Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя. Алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщы. Восприят Израиля отрока своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. Прославляет душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем. Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут прославлять Меня все роды (т. е. племена). Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу могущества Своего, рассеял надменных помышлениями сердца их. Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, Аврааму и потомкам его до века. После каждого из стихов прибавляется песнь, (последняя половина песни «Достойно есть»): Честнейшую херувим... Это – песнь в честь Пресв. Богородицы. Она и воспета Ею Самою, когда Пресв. Богородица, получив архангельское благовестие о рождении Спасителя и узнав, что и родственница ее Елисавета, жена Захария, тоже скоро имеет родить сына, предтечу Христова, пошла навестить ее. И когда Елисавета, увидев Св. Деву Марию, Духом Св. узнала, что она предназначена быть матерью Спасителя, и так назвала Ее, то Пресв. Богородица, тоже научаемая Духом Св., воспела песнь: Величит душа моя Господа – о рождении Спасителя, обещанного Богом еще Аврааму, и о Своем величии чрез рождение сего Спасителя ( Лк.1:46–56 ). Пред пением этой песни диакон, подойдя к иконе Пресв. Богородицы в иконостасе, возглашает: «Богородицу и Матерь Света (т. е. И. Христа Спасителя) в песнех возвеличим». Великое славословие Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет. Певцы: Слава в вышних (т. е. на небе) Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю, Господи, Сыне Единородный Иисусе Христе и Святый Душе! Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас! Вземляй грехи мира, приими молитву нашу! Седяй одесную Отца, помилуй нас! Яко Ты еси Един Свят, Ты еси Един Госп o дь, Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже Отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. (Трижды). Господи! прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи! помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи! к тебе прибегох: научи мя творити волю Твою. Яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота. Во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный! помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

284 В-третьих, обрезание плоти мужеские таинственно указывало на рождение обетованного потомка Аврамова, который имел родиться не от похоти плотской, ни от похоти мужеской, но бессеменно от неискусобрачной Девы Марии и Духа Свята, чрез устранение (и как бы отсечение) мужского участия. «Обрезание плоти мужские есть как бы отрицательное выражение понятия о семени жены». 285 Почему не обрезывался пол женский? Не потому, что он не участвовал в завете, но в знаменование того, что Обетованное Семя жены, долженстовавшее спасти род человеческий, был муж (Господь Иисус Христос ), а не жена. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем, и купленный за серебро твое… (Ст. 13). С какой целью предписывалось обрезание рабов и иноплеменников? Сие было прообразовательным знамением того, что некогда все народы и всякого звания люди примут участие в благодатном завете Бога с человеком, образом которого был Авраамов завет. Сару жену твою не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра…. (Ст. 15. 16). Что означают имена Сара и Сарра? По объяснению Иеронима, первое имя значит госпожа или владычица моя, а второе владычица вообще, т.е. госпожа не одной только семьи, но многих народностей. 286 ... Авраам... рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? И Сарра, девяностолетняя, неужели родит? (Ст. 17). Как согласить недоумение и смех Авраама с его крепкой верой в обетования Божии? Слова Авраама не выражали недоумения и колебания веры, ибо, по Апостолу, он в обетовании Божии не усомнится не верованием, но возможе верою 287 , но выражали благоговейное удивление, и смех его был играние радости, а не усмешка неверия. Так объясняет смех и недоумение Авраама Блаж. Августин. 288 Некоторые думают, что на сей самый случай указует Иисус Христос, когда говорит, что Авраам, видев Его день, возрадовался. И взял Авраам ... и обрезал крайнюю плоть домочадцев своих в тот самый день, как сказал ему Бог... (Ст. 23). Почему особенно достойна примечания поспешность Авраама в исполнении заповеди об обрезании? Потому, что Господь, установляя обрезание, не назначал ни Аврааму, ни его домочадцам определенного времени для совершения обрезания, только новорожденные должны были обрезываться в восьмой день.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И вот, Господь Бог являет пред Авраамом грозное действие Своего правосудия в ниспровержении нечестивых городов Содома и Гоморры и их окрестностей. Повествование об этом грозном событии вовсе не является случайной вставкой в историю Авраама, с которой она не имеет никакой внутренней связи, как это утверждает отрицательная критика 586 . Та хронологическая последовательность, в которой повествование о гибели Содома и Гоморры непосредственно примыкает к повествованию о поставлении Богом завета с Авраамом, вполне соответствует и тесной логической связи между этими двумя событиями. Поэтому-то божественное извещение Аврааму о страшном наказании, предстоящем Содому и Гоморре, предваряется напоминанем ему о его избрании Богом и о той его великой миссии, которая возлагается на него этим избранием: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом (все), что сказал о нем» ( Быт. 18:18–19 ). Хождение путем Господним, правда и суд требуются от потомков Авраама; на земле будущего обитания этих потомков имеются люди, которые самым нечестивым образом попирают указанные божественные требования: это жители Содома и Гоморры; их беззакония так велики, что вопль о них возносится к небу, к божественному правосудию. Предстоящее страшное наказание этих нечестивцев, очевидцем которого делается Авраам, должно служить предостережением его потомкам о грозном суде Божием за отступление от требований завета Божия. Повествуя о беседе Божией с Авраамом относительно предстоящей Содому и Гоморре участи, бытописатель употребляет выражения применительно к понятиям человеческим, так называемые, антропоморфизмы. В приложении к Богу, разумеется, их нельзя понимать буквально, как это можно было бы делать в приложении к человеку: необходимо вникать лишь в ту мысль, какая содержится в этих выражениях. Так Господь Бог, приблизив к Себе Авраама до вступления в особый завет с ним, открывает ему тайну предстоящего грозного действия Божия: Авраам, сделавшийся по завету с Богом обладателем Ханаана (что потом осуществится в потомстве Авраамовом), извещается о предстоящем страшном событии в обетованных ему владениях 587 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Итак, Господь, желая наградить праведника за послушание Ему... говорит: семени твоему дам землю сию» 439 . Причем, речь здесь идет не о «детях Авраамовых» – всех верующих, а, именно, о его потомстве по плоти. Блаж. Августин: «И явися Господь Аврааму, и рече ему: семени твоему дам землю сию. На этот раз Обетование не касалось того семени, по которому он сделался отцом всех народов, а лишь того, по которому он является отцом одного Израильского народа; потому что земля та перешла во владение этого семени». То есть, Господь, как бы, не только созидает Свое дело и Свой народ, но воздает лично Своему другу, дарует ему его потомство и его народ. Св. Филарет Московский отмечает три причины, три значения, которые имеет избрание в качестве Святой Земли именно земли Ханаанской. По Божественному правосудию, хананейские племена должны быть наказаны и истреблены за их нечестие. По Божественной благодати, Господь дает избранному Своему народу землю, кипящую медом и молоком. По Божественной премудрости, избрана серединная земля, сообщающаяся со всеми частями света (Азия, Европа, Африка), дабы вся земля видела спасение, соделанное посреди земли. Св. апостол Павел усматривал в сихемском обетовании Аврааму мессианское значение. И семени твоему дам землю сию. Апостол Павел толкует: Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы, о многих, но, как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос ( Гал. 3:16 ). Явился Бог. Дано обетование. 3.4. Жертвенник Авраама Ягве Богу Пред взором великого странника раскинулись просторы Богом данной земли. Изумленный и обрадованный Авраам совершает свое первое действие на Святой Земле – он сооружает жертвенник. И создал там в Сихеме Аврам жертвениик Ягве, Который явился ему. Возносится жертва хвалы. Бог избрал Себе землю и друга. В ответ, в высоты бездонного неба воскуряется фимиам. В течение ста лет пастух Авраам будет переходить с места на место со своими стадами по всей, дарованной ему, земле. И всюду – жертвенники, жертвенники...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Чтобы не показалось, что он беседует как с врагами, он и потом говорит: « братья! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение » (Рим. 10:1), и здесь, кроме прочего, им сказанного, он старается показать, что говорит не по вражде то, что должен сказать против них; потому и не отказывается называть их родственниками и братьями. И хотя все, что ни сказал, говорил для Христа, однако же, привлекает к себе и их расположение, предварительно пролагает путь своему слову, отклоняет от себя всякое подозрение касательно того, что намерен сказать против них, и потом уже приступает к рассмотрению того, что занимало многих. Многие, как заметил я выше, спрашивали, почему получившие обетование погибли, а те, которые никогда не слышали о нем, спаслись прежде первых? Итак, устраняя это недоумение, он предлагает свое разрешение прежде возражения. Чтобы кто–нибудь не сказал: что же, неужели ты заботишься о славе Божьей более, нежели сам Бог? Неужели Он нуждается в твоей помощи, чтобы Его слово не погибло? Отвечая на это, (апостол) и говорит: я сказал это не в том смысле, что слово Божье не сбылось, но чтобы доказать любовь к Христу. И хотя дела исполнились в таком виде, продолжает (апостол), но мы не сомневаемся относительно слов Божьих и утверждаем, что обетование непреложно. Бог говорил Аврааму: « и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, и благословятся в тебе все племена земные » (Быт. 17:8; 12:3). Потому посмотрим, говорит, какое это семя, так как не все, происшедшие от Авраама, его семя, почему и сказано: « не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя » (Рим. 9:7). 4. Итак, если ты узнаешь, кто называется семенем Авраама, то увидишь, что обетование было дано семени его, и поймешь, что слово Божье не осталось без исполнения. Скажи же мне: кто называется семенем? Не я говорю, отвечает (апостол), но Ветхий Завет изъясняет сам себя, говоря так: « в Исааке наречется тебе семя » (Быт. 21:12). Объясни, что значит — « в Исааке »? « То есть не плотские дети суть дети Божьи, но дети обетования признаются за семя » (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

II. З. с Авраамом и закон. Мысль о непреложности З. в Послании к Галатам наглядно выражена в образе неотменяемости завещания (по-гречески то же самое слово, что и З.,- διαθκη). «...Даже человеком утвержденного завещания (διαθκη) никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его… которое есть Христос» (Гал 3. 15-16). Благословение, данное Аврааму и его потомкам, понимается как «завет о Христе» (Гал 3. 17). З. дал Израилю великие преимущества (Рим 9. 4-5). Сам ап. Павел, будучи христианином, «хвалится» своей принадлежностью к народу З. (ср.: Рим 11. 1; 2 Кор 11. 22). И вот по аналогии с неотменяемостью человеческого завещания З. Божий, к-рый состоял в обетовании Аврааму и вступил в силу с пришествием Христа, не может быть отменен законом, явившимся спустя 430 лет (после З. Авраама) (Гал 3. 17). Под законом ап. Павел преимущественно имеет в виду то узкое, раввинистическое понимание абсолютизированного закона Божия, к-рое сводилось к требованию формального исполнения множества предписаний и заповедей. Такой закон был отменен Иисусом Христом: «...конец закона - Христос» (Рим 10. 4). Он в изображении ап. Павла был только «детоводителем ко Христу» (Гал 3. 24). Сам по себе «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим 7. 12). Но закон относится к З., заключенному на Синае «спустя четыреста тридцать лет» (Гал 3. 17) после З. с Авраамом. Эти 2 З. изображены в аллегории о 2 сыновьях Авраама: Исааке (от свободной Сарры) и Измаиле (от «рабы» Агари). «...Который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь… и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам» (Гал 4. 23-26). Синайский З. не может дать спасение. Тот, кто его придерживается (дети «нынешнего Иерусалима»), находится в рабстве по аналогии с Измаилом. Христиане же (дети «вышнего Иерусалима») - потомство обетования Аврааму и потому свободны по аналогии с Исааком. Ап. Павел доказывает, что благословенное потомство Авраама, к которому относится «завещание»,- верующие в Иисуса Христа, в Котором преодолеваются все земные барьеры между людьми. «...Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса… Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал 3. 26-29). З. в Послании к Евреям

http://pravenc.ru/text/182425.html

Обетования Божьи патриархам охватывают следующие сферы: рождение сына, умножение потомства, земля, Божье присутствие, благословение. Некоторые из этих событий могут произойти сами по себе («... и будет сын у Сарры, жены твоей», «потомству твоему отдам Я землю сию» (12:7)), но обычно они не происходят в одиночку. Например, 22:15–18 включает обетование благословения («Я благословляя благословлю тебя»); обетование умножения потомков («умножая умножу семя твое, как звезды небесные»); обетование земли («и овладеет семя твое городами врагов своих»); и второе обетование благословения («и благословятся в семени твоем все народы земли»). Авраам получил больше обещаний, чем его сын или внук. Перечисляя обетования о потомках, Дэвид Клайне приводит девятнадцать отрывков из Книги Бытие. Тринадцать из них обращены к Аврааму, только один – к Агари (21:18), два – к Исааку (26:4:24) и три – к Иакову (28:14; 35:11; 46:3). Клайне указывает тринадцать отрывков из Бытия относительно земли обетованной. Девять из них адресованы Аврааму, один – Исааку (26:3) и три – Иакову (28:13, 15 (также 48:4); 35:12; 46:4) 36 . В связи с обетованием о земле мы замечаем вариации даже в том, как давалось обетование. В 12:7 Бог намеревается дать эту землю «потомству твоему». В 13:15 Бог дает землю «тебе ... и потомству твоему». В 13:17 Бог собирается отдать землю «тебе». Даже время «Я дам» в этих стихах может быть заменено на «Я даю» (15:18, буквально – «Я дал»). Авраам, конечно же, так и не овладел землей, как это сделали израильтяне под руководством Иисуса Навина. Его «обладание» ограничено обозначением вех земли: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее», которой его семя однажды овладеет. По крайней мере, именно так мы сейчас понимаем эти слова. Ни в каком раннем тексте нет указания на то, что сам Авраам понимал это таким образом. По-видимому, он предвкушал более быстрое исполнение обетования, когда оно впервые было объявлено ему в 12:7. Только указание Бога на четырехсотлетний пробел (15:12–16) положило конец любым вопросам, которые, возможно, возникали у Авраама. В нескольких случаях он спрашивает у Бога: где мой наследник? Но он никогда не спрашивал у Бога: где моя земля? Он был вполне доволен жизнью в шатрах ( Евр.11:9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

He случайно во второй цитате ( Ис. 1:9 ) появляется понятие «семени» (σπρμα). В широком смысле данное понятие (евр. zera‘) обозначает потомство: евреи гордились тем, что они «семя Авраама» ( Ин. 8:33 ). Однако Павел сначала использует это понятие применительно к той линии потомков Авраама, с которой связано обетование. Постепенно он подводит к мысли о том, что, как не все потомки Авраама являются его «семенем», так не все представители народа израильского являются остатком, но только те, которых Бог избрал для включения в новый Израиль. 259 Слово «семя» в еврейском языке указывает и на конкретного потомка того или иного человека. В Послании к Галатам Павел отождествляет «семя Авраамово» с Христом, заявляя, что именно к Нему относятся обетования, данные Богом Аврааму ( Гал. 3:16 ). В рассматриваемом нами тексте из Послания к Римлянам Павел также подводит ко Христу, на Которого указывает третья избранная им цитата – о камне преткновения. Она соткана из двух фрагментов: Ис. 28:16 («Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится») и Ис. 8:14 («И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля...»). В синоптических Евангелиях Иисус применяет по отношению к Себе образ камня, который отвергли строители, но который сделался главою угла ( Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ). Этот образ заимствован из Пс. 117:22–23 . В своем Первом Послании апостол Петр соединяет две цитаты ( Ис. 28:16 и Пс. 117:22–23 ) в единый смысловой блок: «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Hero не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла» ( 1Пет. 2:6–7 ). Почему краеугольный камень стал для иудеев камнем преткновения? Павел дает ответ: потому что они «искали не в вере, а в делах закона». Тема оправдания верою, а не делами закона занимала важное место в предшествующем изложении, и здесь Павел к ней возвращается. Иудеи, утверждает он, понадеялись на закон праведности, но не достигли его, а язычники, не искавшие праведности, получили ее. «Праведность от веры»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Боговидец Моисей удостоился видеть Бога, но не в человеческом образе Сына Божия, а в недоступной человеку великой силе Божией. Моисей увидел только удаляющегося Бога, но даже от этого лицо его стало сиять нестерпимым светом, почему он должен был покрыть лицо покрывалом. А в Богоявлении у вод Иордана была явлена Святая Единосущная Троица – Сын Божий стоял на берегу Иордана, Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и слышен был голос Несозерцаемого Отца Небесного: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение " . Поэтому и называется этот праздник Богоявлением, явлением людям Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Приложения Часть 2 Этот последний Завет Бога – с Авраамом и его потомками до пришествия на землю Сына Божия – именует Святая Церковь Ветхим Заветом в узком смысле слова, но Ветхий Завет с человеком в широком смысле обнимает период времени от Адама до Рождества Христова. Страшное время сопутствовало юности Авраама. Истинное Богопочитание сынов Сима и Иафета стало забываться потомством их. Потомки Сима еще хранили почитание Истинного Бога, но при Аврааме это было уже редким исключением: только отдельные семейства в Урийском царстве и некоторые небольшие княжества, например, княжество Салима (Иерусалима) во главе с царем и первосвященником Мелхиседеком, который благословил первоначальника богоизбранного народа Авраама. Богословская наука не знает, когда хронологически прекратилось истинное Богопочитание в восточных и западных ветвях потомков Иафета. Можно сказать, что эпоха Авраама (1800 лет до Р.Х.) была эпохой умирания истинного Богопочитания у иафетитов в Европе. И вот избирает Бог одного из представителей рода Симова по прямой линии, живущего на родине, в городе Уре Халдейском в Шумере. " И сказал Господь Аврааму: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое и благословятся в тебе все племена земные " (Быт. 12, 1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В результате рождается разноязычие, «хаос наций». Бог избирает Своим орудием один народ, народ еврейский, от Евера, потомка Сима. Святитель Григорий Нисский отметил, то «столпотворение» началось после расселения народов. Святитель не рассматривает многоязычие как наказание за грех. Он пишет: «После того, как по Божественному изволению должна была сделаться обитаемой вся земля, по расторжению языка, люди рассеялись по разным местам, и каждый народ образовал особый характер речений… Бог, восхотев, чтобы люди были разноязычны, предоставил им идти естественным путем и каждому (народу) как угодно образовывать звук для объяснения имен» . На этом событии заканчивается Библейский Пролог и первые мифы доисторического бытия. Далее начинается собственно история, и личности этой истории уже никак не могут рассматриваться аллегорически. Как, например, отмечает прот. Александр Мень: «Следует отметить, что в Ветхом Завете, по древневосточному обычаю, родоначальник часто изображался как эпоним (от греч. «онома» – «имя»), то есть образ собирательный, в котором слиты черты и судьбы рода, племени, нации. В одних случаях эпонимы были лицами историческими (еврейские патриархи), а в других ( Быт. 10 ) служили только для обозначения народа» . Избранником становится отец верующих Авраам. Вера Авраама представлена как доверие Богу даже тогда, когда по человеческой логике оно совершенно необоснованно. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт.22:1-2 ). В. Н. Лосский замечает: «Поведенная ему жертва – наследник обетования Исаак – требует веры вне всякой логики, послушания безусловного. Во время восхождения на гору Мориа Авраам отвечает на вопрос Исаака: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». И когда в последний момент Бог действительно заменяет человеческую жертву овном, мы понимаем, что каждый раз, когда человек бывает послушлив, Бог приготовляет Божественного Агнца – Христа. Может ли Он не дать Собственного Своего Сына, когда человек отдает своего?» . Священная история, это история прообразов спасения и история выбора человека. Сроки спасения приближаются или отдаляются в зависимости от готовности человека его принять.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010