Не ко всем телесным потомкам Израиля относятся данные этому патриарху обетования. Апостол говорит раньше об Израиле, чем об Аврааме, вероятно, потому, что к этому побудило его то, что он уже (в 4-м стихе) поставил первым преимуществом еврейского народа его наименование Израильтянами. Рим.9:7 .  и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. Правильнее этот стих нужно перевести так: «и если они (т. е. израильтяне) суть «семя Авраама», то это не значит еще что они «чада». Это выражение чада ( τκνα) имеет здесь, несомненно, особенный смысл: оно значит чад Божьих (ср. Рим.8:16 ), т. е. наследников божественных обетований. За такое понимание говорит и следующий, 8-й стих ( «дети Божии»). – «В Исааке…». Только при взгляде на Исаака всякий скажет: «вот потомок Авраама!» Будут и другие потомки у Авраама через Измаила и других сыновей, – но они не будут всеми признаваться, как истинные его чада. Рим.9:8 .  То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. «Дети обетования», т. е. рожденные в силу Божественного обетования ( Гал 4:23 ), как Исаак, который был рожден в то время, когда его родители, по естественному порядку, не могли иметь детей ( Рим 4:19 ). «Сила обетования породила дитя» (Иоанн Злат.). – «Признаются» – конечно, Богом. – «За семя», т. е. за истинное потомство Авраама, обладающее известными правами. Рим.9:9 .  А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. Общее положение, высказанное в 8-м ст., Апостол основывает на известном частном историческом событии, описанном в XVIII-й гл. кн. Бытия. – «В это же время», – т. е. через год, или: около этого же времени в следующем году. – «Будет сын». Это предсказание о рождении Саррою ребенка, а именно сына, было доказательством того, что Исаак, действительно, был рожден по действию особой силы. Рим.9:10 .  И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Еще более подтверждает мысль о независимости получения спасения от телесного происхождения история сыновей Ревекки.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С Израилем все было наоборот: тот Бог, который открылся Аврааму в Уре Халдейском, был совершенно не похож на собственные представления о высшей силе будущих потомков Авраама. Он всегда шел против того, что, вообще говоря, хотелось бы людям, потому что у Него были свои цели. Он избрал человека, который этим целям стал послушен. Он призвал Авраама и сказал: «Выйди из города твоего и из земли родства твоего и пойди в землю, которую Я тебе укажу, и Я произведу от тебя великий народ, и благословятся в тебе все племена земные, и Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающих тебя прокляну» (ср. Быт.12:1–3 ). И вот Аврааму дается такое удивительное обетование, что от него произойдет народ, который изменит всю историю Земли, в котором благословятся все племена земные. Через Авраама Бог открывал какое-то совершенно новое видение, новый образ жизни для всех людей. Бог начинает работу с человечеством, которое все время себя уничтожало, грызло, убивало и т.д. Начинает с одного человека. Может быть, Бог обращался и к каким-то другим людям, но они Его не слышали. Во всяком случае, мы о них ничего не знаем. Авраам повиновался Богу, и это вменилось ему в праведность. Он действительно оставил более или менее цивилизованный Ур Халдейский, месопотамский город в долине Евфрата (это на территории современного Ирака) и пошел в землю, куда его повел Господь. Затем Авраам ждет наследника, которого ему обещал Бог. Проходит год, два, десять, двадцать лет, тридцать лет проходит, Авраам уже в глубокой старости. И только тогда Господь исполняет Свое обещание. Смысл такого длительного ожидания в том, что рождение наследника происходит не просто по человеческому решению, естественным образом, а по воле Бога. Чтобы не усомнился Авраам, не подумал, будто ему показалось, что Бог предсказал его потомкам великое будущее. Нет. Бог ясно дает понять Аврааму, что по естественному течению событий у тебя не произойдет ничего. Ибо было сказано: «Сарра, жена его, была бесплодна». Такое, мы знаем, бывает и у женщин, и у мужчин. Вот и Сарра была неплодна и не рождала Аврааму. И еще. Авраам подумал, что может быть и от служанки сын — будет наследником, или слуга его будет наследником. Нет. Богу угодно совсем другое. Однажды ночью Он сказал Аврааму: «Выйди из шатра». Он вышел. И сказал: «Посмотри на небо, видишь, сколько звезд, попробуй их сосчитать. Не можешь, да? Вот столько же у тебя будет потомков, как песка морского» (ср. Быт.15:5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

Являясь Аврааму в восьмой раз, Всевышний Бог уточняет сказанное Им Аврааму, другу Своему, в Харране: Мною клянусь, говорит Ягве, что, т.к. ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего ( Быт. 22:16–18 ). Это было сказано на горе Мориа при жертвоприношении Исаака. Бог уточняет, что не сам Авраам принесет благословение всем народам. Это произойдет в семени его. А семя его – это и народ Израильский, но более еще, то единственное Семя, Мессия-Христос. На мессианский смысл обетования Аврааму указал и Сам Христос, говоря иудеям: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался ( Ин. 8:56 ). Не только в пожелании – рад был увидеть день Мой, но и в осуществлении– и увидел, и возрадовался! Так что откровения праотцу Аврааму, действительно, были мессианскими. В мессианские времена уже не только Израиль, но все племена земные благословляются в Семени Авраамовом, Иисусе Христе, Сыне Авраама ( Мф. 1:1 ). Не случайно Благая Весть Нового Завета начинается с указания, что Иисус – Сын Авраама. Не случайно праотец Авраам первый в Библии поименован пророком (нави) и поименован так Самим Богом. Бог говорит Авимелеху, царю Герарскому: Теперь же возврати Сарру жену мужу, ибо он пророк, и помолится о тебе, и ты будешь жив... ( Быт. 20:7 ). Сама неприкосновенность Авраамовой жены и возможность благополучного исхода события для царя Авимелеха обосновывается Богом тем, что Авраам пророк. Здесь впервые в Библии употреблено слово (нави), или προφτης. «Нави» произведено от глагола «нава»=«говорить», т.е. речь о человеке, говорящем с Богом и ходатайствующем пред Ним за людей. Аврааму пришлось походатайствовать за Авимелеха, помолиться о нем. Авраам – пророк, нави, его устами изречено мессианское благословение всем народам земли, благословение, имеющее прийти от его потомков в израильтян, благословение от его Потомка и Семени Христа-Мессии. 4.4. Мессианский прообраз Исаака

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   Другие могут сказать: «Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога». Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании: «И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли» (Быт. 18:1—2).    В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56).    Такова же была и вера пророка царя Давида, который слышал, как Небесный Царь говорит о Своем Единородном Сыне: «Сказал Господь Господу моему» (Пс. 109:1; Деян. 2:34). Такова же была и вера трех отроков в пещи огненной, откуда они были спасены Сыном Божиим (Дан. 3:23—95); и святого пророка Даниила, который имел видение двойной природы Иисуса Христа в таинстве воплощения, когда Сын Человеческий пришел к Ветхому днями (Дан. 7:13). Вот почему Господь, обращаясь к потомству Авраама (биологически неоспоримому), говорит: «...если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы...» (Ин. 8:39), а дела эти в том, «чтобы... веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29).    Кто же тогда потомство Авраама? Сыны Исаака по плоти или сыны Агари египтянки? Исаак или Измаил — потомок Авраама? Чему нас учит Священное Писание устами Божественного Апостола? «Но Аврааму даны были обетования и семени его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Авраам сказал жене: «Служанка твоя в твоих руках, – делай с нею, что тебе угодно». Разозленная дерзостью Агари, Сарра стала притеснять ее, и Агарь, не выдержав, убежала из дома. Не зная, куда идти, она целый день блуждала по пустыне, а ночью заснула под открытым небом. Во сне ей явился ангел и сказал: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей!» Агарь послушалась ангела, вернулась к Сарре и в положенный срок родила сына, получившего имя Исмаил, что значит «Бог слышит». Господь вновь явился Аврааму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). Он заключил с Авраамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Авраама и его потомкам, рожденным от Сарры ( Быт.17:8 ). Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (отец множества народов – Быт.17:5 ) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола ( Быт.17:9–14 ) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который, однако, также получил благословение ( Быт.17:16–21 ). Позже Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников ( Быт. 18 ): однажды мимо жилища Авраама проходили трое странников. Следуя законам гостеприимства, Авраам пригласил их отдохнуть и подкрепиться. Сарра испекла для гостей хлеб. Авраам заколол и приказал зажарить теленка. Насытившись, странники поблагодарили гостеприимных хозяев, и один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». Услышав эти слова, Сарра, которой в то время было уже 90 лет, подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар». Но странник, угадав ее мысли, назидательно сказал, что нет ничего невозможного для Господа. После чего странники удалились. Эти три странника в действительности были ангелами, в которых воплотился Сам Бог . (Их изображение – так называемая «Ветхозаветная Троица» – является одним из самых распространенных сюжетов русских икон, в том числе знаменитой «Троицы» святого Андрея Рублева).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

И, наконец, третий завет Бога – с Авраамом – о том, что от него произойдет Богоизбранный народ, который будет хранить веру в Истинного Бога, и будет Господь хранить этот народ и, посылая им Своих пророков, возвещать волю Свою, пока не придет " Примиритель, и Ему покорность народов " , как пророчествовал внук Авраама Иаков (Быт. 49, 10). Часть 2 Часть 2 Этот последний Завет Бога – с Авраамом и его потомками до пришествия на землю Сына Божия – именует Святая Церковь Ветхим Заветом в узком смысле слова, но Ветхий Завет с человеком в широком смысле обнимает период времени от Адама до Рождества Христова. Страшное время сопутствовало юности Авраама. Истинное Богопочитание сынов Сима и Иафета стало забываться потомством их. Потомки Сима еще хранили почитание Истинного Бога, но при Аврааме это было уже редким исключением: только отдельные семейства в Урийском царстве и некоторые небольшие княжества, например, княжество Салима (Иерусалима) во главе с царем и первосвященником Мелхиседеком, который благословил первоначальника богоизбранного народа Авраама. Богословская наука не знает, когда хронологически прекратилось истинное Богопочитание в восточных и западных ветвях потомков Иафета. Можно сказать, что эпоха Авраама (1800 лет до Р.Х.) была эпохой умирания истинного Богопочитания у иафетитов в Европе. И вот избирает Бог одного из представителей рода Симова по прямой линии, живущего на родине, в городе Уре Халдейском в Шумере. " И сказал Господь Аврааму: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое и благословятся в тебе все племена земные " (Быт. 12, 1-3). В последних словах указано на то, что от его корня изыдет Христос, именем Которого благословятся все племена земные. Так начинался новый период жизни Авраама, полный тяжких испытаний, драм и бесчестия, тяжких скорбей за любимую красивую жену. И вот явился Бог царю во сне и сказал ему: " Я не допустил тебя прикоснуться к ней (Сарре), теперь возврати жену мужу ее, ибо он – Пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив " (Быт. 20, 6-7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

     Здесь кое-кто может наивно вступиться: " Но все же все три религии имеют нечто единое: все три исповедуют Бога Отца! " Но с точки зрения Святой Православной веры это нелепость. Мы всегда произносим: " Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице " . Как мы можем разделять Отца и Сына, когда Иисус Христос утверждает: Я и Отец - одно (Ин. 10, 30); и св. Иоанн - апостол, евангелист, богослов, апостол любви - ясно говорит: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца (1Ин. 2, 23).      Но если бы и все три религии называли Бога Отцом: кому же Он истинный Отец? Для евреев и мусульман Он Отец людей в плане творения; в то время как для нас, христиан, Он, во-первых, прежде основания мира (Ин. 17, 24) Отец Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 1, 3), предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа в плане искупления (Еф. 1, 5-7). Какое же тогда сходство между Божественным отцовством в христианстве и в других религиях?      Другие могут сказать: " Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога " . Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании: И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли (Быт. 18, 1-2).      В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8, 56).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Здесь кое-кто может наивно вступиться: " Но все же все три религии имеют нечто единое: все три исповедуют Бога Отца! " Но с точки зрения Святой Православной веры это нелепость. Мы всегда произносим: " Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице " . Как мы можем разделять Отца и Сына, когда Иисус Христос утверждает: Я и Отец - одно (Ин. 10, 30); и св. Иоанн - апостол, евангелист, богослов, апостол любви - ясно говорит: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца (1Ин. 2, 23). Но если бы и все три религии называли Бога Отцом: кому же Он истинный Отец? Для евреев и мусульман Он Отец людей в плане творения; в то время как для нас, христиан, Он, во-первых, прежде основания мира (Ин. 17, 24) Отец Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 1, 3), предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа в плане искупления (Еф. 1, 5-7). Какое же тогда сходство между Божественным отцовством в христианстве и в других религиях? Другие могут сказать: " Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога " . Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании: И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли (Быт. 18, 1-2). В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8, 56).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/906/...

Здесь кое-кто может наивно вступиться: «Но все же все три религии имеют нечто единое: все три исповедуют Бога Отца!« Но с точки зрения святой православной веры это нелепость. Мы всегда произносим: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице». Как мы можем разделять Отца и Сына, когда Иисус Христос утверждает:  Я и Отец — одно  (Ин. X, 30); и св. Иоанн — апостол, евангелист, богослов, апостол любви — ясно говорит:  Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца  (1 Ин. II, 23). Но если бы и все три религии называли Бога Отцом: кому же Он истинный Отец? Для евреев и мусульман Он Отец людей в плане творения; а для нас, христиан, Он Отец Господа нашего Иисуса Христа через усыновление (Еф. I, 4–5) в плане искупления. Какое же тогда сходство между Божественным отцовством в христианстве и в других религиях? Другие могут сказать: «Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога». Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании:  И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли  (Быт. XVIII, 1–2). В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда мы украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда мы прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь:  Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался  (Ин. VIII, 56). Такова же была и вера пророка царя Давида, который слышал, как Небесный Царь говорит о Своем Единородном Сыне:  Сказал Господь Господу моему  (Пс. CIX, 1; Деян. II, 34). Такова же была и вера трех отроков в пещи огненной, откуда они были спасены Сыном Божиим (Дан. III, 25); и святого пророка Даниила, который имел видение двойной природы Иисуса Христа в таинстве воплощения, когда Сын Человеческий пришел к Ветхому днями (Дан. VII, 13). Вот почему Господь, обращаясь к потомству Авраама (биологически неоспоримому), говорит:  если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы  (Ин. VIII, 39), а дела эти в том,  чтобы... веровали в Того, Кого Он послал  (Ин. VI, 29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В говорившем голосе Агарь признала голос Господа. Она могла слышать его не умирая. Источник, который был свидетелем ее видения, был назван источником, посвященным Живому, Который видел ( Быт.16:13–14 — М) 8 . Агарь возвратилась в шатер Мамрийский. Родился Измаил. История не говорит нам, как встретила Сара рождение сына своей рабы. Когда снова открывается пред нами Мамрийский шатер, мы видим там патриарха и его жену во всем блеске их новой славы. Бог, явившись патриарху, назвал его Авраамом —отцом множества, обещал произвести от него царей и народы и установил обрезание как знак союза, который Он заключал с потомками еврейского князя. “Сару, жену твою”, прибавил Господь, “не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее”. Авраам пал на лице свое, но уста его выразили молчаливую улыбку. Ужели от четы постаревшей и слабой родится сын, в котором было отказано молодым супругам? Но Бог, читая мысль патриарха, объявил ему, что на Измаила Он смотрит милостиво, но Исаак, сын Сарры, наследует миссию отца. Сыну Агари благословение Господа, но сыну Сарры Его союз. Был жаркий день. Авраам сидел при входе в свой шатер. Проходили три путника, патриарх побежал к ним и, склонив к земле свое благородное чело, умолял их отдохнуть под тению его рощи и принять его услуги гостеприимства. Путники приняли предложение Авраама. Когда патриарх угощал их под тению дуба, они спросили его: “Где Сарра, жена твоя?” — “Здесь, в шатре” ( Быт.18:9 ), отвечал Авраам. Тогда один из гостей сказал ему, что в следующий год, когда Он в это же самое время воспользуется его гостеприимством, Сарра будет уже матерью сына. Сарра подслушивала извнутри шатра. Та же самая недоверчивая улыбка, которой никогда не мог подавить сам Авраам пред лицем Господа, пробежала по лицу царицы. Господь угадал эту улыбку. “Отчего это”, сказал Он, “рассмеялась Сарра, сказав: «неуже­ли я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году; и будет у Сарры сын”.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010