получить в жены любимую им Рахиль. Ни о каком многоженстве он не помышлял, а желал исполнить наставление своего отца Исаака: встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей (Быт.28:2). Но Лаван его обманул и дал ему вместо Рахили Лию, о чем он узнал утром. Что касается служанки Валлы, которая родила Дана и Неффалима, то это было желание Рахили, сильно скорбевшей по причине своего неплодия: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее (Быт.30:3). Также и Зельфа родила Гада и Асира по желанию Лии, когда она перестала рожать (Быт.29:35).

http://pravoslavie.ru/6712.html

Беседа пятая Итак, мы с вами сегодня продолжаем наши беседы по Книге Бытия. Собственно говоря, Книга Бытия – это история одной семьи. До двенадцатой главы рассказывается о том, как возник род человеческий, чьими потомками являлись Авраам, Исаак и Иаков, а с двенадцатой до пятидесятой, последней главы, рассказывается история одной семьи. Это очень редкое явление для столь древней литературы: настоящая семейная сага, но это – факт. Нам очень важно понять те взаимоотношения, которые были между членами этой семьи. То, что называется «еврейской нацией», возникает значительно позже, об этом рассказывает Книга Исход. А Книга Бытия рассказывает о семье Авраама, Исаака и Иакова. Авраам наиболее полно раскрывает в своей жизни добродетель «веры», Исаак раскрывает добродетель «надежды», Иаков – «любви». И последний персонаж в Книге Бытия – он тоже связан с этой семьей! – это сын Иакова, Иосиф. Он называется Иосифом Прекрасным и являет мудрость и красоту, совмещенные в одной личности, это – премудрость! Последний раз мы говорили с вами о битве царей, мы говорили о происхождении Авраама от прародителей Адама и Евы, и сегодня мы начинаем с 15-й главы, где сказано: « После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика » ( Быт. 15:1 ). Здесь очень интересным является слово «видение». Аврам именно в видении переживает встречу с Господом. И это слово означает, что пророк – это человек, который видит, который проницает сквозь ткань реальности материального мира и видит мир духовный. Здесь мы встречаемся с первым определением в Библии особенности пророческого служения. Почему Господь говорит: «не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика»? Святитель Иоанн Златоуст , истолковывая это обстоятельство, говорит, что Аврам испугался, что он потерял свою награду. Не думайте, что он потерял в виде награды то, что ему удалось спасти во время битвы против четырех царей, которые разгромили пятерых царей. Авраму могло показаться, что дело освобождения племянника Лота было столь важным событием в его жизни, что он как бы исчерпал, если так можно сказать, лимит Божьей милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Догмат о Пресвятой Троице Из книги «Догматическое богословие»арихимандрита Алипия (Кастальского) и архимандрита Исаии (Белова) 7 июня, 2011 Из книги «Догматическое богословие»арихимандрита Алипия (Кастальского) и архимандрита Исаии (Белова) Политеизм и два монотеизма На заре человеческой истории вера в Единого Бога была достоянием всех людей. Откровение о единобожии наши прародители восприняли в раю и передали своим потомкам. Это предание длительное время сохранялось среди наших предков, пока погружение в плотскую жизнь и омрачение разума, воли и чувств людей в страстях нечестия не привели к тому, что большая часть человечества утратила истинное представление о Боге. Люди, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному, человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью и поклонялись… твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь, — так объясняет Апостол появление язычества — политеизма (Рим. 1, 21—23, 25). Ко времени жизни патриарха Авраама вера в Единого Бога была достоянием немногих праведников, к которым принадлежал, например, Мелхиседек, царь Салимский. В потомстве Авраама монотеистическая вера была вновь утверждена Богом и ограждена строгими предписаниями Закона. Так, пророк Моисей наставлял евреев: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6, 4). Сам Бог возвещает через пророка Исаию: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44, 6), «Я Господь и нет иного» (Ис. 45, б и др.). Истина единства (единственности) Бога нашла подтверждение в новозаветной проповеди Спасителя: «Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк.- 12, 29). В Своей первосвященнической молитве Христос молится Единому Истинному Богу (Ин. 17, 3). Апостол так же учит: нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор. 8, 4). Проповедь монотеизма в новозаветные времена встречала многочисленных противников, прежде всего, в лице язычников, остававшихся во тьме идолопоклонства и политеизма, а затем — в лице полухристианских сект гностиков и манихеев. Если гностики допускали, кроме верховного Бога, множество низших божеств — эонов, то учение манихеев было дуалистично. Они учили о вечной борьбе двух начал: доброго и злого. Святые отцы вскрывали логическую противоречивость политеизма и дуализма. Они указывали, что всесовершенный Абсолют, Которым только и должен мыслиться Бог, может быть только оцин. Два или более независимых Абсолютов непременно ограничивали бы друг друга и потому не имели бы необходимых для Истинного Бога свободы и совершенства, то есть не были бы по сути богами. «Многоначалие есть безначалие» и «многобожие есть безбожие», — говорит святой Афанасий Существование зла в мире объясняется не дуализмом, а злоупотреблением своей свободой тварными существами (Ангелами и человеком).

http://pravmir.ru/dogmat-o-presvyatoy-tr...

Глава 24 1. Собрание в Сихеме-Силоме. 2–14. Милости Господа Аврааму и его потомкам. 15–24. Вопрос народу о выборе религии и его решение. 25–28. Возобновление Завета с Господом и его увековечение. 29–33. Кончина Иисуса Навина и первосвященника Елеазара. 34–36. Дополнение к тексту. Нав.24:1 .  И собрал Иисус все колена Израилевы в Сихем и призвал старейшин Израиля и начальников его, и судей его и надзирателей его, и предстали пред [Господа] Бога. Второе увещание произнесено было Иисусом Навином также перед всенародным собранием, которое одушевлено было мыслью о Боге и Его присутствии: «предстали пред... Бога». Народное собрание созвано было в Сихеме по нынешнему еврейскому тексту, многим позднейшим греческим спискам и основанным на них изданиям (например, Комплютенской Полиглотте и Альдинской Библии), с которыми согласуется славянская Библия, равно как по переводу блаженного Иеронима. Напротив, в древнем Ватиканском, Александрийском и некоторых позднейших списках перевода LXX вместо Сихема читается Силом. Первое из этих чтений может быть названо в настоящее время общепринятым с включением и нашей отечественной литературы 232 . В доказательство правильности его указывается на особенно важное значение Сихема, как священного города по религиозным воспоминаниям о патриархах, Аврааме ( Быт.12:7 ) и Иакове ( Быт.33:19–20,35:4 ) и по воспоминанию о недавнем религиозном событии, местом которого служили находящиеся около Сихема горы, назначенные для этого самим Моисеем ( Нав.8:30–35 ; Втор.11:29–30,27:4–26 ). При объяснении избрания Сихема для народного собрания при Иисусе Навине встречается, однако, немаловажное затруднение, представляемое словами Нав.24:26 : «и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня» (по еврейскому тексту «бемикдаш Иегова»). «Святилище» было, как видно из Исх.25:8 , Лев.12:4 и др., одним из названий Скинии собрания. Если Сихем был местом народного собрания, то существование в нем Скинии Господней, которая поставлена была в Силоме ( Нав.18:1 ), возбуждает недоумение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010